День воинской славы России — День народного единства. День народного единства – интересные факты На заставке фрагмент фото “Памятник Валерию Чкалову”

4 ноября мы отмечаем День народного единства. Пожалуй, всем известно, что именно в этот день более 400 лет назад (а точнее 22 октября 1612 года по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Уже спустя несколько дней польские интервенты сдались – русский народ отстоял свою независимость. В честь этих событий в 1818 году в Москве был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. Но в Москве – только счастливый финал этой истории, начало же ее – в Нижнем Новгороде…

Осень 1611 года. Деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Море людей. В центре – Кузьма Минин. Он призывает народ встать на защиту Родины: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом – кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником» (С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», глава 8, Окончание междуцарствия).

Сейчас перед этим храмом, теперь уже каменным, а не деревянным, стоит брат-близнец московского памятника Минину и Пожарскому. Создан он был Зурабом Церетели, а установлен 4 ноября 2005 года, тогда же, когда День народного единства был признан государственным праздником.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде flickr.com, ИванычКот

Если же от памятника перед храмом Рождества Иоанна Предтечи пройтись по улице Минина, то минут через 10-15 окажешься уже на площади Минина и Пожарского. Она занимает целых 33 тысячи квадратных метра и тянется от Георгиевской до Кладовой башни Нижегородского Кремля. Однако символом площади считается именно Дмитровская башня, поскольку раньше она служила главным оборонным пунктом Нижнего Новгорода.

В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале – руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься… Как и 400 лет назад…

А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году.

Но это не все достопримечательности, которые можно найти на площади. В 1940 году здесь был установлен памятник Валерию Чкалову работы скульптора И. А. Менделевича. Даже застывшая фигура летчика выглядит очень гордо. Взгляд его устремлен, конечно, в небо. А за его спиной – бесконечная лестница…

Это Чкаловская лестница, ведущая к набережной Волги. Она имеет форму восьмерки или форму знака бесконечности. Сюда всегда приезжают люди, переходящие на новую ступень жизни: выпускники прощаются со школой, молодожены празднуют создание семьи…

Также на площади расположен Дворец труда, Выставочный комплекс, музей А. С. Пушкина, музей «Кладовая башня», музей в Дмитровской башне, Художественный музей в кремле, первый и второй корпуса Педагогического университета (в стенах которого в 19 веке находилась Губернская мужская гимназия), а еще множество ресторанов и кафе.

Общий вид площади Минина и Пожарского. Дмитриовская башня Кремля flickr.com, Алексей Трефилов

Не менее богата и история площади. Первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку именно сюда вели сухопутные торговые пути, здесь велась торговля, здесь был центр Верхнего посада (верхней части города). В 1697 году был возведен Благовещенский собор, и площадь переименовали в Благовещенскую. Часть территории от спуска к Волге до Духовной семинарии с 1743 года стали называть Семинарской. Благовещенская площадь имела форму полукруга, а Семинарская – трапеции. В 1917 году их объединили, а новую площадь назвали Советская. Именно после объединения площадь и приобрела нынешнюю форму ковша. Свое современное название она получила только в 1943 году, когда был установлен первый памятник Кузьме Минину работы скульптора А. Колобова (в 1989 его перевезли в Балахну, в родной город Кузьмы Минина).

Сегодня площадь Минина и Пожарского является не только историческим и туристическим центром, но и главной площадью современного Нижнего Новгорода. Здесь проходят главные городские мероприятия, праздники и концерты.

Ночной вид площади Минина и Пожарского flickr.com, Алексей Трефилов

На заставке фрагмент фото “Памятник Валерию Чкалову”

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому - бронзовая статуя, выполненная известным русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1752 - 1835), установлена на Красной площади перед собором Василия Блаженного (Покровским собором). Монумент посвящён русским патриотам князю Пожарскому и нижегородскому земскому старосте Минину, которые в Смутное время возглавили Второе народное ополчение в борьбе против польско-литовских интервентов, завершившейся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 г. Это первый мемориал в Москве, возведённый в честь народных героев.

Памятник планировалось установить в 1812 г., к 200-летию героических событий, однако планы нарушило вторжение наполеоновских войск. И только в феврале 1818 г. на средства, собранные по всей России, памятник был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), лицом к Кремлю.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра I и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии.

Событие это нашло освещение во всех существовавших на тот момент газетах и журналах. Во время праздничного открытия памятника гремела музыка, парадным маршем проходили гвардейские войска. Не только крыши прилегающих зданий, но даже Кремлевские стены были усеяны людьми. Общий энтузиазм и торжества по случаю открытия памятника объясняются не только темой, созвучной общему патриотическому настроению, но и мастерством скульптора, сумевшего выразить это настроение в образах своих героев.

"...Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского."
А. С. Пушкин

Для Нижнего Новгорода Иван Мартос создал монумент-стеллу (1826).

Автор монумента, Иван Петрович Мартос, так объяснял идею своего творения: «Греки и римляне, равно как в науках и художествах, так и успехами оружия, воздвигали своим мужам памятники и, передав потомству их подвиги в величественных изображениях, тем самым увековечили и собственную славу. И наше Отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию».

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано Второе народное ополчение.
Скульптор Иван МАРТОС сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году он публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.
В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.
В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника. Был издан Императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.
В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он ещё более возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.
Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Фёдоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин земский староста Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передаёт ему старинный меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти и собрать средства и воинов.

На передней части постамента горельеф изображает новгородских граждан, собирающих средства для Второго народного ополчения.
На этом бронзовом горельефе автор поместил и свое изображение (фигура мужчины, отправляющего в народное ополчение своих сынов, - крайняя слева). Сын Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, воевал в армии адмирала Чичагова… другой сын, Никита, на которого он возлагал надежды как на продолжателя своего дела, был в годы войны убит во Франции в 1813 году, где находился в качестве пенсионера Академии художеств.


Иван Петрович Мартос. Портрет работы П.О. Росси

Иван МАРТОС – великий труженик. Им созданы (список не полон) – бронзовая фигура Иоанна Крестителя на портике Казанского собора, памятники царственным особам – Великой княгине Александре Павловне, Императрице Екатерине Великой, Императору Александру I; создан и «культовый для Одессы» памятник герцогу де Ришельё, памятники – Потёмкину в Херсоне и Ломоносову в Холмогорах…

Непременно нужно сказать и о двух выдающихся соавторах Мартоса.

Василий Петрович ЕКИМОВ (1758-1837) – литейных дел мастер. Мальчиком 12-ти лет он был взят в плен в Турции. Он учился в Академии Художеств «по классу медного и чеканного мастерства». Всемирно известны его работы: фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, бронзовые «Райские врата» Казанского собора, статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора и, конечно, памятник Минину и Пожарскому.

Отливка была тончайшей технологической операцией. Медь – 1100 пудов (около 18 тонн) – варилась 10 часов, заливка шла в один приём 9 минут… Работа сопровождалась опасностями. При заливке случился прорыв формы, 60 пудов вытекло. Прорыв остановили… Учеником Екимова был П.К. Клодт, отливший через годы статую святого Владимира для Киева. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

И второй выдающийся человек – Самсон Ксенофонтович СУХАНОВ (1768-1840-е) – каменотёс, «колонных дел мастер». Он изготовил из красного гранита пьедестал. Суханов – выходец из батраков Архангельской губернии. Им воплощены в реальность шедевры великих архитекторов: колоннада Казанского собора, внутренние убранства Казанского и Исаакиевского соборов, стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны и немало другого…
Суханов изготовил пьедестал памятника, состоящий из трёх цельных кусков гранита.
Первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи.



На щите князя Пожарского изображён лик СПАСА Нерукотворного



На задней части постамента горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


"Икона Казанской Пресвятой Божией Матери Чудотворная, явленная в 1579г."
Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани - отсюда её название - девятилетней девочке Матроне. Явление повторялось три раза, о чём девочка рассказала Казанскому архиерею, который по указанию Матроны нашёл икону в земле и совершил с ней крестный ход.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Икона стала особо почитаемой.
В конце февраля 1613 г. Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов - избрал новым царём Михаила РОМАНОВА (сына митрополита Филарета) - первого русского царя из династии РОМАНОВЫХ. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор, где и установили икону. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 гг., было установлено обязательное празднование 4 ноября как "Дня благодарности Пресвятой Богородице за её помощь в освобождении России от поляков" (отмечался до 1917 г.).
В церковный календарь этот день вошёл как "Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г."



В 2005 году в Нижнем Новгороде установлена копия московского памятника. Скульптор Зураб Церетели


Дмитрий Пожарский похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. Там в 1974 году был установлен монумент работы скульптора Н. А. Щербакова и архитектора И. А. Гунста.


Памятник Кузьме Минину в Нижнем Новгороде


В родном городе Кузьмы Минина Балахне ему установлен памятник



Мемориальная доска, установленная перед памятником Кузьме Минину в Балахне

Чрезвычайным событием стала и перевозка памятника водным путем из Санкт-Петербурга, где он отливался, в Москву через Нижний Новгород, которая длилась целых четыре месяца. Для перегрузки монумента на несколько дней была сделана остановка в Нижнем Новгороде. По этому поводу в журнале «Сын Отечества» писали: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника... граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

В 30-х годах XX в. памятник перенесли к собору Василия Блаженного, поскольку он мешал проведению демонстраций и парадов на Красной площади.

Начиная с 2005 года праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября, день освобождения Кремля в 1612 году, в России официально отмечается как День народного единства. Символом Дня народного единства и грядущего возрождения, конечно, является памятник Минину и Пожарскому.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Почему эта дата так важна?

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя – представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

Как поляки оказались в Москве?

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов. Однако для знати его права на высшую власть являлись нелегитимными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.

В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Кто такие Минин и Пожарский?

Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско – более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса – первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».

Как икона оказалась связана с историей освобождения Москвы?

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву.

Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

Если праздник существовал, зачем его снова ввели в 2005 году?

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты – День Октябрьской революции 1917 года.

Почему праздник называется День народного единства?

Одним из объяснений того, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту закона о введении нового праздника: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Материал подготовлен при участии "ТАСС-Досье"

1603 год. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.
В конце 1604 года засияла на небе необычайно яркая комета.
В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня.
«Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?
Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 году бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава.

А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.
Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.
В феврале 1611 году нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву.
В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.
Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования.
Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу.
Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению.
На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!».


Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого.
Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее.
Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению.
В зиму город больше походил на большой воинский стан.
По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества.

По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский.
28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы.
Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы.
«Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.


В конце зимы 1612 года ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники.
Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней.

С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня.
Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни.
Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.
На исходе октября 1612 года они с позором оставили окраины Москвы.


После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство.
Начиная с 1628 года, в течение почти трех лет, Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.
Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде.
С 1613 года герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы.
20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора.

До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
В начале XIX века, после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 года император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков.
К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тысяч ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение.
В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел - все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского.


В 2005 года, 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства.
Дата выбрана не случайно: 4 ноября 1612 года вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.
У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина.
До революции 1917 года в эти знаменательные дни городской голова Нижнего Новгорода, приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина.
Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки.
В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены.

Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.
С 2001 года в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества».
За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения.


Цель акции - привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»).

В 2003 году участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники.
Потому и назван праздник Днем народного единства.


В 2005 году в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.

Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Рекомендательный список:
Березов П. Минин и Пожарский. - Москва: Московский рабочий, 1957. - 344 с.: ил.
Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / Сост. А. Соколов, протоиерей. - Н.Новгород, 2006. - 236 с.: ил.
Поротников В.П. 1612. Минин и Пожарский – Москва: Яуза, 2012. - 256 с.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени.- Москва: Молодая гвардия, 1981.- 352 с.: ил.- (ЖЗЛ).
Бондарев В. Праздник воскресения России // Родина – 2007 - №10 – с.10 -12.
Дорошенко Т. Преодоление «великой разрухи русского государства. Ополчение 1611- 1612 годов. // Наука и жизнь – 2006 - №1 – с. 92 – 101.
Шишков А. Смута в России. XVII век. // Родина – 2005 - №11.

Источник фото: tonkosti.ru, kstnews.ru, naganoff.livejournal.com, encyclopedia.mil.ru, ljrate.ru, rus-img2.com, www.books.ru, www.pravmir.ru

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...