Внеурочные занятия с природным материалом. Конспект занятия (изготовление поделок из природного материала). физминутка для глаз и рук

Внеурочное занятие (технологическая карта)
Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________
Направление развития и воспитания младших школьников______ общекультурное _______________________________________________
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
Форма организации внеурочного занятия_________кружок _________________________________________________
(экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики)№ занятия, тема ___ «Птицы. Изготовление птиц из природного материала»._____________________________________________________
Класс, кол-во детей ___3 класс, 19 чел.______________________________________________________________________________________
Этапы занятия
(по характеру деятельности учащихся) Задачи этапов Возможные способы взаимодействия
(методы) Личностные результаты Формируемые УУД Содержание этапа
I этап
Эмоционально-установочный
(эмоциональное включение) Для учителя Организация межличностного взаимодействия
Побуждение Проблемная ситуация
Проявлять интерес к изучению темы. Познавательные умения:
осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные умения:
формулировать понятные для партнёра высказывания.
1.Психологический настрой «Искорка добра»
2.Слушание пения птиц. Узнавание. 3.Игра «Чей голос?».
4. Рассматривание имеющегося природного материала.
5. Использование приёма «Ассоциирования» (представить себя птицей)
Для учащихся Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач II этап
Пропедевтичес-кийДля учителя Создание условий для успешного включения в деятельность
Беседа
Дидактическая игра
Выбор способа и составление плана деятельности Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к домашним животным (птицам).
Стимулировать интерес к процессу создания птицы из природного материала. Познавательные умения: объяснять различие между способами выполнения поделки и материалами, используемыми в них;
использовать в активном словаре новые понятия («оберег», «птица счастья»;
формулировать правила общения с домашними животными.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
Проявлять интерес к жизни домашних животных (птиц);
желание позитивно общаться с домашними животными. 1.Определение темы занятия. Постановка целей и задач.
2.Совместное построение плана занятия.
3. Игра «Узнай птицу» (слайд-шоу).
4.Актуализация знаний о птицах (связь с окр. миром)
5. Предания о птицах (лит. чтение)
6. Беседа о строении птиц.
7.Игра (в парах соотнести части тела птицы и материал, из которого можно её выполнить). Дети выкладывают заготовленные карточки. У доски пара соединяет линиями.
8. Повторение техники безопасности при работе с природным материалом.
Для учащих Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации (мотивационная, интеллектуальная, голосовая, физическая …) III этап
Деятельност-ный(Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская…)
Для учителя Скрытое руководство деятельностью учащихся
Практическая работа Проявлять интерес к процессу создания продукта деятельности (поделки из природного материала).
Проявлять бережное отношение к птицам.
Познавательные умения: определять значимость домашних животных (птиц) в жизни человека и обосновывать своё мнение;
- анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;
- презентовать готовое изделие.
Регулятивные умения:
- распределять обязанности при выполнении поделки;
- выполнять учебное задание по составленному в группе алгоритму с взаимопроверкой.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение;
- приходить к общему мнению в совместной деятельности.
-выполнять учебное задание, используя изученные техники. Творческая работа в группе по созданию своих птиц:
представить свою птицу, описать, согласовать с членами группы;
выбрать необходимые техники работы;
распределить обязанности;
выполнить работу по составленному в группе алгоритму;
подготовиться к презентации проекта.
Для учащих Последовательная реализация
компонентов определённой деятельности IV этап
Эмоционально-рефлексивный Для учителя Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия
Выставка
Эмоциональный коучингПроявлять осознание собственных достижений при освоении внеурочной темы.
Познавательные умения:
проводить презентацию продукта деятельности (поделки).
Регулятивные умения:
использовать приобретённые знания для защиты презентации на тему «Птицы».
Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления продукта деятельности группы. 1.Защита творческого задания.
2. Показ продукта деятельности группы под документ-камерой.
3. Оформление выставки.
4.Эмоц. оценивание.
5.Подведение итога, с использованием «Приёма информации»
Для учащих Презентация результатов деятельности и отношения к ним (понравилось/ не понравилось)

Данная статья создана из опыта работы объединения «Мир цветов» эколого-биологического направления. На примере работы с комнатными растениями показано как можно повышать уровень экологической культуры обучающихся в объединении эколого-биологического направления.

Крамарева Елена Ивановна, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов, педагог

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлет свое тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зимнего холода, покрывается легким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть. Ты идешь домой не спеша, ни о чем не думая. Вокруг лужи воды от подтаявшего снега и небольшие проталины, начинающие зеленеть. И вдруг на одной из таких проталин ты видишь нежный и хрупкий цветок - первый подснежник, фиалку. Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но, осуществив свой замысел, губишь цветок. Огорчению нет предела! Но урок запоминается, и ты никогда больше не будешь пересаживать подснежники, так как они не терпят вмешательства в их существование.

Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного.

Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их. Ребенок бежит к маме с охапкой разных цветов, совершенных по своей форме, неповторимости строения. Удивитесь их сочетанию, восхититесь красотой, но не ограничивайтесь этим. Огорчитесь тем, что, сорванные, они быстро потеряют красоту, это ваше огорчение должен почувствовать и ребенок, чтобы он унес с прогулки не только радость и восторженность от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь ее для других.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками - желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики - одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха-гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.

В лесу высоко-высоко видна вершина ели. А вблизи надо сильно запрокинуть голову, чтобы увидеть ее. А что под елкой? Ее шишки. Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой, - видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой - узнаешь? Да это же ежик!

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно не обнаружить.

Мы - педагоги! Нужно воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка так, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Мы, взрослые, иногда забываем об этом. Выйдя на прогулку с ребенком, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только вместе с сыном или дочкой наклониться к земле и можно помочь детям увидеть другой мир - мир жизни насекомых. Вспомните сказку о Муравьином царстве, и для ребенка эта прогулка будет очень интересной, потому что она сблизит вас совместными переживаниями.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в нашей природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия, роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие) , как прикрепить голову и другие детали. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в младшем школьном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста.

Список литературы:

  1. Бралловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов на Дону: «Феникс» , 2005. -217с.
  2. Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001. -160с.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» , 1996
  4. Игровые программы. - Педагогическое общество России: Москва, 2003. -79с.
  5. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 1999
  6. Кряжева Н.П. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -207с.
  7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мы: Асар, 1996. -128с.
  8. Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества. - Издательство «Учебная литература» , 2004. -48с.
  9. Подарки из природных материалов. – Смоленск: Русич, 2001. -176с.
  10. Перевертень Г.И. Поделки ракушки. – Москва, 2002. - 15с.

Медведева Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ
Населённый пункт: п.Октябрьский Балашовский район Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок технологии "Работа с природным материалом. Изготовление композиции по сказкам"
Дата публикации: 13.12.2015
Раздел: начальное образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский Балашовского района Саратовской области Конспект урока по технологии тема:
«Работа с природным материалом.

Изготовление композиций по сказкам

4 класс

УМК «Гармония»

(учебник Конышева Н.М.)

Учитель начальных классов

Медведева Лариса Алексеевна

Цель:
Продолжить работу над развитием у учащихся творческих способностей, фантазии, выдумки -учить работать коллективно, самостоятельно распределять обязанности -вспомнить правила безопасности при работе с шилом, ножницами
Задачи
: Закрепление и углубление представлений о взаимосвязи реальности и фантазии в изделиях человека. Формирование представлений о приемах стилизации природных форм в декоративно-художественных изделиях. Совершенствование приемов обработки природного материала. Развитие образного мышления, творческого воображения, фантазии. Расширение приемов творческого экспериментирования. Воспитание уважительного отношения к природе, трудолюбия, аккуратности. Воспитание интереса к окружающему миру. Оборудование: Учебник Н.М.Конышевой 4 класс, мультимедийная система, презентация. Жёлуди, каштаны, шишки, ветки растений, семена, пластилин, шило, ножницы, салфетки, досточки, скрипичный ключ
Ход урока

1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим работать с природным материалом. А тема нашего урока «Изготовление композиций по сказкам». (Слайд). На уроке вы проявите свою фантазию, выдумку, покажете умение работать сообща и самостоятельно. В своей работе вы будете использовать природный материал, который постарались заготовить на прошлых уроках. Если в прошлом году мы с вами внимательно разглядывали засушенные листья, шишки, желуди, угадывали, кто в них «спрятан», и с помощью своей фантазии превращали эти природные материалы в различных животных, теперь попробуем выполнить более сложную работу: сами
создадим,

сочиним
композиции. На нашем уроке мы используем элементы игры «Что? Где? Когда?» Мы уже разбились на 3 команды –бригады. Каждая команда должна выбрать капитана.(Капитаны выходят, им вручается отличительный знак «мудрая сова»)
2. Сообщение новых технико-технологических данных.
-Что относится к природному материалу? (Слайд) - Как правильно вести себя во время сбора природного материала? (Слайд) При сборе природного материала нельзя наносить вред природе, нужно собирать только сухие и опавшие плоды и ветки.
Шишки и хвоя

Плоды хвойных деревьев - шишки - прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы дольше сохраняли форму. Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. В работе лучше использовать зеленую хвою.
Орехи и каштаны
При изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.
Жёлуди
Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого
Ветки и корни
Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. Необходимо постоянно помнить, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.
Листья
Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.
Семена
Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например, семена клена, ясеня. Они известны как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.
3. Анализ образца.
- Отгадайте загадки и узнаете, к каким сказкам будем выполнять композиции. Просто по дороге шла И копеечку нашла,
Самовар себе купила, Чаем всех жуков поила. Кто хозяйка-молодуха? Это - (Муха –цокотуха). Вот вам моё определение: Старик во время наводнения Зайчишек вызволял старательно. Вы можете назвать спасателя? (Дед Мазай) Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? (Репка) - Что такое композиция? (Сценка с несколькими действующими героями) Как вы понимаете: создать, композицию к сказке? (Сначала нужно вспомнить сказку, её героев, затем подобрать материал и выполнить задуманное.) - Какие сказки вы знаете? На уроках внеклассного чтения мы говорили о них Перед вами рисунки из некоторых сказок. (Слайд) Конечно, даже самые фантастические творения человека имеют в своей первооснове образы природы, и чем внимательнее ее рассматривать, тем интереснее получатся произведения. Поэтому создавая свои образы сказочных героев (зверей, насекомых, людей), постарайтесь вспомнить сюжет сказок, особенности их поведения, можно соединить в одном образе несколько наиболее интересных деталей.
4. Планирование работы
- Ваши капитаны должны выбрать задание для команды. (Вращается волчок, капитаны читают задания в своих конвертах) КОНВЕРТ 1 1 Назвать технику безопасности при работе с шилом 2 Изготовить композицию к сказке «Репка» КОНВЕРТ 2 1 Техника безопасности при работе с ножницами 2 Изготовить композицию к сказке «Муха –цокотуха» КОНВЕРТ 3 1 Правила работы с пластилином 2 Изготовить композицию к сказке «Дед Мазай и зайцы» (Дети отвечают на вопросы по технике безопасности) (Слайд)
5. Поэтапное выполнение работы
- Вместе с капитанами правильно распределите обязанности между собой.

Технологическая карта
(Слайд) Выбрать композицию к сказке Взять нужный материал Подобрать необходимые инструменты Произвести первичную подборку деталей Выполнить необходимую работу по изготовлению детали Разместить на коре, ветках, листе картона. Аккуратно прикрепить детали, красиво оформить работу Подготовить свою композицию к выставке. -При работе помогайте друг другу. Не забывайте соблюдать правила безопасности. - Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, какой будет ваша композиция. Прежде, чем приступим к работе, проведём физминутку.
Физминутка

6. Самостоятельная работа.
Выполнение работы согласно задуманному проекту. Индивидуальная помощь. (В процессе урока крутится барабан и останавливается на скрипичном ключе - это означает музыкальная пауза.
Физминутка
(Дети выполняют под музыку)
7. Итог работы.
Анализ изготовленных поделок. -Удалось ли вам передать образ сказочных героев? -Какие средства выразительности вы использовали в своей работе?- Предлагаю ваши поделки перенести в выставочный зал. Пусть наши гости подойдут и посмотрят работы, а на переменах пригласите друзей для осмотра экспонатов. Итог урока. Оценивание работ.
Литература
Учебник Конышевой Н.М. 4 класс 2009 г Степанов В.В. Сказочные загадки для малышей. М., 2007. Перевертень Г.И. Поделки своими руками М.2007 Перевертень Г.И. Самоделки из природного материала М 1985
Описание работы

Медведева Лариса Алексеевна Балашовский район МОУ СОШ п.Октябрьский Начальные классы УМК «Гармония» 4 класс Тема «Работа с природным материалом. Изготовление композиций по сказкам»

Внеурочное занятие (технологическая карта)

Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________

Направление развития и воспитания младших школьников______ общекультурное _______________________________________________

(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Форма организации внеурочного занятия_________кружок _________________________________________________ (экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики)

занятия, тема ___ «Птицы. Изготовление птиц из природного материала»._____________________________________________________

Класс, кол-во детей ___ 3 класс, 19 чел.______________________________________________________________________________________

Этапы занятия

(по характеру деятельности учащихся)

Задачи этапов

Возможные способы взаимодействия

(методы)

Личностные результаты

Формируемые УУД

I этап

Эмоционально-установочный

(эмоциональное включение)

Для учителя

Организация межличностного взаимодействия

Побуждение Проблемная ситуация

Проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные умения:

осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные умения:

формулировать понятные для партнёра высказывания.

1.Психологический настрой «Искорка добра»

2.Слушание пения птиц. Узнавание. 3.Игра «Чей голос?».

4. Рассматривание имеющегося природного материала.

5. Использование приёма «Ассоциирования» (представить себя птицей)

Для учащихся

Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач

II этап

Пропедевтичес-кий

Для учителя

Создание условий для успешного включения в деятельность

Дидактическая игра

Выбор способа и составление плана деятельности

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к домашним животным (птицам).

Стимулировать интерес к процессу создания птицы из природного материала.

Познавательные умения: объяснять различие между способами выполнения поделки и материалами, используемыми в них;

использовать в активном словаре новые понятия (

«оберег», «птица счастья»;

формулировать правила общения с домашними животными.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

Проявлять интерес к жизни домашних животных (птиц);

желание позитивно общаться с домашними животными.

1.Определение темы занятия. Постановка целей и задач.

2.Совместное построение плана занятия.

3. Игра «Узнай птицу» (слайд-шоу).

4.Актуализация знаний о птицах (связь с окр. миром)

5. Предания о птицах (лит. чтение)

6. Беседа о строении птиц.

7.Игра (в парах соотнести части тела птицы и материал, из которого можно её выполнить). Дети выкладывают заготовленные карточки. У доски пара соединяет линиями.

8. Повторение техники безопасности при работе с природным материалом.

Для учащих

Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации (мотивационная, интеллектуальная, голосовая, физическая …)

III этап

Деятельност-ный

(Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская…)

Для учителя

Скрытое руководство деятельностью учащихся

Практическая работа

Проявлять интерес к процессу создания продукта деятельности (поделки из природного материала).

Проявлять бережное отношение к птицам.

Познавательные умения: определять значимость домашних животных (птиц) в жизни человека и обосновывать своё мнение;

Анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;

Презентовать готовое изделие.

Регулятивные умения:

Распределять обязанности при выполнении поделки;

Выполнять учебное задание по составленному в группе алгоритму с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

Формулировать собственное мнение;

Приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Выполнять учебное задание, используя изученные техники.

Творческая работа в группе по созданию своих птиц:

    представить свою птицу, описать, согласовать с членами группы;

    выбрать необходимые техники работы;

    распределить обязанности;

    выполнить работу по составленному в группе алгоритму;

    подготовиться к презентации проекта.

Для учащих

Последовательная реализация

компонентов определённой деятельности

IV этап

Эмоционально-рефлексивный

Для учителя

Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия

Выставка

Эмоциональный коучинг

Проявлять осознание собственных достижений при освоении внеурочной темы.

Познавательные умения:

проводить презентацию продукта деятельности (поделки).

Регулятивные умения:

использовать приобретённые знания для защиты презентации на тему «Птицы».

Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления продукта деятельности группы.

1.Защита творческого задания.

2. Показ продукта деятельности группы под документ-камерой.

3. Оформление выставки.

4.Эмоц. оценивание.

5.Подведение итога, с использованием «Приёма информации»

Для учащих

Презентация результатов деятельности и отношения к ним (понравилось/ не понравилось)

МКОУ «Михеевская основная общеобразовательная школа»

Районный конкурс методических разработок

«ФГОС в действии»

Разработка внеурочного занятия.

«Плоскостная аппликация из природного материала

«Рыбка».

Выполнила Пашкова Н.Н.

учитель начальных классов

2014 г.

1.Пояснительная записка______________________________3 -5

2. Разработка занятия_________________________________ 6 - 8

3.Испльзуемая литература______________________________9

4.Приложение________________________________________10 - 11

Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется формированию творческой личности. Воспитать после уроков всесторонне развитую активную личность невозможно, не пробуждая чувство прекрасного, не приобщая к лучшим произведениям искусства, не формируя художественный вкус и художественные способности. Решить эту задачу трудно. Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с ним разделить его мысли и чувства, его радости и творческие неудачи.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В своей работе я использую примерную программу внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И.Коротеева. Направление работы - художественно – эстетическое. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности, станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Мир красок, форм, звуков всегда волнует человека, особенно отзывчив на него ребенок. Увлеченные искусством дети спокойно общаются между собой, помогают друг другу. Они становятся более внимательными, отзывчивыми, чувствительными к красоте, у них появляется желание самим создавать её.

Но чтобы научить видеть, наслаждаться этой красотой, необходимо развивать органы чувств ребёнка. Ведь детское рисование, аппликация, вязание, шитьё участвуют в согласовании межполушарных взаимоотношений. Здесь важна связь изодеятельности с мышлением и речью. Будучи на прямую связанной с важнейшими психическими функциями: зрением, двигательной координацией, речью и мышлением – она способствует их развитию и связывает между собой. Поэтому истоки творческих способностей детей, как говорят, находятся на кончиках их пальцев, т. е., чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Приобщение ребёнка к прекрасному – это всегда яркое, запоминающееся явление, которое пробуждает ребёнка к сопереживанию. Искусство помогает ему острее почувствовать прекрасное в жизни, формирует мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

Особое место в программе по художественно – эстетическому направлению занимает раздел «Аппликация». Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов и форм, и расположения в пространстве складывается у ребёнка при помощи тактильно – двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач:

  1. способствует развитию интеллекта у детей;
  2. готовит ребёнка к более быстрому овладению навыком письма.

Аппликация в развитии моторики позволяет ребёнку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта, а также для овладения письмом в будущем.

Отсюда вытекает необходимость занятий специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема является важной на сегодняшний день. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. Младшие школьники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребёнку приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений своей руки во время действий с хрупким и ломким сухим материалом. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранён необычный запах застывшей природы. И задача учителя, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.

Занятие представлено по номинации « Разработка внеурочного занятия в начальной школе».

Количество внеурочных занятий в неделю – 1 час, в год - 34 часа.

Тема занятия : Плоскостная аппликация из природного материала «Рыбка».

Возраст обучающихся : 7 -8 лет (2 класс).

Тип занятия : комбинированное (технология, окружающий мир)

Цель занятия: формирование нравственно – эстетической, всесторонне развитой личности

Через творческую деятельность.

Задачи:

  • способствовать формированию простых приёмов работы в технике плоскостной аппликации;
  • совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, картоном, применяя различные техники работы;
  • воспитывать интерес к работе с природным материалом;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность;
  • способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

Планируемые результаты

Предметные умения: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других; выполнять правила безопасной работы ножницами, наносить клей на основу, пользоваться карандашом.

Метапредметные результаты

ЛичностныеУУД: формировать интерес к учению, организовывать своё рабочее место, осуществлять саморефлексию.

Регулятивные УУД: осуществлять действия по реализации плана, исправлять свои ошибки, определять степень успешности.

Познавательные УУД: осуществлять осознанное и произвольное высказывание в устной форме, использовать общие приемы решения задачи

Коммуникативные УУД: принимать помощь одноклассников и учителя, умение работать самостоятельно.

Формы обучения на занятии: индивидуальная, фронтальная.

Методы используемые на занятии: метод сравнения, Метод целепологания, метод рефлексии, словесно – иллюстративный, игровой метод.

Виды деятельности : решение практических задч.

Используемые электронно – образовательные ресурсы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик «Красота подводного мира», презентация физкультминутки.

Материально – техническое оснащение (дидактические средства)

Учителю – таблица по технике безопасности, заготовка эскиза аквариума на доске, дерево успеха без листьев; 5 красных,5зелёных и 5 коричневых листочков.

Ученикам: шаблоны – заготовки (рыбка), клей, ножницы, цветной картон, карандаши, листья берёзы и калины.

Предварительная работа

Прогулка в лес, наблюдения за деревьями, изменениями окраски листьев, разнообразием их форм. Сбор листьев. Чтение стихов об осени В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник», А Толстой «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», загадки об осени. Подготовка листьев к сушке.

Ход занятия.

1.Организационно – мотивационный этап .

У. Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Сядьте ровно, ножки вместе,

Ручки положи на стол

Начинаем разговор.

Ребята перед началом нашего занятия проверим готовность к работе

Дети проверяют принадлежности на парте.

У. А теперь покажите друг другу какое у вас настроение.

Дети выбирают смайлики на столе (весёлый, безразличный, грустный) и поднимают их.

Звучит музыка на экране видео «Красота подводного мира». Дети смотрят ролик.

У. Как вы думаете, ребята, что мы будем делать сегодня на занятии?

Д. Мы будем делать рыбок!

У. Хорошо.

2.Поготовительный этап.

У. А теперь предположите из чего мы будем делать наших рыбок, вот послушайте

Листик жёлтый, листик красный,

Листья расписные.

Вот коричневый, зелёный,

Листики сухие.

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят .

Д. Из листьев

У. Давайте вспомним, с каких деревьев листья мы с вами собирали на прогулке?

Д. Листья берёзы, дуба, липы, калины, рябины.

У. Правильно, молодцы.

3. Актуализация знаний.

У. А сейчас внимание на экран (слайд 1)

Вот какую рыбку мы будем с вами делать.(слайд 2)

В какой технике выполнена эта работа?

Д. Это аппликация.

У. А кто из вас знает, что такое аппликация?

Дети высказывают свои мнения.

У. Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании или наложении различных форм и закрепление их на другом материале, фоне (слайд 3)

4. Постановка целей и задач .

У. Какую работу нам предстоит сегодня выполнить?

Д. Аппликация из листьев «Рыбка».

У. Из чего будет состоять наша аппликация? Что нам потребуется? (слайд 4)

Д. Из высушенных листьев и картона. Нам понадобится ещё клей, ножницы карандаш.

Физкультминутка (для глаз) «Догони рыбку»

У. Встанем тихо из – за парт, и сделаем упражнения для глаз. Нужно не шевеля головой проследить глазками за движением рыбок. Внимание, начали! (Учитель включает шум моря и презентацию физкультминутки).

Дети выполняют гимнастику для глаз.

5. Применение знаний и умений.

У. А теперь определим ход выполнения нашей работы.

Дети смотрят презентацию и слушают учителя.

Возьмём шаблон (приложение 1), вырежем его (слайд 5), обведем на картоне выбранном вами и тоже вырежем (слайд 6).

Разложим рядами листики берёзы, изображая чешуйки (слайд 7) они лежат перед вами. Если мешают хвостики листиков, то мы их отрежем.

Приклеим листики рядами заполняя всё тело рыбки (слайд 8).

Для плавников и хвоста используем листья калины, они тоже есть у вас на столах, приклеим их (слайд 9)

Нарисуем глаз нашей рыбке, работа готова!

У. Вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем.

Дети повторяют правила безопасности (на доске плакат). Приложение 1.

У. А теперь приступаем к самостоятельной работе.

Дети работают. Во время работы учитель помогает детям индивидуально при затруднении.

6. Рефлексия.

У. Итак, наша работа завершена. Давайте представим свои работы. Я предлагаю вам запустить наших рыбок вот в этот небольшой водоём.

Дети прикрепляют своих рыбок на доску магнитиками.

У. А как можно использовать наши работы?

Д. Их можно подарить или сделать выставку.

У. Молодцы ребята! Я уверена, что все кто увидит ваши работы, тот обязательно порадуется, так как они получились яркие, выразительные, а самое главное - выполненые своими руками, вы вложили в них своё старание, частичку своей души.

А как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Д. Да

У. Всё ли получилось?

Ответы детей.

У. Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

У. Давайте определим степень своей успешности.

Дети выбирают листочки (красный – я очень доволен своей работой, зелёный – я в целом доволен своей работой, коричневый – я не доволен своей работой) и прикрепляют их на дерево успеха на доске.

У. Спасибо за работу! Наше занятие окончено.

Используемая литература.

1.Сборник « Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» М. «Просвещение» 2011г. , под редакцией В. А. Горского.

2.Гуськова «Работа с разными материалами».

3.Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.- 1991г

4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры».

5. Крупник Е.П. «Психологическое воздействие искусства» М. 2009

6. Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания» М.1987

7. Ильина Е. «Воспитание искусством» 2009г.

8. Малышева А. Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в школе» М.Воронеж 2006г.

Приложение 1.

Приложение 2.

Правила безопасной работы

с ножницами

с клеем

1.Не держи ножницы концами вверх.

1.Не допускать попадания клея в глаза.

2.Не оставляй ножницы в открытом виде.

2.Передавать клей или клей- карандаш только в закрытом виде.

3.Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место

4.При работе следите за пальцами руки.

5.При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.


Последние материалы раздела:

Сценарий показа мод методическая разработка на тему
Сценарий показа мод методическая разработка на тему

Задумываясь над тем, как поздравить присутствующих на выпускном вечере педагогов, вспомните, что вместе с виновниками торжества они прошли...

Артем каменистыйсамый странный нуб Самый странный нуб читать онлайн полная
Артем каменистыйсамый странный нуб Самый странный нуб читать онлайн полная

ГЛАВА 1 Темнота никогда не бывает абсолютной. Даже в неосвещенной комнате, при отсутствии окон и крепко зажмуренных глазах всегда можно разглядеть...

Сергей Лукьяненко «Не спешу
Сергей Лукьяненко «Не спешу

Сергей Лукьяненко Сжимая в одной руке надкушенный бутерброд, а в другой – бутылку кефира, чёрт озирался по сторо­нам. Выглядел он вполне заурядно –...