Сфера духовной жизни (окончание). Основные направления и виды деятельности учреждений культуры Музей под открытым небом. Италия, г. Рим

Материально-техническая база и необходимость решения вопросов кадровой политики, как острой проблемы в сфере культуры. Народное декоративно-прикладное творчество. Деятельность в решении задач по сохранению и развитию самодеятельного народного творчества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры

Факультет Социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Контрольная работа

Анализ деятельности учреждения культуры

(на примере "Дома Культуры" Бокситогорского района)

по дисциплине "Технологический практикум"

Выполнила Сесицкая А.Д.

студентка 3 курса заочного отделения

группа № СКТ/БЗ441-3/1

Проверила ст. Преподаватель Фадеев В.Б.

Санкт-Петербург 2015

Экономические трудности, возникшие в результате мирового кризиса, отразились и на социокультурной сфере

Изменения произошли по причине нецелесообразности дальнейших затрат на содержание учреждения; аварийного состояния зданий, непригодных для дальнейшего функционирования; уменьшения населения.

Общее количество посадочных мест в них составляет 105 251 ед., что на 2 265ед. меньше в сравнении с 01.01.2009г.

Материально-техническая база

Согласно данным на 01.01.2016 год из общего числа клубных учреждений культуры в области:

Требуют капитального ремонта 107 зданий;

Являются аварийными 16 зданий.

Учреждение нуждается в капитальном ремонте или находится в аварийном состоянии, это составляет 17 % от общего числа клубных учреждений области.

Но, не смотря на сложную экономическую ситуацию, в учреждении активно ведутся ремонтные работы по замене внутренней системы отопления, замене кровли, ремонту фасада и внутренних помещений.

Кадры Бокситогорского Дома Культуры.

Одной из основных проблем учреждения является дефицит кадров.

На 01.01.2015г. в учреждении культуры насчитывается 326 специалистов культурно-досуговой деятельности, из них имеют:

Высшее образование -196 чел. (37%);

Средне-специальное - 97 чел. (30%).

С начала этого года число специалистов осталось на том же уровне, в среднем на один предмет приходится по 3 специалиста культурно-досугового направления.

Среди факторов, формирующих дефицит, такие как:

Низкая закрепляемость молодых специалистов

Переход наиболее квалифицированных кадров в другие смежные отрасли

Старение кадрового состава

Низкая заработная плата

Решение проблем в сфере культуры невозможно без решения вопросов кадровой политики.

Народное художественное творчество.

На 01.07.15г. в учреждениях культуры области функционируют 25 формирований самодеятельного народного творчества, в них 276 участников.

По сравнению с 01.01.09 г. формирований сократилось на 8 ед., при этом количество участников не изменилось.

Остановимся более подробно на жанрах и направлениях народного творчества, которые в свою очередь, тоже претерпевают изменения.

На сегодняшний день процентное соотношение жанров народного творчества таково:

21,4% от общего числа составляют хореографические коллективы;

10,1% - театральные коллективы;

6,6 % - фольклорные коллективы;

5,3% - хоровые коллективы;

3,6% - коллективы ИЗО;

1,4 % - оркестровый жанр;

1,3% - коллективы ДПИ;

50,3% - прочие (ВИА, вокальные ансамбль, цирковые студии, кино-фото объединения и д.р.)

Хореографический жанр, сегодня, остается самым популярным в учреждении. (9 коллектива).

Наиболее активно жанр развивается, где работают коллективы со сложившимися традициями, большим количеством участников, хорошей школой.

Развитию этого жанра способствуют областные, зональные конкурсы Областного и Всероссийского конкурса на призы Губернатора Ленинградской области, областной конкурс среди коллективов сельских территорий «Хоровод дружбы».

К сожалению, роль театрального жанра, на сегодняшний день снизилась. Об этом говорит сравнительный анализ последних 4 лет: так, в 2011 году театральных коллективов было 5, а сегодня их - 3.

Но, тем не менее, хочется отметить коллективы, в которых стабильно идёт работа театрального творчества: Ровесник, Театр Жив; они являются обладателем гранта Губернатора, победитель Всероссийского фестиваля «Театральные встречи в провинции». Для поддержки жанра, для выявления новых имен, назрела необходимость в проведении развернутого фестиваля среди взрослых театральных коллективов, который и запланировали на 2017год. кадровый культура проблема творчество

В настоящее время продолжает сохраняться устойчивая тенденция к возрождению, развитию и сохранению традиционной культуры хорового пения, повышению исполнительского уровня артистов.

Хоровой жанр представлен в большей степени участниками старшего поколения, но на протяжении последних лет происходит значительное обновление и омоложение составов коллективов.

Развитию жанра способствуют, ставшие традиционными, областные конкурсы: «Живи, Россия, здравствуй», «Песней жизнь воспеваем» и др.

На сегодняшний день оркестровый жанр представлен - 4 коллективами: 2 духовых оркестра, 3 - оркестра и ансамбля народных инструментов, это на 3 коллектива меньше чем в 2005 году, динамика развития жанра показывает нам ежегодное уменьшение количества коллективов.

Проблема в том, что большинство оркестровых коллективов недостаточно укомплектованы музыкальными инструментами, что влияет на результат деятельности, рост профессионального уровня.

Но при этом хочется отметить, что несмотря на все эти трудности и проблемы, в районе оркестровый жанр живет и процветает.

Как итог активной деятельности и высоких творческих показателей самодеятельных художественных коллективов стали победы на конкурсах Всероссийского и Международного значения

Достойно представили, получив звание Лауреатов, Дипломантов коллективы:

Широкая душа на Всероссийском фестивале-конкурсе «Поет село родное» в г. Кингисепп;

Voice of soul на Междугороднем конкурсе им. Меланина в г.;

Традиционная народная культура.

Одним из приоритетных направлений работы учреждения по-прежнему остается работа по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры.

Успешно развиваются художественные коллективы фольклорного направления. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует развитие и деятельность этнографических, национальных, семейно-бытовых, базовых детских и взрослых фольклорных ансамблей, студий декоративно-прикладного творчества, школ народных ремёсел. В Дк по данным статистики - на 01.07.15 г. насчитывается - 7 базовых фольклорных коллективов с числом участников - 98 человек. Это на 2 коллектива больше в сравнении с показателями 2008 года.

За отчетный период интересными по форме и содержанию прошли праздники зимнего и весенне-летнего календарно-обрядового цикла.

В некоторых районах стало традицией восстанавливать менее известные праздники народного календаря.

Стало доброй традицией проводить праздники народного календаря, фестивали, отражающие специфику национальных семейно-бытовых традиций - традиционную культуру малых народностей,вепсы,корелы. Основные функции по проведению традиционных обрядов, праздников, фестивалей осуществляет ДК Бокситогорского района.

Неотъемлемой частью национальной культуры является народное декоративно-прикладное творчество. Работники культуры продолжают активную деятельность, а основными задачами считают:

Сохранение и поддержку местных самодеятельных мастеров-умельцев;

Сохранение преемственности традиций (видов и жанров ДПТ), промыслов и ремёсел и т.д.

В I-ом полугодии 2015г. было проведено свыше 20 тематических выставок-ярмарок из низ более 3 областного значения, что больше, чем в прошлом году.

Кружков по декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству - 7 с числом участников 56 человек.

Подводя итоги деятельности учреждений культуры нашей области за I полугодие 2015 г. по развитию традиционной национальной культуры, с уверенностью можно сказать, что сегодня в современных условиях развития села восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Фестивали проводятся с целью широкой пропаганды, сохранения и развития семейных народных традиций, вовлечение детей и молодёжи в сферу традиционной культуры, народного творчества, поддержки фольклорного движения в нашей области.

Но давайте не будем ограничиваться проведением только фестивалей и праздников по этому направлению.

«Народный» «образцовый» коллектив самодеятельного народного творчества.

Проведение ежегодных областных смотров-аттестации художественных коллективов на подтверждение и присвоение почётного звания «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» является важным событием в деятельности коллективов самодеятельного художественного творчества.

На 01.07.15г. в учреждениях культуры насчитывается 3 коллектива, которые носят звание «народный», в том числе «образцовый» - 6 коллективов.

Коллективы, носящие почетное звание «народный» (образцовый)» занимают значительное место в культурной жизни города, области. Они осуществляют активную концертную деятельность по культурному обслуживанию населения, имеют высокохудожественный репертуар, обладают хорошим исполнительским мастерством.

В настоящее время предъявляются очень серьезные требования к этим коллективам.

В 2015г. присвоено звание «народный» только 2 самодеятельным художественным коллективам, однако снято звание с 7 коллективов и передано другим коллективам, соответствующим всем требованиям Положения о народных самодеятельных коллективах.

Культурно-досуговая деятельность

Ухудшение социально-экономической обстановки в стране в связи с экономическим кризисом, влечет за собой и ухудшение социально-психологического климата местного населения. В этих условиях особенно важно активизировать социальную направленность учреждений культуры. Учреждение культуры доступны всем независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности.

В городе и районе никогда не угасает активная духовная жизнь благодаря активной работе учреждения культуры. В наших стенах круглый год проводятся концерты, смотры, викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки народных умельцев, не только не забывших старинные ремёсла, но и творчески их развивающих.

За I полугодие 2016 года учреждениями культуры области проведено 750 культурно- досуговых мероприятий, что на 310 больше, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Из общего числа на платной основе проведено 29 культурно- досуговых мероприятия, это на 1 меньше в сравнении с прошлым годом. Посетителей на платных мероприятиях - 3.848. чел., что меньше на 340 чел. в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. В среднем в месяц ДК проводит 11 мероприятий, что больше уровня прошлого года на 2 мероприятия.

Вывод к вышесказанному можно сделать следующий: важным достижением последних лет является то, что в городских и сельских учреждениях культуры разовые мероприятия по организации досуга населения уступают место планомерному программному подходу. Организации досуга населения уделяется должное внимание, и прилагаются все усилия для обеспечения полноценного отдыха и создания условий занятия творчеством.

В условиях возрастающего запроса к количеству и качеству культурно-досуговых мероприятий работники учреждений культуры ищут новые пути, разрабатывают современные формы, направления и методы своей работы, совершенствуя её качество.

В связи с возрастающими требованиями по проведению мероприятий, остро встала задача в необходимости повышения квалификации работников культурно-досуговой сферы и специалистами Центра народного творчества была разработана и запущена по территориям анкета с целью выявления востребованности учебно-методических мероприятий, представляющих профессиональный интерес специалистов различных направлений культурно-досуговой деятельности и жанров народного творчества.

Подводя итоги за I полугодие 2016 года, нужно сказать, что, несмотря на непростую экономическую и сокращение сельских клубов, наблюдается рост общего числа культурно-досуговых мероприятий ДК.

Хочется отметить учреждение культуры, работа остается стабильно ровной. Основная деятельность сегодня направлена на тесное взаимодействие с муниципальными органами управлений культуры городов и районов и оказание методической помощи клубным работникам в решении задач по сохранению и развитию народного творчества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и значение маркетинга в сфере культуры. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра "Синяя птица". Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Общая характеристика клубного учреждения "Нивский сельский Дом культуры". Исследование досуговой деятельности. Организационная среда фирмы: особенности кадровой работы, оснащения и маркетинговой деятельности. Функции и обязанности директора Дома культуры.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2012

    Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Связь PR и культуры как системы норм, традиций и ценностей. Ресурсы PR-технологий и их использование в сфере современного народного художественного творчества. Возможности использования PR и рекламы в продвижении народных художественных промыслов.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Анализ спроса и предложения на специалистов в сфере физической культуры и спорта по видам деятельности и перспектив рынка труда в данной сфере. Выявление количества и качества характеристики подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Исследование целевой аудитории как один из важных компонентов исследовательского этапа процесса разработки и реализации пиар кампании. Анализ имиджа Управления культуры и кино Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2017

    Понятие корпоративной культуры, ее элементы, типология и функции. Оценка эффективности корпоративной культуры на примере компании. Рекомендации по совершенствованию условий и проведению мероприятий, повышающих эффективность корпоративной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2012

    Функции и основные предназначения рекламы в сфере физической культуры и спорта. Виды рекламы, применяемые физкультурно-спортивными организациями. Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в обществе.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2010

    Исследование наиболее перспективных направлений спонсорства в сфере культуры и искусства: финансирование конкретных телевизионных программ и показов художественных фильмов. Деятельность Philip Morris. Подводные камни и риски спонсоров в данной области.

    доклад , добавлен 12.05.2011

    Особенности имиджа организаций в сфере культуры. Событийный маркетинг как средство продвижения Драматического Лицейского театра (ДЛТ). Комплекс маркетинга как средство позиционирования организаций культуры. Направление маркетинга организаций культуры.

Записки путешественников, летописи, воспомина-ния участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукопис-ными и печатными. Они представляют для историка большую ценность . Нет такого исследователя прошло-го, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» — книга, «тека» — хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Изучение источников помогает историкам увидеть, как жили люди в прошлом. Для этого сначала надо со-брать исторические материалы, а затем тщательно проверить их достоверность.

Картинки (фото, рисунки)

  • Хранение документов в архиве
  • Государственный исторический музей. Россия, г. Москва
  • Дом-музей А.П. Чехова. Россия, г. Таганрог
  • Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Россия, близ г. Санкт-Петербурга
  • Национальный музей. Чехия, г. Прага
  • Художественно-исторический музей. Австрия, г. Вена
  • Галерея Уффици. Италия, г. Флоренция
  • Национальная галерея. Великобритания, г. Лондон
  • Дворик Британского музея, г. Лондон
  • Лувр. Франция, г. Париж
  • В зале Лувра
  • Музей под открытым небом. Италия, г. Рим
  • Экспонаты Капитолийского музея. Италия, г. Рим
  • Каирский музей. Египет
  • В зале Каирского музея
  • Летний императорский дворец. Китай, г. Шанхай
  • Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г. Шанхай
  • Национальный музей антропологии. Модель древнего города Теночтитлана, находившегося на месте современного города Мехико. Мексика, г. Мехико
  • Экспонаты национального музея антропологии. Мексика, г. Мехико
  • Национальный музей Республики Тыва. Россия, г. Кызыл
  • Экспонаты Мемориального музея космонавтики. Россия, г. Москва

  • В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Россия, г. Москва
  • Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Россия, г. Москва
  • Государственный музей оружия. Россия, г. Тула
  • В зале Государственного музея оружия
  • Арабский ботанический атлас. XV в. Библиотека Принстонского университета. США
  • Библиотека Британского музея, г. Лондон
  • Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека
  • Служебник. XV в. Британская библиотека
  • Библиотека Хосе Васконселоса. Мексика, г. Мехико
  • Библиотека Страхова монастыря. Чехия, г. Прага
  • Национальная библиотека Франции, г. Париж
  • Библиотека Конгресса США, г. Вашингтон

Страница 1

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

· учреждения федеральной собственности,

· учреждения субъектов РФ,

· учреждения муниципальной собственности,

· частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1. производящие товары и продукты культурного назначения,

2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1. культурное просветительство,

2. художественное творчество,

3. развитие эстетических чувств,

5. развлечение.

Способ хозяйствования:

Рококо в архитектуре
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя...

Церковно-литературные произведения
Культурные традиции Киевской Руси продолжались не только в летописании, но и в других видах письменности, в частности в ораторской, житийной и паломнической прозе. Выдающимся представителем ораторской прозы второй половины ХIII в. был арх...

Как зарождались первые скульптуры
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их...

Рецензенты:

Кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств;

Красилышков Ю.Д., кандидат педагогических наук

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие - 3-е изд. исгтр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

В пособии рассмотрены вопросы сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга. Цель изучаемого курса - овладение умениями и навыками менеджерской деятельности в учреждениях культуры.

© Московский государственный университет культуры и искусств, 2003

В В Е Д Е Н И Е

Цель курса "Деятельность учреждений культуры" - вооружить студентов знаниями, умениями и навыками для овладения менеджерской деятельностью в учреждениях культуры.

Главной задачей данного курса является раскрытие сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга.

Рассмотрение содержания указанного курса следует начать, прежде всего, с анализа научных основ деятельности учреждений культуры. Такой подход предполагает в первую очередь всестороннюю характеристику состояния и тенденций развития деятельности учреждений культуры, их целей, функций и методов.

Специальный раздел посвящен развитию сети учреждений культуры, специфике их деятельности. В содержание курса входит изучение основных направлений деятельности учреждений культуры, анализ которых позволяет раскрыть масштабы возможного.

Процесс развития различных форм культурно-досуговой деятельности сложен и многогранен и зависит от влияния объективных и субъективных факторов. Поэтому специальный раздел учебного курса посвящен анализу средств, форм и методов деятельности учреждения культуры, которые рассматриваются как в теоретическом плане, так и с точки зрения их практического использования. Основная задача раздела - показать, каким образом, посредством каких каналов воздействия реализуются цели, стоящие перед учреждениями культуры.

И наконец, один из разделов учебного курса посвящен поиску путей совершенствования деятельности учреждений культуры, выяснению способов повышения действенности различных форм и методов. Значительное место в учебном

пособии отводится финансированию, учету и отчетности, оплате труда работников, хозяйственной деятельности учреждений культуры, делопроизводству и охране труда.

Для освоения содержания данного курса используются все виды занятий: лекции, семинары, мелкогрупповые и индивидуальные. Все виды занятий строятся как подготовка к практической деятельности студентов в учреждениях культуры

В целях более глубокого закрепления и расширения практических умений и навыков в области организации досуга, выявления и развития творческих интересов и способностей рекомендуется разработать систему последовательного выполнения студентами за весь период обучения цикла индивидуальных и групповых заданий в процессе занятий в аудитории, базовых учреждениях культуры, учебной и производственной практики.

Общее количество времени, отводимое на чтение лекций, может изменяться по мере разработки частных методик, выхода в свет учебного пособия и конкретных задач, решаемых на данном этапе учреждениями культуры России. Особое внимание при изучении данного курса следует уделять межпредметным связям с «Педагогикой», «Психологией», «Социальной психологией», «Управлением» и т.д.

Глава I. ДОСУГ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей

Рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных (нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага - потребительные стоимости, услуги - полезные эффекты труда.

Нематериальные блага и услуги - продукты и эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концерты и т.д.

Социально-культурная сфера - составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.

Отсюда иерархия построения хозяйственной структуры общества с учетом в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: материальное производство - нематериальное производство - социально-культурная сфера - культура.

Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторяемостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой культура оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материальноэкономическая база культуры, а также уровень и масштабы

потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры проявляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.

В России в 1989 г. в сфере культуры было занято свыше миллиона человек, в искусстве - 475 тыс. человек. По данным того же года, насчитывалось 115,2 тыс. массовых библиотек, 100,4 тыс. клубов, 2013 музеев, включая филиалы, 506 профессиональных театров. Анализ этих и других данных свидетельствует о том, что с 1985 г. наметилась тенденция общего сокращения количества библиотек, с 1987 г. сокращается число клубных учреждений. Количество же театров и музеев возрастает. Однако качественный анализ свидетельствует о том, что удельные показатели в расчете на определенное количество жителей с позиций оказания им культурных услуг все время сокращаются.

До начала реформ в России учреждения культуры располагали богатейшим набором средств и способов воздействия на духовный мир человека. Сфера культурного строительства располагала большим организационно сформированным общественным аппаратом, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга населения.

Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрении роли и места учреждений культуры в организации досуга населения5 .

Бесплатное для населения пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, о"ри-

" Триодин В.К Клуб и свободное время. - М. . Профи-дат, 1982. - С. 9-12.

ентация клубных учреждений на развитие культурнопросветительной, пропагандистской, воспитательной и других форм работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породили отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры.

Хотя на самом деле бесплатная по форме (для каждого из нас) деятельность клубов или библиотек не являлась такой по существу. Поскольку и лекции, и деятельность кружков, коллективов художественной самодеятельности, содержание библиотек и музеев - все это требовало немалых затрат различных ресурсов, средства на эти цели общество направляло из той части национального дохода, которая создавалась в виде прибавочного продукта, но недополучаемая в виде заработной платы. Финансовые средства на содержание учреждений культуры и организацию их деятельности направлялись в виде ассигнований из государственного и профсоюзного бюджета. Количество этих средств можно считать адекватным масштабу работ, проводимых учреждениями культуры бесплатно для населения.

Поскольку в условиях бюджетного финансирования средства выделялись в виде аванса до начала деятельности по культурному обслуживанию населения и в основном были направлены на содержание учреждений культуры, они практически не увязаны с конечными результатами. А это означает, что фактическое количество населения, которое было вовлечено в сферу деятельности учреждения культуры, может быть много меньше, чем предусматривалось плановым финансированием.

Вся история деятельности учреждений культуры показывает, что качество и эффективность их деятельности во многом зависят от состояния кадров, их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения.

Однако велика была сменяемость работников культур- но-просветительных учреждений, которая колебалась от 30 до 40 процентов. Из 100 работающих в учреждениях куль-

туры 70% получали заработную плату менее 100 рублей, а средняя зарплата в отрасли в конце 1985 года была чуть более 100 рублей.

Для изменения сложившейся ситуации жизнь диктовала необходимость пойти по пути демонтажа ведомственной принадлежности культурно-просветительных учреждений1 , которая определялась, как правило, балансовой принадлежностью здания или сооружения того или иного учреждения.

Так, из 76 тыс. клубных учреждений более 56 тыс. относились к государственным, т.к. их здания находились на балансе местных органов управления, остальные считались учреждениями различных ведомств (в основном профсоюзными) и соответственно финансировались из разных источников. Источником бюджета государственных учреждений был бюджет местных органов, профсоюзных - профсоюзный бюджет.

Не последнее место в числе факторов размещения принадлежит расстоянию до центров культуры и плотности их размещения. При выборе места размещения крупных объектов культуры недоучет фактора географии и развитости транспорта приводил к большим социально-экономическим потерям. Построив Дом культуры в новом районе крупного города, вдали от магистральных транспортных коммуникаций, можно потерять посетителей. Практически предельным расстоянием является удаленность, равная 40-60 минутам пути. Это означает, что в условиях хороших дорог и развитого транспорта человеку необходимо преодолевать 30-40 км, чтобы побывать в учреждении культуры.

Практически до конца 80-х годов решающее влияние на размещение объектов культуры оказывали социальноэкономические факторы В результате до сих пор в РФ насчитываются тысячи населенных пунктов с численностью

" Базилевич Л.А. Система управления строительством и эксплуатацией культурного центра // Культура: организация, управление, экономика. - СПб., 1992. - С. 85-92.

жителей до 500 человек, которые не имели клубных учреждений, промышленные города с населением свыше 100 тыс человек, не имеющие парков культуры и отдыха.

Весьма объективным является другой экономический фактор - сумма затрат на развитие учреждений культуры. «Развернуть одни учреждения можно при сравнительно малых капитальных затратах либо вовсе без них, приспосабливая старые здания или их часть для этой цели»1 .

На полном государственном обеспечении можно было бы оставить в качестве базовых районные и городские дома культуры, библиотеки и музеи, с последующим преобразованием их в государственные или общественногосударственные региональные центры культуры.

Учитывая это, учреждения культуры должны функционировать в свободное время, ибо полная реализация свободного времени, однако, и невозможна, и нежелательна. Она противоречит тому идеалу досуга, который достаточно прочно сохраняется нашей культурой, - идеалу естественного, органичного, эмоционально-вовлеченного развертывания деятельности. Какие-то части досуга или какие-то аспекты его должны избежать рационализации. В противном случае досуг ничем не будет отличаться от работы. Наряду с тенденцией рационализировать время намечается и усиливается другая, в известной мере противоположная ей тенденция, которую можно назвать «романтизацией» досуга. Романтическая установка на досуг предполагает частичный отказ от его планирования, экономии, уплотнения, объективной оценки качества. Она выступает как установка на максимальную полноту сегодняшнего, сиюминутного существования, которое характерно, например, для жизни в отпуске, на курорте, для праздника, пребывания в театре или кино2 .

1 Галуцкий Г.М. Экономика культуры. - М., 1991. - С. 39.

2 Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга // Социальные культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. - Л., 1982. - С. 23.

Сегодня людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективы межнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д. И все же умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многом и уровень социальной напряженности в обществе определяются не только этими крупномасштабными проблемами, но и тем, как максимально с пользой использовать досуг.

В сфере досуга все вышеуказанные проблемы приобретают особо острый характер, здесь возникают многие процессы, связанные с активной общественной и творческой деятельностью, потреблением ценностей духовной культуры, интеллектуальным и физическим формированием личности. Сегодня, с одной стороны, создаются объективные условия для выбора формы и рационального использования досуга; с другой - понижение платежеспособности населения и стремление обеспечить сносное существование значительно снижают количество культурных контактов в сфере досуга.

Развитие личности непосредственно связано с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатством только тогда, кода он используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциала всего общества.

Одним из существенных критериев выступает духовный потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью.

Реформы экономики предполагают, кроме профессионального отношения к делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиями и средствами производства, высокоэффективной технологией.

Безусловно, наше общество коренным образом изменилось в духовном, нравственном и психологическом плане. Из псевдоединогласного оно превратилось в думающее общество. Реформы в сфере досуга - это информационный взрыв, осуществляемый демократическими средствами. Появилось огромное число зарегистрированных и незарегистрированных газет, журналов, различных изданий, радиостанций, телевизионных трансляторов.

Согласно проведенным социологическим исследованиям, только за последние пять лет сокращение суточного фонда досугового времени за счет сокращения нерациональных затрат времени в сфере быта составило около 1,3 часа на одного человека. Теперь оно составляет в среднем на одного трудящегося в городе 1-2 часа в день, на селе 1,5 часа, или соответственно в неделю 15-25 и 10-15 часов. Это создает объективные трудности для деятельности учреждений культуры в современный период.

Новые общественные организации и деловые круги имеют реальные условия для того, чтобы значительно повысить свою активность в рациональной организации досуга человека, способствуя этим не только восстановлению его работоспособности, но и вхождению в рыночные отношения, новые нравственные принципы.

§ 2. Основные виды проведения досуга

Формирование структуры организации досуга происходит в направлениях, связанных с образованием и самообразованием, активной общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием творческих способностей личности. Все это открывает большие возможности для вовлечения людей в разнообразные виды деятельности.

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения .

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения .

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи . Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически" .

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью .

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях .

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие .

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) .

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное .

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении .

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами .

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения .

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие .

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

Проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

Платные кружки, студии, курсы, "школы";

Услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

Услуги студий звукозаписи;

Спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы .

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие .

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет .

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села . Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте .

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...