Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста "пернатые друзья". Викторина "Летят перелётные птицы" (старший дошкольный возраст)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 общеразвивающего вида»

Конспект викторины

(старший дошкольный возраст)

«Птицы – наши друзья»

Составитель воспитатель

Цель: Продолжить формирование знаний детей о птицах.

Задача: Углублять знания детей о птицах и их особенностях. Расширять кругозор детей. Развивать внимание, речь. Воспитывать любовь к птицам, формировать заботливое отношение к пернатым.

Методические приемы : беседа, вопросы, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», чтение стихотворений, сюрпризный момент, «Птицы перелетные», игра – эстафета «Построй гнездо», игровые задания «Фотоаппарат», «Сказочная птица», «Вопрос - ответ», инсценировка стихотворения, использование презентаций и видеороликов.

Материал: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, наборы карточек «Птицы», маски птиц, одноразовые ложки, ватные шарики, половинки мячей, магнитные геометрические фигуры, картинки птиц, большой лист бумаги с маленьким отверстием, медали, шишка с конфетами.

Предварительная работа : чтение и рассматривание иллюстраций птиц в энциклопедиях, познавательной литературе, наблюдения в природе за птицами, беседы, просмотр мультфильма «Высокая горка».

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие..

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день, а праздничный. Как вы думаете, какой сегодня праздник?

Дети: День птиц.

Педагог: Правильно. Наше занятие сегодня пройдет в форме праздничной викторины посвященной птицам. Давайте познакомимся с командами.

(дети озвучивают названия команд «Приветствие»).

Все птицы покрыты перьями, пухом,

У каждой две лапки, у каждой по клюву.

Крылья даны им для полета,

Но страусам, курам летать неохота.

Есть птицы домашние, дикие птицы.

Одни строят гнезда поближе к водице.

Другие гнездятся высоко в ветвях,

У третьих домишко висит в камышах,

Четвертые прячут в высокой траве,

Пятые гнездышко крепят к скале,

Иль строят жилище в горах высоко.

И чтобы найти для птенцов пропитанье,

Все птицы летают порой далеко.

Всех птиц не назвать, много их на планете,

Без них было б скучно нам жить на планете.

Педагог: Сейчас я хочу показать вам видеоролик о весеннем лесе и его пернатых обитателях.

http://www. /watch? v=4mPlXodz8OQ («Пробуждение весны. Пение птиц в весеннем лесу»)

Каких птиц вы сейчас слышите, видите? (птиц). Как звучит их пение? (звонко, весело). Интересно, чему радуются птицы? (приходу весны).

Весной в лесу много различных звуков: пение птиц, шум ветра, звон ручейков. Птиц весной в лесу очень много, потому что многие из них уже вернулись с юга.

Итак, мы начинаем нашу викторину. За каждое выполненное конкурсное задание команды будут получать жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов побеждает.

1 задание: игровое задание «Птицы перелетные».

(Каждая команда из представленных наборов карточек с изображением птиц выбирает перелетных. Команда, давшая больше правильных ответов получает жетон).

Педагог: Вернулись птицы с юга и устраивают места для вывода птенцов, вьют гнезда. Внимание на экран.

http://www. /rechrebenka/ss-41530194 («Птичьи гнезда»)

2 задание: Эстафета «Построй гнездо»

(Детям предлагаются заготовка гнезда (половинка резинового мяча), ложки, ватные шарики. Необходимо перенести ватные шарики с помощью одноразовой ложки в «гнездо». Побеждает команда, первая выполнившая задание).

Педагог: Интересно, хорошо ли жилось перелетным птицам в теплых странах?

(инсценировка стихотворения).

1 ребенок:

Мы ребята дошколята

Приглашаем все пернатых.

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим. Очень, очень.

(выходят дети в масках)

Расскажите птицы,

Где вы побывали?

Что вы повидали?

Ребенок в маске грача:

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы.

Там на пальмах растут бананы.

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Ребенок в маске скворца:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

В жарких странах живет много птиц: большие и маленькие, яркие, с большим клювом и с маленьким, длинным хвостом и коротким. Внимание на экран.

http://www. /watch? v=cR8nOdpBwFs («Самые красивые птицы в мире»)

3 задание: «Сказочная птица»

(детям предлагается пофантазировать и из предложенных геометрических фигур составить фантастическую птицу, придумать ей название).

(Стук в дверь. Входит фотоохотник).

Фотоохотник: Здравствуйте. Я правильно пришел? Здесь ребята считают себя друзьями птиц?

Педагог: Да, мы друзья птиц, а кто вы и почему у вас ружье?

Фотоохотник: Это ружье необычное. Из него не стреляют, а ведут наблюдение и фотографируют. Я фотоохотник. Я выискиваю интересные моменты из жизни животных и растений. Это необходимо, чтобы люди научились видеть красоту, любить и защищать природу. Специально для вас я приготовил интересные задания. Через небольшое отверстие (фотоаппарата) попробуйте узнать и назвать птицу.

4 задание: Игровое задание «Фотоаппарат».

(На картинку птицы кладется большой лист бумаги с небольшим отверстием. Дети двигают его по картинке, пытаясь угадать птицу).

Фотоохотник: Молодцы. Вы очень внимательные. А много ли вы знаете птиц, обитающих на нашей планете?

5 задание: «Кто больше птиц назовет»

Педагог: Наши ребята знают не только как называются птицы, но и знают о них много интересного.

Фотоохотник: А это мы сейчас проверим.

6 задание: «Вопрос - ответ»

Ø Чем покрыто тело птицы?

Ø Какая птица не умеет летать?

Ø Где и из чего строит гнездо ласточка?

Ø Какая птица является вестником весны?

Ø Какая птица охотится ночью?

Ø Какая птица подкладывает яйца в гнезда другим птицам?

Ø Какую птицу можно назвать всеядной?

Ø Какая птица выводит птенцов зимой?

(Подведение итогов. Награждение победителей медалями).

Фотоохотник: За ваши замечательные знания я приготовил вам лесные гостинцы.

(фотоохотник дарит детям шишку, внутри конфеты).

Фотоохотник: Мне пора. А вам я оставляют свой наказ:

Гнезда вы не разоряйте,

Птичек вы не обижайте!

Зимой птицам помогайте

И природу охраняйте!

Педагог: На этом наша викторина закончена. Спасибо.

Цели и задачи:

Познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием;

Обобщить и расширить знания детей о птицах;

Прививать любовь к родному краю, его природе.

Помочь детям найти время для общения друг с другом;

Сделать жизнь детей яркой и интересной.

Оборудование: электронная презентация «Международный день птиц», жетоны (звёзды), медали, призы.

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило,

Ручейки на улице все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают и летят, и летят...

Расцвели подснежники да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди.

А землица-матушка, уроди, уроди.

Ребята! А какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущая: Правильно, весна. И именно весной мы проводим викторину, посвящённую нашим друзьям… А вот каким отгадайте:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, потому что именно 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Дальнего Востока. Здесь, у нас, гнездится до 100 видов (часто редчайших) птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни и яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых и мышей, разносят семена.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(Дети называют зимующих и перелётных птиц Дальнего Востока.)

Ведущая: Чем отличаются птицы от других животных?

Просмотр клипа-песни «Птички».

Ведущая: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур

Ведущая: Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится, –

Не орел, – а все же птица!

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, его боюсь.

Кто это? … (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!»

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Снегирь)

Эта птица

Зовется … (Синица)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут.

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

Ведущая: Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

Вопросы викторины:

Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)

Кого называют лесным доктором? (Дятла.)

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)

Самая крупная из ночных хищных птиц Дальнего Востока? (Рыбный филин.)

Подводятся итоги первого тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Пауза для отдыха.

Проводится подвижная игра «Птицы».

Дети разбиваются на две команды. Одна команда будет «воробьями», а другая – «воронами».

Прежде чем начать игру, ведущий договаривается с детьми, что будет делать каждая из команд. Например, «воробьи» будут приседать на корточки, а «вороны» будут запрыгивать на скамейку.

Игра начинается, ведущий командует, медленно произнося первые два слога: «Вороны»! Дети из команды «ворон» должны безошибочно выполнить свое задание. И наоборот. При этом совсем не обязательно, что ведущий будет чередовать свои команды с последовательностью, он может и два раза подряд выкрикнуть одно и то же слово.

Суть игры в том, что и слово «воробьи» и слово «вороны» имеют одинаковые первые два слога, поэтому детям легко сбиться с толку.

Тот из игроков, кто ошибается, – выбывает из игры. Таким образом, участников становиться все меньше и меньше. Пока не остается один, который и становится победителем.

«Продолжи предложение, найди причину»

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что… (собираются выводить птенцов).

Зимой погибло много птиц, потому что… (была холодная зима).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Птица чёрный журавль занесена в Красную книгу, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Дидактическая игра “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Подводятся итоги второго тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Вопросы викторины:

Назовите заповедник, расположенный в Еврейском автономном округе, в Биробиджанском и Облученском районе? (Заповедник Бастак.)

Какие редкие птицы обитают в этом заповеднике? (В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда.)

Какая птица является особой гордостью заповедника? (Особая гордость заповедника – это популяция дальневосточного аиста.)

Назовите врагов дальневосточного аиста? (Враги дальневосточного аиста в природе – гималайские медведи и крупные птицы-хищники.)

Чем питается дальневосточный аист? (Основным кормом для дальневосточного аиста служит рыба: карась, вьюн, также аист питается лягушками и крупными представителями водных беспозвоночных.)

Почему рыбный филин оказался на грани исчезновения? (Интенсивное хозяйственное освоение долин рек, лесосплав, загрязнение рек, оскудение рыбных запасов, отлов норки и выдры капканами в воде; случаи браконьерства.)

Подводятся итоги третьего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Тур победителей

Марафон интеллекта:

Передние конечности птиц – это… (крылья)

Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам, занесены в Красную книгу России и Хабаровского края. (Орлан белохвост и орлан белоплечий.)

Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (Поползень.)

Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

- “Пернатая кошка” (Сова.)

Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто-черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая. Грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок.)

Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку. Как его зовут? (Каменный глухарь)

Подводятся итоги последнего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, определяется победитель.

Все участники игры получают медали «Друзья птиц», а победитель – медаль «Знаток птиц».

Заканчивается викторина танцем «Танец утят».

Приложение. Презентация

Татьяна Григорьева

Цель : развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых .

Задачи : уточнить и расширить знания детей о птицах Ростовской области ; формирование умений и навыков наблюдения за птицами .

Предварительная работа : Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Оборудование к викторине :

разрезанные картинки снегиря и синицы, изображение кормушки и различных птиц , магнитная доска, карточки для игры «четвертый лишний» на каждого участника, фишки, медали.

Ход викторины:

Ведущая : Здравствуйте ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? Сегодня мы отмечаем День птиц !

В викторине участвуют две команды Пташки и Ласточки.

В игре несколько туров, в которых командам предлагается отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команде выдается жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

Викторина :

Всё о птицах

На кормушке.

Птичьи загадки.

Узнай и назови.

Из какой мы сказки?

Третий лишний.

Собери по частицам.

1 задание : Всё о птицах

Вопросы :

1. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

2. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)

3. Руки птицы . (Крылья.)

4. Ноги утки. (Лапы.)

5. Лесной доктор. (Дятел.)

6. Какую птицу называют «лесным доктором» ? (дятел)

7. Какая птица не вьёт гнездо ? (кукушка)

8. В какое время птицы вьют гнезда ? (весна)

9. Для чего нужны всем птицам хвосты ? (управление в полете)

10. Какая птица не спит ночами ? (сова)

11. Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)

12. У какой птицы дом на скале ? (орел)

2 задание : «На кормушке»

Вед : Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру. На столе разложены картинки с изображением птиц , ваша задача поместить зимующих птиц на кормушку , а перелетных на дерево.

3 задание : «Птичьи загадки»

1. Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной? На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

2. Кто без нот и без свирели

Кто же это? (соловей)

3. И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и… (совы)

4. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица . (Воробей)

5. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением (ворона)

6. Угадайте, что за птичка

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

(ласточка)

7. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

(Скворец)

8. Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

9. Зимой на ветвях яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это (снегири)

4 задание : «Узнай и назови»

В этом туре ребятам предоставляется возможность узнать птиц по фотографиям .

5 задание : «Из какой мы сказки?»

Птицы источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей, поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы посмотрим, как вы помните сказки.

1. С какими птицами летала лягушка - путешественница? (с дикими утками)

2. Какой птицей стал гадкий утенок , когда вырос? (лебедем)

3. Какую птицу спасла Дюймовочка ? (ласточку)

4. У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (у вороны)

5. Какая птица , когда стучались в дверь, спрашивала : «Кто там? Кто там?» (Галчонок)

6. Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши» (Каркуша)

7. Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

8. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок с яблоками» (ворона)

ФИЗМИНУТКА : «Стая птиц летит на юг »

Стая птиц летит на юг ,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

6 задание : «Третий лишний»

Ведущий : «Перед вами лежат три карточки с изображением птиц , нужно догадаться и назвать лишнюю птицу из трех и объяснить , почему она лишняя»

7 задание : «Собери по частям»

Ведущий «Перед вами четыре части от одной картинки, собрав их в одну картину, вы увидите, какая птица изображена »

Подведение итогов : подсчет жетонов, раздача медалей.








Публикации по теме:

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц». Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста.

КВН «Друзья птиц» для детей подготовительной группы Программное содержание: - Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важные роли в природе и для человека. - Побуждать.

Открытая НОД детей подготовительной группы. Игра-викторина КВН «Хочу всё знать!» Открытая НОД детей подготовительной группы игра-викторина КВН «Хочу всё знать!». Подготовили и провели: педагог-психолог Кашаева К. В.

«Что нам осень подарила?» Викторина для детей логопедической подготовительной группы «Что нам осень подарила?» Викторина для детей логопедической подготовительной группы (Открытое мероприятие для родителей). Образовательные.

Викторина «Птицы» с ответами для детей среднего и старшего дошкольного возраста в загадках.

Веденеева Вера Петровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 77»,город Миасс Челябинская область
Описание: Данная викторина предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Можно использовать на занятиях по теме недели «Животный мир». Загадки помогут расширить знания о мире птиц, позволят развить мышление, любознательность.

Цель: закрепление и расширение знаний детей о мире птиц.
Задачи:
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;
- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.
Оборудование: картинки с изображением птиц.
1. Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.


(воробей)
2. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая.
Крикунья хрипловатая
- Известная персона.
Кто она?


(ворона)
3. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.


(дятел)
4. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
- Кле! кле! кле! - поет со свистом.


(клест)
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.


(синица)
6. Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка
- Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.


(снегирь)
7.Летом за пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит.


(грач)
8.Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.


(жаворонок)
9.Не ворона, не синица
- Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
- Раздалось в лесу «ку-ку».


(кукушка)
10.Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.


(ласточка)
11.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.


(скворец)
12.Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.

Игра-викторина «Знатоки птиц».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программные задачи:

1.Закреплять знания о птицах, умение обобщать и классифицировать, выделять взаимосвязь в природе.

2.Формировать умение работать в коллективе.

3.Воспитывать заботливое отношение к пернатым; вызвать радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через иллюстрации, художественное слово, игры.

Интеграция образовательных областей : познание, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Ход:

Дети входят в группу под музыку или уже сидят на стульчиках.

На нашей планете живут чудесные создания

Они летают и поют, и землю свято берегут.

Скажите дети можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле все пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут

И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки.

Вот, что будет, если птицы, если птицы

Все исчезнут-пропадут!

И не будут щебетанья, дивных трелей соловья

И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья.

Скучно будет знают дети, жизнь без птиц на белом свете!

Как, вы думаете, дети, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (о птицах)

Мы, много знаем о птицах, и сейчас я предлагаю провести викторину, которую мы так и назовём «Знатоки птиц».

Перед началом игры нам надо разделиться на две команды, выбрать название своей команде и капитана (команды можно сформировать заранее). У меня на столе лежат картинки с изображением птиц: зимующих и перелётных. Каждый из вас подойдёт, возьмёт картинку и определится, в какой команде он будет играть.

(получается две команды, в одной команде у детей картинки на которых зимующие птицы, в другой команде у детей картинки на которых перелётные птицы).

А сейчас надо придумать название команд (например: дети у которых картинки с перелётными птицами-«Грачи», а у которых картинки с зимующими птицами «Синички»).

Итак у нас две команды «Грачи» и Синички», в каждой команде свой капитан.

Команды займите свои места (дети садятся за столы, надевают эмблемы своей команды).

2. Мы начинаем. Перед каждым конкурсом я буду давать задания и вопросы каждой команде, вы их внимательно слушаете и отвечаете, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда не знает ответ на вопрос, то может ответить другая команда и заработать дополнительную фишку.

Первый конкурс « Загадочный» (загадки про птиц).

1. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

2. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока

А зовут её ……..(сорока)

3. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю

Чик-чирик, не робей,

Я бывалый …(воробей)

5.Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой.(дятел)

4. Окраска сероватая

Повадка вороватая

Крикунья хрипловатая,

Известная персона

Это ж я …(ворона)

6. Ну а я, не зная сна

Ловлю мышей до поздна

Даже шорох лёгкий слышу

Не уйти, пожалуй, мышке.(сова)

7. Чернокрылый, красногрудый, 8. На одной стоит ноге,

Не боится он простуды, А другую греет.

И зимой найдет приют - Не купила сапоги,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) А теперь жалеет. (Цапля)

9. Непоседа птица эта, 10.Ты его узнаешь сразу:

Одного с березой цвета. Черноклювый, черноглазый,

Верещунья, белобока, Он по пашне важно ходит,

А зовут ее… (Сорока) Червяков, жуков находит. (Грач)

Второй конкурс «Вопрос – ответ».

Команда «Грачи»:

1.Назовите зимующих птиц.

2.Назовоте птицу, которая не растит своих птенцов.

3.Назовите птицу, которая охотится по ночам.

4.Какие птицы живут в нашем городе круглый год?

5.Как можно помочь зимующим птицам?

Команда «Синички»:

1.Назовите перелётных птиц.

2.Назовите птиц, которые не умеют летать.

3.Какую птицу называют «лесным доктором»?

4.Какую птицу называют «белобока»?

5. От чего птицы страдают больше: от холода или от голода?

(по ходу конкурса, за каждый правильный ответ, дети получают фишку)

Третий конкурс «Правда-неправд а».

Я вам буду по очереди задавать вопросы, вы отвечаете «да» или «нет».

1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)

2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)

3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)

4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)

5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)

6. Правда ли, что птицы , которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)

7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)

8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)

9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)

10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)

11. Правда ли, что птицы , которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)

12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да )

Приглашаю играков на разминку. Разминка «Сорока»:

Летела сорока, сорока белобока (бегут на носочках)

Летела, летела, на березу села (полуприсед)

Хвостом повертела (отводят ручки за спину, крутят кистями)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо-влево)

(по окончании разминки дети занимают свои места)

Итак, мы продолжаем.

Четвёртый конкурс «Знатоки птиц ».

(вопросы задаются каждой команде по очереди)

1.Птичий домик. (гнездо)

2.Руки птицы.(крылья)

3.Ноги утки.(лапы)

4.Лесной доктор.(дятел)

5.Дети птиц.(птенцы)

6.Нос птицы.(клюв)

7.Кудахчующая птица.(курица)

8.Пингвин-это птица?(да)

9.Начальник курятника.(петух)

10.Какая птица может обогнать лошадь.(страус)

Пятый конкурс.Конкурс капитанов.(художественный)

Оба капитана получают незаконченный рисунок птицы и набор цветных фломастеров и дорисовывают птицу.

Пока капитаны работают, приглашаю игроков на подвижную игру «Скворцы и кошка ».

Наши капитаны закончили свою работу, давайте посмотрим, что у них получилось.

(капитаны показывают рисунки и называют птицу).

- Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

Следующий наш конкурс называется « Птицы в сказках».

(вопросы можно задавать по очереди каждой команде или поделить между командами поровну)

1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?

2.С какими птицами летала лягушка путешественница?

3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?

4.Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос?

5.С какой птицей дружил, Вини Пух?

6.Какие птицы унесли братца Иванушку у сестрицы Алёнушке?

7.Какая птица кашу варила деток кормила?

8.В каких птиц превратила злая королева осиротевших принцев, братьев Эльзы?.

9.Какая птица, когда стучались в дверь говорила: «Кто там?»

10.В передаче «Спокойной ночи малыши, какую птицу зовут «Каркуша»?

Седьмой конкурс «Кто лишний» (слайды)

(каждой команде на слайде показывается картинка, игроки определяют и называют лишний предмет. Например: грач, скворец, кукушка, синица.)

Восьмой конкурс «Домашнее задание» (музыкальный)

Участникам игры предлагается назвать песню и пропеть несколько строк, в которой упоминаются птицы.

(жюри подводит итоги, команды награждаются грамотами и призами).

Пока жюри подводит итоги давайте скажем, что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки).

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие.


Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...