Конспект музыкального занятия в старшей группе с применением икт. Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников в ДОУ план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему Элементарное музицирование «Зимнее рондо»

Уважаемые коллеги! Мы живём с вами в 21 веке, веке компьютерных технологий и всё чаще сталкиваемся с необходимостью их использования как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Я являюсь членом инновационной площадки Академии инновационного образования и развития «Формирование безопасной информационной среды, как необходимое условие обеспечения качества образования» .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и применять их в образовательном процессе. Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами) » , владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами» .

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах.

Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Во-вторых, общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.

В-третьих, есть особенности применения ИКТ на музыкальных занятиях, поэтому мне бы хотелось остановиться на некоторых спорных вопросах применения ИКТ на занятиях музыкой.

Как уже было сказано выше, информационно-коммуникативные технологии помогают решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Музыка - особый вид искусства. Давайте же разберёмся, в каких видах музыкальной деятельности применение ИКТ полезно, необходимо, а в каких - вредно и недопустимо.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Есть ли смысл включать средства новых информационных технологий во все виды музыкальной деятельности?

Слушание музыки.

Компьютерные презентации, позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную деятельность. Возможны очень короткие фрагменты видео для знакомства с эпохой, страной и так далее.

Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов? Я думаю, использование видеозаписей концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольного звучания различных инструментов прекрасно могут помочь в работе. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Но использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя! Радость от того, что продукты ИКТ делают материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и через зрительные анализаторы, затмевает для педагогов осознание того, что именно на музыкальном занятии, развивая восприятие, ни в коем случае нельзя подключать зрительные анализаторы. Только и только слуховые! В старших группах ДОУ даже литературные произведения читаются детям до показа иллюстрации (чтобы развить творческое воображение, чтобы уйти от шаблона восприятия) . А мы на музыкальном занятии, которое всей своей сущностью должно способствовать развитию слухового восприятия не только не развиваем его, а с помощью мощнейших средств воздействия - ИКТ - подавляем. И когда педагоги радуются: «Дети узнают музыку по картинке!» , им хочется ответить: «Не музыку они узнают по картинке, а узнают картинку и, как следствие, «называют» музыку».

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогли бы педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии. Педагогам приходится самим осваивать этот новый вид деятельности. Поэтому тому, кто «окунётся» в работу с ИКТ, нужно будет руководствоваться изречением древних: «Не навреди» .

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности, из-за перечисленных выше причин, тоже предполагает очень осторожное использование новых информационных технологий. Здесь возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото) , отражающих как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.

Музыкально-ритмические движения, танцы.

Больше возможностей для применения ИКТ существует при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Музыкально-дидактические игры.

Очень широко информационно-коммуникативные технологии можно использовать при организации музыкально-дидактических игр. Вот где «можно разгуляться» ! Музыкально-дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков. Они объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Применение красочных озвученных презентаций принесут только пользу и радость детям.

Итак, можно сделать вывод:

Педагог-музыкант дошкольного образования, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростов- на- Дону «Детский сад № 266»

КОНСПЕКТ
ДОМИНАНТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
по развитию чувства ритма с детьми подготовительной группы на тему: «У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».
(с использованием ИКТ)

Составитель:
Музыкальный руководитель- специалист высшей категории МБДОУ № 266
ТАТАРЕНКО НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Апрель 2015г.
г. Ростов на Дону

Цель: Развитие чувства ритма через различные виды деятельности детей.

Программные задачи:
- работа над формированием музыкального мышления детей,
- развивать ритмическое восприятие музыки;
- работа над артикуляцией в произношении звукосочетаний;
- чисто интонировать музыкальные интервалы, пропевая свое имя;
- узнавать песню по ритмическому рисунку музыкального фрагмента;
- четко передавать ритмический рисунок выбранного фрагмента песни;
- петь знакомую песню свободно и выразительно, ярко и эмоционально;
- воспитывать навыки работы на ИКТ.
Оборудование: ИКТ. (ПО SmartBoard)

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети заходят в зал и рассаживаются около интерактивной доске полукругом.
Приветственная песенка «Добрый день».
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

Этот чудо-аппарат –
Для меня, как старший брат
Утром он меня разбудит,
Как будильник зазвонит.
Коль не встану, не осудит,
И ни в чем не обвинит.
Если что-то я забуду
– Он напомнит мне о нем.
И всегда, везде и всюду
Помогает мне во всем.
Если мне вдруг одиноко
– Тишину нарушит звон.
Голос друга издалека
В тишине подарит он.
Подскажите, все, кто сможет,
Речь сейчас идет о чем?

мобильном телефоне.)

Да, действительно, это телефон. Очень нужный предмет.

Но раньше, когда телефоны только появились они выглядели вот так (слайд №1).

У телефонов не было никакой музыки, а наоборот – просто трещали, вот так: тр-р-р-р, тр-р-р. Давайте повторим. (дети повторяют все вместе и индивидуально). Но время шло и телефоны менялись. Они стали выглядеть вот так (слайд №2)

И звучание у таких телефонов тоже поменялось. Они стали звучать более ме6лодично, вот так: дзинь-нь-нь, дзинь-нь-нь.
(разная высота).- упражнения с детьми

Но так как не всегда рядом был телефон, а позвонить надо обязательно, то со временем придумали современные телефоны, которые имеют множество различной музыки.

Сейчас я предлагаю вам игру. Я буду пропевать чье-то имя, а вы, должны повторить его словом «Алло», как будто в телефон, точно повторяя мою мелодию.

(игра -распевка « Пропой свое имя» - с использование ИКТ (педагог нажимает на микрофон)

И еще одна игра. Вот перед вами телефон и разноцветные прямоугольники. За каждым прямоугольником находится ритмический рисунок одной из знакомых вам песенок. Они, здесь, внизу. Это: «Антошка», «Два веселых гуся», «Пусть бегут неуклюже» и «Песенка черепахи и львенка». Итак.
ИГРА «У меня зазвонил телефон».

(Ребенок выходит к доске, выбирает прямоугольник, нажимает пальчиком на него. Проявляется ритмический рисунок одной из песен, расположенных внизу экрана. Ребенок прохлопывая этот рисунок, узнает песню и проверяет ответ, нажимая на микрофон около картинки, Звучит фрагмент песни. Далее игра повторяется с другими прямоугольниками, пока не будут отгаданы все песенки).

Молодцы, вы правильно выполнили задания и теперь, я вам предлагаю спеть одну из данных песен по вашему желанию..

Рисунок 43Fly TS100-Dark grey

Информационно-коммуникационные технологии

в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так же эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.

СЛАЙД 2

Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:

Персональный компьютер (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определяются установленными на нем программами: подготовки презентаций, органайзеры, графический, текстовый или музыкальный редактор и т.п.;

Мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран с компьютера, видеомагнитофона, телевизора, DVD-плеера;

Видеомагнитофон, DVD -проигрыватель, телевизор;

- многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер;

Магнитофон, музыкальный центр;

Микрофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

СЛАЙД 3

Формы использования ИКТ в деятельности музыкального руководителя

1. Использование готовых электронных продуктов. Используя ресурсы сети Internet , можно значительно пополнить медиатеку музыкального руководителя: фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, му зыкально-развивающих компьютерных игр и программ.

СЛАЙД 4

Например, интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» относится к серии детских программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет ребёнку развить слух, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей; интерактивная игра «Алиса и Времена года» (МедиаХауз), развивающая игра «Волшебная флейта». Серия этих игр предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами мировой классики.

СЛАЙД 5

2. Использование мультимедийных презентаций

Мультимедиа презентации – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью проектора. Мультимедиа презентация служит не только для обогащения знаний детей, но и для их закрепления, отработки умений и навыков, систематизации и обобщения материала, следовательно, успешно выполняет все основные дидактические функции. Презентация позволяет педагогу представить содержательный материал как систему ярких образов, с опорой на различные каналы восприятия (зрительного, слухового, эмоционально-чувственного) в ассоциативном виде сохранить информацию в долговременной памяти детей.

На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по всем видам музыкальной деятельности:

СЛАЙД 6

1. восприятие (слушание музыки) осуществляется с помощью ИКТ на качественно новом уровне при просмотре видео-иллюстраций к музыкальным произведениям; знакомстве с характером музыкальных произведений; знакомстве с жанрами музыки; развитии звуковысотного слуха; знакомстве с музыкальными инструментами; знакомстве с творчеством композиторов;

2. исполнительство :

-пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту.

СЛАЙД 7

Благоприятный психологический настрой у дошкольников создаётся при сочетании выразительного исполнения песни и анимационного фона на экране.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

СЛАЙД 8

-музыкально-ритмические движения - п ри разучивании музыкально-ритмических движений использую мнемотаблицы, при помощи которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

СЛАЙД 9

-игра на детских музыкальных инструментах - широко применяю видеопартитуры, клипы («Ложки деревенские»), сказочки-подражалочки и др.

СЛАЙД 10

ИКТ также имеют место при организации творческих заданий («Музыкальные открытки» и др.).

СЛАЙД 11

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др. (СЛАЙД). Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной и групповой работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

СЛАЙД 12

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН) я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины), мониторинга (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

СЛАЙД 13

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Так, например, в оригинальной форме проходит один из главных детских праздников в детском саду, ведь «Новогоднее путешествие» осуществляется при помощи интерактивной карты, а «Праздник Севера» завершается появлением на экране анимационного солнышка-оно приветствует ребят, обещает их согреть. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность , привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

СЛАЙД 14

Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей . Практика показала возможности успешного применения музыкально-компьютерных технологий во всех формах работы с детьми. А в связи с проведением многочисленных конкурсов, фестивалей детского творчества, необходимостью становится создание и применение фонограммы для исполнения со сцены.

СЛАЙД 15

3.Использую компьютер для:

Подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности;

Написания сценариев, нотных партитур;

Оформления дидактических игр и других методических материалов;

Обобщения опыта;

Оформления анкет и других диагностических бланков для родителей;

Размещения информации на персональном сайте и сайте детского сада;

Взаимодействия с родителями по электронной почте;

Оформления "родительских уголков" и информационных стендов;

Приобретения и применения в профессиональной деятельности книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

Обмена опытом с коллегами из других регионов России на профессиональных форумах;

Повышения квалификации дистанционно;

Участия в профессиональных заочных конкурсах.

СЛАЙД 16

4. Использую фотоаппарат и видеокамеру для создания цифрового фонда (архива) детского сада.

СЛАЙД 17

Вывод

Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

СЛАЙД 18

Давыдова Альбина Викторовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ "Детский сад № 16 "Одуванчик"

ст.Александрийской"

Конспект ООД по музыке для старшей группы с применением ИКТ

«Музыкальный теремок»

Цель занятия:

Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.

3. Способствовать формированию умения придумывать слова и воспроизводить ритмослоги.

4. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие задачи:

1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2. Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

3. Развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Материалы и технологии:

Слайдшоу;

Видеослайд;

детские музыкальные инструменты (ложки, рубель, дудочка, коробочка, кастаньеты, маракасы, металлофон, треугольник, бубен);

бабочки, цветы бумажные по количеству детей;

ритмический кубик; нотки двух цветов желтые и синие;

Ход занятия

Слайд 1

Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению педагога. Встают в круг.

Муз. рук: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Муз. рук.: Мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?

Ответы детей.

Муз. рук.: Я знаю, что вы очень любите петь, все: и дети, и взрослые, и даже звери тоже любят петь, и начинают своё утро веселой песней.

Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И.Бодраченко)

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети:

100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом)

А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)

Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)

Утром рано мы встаём,

Хором песенку поём.

Муз. рук.: А о чём же в ней поётся?

Дети: Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

Муз. рук.: Я знаю, что и у вас, ребята, есть любимая песенка. И она спряталась в нашем музыкальном зале. Только вот где? Как вы думаете?

Ответы детей.

Слайд 2

На экране изображен теремок, с закрытыми окошками.

Муз. рук.: А мне кажется, я знаю, где находится песенка…

Посмотрите, на экране изображен теремок, но теремок не простой, а музыкальный. И наша песня прячется в самом последнем окошке. Но чтобы до неё добраться, нужно выполнять задания, которые прячутся в каждом окошке. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.

Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.

1 –е задание:

Песню надо петь со словами,

А какими – подумайте сами.

Муз. рук.: А вы знаете такие слова, которые могут встретиться в нашей веселой, жизнерадостной песенке?

Дети предлагают варианты

Муз. рук.: Молодцы, все ваши слова подойдут для веселой песенки.

А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и прохлопать.

Речевая игра «Слово на ладошках»

(слова Н.Никулевой, музыка Е.Попляновой)

Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово,

Не беда, играем в слово!

Дети произносят и прохлопывают ритмослоги из слов, которые есть в песне

Муз. рук.: Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.

Слайд 3

В это время, на слайде появляется нотный стан с первой ноткой, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: Справились, молодцы!

Педагог берет другую нотку, читает задание:

Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Сказку ими обыграть.

Муз. рук.: Интересное задание!

Я хочу вам рассказать зимнюю сказку, послушайте её.

Рассказывает сказку, на слайдах появляются изображения инструментов в соответствии с текстом.

Слайд 4

Элементарное музицирование «Зимнее рондо»

(Т.Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок.

Скок, скок, скок. (ложки)

Санки скрипят, (рубель)

Бубенчики звенят. (бубен)

Дятел стучит (ложки)

Вьюга свистит (дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (кастаньеты)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит…(металлофон)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (ложки)

С горки «у-ух!». В ямку «бух!» (металлофон)

Приехали!

Муз. рук.: Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я рассказывала сказку?

Ответы детей.

Муз. рук.: На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших бейджиках.

Я спою сказку, а вы будете озвучивать её музыкальными инструментами.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.

Муз. рук.: Молодцы!

Слайд 5

На слайде появляется нотный стан и вторая нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.

Берёт 3нотку.

Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их на кубике найдите,

По рисунку спойте верно.

Муз. рук.: Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то полоски – длинные и короткие. Как вы думаете, чтобы это значило?

Ответы детей.

Муз. рук.: Длинные полоски обозначают долгий звук, а короткие полоски – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»

Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

Ты беги весёлый кубик. Быстро-быстро по рукам.

У кого остался кубик – Тот прохлопает ….

Слайд 6

На слайде появляется нотный стан 3 нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень?

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

Берет 4 нотку, читает задание

Есть слова, есть инструменты,

Ну а где мелодия?

Вы на схемы посмотрите

И мелодию найдите.

Слайд 7, 8, 9

Муз. рук.: Посмотрите, какая интересная схема.

Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей)

Есть звуки высокие и низкие. Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) А как споёт корова? (Му) А как споют собачки? (Гав, гав). Кто хочет спеть по этой схеме

Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

Фигуры котят, собачек и коров расположены в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.

Слайд 10

На слайде появляется нотный стан, 4 нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: И эта нотка зазвучала, что это значит? (Ответы детей)

Муз. рук.: Правильно. Значит, мы и с этим заданием справились. Интересно какое задание нам приготовила следующая ступень?

Берет5 нотку, читает задание

Начало есть у песни,

Начало есть у фразы,

Услышать вы сумеете

Начало и конец?

Муз. рук.: В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик.

Дети занимают места.

Муз. рук.: Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)

Муз. рук.: Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Игровое упражнение «Музыкальный полёт»

(Т.Рогаткина)

У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича) Видеослайдшоу

Слайд 11

В это время, на слайде появляется нотный стан,5 нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Слушаем следующее задание.

Берет 6 нотку, читает задание

Зазвучала песня в ритме,

А теперь – с движением,

Вы на месте не сидите,

В ложки весело стучите!

Ребята, здесь на столах разложены ложки, каждый возьмите по 2 ложки и встаньте рядом со мной в круг. Вы, конечно, знаете, что есть разные способы игры на ложках. Покажите, какие?

Дети показывают приёмы игры на ложках.

Муз. рук.: А теперь исполните под весёлую музыку танец с ложками, используя все те движения, которые вы знаете, но только не забывайте прислушиваться к темпу и ритму музыки. Выполняйте каждый своё движение.

Ритмический танец с ложками «Калинка» (р.н.м.)

Дети исполняют игру на ложках с движениями.

По окончании танца дети кладут ложки на поднос. На слайде появляется нотный стан,6 нотка, звучит фрагмент песни.

Слайд 12

Муз. рук.: А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-го окошка.

Берет 7 нотку читает задание

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.

Слайд 13

Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню

Песня «Антошка»

Муз. рук. подводит итог.

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку. (выбирают нотки )

Муз. рук.: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас? (ответы детей )

Муз. рук.: Вы трудились не напрасно,

Все согласны?

Дети: Да, согласны!

Муз. рук.: И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Сценарий музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенняя пора» с использованием ИКТ

Макарова Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель, Тамбовская область, г. Рассказово МБДОУ "Детский сад №4 "Улыбка"

Краткое описание: данное занятие направлено на закрепление цикла осенних занятий по классической музыке с детьми подготовительных групп. В ходе занятия были использованы стихи русских поэтов, музыка разных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям и ИКТ технологии.

Цели: развивать образное представление; способствовать восприятию красивого в стихах, музыке.

Задачи:
- учить детей искусству «слышать музыку», совершенствовать музыкальную память, узнавать музыкальные произведения по отдельным фрагментам и их авторов;
- учить детей чувствовать характер музыки, воспитывать сопереживание к ней, различая средства музыкальной выразительности;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
- выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях.

Атрибуты и оборудование: фортепиано, аудиозаписи музыкальных произведений, презентация, ноутбук, телевизор, иллюстрации, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар: «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Листопад» музыка Т. Попатенко, сл Е. Авдиенко.

Поэзия: «Осень», К.Д.Бальмонт, «Дары осени» Г.Галиной.
Живопись: «Октябрь» Е.Е.Волков, И.Левитана «Золотая осень».

Ход мероприятия

Дети входят в зал, приветствуют попевкой «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осеннем времени года. Послушаем музыку «осени» разных композиторов.
Послушайте стихотворение:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
О каком времени года эти стихотворение?

Ответ детей: об осени.

Музыкальный руководитель: (Включает презентацию ). Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?

Ответ детей: грустное, печальное.

Слайд 1 - И.Левитан «Золотая осень».

Музыкальный руководитель: Посмотрите на картину художника Левитана «Золотая осень». Здесь природа постоянно преображается, всё время меняя свои наряды. Посмотрите на пейзаж, какое настроение у этой картины.

Ответ детей: радостное.

Музыкальный руководитель: Какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения?

Ответ детей: оранжевый, красный, жёлтый.

Музыкальный руководитель: Листья окрашены великолепием цветов. Ветер разносит листву, образуя золотой ковер на земле.

Давайте мы с вами споем песню «Листопад», в которой передается осеннее настроение.

Дети исполняют песню.

Какое настроение передает песня, что происходит с листьями и природой вокруг?
Ответ детей: листья кружатся, хмурится небо, погода дождливая.

Музыкальный руководитель: Послушайте, как описывается осень в стихотворении «Дары осени» Г.Галиной:
Золотятся между сосен,
Клены желтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!

Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины!

Слайд 2 – Фото осенней рябины

Если в первом стихотворении слышаться грусть, печаль, то здесь радость, автор восхищается осенью. Плоды рябины сравниваются с яркими рубинами. Осень как добрая волшебница, подарила кленам чудный наряд.

Слайд 3 – портрет А. Вивальди

Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем музыку «Осень» из цикла «Времена года» композитора А. Вивальди. Дети слушают музыку.
Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении.
Дети делятся впечатлениями.

Музыкальный руководитель: Музыка со взволнованно-приподнятым настроением, в ней слышится радость. У нас есть карточки с изображением музыкальных инструментов. Давайте послушаем небольшой отрывок произведения еще раз и вы попробуете определить, какие в нем музыкальный инструменты играют.
Дети слушают музыку, выбирают карточки с изображением музыкальных инструментов.

Слайд 4 – изображение скрипки, виолончели и др. и их звучание

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы верно указали, какие инструменты звучат.

Слайд 5 – портрет П.И.Чайковский

Музыкальный руководитель: Разные композиторы изображают осень в музыке по разному. Давайте с вами послушаем еще одно музыкальное произведение композитора П.И.Чайковского «Октябрь».
Дети слушают музыку.

Определите характер произведения.

Ответ детей: музыка мелодичная, напевная.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на еще одну картину художника живописца Ефима Ефимовича Волкова «Октябрь». У каждого композитора, писателя и художника своя осень. Здесь изображен в своей красе октябрь. Что можно сказать об этой картине.

Дети отвечают.

Сейчас мы с вами попробуем превратиться в деревья и листья. Попробуем создать танцевальную композицию под музыку «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Представьте себя в образе танцующих на ветру листочков.

Дети разбирают по желанию разноцветные листья, маски деревьев.
Слайд 7 – видеоролик «Осень» А. Вивальди.
В конце занятия дети вспоминают прослушанные произведения композиторов.
Под музыку придумывают движения, танцуют.

Презентация на тему: Музыкальное занятие «Осенняя пора»

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...