Как называлась эпоха зарождения ренессанса. Годы эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периоды эпохи Возрождения

Возрождение

Возрожде́ние , или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское ВозрождениеIX века.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители - Ян ван Эйк (ок. 1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400-1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569).

[править]Человек эпохи Возрождения

Основная статья : Ренессансный гуманизм

Наука

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты [источник не указан 522 дня ] , многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Философия

Основная статья: Философия Возрождения

В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

Философы эпохи Возрождения

  • Леонардо Бруни
  • Марсилио Фичино
  • Лоренцо Валла
  • Манетти
  • Жан Боден
  • Мишель Монтень
  • Томас Мор
  • Эразм Роттердамский
  • Мартин Лютер
  • Томмазо Кампанелла
  • Джордано Бруно

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран...

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне»Боккаччо, «Дон Кихоте»Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле»Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Эпоха Возрождения, которая началась в Италии в первой четверти XV века, перевернула средневековый мир, изменив его навсегда. В переводе с французского или итальянского "ренессанс" - это «рожденный заново», что связано с возрождением в искусстве античных традиций. Эпоха Возрождения - великолепный прорыв человечества, в этом не может быть никаких сомнений. В тот период были созданы замечательные произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Написаны (и изданы) великие книги. Творения человеческого гения, созданные знаменитыми мастерами прошлого, продолжают восхищать до сих пор и никогда не утратят своего очарования.

Страшное Средневековье

Считается общеизвестным тот факт, что эпоха Ренессанса пришла на смену Средним векам, которые были, как водится, темными, безусловно, суровыми, и характеризовались разнообразными религиозными зверствами - об инквизиции наслышаны все. Есть источники, которые прямо заявляют, что из-за происков коварной католической церкви Ренессанс и пришел в упадок.

Отчасти такой взгляд на вещи имеет право на существование, но вряд ли заслуги духовенства в этом процессе столь велики. Просто человеческое общество развивается циклично, за каждой революцией следует реакция, и эпоха Ренессанса стала жертвой вполне закономерных процессов, тем более что многие ее идеи были чужды невежественному, терпящему многочисленные эпидемии обществу тех времен. Очень трудно внушить человеку его божественную сущность, когда он нищ, зависим и пребывает в постоянном страхе.

Церковь как оплот цивилизации

Некоторые историки прямо обвиняют Средневековье в разнообразных преступлениях против человечества даже там, где это не соответствует действительности. К примеру, некоторые источники берут на себя смелость утверждать, что в Средние века не развивалась наука. Тем не менее множество современных европейских университетов появились именно на месте бывших монастырей (Оксфорд) или стараниями духовных лиц (Сорбонна).

Нет смысла отрицать, что практически все образование древности было церковным (и продолжало таковым оставаться еще много десятилетий). Это легко объясняется: наиболее высокий процент элементарно грамотных людей сосредоточился в духовенстве, а раз так - то кому же и обучать «неразумных своих собратьев», как не монахам и прочим духовным лицам?

Развитие цивилизации непрерывно. Пусть иногда человечеству приходилось делать шаг назад, но культура Ренессанса никогда не состоялась бы в том виде, в котором мы ее знаем, если бы не прошла свой тернистый путь во мраке Средневековья. Так, великие литературные произведения не появились бы на свет, если бы им не предшествовала многовековая работа многочисленных самородков (творчество которых мы называем фольклором лишь потому, что имена их остались неизвестными). Если бы не существовала средневековая рыцарская поэтика, вряд ли состоялись бы и «Божественная комедия» Данте Алигьери, и сонеты Петрарки.

Семена должны упасть на благодатную почву

Противопоставлять предыдущую эпоху последующей - не слишком корректно. Вольтер утверждал, что история - это миф, с которым все согласились. Нельзя не признать правдивости этого остроумного высказывания. История Ренессанса, явления сложного и разнопланового, не может трактоваться однозначно. Существует огромное количество версий, объясняющих это грандиозное событие в летописи человечества, многие из которых имеют право на существование.

Вынесенная из школы уверенность в том, что художники Ренессанса внезапно открыли для себя и дружно принялись ей подражать, должна быть признана схематичной. Ведь образцы творчества греко-римского искусства никуда не девалась, значимые труды древних авторов переводились в начиная с VIII века, однако никакого Возрождения не приключалось еще восемь веков.

Разумеется, падение Второго Рима (Константинополя) в когда напуганные мусульманской ордой деятели культуры (и не только) бросились на Запад, увозя с собой библиотеки, иконы и (главное) свои знания и опыт, сыграло огромную роль. В конце концов, влияние Византии на искусство Ренессанса несомненно. Пусть Римская церковь отвергла иконопись, но она произросла на другой ниве. Икона Божьей Матери и знаменитая «Сикстинская мадонна» Микеланджело при всех различиях - как в технике, так и в наполнении - являют собой изображение одной и той же женщины с одним и тем же младенцем.

Стечение благоприятных обстоятельств

Возрождение стало возможным благодаря стечению многих факторов и причин, одна из которых и вправду заключается в том, что Ренессанс - это своеобразный ответ католической церкви, влияние которой в те времена было колоссальным, богатства - неисчислимыми, а стремление к власти - ненасытным. Такое положение дел рождало в обществе мощный протест: редко кому нравятся суровые догмы и предписываемый во всех сферах жизни аскетизм. Человек должен был постоянно чувствовать на собой вышнюю (причем враждебную) силу, которая в каждый момент могла обрушиться на него, карая за грехи. Требования святой церкви противоречили самой человеческой природе.

Вторым фактором, безусловно, является стремительное становление государства. Светская власть, приобретая стройную иерархию и значительные средства, чтобы руководить своими подданными, вовсе не горела желанием уступать пальму первенства власти духовной. Примеры жестоких схваток между церковью и могущественными монархами - вовсе не редкость в истории. Одной из них эпоха Возрождения обязана своей гибелью.

Третьей причиной, вероятно, является тот факт, что Ренессанс - это время, когда культурная жизнь с радостью покидала монастыри, где была заперта много лет, и сосредотачивалась в быстро растущих и богатеющих городах. Суровые догмы, предписывавшие художникам писать только так и никак иначе, ограничения в тематике и т. д. не могли вызвать восторга в людях действительно талантливых. Они стремились к свободе, они ее получили.

Четвертым, немаловажным условием зарождения эпохи Возрождения, были деньги, как бы цинично это ни звучало. Неслучайно же именно богатейшей в те времена Италии благодарные потомки обязаны тем, что появился этот замечательный стиль. Ренессанс родился отнюдь не в нищете. Догма о том, что художник должен быть голодным, несостоятельна. Вся эпоха Ренессанса - тому доказательство. Творец тоже должен есть - а значит, он нуждается в заказах, в средствах и пространстве для применения своего таланта.

Благословенная Флоренция

Все это нашлось во Флоренции, и не в последнюю очередь благодаря правителю города - Лоренцо Великолепному. Двор вельможи был блистателен. Самые талантливые живописцы, скульпторы и архитекторы обрели в Лоренцо надежного покровителя. В городе строились многочисленные дворцы, храмы, часовни и другие архитектурные произведения. Живописцы получали многочисленные заказы.

Как правило, принято разделять три периода эпохи Возрождения, но некоторые исследователи включают еще один - так называемый Проторенессанс, все еще тесно связанный со Средневековьем, но уже обретающий новые, пронизанные светом черты. Одним из самых заметных событий того времени является строительство Флорентийского собора (XIII век) - великолепного сооружения с чудесным внутренним убранством.

Раннее Возрождение

После «предварительной подготовки» на сцену выступил Ранний Ренессанс: годы начала и конца этого периода историки называют довольно единодушно - с 1420 по 1500. Восемьдесят лет понадобилось, чтобы освободиться от строгих канонов, диктуемых церковью, и обратиться к наследию славных предков. В этот период подражание античным образцам становится массовым. Изображения обнаженного человеческого тела с любовным отражением мельчайших мускулов и жилок характеризуют новый, неведомый для католической Европы стиль. Ренессанс становился настоящим гимном земной красоте, которая воспевалась порой в таких откровенных формах, которые ужаснули бы зрителей каких-нибудь сто пятьдесят лет назад.

Нельзя сказать, что подобные веяния нашли понимание у всех современников: находились пламенные борцы с Возрождением, которые благодаря своей деятельности достигли на ниве мракобесия сомнительной вечной славы. Ярчайшим примером может служить глава флорентийского доминиканского монастыря - Савонарола. Он был неиссякаемым критиком гуманистического «непотребства» и не гнушался сжигать произведения, так его возмущавшие. Среди безвозвратных потерь - несколько полотен известных мастеров эпохи, в том числе Сандро Ботичелли. Его кисти принадлежат такие Ренессанса, как «Рождение Венеры», «Весна», «Христос в терновом венце». Надо сказать, что практически все сохранившиеся полотна автора посвящены библейской тематике, и современному человеку трудно понять, что в них могло возмущать сурового доминиканца.

Впрочем, процесс был запущен, и не в человеческих силах было его остановить. Савонарола умер в 1498 году, а Возрождение продолжило шагать по стране, завоевывая новые города - Рим, Венецию, Милан, Неаполь.

Среди наиболее заметных и характерных представителей Раннего Возрождения называют скульптора Донателло, художников Джотто и Мазаччо. В данный период в живописи были впервые применены законы перспективы, открытые в XV веке. Это и позволило впоследствии создавать объемные, трехмерные картины Ренессанса - ранее такое было художникам недоступно.

В архитектуре вектор дальнейшего развития задал Филиппо Брунеллески, создав великолепный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Высокое Возрождение

Пиком развития эпохи стал третий период Ренессанса - Высокое Возрождение. Длилось оно всего 27 лет (1500-1527) и связывается в первую очередь с творчеством великих мастеров, имена которых знает каждый из нас: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

В это время культурная столица Европы переносится из Флоренции в Рим. Новый папа Юлий II (вступил на престол в 1503 году) был человеком незаурядным, большим поклонником искусства и обладателем довольно широких взглядов. Если бы не духовного лица, люди не увидели бы многих произведений искусства, которые по праву считаются жемчужинами мирового культурного наследия.

Самые лучшие мастера, отмеченные печатью гениальности, получают многочисленные заказы. Город кипит от строительства. Архитекторы, скульпторы и живописцы работают плечом к плечу (а иногда и «совмещая должности»), творя свои бессмертные произведения. В это время проектируется и начинается строительство Собора Святого Петра - самого знаменитого и грандиозного храма католической веры.

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная Микеланджело собственноручно, воплощает в себе весь смысл, совершенство и красоту, которые подарили нам художники Ренессанса, избравшие центром своей Вселенной Человека (именно так, с большой буквы): богоподобное существо, творца, возможности которого практически безграничны.

Всему приходит конец

В 1523 году папой Римским стал Климент VII и тотчас ввязался в войну с императором Карлом V, создав так называемую Коньякскую лигу, в которую вошли Флоренция, Милан, Венеция, а также Франция. Понтифику не хотелось делиться могуществом с Габсбургами, а поплатиться за это пришлось Вечному городу. В 1527 году армия Карла V, долгое время не получавшая жалования (император поиздержался в ходе военных действий), вначале осадила, а потом ворвалась в Рим и разграбила его дворцы и храмы. Великий город обезлюдел, а Высокому Возрождению пришел конец.

Британская энциклопедия утверждает, что как целостная историческая эпоха Ренессанс, век (1420-1527) правивший в благословенной Италии, закончился. Те, кто не согласен с составителями самого известного в мире справочника, называют период, который начался после 1530 года, Поздним Возрождением и до сих пор не могут прийти к единому мнению, когда же оно закончилось. Есть доводы и в пользу 1590-х, и 1620-х, и даже 1630-х годов, но вряд ли отдельные остаточные явления могут быть признаками целой эпохи.

Эпоха Вырождения

В это время культурные явления очень разнообразны, появляются течения, которые считаются проявлениями кризиса и вырождения в искусстве (например флорентийский маньеризм). Для него характерны некая вычурность, чрезмерность деталей, сосредоточение на «идее художника», доступной лишь узкому кругу знатоков. Скульптура, архитектура и живопись Ренессанса, пребывавшие в неустанном поиске гармонии, уступили место неестественным позам, бесконечным завитушкам и чудовищным краскам, свойственным новому веянию в мире искусства.

Впрочем, пока говорить об окончательной гибели Возрождения рано. В некоторых городах Италии продолжают жить художники эпохи Ренессанса, которые остаются верны великим традициям. Так, великий Тициан, которого можно считать ярчайшим представителем Возрождения, работал в Венеции до 1576 года.

Тем временем Италию и Европу постигли тяжелые времена. Вслед за немыслимыми в Средние века свободами, которые несла с собой эпоха Ренессанса, наступила тяжелая реакция. Реформированная святая инквизиция вновь взяла бразды правления в свои руки. На площадях запылали костры - огонь пожирал и еретиков, и их произведения.

Уничтожены были практически все книги, внесенные новым папой Павлом IV в римский «Индекс запрещенных книг» (чуть ранее соответствующие списки были изданы в Нидерландах, Париже и Венеции). Труды инквизиторов были тяжкими, ведь именно в эпоху Возрождения появилось книгопечатание - в конце XV века Гуттенбергу удалось создать первую печатную Библию. Еретические воззвания гуманистов Ренессанса разлетались, разумеется, не миллионными тиражами, но святым отцам было чем заняться.

Историки говорят о том, что религиозные преследования в Италии были самыми нещадными в Европе - жестокая расплата за век свободы и красоты.

Северное Возрождение - одно из явлений Ренессанса

Чаще всего, когда говорят о Возрождении, имеют в виду именно итальянский Ренессанс - это явление родилось и достигло наибольшего расцвета именно здесь. Сегодня в Италии целые города могут считаться памятниками архитектуры, живописи и скульптуры эпохи.

Однако, разумеется, одними Апеннинами эпоха Возрождения не ограничилась. Так называемый Северный Ренессанс зародился в Европе ближе к середине XVI века и подарил миру множество прекрасных произведений. Характерной особенностью этого стиля было большее влияние средневекового готического искусства. Тут античному наследию уделялось не столь пристальное внимание, как в Италии, а к тонкостям анатомии проявляли большее равнодушие. К творцам эпохи Северного Возрождения относятся Дюрер, Ван Эйк, Кранах. В литературе это событие ознаменовалось творчеством Шекспира и Сервантеса.

Влияние эпохи Возрождения на культуру невозможно переоценить: оно огромно. Переосмыслив и обогатив античную культуру, Ренессанс создал свою - и подарил человечеству огромное количество бессмертных произведений искусства, которые, безусловно, улучшили мир, в котором мы живем.

Дала миру волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и самого себя. Произошли значительные перемены в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Прежде всего усилились светские мотивы в европейской культуре. Все более самостоятельными и независимыми стали различные сферы жизни общества — искусство, философия, литература, образование. Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры стал энергичный, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации личных земных идеалов, стремящийся к независимости во всех сферах своей деятельности, пытающийся воплотить в жизнь многообразные интересы, бросающий вызов устоявшимся традициям и порядкам.

Свое название Возрождение (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ренессанс») получило с легкой руки итальянского художника, архитектора и историка искусства Джорджо Вазари, который в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» обозначил этим термином период итальянского искусства с 1250 по 1550 г. Тем самым он хотел подчеркнуть возвращение в жизнь общества культурных идеалов античности и определить новую культурно-историческую эпоху, сменившую Средневековье.

Предпосылки и особенности культуры Возрождения

Основной предпосылкой формирования культуры нового типа явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы. В Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получила торговля, а вместе с ней большое значение приобрели первые промышленные предприятия — мануфактуры. Новые условия жизни закономерно породили новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой морали не соответствовал реальной жизненной практике новых социальных групп и слоев, выдвинувшихся на первое место в общественной жизни. Все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека. Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Усиление светских настроений, интерес к земным деяниям человека оказали решающее влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения.

Родиной Ренессанса стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного числа ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов -адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Они обратились к художественному наследию античного мира, произведениям греков и римлян, в свое время создавших образ человека, не скованного догматами религии, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях.

Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков; позднее языком Ренессанса стала латынь. Основоположники новой культурной эпохи — историки, филологи, библиотекари — изучали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей, восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, заново переводили научные тексты, искаженные в Средневековье. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность.

Постепенно в круг интересов этих подвижников попадали и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь скульптурные. В то время во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, Венеции еще сохранилось довольно много греческих и римских статуй, расписанных сосудов, архитектурных построек. Впервые за тысячелетие господства христианства к античным скульптурам отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. В дальнейшем античное наследие было включено в систему образования, и с литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Поэты и художники, подражая древним авторам, стремились возродить античное искусство. Но, как часто бывает в культуре, стремление к возрождению давних принципов и форм приводит к созданию нового. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Она ее развила и интерпретировала по-новому исходя из изменившихся исторических условий. Поэтому культура эпохи Ренессанса стала результатом синтеза старого и нового. Культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика, своего былого авторитета лишалась теология. Критическим стало отношение к церкви и священнослужителям. Исследователи сходятся во мнении, что ни в одну эпоху в истории европейской культуры не было создано столько антицерковных сочинений и высказываний, как в эпоху Ренессанса.

Однако Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским персонажам и сюжетам. Гуманисты заново переводили и комментировали Библию и занимались теологическими изысканиями. Поэтому можно говорить о переосмыслении религии, а не об отказе от нее. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач этой эпохи. Мир привлекает человека, поскольку он одухотворен Богом, но познать его возможно только с помощью собственных чувств. В этом процессе познания человеческий глаз, по мнению деятелей культуры того времени, является самым верным и надежным средством. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие виды пространственного искусства, позволяющие более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. В эпоху Возрождения художники более других определяли содержание духовной культуры своего времени, благодаря чему она носит ярко выраженный художественный характер.

Становление ренессансного образа мира и реализующего его художественного стиля можно разделить на несколько этапов: подготовительный, ранний, высокий, поздний и завершающий. Каждый из них имел разный облик и был разнороден изнутри. В то же время все еще существовали средневековые стили — поздняя готика, проторенессанс, маньеризм и др. В совокупности они образуют богатую и разнообразную палитру средств выражения ренессансного мироощущения.

Искусство Возрождения стремилось к рационализму, научному взгляду на веши, подражанию природе. В это время возникает исключительный интерес к гармонии природы. Подражание ей стало центральным принципом ренессансной теории искусства и подразумевало следование законам природы, а не внешнему облику предметов и явлений окружающего мира. Произошла контаминация (соединение двух начал в одном произведении) изображения природы и творчества по законам природы.

Особое значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. Художники в первую очередь обращали внимание на телесное совершенство человека. Если средневековым сознанием тело рассматривалось как внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, то ренессансная культура считала его важнейшей эстетической ценностью. После нескольких веков пренебрежительного отношения к плоти стремительно растет интерес к физической красоте.

В это время значительная роль отводилась культу женской красоты. Многие художники пытались разгадать тайну очарования представительниц прекрасного пола. Это во многом объяснялось пересмотром положения женщины в реальной жизни. Если в Средние века ее судьба была неразрывно связана с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений, то в эпоху Возрождения жизненное пространство женщины существенно расширилось. Формируется идеал раскованной, образованной, эмансипированной дамы, блистающей в обществе, увлекающейся искусством, умеющей быть интересной собеседницей. Она стремится показать свою красоту, открывая волосы, шею, руки, надевая декольтированные платья, используя косметику. В молу входит украшение одежды золотой, серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина стремится очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, обаянием.

В отличие от Средневековья, создавшего идеал хрупкой женщины с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдаст предпочтение физически крепким прелестницам. В это время ценятся пышные женские формы. Идеалом красоты, эстетически привлекательной считалась беременная женщина, олицетворявшая истинно женское начало, сопричастность к великому таинству продолжения рода. Признаками мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы. Эпоха Ренессанса породила разнообразные опенки в интерпретации прекрасного, основанного на культе человеческой уникальности.

Все это привело к возрастанию роли искусства в общественной жизни, которое в период Возрождения стало главным видом духовной деятельности. Для людей той эпохи оно стало тем, чем в Средние века была религия, а в Новое время — наука и техника. В общественном сознании господствовало убеждение, что художественное произведение способно наиболее полно выразить идеал гармонично организованного мира, где центральное место занимает человек. Этой задаче в разной степени были подчинены все виды искусства.

Особенно возрастает роль художника, которого начинают сравнивать с творцом вселенной. Художники ставят своей целью подражание природе, не считают, что искусство даже выше природы. В их творчестве все больше ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, независимый взгляд на вещи и умение создать «живое» произведение искусства.

Наряду с произведениями монументальной живописи и скульптуры, которые были непосредственно связаны с архитектурными сооружениями, все большее развитие получали произведения станкового искусства, получившие самостоятельную ценность. Начинает складываться система жанров: наряду с религиозно-мифологическим жанром, все еще занимавшим главное место, возникают поначалу немногочисленные произведения исторического, бытового и пейзажного жанров; большое значение приобретает возрожденный жанр портрета; появляется и получаст широкое распространение новый вид искусства — гравюра.

В ту эпоху господствующее положение живописи предопределяло ее влияние на другие искусства. Если в Средние века она зависела от искусства слова, ограничивая свои задачи иллюстрированием библейских текстов, то Возрождение поменяло местами живопись и словесность, поставив литературное повествование в зависимость от изображения видимого мира в живописи. Писатели стали описывать мир таким, каким его можно было увидеть.

Искусство итальянского Возрождения

Становление и развитие культуры Возрождения являлось длительным и неравномерным процессом. Родиной Ренессанса стала Италия, где новая культура зародилась раньше, чем в других странах. Хронологические рамки охватывают период со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. включительно. За это время искусство итальянского Возрождения прошло несколько этапов развития. Среди искусствоведов эти этапы принято именовать по названию столетий: XIII в. именуется дученто (буквально — двухсотые), XIV в. — треченто (трехсотые), XV в. — кватроченто (четырехсотые), XVI в. — чинквиченто (пятисотые).

Первые ростки нового мировоззрения и сдвиги в художественном творчестве появились в конце XIII в., а в начале XIV в. им на смену пришла волна готического искусства. Эти явления стали свое го рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса. Новые явления в культуре Италии получили широкое развитие в XV в. Этот этап, обозначаемый как кватроченто, называют еще ранним Возрождением. Своей полной завершенности и расцвета художественная культура Возрождения достигла к концу XV — началу XVI в. Этот период наивысшего расцвета, длившийся всего 30-40 лет, называют Высоким, или классическим, Возрождением. В целом Ренессанс изживает себя в Италии в 1530-х гг., ноеше последние 2 /з XVI в. он продолжает существовать в Венеции. Этот период принято именовать поздним Возрождением.

Культура Проторенессанса

Начало новой эпохи связывают с творчеством флорентийского художника Джотто ди Бондоне. В изобразительном искусстве Проторенессанса Джотто является центральной фигурой, так как крупнейшие живописцы Возрождения считали его реформатором живописи. Благодаря емутрудо- емкая техника мозаики была заменена техникой фрески, которая более соответствовала требованиям рснсссансной живописи, позволяя с большей точностью передавать объем и плотность материала, нежели мозаика с ее неощутимостью материи, и быстрее создавать многофигурные композиции.

Джотто первым реализовал принцип подражания природе в живописи. Он начал рисовать живых людей с натуры, что не делали ни в Византии, ни в средневековой Европе. Если в произведениях средневекового искусства бестелесные фигуры с аскетическими строгими лицами едва касались земли, то фигуры Джотто предстают объемными, материальными. Этого эффекта он достиг благодаря световой моделировке, согласно которой человеческий глаз воспринимает светлое более приближенным к нему, атемное более удаленным. При работе над фресками художник уделял особое внимание показу душевного состояния героев.

Рубеж дученто и треченто (XIII-XIV вв.) оказался переломным в культурной жизни Италии. В определенном отношении он венчает Средневековье и в то же время служит отправной точкой Возрождения. В этот период новую культуру и новое ощущение мира наиболее полно выражала поэзия. Именно в литературе яснее всего обозначилось тяготение к новому, проявлявшееся в иных ценностных ориентирах. Самыми яркими, талантливыми выразителями новых традиций были Данте, Франчсско Петрарка, Джованни Боккаччо.

Данте Алигьери в начале своего поэтического творчества был тесно связан с новым направлением в итальянской поэзии, известным как школа «нового сладостного стиля», в котором любовь к женщине идеализировалась и отождествлялась с любовыо к мудрости и добродетели. Первыми его произведениями стали лирические стихи любовного содержания, в которых Данте выступал как подражатель французским куртуазным поэтам. Главной героиней его литературного творчества была молодая флорентийка Беатриче, которая умерла через семь лет после их встречи, но поэт пронес свою любовь к ней через всю жизнь.

В историю мировой культуры Данте вошел как автор поэмы «Божественная комедия». Первоначально он назвал свою грандиозную эпопею комедией, следуя средневековой традиции, согласно которой комедией называлось любое литературное произведение с плохим началом и хорошим концом. Эпитет «Божественная» был добавлен к названию в конце XIV в. для того, чтобы подчеркнуть художественное значение и поэтическое совершенство произведения.

«Божественная комедия» имеет четкую структуру: три основные части — «Ад», «Чистилище», «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен, написана она терцинами — стихотворными формами в виде трех строф. Содержание поэмы Данте связано с его теорией о четырех смыслах поэтических произведений — буквальном, аллегорическом, моральном и аналогическом (т.е. высшем).

В основе поэмы «Божественной комедии» лежит традиционный сюжет жанра «видений», когда человеку, погрязшему в своих пороках, небесные силы (чаще всего в облике его ангела-храни ге- ля) помогают понять его неправедность, давая возможность увидеть ад и рай. Человек впадает в летаргический сон, во время которого его душа отправляется в загробный мир. У Данте этот сюжет выглядит следующим образом: спасителем его души оказывается его давно умершая возлюбленная Беатриче, которая посылает в помощь душе Алигьери античного поэта Вергилия, сопровождающего его в путешествии по аду и чистилищу. В раю он следует за самой Беатриче, так как язычник Вергилий не имеет права находиться там.

Данте изобразил ад как подземную воронкообразную пропасть, склоны которой опоясаны концентрическими уступами — «кругами ада». Сужаясь, она достигает центра земного шара с ледяным озером, в которое вмерз Люцифер. В кругах ада несут наказание грешники; чем страшнее их грех, тем ниже по кругу они находятся. В ходе своего путешествия Данте проходит все девять кругов ада — от первого, где находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, до девятого, где мучаются предатели, среди которых мы видим Иуду. Не все грешники вызывают у Данте отвращение и порицание. Так, в трактовке любви Франчески и Паоло проявляется сочувствие поэта, потому что любовь для него — не осуждаемый грех, а чувство, определяемое самой природой жизни.

Чистилище Данте представил в виде огромной конусообразной горы, возвышающейся посреди океана в южном полушарии. В соответствии с учением Фомы Аквинского чистилище — это место, где души грешников, не получившие прощение в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очистительном огне. (Заметим, что очистительный огонь чистилища воспринимался одними богословами как символ мук совести и раскаяния, другими — как реальный огонь.) Срок пребывания души грешника в чистилище мог быть сокращен его оставшимися на земле родными и близкими путем совершения ими «добрых дел» — молитв, месс, пожертвований в пользу церкви.

Рай, по Данте, представляет собой чудесную и загадочную область. Эта лучезарная обитель Бога похожа по форме на круглое озеро и является сердцевиной Райской розы. Блаженные души, оказавшиеся там, занимают место, соответствующее их подвигам и славе.

Великая поэма Данте представляет собой уникальную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Хотя мир, изображенный в «Божественной комедии», вымышлен, он во многом подобен земным картинам: адские пучины и озера похожи на страшные провалы в Альпах, адские чаны — на чаны венецианского арсенала, где кипятят смолу для конопачения судов, гора чистилища и леса на ней такие же, как земные горы и леса, а райские сады подобны благоухающим садам Италии. Вплоть до настоящего времени «Божественная комедия» остается непревзойденным шедевром литературы. Мощная фантазия Данте нарисована такой необыкновенно убедительный мир, что многие его простодушные современники искренне верили в путешествие автора на тот свет.

Ренессанс (Эпоха Возрождения)

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance) , эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти ; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи .

Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.

Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.

Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел , сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, названной в последствии - маньеризм .

Художники Ренессанса:

Известные картины художников Ренессанса (Эпохи Возрождения)

1. Общие сведения

Возрождение, или Ренессанс - это период в культурно-историческом развитии стран Центральной Западной и Северной Европы пришедший на смену средневековью. В средневековье сложились основные предпосылки для культурного взлёта Возрождения, а само Возрождение стало в свою очередь мощным толчком для последующего развития культуры в эпоху просвещения. Несмотря на локальность Возрождение оно оказало глобальное влияние на последующее развитие культуры. Ренессансные идеи распространялись в европейских странах неравномерно, поэтому в Возрождении принято выделять несколько периодов.

1.1. Предпосылки Возрождения

Возрождение – это прежде всего явление городской культуры. Зарождение в недрах феодального строя новых буржуазных экономических отношений связано в первую очередь в городом. Размывание сословных рамок и сословной замкнутости, накопление материальных богатств и рост политического влияния горожан, проявившийся и в появлении городов-республик способствует формированию нового гражданского сознания. Средневековый горожанин это человек далёкий от аристократизма знати и аскетизма церкви. Материальную основу своей жизни он выстраивает благодаря своей энергии, трудолюбию, деловым качествам, знаниям. Поэтому и в других людях он ценит те же качества. Одновременно, горожане это в своём большинстве люди грамотные, умеющие ценить прекрасное, стремящиеся к знаниям и красоте, именно на их восприятие и ориентированы прекрасные произведения искусства эпохи Возрождения. Своеобразным толчком к началу эпохи Возрождения послужило знакомство европейских народов с произведениями античной культуры. Сам термин Возрождение понимался как попытка возродить высокие достижения античной культуры, подражать им, хотя на самом деле итоги Возрождения оказались более существенными. Не случайно впервые ренессансные идеи возникли в Италии, на территории которой сохранилось значительное количество античных памятников. Часть представлений об эпохи античности была получена итальянцами, ведшими активную торговлю в Средиземном море из Византии, где античное искусство не было разрушено нашествием варваров вплоть до XV в. и динамично развивалось.

1.2. Периодизация Возрождения

1.2.1. Общеевропейская периодизация

В общеевропейской периодизации эпохи Возрождения выделяют три основных периода.

Раннее Возрождение (с 1420 по 1500 гг.) захватывает в основном территорию Италии характеризуется тем, что в это время собственно ренессансные произведения известны только в Италии, в других странах ещё пытаются совмещать традиционные приёмы с новыми ренессансными веяниями, признаки готического искусства заметны ещё во многих произведениях.

Высокое Возрождение (1500 по 1580 гг.) пик развития ренессансного искусства в Италии и начало его заката, мощный расцвет интереса к античности и новым технологиям в искусстве в европейских странах. В Рим как в столицу искусства стремятся талантливые люди со всей Европы.

Позднее Возрождение (1580-1650 гг.) период, когда в Италии идеи Возрождения, теснимые церковью приходят в упадок, но получают второе дыхание в странах Северной Европы, где получают новый импульс и преломляются в работах голландских, немецких, английских деятелей искусства, поэтому это время называют ещё Северным Возрождением. Искусство Северного возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому пропитано антиклерикальным духом и придает большое значение вопросам веры. Но в отличии от итальянского искусства стремившегося приукрасить, идеализировать действительность, более тяготело к реальности. В конце этого периода появляется увлечение ложной живописностью, вычурность форм и бессистемная компоновка античных мотивов, утрачивается органичность, дух ренессансных идей. Эти тенденции в искусстве получают название маньеризм, вслед за которым утверждается стиль барокко.

1.2.2. Итальянская периодизация

Эпоха Возрождения в Италии длилась недолго, она укладывается в XIV -XVI вв. В развитии ренессансных идей и искусства принято выделять следующие периоды:

Дученто (XIII в.) так на итальянском звучит название XIII века, отмеченного появлением ренессансных признаков в искусстве, этот период называют ещё Проторенессансом.

Треченто (XIV в.) итальянское наименование XIV в. для в котором ренессансные идеи проявились, прежде всего в живописи. Выдающимся живописцем этого времени был Джотто ди Бондоне (см: 3.1.) В это же время благодаря творчеству Данте, Петрарки, Боккаччо (см: 3.2.) произошёл поворот к гуманизму в литературе.

Кватроченто (XV в.) - итальянское обозначение эпохи искусства XV века, являющейся пиком, расцветом идей возрождения во всех областях искусства, временем жизни и творчества Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини и др.

Чинквече́нто (XVI в.) итальянское название периода заката Высокого Возрождения и начала Позднего Возрождения. Творившие в это время Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, Веронезе и Тинторетто внесли неоценимый вклад в развитие не только итальянской, но и мировой культуры.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...