Суть и смысл комедии «Недоросль. Cочинение «Актуален ли образ Митрофанушки в наше время

Комедия "Недоросль", написанная Д. И. Фонвизиным более чем двести лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня.

Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия "Недоросль" в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.

Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.

Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.

Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что "надо", например.

Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность.

то же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.

Всё же хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве, что, по мысли драматурга, является бедствием для самих же помещиков. Привыкнув общаться со всеми грубо, Простакова не щадит даже родных. Речь Скотинина полна самоуверенности, но лишена каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.

Таким образом, в произведении "Недоросль" сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.

Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей - эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.


Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями? Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, - половина, если не большая часть России. В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушииься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки - нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями. Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П. А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана - невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время? В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало цьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разне-жась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу. Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеев-не вполне мог принадлежать и Простаковои: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю…» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни. Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличиеот привыкшей Еремеевны, сильно расстройлась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей. Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать. В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой - всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе-ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее - высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа.

Меню статьи:

Комедия «Недоросль» считается лучшей работой Фонвизина. Даже существует легенда, по сюжету которой князь Потемкин (по другой версии это был Державин) высказался о своем восхищении после постановки комедии в театре весьма ироничным способом. После премьеры он сказал Фонвизину, что тот может умереть, ибо лучшего произведения не сможет уже написать.

Такая высокая оценка не была единичной – большинство критиков и современников похвально отзывались о «Недоросле».

История написания и источники

Замысел к написанию комедии у Фонвизина сформировался в 1778 году. В то время он пробыл долгое время в Европе и возвращался домой под впечатлением от европейских комедий. Однако быстро написать задуманное не получилось – работа растянулась на три года.

В своей работе Фонвизин задействовал много источников. Основную массу их заняли материалы сатирических журналов. К ним подключились работы европейских мастеров, в частности Вольтера и Руссо.

Не обошел вниманием Фонвизин и произведения русских современников (Лукин, Эмин), а также комедии, написанные императрицей Екатериной ІІ.

В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение. В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них.

Действующие лица

  • Госпожа Простакова – отрицательная героиня комедии, злая и жестокая женщина, помещица. Единственный, кто удосуживается положительного внимания и отношения от Простаковой – это ее единственный ребенок, сын Митрофанушка, которого она, несмотря на его взрослый возраст, всячески опекает и балует.
  • Терентий Простаков отрицательный персонаж комедии, муж госпожи Простаковой и отец Митрофанушки. Он робкий и застенчивый человек, не умеющий постоять за себя и отстоять свои интересы. Он постоянно терпит унижение от своей жены.
  • Митрофаний Простаков – отрицательный персонаж комедии, 15-летний юноша. Необразованный подросток, хотя уже учится три года. Он эгоистичный и глупый человек.
  • Тарас Скотинин – отрицательный персонаж комедии, брат Простаковой. Глупый и корыстный человек. Отличается особой любовью к разведению свиней. Ради обогащения хочет жениться на Соне.
  • Стародум – положительный герой комедии, дядя Сони. Благородный человек, честным трудом обеспечивший свое материальное положение. Добрый и хороший человек.
  • Софья – положительный персонаж комедии. Добрая и милая девушка, сирота. Она живет вместе с Простаковыми, после смерти родителей так как приходится родственницей Простакову. Простаковы сначала хотят выдать ее замуж за Скотинина, а затем за Митрофанушку – причиной стали деньги Софьи.
  • Милон – положительный персонаж, молодой офицер давно влюбленный в Софью. Последние полгода влюбленные не общались, так как между ними была потеряна связь, но волей случая молодые люди встретились снова.
  • Правдин – положительный герой комедии, честный и добропорядочный чиновник, работа которого состоит в контроле отношений между помещиками и крепостными и наказание проявлений жестокости и грубости в этих отношениях. Он обличает неправомерные действия Простаковых по отношению к крестьянам и берет дела их поместья под контроль.

Предлагаем вашему вниманию “краткое содержание комедии “Недоросль”, которая вышла из-под пера талантливого автора Дениса Фонвизина.

  • Пафнутьич Цыфиркин – положительный персонаж комедии, учитель Митрофана, преподающий ему арифметику. Цыфиркин раньше был военным и служил вместе с Милоном. Он хороший и честный человек, но из него получился плохой учитель.
  • Сидорыч Кутейкин – отрицательный персонаж комедии, дьячок, учитель грамоты Митрофана – трусливый человек, плохой, малограмотный человек.
  • Вральман – отрицательный персонаж комедии, бывший кучер Стародуба, учитель французского Митрофана. Он не учит подростка французскому, а только создает видимость обучения. Лицемерный обманщик и плут.
  • Еремеевна – отрицательный персонаж комедии. Крестьянка по происхождению, няня Митрофана, работающая у Простаковых больше 40 лет за копейки.
  • Тришка – положительный герой комедии, портной Простаковых. Добрый и искренний человек, не боящийся дать отпор или вступить в спор с Простаковой.

Сюжетное продолжение «Недоросля»

Несмотря на то, что второй части «Недоросля» не было издано, некоторые материалы позволяют говорить о том, что Фонвизин подумывал о продолжении своей комедии.

В редакции журнала «Друг честных людей, или Стародум», было сохранено два письма, подтверждающие этот факт – в первом из них содержится информация о жизни Софьи после замужества с Милоном.

Для девушки замужняя жизнь сложилась не самым лучшим образом и была омрачена фактом измены Милона. Во втором письме содержится информация о реакции Стародума на эту новость и его утешения для племянницы.

Темы и проблемы «Недоросля»

В комедии поднято несколько важных тем и проблем современного общества. В первую очередь ярко выделяется проблема взаимоотношений между крепостными и помещиками – многие помещики обращаются плохо со своими крестьянами, ущемляют их права, искусственно занижают плату за их работу и часто срывают на крестьянах злость.

Следующей ключевой темой «Недоросля» является тема воспитания и образования. Фонвизин наталкивает на мысль, что образование – это привилегия дворянства и аристократии, однако не всегда и не все из них могут получить достойное образование – иногда причиной такому становится нежелание обучаться, личная лень и немотивированность.


Иногда проблема заключена в плохом качестве подготовки самих учителей – некоторые из них обладают слишком малыми знаниями, другие же могут недобросовестно относиться к своей работе.

Предлагаем читателю вникнуть в суть и смысл пьесы “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Проблема излишней опеки со стороны родителей и слепая любовь к детям. Простакова слишком много позволяет своему сыну Митрофану, она всегда его баловала и излишне опекала и в результате получился эгоистичный, глупый и неприспособленный подросток. Любовь Простаковой не знает границ, и поэтому действует губительно на молодого человека.

Символичность названия

Слово «недоросль» обозначает человека, не получившего должного документа о полученном образовании, другими словами, недоросль – это недоучка. Такое название связанно с основной целью комедии Фонвизина, которая заключается в высмеивании современных ему принципов образования и воспитания, не приносящих положительных результатов, а наоборот, действующих губительно на формирование личности и ее развитие.

Сочинение на тему «Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни»

Ученика 8 «В» класса

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия "Недоросль", над которой он работал в течение многих лет.

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества - крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими - считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных и компьютерных игр: «Кто хочет стать миллионером» и другие. И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующее глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета - всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни

Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии "Недоросль", не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...