Главная мысль толстой война и мир. Основная мысль романа война и мир. Вопросы и задания

Кутузов, по мнению Толстого, был самым близким к народу историческим деятелем, он был сам по натуре простым русским человеком. Он понимал и имел в своей душе чувство, «лежащее в душе каждого солдата». Солдаты чувствовали это, поэтому они очень любили Кутузова. Он был для них товарищем, отцом, его речь была понятна каждому. «Перестал говорить главнокомандующий, заговорил простой старый человек». «Он казался самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые, обыкновенные вещи». Даже его облик был прост: «обыкновенные черты старого человека», «ничего от повелителя народов нет в этом полном, рыхлом старике, в его сутулой фигуре и ныряющей тяжелой походке». Этот человек смог «угадать так верно значение народного смысла событий, что ни разу за всю свою деятельность не изменил ему». По мнению Толстого, «источник этой необычайной силы Прозрения и смысл совершавшихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Вся его деятельность была направлена на благо России, на то, чтобы победить и изгнать врага, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска». Он понимает, что участь битвы решает дух войска, «он следит за этой силой и руководит ею, насколько это в его власти. Он ничего не придумает, ничего не предпримет… но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Для Толстого Кутузов является идеалом исторического деятеля, идеалом русского человека.

Наивыгоднейшими условиями для русских было «раздробиться и нападать поодиночке, когда представляется случай». Потому что «дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево… Были партии, перенимавшие все приемы армии; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи» никому, не известные». Партизанская война приняла огромные масштабы. Толстой показал действия партизан на примере отрядов Денисова и Долохова, они считали возможным и делали то, «о чем не смели думать начальники больших отрядов». Смелость, патриотизм, более гибкая маневренность небольших отрядов Денисова и Долохова способствовали успешным действиям. Их отряды, незаметные для противника, проводили необыкновенно рискованные, но успешные операции, рассчитанные на внезапность. Примером чего является захват транспорта французов.


Основная мысль романа Война и мир.

"Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г. Чернышевский)
Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в фонд русской классики, но и как человек, который пытался разобраться в проблемах бытия. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" открыл миру галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Роман-эпопея - такой жанр определяет критика для "Войны и мира". Эпопея - потому, что на страницах этого произведения раскрывается сложный внутренний мир великого множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые по задумке автора обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования.
В романе писатель изобразил все слои русского общества, а также солдат и генералов французской армии. Но, несмотря на такой широкий охват, есть в произведении герои, судьбы которых особенно волнуют автора, и поэтому очень подробно раскрываются.
Прежде всего, князь Андрей Болконский. Это очень волевая, одарённая натура. На страницах романа данный образ постепенно меняется под влиянием происходящих в его жизни событий. В самом начале Болконский - честолюбивый офицер, стремящийся совершить подвиг. Но, после ранения под Аустерлицем, он понимает тщетность своих устремлений. Герой уезжает к себе в имение и занимается тем, что старается облегчить жизнь своих крепостных (как похоже это на самого Толстого!). Но в 1812 году вновь вступает в армию, теперь уже не стремясь совершить подвиг, а для того, чтобы помочь Родине. Смерть же князя после ранения под Бородиным - не только важный момент в раскрытии этого характера, но и один из самых замечательных эпизодов романа. Мысли Болконского о любви, смерти и жизни наполнены истинно христианским духом.
По другому пути развития идёт Пьер Безухов, натура эмоциональная и неустойчивая. Он также понимает значение долга, но главное для него - это поиск "успокоения, согласия с самим собой". Весь жизненный путь Пьера - непрестанные искания смысла жизни. И если Болконский нашёл смысл в служении Отечеству, то Пьер состоялся как отец семейства (эпилог). Хотя это не всё, что занимает его ум и сердце. В эпилоге Толстой даёт понять, что Пьер член тайного общества.
Женские образы романа не менее интересны. На страницах романа три женских фигуры особо волнуют читательское внимание: Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина.
Важно отметить такую особенность Тостого-художника - он не даёт подробного описания портретов, а лишь подмечает какую-то характерную деталь. Так, в Марии он подмечает некрасивое лицо, но поразительные, восхитительные глаза и улыбку, которая мгновенно освещает лицо. У Наташи во всём видна её природная живость и лёгкость: в глазах, в острых худых плечах, в широком рте. Говоря об Элен, автор непременно подмечает мраморные плечи. Всё это превосходно характеризует персонажей.
Любимой героиней автора является Наташа Ростова. На примере её судьбы Толстой показал, как должна реализовать себя женщина в этом мире. В эпилоге рассказано, что она вышла замуж за Пьера Безухова и родила много детей. Материнство, по мнению Толстого, - самое великое таинство на земле.
Вторая тема романа - война. Писатель даёт широкие художественные полотна, рисующие батальные сцены, а также показывает и психологию отдельной личности. Именно поэтому некоторые сражения даются глазами кого-либо из персонажей (Болконский, Пьер). Толстой сам в прошлом офицер, поэтому он показывает войну без налёта романтизма, "в крови, в страданиях, в смерти".
Замечательно вырисован им образ Кутузова. Он становится выразителем взглядов самого автора. И основу его миропонимания составляет теория, что творцом исторических событий является не отдельная личность, а народ. Именно поэтому Кутузов - лишь сторонний наблюдатель на поле боя. Он может лишь поддержать боевой дух солдат, а остальное сделают они сами. Наполеон, по сравнению с Кутузовым, жалок, так как уверен, что только его воля может привести к победе.
Таким образом, в своём романе "Война и мир" Толстой показал не только огромнейший срез истории - от 1805 до 1820 года - но он мастерски вырисовал каждый персонаж (а их в произведении сотни). Писатель показал себя как талантливый художник и психолог. По простоте и поэтичности его описания природы можно сравнить разве что с Фетом и Тютчевым.

Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как эпопею?

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого традиционные призна­ки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата собы­тий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочислен­ность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; ос­мысление народа как главной силы истории; повествование ве­дется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее характерных сторонах; эпически представлен быт раз­ных социальных групп и сословий — от императора до простого крестьянина. Широта философско-исторического синтеза и глу­бина социально-психологического анализа связи человека и ис­тории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?

Название романа включает не только антитезу: мир как со­стояние, противоположное войне, но обозначает войну и обще­ство (мир) в отношении к ней.

Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?

При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремят­ся к общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и найти свое место в истории.

Что понял Болконский на поле Аустерлица?

До Аустерлица Болконский, кумиром которого был Наполе­он, мечтал о своем Тулоне. Но после ранения, лежа под высо­ким небом Аустерлица, Андрей понимает мелочность своих чес­толюбивых мечтаний. Он понял неуничтожимость вечного пото­ка жизни, символизируемую вечным для всех людей небом.

Каковы этапы духовного пути Болконского?

Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных действиях, не спо­собных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем любовь к Наташе возрождает его. Он постепенно прихо­дит к мысли, что мало жить только для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека. Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.

Какой духовный путь проходит Пьер Безухов?

Пьер Безухов в начале романа «Война и мир» — честный, но наивный молодой человек, который отдается порокам светской жизни. Но скоро он начинает понимать ханжескую мораль обще­ства, противную ему. Поиски нравственного усовершенствования приводят его к масонам. В этот период он решает посвятить себя благоустройству жизни крестьян. В период разочарования в масонстве Пьер все время стремится найти причины зла. Он ищет в людях «внутреннего человека» — живую душу. Большое значе­ние в духовных исканиях Безухова имела Бородинская битва. Именно здесь Пьер понимает, что историю творит народ. Встре­ча с Платоном Каратаевым приводит его к внутренней гармо­нии, к пониманию, что «человек сотворен для счастья, что сча­стье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Близость к народу заставляет анализировать жизнь, видеть истоки ее несправедливости, а это в эпилоге приводит его в тайное общество декабристов.

Что Л.Н. Толстой считает главной мыслью романа «Война и мир»?

Главная мысль романа «Война и мир» — «мысль народная». Она пронизывает все образы романа, которые проверяются народ­ной нравственностью, она лежит в основе философии личности и истории.

Основную идею романа «Война и мир» можно выразить следующими словами самого автора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Идея эта выразилась не только в противопоставлениях Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы русских с французами. Толстой всячески возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. Все сцены частной жизни, обрисованные Толстым, имеют одну и ту же цель - показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. Голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет Толстого осуждать не только французов, ослепленных Ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса русского народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и...

0 0

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Композиция романа «Война и мир»

Композиция романа «Война и мир»

“Война и мир” - широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, - говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так... в “Войне и мире” я любил мысль народную...”
Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык.
В “Войне и мире” нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского...

0 0


Основная мысль романа Война и мир

Основная мысль романа Война и мир.

"Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г. Чернышевский)
Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в фонд русской классики, но и как человек, который пытался разобраться в проблемах бытия. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" открыл миру галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Роман-эпопея - такой жанр определяет критика для "Войны и мира". Эпопея - потому, что на страницах этого произведения раскрывается сложный внутренний мир великого множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые по задумке...

0 0

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война - мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.

Прежде всего для Толстого важно было показать,...

0 0

Идея героической жизни в романе "Война и мир". Военная теория Толстого

/Николай Николаевич Страхов (1828-1896). Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого.
Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

Очень трудно изложить, даже в главных чертах, идею глубокого художественного произведения, она воплощается в нем с такою полнотою и многосторонностию, что отвлеченное изложение ее всегда будет чем-то неточным, недостаточным, - не будет, как говорят, вполне исчерпывать предмета.

Идею "Войны и мира" можно формулировать различным образом.

Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни. На это намекает сам автор.

Художник... прямо заявляет нам, что он хочет изобразить нам такую жизнь, которую мы обыкновенно называем героическою, но - изобразить в ее настоящем смысле, а не в тех неправильных образах, которые завещаны нам древностию; он хочет, чтобы мы отвыкли от этих ложных представлений, и для...

0 0

“Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто “книгой”. “Что такое “Война и мир “? – спрашивал писатель

И отвечал: – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника”.

В этой связи Толстой совершенно справедливо вспоминал, что русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом самого смелого новаторства в области формы: “Начиная от “Мертвых душ” Гоголя и до “Мертвого дома” Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести”.

Действительно. традиционные жанровые дефиниции: роман семейно-бытовой, социально-психологический,

Философский, даже исторический и т. д. не охватывали всего богатства содержания “Войны и мира”, не передавали сути новаторства писателя. Л. Толстой совершил художественное открытие, потребовавшее новых жанровых рамок. М. Горький запомнил слова самого автора о своем произведении: “Без ложной скромности – это как Илиада”.

В определении жанровой природы “Войны и мира” до сих пор нет единства среди литературоведов; все же термин, на котором настаивает А. В. Чичерин: роман-эпопея, представляется наиболее предпочтительным. Впервые в истории русской литературы было создано произведение, сочетающее повествование о событиях общенационального значения и рассказ о личных судьбах людей, картины нравов, и широкую панораму европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изображение самого хода истории и философские рассуждения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и закономерность, роль личности в истории и т. д.

Главная идея произведения. его основная мысль есть, по словам самого писателя, “мысль народная”. Еще в раннем творчестве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношении дворянской интеллигенции и народа (военные рассказы, “Утро помещика”, “Казаки “). В “Войне и мире” он впервые художественно раскрыл великую роль народных масс в исторических событиях. Народ стал главным героем его эпопеи; народное сознание определило авторскую концепцию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения.

Название это многозначно. Мир можно воспринимать и как явление, противоположное войне, и как человеческое сообщество (крестьянский мир), и как вселенную. В любом случае это нечто противостоящее насилию и разрушению. Мыслью об общечеловеческом единении, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу проникнут весь роман-эпопея, отображающий народное мировосприятие.

Сочинения по темам:

  1. “Война и мир “: рождение замысла Первое свидетельство, которое позволяет говорить о времени начала работы Льва Толстого над своим самым...
  2. На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи...

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...