Преступление и наказание цель раскольникова.  роль «двойников» раскольникова в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание. Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Это синтез социально-психологического и социально-философского романа, где автор с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.
Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросивший учебу в университете, не будучи способным ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии платить, что лишает его нормального питания, поскольку изначально студент находился на пансионе у владелицы дома.
Тяжелые условия существования толкают его на убийство с целью ограбления старухи-процентщицы, у которой он, как и многие другие студенты, закладывал ценные вещи. К несчастью для Раскольникова, он убивает и сводную сестру старухи Лизавету как случайного свидетеля, которая, по слухам, была беременна.
Но автор сосредоточивает внимание не на распутывании криминальной интриги, которая имеет место в романе, а на исследовании причин, побудивших его героя к преступлению. Страшная бедность, желание поправить свое положение и предотвратить брак своей сестры с отвратительным Лужиным, то есть недовольство жизнью, - не единственная и не основная причина, толкнувшая Раскольникова на убийство. Незадолго до описываемых событий он опубликовал статью, в которой излагал свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель дум, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - спрашивает Раскольников, желая понять, к какой категории людей, по его собственной градации, он относится.
Преступная теория новоявленного кандидата в Наполеоны наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в пользу Раскольникова. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до его совершения, оказываются слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки (Sic! К сведению литературоведов!).
Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик.
Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей.
Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести.
Это усиливает его одиночество, причем Достоевский наглядно показывает, что изгнание из человеческой среды может привести к гибели человека. Например, Свидригайлов, у которого, по его словам, «много общего» с Раскольниковым, оставшись один и потеряв последнюю надежду на взаимность Авдотьи Романовны, которую он искренне любит, кончает жизнь самоубийством.
Раскольников не приходит к подобному концу, поскольку он окружен любящими и ценящими его людьми (мать, сестра, Разумихин и, в первую очередь, Соня Мармеладова). «Я себя убил, а не старушонку», - признается Раскольников. Достоевский показывает, что преступление против законов Божьих и человеческих ничем не может быть оправдано и неминуемо влечет за собой наказания, страшнейшими из которых являются муки собственной совести и страх перед законом, перед справедливостью.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.
Даже на каторге Раскольников не смирялся и отказывался признать свою вину. Но преодоление внутренних барьеров, создающих ошибочные иллюзии, «разрыв собственной замкнутости, начало новой жизни возможно». Так в тексте оригинала. К этому приведет уже существующая любовь - любовь героя.

Тема урока: Теория Раскольникова

Цель урока:

    раскрыть содержание теории Раскольникова о праве сильной личности,

    показать ее антигуманитарный характер,

    содействовать правильному пониманию сути добра и зла;

    вырабатывать умение работать с текстом художественного произведения

Организация урока.

Повторение ранее изученного.

Тема нашего сегодняшнего урока связана с одним из главных мотивов преступления, т.е. одной из главных причин, побудившей Родиона Раскольникова (главного героя романа «Преступление и наказание») совершить убийство сверстницы, ростовщицы Алены Ивановны.

Итак, вспомним сейчас:

Какие причины, обстоятельства, встречи послужили толчком на пути к преступлению:

    бедность Раскольникова;

    стремление помочь матери и сестре;

    сострадание ко всем бедным, униженным людям (семья Мармеладовых);

    ненависть к старухе-процентщице;

    случайно услышанный разговор в трактире;

    теория Раскольникова.

Запись в тетради темы урока.

Новый материал.

Вступительное слово преподавателя:

Особенность романа заключается в том, что в основе романа лежит психологическая и философская тайна. Главный вопрос романа не кто убыл, а почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли Раскольников?

Теория родилась в сознании человека сумрачного, замкнутого, одинокого и вместе с тем гуманного, болезненно воспринимающего все окружающее. Важно, что родилась она под тяжелым петербургским небом.

Достоевский, определяя замысел романа, писал, что в основе теории Раскольникова лежат теории, которые «носятся в воздухе». Действительно революционеры-демократы боролись с общественным злом, стремились изменить этот мир, но Раскольников - не революционер. Он бунтарь-одиночка.

В 1865 году в России была переведена книга Наполеона «История Юлия Цезаря», где развивается идея об особом предназначении человека, о ее неподсудности человеческим законам, т.е. дается обоснование политики войны, насилия, угнетения. Видимо главный герой романа, человек умный, начитанный, знал об этом. Поэтому размышляя над общественным злом, Раскольников приходит к выводу, что помочь себе, близким и всем бедным людям можно, убив богатую, никому не нужно злую, вредную старуху, которая заедает чужой век.

Он создает теорию о праве сильной личности. Об этой теории мы узнаем после совершенного преступления, читая Ш часть романа, когда Раскольников со своим другом Разумихиным идет к Порфирию Петровичу (следователю, занимающемуся делом об убийстве Алены Ивановны), пытаясь узнать о судьбе своих вещиц - серебряных часов отца и колечка Дуни, - отданных в заклад.

Порфирий Петрович, по словам Разумихина, «малый умный, у него склад мыслей особенный, недоверчив, скептик, циник...». Очень хорошо знает свое дело.

Во время встречи речь заходит о статье, написанной бывшим студентом юридического факультета Раскольников полгода назад. Эта статья, по словам Порфирия Петровича, была опубликована в «Периодической речи» два месяца назад и называлась о «Преступлении...»

Комментированное чтение текста : часть 3, гл. IV

О чем шла речь в статье?

Чем статья заинтересовала Порфирия? Статья Раскольникова «О преступлении» заинтересовала следователя необычным делением людей на два разряда: низкий и высший.

По теории первый разряд - это люди обыкновенные, консервативные, они сохраняют мир и приумножают его численно, соблюдают законы и никогда их не переступают. Их большинство.

Второй разряд - это люди необыкновенные, сильные личности, которые разрушают настоящее во имя будущего, т.е. ведут мир к цели, к прогрессу и во имя этого имеют право перешагнуть через труп, через кровь, т.е. имеют право на преступление. Их мало.

К числу необыкновенных людей Раскольников относит великих людей прошлого: Ликурга (госуд. деятеля Греции), Солона (политического деятеля древ. Афин, осуществлявшему преобразования), Магомета (религиозного проповедника, основателя мусульманской религии), Наполеона (императора, великого полководца).

Проблемный вопрос:

Как показал Достоевский несостоятельность теории Раскольникова? (крах теории).

Беседа по тексту романа: Как чувствовал себя Раскольников после убийства?

Он благополучно вернулся домой, избежав разоблачения. Родион не помнил, как повалился на диван во всей одежде. Его бил озноб. Он искал, очнувшись, следы крови на совей одежде, опасался разоблачения. С ужасом обнаружил кровь на бахроме брюк, в карманах, на ботинках... Вспомнил про кошелек и украденные вещицы и стал лихорадочно думать, куда их спрятать. Потом впадает в беспамятство и опять ложится. Через пять минут вскакивает и с ужасом вспоминает, что не снял петлю под мышкой, где прятал топор. Потом видит на полу окровавленную бахрому, вновь смотрит одежду и везде ему видится кровь...

Вывод : Раскольников не владеет собой, его охватил такой страх перед разоблачением, что он кажется тяжело больным человеком.

Как встретил Раскольников мать и сестру?

Он не рад встрече с родными. Он не хочет никого видеть. Совершенное убийство гнетет его.

Расставшись с Разумихиным после беседы со следователем Раскольников вновь и вновь вспоминает старушонку.

Работа с текстом. Чтение и комментарий ч. Ш гл. IV

«Старушонка вздор! Думал он горячо и порывисто, - страху, пожалуй, что и ошибка не в ней дело! Старуха была только болезнь... я переступить только хотел поскорее... не человека убил, я принцип убил!»

«... Да, я действительно вынь...»

«...Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...»

Что же происходит в сознании Раскольникова?

Раскольников меняется, изменяется его отношение к окружающим. Он начинает ощущать себя отщепенцем, понимает, что между ним и окружающими людьми возникает пропасть, что он переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества. В этом он и признается Соне. Только ей тоже преступивший закон морали во имя спасения людей, он доверяет свою страшную тайну.

Выборочное чтение по роли: часть 4, гл. IV, часть 5, гл. IV

Как объясняет Раскольников убийство?

(«... не для того, чтоб матери помочь, я убил - вздор...

Мне другое надо было узнать... Тварь ли дрожащая или право имею?...

Разве я старушонку убыли? Я себя убил, а не старушонку!)

В этом и заключается сущность наказания Раскольникова: он убил в себе человека.

Выводы: Таким образом, теория Раскольникова терпит крах. Его путь ложен, протест бунтаря - одиночки оказался несостоятельным, потому что носил антигуманный характер.

Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление оценок, домашнее задание.

  1. Ответить (устно) на вопросы:

    Какую роль в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова?

    Как сложилась судьба главного героя на каторге?

    Подготовить сообщения о Лужине и Свидригайлове.

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

От идеи Раскольникова зависит и идея всего произведения - неудивительно, что на протяжении десятилетий толкование романа становилось предметом общественных и литературных споров, что он по-разному воспринимался от поколения к поколению. В демократическом лагере русской критики к Раскольникову подошли первоначально под углом зрения теории «невменения», согласно которой преступления являются лишь фаталистическим следствием неправильно и несправедливо сложившихся общественных отношений.

При таком подходе идейные мотивы вообще выпадают из анализа злодеяния Раскольникова. Писарев полагал: нет никаких оснований считать, что «теоретические убеждения Раскольникова имели какое-нибудь заметное влияние на совершение убийства». « , - писал он, - совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главною побудительною причиною». Русские декаденты, в первую очередь Д. Мережковский и Лев Шестов, легко доказывали несостоятельность наивно-моралистического толкования «Преступления и наказания». Оно опровергалось самим текстом романа, теми тонкими, гибкими и диалектическими речами, в которых Раскольников сам, по воле автора, выражал свою идею. К тому же наивно-моралистическая и наивно-религиозная дидактика не могла объяснить всемирно-исторического значения «Преступления и наказания».

Она снижала художественное достоинство романа, низводя мастерство Достоевского в лучшем случае до мастерства психологического анализа, хотя сам-то Достоевский неоднократно и совершенно недвусмысленно доказывал, что психология сама по себе не в состоянии поднять искусство до гениальной высоты. Мережковский и Шестов... увидели в Раскольникове образ исключительной личности, построившей свое право на себе самом, перешагнувшей через законы добра и зла, признаваемые всеми или, во всяком случае, обязательные для всех. Люди, верующие в бога и положительный государственный закон, не смеют следовать велениям своей воли, своего хотения. Они рабы чужой власти. Раскольников вознамерился утвердить в мире свою абсолютную свободу и свою абсолютную власть над всею дрожащей тварью - вот он и убил. Однако толкование Мережковского и Шестова так же не выдержало испытания текстом романа. Апеллируя к имени Достоевского, Ницше называет сострадание самой «опасной болезнью» современности, «заразившей» почти все в Европе, от Парижа до Петербурга, от Шопенгауэра до Толстого.

Нет никаких сомнений, что Достоевский был болен той же «болезнью» и что созданный им Раскольников полон участия к чужому горю. Чем человек несчастнее, тем более Раскольников тянется к нему. Вспомним его первую, «весеннюю» любовь к больной, преждевременно умершей девушке. «Сверхчеловек» не был пронизан чувством потрясенной справедливости, и его критическое отношение к действительности было продиктовано совершенно иными мотивами, чем у Раскольникова. Художественный образ - создание органическое, живое единство, не разбирающееся механически на отдельные части. Нельзя рассматривать Раскольникова как подсудимого, у которого судья добивается признания, одного за другим, мотивов его преступления, игнорируя все остальное в его многообразносложной, противоречивой, но единой личности, игнорируя именно то, что образует этот неповторимый сплав, именуемый Раскол ьниковым. Раскольников, по терминологии Достоевского, Лицо. Лицо обладает пафосом, образующим центростремительную силу, стягивающую воедино разные стороны личности, которые в противном случае распались бы и уничтожили сюжетно-идеологическое значение главного .

Духовный мир Раскольникова, как и других лиц в романах Достоевского, может быть пояснен словами молодого Бакунина: «Любить, действовать под влиянием какой-нибудь мысли, согретой чувством, - вот задача жизни». «Мысль, согретая чувством», - это то, что Достоевский называл идеей-чувством, идеей-страстью. Идея-чувство, идеястрасть не вытесняет натуру человека, а охватывает ее, как огонь сухое дерево, она не превращает личность в отвлеченный, дистиллированный голос, а мобилизует все силы и все возможности личности, сосредотачивая их в одном пункте. Идея-страсть направлена на достижение не частных, а всеобщих целей, и она не является сама по себе «изображением» Достоевского. Идея-страсть выбивает человека из обыденной колеи, ломает и преобразовывает его характер, смирного делает храбрым, честного - преступником, заставляет его бросать насиженное место, делает его бестрепетным и перед каторгой, и перед эшафотом. Идея-страсть может сделать человека мономаном, и тем не менее она не превращает его в простую отвлеченность. Охваченный своей идеей, Раскольников «решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и заглядывать иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии».

Разумихин говорит о Раскольникове: «Угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия. ... Не насмешлив, и не потому, что остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает... Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то». Все это так, все это подтверждается всем ходом романа, все это отчасти объясняется влиянием неподвижной идеи, на которой сосредоточился Раскольников, но все это само воздействовало на формы проявления идеи и даже на выбор ее, на развитие ее, на поиски средств для ее осуществления.

Прежде чем говорить о персонаже его характеристике и образе, необходимо разобраться в каком произведении он фигурирует, и кто собственно, стал автором данного произведения.

Раскольников - главное действующее лицо одного из лучших романов российского классика - «Преступление и наказание», который оказал также влияние на мировую литературу. «Преступление и наказание» вышло в мир в 1866 году.

Роман сразу же заметили в Российской империи - он вызвал волну возмущенных, а также восхищенных отзывов. О работе Достоевского почти сразу узнали за границей, в следствие чего, роман был переведен на множество языков, включая английский, французский и немецкий.

Роман был не один раз экранизирован, а идеи, которые заложил Достоевский в дальнейшем использовались многими мировыми классиками.

Образ Раскольникова

Достоевский не тянет с описанием ключевого персонажа своего романа - Родиона Раскольникова и описывает его прямо с первой главы. Автор показывает главного героя молодым человеком, который находится далеко не в самом лучшем физическом состоянии - его вид вполне можно назвать болезненным.

Долгие годы Родион замкнут от остального мира, он мрачен и постоянно летает в собственных мыслях. Ранее Раскольников был студентом престижного университета, где обучался на довольно солидную должность - на юриста. Но парень забрасывает учебу, после чего его исключают из учебного заведения.

Раскольников не слишком привередлив и живет в очень скудной небольшой комнатке, где совершенно нет ни единого предмета, который бы создавал уют в его жилище. Однако причиной этому также послужила его бедность, на что также намекает и уже давно изношенная одежда. У Родиона уже давно закончились денежные средства, дабы оплачивать себе квартиру и учебу. Однако при всем этом, Раскольников был хорош собой - достаточно высокий и в хорошей физической форме, имел темные волосы и приятное лицо.

Характеристика Раскольникова: его идеи, преступление и наказание

Героя очень унижало то, что его материальное состояние оставляло желать лучшего. Сам герой, находясь в подавленном состоянии, задумывает совершить преступление - убить старуху и тем самым проверить, сможет ли он начать новую жизнь и сделать пользу обществу. У героя зарождается идея, что некоторые люди - действительно великие, имеют право совершать убийство, ведь именно они являются двигателем прогресса. Себя же он считает именно таким человек и его сильно угнетает то, что великий человек сейчас живет в нищете.

Раскольников считал себя человеком «право имеющим», а вот все остальные люди вокруг - только мясо или средство достижения целей. Убийство, считает он, позволит раскрыть ему самого себя, проверить его теорию и показать, способен ли он на большее - полностью изменить свою жизнь. Еще больше Раскольникова раздражает то, что он ведь далеко не глупый человек, а напротив - достаточно умный и имеет ряд важных способностей, которыми обладает каждый успешный предприниматель. И именно его крайне бедное состояние и положение в обществе не дают возможности реализовать эти способности.

Однако на деле все выходит совершенно иначе. Кроме того, что Раскольников убивает жадную старуху, от его рук погибает совершенно ни в чем не виноватая женщина. Из-за своей ошибки главный герой не может совершить задуманное - он не пользуется награбленным и полностью уходит в себя. Ему очень страшно и противно от того, что он совершил. При этом, его пугает не само убийство, а лишь то, что его идея не подтвердилась. Сам же он говорит, что он убил не старуху - он убил самого себя.

После того, как Раскольников убил человека, посчитал, что более не заслуживает общаться с людьми. Полностью запираясь в себе, Раскольников находиться на грани сумасшествия и совершенно не принимает помощь его родных и близких. Друг героя пытается хоть как-то поднять настроение юноши, но тот не идет на контакт. Раскольников считает, что он не заслуживает любви людей и понимает, зачем они ухаживают за ним. Преступник жаждет того, чтобы его никто не любил, и он в ответ также бы не испытывал чувства.

После преступления Раскольников серьезно меняется, если отношения с близкими он избегает, то уже на отношения с незнакомцами идет без каких-либо сомнений, а также помогает им. К примеру, помогает семье Мармеладова. В это время продолжается расследование по убийству, совершенному Раскольниковым. Умный следователь Петрович продолжает искать убийцу, и Раскольников крайне надеется, что не попадется под подозрение. Кроме того, герой пытается не только не попадаться на глаза следователю, но и всячески запутывает следствие своими действиями.

Раскольников меняется после того, как знакомиться с молодой девушкой Соней Мармеладовой, которая, как и главный герой находилась в тот момент в крайне бедном состоянии. Дабы помочь семье Соня работает проституткой и имеет желтый билет - документ, позволяющий девушке официально зарабатывать себе на жизнь. Соне всего лишь восемнадцать лет, она верит в добро и в Бога. Ее семье не хватает денег даже на еду, все заработанные средства отдает на питание, практически не оставляя себе ни гроша. Раскольникову не сильно нравится, что она жертвует всем - своей судьбой и своим телом, ради того, чтобы помочь остальным. Сначала личность Сони вызывает у Раскольникова негодование, но совсем скоро молодой герой влюбляется в девушку. Раскольников рассказывает ей о том, что совершил убийство. Соня просит его раскаяться в содеянном преступлении - и перед Богом, и перед законом. Однако Раскольников не слишком разделяет её убеждения, но, все же, любовь к девушке заставляет Раскольникова покаяться перед Богом о содеянном, после чего приходит в полицию и признается.

Дальше каторга, где обретает Бога. Для него началась новая жизнь, в которой он начал видеть не только плохое, но и хорошее. Именно любовь к Соне заставила его задуматься о том, что все его идея насчет разных типов людей, один из которых «право имеющие», а остальные лишь расходные материал, совершенно не имеет смысла. Теория Раскольникова была совершенно бесчеловечной, ведь никто и ни при каких побуждениях не может распоряжаться жизнью человека. Такие поступки нарушают все законы нравственности и христианства.

В конце концов, теория Раскольникова терпит крах, потому что герой и сам начинает понимать, что она лишена всякого смысла. Если раньше Раскольников считал, что человек - это тварь дрожащая, то после осознания понимает, что каждый человек заслуживает право на жизнь и на право выбирать свою судьбу. В конце концов, Раскольников осознает, что добро - это основа жизни и делать людям добро, гораздо приятнее, нежели жить только в собственных интересах, плюя на судьбы окружающих людей.

Выводы

Раскольников стал заложником своего положения в обществе. Будучи достаточно умным, способным и образованным человеком, он не имел возможностей и средств нормально жить. Сильно расстроенный своим положением, Раскольников не видит иного способа, как заработать себе на жизнь за счет других людей, которых он считает лишь «мясом», материалом, которым можно воспользоваться ради достижения своих целей. Единственное, что заставляет Раскольникова вновь поверить в добро и забыть о своих безумных идеях - это ни что иное как любовь к девушке. Именно Соня Мармеладова показала герою, что творить добро гораздо лучше, нежели причинять боль. Под ее воздействием Раскольников начинает верить в Бога и раскаивается в своих грехах. Кроме того, герой самостоятельно сдается полиции и начинает новую жизнь.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...