Икона Воскресение Христово — значение, в чем помогает. Пасха. Светлое Христово Воскресение

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
«Христос воскрес из мертвых,
поправ смертью смерть
и даровав жизнь умершим».

Тропарь праздника

Праздник называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы праздника Святой Пасхи

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

Песнопение праздника

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

«Небеса, как должно торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость».

Тропарь

Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.

Стихира

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

«Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись, Сион! А Ты, Пречистая Богородица, прославляйся чрез воскресение Рожденного Тобою».

Ирмос

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

«Хотя Ты, Спаситель, и сошел во гроб, но разрушил силу адову, и воскрес, Христе Боже, как Победитель, говоря женам-мироносицам: радуйтесь! и мир даруя Твоим Апостолам, падшим подавая вокресение».

Кондак

Евангелие от Иоанна

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Ин.1, 1-18

О Святой Пасхе

Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Святой Григорий Богослов

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Святой Амвросий Медиоланский

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Святой Григорий Нисский

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

Святитель Иоанн Златоуст

Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Воскресение Христово произошло в первый день недели по древнееврейскому календарю, или в воскресенье по современному, - на третий день после распятия. Первым о нем узнали стражники, приставленные ко гробу иудейскими начальниками. Камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру, оказался отваленным, а гроб - пустым. Испугавшись произошедшего, стража бежала в город, где получила приказ рассказать, будто тело украли ученики.

К утру воскресенья женщины, пришедшие ко Гробу Господню, увидели его опустевшим. Они же стали первыми, кто встретил воскресшего Иисуса, хотя в первый раз и не узнали Его, приняв за садовника. Исполняя просьбу Спасителя, женщины поспешили к Его ученикам сообщить о случившемся.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь –
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
Борис Пастернак

Говоря о Воскресении, нельзя не обратить внимание вот на что: при том, что это центральное событие для христианства, его никто не видел… Это Тайна.

Воскресение невозможно изобразить. Как воскресает мертвое тело? Как душа, сходившая в ад и встречавшая души тех, кто умер, возрождается к жизни? Каким образом вся полнота Личности, Которая никогда не разлучается с другими Личностями Святой Троицы, из состояния смерти переходит в состояние Воскресения? Этого мы не знаем. Мы только знаем, что это действительно произошло.

Изменился ли Христос по Воскресении? Да. Его человеческое тело стало таким, каким тело человека было до грехопадения Адама. Христос мог проходить сквозь стены: Он вошел в комнату к ученикам, когда двери были заперты; мог делаться невидимым; нечто иное появляется в Его внешности, уходит то, что святые отцы называют «дебелостью плоти».

Позитивистские теории XIX века объясняли Воскре­сение иллюзией, обманом, профанацией. Но не они первые. Уже иудейские первосвященники решили вопрос просто и практично с точки зрения, скажем современным языком, «пиара»: подкупили воинов, чтобы те объявили народу, что тело выкрали ученики. И эта басня дошла даже до книг научных атеистов прошлого столетия.
Но вот что интересно: Воскресение Христово, помимо фактов явления Христа ученикам, подтверждается последствиями этого события в их жизни.

Люди, которые ходили за Ним, полтора десятка ближайших учеников и несколько десятков учеников среднего круга, принимают все это как несомненный факт, как нечто, что определяет все в их дальнейшей жизни. Они перестают бояться. Еще недавно Петр дрожал, когда служанка узнала в нем ученика Спасителя, - теперь же он открыто проповедует перед иудеями и готов принять смерть. На смерть бесстрашно идут и другие апостолы. Все они, кроме Иоанна, будут убиты. Это вовсе не «смерть за идею», подобная смерти за детей, за жену, за идеал, за родину. Последователи Христа знают, что Воскресение уже здесь - и умирать не страшно. Смерти больше нет.

Воскресение Христово помогает нам понять, что христианство - не философия, не мировоззрение, не система этических норм. Это жизнь. Вот я знаю, что мое сердце бьется - меня можно бить, пытать, но этого знания у меня не отымешь. Также и знание о воскресшем Христе, дарующее жизнь вечную.

Мы все соприкасаемся с этим знанием о Воскресении. Конечно, его интенсивность менялась на протяжении веков. Ярче всего она проявлялась в святых, мучениках и преподобных. У нас, рядовых христиан, она меньше, и это знание как бы слегка касается нас. К примеру, на ночном пасхальном богослужении, когда, бывает, самого твердокаменного человека вдруг «прошибает». Или в момент Причастия, когда кажется, что в несколько секунд вмещается вечность. Наверное, почти каждый сможет вспомнить подобный опыт в своей жизни.

Надо, конечно, стремиться к утверждению в себе мысли о том, что Христос действительно воскрес. Вот только не нужно возбуждать подобные чувства искусственно. Тут ни в коем случае нельзя подменять Благодать игрой воображения. Воскресение - это не иллюзия, это опыт, до которого каждому из нас нужно дорасти.

В оформлении использованы фрагменты фресок Джотто, до 1305 года.
Фотографии фресок Russian Look.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Русский перевод: Хотя Ты и сошел во гроб (могилу), Бессмертный, но победил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир подарил, Ты, дающий всем воскресение.

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.

История праздника

Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название «Праздников праздник» и «Торжество из торжеств». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей («неделя» - воскресенье, название дня недели) Святой, Светлым Христовым Воскресением.

Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Он получил свое название от ветхозаветной «еврейской пасхи - Пе́сах». Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова после исхода израильтян из Египта под руководством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление».


Бегство из Египта. Еврейский народ проходит по дну моря,
которое чудесным образом расступилось по молитве пророка Моисея.

Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. И только в V веке было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова. Он празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название «Великий день».

Предшествует Пасхе Великий пост - время усиленной молитвы, который продолжается 7 недель - 49 дней. Неделя перед Пасхой называется Великой, или Страстной.

Великий Четверг (Страстной или Чистый четверг) - пасхальная трапеза Христа с учениками. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, совершил много чудес, исцелял и воскрешал людей.

Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди них было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил предать Христа и отдать Его в руки этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом - высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над Ним издевались, избивали Его, но Он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Это день особой молитвы.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил - воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы по обычаям народа помазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели яркий свет и Ангела, который сказал им о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила учеников Христа и всех людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое время подготовки к Празднику - раскрашивание и роспись яиц, приготовление пасок, выпечка пасхальных куличей, запах от которых наполняет весь дом.

В ночь Воскресения Христова проходит праздничное Богослужение (Пасхальная Служба Божия). Задолго до полуночи верующие приходят в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.

Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестами, свечами и благовониями исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим очень рано утром ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить )..

Крестный ход в Симонове монастыре

В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный звон колоколов. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, у закрытых дверей храма, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил ). Эта песня три раза повторяется священнослужителями, хором и всем народом.

Затем священник возглашает стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Наконец священник, держа в руках крест с трехсвечником, осеняет затворенные двери храма…

…двери отверзаются, и ликующий народ, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнею: «Христос воскресе из мертвых!..»

Богослужение Пасхальной службы состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным возгласами «Христос воскресе из мертвых!»

Во время пения канона священнослужители с крестом, благовониями и свечами радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе!»
В конце службы читается слово св. Иоанна Златоуста, который призывает всех разделить великую радость Воскресения Христова и начинается Божественная Литургия при открытых Царских Вратах, которые не затворяются всю Пасхальную неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царствия.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - Артос, который в первую субботу - Светлую Субботу, раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии совершается освящение куличей, пасох и яиц, для пасхальной трапезы верующих. По традиции в храмах освящение принесенных даров происходит в Великую Субботу после Божественной Литургии.

В следующие дни Пасхи – в Светлую Седмицу (Светлую Пасхальную неделю) после Литургии, при колокольном звоне совершают крестные ходы вокруг церкви. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Есть старая традиция: после окончания службы каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола, выражая свою радость о победе Иисуса Христа над смертью и адом.


Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня,
который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

В нашем храме в ночь с 19 на 20 апреля 2014 года прошла ночная Пасхальная Праздничная Божественная Литургия с Крестным ходом.

Всю Великую (Страстную) Субботу покланяются Плащанице, которая выносится в центр Храма в Страстную Пятницу для всеобщего поклонения. Это шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Спасителя. Плащаницу перед началом Праздничной Пасхальной службы торжественно вносят в алтарь, что символизирует Воскресение Спасителя.


Плащаница


Богослужение перед внесением Плащаницы в Алтарь


Подготовка к Крестному ход. Возжигание свечей от Благодатного огня,
привезенного из Храма Гроба Господня из Иерусалима


Крестный ход


Праздничная Пасхальная Божественная Литургия


Перевод слепоглухим


Пасхальные подарки для детей


Освящение яиц, куличей и пасок после окончания ночной Службы


Открытые Царские врата

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

13 Мар 2019

4 марта 2019 года педагог ОПК школы-интерната № 52 для детей с нарушением слуха Н.Н.Ежова совместно с неслышашим священником Валентином Тереховым провели занятия по курсу ОПК в нашем монастыре и экскурсию по храму. Занятие и экскурсия прошли с большим интересом, дети задавали много вопросов священнику, общение проходило на жестовом языке.

13 Мар 2019

Последнее воскресенье Масленицы в народе именуется «Прощеным воскресеньем». В этот день после окончания Божественной литургии совершается специальное богослужение с Чином прощения, во время которого священники и прихожане просят прощение друг у друга перед началом Великого поста.

12 Мар 2019

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха - это не просто праздник. Воскресение Христово - это суть христианства , это основа и венец христианской веры. Это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» , – обращается к христианам апостол Павел.

Что же мы празднуем в Пасху?

Слово «Пасха» (евр. Пе?сах) значит с еврейского «прехождение, избавление» .

Евреи , празднуя ветхозаветную Пасху , вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки (Исх.12:22-23). В ночь 15 нисана Бог, поразивший смертию египетских первенцев во всем царстве, «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены. Истребление первенцев заставило фараона Рамзеса отпустить евреев в обетованную землю (Палестину) под предводительством Моисея (1570 до Р. X.).

Христиане же, празднуя Пасху новозаветную , торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христа - это дарованная нам победа. Смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет - за ней - свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей.

История установления празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы , а сам день Воскресения назван Пасхой .

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, считая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Римская церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого "нового календаря". За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что Иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления I Вселенского Собора.

Сейчас для расчета дня Пасхи, используются специальные календари – Пасхалии . Сложная система вычисления основана на лунном и солнечном календарях.

При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) , именуемых "пасхальными пределами" и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Иконография праздника

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4:8-9; Деян.2:31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Неслучайно канонической иконой Воскресения Христова является «Сошествие во ад».

Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции - Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, - это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» - безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10:21-22).

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань - человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы - но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а - Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы - Отец Света.

«Свет Христов просвещает всех» . Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа - Ева. Ее руки протянуты к Избавителю.

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека - с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека.

Церковные обычаи

Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Большую роль в богослужении играет Благодатный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Именно в Великую Субботу, под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. По прибытии огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

На Пасху открываются Царские врата и остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса - большой просфоры с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Пасхальный артос - символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Аз есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48-51).

Историческое происхождение артоса таково. Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб, тем самым апостолы изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди них. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос») . Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Артос - это символ самого насущного хлеба - Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким артосом, перенесенным на праздничный стол, стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб ). Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). И если в артосе нет ничего лишнего, ни сдобы, ни ароматических веществ,то в пасхальном куличе, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества.

Еще один атрибут пасхального стола - творожная пасха - символ земли обетованной, где течет «мед и млеко». Это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец".

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе»! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским). В России пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: “разрешение на вся”.

Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней (до Вознесения Господня) принято приветствовать друг друга словами: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"

Помимо ежегодной Пасхи существует ещё и Пасха недельная - так называемая малая Пасха , светоносный день воскресения.

Пасху - Светлое Христово Воскресение - Церковь празднует 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресения Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Христово Воскресение в Евангелиях

Евангелия говорят, что Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трёх часов пополудни и был погребён до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» - потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы , которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними.
Значение праздника

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.
Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История праздника Пасхи

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март - апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Церковное празднование Пасхи

С древних времён пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят её в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня (в 2014 году -13 июня) - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса (занавес за Царскими Вратами со стороны алтаря), и священнослужители снова поют ту же стихиру, но уже громко. Открываются Царские Врата, и стихира, ещё более высоким голосом, поётся духовенством в третий раз до середины, а хор храма поёт окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно жёнам-мироносицам , пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.
Крестный ход

Крестный ход означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем настоятель произносит стихи древнего пророческого псалма Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мёртвых…». Затем священник, держа в руках крест и трёхсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мёртвых!».
Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», вдохновенно повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после Заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

После окончания праздничного богослужения православные христиане обыкновенно «разговляются» - угощаются освящёнными крашеными яйцами и куличами в храме или у себя дома.

Чего нельзя делать в Пасху?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней. Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей. Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит - и тебе.

Священник Игорь Фомин

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...