Традиции и правила поведения мужчин северного кавказа. Как надо вести себя при общении с кавказцами (советы антифашиста) Вслух ужасаться жилищам местных жителей, их быту

У народов Северного Кавказа есть особый негласной кодекс поведения, который был создан в древности и представляет собой сложную систему норм и правил. Они до сих пор встречаются в обычной жизни.

Дети гор
Обычаи и традиции, рожденные на Кавказе, имеют одну общую природу - это горы, как природно-климатическое явление, оказывающее огромное влияние на возникновение обычаев. Российский этнограф Леонтий Люлье отмечал, что из-за отсутствия грамотности все житейские сделки совершались словесным порядком. Слово стало законом для всех, а слово вождя - тем более. Нарушить его - означало стать преступником. Все мужчины должны были беспрекословно подчиняться слову вожака-главы, от решений которого зависело благополучие клана.

Огромное влияние оказали также родовые особенности, замкнутые, немногочисленные семейные кланы, занимающиеся торговлей. У чеченцев превалирует адат - неписаные законы, которым они следуют и чтут выше корана, в Ингушетии - «эздел», у других народностей эти правила имеют иные названия, но суть одна - создать среди общества репутацию достойного мужчины, умеющего контролировать свою жизнь и жизнь своей семьи. У адыгейцев, балкарцев, карачаевцев, осетин, чеченцев сложился свой, отличный друг от друга целый свод правил того, что нельзя делать мужчине.

Преступником был тот, кто нарушил сложный духовный кодекс - яхь - имеющий набор определенных правил поведения в жизни, приравненных к юридическим нормам. Целый свод запретов, обрядов и мести ярко описал Михаил Лермонтов в повести «Бэла».

Муж не касался жены
Мужу и жене нельзя было на людях допускать какие-либо прикосновения, а уж объятия - тем более. Вообще нельзя прикасаться к человеку во время разговора, это могло расцениваться как оскорбление и неучтивость. И если вы едите общественным транспортом сегодня и нечаянно задели рядом стоящего человека, необходимо учтиво извиниться во избежание общественного порицания.

Месяц кукушки
Как правило, жених до свадьбы не мог посмотреть на невесту и даже своим гостям не имел права показываться на глаза. В Чечне мужчине нельзя было намечать дату свадьбы на апрель, поскольку этот месяц считался под покровительством кукушки, не имеющей своего гнезда. А это была плохая примета. Кстати, в разгар брачного застолья мужчина имел право не вставать при появлении женщины, это было исключением из правил, так как обычной жизни мужчины обязаны были вставать при появлении прекрасной половины.

Самая тяжелая обида, возмущающая душу горца больше, чем убийство родственника - это оскорбление чести женщины, которое смывалось только кровной местью.

Бедный» зять
После свадьбы зять не имел права вступать в спор с родственниками жены и подолгу находиться в обществе своей жены. У ингушей зять и родственники жены не могли видеть друг друга. В присутствии старшего поколения зять не имел права называть свою жену по имени, ему запрещалось играть со своими детьми, брать их на руки. До родов мужчина как можно меньше общался с женой, а по происшествие 40 дней после родов мог обмолвиться с ней парой слов, считая ее в период беременности «нечистой».

Муж-судья
Мужчина считался главой и судьей над своей женой, которая была обязана варить обед, ткать сукно, шить одежду на всю семью и в качестве особого благосклонного расположения мужа получать в награду еще одну привилегию - оседлать его коня.

Мужчине нельзя было вмешиваться в любые хозяйственные дела, даже дать совет женщине - все это было крайне оскорбительным и могло вызвать насмешки и презрение со стороны других мужчин. Руку женщине тоже нельзя подавать. Да и разговор с женщиной мог быть безопасным для чести, если говорящие находились примерно на расстоянии полутора-двух метров. Разговор на лестнице - тут тоже есть правила приличия: мужчина обязательно должен находиться ниже на одну-две ступени.

Нельзя на лошади обогнать впереди идущую женщину.
В разряд преступников попадали те мужчины, которые совершали изнасилование женщины, образ которой олицетворялся с миром: белый платок брошенный женщиной по преданию мог прекратить войну.

Идентификация руки
С рукопожатием связан целый набор запретов. Мужчине нельзя было подавать руку человеку, чья советь запятнана взятками или какими-то другими преступлениями. Подростку, не бравшему в руки оружие, старшему мужчине тоже нельзя протягивать руку. А еще - близким родственникам, так как считалось, что вражды между ними никогда не возникнет и примирения, следовательно, тоже.

По шариату, мужчине нельзя употреблять напитки, вызывающие помутнение сознания, в их числе - алкоголь и наркотики.

Не родная родина
Если по воле обстоятельств, мужчина переезжал жить из своего родового клана, он объединялся со своими земляками и выстраивал взаимоотношения с ними по такому же иерархическому принципу, как у себя на родине. Однако внешний мир оказывал серьезное влияние на кавказских мужчин. Причем у себя дома они стараются чтить этот кодекс, но приезжая в другие страны, в том числе и Россию, вековые традиции не соблюдают. Нередко в милицейские сводки попадает информация о правонарушениях, совершаемые лицами кавказской национальности.

Нередко раздаются голоса, что уже никакого особого кодекса нет, а на его месте остались лишь небольшие крохи. Со временем, рожденный в древние времена горский этикет приобрел в отдельных регионах совершенно другие черты и стал всего лишь приятным воспоминанием для пожилых, умудренных старцев, которые говорят: «А вот раньше…». Безусловно, основе всех традиций лежала основа уважения не только к своему народу, но и другим людям.( с )

hrolv99 в От камрада. Как вести себя с кавказцами

Оригинал взят у vessel_rus в Как вести себя с кавказцами

Ниже приведу свои мысли, которые относятся к вопросу взаимодействия русских и кавказцев. В принципе эти принципы можно применять по отношению ко всем чуркам, но т.к сам я со Ставропольского края, то относится это прежде всего к кавказцам.
Базируются принципы на советах отца, матери и моем жизненном опыте.


1) Не покупать у них. Понятно, что в современной экономике этот принцип трудно реализовать, но этот принцип больше относится к рыночной палаточной торговле, а также к мелким магазинам. Нужно помнить, что торговцы имеют своих детей, которые в большинстве своем не являются интеллигентами, покупая у них, ты финансируешь их быдлоту, которая тебя завтра поднимет на сажалово.

2) Не брать взаймы, в долг. Это аксиома. Этот принцип по хорошему нужно распространить на всё: кредиты, услуги и т.д. Но так как речь о кавказцах, то разговор такой.... Если ты берёшь у них взятку, ты "раб лампы", менталитет у них такой, что они тебя считают после этого за чмо. И наоборот, кратчайший способ к их диким сердцам - не брать их деньги. Менты, преподы, врачи и др - все в зоне риска. Не будь чмом.

3) Если у тебя есть девушка / жена, то не надо её светить знакомым кавказцам. Это нужно делать хотя бы просто из того, что должно быть неприятно, когда дикарь смотрит на твою женщину, но есть и практический смысл - целее будет.

4) Детей с ранних лет нужно воспитывать "рассово правильно" - это лучшая страховка от межрассового блядства. Неприязнь должна быть не слепая, но строго обоснованная, чтобы ребёнок своей детской головкой понял где друг, а где враг. Избегать эмоций очень важно.

5) Не иметь друзей кавказцев. Нужно помнить, что кентование с ними до добра не доведёт. Свои жопы ради тебя они рвать никогда не будут, особенно, если выбор между тобой и земляком, научиться в их компании чему-то тоже невероятно. Понты, понты, понты - это их мир. Нужно помнить, что большинство из них бытовые националисты, которые с детства всосали ненависть к русским (без всяких скинхедов и т.д.).

6) Не заискивать перед ними, и не просить о помощи. Это правило само собой будет сделано, если не будет среди них "друзей".

7) Никогда первым не быковать с ними, из-за пустяков не вступать с ними в противостояние. Но (!!!), если запахло жаренным для твоей жопы, то нужно помнить, что на земляков надежды 0, поэтому доставай ствол или нож и со спины бей дикаря, лучше в шею, чтобы сразу вырубить. Про тюрьму, карьеру в такие моменты не думать. Обоссаным всегда успеешь стать. Но тут каждый сам выбирает границу "жаренного", а так как это очень сложно, то лучше не быковать вообще.

8) Не встречаться с нерусскими девушками, знаю из друзей женатых на армянках, гречанках, карачаевках и т.д. Ну нах, - это чужие люди, неужели хочешь воспитывать тупых детей? Такие браки распадаются особенно часто, а след остаётся.

9) Обязательно вычислять среди знакомых девушек (если такие есть) чернильниц, портить им репутацию в мужских компаниях. Шлюха должна знать своё место.

Предложения есть?

Для меня и многих других, часто бывающих в горах, всё ниженаписанное элементарно и очевидно. Но тем не менее, возможно это поможет кому-то избежать неприятных эмоций и не сделать неверные выводы о местном населении. Написанное относится в первую очередь к Западному Кавказу - месту, куда я попадаю минимум раз в месяц на протяжении многих лет. Жители горных районов Кавказа, конечно же отличаются от жителей равнинной части Кавказа и тем более центральной России. Если вкратце - у "горцев" повышенная самооценка и следовательно восприимчивость, вспыльчивость; в местах, не избалованных непрерывным потоком тысяч туристов (как Домбай например) гипертрофированное чувство гостеприимство имеет место быть, что тоже следует учитывать туристам.

Что не следует делать и почему:

1. Вслух ужасаться жилищам местных жителей, их быту

Ну это мало кому понравится. Вы - гости и не стоит кичиться своим благополучием. Поверьте, есть куча людей, которые живут лучше Вас. А вот жизнь в каком-нибудь Загедане - это зачастую борьба за выживание и какой-нибудь приезжий мажорный молодой человек в сандалиях, стоимостью в месячный доход аборигена, вызывает некоторое скрываемое раздражение, а если он ещё и с презрением обсуждает местный быт, то это может послужить причиной вполне справедливого гнева. Не стоит демонстрировать явно дорогие вещи - к примеру всей группой фотографировать на цифровые фотоаппараты ишака, стоящего рядом с полузаваленной саклей.

2. Злоупотреблять гостеприимством

Как правило - чем дальше удаляешься от цивилизации и поселков, живущих туризмом, тем гостеприимнее становятся люди. Это порою принимает совершенно невообразимые виды. К примеру у одного из перевалов хр. Абишира-Ахуба кочующий пастух-славянин (!) отдал нам весь свой запас еды (баранина, сыр), от предложенных взамен консервов наотрез отказался и даже пообедать с нами постеснялся, несмотря на уговоры. На другом затерянном коше группа из 10 человек два дня уничтожала запасы, попав в плен гостеприимства. Нужно сказать что это не совсем хорошо и правильно. Просто у жителей гор так принято и зачастую после таких вот гостей у них самих не остаётся нужного количества провизии. Чем мы, туристы, можем компенсировать им это? Деньги не предлагайте даже - в 99% очень сильно обидятся! Разве что консервы, сахар, спирт и что-нибудь из второстепенной снаряги - веревку, пилу. Но в походе не часто есть излишки, которые можно просто так отдать. Поэтому группа попадает в неловкое положение на правах неблагодарного, откуда уже недалеко и до зависимого (см. ниже).

3. Попадать в зависимое положение

Даже из литературы хорошо известно что горцы - народ максимально независимый, гордость и завышенная самооценка им не позволяет попадать в зависимое положение. Своё мировоззрение они проецируют и на вас. Пока у вас есть возможность и физическая и психологическая сказать "Спасибо, до свиданья" и уйти своей дорогой - отношение одно, но стоит попасть в зависимое от них положение, как уважение к Вам может потеряться и отношение резко поменяется не в лучшую сторону.

Есть реальный случай из жизни - группа планировала довольно протяженный маршрут в очень малопосещаемом районе КЧР. Вышли на кош в дождь в первый же день, где им предложили переждать дождь, а позже переночевать. Тут же начался разброд в группе, который дальше только нарастал. Женская часть группы была категорически против предложения руководителя ставить палатки поодаль коша в дождь, в итоге руководитель пошел на уступку и заночевали в коше. На сл. день завтрак затянулся и лень отдельных участников получила подпитку в обещании доставить рюкзаки на лошадях после обеда. После обеда опять пошел небольшой дождь и случилась очередная ночевка... В общем кончилось всё преждевременным сходом с маршрута, ссорой участников и потерей авторитета руководителя, т.к. с коша ушли только на 4-й день, получив нелицеприятные оценки, негативные впечатления и оставив в качестве "благодарности" кучу снаряги. Тут сразу несколько грубых ошибок - плохо сформированная группа, отсутствие авторитета руководителя, злоупотребление гостеприимством и попадание в зависимую ситуацию.

Попасть в зависимую ситуацию можно и по другому. К примеру стопите вы автомобиль для сброски с маршрута... Вы просто обязаны спросить о конечном пункте маршрута, уточнить когда Вы там окажетесь и прикинуть - сможете ли Вы там нормально и безопасно заночевать или уехать вниз до ж/д или крупного автовокзала. Иначе 50/50 - либо вы окажетесь ночью в большом ауле со странными людьми или станете заложниками гостеприимства водителя с его невнятными родственниками (идти-то вроде как до утра и некуда). У меня был опыт ночевки в Зеленчукской на кладбище. Альтернативой была пьянка, переходящая в драку между карачаевцами и черкесами.

4. Пренебрегать гостеприимством

Если то, что Вам предлагают это явная мелочь, необременительная для дающего, то отказываться не стоит, это вызовет недоумение с обидой. К примеру предлагает Вам чабан попробовать айран или водитель застопленного авто попробовать грибы, замаринованные его супругой день назад (без заезда домой) - попробуйте, поблагодарите и похвалите. И вам приятно и человеку.

5. Попадать в уже пьяные компании

Если Вас приглашают за стол в уже пьяную компанию - отказывайтесь! Особенно если среди них есть молодые люди до 30 лет. Пьяные примерно везде одинаковы и Вы рискуете оказаться в окружении такого же контингента, что и в любой пивной в России в день ВДВ или на окраине какого-нибудь Бутово ночью. Оно Вам надо? И вообще - употреблять спиртное вредно, пить с незнакомыми людьми ещё вреднее. Я надеюсь, что Вы в горы едете не за этим.

6. Слово руководителя - закон

В общении с местными жителями слово руководителя - это приказ для всей остальной группы. Никакого разброда мнений. Если Вы не согласны с руководом - скажете потом ему лично и можете больше никогда с ним не ходить. Иначе почти наверняка будут непредвиденные ситуации. Ну и подразумевается что руководитель достаточно опытный и адекватный человек. Если это не так - выберите "дипломата для переговоров", а для спортивной части похода пускай будет другой руковод. Хорошими отговорками от ненужных предложений является твердое слово руководителя "у нас график", "у нас спортивный интерес", "выполняем нормативы" и т.п.

7. Фиктивные мужья/братья

Весь женский пол поделите между мужиками, назначив им "попечителя" - фиктивного мужа, брата или отца, в обязанность которого входит оберегать своих женщин от притязаний местных вроде "бесплатно прокачу на лошади" и пр. Предварительно следует провести беседу с самими женщинами, чтобы они беспрекословно слушались "своих" мужчин и руководителя в присутствии местных жителей. Если она не согласна, то руководителю стоит подумать о целесообразности включения таких в группу, т.к. все рискуют стать просто группой поддержки получения ею приключений на свои вторые 90. Появляться в поселках или гостить на кошах в юбках высотой в 10 см. тоже не стоит.

8. Ночевать вблизи населенки

Это общее правило не только на Кавказе, но и везде. Лагерь стоит располагать так, чтобы его не было видно из поселка, особенно ночью (костер), а по возможности и с дороги тоже. Это в значительной степени убережет вас от незваных гостей.

Подводя итоги скажу, что являясь славянином, считаю жителей республик Кавказа гораздо более отзывчивыми нежели жителей степных глубинок Краснодарского края = всегда подвезут и окажут посильную помощь в случае необходимости. Хотя нехорошие люди встречаются среди всех национальностей

Не так давно один популярный телеведущий задался таким вопросом и даже поинтересовался, что думают по этому поводу Хлопонин и Кадыров, но вразумительного ответа, по-моему, так и не последовало. Хотя все мы становимся свидетелями как расширяющейся географии поселения выходцев с Кавказа, так и различных конфликтов с их участием. Хорошо, хоть не участниками этих самых конфликтов… Что же, попробуем разобраться в принципах поведения наших «гостей с Юга» сами, используя личный опыт общения с представителями различных национальностей, населяющих Кавказ.

Первое, что нужно сказать, что это люди, вне зависимости от вероисповедания, очень воспитанные и хамить просто так не станут. Но, в то же время, это, что называется «горячие парни», т.е. очень вспыльчивые, а если учесть, что не все слова и выражения на русском языке им понятны, и в их головах возникают, порой, весьма странные ассоциации, то сами понимаете, - драка бывает иногда неизбежна. Вы спросите, а у себя дома они тоже скандалят и рукоприкладствуют по любому поводу? Ответ положительный. То, что настоящие кавказские мужчины никогда не поднимают руку на женщин и детей – миф. И то, что их забота о стариках и сиротах какая-то особая – тоже миф. И то, что они живут особо дружно, сплоченно, помогая друг другу и стоя, что называется, горой, - еще один миф. Наверное, вы удивитесь, но кавказцы – это такие же люди, как мы, и все остальное население земного шара, со своими достоинствами и недостатками.

Не знаю, к какой категории отнести эту особенность – обостренное чувство собственного достоинства, часто доходящее до крайности - но именно оно становится одной из основных причин всех конфликтов с участием выходцев из Кавказских республик. Почему так, сказать трудно. Скорее всего, причина в относительной немногочисленности народностей, населяющих этот регион, и постоянной борьбе и с суровыми условиями существования, и с внешними врагами, да и друг с другом за жизненное пространство. Это нас, русских, много, и земли наши обширные, страна большая, даже богатая …

Потом, кавказцы – это люди с жестким характером, причем как мужчины, так и женщины. Иногда даже дамы жестче мужиков. Не жестокие или злые, а именно жесткие. Причем как мусульмане, так и христиане. Чувства сострадания, жалости, сочувствия часто считаются для них унизительными. Это не наша сердобольность и потребность помочь хотя бы словом или прикосновением. А уж показать свою слабость, пусть даже только кажущуюся, - лучше умереть. Это серьезно. Поэтому они практически никогда не признают себя виновными, хоть и осознают. Они крайне редко просят прощения именно по этой причине, - чтоб не показаться слабыми. Но зато они очень легко, практически без спора, могут согласиться с чужим мнением. Но сделают все равно по-своему. А вы можете этого и не заметить.

А еще уроженцы Кавказа очень любят показывать, какие они состоятельные, щедрые, добрые и т.п. Т.е. демонстрировать все атрибуты успеха, даже если таковых на самом деле нет. Пусть семья будет потом месяц жить впроголодь, но сегодня будет такой пир, что все обзавидуются… Может, за это их и любят наши женщины?

К слову о женщинах. Я долго не могла понять, почему они к нам все время пристают, когда мы у них, что называется, в гостях. Хоть и одеваться стремимся более чем прилично и к уличным знакомствам не стремимся. Оказалось, дело даже не в том, что там все знают, что за женщина приехала и к кому. Проблема в том, что кавказским мужчинам не нужно смотреть прямо в глаза. Те русские женщины, которые там живут, об этом знают и ведут себя соответственно. Ведь мы привыкли, что «глаза – это зеркало души», а, оказывается, для кавказских мужчин женский прямой взгляд – это признак распущенности.

Ну вот, об особенностях поведения выходцев из Кавказа вроде бы написано достаточно, чтобы хотя бы начать их понимать. Но ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, это дает лишь частично.

Выше уже говорилось о том, что в кавказских республиках практически все друг друга знают. Там очень сильны родовые связи, если к этому прибавить особую национальную гордость, то, думаю, понятно, что мягко говоря, хулиганить дома не просто стыдно. Любое неблаговидное поведение – это позор для всего семейного клана. То ли дело в России? Там такие просторы, на которых никто никого никогда не найдет, и никому ни за что ничего не будет. Так думают эти «горячие головы». Надо же где-то «пар выпускать».

Теперь самое неприятное. Размеры российской коррупции таковы, что отступления от общеприемлемых норм поведения кавказцев покрывают с головой. Как бы ни ужесточали законы, как бы ни реформировали милицию, теперь уже полицию, коррупция все равно не просто существует, но и по-прежнему процветает. Это же касается и наших дам, стремящихся, если не к острым ощущениям, так к интимным развлечениям «на стороне». Список того, что (или кто) продается можно продолжить. И это не делает нам, русским, чести. А вот кавказцы все более утверждаются во мнении, весьма обоснованном, что в России они могут купить все, что пожелают. Вот и доходит уже до стрельбы на свадьбах чуть ли не у стен Кремля. Да, это свидетельство того, что они нас не уважают. А как эти люди могут относиться к русским, если постоянно сталкиваются с продажными и часто невероятно жадными, сильно пьющими т.п., - женщинами, чиновниками, полицейскими и т.д.? Для них – это срез нашего общества.

Конечно, нужно ужесточать ответственность за нарушение закона. Но, прежде всего, мы, русские должны, наконец, начать уважать самих себя. И вести себя соответственно. А не сваливать свои комплексы, бескультурье и откровенное «свинство» на тех, кто «понаехали».

Понятно, что растущее в геометрической прогрессии число лиц, скажем так, не славянской национальности, на улицах наших городов и сел раздражает. Но мы, ведь, люди православные, и должны понимать, - раз Господь попускает, значит, для чего-то это нужно. Именно для нас самих.

Так что давайте вместо того, чтобы культивировать ненависть друг к другу, которая ни к чему хорошему не приводит, как чувство явно разрушительное, причем часто в государственных масштабах, начнем учиться уважению к своей русской культуре, к традициям нашего народа, к Русскому Православию, наконец. Конечно, мы – дома, и это они у нас в гостях. Причем, как бы их и не приглашали. Но будем же помнить о чувстве нашего, русского, национального достоинства и вести себя так, чтобы нас уважали.

Каждый человек, считающий себя русским и православным, сегодня является миссионером. Своей повседневной жизнью среди других людей он являет для них пример – положительный или отрицательный. Будем помнить об этом.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...