Николай андреевич римский. Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество. Скачать данный материал

Биография и эпизоды жизни Николая Римского-Корсакова. Когда родился и умер Николай Римский-Корсаков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Николая Римского-Корсакова:

родился 6 марта 1844, умер 8 июня 1908

Эпитафия

«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»
Из романса Николая Римского-Корсакова на стихи Александра Пушкина

Биография

С самого детства он грезил морем, но гениальный музыкальный талант полностью изменил биографию Римского-Корсакова. И, возможно, именно любовь к морю, к этой огромной и очаровывающей стихии, помогла композитору написать такие великие произведения, как, например, опера «Садко» или «Сказка о царе Салтане». Так или иначе, в том, что однажды молодой моряк, с отличием окончивший кадетский корпус и три года прослуживший на морском флоте, решил посвятить себя музыке, есть счастливое провидение. Иначе мы никогда бы не узнали великого композитора Николая Римского-Корсакова, а также, возможно, многих других великих учеников композиторской школы, которую создал Римский-Корсаков.

Свое начальное музыкальное образование Римский-Корсаков получил еще дома - его первым инструментом стал барабан, а в 11 лет он уже сочинял собственные произведения. Серьезное увлечение музыкой появилось у будущего композитора в то время, когда он учился в Морском кадетском корпусе. Тогда же он начал брать уроки у педагога по фортепиано, которые пришлось прервать, когда юношу отправили служить. К тому времени он уже состоял в кружке «Могучая кучка» и даже закончил свое первое крупное произведение. И хотя на корабле не было ни времени, ни возможности продолжать сочинительство, вернувшись домой, молодой человек решил полностью посвятить свою дальнейшую жизнь музыке. Так началась музыкальная биография Римского-Корсакова, величайшего русского композитора второй половины двадцатого века.

Музыкальное наследие композитора грандиозно - за свою жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, 3 симфонии и множество других инструментальных произведений. Параллельно с сочинительством он успевал преподавать в консерватории, работать директором музыкальной школы и исполнять обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, дирижировать симфоническими оркестрами и оперными спектаклями. Возможно, талант действительно был дан Римскому-Корсакову от природы, но без его невероятного трудолюбия, без той отдачи, с которой он служил музыке, ему вряд ли бы удалось создать столько прекрасных и гениальных музыкальных произведений.

Смерть Римского-Корсакова наступила на 65-м году жизни, композитор скончался в своем имении, где сегодня находится мемориальный музей-заповедник композитора. Причиной смерти Римского-Корсакова стал инфаркт. Похороны Римского-Корсакова прошли в Санкт-Петербурге, могила Римского-Корсакова находится на Тихвинском кладбище.

Линия жизни

6 марта 1844 г. Дата рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
1856-1862 гг. Учеба в Морском кадетском корпусе.
1861 г. Вступление в Балакиревский кружок (впоследствии «Могучая кучка»).
1862-1865 гг. Служба в морском флоте.
1865 г. Написание «Первой симофнии».
1867 г. Написание «Сербской фантазии» и музыкальной картины «Садко».
1871 г. Преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.
30 июня 1872 г. Женитьба на Надежде Пургольд.
1873 г. Рождение сына Михаила.
1873-1884 гг. Работа инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
1874-1881 гг. Работа директором Бесплатной музыкальной школы.
1874 г. Работа дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.
1875 г. Рождение дочери Софьи.
1878 г. Рождение сына Андрея.
1883 г. Рождение сына Владимира.
1888 г. Рождение дочери Надежды.
1896-1907 гг. Написание Римским-Корсаковым опер «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
8 июня 1908 г. Дата смерти Римского-Корсакова.
12 июня 1908 г. Похороны Николая Римского-Корсакова.

Памятные места

1. Дом Римского-Корсакова в Тихвине, в котором он родился.
2. Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова в последней петербургской квартире, где проживал композитор.
3. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где преподавал композитор.
4. Детская музыкальная школа им. Римского-Корсакова, преемница Бесплатной музыкальной школы, директором которой работал Римский-Корсаков в 1874-1881 гг.
5. Памятник Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге.
6. Мемориальный музей-заповедник композитора, состоящий из усадеб Вечаша и Любенск, где скончался Римский-Корсаков.
7. Тихвинское кладбище, где похоронен Римский-Корсаков.

Эпизоды жизни

Римский-Корсаков был не только гениальным композитором, но и талантливым педагогом. Однажды он должен был вести лекцию по контрапункту в Петербургской консерватории. Свой урок он начал со слов: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным…»

Композитор всегда был остр на язык и умел парировать любые нападки и оскорбления. Однажды один завистник заметил Римскому-Корсакову, что, мол, его музыка очень похожа на музыку композитора Бородина. На что Николай Андреевич спокойно заметил: «Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»

Несмотря на остроту ума и дипломатичность, Римский-Корсаков тяжело переживал общение с цензорами. Незадолго до смерти Римского-Корсакова разгорелся конфликт по поводу выхода его оперы «Золотой петушок», в которой цензурный комитет усмотрел пародию на царя. Композитор так тяжело переживал эту ситуацию, что, когда он узнал, что постановка оперы так и не увидит свет, у него не выдержало сердце и Римский-Корсаков скончался.

Завет

«Не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков».


Биография Николая Римского-Корсакова на телеканале «Культура»

Соболезнования

«Верный сын русского народа, он воплотил в себе лучшие стороны национального ума, характера, психологии. Его жизнь - подвиг, его творчество - слава русской музыки во всех краях земли».
Владимир Стасов, музыкальный критик

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Глинки - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником - химиком и начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков , которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 - директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием - сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32).

Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Вознесенском проспекте
В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время революционых событий 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы - дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Семья

  • Жена (с 30 июня 1872, Санкт-Петербург) - Надежда Николаевна Пургольд (1848-1919) - пианистка, композитор, музыковед.
  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873-1951) - зоолог-энтомолог, лесовод. Женат дважды:
  • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871-1953).
  • Наталья Михайловна (1900-1901).
  • Георгий Михайлович (1901-1965) - музыковед, композитор, акустик.
  • Вера Михайловна (1903-1973) - библиограф.
  • Елена Михайловна (1905-1992) - преподаватель иностранных языков.
  • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884-1929).
  • Игорь Михайлович (1911-1927).
  • Ольга Михайловна (1914-1987) - кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна (1875-1943) - певица. Замужем за Владимиром Петровичем Троицким (1876-около 1926).
  • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904-1989) - автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые».
  • Людмила Владимировна (?-1942).
  • Андрей Николаевич (1878-1940) - музыковед, редактор, доктор философии. Был женат на ученице отца, композиторе, критике и публицисте Юлии Лазаревне Вейсберг (1879-1942), погибшей вместе с сыном Всеволодом во время блокады.
  • Всеволод Андреевич (1915-1942) - филолог, переводчик.
  • Владимир Николаевич (1882-1970) - титулярный советник, альтист Мариинского театра. Женат на Ольге Артемьевне Гиляновой (1887-1956).
  • Андрей Владимирович (1910-2002) - физик-акустик, доктор физико-математических наук.
  • Татьяна Владимировна (1915-2006) - архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде - Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884-1971). Замужем за композитором, дирижёром и педагогом Максимилианом Осеевичем Штейнбергом (1883-1946).
  • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914-1987) - филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888-1893).
  • Святослав Николаевич (1889-1890).

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония №2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада
  • Испанское каприччио (англ. Capriccio Espagnol)
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Романсы

:
1. Звонче жаворонка пенье (Слова А. К. Толстого)
2. Не ветер, вея с высоты (Слова А. К. Толстого)
3. Свеж и душист твой роскошный венок (Слова А. Фета)
4. То было раннею весной (Слова А. К. Толстого)

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • сборники русских народных песен для голоса с фортепиано (40 и 100 песен)

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

О творчестве композитора

Музыковед Абрам Гозенпуд в 2002 году в интервью «Петербургскому театральному журналу» процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:

Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова , который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас - это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, - политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков . Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, - это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал».

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года - квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой - Миллионная улица, 6;
  • 1867 - 09.1871 года - доходный дом Аренс - 7-я линия Васильевского Острова, 4;
  • 09.1871 - 1872 - доходный дом Зарембы - Пантелеймоновская улица (ныне - улица Пестеля), 11, кв. 9;
  • 1872 - осень 1873 года - дом Морозовых - Шпалерная улица, 4;
  • осень 1873-1883 - доходный дом Кононова - Фурштатская улица, 33, кв. 9;
  • 1883-1889 - Владимирский проспект, 18, кв. 5;
  • 1889 - 19.09.1893 года - дом Капеллы - набережная реки Мойки, 20;
  • 19.09.1893 - 21.06.1908 года - дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой - Загородный проспект, 28, кв. 39.

Память

Памятник Н.А.Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

Памятники. Музеи. Учреждения

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области.
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Министерство культуры РФ. № 7810110000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Министерство культуры РФ. № 7810522000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Министерство культуры РФ. № 4710152000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил

Топонимы

Россия

  • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Улица Римского-Корсакова в Москве.
  • Римского-Корсакова в посёлке Фрунзевец (Апрелевка, Наро-Фоминский район, Московская область).
  • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
  • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
  • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
  • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.

Украина

  • Улица Римского-Корсакова - улица в Донецке.
  • Улица Римского-Корсакова - улица в Сумах.

Казахстан

  • Улица Римского-Корсакова - улица в Алматы.

Другое

В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя - Римский-Корсаков .
Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.

    Николай Андреевич Римский Корсаков Дата рождения 6 (18) марта 1844(18440318) Место рождения Тихвин Дата смерти 8 (21) июня … Википедия

    Известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее… … Большая биографическая энциклопедия

    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ КОРСАКОВ (1844 1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже… … Энциклопедия Кольера

    Николай Андреевич Римский Корсаков. РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член “Могучей кучки”. В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по… … Большая советская энциклопедия

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - (1844—1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Римского Корсакова прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862—65… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Римский Корсаков (Николай Андреевич) известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит … Биографический словарь

    - (1844 1908) российский композитор, дирижер, музыкально общественный деятель. Член Могучей кучки. Живописно изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1844 1908), рус. композитор. Романсы на стихи Л. занимают заметное место в вокальном творчестве Р. К., к рого привлекали элегические, проникнутые лирич. созерцательностью и умиротворенностью произведения. Индивидуальности композитора особенно… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1844 1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Р. К. прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862 65 участвовал в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Римский-Корсаков, Николай Андреевич - РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908) российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, музыкальный писатель. Брат В.А. Римского Корсакова. Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1862). В 1862 1865 гг. участвовал в… … Морской биографический словарь

Книги

  • Царская невеста , Римский-Корсаков Николай Андреевич. Репринтное нотное издание Rimsky-Korsakov, Nikolay "The Tsar"s Bride" . Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed…
  • Практический учебник гармонии , Римский-Корсаков Николай Андреевич. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик; участник Могучей кучки. Среди его сочинений 15 опер, 3…

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны - Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. Его творческое наследие воистину бесценно, так как и через сто лет оно продолжает восхищать слушателей не только в нашей стране, но и за её рубежами.

Краткую биографию Николая Андреевича Римского-Корсакова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Римского-Корсакова

Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка », наравне с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным и М.П. Мусоргским . А ведь ему едва минуло 17!


В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. Согласно биографии Римского-Корсакова в 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.


Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева. События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К. Глазунов , он вернулся в родные стены.

Уже на закате жизни Римский-Корсаков получил международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера. Концерты организовал его ученик, С.П. Дягилев . Как профессор композиции он стал наставником многих вдающихся музыкантов, включая И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева . Весной 1908 года у Николая Андреевича резко обострилось заболевание сердца. И все же он ни на день не оставлял работу. Последнее лето он встречал в собственной усадьбе на псковщине. 8 июня 1908 года композитора не стало.



Интересные факты о Николае Андреевиче Римском-Корсакове

  • Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • «Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
  • В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.


  • Постановка «Царской невесты » фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке » и «Царской невесте».
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания...» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.


  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже …» русским «Парсифалем»?


В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.

В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» - была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией. Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар ». В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.


В 1873 состоялась премьера первой оперы композитора – «Псковитянка ». Однако он остался не вполне доволен результатом своей работы и без малого еще 20 лет возвращался к ней, переписывая отдельные фрагменты. А в 1897 году создал «Боярыню Веру Шелога», пролог к «Псковитянке». Примечательно, что либретто этой и многих последующих опер композитор пишет самостоятельно. «Майская ночь », вышедшая в 1880, открывает новый виток в творчестве Римского-Корсакова. Его консерваторские занятия не прошли даром – он овладел контрапунктом, стал лучше понимать принципы оркестровки, расширил знания в области народных песен. Почти сразу за «Майской ночью» появляется «Снегурочка » - опера по одноименной сказке А.Н. Островского. Николай Андреевич лично договорился с драматургом об использовании его сюжета для либретто. Опера писалась летом в деревне Стелево. Композитора вдохновляли и природа, и простой быт, и окружение. Вероятно, именно поэтому «Снегурочка» была написана всего за 2,5 месяца. Уже 10 февраля 1881 года состоялась ее премьера в Мариинском театре, скорее неудачная, хотя и тепло принятая А.Н. Островским.

Последующие десятилетие прошло в работе над симфоническими произведениями, самыми известными из них стали «Испанское каприччио » и «Шехеразада », а также – над последними операми своих друзей: «Хованщиной » М.П. Мусоргского и «Князем Игорем » А.П. Бородина, которые остались незавершенными после их кончины. Мусоргскому и Бородину он посвящает написанную в 1888 году Воскресную увертюру для оркестра. Также композитор занимается переделкой своих ранних произведений. Только через 8 лет после «Снегурочки» на премьерных афишах вновь появляется его имя: выходит опера-балет «Млада ».

На рубеже веков Римский-Корсаков создает большую часть своих опер. В 1895 году выходит «Ночь перед Рождеством ». Гоголевский сюжет двумя десятилетиями ранее использовал П.И. Чайковский в опере "Кузнец Вакула" (после переработки - «Черевички»), тогда же им заинтересовался и Римский-Корсаков. Сочинение коллеги Николай Андреевич считал слабым, но при жизни Чайковского не решался браться за эту историю, дабы не провоцировать конфликтную ситуацию. После скоропостижной кончины Петра Ильича он немедленно принялся за работу. Современники сравнивали «Ночь перед Рождеством» с его предыдущими операми и, увы, не в пользу последней.

Несмотря на неудачу, композитор берет уже знакомый ему былинный сюжет – «Садко». Создание либретто в этот раз доверено В.И. Бельскому, с которым они работали над предыдущей оперой. Этот творческий дуэт продолжится и в дальнейшем. «Садко » писался вдохновенно, он был начат в Вечаше – усадьбе на псковщине, которую Римские-Корсаковы снимали на лето. Красота этих мест исключительно располагала к творчеству. Осенью 1896 года опера была закончена и издана. Но Мариинский театр ставить ее отказался – таково было решение самого императора Николая II. Однако композитор познакомился с крупным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, имевшим собственную оперу в Москве. Мамонтов оказался поклонником его искусства и поставил «Садко» в начале 1898 года. Премьеру ждал большой успех. Художником спектакля выступил К.А. Коровин, а партию Варяжского гостя исполнил Ф.И. Шаляпин.

Найдя поддержку в лице Мамонтова, Римский-Корсаков создает одноактную оперу «Моцарт и Сальери » на пушкинский сюжет и приступает к воплощению своей давней задумки – «Царской невесте » по драме Л.А. Мея. Это одна из немногих его опер, основанных на реалистическом сюжете. Она была написана за 10 месяцев и менее чем через год, в конце 1899, поставлена Московской частной русской оперой в декорациях М.А. Врубеля. Новое произведение мастера настолько отличалось от остальных, что его обвинили в отходе от принципов «Могучей кучки» и возврату к традиционной оперной форме – с кантиленой и ариями. Однако Николай Андреевич именно такой и хотел видеть эту историю – с певучими монологами и законченными голосовыми ансамблями. Среди непримиримых критиков оперы оказалась даже его супруга. Тем не менее публика приняла «Царскую невесту» лучше, чем все предыдущие его работы. А красота лирических мелодий обеспечила их популярность и узнаваемость.

К столетию со дня рождения А.С. Пушкина композитор приурочил «Сказку о царе Салтане », написанную в соавторстве с Бельским и продолжающую ряд сказочных сюжетов, начатых «Снегурочкой». Опера получилась светлой и радостной, хорошо принималась публикой, была в числе любимых и у автора. Поставлена московской частной оперой в 1900 году. Последующие работы – «Сервилия » и «Пан Воевода » были, по выражению самого Римского-Корсакова, весьма средними. А судьба «Кащея Бессмертного » - поистине драматичной. Московская премьера оперы на столь нехарактерный для композитора сюжет, в котором зло побеждает добро, была тепло встречена публикой. Петербургская же постановка силами студентов консерватории состоялась 27 марта 1905 года и превратилась в политический манифест против действий властей 9 января. После этого большинство произведений композитора были запрещены к исполнению.

Несмотря на сочинение трех опер, период начала 1900-х годов ознаменовался главным событием – подготовкой к написанию «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии ». Либретто было закончено к 1903 году. Еще чуть более года заняли написание музыки и оркестровка. 7 февраля 1907 состоялась премьера в Мариинском театре. Разные исторические источники дают противоположные мнения о реакции публики - от грандиозного приема до недоумения по поводу излишней серьезности и неспешных темпов развития сюжета. Единогласно отмечалось то, что либретто В.И. Бельского – уникальный для музыкального театра образец самостоятельного литературного произведения. Многие критики называют его лучшим в русской музыке. «Сказание…» по праву считается вершиной творчества композитора и одной из самых выдающихся опер 20 века.

Последнюю свою оперу, «Золотой петушок », Николай Андреевич так никогда и не увидел на сцене. Слишком острая политическая сатира в либретто не дала ей возможности преодолеть запрет цензуры. За два дня до смерти композитор получил официальное письмо дирекции императорских театров об отказе в постановке. Только в 1909 году эта редкая по красоте сатирическая опера была показана в Москве с купюрами, на которые Римский-Корсаков никогда бы не дал согласия. Творческое наследие великого композитора, помимо произведений больших форм, включает вокальные сочинения, сборники русских песен и книги.

Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов, наиболее заметные из которых:

  • Да здравствует Цезарь! (2016)
  • 1+1 (2011)
  • Горбатая гора (2005)
  • Блеск (1996)
  • Казино (1995)
  • Женщины на грани нервного срыва (1988)
  • Заводной апельсин (1971)

Сериалы


  • Теория большого взрыва (2007-н.в.)
  • Как я встретил вашу маму (2005-2014)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Коломбо (1971-2003)
  • Маппет шоу (1976-1981)

Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» - единственный байопик о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем по биографии Римского-Корсакого. Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская. Картина рассказывает о второй половине жизни композитора, много экранного времени в ней отведено музыке – показаны сцены из крупнейших опер. К сожалению, сценарий не избежал политической конъюнктуры – большое внимание уделено революционным настроениям и событиям 1905 года, а предприниматели Мамонтов и Дягилев изображены в негативном свете.

Экранизаций опер композитора также почти нет. В 1950-е были созданы анимационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», а также художественный фильм А. Птушко «Садко», в которых звучала музыка одноименных опер. В 1960-е режиссер Владимир Гориккер выпустил два фильма-оперы: «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста». Также существуют несколько DVD-версий театральных постановок: «Садко» Мариинского и Большого театров, «Царская невеста» Немецкой государственной оперы и других.

Н.А. Римский-Корсаков был не только самобытным творцом, но и мастером оркестровки, без которого мы не знали бы ни «Князя Игоря», ни части произведений Мусоргского и Даргомыжского . Он до конца дней оставался верен своему пониманию отечественной музыки и стал одним из последних представителей великой русской музыкальной культуры 19 века.

Видео: смотреть фильм о Римском-Корсакове

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...