Декоративно - прикладное искусство. Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство Что значит прикладное искусство

Искусство изобразительное и декоративно-прикладное

Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск-ва - наскальные рис., металлическая пластика - относятся к периоду первобытно-общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато-сарматский звериный стиль, перм. звериный стиль). Неправомерно искать прямую связь с ними более поздней худ. культуры края. Однако отголоски перм. звериного стиля можно видеть в орнаменте аборигенных народов У. - коми, удмуртов, манси и ханты. Археол. находки позволяют думать, что уже предки коми украшали одежду тканым узором, геометрической вышивкой, традиции к-рых сохранились у коренных народов У. вплоть до наших дней.

У нас., обитавшего в таежной зоне, издавна формировалось высокое мастерство обработки дерева (), начиная от рубки изб и амбаров, увенчанных двускатными кровлями со скульптурными коньками и курицами, кончая домашней утварью из корня и бересты (худ. обработка бересты). Пластическое дарование народов У., раскрывшись еще в языческих идолах, с принятием христианства полно проявилось в перм. деревянной скульптуре XVII-XIX вв., соединившей аборигенные традиции с рус. и западноевроп. влияниями.

С нач. рус. колонизации и христианизации У. сюда попала новгородская, сев. и моск. икона, а с 80-х XIV в.- времени миссионерской деятельности Стефана Пермского - в крае, по-видимому, образовались очаги местного иконописания. Однако пам. того времени не сохранились. Первые иконы, предположительно ур. происхождения, относятся к последней четверти XVI - нач. XVII в., к так называемой Строгановской школе, сформировавшейся в Москве и имевшей провинциальное ответвление.

Ур. икону XVIII-XIX вв., как и икону этого периода России в целом, можно условно разделить на три направления. Первое составляют работы, заказывавшиеся ортодоксальной православной церковью и ориентированные на иск-во Нового времени. Второе - иконопись, создававшаяся преим. для старообрядцев, хотя и не только для них, и осн. на византийской и древнеур. традициях. Третье -иконопись фольклорная, шир. бытовавшая в народе. Последняя, связанная с архаичными пластами иск-ва, мало изменявшаяся во времени, не имела определенных тер. границ. Иконы первого направления более характерны для Прикамья и Зауралья с его адм. и религиозным ц. - Тобольском, определявшим сильные позиции официальной церкви, способствовавшим проникновению украинских вкусов, связанных с киевским происхождением тобольского духовенства. Иконопись второго направления, недавно получившая назв. Невьянской школы, распространилась прежде всего по горноз-дскому У., ставшему оплотом рус. старообрядчества. Она пережила расцвет во второй пол. XVIII - первой пол. XIX в. и сохранила нек-рые стилистические признаки до нач. нынешнего столетия.

На слиянии трех названных направлений возникали промежуточные явления. Так, соединение фольклорной иконы с Невьянской школой образовывало низовой уровень последней, а воздействие той же фольклорной иконы на икону первого направления приводило к созданию примитивов, среди к-рых - массовые мон. иконы, запечатлевшие образы сравнительно недавно канонизированных святых от Симеона Верхотурского до Серафима Саровского.

Ур. иконопись во мн. стала основой изобр. иск-ва края. Несомненно взаимовлияние иконы и старообрядческой книжной миниатюры, воздействие иконописной манеры на роспись по дереву и металлу ( , ), роль иконы в судьбе будущих мастеров станковой живописи, нередко получавших первые уроки худ. грамоты у иконописцев. Специфическая особенность ур. культуры, начавшей складываться в эпоху петровских преобразований, определялась тем, что в ее создании велика заслуга старообрядцев, сочетавших приверженность к патриархальным идеалам с деловитостью, дерзкими порывами мысли, склонностью к изобретательству и техн. усовершенствованиям. Так, рядом с традиционными видами худ. творчества, связанными с крест. бытом, рождалось новое иск-во пром. региона, осн. прежде всего на обработке металла и камня. Это иск-во -результат коллективного труда: замысел столичного, а порой и местного автора проекта соединялся с работой литейщиков, чеканщиков, каменщиков. Мастеров готовили горнозаводские и специальные "знаменовальные" (рисовальные) школы. Среди первых ур. педагогов, овладевших приемами иск-ва Нового времени, М.В.Аврамов (1698-1753). Начиная с последних десятилетий XVIII в. Петерб. Акад. худ. направляла на горные з-ды У. образцы изделий, методические указания, а затем и своих воспитанников. Особую роль в становлении худ. образования на У. сыграли осн. в нач. XIX в. Н.Н.Демидовым Нижне-Тагильская школа живописи и Выйское уч-ще, отчасти продолжившее ее традиции.

Развитие ур. пром. иск-ва определялось как общерос. худ. процессами, так и местными условиями: открытием и разработкой новых минералов, технологией произв. Пережив на определенном этапе расцвет, отд. виды иск-ва отодвигались на второй план или исчезали. Так, орнаментированная чеканкой медная посуда, изготовлявшаяся в XVIII в. на гос. и частных з-дах У., уже в нач. следующего столетия была вытеснена фарфором и фаянсом.

Значительно долговечнее оказалась судьба худ. чугунного литья, к к-рому обратились Каменский, Выйский, Кушвинский, Верх-Исетский, Чермозский, Пожевский, Билимбаевский, Каслинский, Кусинский и др. з-ды. Начав с вып. простейших предметов быта, они перешли к изготовлению арх. деталей, узорных решеток, ставших неотъемлемой ч. облика не только ур. гг., но и Москвы и Петерб., к отливкам круглой скульптуры, а с нач. XIX в. к созданию композиционно сложных монументов и одноврем. камерной пластики. В чугунном литье отразилось стилистическое движение от барокко (Слободской дом Н.Н.Демидова в Москве, аллегорические статуи времен года, автором к-рых, очевидно, был ур. мастер Т.Сизов - 1760-е) к классицизму (ансамбль чугунного литья в имении Н.А.Демидова в Петровском - 1770-е; решетка Поцелуева моста в Петерб. - 1814-16; ограды, мосты и статуи в Кузьминках - 1820-40-е). Успехи чуг.-лит. дела стимулировали развитие на У. в первой трети XIX в. худ. литья из бронзы, к-рое было освоено на Верх-Исетском, Выйском, где это произв. возглавил Ф.Ф.Звездин, и на Златоустовском з-дах. На последнем бронза применялась для оформления эфесов холодного оружия, связанного с еще одной яркой страницей ур. иск-ва -златоустовской гравюрой на стали, признанными мастерами к-рой были И.Н.Бушуев, И.П.Бояршинов и В.И. Южаков.

Всероссийскую и мир. славу У. принесли изделия из мрамора, яшмы, малахита и лазурита (камнерезное иск-во, ювелирное иск-во, Екат. гранильная ф-ка). Основы достижений худ. обработки камня на У. заложили в XVIII - первой половине XIX в. И.И.Сусоров (1721-60), С.С. Ваганов, И.Патрушев (между 1737 и 1742 - ?), М.Колмогоров, И.А.Штейнфельд (Штенфельд, Шенфельд; 1768-69 - 1829), Д.О.Тетенев (1770-1815), В.Е.Коковин (Каковин; 1760-1818), Я.В.Коковин, А.И. Лютин (1814 - ?), Г.Ф.Налимов (1807-77) и др. Камнерезное иск-во развивалось сходными путями с чугунным литьем. От нарезания простых мраморных плит уральцы пришли к оформлению дворцовых интерьеров и изготовлению обелисков, торшеров, ваз и шир. применению рус. и флорентийской мозаик, к созданию рельефов и круглой скульптуры, к сотрудничеству со столичными зодчими А.Ринальди, А.Н.Воронихиным, К.И. Росси, И.И.Гальбергом, А.П.Брюлловым, К.А.Тоном и др. В первые десятилетия XIX в. в ур. камнерезном иск-ве проявились характерные черты высокого классицизма.

Параллельно с худ. обработкой металла и камня на У. зарождались светская графика и живопись. Их путь от ландкарт петровского времени с элементарными изобр. мотивами через рис., подобные иллюстрациям М.С.Кутузова (?-1741) и И.Ушакова к рукописи В.Геннина "Описание ур. и сибирских з-дов", и далее к живописным портретам, пейзажам и жанровым полотнам, начавшим появляться в конце XVIII - первой пол. XIX в. в разл. гг. и пос., в частн., в Прикамье и Нижнем Тагиле (крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья, П.П.Веденецкий, В.Е.Раев).

Отход рус. иск-ва в сер. XIX в. от классицизма и вообще от стилевого единства значительно изменил характер изделий ур. пром. иск-ва. Камнерезное иск-во теряло монументальность форм, а в камерных изделиях при всем техн. мастерстве нередко скатывалось к ремесленничеству. Сходные процессы происходили в златоустовской гравюре на стали. Большинство мет. з-дов отказалось от вып. худ. чугуна. Однако на Каслинском (каслинское художественное литье) и Кусинском именно во второй пол. XIX - нач. XX в. этот вид иск-ва достиг расцвета, обусловленного тесными творческими контактами местных мастеров (В.Ф.Торокин) с изв. отечественными скульпторами, работой по моделям П.К.Клодта, М.Д. Канаева, Р.Н., Н.Р. и Р.Р. Бахов, Н.И.Либериха, Е.А.Лансере, А.Л. Обера. Касли и Куса, несомненно, способствовали популяризации реалистической скульптуры. Одновр. в декоративных произв. ур. чугунного литья рубежа XIX-XX вв. просматривается путь от эклектики к новому стилю - модерну.

Демократизация обществ. отношений расширила возможности поступления уральцев в худ. уч. зав. Петерб., Москвы и зарубежных городов. Ф.А.Бронников, В.П. и П.П. Верещагины, А.А. и П.А.Сведомские, А.И.Корзухин и др. предст. акад. и реалистического направлений, заняв заметное место в истории рус. живописи в целом, не порвали связей с родным краем и оказали значительное влияние на его культуру. Во второй пол. XIX в. худ. жизнь У. не концентрируется вокруг з-дов и их меценатствующих владельцев, а становится результатом деятельности местной интеллигенции. В этой связи заметен вклад изв. рисовальщика, карикатуриста и этнографа М.С.Знаменского (1833-92) в духовную культуру Тобольска, старинного заур. г., где во времена царствования Анны Иоанновны находились в ссылке первые петров-ские пенсионеры-живописцы И.Н. и Р.Н.Никитины (ок. 1680 - после 1742; не ранее 1680-1753). Екатеринбуржцы Н.А.Иванчев (1834 - после 1878), Н.М.Плюснин, А.М.Писарев (1848-1903), В.Г.Казанцев (1849-1902), Н.Н.Клепинин, А.К. Денисов-Уральский, А.А.Шереметевский (1863-1919), Л.Н.Жуков (1873-1933); пермяки А.И.Шанин, А.Н.Зеленин, И.П.Чирков (1877-1920); сарапулец А.П.Беркутов (1851-1901); тюменец Н.В.Кузьмин (1858-1910-е) и др. сочетали творчество либо с преподаванием рисования в гимназиях и реальных уч-щах, либо с худ.-организаторской деятельностью.

Событием в культ. жизни края стало открытие в Екат. Передвижной акад. выставки (1887), к-рая впервые познакомила уральцев с творчеством крупных рус. живописцев XIX в. и неск. экспонатов к-рой стали основой худ. отд. муз. при УОЛЕ (Муз.). Сходной по характеру оказалась выставка в Оренб. (1889). На рубеже XIX-XX вв. в гг. У. проводились первые выставки произв. местных художников. На них нередко экспонировались также работы столичных мастеров из частных собраний. В Екат. было создано Об-во любителей изящных иск-в (1895-1918), в Перми -Об-во любителей живописи, ваяния и зодчества (1909-19). Открытие в 1902 Екат. худ.-пром. школы привлекло на У. талантливых педагогов и худ.: М.Ф.Каменского, В.П.Рупини (1867-1941), А.Н.Парамонова, В.В.Коновалова (1865-1908), В.А. Алмазова (1870 - ?), Т.Э.Залькална и заложило фундамент проф. образования в обл. декоративно-прикладного и изобр. иск-ва. Ур. худ. А.Н.Парамонов, С.И.Яковлев (1862-1930), молодой И.Д.Иванов (Шадр) обратились, особенно в период первой рус. рев., к журнальной, в частности сатирической, графике.

Новые мотивы, пленеристические и декоративные завоевания, характерные для рус. иск-ва конца XIX - нач. XX в., проявились в творчестве таких изв. уроженцев У., как М.В.Нестеров, Л.В.Туржанский,Л.В. Попов, а также в полотнах выпускников Акад. худ. П.С. Евстафьева (1880-1958), сыгравшего в нач. XX в. заметную роль в иск-ве Перми, и В.А.Кузнецова, работавшего в Верхней Салде и Нижнем Тагиле. Затронули У. и веяния авангардного, футуристического иск-ва. Их носителями оказались в Перми В.В.Каменский, организовавший в 1912 выставку произв. близких ему мастеров, а в Башк. Д.Д.Бурлюк, активно участвовавший в выставках Уфимского худ. кружка (1915-17).

Какие бы тяжелые последствия ни несли отечественной культуре порожденные Окт. рев. соц. иллюзии, нельзя отрицать того, что они усилили процессы, начавшиеся в иск-ве ранее, интенсифицировали провинциальную худ. жизнь. Идея монументальной пропаганды захватила на У. и мастеров-самоучек (техник Мотовилихинского з-да В.Е. Гомзиков), и скульпторов-профессионалов (С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов (1889-1920-е), И.А.Камбаров), дала импульс возрождению монументальных форм в камнерезном и чуг.-лит. иск-вах. Оформлением рев. праздников, популяризацией изобр. иск-ва, худ. педагогикой увлекались мастера различных направлений, видов и жанров иск-ва, масштабов дарования. Плодотворной в конце 1910 -нач. 20-х оказалась деятельность П.И.Субботина-Пермяка, Н.М. Гущина (1880-1965), А.В.Каплуна (1887-1974), М.Б.Вериго (1892 - ?), В.А.Оболенского, И.И.Туранского в Перми; А.Н.Парамонова и Л.В.Туржанского в Екат.; Е.Т.Володина(1886 - ?) И.А.Мочалова(1896-1940), И.К. Мрачковского (1889-1930-е), Н.А. Русакова(1888-1941), А.Н.Самохвалова (1897-1964) - однофамильца ленинградского худ., Н.Д.Лебедева (1894-1927), П.С. Дуплицкого(1896-1942) в Челяб.; С.М.Карпова (1890-1929), С.В.Рянгиной (1891-1955), А.Ф. Степанова (1893-1965), Н.В.Кудашева (1889-1966) в Оренб.; М.И.Авилова (1892-1954), И.И.Овешкова (1877-1944), Е.Л.Кропивницкого (1893-1979), К.П.Трофимова (1885-1944), П.А. Россомахина (1886-1956), И.И.Кротова (1897-1945) в Тюмени; П.П.Чукомина(1874-1944) в Тобольске. С середины 1920-х в гг. У. возникли отд. Ассоциации худ. рев. России: в 1925 - в Свердл. (в это отд. вошли также худ. Перми и Шадринска) и в Уфе, в 1926 - в Оренб., в 1928 - в Челяб.; а после 1932 - орг-ции создававшегося Союза худ. СССР: параллельно открывались отд. Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных иск-в ("Всекохудожник"); регулярно проводились выставки местных худ., нек-рых из них приглашали для участия в столичных экспозициях. В 1935 в Свердл., а затем и в др. гг. региона, прошла выставка моск. и ленингр. мастеров "Урало-Кузбасс в живописи". Несмотря на начавшие сказываться методы командно-адм. рук. культурой названные мероприятия содействовали развитию в регионе изобр. иск-ва, укреплению его мат. базы. Характерной для тех лет стала живопись Г.А.Мелентьева, Т.А.Партиной (1893-1963), А.П.Давыдова (1893-1967), М.В.Балагушина (1889-1966), И.Г.Вандышева (1891-1964), А.М.Сосновского (1902-87), Е.А.Техменова (1866-1934), скульптура И.А. Камбарова, И.И.Трембовлера (1890-1943), Т.В.Руденко-Щелкан (1892-1984). Мн. худ. искренне увлекались новой сюжетикой (рев., гражд. война, трудовые будни), однако недостаток мастерства, опыта в работе над "тематической" композицией, ложность идеи порой приводили к творческим неудачам. Художественно цельнее оказались в 1920-30-е менее идеологизированные работы уральцев, прежде всего лирические пейзажи, к-рые, наряду с Л.В.Туржанским, писали К.М.Голиков (1867-1933), И.К.Слюсарев, А.М.Минеев (1902-1971), Н.С.Сазонов (1895-1972), С.А.Михайлов, А.П.Митинский (1905-70), В.П.Барашев (1905-70) и др. Заметных успехов достигли худ. в станковой и книжной графике: А.Ф.Узких (1889-1953), А.А.Жуков (1901-78), В.А.Баталов (1889-1971), Г.Я.Соловьев (1897 - ?), Д.Ф.Фехнер (1897-1973), А.С.Пруцких (1901-1977), А.П.Сабуров (1905-83), А.А.Кудрин (1893-1959) и в театрально-декорационном иск-ве: А.В.Дубровин (1889-1975), И.М.Вахонин (1887-1965); А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.Л.Талалай (род. 1908), И.П. .Котовщиков (род. 1905).

Первые десятилетия XX в. в худ. культуре У. ознаменованы еще одним значительным явлением - зарождением и развитием проф. изобр. иск-ва у народов, к-рые ранее его не имели. В Башк. этот процесс связан с им. К.С.Давлеткильдеева, А.Э.Тюлькина, М.Н.Елгаштиной (1873-1966) и др. Среди воспитанников худ. мастерских Ленингр. ин-та народов С. в 1930-е были и предст. Приполярного и Заполярного У. ( К.Натускин, ненец К.Л.Панков и др.)

ВОВ изменила привычные формы худ. жизни. На первый план выдвинулись плакат, ж. и газ. графика: Г.В.Ляхин (1903-81), И.И.Россик (1909-87) и др. Мн. ур. худ. ушли на фр., их натурные зарисовки легли в осн. произв. о войне. В эвакуации на У. оказались изв. мастера с Украины, из Прибалтики, Москвы, Ленинграда: Ю.Р.Бершадский, В.Н.Костецкий (1905-68), М.М.Черемных (1890-1962), Б.В.Иогансон (1893-73), Г.Г. Ряжский (1895-1952), В.М. Орешников (1904-87), Ю.А.Васнецов (1900-73), С.Д.Меркуров (1881- 1952), З.М.Виленский (1899-84) и др. Работа рядом с ними оказала положительное влияние на местных худ., что проявилось на уральских межобласт-ных выставках "У. в изобразительном искусстве" ( , 1943) и "У. - кузница оружия" (Свердл., 1944).

С окончанием войны жизнь иск-ва вошла в мирное русло. Возникли новые орг-ции Союза худ. в Тюмени, Кургане (1957). Заканчивали прерванную войной учебу возвратившиеся с фр. худ. Наряду с мн. из ранее упомянутых лицо ур. иск-ва второй пол. 40-50-х определяли живописцы В.С.Зинов (1908-91), А.Ф.Бурак (1921-1997), В.И.Игошев (род. 1921), В.Ф.Илюшин, О.Е. Бе-рнгард (1909-98), А.А.Заусаев (1920-1981), Н.Г.Чесноков (род. 1915), Б.М.Витомский (1918-75), И.Н.Нестеров (род. 1922), Б.В.Волков (1918-79), Г.П.Гаев, В.А.Неясов (1926-1984), П.С.Бортнов (род. 1918), М.Г.Газизова (род. 1918), П.А.Оборин (род. 1917); скульпторы Г.В.Петрова (1899-1986), Г.А.Петин (1909-1947), А.А.Анисимов (1910-1995), М.П.Крамской (род. 1917), П.А.Сажин (1919-1999); мастера станковой и книжной графики Л.А. Эппле (1900-80), Е.В.Гилева (1907-2000), М.И.Ткачев (род. 1913), Б.А. Семенов (1917-91), В.Н.Челинцева (1906-81), О.Д.Коровин (род. 1915), В.Ф.Васильев (1923-86); театрально-декорационного искусства: Н.С.Ломоносов (1903-95), Н.В.Ситников, М.С.Улановский (1912-1982), С.Н.Александров (1907-82). Тематика ур. худ. в послевоенный период стала разнообразнее, в целом возросло их мастерство. Однако диктат идеологии тоталитарного гос-ва и односторонняя ориентация на традиции реализма второй пол. XIX в., их поверхностное восприятие сковывали творческие поиски, ограничивали духовные горизонты.

В конце 50-х - нач. 60-х на У. вернулись мн. выпускники ленингр. и моск. худ. вузов. Вместе с окончившими ур. училища они составили плеяду мастеров нового поколения. Это живописцы Е.И.Гудин, Г.С.Мосин, И.И.Симонов (род. 1927), М.Ш. Брусиловский (род. 1931), В.З.Беляев (род. 1926), Ю.И.Истратов (род. 1928), Н.Г.Засыпкин (1921-89), В.Я.Бушуев (род. 1934), Л.М. Сгибнева (род. 1933), Н.В.Костина (род. 1934), Е.Н.Широков (род. 1931), А.И.Репин (род. 1925), А.Н. Тумбасов (род. 1921), И.С.Борисов (1925-95), Т.Е.Коваленко (род. 1930), Р.И.Габриэлян (род. 1926), Н.П.Ерышев (род. 1936), В.Т.Ни (1934-79), Н.А.Годин (род. 1930), О.П.Шруб (род. 1924), А.И.Мурычев (1918-86), Г.С.Бочанов (род. 1922), В.П.Овчаров (род. 1928), А.П.Холмогоров (1925-87), П.С.Семенов (род. 1934), В.Ф.Мальцев (род. 1929); графики В.М.Волович (род. 1928), Г.И.Кетов (род. 1922), С.С. Киприн (1930-86), А.А.Казанцев (род. 1928), Л.П.Вейберт (род. 1925), В.А.Новиченко (род. 1927), М.В.Дистергефт (род. 1921), А.П.Зырянов (род. 1928), Л.Ф.Полстовалова (1929-93), Е.К.Кошелев (род. 1929); скульпторы В.М.Друзин, В.С.Зайков (род. 1924), В.Е.Егоров, Б.Д.Фудзеев (род. 1923), Л.Н.Головницкий, Э.Э.Головницкая (род. 1931), А.П. Суленев (род. 1929), В.А.Авакян (род. 1931), Н.Г.Петина (род. 1932), В.М.Белов (род. 1928), В.Н.Мурашов (род. 1935). Характерный для этих лет "суровый стиль" с его монументализмом и экспрессивностью оказался органичен для пром. края и удерживался здесь сравнительно долго. Ур. худ. не хотелось расставаться с романтической мечтой о подлинно гражданственном, неконформистском иск-ве. Идеалом для нек-рых из них стал Э.И.Неизвестный, еще в нач. 50-х создавший в Свердл. первые скульптуры.

Яркое явление в иск-ве 60-х - башк. школа живописи: А.Х.Ситдикова (род. 1913), Р.М.Нурмухаметов, А.Ф.Лутфуллин, Б.Ф.Домашников (род. 1924), А.Д.Бурзянцев (род. 1928), А.В.Пантелеев (род. 1932). В этот же период формировалось творчество Г.С.Райшева (род. 1933), к-рому в дальнейшем удалось слить худ. традиции народов С. с завоеваниями европ. иск-ва ХХ в.

В 60-е внутри Союза худ. СССР был создан Союз худ. РФ, в составе к-рого оказались худ. орг-ции обл. и автономных респ., объединенные в тер. зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В ур. зоне, вкл. Свердл., Перм., Челяб., Оренб., Тюменскую, Кург. обл. и Башк. (Удмуртия отошла к зоне "Большая Волга"), с 1964 по 1985 прошло шесть выставок "У. социалистический". Будучи порождением командно-адм. системы, эти выставки между тем сыграли определенную положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные худ. силы, сделав изв. мн. имена. С конца 50-х уральцы регулярно участвовали в респ., всесоюзных и междунар. выставках. В 1971 в Москве состоялась выставка худ. У., Сибири и Дальнего Востока. Групповые и персональные выставки уральцев были проведены в разл. гг. страны и за рубежом. Наряду со станковым, признание получило ур. монументально-декоративное и театрально-декорационное иск-во, книжная графика, возрождающиеся старые и появившиеся новые виды декоративно-прикладного иск-ва, искусствознание.

Вслед за шестидесятниками в иск-во региона входят новые поколения: свердловчане Г.С.Метелев (род. 1938), А.И.Бурлаков (1940-1999), В.А.Чурсин (род. 1938), Н.И. Золотухин (род. 1937), Н.П.Казанцева (род. 1937), С.В.Тарасова (род. 1945), В.А.Степанов (род. 1941), Е.В.Арбенев (род. 1942), А.А.Алексеев (род. 1952), А.В.Золотухин, (род. 1946), А.А.Калашников (род. 1947), В.Д.Сысков (род. 1943), Ю.Н.Филоненко (род. 1947), М.П.Сажаев (род. 1948), В.И.Реутов (род. 1945), З.Г.Галеев (род. 1948), З.А.Малинина (род. 1936), Ю.С.Устинов (род. 1954), А.Г.Антонов (род. 1944), О.Н.Мудрова (род. 1945), Л.И.Кружалова (род. 1946), В.Г.Жуков (род. 1941), Н.Д.Федореев (1943-96), Л.В.Пузаков (род. 1946), А.А.Лысяков (род. 1946); нижнетагильцы Л.И.Перевалов (род. 1937), В.Н.Наседкин (род. 1954), Т.В.Баданина (род. 1955), Е.А.Бортников (род. 1952), А.А.Штро (род. 1953), С.В.Брюханов (род. 1959); пермяки С.Э.Ковалев (род. 1935), М.В.Тарасова (род. 1933), И.В.Лаврова (род. 1944); челябинцы А.П.Кудрявцев (род. 1938), Н.В.Фокин (род. 1940), В.В.Качалов (род. 1946), П.П.Ходаев (род. 1946), З.Н.Латфулин (род. 1947), Е.А.Щетинкина (род. 1950); оренбуржцы Ю.П.Григорьев (род. 1937), Г.А.Глахтеев (род. 1939), Ю.А.Рысухин (род. 1947), В.В.Газукин (род. 1951), О.В.Окунева (род. 1959); курганцы А.М.Петухов, Г.А. Травников (род. 1937), Н.А.Годин (род. 1930); уфимцы И.К. Газизулин (род. 1946), Д.Н.Ишенгулов (род. 1943), Н.А.Пахомов (род. 1937); ижевцы С.Н.Виноградов (род.1936), В.Б.Кононов (род. 1941), П.В.Елкин (род. 1946), А.Е.Ложкин (род. 1936), В.А.Цибульник (род. 1942), А.Е.Аникин (род. 1947); тюменцы А.С.Новик (род. 1949), Г.А.Юринок (род. 1949), Г.П.Вострецов (род. 1948) и др. Мн. из этих худ. проявили себя в неск. видах творчества, обращались к разл. материалам и техникам. Поднимая острые соц. и экологические проблемы худ. нередко пользовались языком притч и иносказаний. Параллельно с официально признанным иск-вом начал формироваться андеграунд. Его лидерами в Свердл. еще во второй пол. 60-х оказались В.Ф.Дьяченко (род. 1939) и А.А.Таршис (псевд. Ры - Никонова; род. 1942) - концептуалисты т. н. "уктусской школы", в следующие десятилетия наиб. заметными фигурами стали В.Ф.Гаврилов (1948-82) и Е.М.Малахин (псевд. Б.У.Кашкин; род. 1938); в Уфе представления об андеграунде связано с именем М.А.Назарова (род. 1927), позже одного из орг-ров группы "Сары бия" ("Желтая лошадь").

С нач. перестройки и далее в постсов. период перед иск-вом У., как и страны в целом, открываются немыслимые ранее возможности, духовные горизонты, но и возникают новые трудности: прежние формы орг-ции худ. жизни разрушаются, новые еще только складываются: особые задачи встают перед худ. школой, призванной сохранить и развить традиции высокого профессионализма. Альтернативу официального и неофициального иск-ва сменила не менее жесткая: коммерческого и некоммерческого. Последнее переживает сложный период содержательных и формальных поисков.

Лит.: Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959; Павловский Б.В. Художники Свердловска. Л., 1960; Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь. 1968; Изобразительное искусство Башкирской АССР: Альбом / Сост. Г.С.Кушнеровская. М., 1974; Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии: Библиографический справочник. Ижевск, 1974; Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975; Поляк А.И. Художники Удмуртии. Л., 1976; Байнов Л.П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979; Художники Советской Башкирии: Справочник / Автор-составитель Э.П.Фенина. Уфа, 1979; Художники Перми: Сб. очерков / Сост. Н.В.Казаринова. Пермь, 1981; Художники Оренбургской области: Библиографический указатель литературы / Сост. Е.В.Гинтер. Оренбург, 1982; Художники Зауралья: Справочник-путеводитель / Автор-составитель А.Д. Львов. Курган, 1985; Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985; Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии: Справочник. Устинов, 1986; История остается с нами: Альбом репродукций произведений художников Удмуртии / Автор-составитель А.И.Поляк. Ижевск, 1988; Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987; Авангардные направления в советском искусстве: история и современность. Сб. статей / Составитель и научный редактор И.Болотов. Екатеринбург, 1993; Художественный металл Урала XVIII-XX вв.: Материалы конференции. Екатеринбург, 1993; Егорова А.И., Максяшин А.С. Художники-педагоги Урала XVIII- начала XX в.: Словарь. Екатеринбург, 1994; Художники Тюмени: Юбилейный альбом / Авторы статей А.А.Валов, Н.И. Сезева, Н.Н.Шайхтдинова. Сост. биографических справок Н.И.Сезева. Тюмень, 1994; Новое искусство Тюмени / Составители Г.В.Вершинин, С.М.Перепелкин. Вступительная статья Г.В.Вершинина. Екатеринбург, 1996; Челябинская организация СХ России: Справочник. 1936-1991/Авт.-сост. О.А.Кудзоев. Челябинск, 1996; Семь екатеринбургских художников. Альбом. Екатеринбург, 1999; Чесноков Н.Г. Претворенная в жизнь мечта. Екатеринбург, 2000.

Голынец Г.В., Голынец С.В.


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

Который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель , художественное стекло, фарфор , фаянс , ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика , текстиль , дерево), по технике выполнения (резьба , роспись, вышивка , набойка , литьё , чеканка , и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

«Трельяж», дизайн для обоев (1862)

Виды декоративно-прикладного искусства [ | ]

  • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства .
  • Валяние - создание скульптур, аксессуаров и композиций из натуральной шерсти. В зависимости от применяемой техники различают сухое и мокрое валяние. Техника основана на уникальном свойстве шерсти сваливаться - образовывать войлок .
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
  • - один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
  • Картины из соломки.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка , скульптура , - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Плетение - способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
  • Поделки из спичек и палочек.
  • Роспись:
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Топиар - искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.

ДПИ – самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. К нему относятся: мебель, утварь, одежда – мир вещей, которыми пользуется человек в быту. ДПИ создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное – это искусство организует общение людей, строит их отношения.

ДПИ – огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло.

Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.

Образному языку ДПИ свойственны обобщенность и плоскостность изображений, художественная условность, орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности. Они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Чтобы разобраться в понятии ДПИ, нужно, прежде всего, найти основное отличие между ДПИ и другими областями творческой деятельности человека. Композиторы, писатели, живописцы, создавая свои произведения, основное содержание передают в конкретно-чувственных художественных образах, рождающихся на основе жизненных наблюдений. Композитор свое представление о мире, чувства и мысли, взволновавшие его, передает при помощи звуков; писатель – словами, живописец – красками на холсте.

Художник может выразить в своем произведении то, что ему показалось значительным и интересным. Поэтому живопись, графика, скульптура отнесены к области изобразительного искусства. Художественный образ в нем строится на основе изображения действительности. Создатель произведений ДПИ этой возможности лишен. Он не изображает увиденное в жизни, а создает предметы, которых еще никто не видел. В этом существенное отличие прикладного искусства от других областей художественного творчества.

Природа ДПИ не изобразительна. Прикладное искусство развивается по определенным правилам и имеет свои принципы построения художественного образа. Эти принципы вырабатывались тысячелетиями, т.к. ДПИ – одно из самых древних (возникновение его относится к эпохе Верхнего палеолита к 40-20-м тысячелетиям до н.э.)

Принципы ДПИ:

  1. целесообразности, или утилитарности. Перед художником-прикладником стоит задача создавать предметы, которыми было бы удобно пользоваться.
  2. художественности, красоты вещи. Только художественно выполненная мебель, утварь, одежда может быть отнесена к области искусства. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты. Этот союз в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале.

Художники прикладного искусства всегда ценили материал, старались показать его декоративные возможности. Никогда не подделывали его под драгоценный камень или золото. ДПИ является и средством эстетического выражения социальных отношений, идеалами того или иного класса. Богатая история этого вида искусства дает возможность проследить его классовый характер.

Раскопки английского ученого Картера в долине царей в Египте в 1922 г. Дали много интересных материалов о быте, идеологии, искусстве Египта 14 в. до н.э. Ученый обнаружил гробницу фараона Тутанхамона, не расхищенную грабителями и сохранившуюся в первоначальном виде.

Экспедиция обнаружила изделия из золота, кости, стекла, украшенные драгоценными камнями и отличавшиеся высокими художественными достоинствами. В большинстве предметов изображен Тутанхамон. Интересен характер изображений. Почти всю плоскость занимает фигура фараона, а по сторонам в несколько ярусов помещены фигурки воинов и рабов. Этим подчеркивали превосходство фараона над окружающими.

Не менее ярким примером классовой направленности может служить ДПИ периода феодализма и образования абсолютистских государств. Дворянству и церкви было необходимо искусство, которое могло бы убедить подданных в богатстве и могуществе короля.

В России особой роскошью отличался быт русского двора в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II . Загородные резиденции, Царское Село и Петергоф поражают пышностью и великолепием убранства и являются подлинными сокровищницами ДПИ.

Создателями всего этого великолепия были замечательные русские мастера Петербурга, Москвы и других городов России. Содружество художников разных профессий и мастеров-исполнителей было плодотворным для русского ДПИ 18 и второй половины 19 веков. Это было время наивысшего расцвета всех видов прикладного искусства.

В период развития капитализма новый господствующий класс буржуазия, позаимствовав чисто внешние формы воздействия на массы, пышность, забыл об ансамбле, его внутренней логике и красоте. В особняки попадали самые дорогие и уникальные вещи, но они не представляют ансамбля, т.к. нарушен принцип красоты и целесообразности. Безвкусица, проникшая в богатые особняки буржуа, распространялась повсеместно. Стремление к созданию внешнего великолепия приводит к подделке. В период капитализма перестают ценить материал.

В конце 19 в. подделывают фарфор под малахит, обыкновенный металл – под золото, стекло – под драгоценные камни. Вытеснив ручное производство промышленность не смогла дать взамен подлинно красивых вещей, и в конце 19 века ДПИ Западной Европы и России находится в состоянии глубокого кризиса. Рынок был наводнен предметами, рассчитанными на самый низкий вкус, характер промышленного производства предметов быта, мебели, одежды требовал творческой мысли художников, способных создавать подлинные произведения ДПИ при большом тиражировании вещи. Эту задачу предстояло решить художникам 20 века.

Предметы ДПИ можно разделить на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними:

  1. Такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.
  2. Предметы преимущественно декоративного назначения, допускающие гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.

К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые живут в архитектурной среде, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.

Особенности композиции ДПИ во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.

Дерево с древнейших времен используется в ДПИ, но вошло оно в жизнь человека прежде всего как строительный материал.

Древесина обладает удивительными свойствами. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Упругость и вязкость дерева хорошо удерживают гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делает его водонепроницаемым.

В конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию – утилитарную и эстетическую (резьба). Бревенчатые кронштейны, поддерживающие свес крыши над фронтоном, имеют конструктивно-логичную форму упругого силуэта, раскрывающую тяжесть несомой нагрузки.

Особенность композиционно-художественного оформления предмета через его конструкцию и материал наглядно проявляется и в мебели.

В конструктивно-декоративном решении изделий из дерева используются различные композиционные приемы. Например, композиция росписи или резьбы на дверце шкафа, как правило, симметрична с ясно выраженным центром и периферией. На предметах, сделанных из одного куска дерева, композиция росписи или неглубокой резьбы может подчеркивать целостность формы, связь конструкции и декора.

Текстура, цвет, фактура – эти свойства дерева можно назвать в полной мере художественными, значит – влияющими на композиционное решение. Вместе с тем художественные качества дерева, связанные с природным происхождением, во многом зависят от характера распила. Так, распил к центру кряжа по радиусу или диаметру дает спокойный рисунок годичных слоев. Распил по хорде выявляет более сложную конфигурацию текстуры. Совершенно неожиданные рисунки образуют полуторцовые и торцовые срезы.

Рисунок текстуры и цвет древесины можно усилить или ослабить с помощью различных протрав, красителей, лаков и других способов отделки.

Композиция декоративной скульптуры должна вписываться в натуральный кусок дерева целиком, без приклейки деталей, нарушающих ритмический узор годовых колец. В декоративной скульптуре действует закон цельности.

Керамика позволяет свободнее распоряжаться лепкой, детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения. Закономерности же композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах.

Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.

В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким.

В ажурной резьбе по кости не рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию, противоречат закону цельности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа.

Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле, в изготовлении всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металла, как и дерева, является его цвет. При создании произведений ДПИ металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом м др.

В художественной обработке металла действует главная закономерность ДПИ – согласованность эстетического с утилитарным.

Искусство стекла , будучи одним из видов ДПИ, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Радикальное обновление композиционных форм – не частое явление в искусстве стекла. И это связано со сложностью технологии производства стекла.

Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу представляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические и бытовые сюжеты, сказка, былина, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится на законах композиции, общих для изобразительного искусства.

Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с эти компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. Исходя из особенностей формы расписываемого предмета, применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы миниатюры, как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает цельность композиции.

В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.

Палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия из папье-маше. Однако закон цельности при этом сохраняется: существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение жизни во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блика, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.

Мстерская миниатюра напротив представляет собой композиционно цельное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента.

В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в Палехе. Но мастера Холуя на пользуются широко известной палешанской золотой шраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактованный более декоративно, с контрастами света и тени.

Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображением цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм.

Цельность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси изображения, а также приемом вращения подноса в процессе росписи.

Особенностью композиции жостовской росписи является также наличие ажурного орнамента в елочку, который идет по борту подноса. Этот элемент замыкает художественное оформление подноса и приводит композицию к цельности.

Композиционные особенности вышивки и кружева как видов ДПИ связаны прежде всего с материально-техническими средствами воплощения замысла художника. Нитки, как и ткани, могут быть льняными, х/б, шерстяными и шелковыми, с добавлением синтетических материалов; в вышивке также используются золотые и серебряный нити, драгоценные камни, бисер, стеклярус и пр. все эти материалы имеют свою структуру.

Характер рисунка и всей композиции зависит от структуры тканей в вышивке, в кружевах – от качества нитей, а если кружева накладываются на ткань, то и от структуры и качества ткани. Широко распространены вышивка крестом, гладью, петельным, стебельчатым, ажурным швом, их комбинациями.

Ковры и декоративные печатные ткани (набойка) имеют также богатые традиции.

Композиция узора на коврах зависит от структуры основы и нитей, а также от формата (как и вышивка). Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размеров, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета или тона в другой, тем самым композиция набойки расширяет свои возможности средствами светотени.

Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, то есть многократным, повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, избегая крикливо цветастых, нестройно звучащих красок.

Темы рефератов:

  1. Урало-сибирская роспись
  2. Городецкая роспись
  3. Хохломская роспись
  4. Гжель
  5. Дымковская игрушка
  6. Керамика
  7. Резьба. Богородская игрушка
  8. Ковка. Чеканка. Литье
  9. Лозоплетение
  10. Мозаика
  11. История костюма.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...