Жизнь и смерть фрунзика мкртчяна. Фрунзик мкртчян - история одиночества. Трагическое завершение истории

Frunzik Mkrtchyan

Мгер Мкртчян

Մհեր Մկրտչյան

Родился в Ленинакане (Гюмри), в многодетной семье беженцев от турецкой резни - простых рабочих текстильного комбината.
Настоящее имя - Мгер Мкртчян. Хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него - Фрунзе.

Народный артист Армянской ССР (1971).
Заслуженный артист Дагестанской ССР (1972).
Народный артист СССР (18.01.1984).

C 1945 года - помощник киномеханика в клубе текстильной фабрики города Ленинакана, в свободное время посещает репетиции самодеятельного театра. С 1947 года работал в Ленинаканском театре имени Мравяна.

Окончил Ереванский театрально-художественный институт (1956).
С 1956 года - актёр Академического театра имени Сундукяна в Ереване.

Его отец - Мушег Мкртчян (1910-1961) был табельщиком, мать - Санам Мкртчян (1911-1970) была посудомойкой в заводской столовой.
Младший брат - Альберт Мкртчян (1937) - кинорежиссёр, сценарист.
Сёстры - Клара Мкртчян (1934-2003), Рузанна Мкртчян (1943).

Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване, Армения.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 33 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.

призы и награды

Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за участие в фильме «Треугольник»).
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за участие в фильме «Мимино»).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актёрскую работу" за 1978 год.
Орден Святого Месропа Маштоца (2001) (посмертно).

Фрунзик Мкртчян: грустное солнце

В ТУ НОЧЬ постояльцы гостиницы «Россия» были удивлены странным шумом, доносившимся из гостиничного ресторана. Самые недовольные даже выходили из своих номеров с твердой решимостью разобраться, в чем дело, и навести порядок.
Однако, оказавшись в дверях ресторана, неожиданно начинали улыбаться и задерживались там до утра. Отгадка была проста - режиссер Георгий Данелия снимал свой новый фильм «Мимино».
ПО СЦЕНАРИЮ герой Вахтанга Кикабидзе приходил в ресторан на встречу с неуловимой Ларисой Ивановной и, не дождавшись ее, бросался в пляс, пытаясь перетанцевать товарища Хачикяна - своего соседа по номеру, которого играл Фрунзик Мкртчян.
Несмотря на то что Фрунзик на момент съемок был уже не очень трезв, его танцы и попытки во время очередного па сесть на шпагат и поднять с пола носовой платок поражали всех.
Когда у окружающих уже не осталось сил на смех, а Фрунзик все никак не мог подхватить злополучную ткань, режиссер подозвал Кикабидзе и попросил выхватить у покрасневшего от усилий Мкртчяна платок. Актер выполнил волю режиссера. А Фрунзик, поняв, что его обхитрили, поднял голову и обвел собравшихся таким взгядом, что ресторан вновь зашелся от хохота…

Живая легенда

4 ИЮЛЯ ему исполнилось бы 75 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.
«Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.
Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».
Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.
Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.
«Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»
Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.
«Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».
Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.
Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.
А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.
Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.
Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».
Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.
«Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.
Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.
Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

Мамин любимчик

С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.
- Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».
Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.
В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.
«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.
Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.
Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».
По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».
Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.
По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.
Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

Народный депутат

НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой.
У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.
«Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.
Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».
Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.
С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.
Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.
Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.
«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».
Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»
Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.
Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.
В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.
- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.
Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.
Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».
Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…
Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.
Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.
У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.
Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.
Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

Народный артист СССР Фрунзик Мкртчян, причины смерти которого знают не все, являлся известным советским и армянским актером театра и кино, театральным режиссером.

Родился Фрунзик в 1930-м году в Ленинакане (сейчас Гюмри), что в Армении. Его отцом был табельщик на заводе, а матерью посудомойка заводской столовой. Рос Мкртчян вместе с братом Альбертом и двумя сестрами – Рузанной и Кларой.

Еще в детстве у Фрунзика стали проявляться актерские способности. После окончания школы он устроился на работу в клуб при текстильном комбинате, где был помощником киномеханика. В то время он уже начал играть в местном драмкружке, а затем поступит в студию при Ленинаканском драматическом театре. В 1947-м году Мкртчяна зачислили в театральную труппу этого театра.

В 1956-м году артист окончил Ереванский театральный вуз и стал актером в театре Сандукяна. В этом же году он дебютировал в кино. Это была эпизодическая роль в фильме «Тайна озера Севан». Примечательно, что после монтажа в картине оставили только ногу Мкртчяна. Зато в театре дела у него шли намного лучше. Он стал узнаваемым актером, многие стали ходить в театр именно на Фрунзика.

Уже более значимая роль была у Мкртчяна в фильме 1960-го года «Парни музкомандв». В нем он сыграл музыканта по имени Арсен. Следующие 5 лет актер нигде не снимался, зато в 1965-м году сыграл в знаменитой комедии Данелии «Тридцать три». Однако первое время картину запрещали власти.

Уже через год Мкртчян сыграл одну из самых его известных ролей – дядю Джабраила в комедии «Кавказская пленница» Гайдая. После этой роли Фрунзика стали узнавать во всем СССР. В этом же году он сыграл большую роль в фильме «Айболит-66» Быкова.

В 70-х у Фрунзика заболела жена, ему пришлось отказываться от различных ролей. Но уже во второй половине 70-х вышла комедия «Мимино», где Мкртчян сыграл одну из главных ролей вместе с Кикабидзе. Многие из его фраз стали крылатыми и цитируются до сих пор, а картину повторяют по телеканалам каждый год.

Многим также запомнилась роль Мкртчяна в драме «Солдат и слон». За эту роль его наградили первым призом за лучшую актерскую работу на Всесоюзном кинофестивале в Ереване. Затем Фрунзик снялся в «Суете сует», где исполнил главную роль. В 1978-м году артиста наградили Государственной премией СССР, а в 1984-м году – званием Народного артиста СССР.

В 80-х годах Мкртчян перестал сниматься. Он отказывался от всех ролей, но продолжал иногда играть в театре. В 90-х перестал появляться и там. Говорят, что причиной ухода Мкртчяна из театра стало то, что главным режиссером назначили не его, а другого человека.

Женат Фрунзик был 3 раза. Первой его супругой была его однокурсница Кнара, но в браке с ней он был недолго. Во второй раз артист женился на Донаре Пилосян в середине 50-х. Она родила ему дочь Нунэ, а потом сына Вазгена. Через некоторое время Донара заболела неизлечимым психическим заболеванием, передавшимся ей по наследству. В итоге женщину госпитализировали в психлечебницу во Франции, где она и осталась. Фрунзик один воспитывал двоих детей. Позже у его сына Вазгена нашли то же заболевание, что и у его матери. Его положили в ту же лечебницу, что и его мать. Говорят, что вскоре они даже перестали узнавать друг друга.

Третьей женой Мкртчяна стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян. Но пара быстро развелась из-за того, что Фрунзик стал злоупотреблять спиртными напитками.

Не стало артиста в декабре 1993-го года. Он умер в своей ереванской квартире. Официальной причиной смерти был назван инфаркт. 31 декабря проходили похороны актера. Их посетили тысячи людей.


Глядя на фотографии успешных и знаменитых людей, складывается мнение, что все горести и невзгоды обходят их стороной. Но на самом деле это не так. В «звёздных» семьях тоже случаются трагедии. Вот только знают об этом поклонники далеко не всегда. Ведь на экранах любимые актёры всё так же искромётно шутят. Всё это в полной мере относится к семье Фрунзика Мкртчяна, которому судьба приготовила нелёгкие испытания.

Фрунзик Мкртчян


Этот актёр не нуждался в представлении, В СССР его знали все. А в родной Армении он до сих пор национальный герой, его портреты можно увидеть на улицах Еревана. Полное имя актёра Фрунзе Мушегович Мкртчян. Но на родине его чаще называли Мгер, что в переводе означает «светлый».


Официальное имя Фрунзе дано в честь знаменитого советского полководца времён гражданской войны Михаила Фрунзе. Родился Мгер-Фрунзе в городе Ленинакане Армянской ССР 4 июля 1930 года. Теперь это город Гюмри. Родители Фрунзе – беженцы от армянского геноцида в Турции. Их, одиноких пятилетних детей, нашли на дороге и отправили в один детский дом.

По воспоминаниям брата, Фрунзик действительно был с самого детства очень добрым и светлым человеком. А еще он был худым, с большим носом, неуклюжим, и над ним все посмеивались. Но скоро выяснилось, что этому большеносому мальчику с печальными глазами природа подарила огромный талант. Актёрские способности он проявлял с детства. С 10 лет мальчик устраивал самодеятельные спектакли для местных детей.


Очень рано Фрунзик закончил бросил школу и перепробовал много профессий. Но о профессии актёра не забывал никогда. Сначала он играл в театральном кружке при текстильном комбинате, потом пошёл учиться в студию при Ленинаканском драмтеатре. И в 1947 был зачислен туда в труппу.


Фрунзик сначала стал знаменитым в родной Армении, снимаясь в кино и играя в театре. А потом, после выхода кинофильма «Кавказская пленница» его слава превратилась во всесоюзную. Мкртчяна обожали не только зрители, но и коллеги, что бывает нечасто. Мать же и вовсе любила его больше остальных детей, на что они даже иногда обижались. А вот в личной жизни актёр удачлив не был. Первый раз он женился на однокурснице Кнаре. Но брак продлился недолго и примерно через год распался.

Донара Пилосян


Во второй раз Фрунзик женился на молодой актрисе Донаре Пилосян. Когда они познакомились, Фрунзику было уже около 30, ей всего 18. Юную красавицу покорило обаяние знаменитого актёра. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген


Если у нынешних поклонников кино спросить, кто такая Донара Пилосян, вряд ли кто-нибудь, кроме уроженца Армении, на этот вопрос ответит. А между тем её видели и знают все! Ведь она играла роль жены товарища Джабраилова, персонального водителя товарища Саахова, в культовой комедии «Кавказская пленница» Гайдая. А в 1977 году вместе с мужем она снялась в комедии «Багдасар разводится с женой». .


Донара было известной армянской театральной актрисой. В кино она снималась редко и была мало известна за пределами Армении.


Фрунзику же кинороли приносили огромную популярность. Он с женой переехал в Ереван, купил машину. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген. Фрунзик обожал своих детей, очень любил дарить им игрушки, и сам же в эти игрушки с ними играл. Больше всего, правда, он любил их разбирать, чтобы узнать, как они работают. После этого не только сам актёр, но и никакой мастер не мог уже починить эти игрушки.

Семейная драма


Казалось бы, всё в семье идёт хорошо. Но характер Донары стал необъяснимым образом портиться. Она не хотела бросать актёрскую карьеру и сидеть дома с ребёнком. Поначалу Фрунзик полагал, что она завидует его актёрскому успеху и надеялся, что после рождения второго ребёнка всё наладится. Но со временем ситуация только усугублялась.


Говорят, что друзья с самого начала отговаривали Фрунзика от женитьбы, мотивируя это тем, что у Донары вспыльчивый и непредсказуемый характер. Возможно, это было заметно уже с юности. Теперь же жена устраивала мужу страшные скандалы и истерики, ревновала ко всем женщинам без всякого повода. Жизнь актёра превратилась в ад.


По совету друзей Фрунзик отвёл жену к специалистам. Вывод был неутешительный: это не издержки характера, а серьёзная психическая болезнь. К тому же неизлечимая. Из-за проблем в семье Фрунзик в начале 70-х отказался от многих замечательных ролей и начал злоупотреблять алкоголем.

Доходило до того, что из-за его пьянства практически срывались съёмки. С детьми тоже не всё было в порядке. После замужества дочь Нунэ переехала с мужем в Аргентину. Уехала насовсем. Поговаривали, что она погибла в автокатастрофе., и это добавило горечи и в без того непростую жизнь Фрунзика Мкртчяна.


Это не совсем так, Нунэ не погибла, она пережила отца на 5 лет. Причиной слухов стала его реплика, что дочери уже нет. Все и решили, что она погибла, а расспрашивать не стали. Вероятно, Фрунзик имел в виду, что с ним дочь практически не общалась.

Актёр всеми силами пытался лечить любимую жену, сначала в Армении, потом поместил в психиатрическую клинику во Франции. Но всё было бесполезно. В последний раз Донара вышла на сцену в 1982 году. Потом она оказалась навсегда заперта в клинике.

Последние годы


У сына Фрунзика Вазгена обнаружились симптомы такой же болезни, как и у его матери. Его тоже не раз помещали в клинику, пытались лечить. И тоже без особого успеха.

Фрунзик Мкртчян женился в третий раз, но брак не продлился долго, и с третьей женой он разошелся. К концу жизни он оказался совершенно одинок, несмотря на толпы поклонниц.


В кино Фрунзик в тот период практически не снимался, говорил, что в его возрасте это уже ни к чему. В основном он занимался собственным театром и совершенно не следил за своим здоровьем. 29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян умер во сне от инфаркта. Хоронили любимого актёра 31 декабря в Ереване. Родные считают, что он так и не смог пережить горе, которое принесла ему страшная болезнь жены и сына.


Донара Мкртчян так и не вышла из лечебницы. В минуты просветления она удивлялась, почему её заперли в странном помещении и не отпускают домой к детям и мужу. Иногда она декламировала больным отрывки из своих ролей и даже организовала в клинике драмкружок для пациентов. Умерла Донара Николаевна в 2011 году в Севане, Армения.

Грустная история любви и история - настоящая восточная сказка на фоне мировой политики.


Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (4 июля 1930, Ленинакан (ныне - Гюмри)- 29 декабря 1993, Ереван) - армянский, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Родился в многодетной семье беженцев от Геноцида армян. Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нём они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961), табельщик, мать - Санам Мкртчян (1911-1970), посудомойщица в заводской столовой. Настоящее имя - Мгер (с армянского- солнечный), хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него. Брат - Альберт (род. 1937), режиссёр, сценарист. Сёстры - Рузанна (р. 1943), Клара (1934-2003). Чтобы прокормить большую семью, отец однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего семья начала голодать, так как Санам получала за свою работу всего 30 рублей.

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. Мальчик прекрасно рисовал, однако ни о какой другой профессии, кроме актёрской, не думал. Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали юному гению. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности. Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своём выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты.

C 1945 года работал помощником киномеханика в клубе текстильного комбината Ленинакана, в свободное время там же играл в самодеятельном драматическом кружке. В 1945-1946 годах учился в студии Ленинаканского театра им. А. Мравяна (ныне Гюмрийский драматический театр им. Вардана Аджемяна). С 1947 года - актёр этого театра. В том, что мальчик одарён чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто.

В 1951-1956 годах учился в Ереванском театрально-художественном институте (курс В. Б. Вагаршяна). В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в сгорбленном старце парня с рабочей окраины. Параллельно с учёбой Мкртчян впервые снялся в кино – он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

С 1956 года - актёр Армянского театра им. Г. М. Сундукяна в Ереване. «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ею стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката. Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актёра и режиссёра Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актёр был утверждён, и вскоре Мкртчян в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

Кино его тоже сразу полюбило. В том же 1966 году на экраны СССР вышла искромётная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя если верить режиссеру фильма Георгию Николаевичу Данелия, Фрунзика Мкртчяна, точнее, шофёра Рубика могло вовсе не быть. По сценарию главного героя надо было поселить в московскую гостиницу. Номера в те времена были двухместные. Соседом Валико мог стать эндокринолог с Урала или шофёр из Армении в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Бросали монету. Выпала решка – Хачикян.

Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актёра. По предложению Мкртчяна режиссёр снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать. Запомнились съёмки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съёмки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жёсткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришёл к режиссёру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

«Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать. Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на неё. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына,- вспоминал Альберт Мушегович.- К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами».


Фрунзик Мкртчян в фильме «Тридцать три», 1965

Несмотря на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. Трагедии у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на девушке Кнаре, к искусству она никакого отношения не имела, брак продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актёр их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам. «Ему все было интересно, - говорит Альберт.- Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приёмник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить».

Донара всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест. С каждым днём поведение Донары становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Донару отправили в психиатрическую клинику во Франции.

Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна. Рассказывают, что, когда актёр в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принёс Мкртчяну счастья.


Фрунзик и Тамара.

«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один». Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»


Фрунзик Мкртчян в фильме «Солдат и слон».

Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Донара, они даже не узнали друг друга.


Фрунзик Мкртчян в фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников».

В качестве театрального режиссёра Мкртчян ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра (ныне - Ереванский артистический театр им. Фрунзе Мкртчяна). «28 декабря 1993 года я весь день провёл у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своём следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой.

Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря, за гробом шли тысячи людей. Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване, Армения.


Могила Фрунзика Мкртчяна в Пантеоне. Через 17 лет памятник был заменён.

Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика. У неё была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у неё оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актёр. Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».


Памятник. Фрунзику Мкртчяну в Гюмри, Театральная площадь.

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссёра Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».


Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване, Оперный сад.

Многие фразы, озвученные актёром, стали крылатыми, среди них:

«Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»

«Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу»


Памятник героям фильма «Мужчины» скульптора Давида Минасяна в Сарьяновском садике. Ереван.

«Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся!»

«Эти „Жигули“ чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…»


Памятник героям фильма «Мимино» в Москве.

«Если вы откажетесь, они вас зарежут.»

«Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия»

«А ты не путай свою личную шерсть с государственной.»


Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...