Анализ «Уроки французского» Распутин. Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского

«Уроки французского» (исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Предметом исследования литературы всегда является человек со своими страстями, радостями и горестями. Но, изображая его, писатель преследует какую-то свою главную цель, идею, мысль ради которой он пишет книгу.

Одной из главных тем в творчестве В. Распутина, на мой взгляд, является тема «нравственности человека». Поэтому-то произведения его очень злободневны и актуальны. Ведь недаром старшеклассники ищут ответы на « вечные вопросы»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? И что ненавидеть?»

Творчество Валентина Распутина привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь.

Читая рассказы В. Распутина, трудно найти точные слова и до конца невозможно выразить впечатление от прозы настоящей, которая и во все времена, напрямую занята человеческой сущностью, душою человека. Трудно, поскольку такая проза никогда не воспринимается остывшим и застывшим, неизменным в своём значении тексте, и сколько бы ты ни обращался к нему, этому тексту, он будет двигаться, жить и открывать тебе новые и новые черты, чувства и мысли. Рассказы В. Распутина трудно читать. Но почему трудно? Эта проза не играет с нами, не заигрывает, не потешает, не обманывает, а предполагает труд чтения, предполагает со-чувствие, со-творчество. Надо всё, что написано в рассказах - прожить самому, а кроме всего - надо ещё и оторвать сознание от обманных видимостей суеты, надо настроиться на музыку, взгляд, движение рассказов, ощутить себя в мире В. Распутина.

Трудно читать, но, прочитав, не откинешь книгу, постепенно или тут же забыв прочитанное, но будешь ещё чувствовать, думать и, если может, душа разбудится, заживёт в мире этих рассказов, ей увидятся эти люди и окажутся они давно знакомыми, родными. И, наконец, с удивлением. Но уверенно поймёшь, что всё. О чём написал В. Распутин, было именно с тобой, происходило именно в твоей жизни. И если не когда-то раньше, то теперь, сейчас, в часы чтения, в минуты согласного звучания этой прозы и твоей жизни...

Рассказы В. Распутина объединены необходимо постоянным, мучительным, светлым, неотвратимым, желанным и странным движением человека, старающегося пробиться и приникнуть к тому высшему, вечному и единственно определённому, что в нём заложено создавшей его Природой, к тому, что он. как прозрение, осознаёт только в минуты живого соприкосновения с единосущной, всесоставляющей, бесконечно постигаемой Жизнью - всебытием. Этот мир приходит в человека, и человек видит берега, своё русло, видит дороги добра, дороги вечного движения своего духа. Видит это человек не вне себя. А в себе, он как бы вспоминает берега, русло, дороги, вспоминает своё предназначение и направление своего жизненного движения.

Человек в рассказах В. Распутина « приходит в себя», и его душа оказывается единственным выходом в действительный мир.

От встречи с истинно русским редким словом чувствуешь, каким родным, сердечным светом, музыкой и болью наполнено оно, как созвучно всему высокому и честному, что составляло и составляет наше национальное духовное богатство, что объединяет нас вокруг праведности и красоты.

Тема «нравственности человека» особенно своеобразно и остро решается в рассказе «Уроки французского».

Прежде чем подойти к рассмотрению этой проблемы, обратим внимание на то, какое определение « нравственности» дано в справочной литературе.

Так, например, словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: « нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». В философском словаре дано такое определение: « нравственность - форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость и т. д.) Нравственность представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу».

Но нас интересует нравственность не просто любого человека, а нравственность педагога, т. е. того, кто занимается преподавательской и воспитательной работой.

Педагогическая нравственность... Что это? На этот вопрос мы не найдём готового ответа в словарях. По-моему, педагогическая нравственность возникла из объективной необходимости регулировать взаимоотношения детей друг с другом и с учителем, согласовывать их поступки, действия, желания. Педагогическая нравственность не имеет писаных законов, не опирается на силу государственного, административного принуждения, она определяет правила поведения учителя, его душевные качества, суждения.

Прежде чем обратимся к содержанию произведения В. Распутина, мне бы хотелось остановиться на личности художника. Кто же такой Валентин Григорьевич Распутин?

У В. Распутина редкостно завидная литературная судьба.

Коренной сибиряк, он родился в Усть-Уде, что на Ангаре, в 1937 году, в крестьянской семье. В середине 50-х годов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, мечтая о профессии учителя, «радовался тому, гордился и серьёзно готовился к этому делу». Однажды он написал в иркутскую молодёжную газету очерк. Редактор обратил внимание на элементы рассказа в очерке. В 1961 году это сочинение под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» появилось на страницах литературного альманаха « Ангара». Четыре года спустя В. Распутин показал несколько рассказов приехавшему в Читу Чивилихину, ставшему крёстным отцом начинающего прозаика. Рассказы составили первую книжку В. Распутина - «Человек с этого света». А десять лег спустя он - всесветно знаменитый автор четырёх повестей: « Деньги для Марии»(1967), « Последний поклон» (1970), «Живи и помни» (1975), за которую он удостоен Государственной премии и « Прощание с Матёрой» (1976). Сергей Залыгин пишет о В. Распутине, что он «вошёл в литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова». В. Распутина называют «сибирским Чеховым»

В нескольких словах необходимо напомнить содержание рассказа. Его действие происходит через три года после окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году, в далёкой деревне, за пятьдесят километров от районного центра. Рассказ ведётся от имени двенадцатилетнего мальчика, который остался без отца. Матери с тремя детьми жилось очень трудно. Так как в деревне была только начальная школа, а способный и трудолюбивый мальчик хотел учиться, то мать отвезла его в районный центр. Подросток оказался здесь один почти без всяких средств и голодал. Дурные сверстники научили его играть на деньги в так называемую «чику». Чтобы раздобыть средства на хлеб и молоко, мальчик был вынужден научиться этой игре, и он стал выигрывать. За это его избили, и подросток вновь остался без денег. Учительница французского языка местной школы, Лидия Михайловна, оказалась человеком большой души: она стремилась «подкармливать» мальчугана, но он упорно отказывался, считая, что брать чужое стыдно. Вскоре учительница поняла: бесплатно подросток ничего от неё не возьмёт. Тогда она решила «схитрить», предложив ему играть в «чику» теперь уже с нею, и, умышленно проигрывая, давала мальчику возможность приобрести «законные» копейки на хлеб и молоко. Об этой игре педагога с учеником узнаёт директор школы, Василий Алексеевич, представитель мнимой человечности. Учительнице пришлось расстаться со школой и уехать «к себе на Кубань». Но она всё же успела спасти подростка своей чуткостью, а мальчик в свою очередь, хотя ещё и очень смутно, стал понимать, что такое - большое сердце у, казалось бы, совсем чужого человека.

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Оно впервые было опубликовано в газете « Литературная Россия» 28 сентября 1973года.

« Этот рассказ, - вспоминает писатель, - помог мне найти мою учительницу. Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи...»

Посвящение, которое предшествует рассказу: Анастасии Прокопьевне Копыловой и вступление: « Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после», как бы раздвигают рамки повествования, придают ему более глубокий, обобщающий смысл, помогают нам понять, что внешне простой по композиции рассказ заключает в себе по существу три плана: действительный мир, особенности его отражения в детском сознании, воспоминания взрослого человека о своём трудном, голодном, но по-своему прекрасном детстве.

Рассказ В. Распутина читать нелегко, так как автор повествует о тяжёлом времени, об одиночестве, о голоде. В. Распутин - писатель послевоенного поколения и эхо войны в его душе. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Образ памяти, реализующий в современной социально- философской прозе идею взаимосвязи человека и времени, духовной преемственности поколений, в художественной системе В. Распутина имеет основополагающее значение. В поисках опор, ограждающих нравственность от потерь, всеми своими произведениями В. Распутин утверждает активную духовную силу памяти. В толковании писателя это высшая, превосходящая внешнюю целесообразность, привязанность человека к своей земле, природе, родным могилам, к народному прошлому, сбережение богатств русского слова, «память» о своём общественном и гражданском долге.

В тексте рассказа есть приметы трудного послевоенного времени. Мы проникаем в мир чувств и переживаний героя, полнее представляем авторскую позицию, читая следующий отрывок: « Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придётся всё время думать о еде».

Только ли одному мальчику было трудно и голодно? И мы находим эти многочисленные горестные приметы, создающие фон повествования: «Голод в тот год ещё не отпустил», «колхозник в те годы был рад любой копейке», «жили мы без отца, жили совсем плохо», «нас у матери было трое, я самый старший», «тётя Надя, крикливая, замотанная женщина, одна мыкалась с тремя ребятишками», «корову не держали», «денег у нас не водилось», «голод здесь совсем не походил на голод в деревне», «мне всё время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны», макароны для мальчика « богатство с писков», радиоприемник в комнате Лидии Михайловны вовсе кажется «невиданным чудом».

Давайте проследим, как в условиях суровой жизни складывается тонкая и нежная душа мальчика. Кто повлиял на нравственное формирование ребёнка?

Читая первые страницы рассказа, мы узнаём о мальчике необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием», «учился я и тут хорошо...другого дела у меня здесь не было», « всегда учил все уроки; в своей деревне «признавался за грамотея: писал за старуху и писал письма», проверял облигации, первый из деревни едет в район учиться. Кто же заложил прекрасные семена доброты в мальчика? Откуда у него такое стремление учиться, понять жизнь взрослых, желание помочь сделать что-нибудь, чтобы жилось легче?

У мальчика есть мать, любящая чуткая, добрая, нежная. Именно она становится его первым педагогом, другом на всю жизнь. Мать сумела духовно поддержать мальчика в трудное время, закалить в нём волю и мужество.

Впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость после свидания с матерью. Он бежал за машиной, но «опомнился и убежал», потому что «ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды».

Вторым другом мальчика становится учительница французского языка Лидия Михайловна. Она хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом и понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет. Лидия Михайловна очень тонко понимает своих учеников, в отличие от директора школы, который ребят не любит и действует только по инструкции, формально.

В рассказе В. Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в «пристенок», или «замеряшки». В этом необычность сюжета рассказа. Рассказов об учителях написано много, тёплых, благородных, и варьируется в них одна и та же ситуация: ученик, трудно живущий, но честный и благородный, и учитель, протянувший ему руку помощи. И хотя формы подношения были разнообразны, но всегда в рамках педагогических правил. В рассказе В. Распутина поступок Лидии Михайловны с первого взгляда можно расценивать как непедагогический. Её ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь после окончания игры принимал от неё деньги, потому что это был «честный выигрыш», и опять бегал на базар покупать молоко.

Непреклонная, какая-то очень открытая, очень естественная человечность была самым главным, самым важным в уроках далёкого и изысканного французского языка, и мальчик понял и, наверное, навсегда запомнил это. Уроки французского стали уроками жизни, уроками нравственности, уроками человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница.

Не только по поступкам учительницы, по её отношению к тем ученикам, классным руководителем которых она являлась, мы узнаём, что перед нами человек большого сердца, но и по языку, с помощью которого автор, как бы вторгаясь в размышления подростка, описывает учительницу. Читатели узнают, что у Лидии Михайловны было «правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами»; тугая редко раскрывающаяся до конца улыбка и совсем чёрные, коротко остриженные волосы». Нельзя не обратить внимания на это потому. Тонкое жизненное наблюдение стилистически передано здесь очень просто: действительно «правильные лица» редко бывают достаточно красивыми. При этом писатель говорит о правильных, а не о красивых лицах. А живость лица, придающая ему обаяние, вместе с тем делает его чуть-чуть неправильным, чуть-чуть несимметричным. Весь облик Лидии Михайловны подтверждает справедливость авторского наблюдения: учительница любит своих учеников и вместе с тем она строга, она озабочена их жизненными судьбами. Правильные черты её лица бывают недостаточно живыми, несмотря на доброту и доброжелательность учительницы. Так стилистически осмысляется, казалось бы, «сухое» наречие потому. Вместе с тем «не слишком» не исключает возможности, чтобы подобное лицо в тех или иных ситуациях было бы и живым.

Мальчику голос учительницы поначалу кажется звучащим недостаточно «вволюшку..., так что в него приходилось вслушиваться». Сам себе подросток объясняет это тем, что Лидии Михайловне, учительнице неродного языка, надо «приноравливаться к чужой речи», отчего «голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдётся и окрепнет». Переход от прямой речи к косвенной, здесь едва уловимый, создаёт впечатление у читателя, что мальчик, хотя и видит «недостатки» учительницы, вместе с тем любит её, сожалея о её, как ему представляется неблагодарной профессии («приноравливаться к чужой речи»).

Но когда позднее подросток убеждается в благородстве учительницы, её голос перестаёт ему казаться голосом «птички в клетки». Больше того, теперь мальчуган размышляет так: «к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык...». Этим он стремится доставить радость уже полюбившемуся педагогу. В месте с тем, меняются и взгляды мальчика на чужой язык. Образ незнакомого языка сближается с образом учительницы желающей мальчику добра, поэтому чужой язык становится достойным изучения. Вскоре и Лидия Михайловна начинает казаться подростку «необыкновенным, непохожим на всех остальных» человеком.

Писатель рассказывает не только об уроках человечности молодой учительницы, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Жестокий и бездушный директор школы ничего не делает прямо плохого, но когда узнаёт об играх своего ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел (одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.

Запоминается финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка.

  • Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Правильно.

  • Ну, знаете...- Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё... Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое...

У бездушного директора даже не нашлось имени для ребёнка: « Вы играете на деньги с этим ?..» Грубый, чёрствый человек, у которого за плечами двадцатилетний педагогический опыт работы в школе. Но вряд ли можно назвать такого человека педагогом, который вызывает только отвращение. Как педагог этот человек умер, осталась только его тень, серая и страшная, которую боятся дети и учителя. Директор напоминает робота, который знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет, но не хочет выслушать, понять, разобраться и помочь. И учительница ничего не пытается объяснить директору. Она понимает, что это совершенно бесполезно: её всё равно здесь не поймут. Отвечая на вопрос одним только правильно, Лидия Михайловна как бы соглашается с директором, будто она занималась «растлением» мальчика. Между тем она стремилась помочь ребёнку, дать ему возможность жить и учиться.

Поступок учительницы нельзя назвать педагогически безнравственным. Она поступила именно так, как подсказывало ей её чуткое сердце, отзывчивая душа, совесть.

А как хороши обобщения учительницы, опирающиеся на её повседневный опыт: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком». И этот афоризм запоминается тем, что он следует за поступками доброго человека: учительница может непосредственно резвиться с детьми, забывая о своём возрасте, но не забывая при этом о своём долге, долге учителя.

Влияние учительницы и матери мальчика очень велико на формирующуюся личность на наших глазах из тихого, неприметного мальчугана вырастает человек, который имеет свои взгляды, убеждения, умеет их доказать и отстоять. В поступках, в рассуждениях раскрывается характер мальчика.

Например, возьмём фрагмент о пропаже продуктов: «...Я постоянно недоедал... Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил - так и есть: был - нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал - тётя Надя ли, крикливая замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто - то из её старших девчонок, или младший, Федька, - я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить...»

Здесь проявляется гордость, благородство, достоинство, деликатность. Мальчик, живя у тёти Нади, понимает, как тяжело ей: «замотанной женщине, которая мыкалась с тремя ребятишками». Он понимает, что тяжело жить матери, сестрёнке, братишке, всем взрослым и детям.

Он по-взрослому задумывается о несчастьях, бедах, которые принесла война.

Распутин сталкивает своего героя с отрицательными персонажами. Они осуждаются не словами, а описанием их действий и поступков. Дурные мальчишки как будто бы и не заставляют нашего героя играть на деньги, но создают такую обстановку, которая вынуждает его именно таким образом «зарабатывать» на пропитание.

Характеризуя игроков в «чику», мы отмечаем, что играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. «Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех». «Птаха - тень Вадика, его подручный, собственного мнения не имеет, но такой же подлый». «Тишкин - выскочка, суетливый, заискивает перед старшими и сильными». Вадик и Птаха избивают мальчика, потому что им не нравится, что серьёзен, что он почти отличник: «Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит». Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, могут это понять.

Во время избиения мальчик ведёт себя мужественно, даже под ударами кулаков он упрямо твердит свою правду: «Перевернул!» Слабый, больной, малокровный, он старается не унизиться: «Я старался только не упасть, ни за что больше ни упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».

Таким образом, мы видим, как в маленьком человеке пробуждается Человек!

Интересны в рассказе эпизоды, связанные с Лидией Михайловной. В общении с ней вновь проявляется гордость, непреклонность, благородство подростка: он очень голоден, но отказывается есть дома у учительницы, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. Откуда эти истоки благородства и гордости! На мой взгляд, они кроются в воспитании мальчика, ибо с самого раннего детства он вращается в трудовой среде, близок к земле. Он понимает, что такое труд, и что в жизни ничего не даётся даром. И вдруг макароны!

В «поединке» с неподдающимся в начале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, стремление преодолевать трудности. Мы можем проследить, как в маленьком человеке, лишённого жизненного опыта, происходит постижение жизни. И мальчик принимает её не облегчённо - поверхностно, а во всей глубине.

Чем же больше всего привлекает нас мальчик? Что главное в его характере? И как это показать детям?

Валентин Распутин рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадимом, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

Правдивы и рассуждения мальчика, различающего возможность честного и не честного выигрыша: «Принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и не детские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Приобщаясь к нелёгкой, но прекрасной судьбе мальчика, мы, сопереживая ему с помощью писателя размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые», внимательнее всматриваемся в окружающих, в своих близких, в себя. Писатель поднимает в рассказе проблему педагогической нравственности, важный вопрос о подлинной и мнимой человечности.

Этот незамысловатый рассказ производит большое впечатление. Силён его общий идейный замысел, несомненна и сила его эмоционального воздействия: большие люди обнаруживаются не только в больших, но и в «малых» делах, подобно тому, как и дурные люди проявляют себя в поступках внешне будто бы и «правильных», но по существу чёрствых и жестоких. В рассказе В. Распутина нет никаких «красот языка» и, тем не менее, а скорее именно вследствие этого, всё повествование опирается на тщательно продуманные и тщательно отобранные ресурсы языка. Критик И. Розенфельд пишет: «особую позицию рассказов Распутина составляет умении е отыскать и преподнести деталь, совершенно пронзительную и, при всей своей невероятности, очень вещественную и убедительную», что мы и увидели, анализируя рассказ «Уроки французского». У В. Распутина в авторском повествовании и в речи героя-рассказчика преобладает разговорная, бытовая лексика, но и в обычной фразе нередко встречаются слова, передающие сложную гамму чувств и переживаний. Ведь мастерство писателя определяется не только его общей одарённостью, его умением по-своему видеть окружающую нас действительность, его мировоззрением, но и его языком и стилем. И Валентина Распутина можно с уверенностью соотнести к выдающимся писателям, мастеру художественного слова, писателю-психологу, так глубоко постигшего детскую душу.

Библиография

  1. Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». - Русская речь, №б (с.37-41),1982 .

Титульный лист

Название Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина

«Уроки французского» (исследовательская методическая работа, в

Помощь учителю к уроку литературы)

Фамилия, имя, отчество Данилова Любовь Евгеньевна

Должность учитель русского языка и литературы

Название учреждения МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской обл.

Название предмета, класс литература, 6 класс

Список литературы

1. Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». - Русская речь, №б (с.37-41),1982 .

  1. Вашурин А. Валентин Распутин. Рассказы. Наш современник. - Сибирские огни, №7 (с.161-163), 1982.
  2. Лапченко А.Ф. «память» в повестях В. Распутина. - Вестник Ленинградского университета, №14 (50-54), 1983.
  3. Мшилимович М. Я. Уроки мужества и доброты. - Литература в школе, №6 (с.43-46), 1985.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Издательство «Советская энциклопедия», М., 1968.
  5. Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах. - Издательство «Молодая гвардия», том 1, 1984.
  6. Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. - Издательство политической литературы, М., 1963.


В своем произведении Валентин Распутин затрагивает проблемы нравственного выбора, чувства ответственности за свои поступки; темы неравнодушия и человеческой доброты. Этот рассказ можно назвать автобиографическим, так как в основу легли реальные события (реальные герои).

Главным героем произведения является ученик пятого класса. На его жизненном пути встречались многие люди, которые повлияли на становление его характера. Но больше всего автор уделяет внимания учительнице французского языка Лидии Михайловне, которая сыграла важную роль в жизни нашего героя.

Она была добрым, великодушным и неравнодушным человеком. Эти черты характера проявлялись в ее поступках.

Узнав, что главный герой играет на деньги только ради одной цели, чтобы купить молоко, Лидия Михайловна пыталась всячески помочь голодному ребенку. Она высылала ему посылки, предлагала обедать у себя в доме, но наш герой не хотел принимать помощь учительницы. Я уже сказала, что Лидия Михайловна пыталась помочь мальчику. Этим она преподала ему уроки людской доброты и человеческого тепла. Говоря о том, как учительница играла с главным героем на деньги (пытаясь хоть таким способом ему помочь), и чем все это закончилось, можно с уверенностью сказать, что она - человек, способный пойти на все, чтобы помочь нуждающемуся.

Также, у Лидии Михайловны есть чувство ответственности за свои поступки. Я считаю, что наш герой запомнил эти уроки.

В начале рассказа автор говорит о том, что мы всякий раз чувствуем вину перед учителями. В чем же оно (чувство вины) заключается? Учителя возлагают на нас надежды, считают, что мы сможем стать достойными людьми, подают руку помощи в нужный момент. Порой мы огорчаем их. Став взрослыми людьми, мы начинаем осознавать свою вину и жалеем, что уже не сможем ничего изменить.

Смысл названия произведения "Уроки французского" заключается в том, что эти уроки доброты, неравнодушия Лидии Михайловны сыграли важную роль в жизни мальчика. Я надеюсь, что наш герой, смотря на поступки учительницы, будет таким же добросердечным, отзывчивым и неравнодушным человеком.

Обновлено: 2017-04-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В статье проведём анализ «Уроков французского». Это произведение В. Распутина, которое довольно интересно по многим характеристикам. Мы попробуем составить собственное мнение об этой работе, а также рассмотрим различные художественные приемы, которые были применены автором.

История создания

Анализ «Уроков французского» начнем со слов Валентина Распутина. Однажды в 1974 году в интервью иркутской газете под названием «Советская молодежь» он сказал, что, по его мнению, писателем человека может сделать только его детство. В это время он должен увидеть или почувствовать что-то такое, что позволит ему в более взрослом возрасте взяться за перо. И при этом он говорил, что образование, жизненный опыт, книги тоже могут укреплять такой талант, но зародиться он должен в детстве. В 1973 году был опубликован рассказ «Уроки французского», анализ которого мы будем рассматривать.

Позже писатель говорил, что ему не надо было долго искать прототипов для своего рассказа, так как он был знаком с людьми, о которых хотел рассказать. Распутин поведал, что он просто хочет вернуть то добро, которое для него когда-то сделали другие.

История рассказывает об Анастасии Копыловой, которая была матерью друга Распутина драматурга Александра Вампилова. Надо отметить, что автор сам выделяет это произведение как одно из лучших и любимых. Оно было написано благодаря детским воспоминаниям Валентина. Он говорил, что это одно из тех воспоминаний, которое греет душу, даже когда мимолетом вспоминаешь о них. Напомним, что рассказ полностью автобиографический.

Однажды в интервью с корреспондентом журнала «Литература в школе» автор рассказывал о том, как в гости заходила Лидия Михайловна. Кстати, в произведении она названа своим настоящим именем. Валентин сказал об их посиделках, когда они пили чай и долго-долго вспоминали школу и их поселок очень старый. Тогда это было самое счастливое время для всех.

Род и жанр

Продолжая анализ «Уроков французского», поговорим о жанре. Рассказ был написан как раз во время расцвета этого жанра. В 20-е годы самыми яркими представителями были Зощенко, Бабель, Иванов. В 60-70-х годах волна популярности перешла к Шукшину и Казакову.

Именно рассказ, в отличие от других прозаических жанров, быстрее всего реагирует на малейшие изменения в политической ситуации и общественной жизни. Это вызвано тем, что такое произведение быстро пишется, поэтому оно отображает информацию оперативно и своевременно. К тому же для корректировки этой работы нужно не так много времени, как для корректировки целой книги.

К тому же рассказ по праву считается древнейшим и самым первым литературным жанром. Краткий пересказ событий был известен ещё в первобытные времена. Тогда люди могли рассказывать друг другу о поединке с врагами, охоте и других ситуациях. Можно сказать, что рассказ возник одновременно с речью, и он исконно присущ человечеству. При этом он является не только способом передачи информации, но и средством памяти.

Считается, что такое прозаическое произведение должно быть объемом до 45 страниц. Занимательная особенность этого жанра в том, что оно читается буквально на одном дыхании.

Анализ «Уроков французского» Распутина позволит нам понять, что это очень реалистическое произведение с нотками автобиографии, которое повествует от первого лица и захватывает.

Тематика

Свой рассказ писатель начинает со слов о том, что перед учителями очень часто бывает так же стыдно, как и перед родителями. При этом совестно не за то, что происходило в школе, а за то, что было из нее вынесено.

Анализ «Уроков французского» показывает, что главной темой произведения являются отношения ученика и учителя, а также духовная жизнь, озаренная знаниями и нравственным смыслом. Благодаря учителю происходит становление человека, он приобретает некий духовный опыт. Анализ произведения «Уроков французского» Распутина В.Г. приводит к пониманию, что для него настоящим примером была Лидия Михайловна, которая проводила ему настоящий духовные и нравственные уроки, запомнившиеся на всю жизнь.

Идея

Даже краткий анализ «Уроков французского» Распутина позволяет понять идею этого произведения. Давайте разберемся в этом постепенно. Конечно, если учитель играет со своим учеником на деньги, то, с точки зрения педагогики, он совершает ужаснейший поступок. Но так ли это на самом деле, и что может стоять за такими действиями в реальности? Учительница видит, что на дворе голодные послевоенные годы, а её ученик очень сильный не доедает. Также она понимает, что мальчик не примет помощи напрямую. Поэтому она приглашает его к себе домой для дополнительных заданий, за которые вознаграждает его едой. Также она передаёт ему посылки якобы от матери, хотя на самом деле настоящий отправитель она сама. Женщина нарочно проигрывает ребенку, чтобы отдать ему свою мелочь.

Анализ «Уроков французского» позволяет понять идею произведения, скрытую в словах самого автора. Он говорит, что у книг мы учимся не опыту и знаниям, а в первую очередь чувствам. Именно литература воспитывает чувства благородства, доброты и чистоты.

Главные герои

Рассмотрим главных героев в анализе «Уроков французского» В.Г. Распутина. Мы наблюдаем за мальчиком 11 лет и его учительницей французского языка Лидией Михайловной. Женщине по описанию не больше 25 лет, она мягкая и добрая. К нашему герою она отнеслась с большим пониманием и сочувствием, и по-настоящему полюбила его целеустремленность. Ей удалось рассмотреть в этом ребенке уникальные способности к обучению, и она не смогла себя сдержать, чтобы не помочь им развиться. Как можно понять, Лидия Михайловна была необыкновенной женщиной, которая испытывала сострадание и доброту к окружающим её людям. Однако за это она поплатилась тем, что ее уволили с работы.

Володя

Теперь немного поговорим о самом мальчике. Он поражает своим желанием не только учительницу, но и читателя. Он непримирим, и хочет получить знания для того, чтобы выбиться в люди. Походу истории мальчик рассказывает, что он всегда хорошо учился и стремимся к лучшему результату. Но нередко он попадал в не очень весёлые ситуации и ему хорошенько доставалось.

Сюжет и композиция

Анализ рассказа «Уроки французского» Распутина невозможно представить без рассмотрения сюжета и композиции. Мальчик рассказывает, что в 48 году он пошел в пятый класс, а точнее поехал. У них в деревне была только начальная школа, поэтому для того, чтобы обучаться в лучшем месте, ему приходилось рано собираться и ехать за 50 км в райцентр. Таким образом мальчик оказывается вырванным из семейного гнезда и привычного для него окружения. При этом к нему приходит осознание, что он является надеждой не только своих родителей, но и всей деревни. Чтобы не подвести всех этих людей, ребёнок преодолевает тоску и холод, и старается максимально проявить свои способности.

Молодая учительница русского языка с особым пониманием относится к нему. Она начинает заниматься с ним дополнительно, чтобы таким образом покормить мальчика и немножко помочь ему. Она прекрасно понимала, что этот гордый ребёнок не сможет принять её помощь напрямую, так как она посторонний человек. Идея с посылкой была провальной, так как она накупила городских продуктов, что сразу же ее выдало. Но она нашла другую возможность и предложила мальчику играть с ней на деньги.

Кульминация

Кульминация события происходит в тот момент, когда учительница уже затеяла эту опасную игру с благородными мотивами. В этом читатели невооружённым глазом понимают всю парадоксальность ситуации, так как Лидия Михайловна прекрасно понимала, что за такие отношения с учеником она может не только лишиться работы, но и получить уголовную ответственность. Ребёнок ещё до конца не осознавал всех возможных последствий такого поведения. Когда случилась беда, он стал глубже и серьёзнее относиться к поступку Лидии Михайловны.

Финал

Финал истории немного перекликается с началом. Мальчик получает посылку с антоновским яблоками, которых он никогда не пробовал. Ещё можно провести параллель с первой неудачной посылкой его учительницы, когда она купила макароны. Все эти детали подводит нас к финалу.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина позволяет увидеть большое сердце маленькой женщины и то, как перед ним открывается маленький невежественный ребёнок. Всё здесь - это уроки человечности.

Художественное своеобразие

Писатель с большой психологической точностью описывает отношения между молодой учительницей и голодным ребенком. В анализе произведения «Уроки французского» следует отметить доброту, человечность и мудрость этой истории. Действие течет в повествовании довольно неспешно, автор уделяет внимание многим бытовым подробностям. Но, несмотря на это, читатель погружается в атмосферу событий.

Как всегда, язык Распутина выразителен и прост. Он использует фразеологические обороты для того, чтобы улучшить образность всего произведения. Причём его фразеологизмы чаще всего можно заменить одним словом, но тогда потеряется некий шарм истории. Также автор использует некоторые жаргоны и простонародные слова, которые придают рассказам мальчика реалистичности и жизненности.

Значение

Проведя анализ произведения «Уроки французского», можно сделать выводы о значении этого рассказа. Отметим, что творчество Распутина уже много лет привлекает к себе современных читателей. Изображая быт и повседневные ситуации, автору удается преподносить духовные уроки и нравственные законы.

Исходя из анализа «Уроков французского» Распутина, мы можем увидеть, как он прекрасно описывает сложные и прогрессивные характеры, а также как изменились герои. Размышления о жизни и человеке позволяют читателю найти в себе самом добро и искренность. Конечно, главный герой попал в сложную ситуацию, как и все люди того времени. Однако из анализа «Уроков французского» Распутина мы видим, что трудности закаляют мальчишку, благодаря чему его сильные качества проявляются всё ярче.

Позже автор говорил, что, анализируя всю свою жизнь, он понимает, что лучшим другом для него была его учительница. Несмотря на то, что он уже много прожил и собрал вокруг себя много друзей, Лидия Михайловна никак не выходит у него из головы.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что реальным прототипом героини рассказа послужила Л.М. Молокова, которая действительно занималась с В. Распутиным французским языком. Все уроки, которые он вынес из этого, он перенес в своё произведение и поделился с читателями. Прочитать этот рассказ следует всем, кто тоскует о школьных и детских годах, и хочет вновь окунуться в эту атмосферу.

Предлагаем ознакомиться с одним из лучших рассказов в творчестве Валентина Григорьевича и представляем его анализ. Распутин "Уроки французского" опубликовал в 1973 году. Сам писатель среди других своих произведений его не выделяет. Он отмечает, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним. Фото автора представлено ниже.

Смысл названия этого рассказа

Два значения есть у слова "урок" в произведении, которое создал Распутин ("Уроки французского"). Анализ рассказа позволяет отметить, что первое из них - посвященный некоторому предмету учебный час. Второе - это что-то поучительное. Именно такое значение становится определяющим для понимания замысла интересующего нас рассказа. Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронес через всю свою жизнь.

Кому посвящен рассказ?

Копыловой Анастасии Прокопьевне посвятил Распутин "Уроки французского", анализ которых нас интересует. Эта женщина - мать известного драматурга и друга Валентина Григорьевича. Она всю свою жизнь проработала в школе. Воспоминания детской жизни легли в основу рассказа. По словам самого писателя, события прошлого способны были согреть даже при слабом прикосновении.

Учительница французского

Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (ее фамилия -Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания "Литература в школе". Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, поселок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени.

Особенности жанра рассказа

По жанру "Уроки французского" - рассказ. На 20-е годы (Зощенко, Иванов, Бабель), а затем на 60-70-е (Шукшин, Казаков и др.) приходится расцвет советского рассказа. Этот жанр оперативнее всех других прозаических реагирует на изменения в жизни общества, поскольку он быстрее пишется.

Можно считать, что рассказ - первый и древнейший из литературных родов. Ведь краткий пересказ некоторого события, например, поединка с врагом, случая на охоте и тому подобных, является уже, по сути, устным рассказом. В отличие от всех других видов и родов искусства, рассказ человечеству присущ исконно. Он возник вместе с речью и является не просто средством передачи информации, но и выступает инструментом общественной памяти.

Произведение Валентина Григорьевича - реалистическое. От первого лица написал Распутин "Уроки французского". Анализируя его, заметим, что рассказ этот можно считать в полной мере автобиографическим.

Главные темы произведения

Начиная произведение, писатель задается вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после. Таким образом, автор определяет главные темы своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика уроками жизни.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, - безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин ("Уроки французского"). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были "городские" продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, "проигрывает" для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин ("Уроки французского"). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

Кульминация произведения

Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не знала о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик. Но когда все же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал некоторые аспекты жизни того времени.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин ("Уроки французского"). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами - городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература - это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Главные герои

Продолжим "Уроки французского" Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать "ученым человеком". И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.

С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин ("Уроки французского"). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.

Язык произведения

Прост и выразителен одновременно язык произведения, автор которого - Валентин Распутин ("Уроки французского"). Анализ его языковых особенностей выявляет умелое использование в рассказе фразеологических оборотов. Автор тем самым добивается образности и выразительности произведения ("продать с потрохами", "как снег на голову", "спустя рукава" и др.).

Одной из языковых особенностей является также наличие устаревшей лексики, которая была характерна для времени действия произведения, а также областных слов. Это, например: "квартировать", "полуторка", "чайная", "пошвыркать", "вякать", "тюкать", "хлюзда", "притайка". Проведя анализ повести Распутина "Уроки французского" самостоятельно, вы сможете найти и другие подобные слова.

Нравственное значение произведения

Главному герою рассказа пришлось учиться в сложное время. Серьезным испытанием для взрослых и детей были послевоенные годы. В детстве, как известно, гораздо острее и ярче воспринимается и плохое, и хорошее. Однако трудности также закаляют характер, и главный герой проявляет нередко такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли. Нравственное значение произведения заключается в воспевании вечных ценностей - человеколюбия и доброты.

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

На этом завершаем анализ рассказа "Уроки французского". Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.

Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее, обозначаются нравственные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

План-конспект

урока по теме

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Учитель Шалиманова С.В.

2012 год

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с:

некоторыми чертами личности писателя,

главными темами его творчества,

историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»).

Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала « Роман-газета ». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.

Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.

Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.

Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)

3.Работа с эпиграфом.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)

4. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Что такое автобиография? (ответы обучающихся).

Автобиография – описание своей жизни.

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический рассказ . Обратимся к словарю .

5 . Беседа по вопросам.

Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).

Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)

На какие две части можно разделить рассказ?

Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик) .

Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).

Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова . («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»). Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только описании внешности. ).

Что роднит её с главным героем рассказа?

А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).

Почему мальчик стал играть в «чику»?

(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой ?(Честным и принципиальным.)

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)

Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).

Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и

решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она

специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию

Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что

мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)

Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)

Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

- А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).

Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)

Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).

6.Итог урока.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»


Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...