Две судьбы кавказский пленник жилин и костылин. Познание. Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник» писал о тех людях, которые участвовали в русско-кавказской войне. В основу этого повествования положены действительные события, происходившие с самим автором и его коллегами по службе.

Главные герои здесь - русские офицеры, служившие в одном из гарнизонов, это Жилин и Костылин. Прочитав их фамилии, невольно замечаешь созвучность окончаний их фамилий. Значения же их фамилий ближе к противоположностям. Первый ближе по своему смыслу к слову «жила», а второй означает «костыль». И внешность персонажей тоже противоположна. "Жилин хоть и не велик ростом, а удал". А Костылин же грузен, неуклюж и толст.

(Костылин )

Поведение их тоже соответствует их фамилиям. Вспомним, как вели себя эти офицеры, когда на обоз напали татары. Жилин "выхватил шашку" и бросился навстречу татарам, вступил с ними в бой. Татары ранили лошадь Жилина и смогли взять офицера в плен.

Костылин имел ружьё, но лишь увидел татарских воинов, сразу обратился в бегство, помчался к крепости, бросив Жилина. Но предательское бегство не спасло Костылина.

(Жилин)

В плену эти люди тоже повели себя каждый по-своему. Когда их хозяин Абдул-Мурат сказал молодым людям, что их отпустят только тогда, когда за каждого родственники заплатят 5 тысяч рублей, Костылин тут же послушно написал родным письмо и ждал от своих родных требуемой суммы. Жилин же согласился только написать просьбу выслать только 500 рублей ему. Письмо он написал не на свой адрес, заботясь о здоровье матери. Сам же решил выбрать момент и бежать, постоянно продумывал варианты побега.

В одну из ночей Молодые офицеры сбежали в горы. Костылин в дороге постоянно ныл, всего пугался, отставал. А Жилин лишь смеялся. Не упал он духом даже когда по вине первого их татары снова поймали и возвратили в аул. По возвращении Костылин постоянно лежал и стонал или спал. Жилина же снова стали одолевать мысли о побеге. В то время Иван подружился с дочкой своего временного хозяина Диной. Тринадцатилетняя девочка подружилась с Жилиным и впоследствии сыграла решающую роль в его судьбе. Она спасла ему жизнь, оказав помощь в повторном побеге, дав ему еды в дорогу.

Жилин предлагал Костылину бежать с ним из этого плена. Но тот ответил отказом, приняв решение остаться. После этого Жилин вернулся в свой гарнизон, а Костылин только спустя месяц получил свободу после того, когда за него прислали выкуп родные.

Как видим, Костылин и Жилин являются совершенно разными по характеру и типу людьми. Один сильный, трудолюбивый, любящий детей. Он добрый, помогает даже тем, кто являлся его врагом. Костылин же эгоистичен, который очень труслив и при этом ленив. Он способен предать кого угодно, лишь бы ему было лучше. Именно потому и судьбы у них различаются, и решения они принимают разные.

Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

— рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому.

Как мы уже сказали, главными героями рассказа являются два офицера русской армии Жилин и Костылин. У них имеются как общее, так и отличительные человеческие характеристики. Наверное следует сказать об их общих чертах, что делает героев схожими. Это их общая служба на Кавказе. Оба они дворянского происхождения, служат в звании офицеров, одновременно идут в отпуск и вместе одновременно попадают в плен. А дальше читатель видит, насколько это разные люди, разные не только по внешности, но и по поведению. Один из них — герой, а второй — слабый человек, что вызывает лишь отвращение. Остановимся на героев Жилина и Костылина подробнее.

Характеристика Жилина

Жилин — человек, что заслуживает уважения. Несмотря ни на что, он остается всегда человеком. Хоть Жилин и небольшого роста, но во всем он был удальцом. Это офицер, чье мужество и сила видна сразу, при этом он никогда не стремился показаться героем. Даже в трудную минуту Жилин думает не о том, как спасти свою шкуру, а о том как защитить мать от известия, что он попал в плен. Жилин самостоятельно пытается найти способ, как решить проблему. Он и организовывает побег, который из-за Костылина не удается в первый раз. Но это не сломило героя. Жилин не опускает руки и находит спасение. Данный герой силен духом и его уважают даже враги. Жилин смел и решителен и этим невозможно не восхищаться.

Характеристика Костылина

А вот Костылин совершенная противоположность. Внешне это грузный толстый человек, жалкий и ничтожный. Уже само его описание вызывает неприязнь. А когда знакомишься с этим героем рассказа дальше, то и вовсе начинаешь его презирать. Костылин эгоист по натуре, для него важно спасти свою шкуру, поэтому он сразу бросился писать родным, чтобы те готовили за него выкуп. Костылин подлый человек, которому неизвестно понятие дружбы и уж точно его героем никак нельзя назвать.

    Что такое характер?

    Словарная работа: характер -

    Судьба 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
    2. Участь, доля, жизненный путь

    1. Работа над новым материалом.

    1.Сообщение ученика

    В какое время происходят события, описанные в рассказе?

    В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

    В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

    Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

    Обратимся к рассказу. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы свои задания. На обсуждение отводится 3-5 минут.

    2. Работа в группах

    1 группа.Почему фамилии Жилин и Костылин «говорящие»?Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии? Найдите в тексте детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Объясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.

    2 группа Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по -другому? При каких условиях? Охарактеризуйте поведение героев по время погони, пленения.

    3 группа Жизнь в плену. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Чем занимаются пленники? Как к ним относятся местные жители? Какие качества Жилина вы можете отметить?

    Музей забытых вещей: кто забыл эти вещи?(глиняный кувшинчик, колодки, часы, куклы из глины, конверт, лепёшка, перо, чернильница)

    4 группа

    1 побег пленников. Сравните поведение героев. Найдите глаголы, характеризующие поведение каждого. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Сделайте вывод:какие качества можно отметить в этом эпизоде?

    5 группа

    Сравните второй побег с первым. Кто помогает Жилину? Как вы считаете, почему Жилину удаётся спастись?

    Работают в группах.

    (1 группа). Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

    Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, Костылин словно на костылях, на подпорках

    Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.

    Колода- о толстом неповоротливом человеке.

    Удалой- полный удали.

    Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по -другому, если бы Костылин не ускакал. Костылин закатился что было духу.Жилин - живой не дамся, готов биться

    Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

    Жилин повел себя иначе. Не падает духом. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать. Жилин Костылин

    ходит по аулу спит

    всматривается скучает

    выпытывает информацию считает дни

    рукодельничает ждет ответ на письмо

    Эти глаголы - антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;- Жилин - мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. А Костылин безвольно ждет решения своей судьбы.)

    Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…

    Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.

    Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.

    1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;

    2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.

    Борется до конца, не теряет веру в себя, не опускает руки.

    Вывод: Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Герои оказались в одинаковой ситуации, но исход различный, т.к. многое зависит от самого человека, от его выбора. Нельзя терять веру, нужно бороться до конца.

    Какие важные проблемы поднимает Толстой в рассказе? (храбрость и стойкость в трудной ситуации, верность дружбе и товариществу, Толстой славит сильных духом людей, говорит о дружбе, способной сближать людей всех национальностей, Толстой выступает против национальной вражды)

    Распределительная работа: распределите качества, принадлежащие разным героям, на 2 группы

  • Благородство
  • Доброта
  • Великодушие
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  • Внимательность
  • Прощение
  • сострадание
  • Эгоизм
  • иждивенчество (Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
  • равнодушие
  • равнодушие
  1. Итог урока.
  2. Рефлексия - составление синквейна.

Составьте синквейн о Жилине, т.к. именно этот герой является носителем таких качеств характера, которые помогают ему бороться и побеждать.

Храбрый, добрый(находчивый, стойкий)

Трудится, высматривает, готовится(борется, не сдаётся, помогает)

Под лежачий камень вода не течёт(нельзя падать духом)

Молодец (герой)

Оценки за урок

Д/з: творческое задание: подобрать для интервью с главным героем или письмо, адресованное главному герою.

Если в конце уроки останется время, то перед синквейном включить фрагмент фильма «Кавказский пленник» (01.09.20)- 1,5 мин(И из уст героя мы слышим слово «судьба».Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.)

Толстой очень любил свой рассказ «К.п.» и считал его одним из лучших. Этим рассказом писатель показывает, что жизнь человека зависит от его характера, от того выбора, который каждый из нас делает сам.

Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы»

Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.

Пословица


  • Характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.
  • Судьба - 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2. Участь, доля, жизненный путь

  • Внешность героев.

2 группа Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Жилин

  • пытается уйти

от погони

  • надеется на

помощь товарища

  • «Не дамся же живой!»
  • до последнего

сражается с татарами

Костылин

  • не думает помогать Жилину
  • даже не пытается отпугнуть татар
  • трусливо сбегает


4 группа Первый побег.

Жилин

Костылин

  • Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  • Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.
  • Помогает Костылину
  • Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)
  • «Бросать товарища не годится»

5 группа Второй побег

Жилин

  • постоянно думает о вольном житье
  • уговаривает Дину помочь ему
  • шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
  • не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  • отказывается от побега
  • не может превозмочь свою боль
  • Прекращает бороться:

«Уже мне, видно, отсюда не выйти»


Почему так по-разному сложились судьбы героев?

  • Человек (по Л.Н. Толстому)

сам отвечает за свою судьбу


  • Благородство
  • Эгоизм
  • Равнодушие
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  • Прощение
  • Иждивенчество (стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
  • Великодушие
  • Доброта
  • Внимательность

Синквейн

Жилин

  • 1 строка – имя существительное (тема)
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строка – 3 глагола
  • 4 строка – мысль по теме
  • 5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...