Основные темы и мотивы творчества В. Шаламова. Краткая биография шаламов

Выдающийся русский прозаик и поэт советского времени, создатель одного из самых известных литературных циклов о советских лагерях.


Варлам Шаламов родился 18 июня (1 июля) 1907 в Вологде в семье священника, человека прогрессивных взглядов. Мать Варлама Шаламова была учительницей. В 1914 г. поступил в гимназию, но завершал среднее образование уже после революции. В 1923 г., после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву, работал дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. С 1926 по 1929 г. учился на факультете советского права МГУ.

Репрессии

19 февраля 1929 г. Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкисткской группе и распространение «Завещания Ленина». Во внесудебном порядке как «социально-опасный элемент» он был осужден на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере (Северный Урал).

В январе 1937 г. Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на 5 лет лагерей и провёл этот срок на Колыме. 22 июня 1943 г. его повторно осудили на 10 лет за антисоветскую агитацию, состоявшую в том, что он назвал Бунина русским классиком.

В 1951 г. Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. С 1946 г., закончив фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключенных на левом берегу Колымы и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 г. Затем жил в Калининской области, в Подмосковье. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 г. (после реабилитации) вернулся в Москву.

Творчество, участие в культурной жизни

В 1932 г. Шаламов вернулся в Москву после первого срока и начал печататься в московских изданиях как журналист. Также он опубликовал несколько рассказов. Одна из первых крупных публикаций - рассказ «Три смерти доктора Аустино» - в журнале «Октябрь» (1936).

После освобождения в 1951 г. Шаламов вернулся к литературной деятельности. Писатель создавал свои «Колымские рассказы» с 1954 по 1973. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978. В СССР в основном опубликованы в 1988-90. Сам писатель делил свои рассказы на шесть циклов: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», а также «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Полностью они собраны в двухтомнике «Колымские рассказы» в 1992 году в серии «Крестный путь России» издательства «Советская Россия». В 1962 году он писал А. Солженицыну:

«Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».

Он встречался с Б. Л. Пастернаком, который высоко отзывался о стихах Шаламова. Позже, после того, как Пастернак отказался принять Нобелевскую премию, их пути разошлись. Завершил сборник стихов «Колымские тетради» (1937-1956).

С 1956 г. Шаламов жил в Москве, сначала на Гоголевском бульваре, с конца 1950-х - в одном из писательских деревянных домов-коттеджей на Хорошёвском шоссе (д. 10), с 1972 г. - на Васильевской улице (д. 2, корпус 6). Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва», много общался с Н. Я. Мандельштам, Ивинской, А. И. Солженицыным (отношения с которым в дальнейшем перешли в форму полемики); частым гостем был в доме известного филолога В. Н. Клюевой (улица Арбат, 35). И в прозе, и в стихах Шаламова (сборник «Огниво», 1961, «Шелест листьев», 1964, «Дорога и судьба», 1967, и др.), выразивших тяжкий опыт сталинских лагерей, звучит и тема Москвы (стихотворный сборник «Московские облака», 1972). В 1960-х познакомился с А. Галичем.

С 1973 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вел рабочие тетради, разбор и публикацию которых продолжает до сих пор Ирина Павловна Сиротинская, которой В.Т. Шаламов передал права на все свои рукописи и сочинения.

Последние годы

Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине). Тем не менее, и там он продолжал писать стихи. Наверное последняя публикация Шаламова состоялась в парижском журнале «Вестник РХД» № 133, 1981. В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы.

15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года.

«Определенную роль в этом переводе сыграл и тот шум, который подняла вокруг него со второй половины 1981 года группа его доброжелателей. Были среди них, конечно, и люди действительно добрые, были и хлопотавшие из корысти, из страсти к сенсации. Ведь именно из них у Варлама Тихоновича обнаружились две посмертные „жены“, с толпой свидетелей осаждавшие официальные инстанции. Бедная, беззащитная его старость стала предметом шоу».

Несмотря на тот факт, что Шаламов всю жизнь был неверующим, Е.Захарова - одна из находившихся рядом с Шаламовым последний год его жизни настояла на его отпевании. Отпевал Варлама Шаламова прот. Александр Куликов , ныне настоятель храма Свт. Николая в Кленниках (Маросейка).

Шаламов похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. На похоронах присутствовало около 150 человек. А. Морозов и Ф. Сучков прочитали стихи Шаламова.

Места памяти

На могиле Шаламова был установлен памятник работы его друга Федота Сучкова, также прошедшего через сталинские лагеря. В июне 2000 года памятник Варламу Шаламову был разрушен. Неизвестные оторвали и унесли бронзовую голову, оставив одинокий гранитный постамент. Это преступление не вызвало широкого резонанса и не было раскрыто. Благодаря помощи металлургов АО «Северсталь» (земляков писателя) в 2001 году памятник был восстановлен.

С 1991 года действует экспозиция в Вологде в Шаламовском доме - в здании, где родился и вырос Шаламов и где сейчас располагается Вологодская картинная галерея. В Шаламовском доме каждый год в дни рождения и смерти писателя проводятся вечера памяти, а также прошло уже 5 (1991, 1994, 1997, 2002 и 2007 гг.) Международных Шаламовских чтений (конференций).

Мемориальная доска на фасаде Шаламовского дома

В 1992 году был открыт Литературно-краеведческий музей в селе Томтор (Республика Саха (Якутия)), где Шаламов пробыл последние два года (1952-1953) на Колыме.

В 2005 году была создана комната-музей В. Шаламова в поселке Дебин, где действовала Центральная больница заключенных ГУЛАГа (Севвостоклага) и где Шаламов работал в 1946-1951 гг.

Также Шаламову посвящена часть экспозиции Музея политических репрессий в поселке Ягодное Магаданской области, созданного в 1994 году местным краеведом Иваном Паникаровым.

21 июля 2007 мемориал Варлама Шаламова был открыт в Красновишерске - городе, выросшем на месте Вишлага, где он отбывал свой первый срок.

  • 5 июня 1907 года (по старому стилю это было 18 июня) - Шаламов Варлам Тихонович появился на свет в Вологде.
  • Отец – Тихон Николаевич Шаламов (от. Тихон), священник, несколько лет прослуживший в Американской православной миссии на Аляске. Мать будущего писателя была учительницей. В семье, кроме Варлама, который был младшим ребенком, росли еще четверо детей.
  • 1914 год – поступление Шаламова в вологодскую гимназию Александра Благословенного.
  • 1923 год – окончание школы второй ступени в Вологде.
  • 1924 год – переезд будущего писателя в Москву.
  • 1924 -1926 года – Варлам Шаламов работал дубильщиком на одном из кожевенных заводов в Подмосковье (Кунцево).
  • 1926 год – поступление в МГУ на недавно созданный факультет советского права, где в скором времени он начал сотрудничать с троцкистской группой МГУ.
  • 1928 год – отчисление из МГУ. Официальная причина - "за сокрытие социального происхождения», а истинная – не указал в анкете, что отец священник.
  • 1927 - 1929 год - участие Шаламова в политических оппозиционных демонстрациях.
  • 19 февраля 1929 год – арест Варлама Шаламова за подпольное распространение дополнения к письму «Завещание Ленина », а также за связь с троцкистской группой.
  • 1929-1932 год – концентрационный лагерь (концлагерь) и ссылка на Урал в Соловки (Вишерское отделение Соловецких лагерей особого назначения).
  • 1932 год – возвращение Шаламова в столицу, где он занялся писательской деятельностью: печатает статьи в ведомственных журналах, пишет очерки, статьи.
  • 29 июня 1934 год - брак Варлама Тихоновича с Галиной Игнатьевной Гудзь.
  • 13 февраля 1935 год – рождение единственной дочери Елены.
  • Январь 1937 год – второй арест Шаламова. В этот раз ему вменялась «контрреволюционная троцкистская деятельность». Писатель был осужден на 5 лет лагерей с использованием на тяжелых физических работах. Отбывал срок Шаламов на Калыме.
  • 22 июня 1943 год – новый, на этот раз 10-летний, срок заключения за антисоветскую агитационную работу. По словам писателя, осудили его за то, что он в разговоре причислил Бунина к русским писателям-классикам.
  • 1946 - 1953 год – Шаламов, освоив профессию фельдшера, трудится в хирургическом отделении больницы, устроенной для заключенных, которая располагалась в поселке Дебин на левом берегу р. Колымы, а также в поселке лесорубов.
  • 1949 год – Варлам Тихонович начинает писать стихи, которые позже войдут в его знаменитые "Колымские тетради".
  • 1951 год – освобождение из лагеря без права покидать Колыму в течение двух лет. Также писателю было запрещено возвращение в Москву.
  • 1953 год – отъезд с Колымы в Калининскую область. В пос. Туркмен Шаламов трудится агентом по снабжению, а также мастером на торфоразработках.
  • 13 ноября 1953 год - Шаламов лично встречается с Б. Пастренаком, с которым до этого был знаком только заочно. Пастернак помогает Шаламову наладить общение с представителями литературных кругов.
  • 1954 год – развод Варлама Шарламова с Г.И. Гудзь.
  • 1956 год – реабилитация Шаламова, его возвращение в Москву. Писатель начал опять печататься в журналах, среди которых «Знамя», Юность», «Москва». Женитьба на О.С.Неклюдовой.
  • 1961 год – выход книги стихов «Огниво».
  • 1964 год - издание «Шелеста листьев».
  • 1966 год – расторжение брака с О.С.Неклюдовой.
  • 1966 - 1967 года - Шаламов работает над созданием «Воскрешения лиственницы» (рассказы).
  • 1967 год - «Дорога и судьба» (книга стихов).
  • 1972 год - выходят в свет «Московские облака» (стихи). В этом же году Варлам Шаламов стал членом Союза писателей СССР.
  • 1972 год – Шаламов публикует в «Литературной газете» письмо, в котором выступает с протестом против издательств, которые самовольно публикуют произведения авторов, нарушая их авторское право и волю. Писательские круги негативно восприняли данное послание, многие из них отворачиваются от Шаламова.
  • 1973 – 1982 года – жизнь в Доме инвалидов и престарелых в Тушино, куда Шаламов был определен в связи с тяжелой болезнью – Варлам Тихонович утратил зрение и слух, тяжело передвигался.
  • 1977 год - издание «Точки кипения» (сборник стихов)
  • 15 января 1982 года – перевод писателя в пансион для психохроников.
  • 17 января 1982 года – смерть Шаламова, вызванная пневмонией, которой Варлам Тихонович заболел во время транспортировки в пансион.
Варлам Тихонович Шаламов (1907 – 1982)

Варлам Шаламов родился в 1907 году в Вологде. Его отец был священником. Шаламов не был религиозен. Его привлекала другая сторона духовной жизни - книги.

В 1926 Варлам Шаламов поступил на факультет советского права в МГУ. Жажда деятельности переполняла его, он вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. Но тут произошло роковое событие, предопределившее всю его последующую судьбу. В 1929 Шаламов был арестован по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания Ленина. Это было знаменитое «Письмо съезду». Трехлетнее заключение Шаламов отбывал в одном из лагерей Северного Урала, где зеки строили громадный химкомбинат. В 1932 году, выпущенный на волю, Варлам Шаламов возвратился в Москву.

В 1937 Шаламова арестовали. Сначала он был осужден - как бывший заключенный - на 5 лет, потом еще на 10 - за антисоветскую агитацию. Свой срок Варлам Шаламов получил за то, что назвал эмигранта Ивана Бунина русским классиком. Писателя направили в самое пекло «архипелага ГУЛАГ» - на Колыму. Там добывали золото для страны десятки тысяч ни в чем не повинных людей. В этом аду Варламу Тихоновичу Шаламову помогли выжить фельдшерские курсы, которые он окончил в 1945 году, за 6 лет до освобождения.



Лагерный опыт Шаламова был горше и дольше моего, и я с уважением признаю, что именно ему, а не мне досталось коснуться того дна озверения и отчаяния, к которому тянул нас весь лагерный быт.
А. И. Солженицын

В одном из лучших рассказов, в «Сентенции», Шаламов с беспристрастностью медика рассказывает о смерти и воскресении человека.

Умирающий, почти мертвый от голода герой рассказа оказывается в тайге, в бригаде топографов, на очень легкой работе.
Сбросив с себя непомерную тяжесть лагерного труда, герой рассказа впервые осознает, что он умирает и, анализируя свои чувства, приходит к выводу, что из всех человеческих чувств у него осталось одно - злость.

«Не равнодушие, а злость была последним человеческим чувством», - утверждает Шаламов.
Само освобождение от работы, даже без дополнительной еды (вся еда - кусок хлеба, ягоды, корни, трава) - производит чудо. К человеку начинают возвращаться чувства: приходит равнодушие. Ему все равно - будут его бить или нет, дадут хлеб или нет. А затем является страх. Теперь ему страшно лишиться этой спасительной работы, высокого холодного неба и боли в мышцах, которой давно уже не было. Потом приходит зависть.

«Я позавидовал мертвым своим товарищам… Я позавидовал и живым соседям, которые что-то жуют, соседям, которые что-то закуривают… Любовь не вернулась ко мне… Как мало нужна людям любовь. Любовь приходит тогда, когда все человеческие чувства уже вернулись».

До любви к людям возвращается любовь к животным. Герой не позволил застрелить самочку снегиря, сидевшую на яйцах.

Самой последней к человеку возвращается память. Но, вернувшись, она делает жизнь невыносимой, ибо память вырывает человека из ада, в котором он живет, напоминая, что существует и другой мир.
Приходит воскрешение человека, но одновременно кончается перерыв и надо снова возвращаться в шахту - на смерть. Героев Шаламова ждет только смерть. «Специальная инструкция гласит: уничтожить, не позволить остаться в живых» («Лида»).
На вопрос «почему люди продолжают жить в нечеловеческих условиях?», почему лишь единицы кончают жизнь самоубийством, Шаламов дает два ответа. Одних, очень немногих, поддерживает вера в Бога. С глубокой симпатией, но и с некоторым недоумением перед явлением ему непонятным, необъяснимым, рассказывает он о заключенном-священнике, который молится в лесу («День отдыха»), о другом священнике, которого - в виде редчайшего исключения - позвали исповедать умирающую («Тетя Поля»), о немецком пасторе («Апостол Павел»). Истинная вера, облегчающая страдания и позволяющая жить в лагере - явление не частое.
Большинство заключенных продолжает жить, ибо надеется. Именно надежда поддерживает еле теплящийся огонек жизни у колымских узников. Шаламов видит в надежде зло, ибо очень часто смерть лучше жизни в аду.

«Надежда для арестанта всегда кандалы. - пишет Шаламов. - Надежда всегда несвобода. Человек, надеющийся на что-то, меняет свое поведение, чаще кривит душой, чем человек, не имеющий надежды» («Житие инженера Кипреева»). Поддерживая волю к жизни, надежда обезоруживает человека, лишает возможности умереть достойно. Перед лицом неизбежной смерти надежда становится союзницей палачей.


Отвергая надежду, Шаламов противопоставляет ей волю к свободе. Неукротимую любовь не к абстрактной свободе, а к индивидуальной свободе человека. Этой теме посвящен один из лучших рассказов Шаламова - «Последний бой майора Пугачева». В рассказе майор Пугачев бежит из немецкого плена, но, попав к своим, арестовывается и отправляется на Колыму. Шаламов дает герою рассказа символическое имя - Пугачева, вождя крестьянской войны, потрясшей Россию в XVIII веке. В «Последнем бое майора Пугачева» писатель рассказывает историю людей, решивших быть свободными или умереть с оружием в руках.

Важное место в «Колымских рассказах» занимают уголовники, «блатные». Шаламов даже написал исследование на эту тему - «Очерки преступного мира», в котором он пытался проникнуть в психологию «блатных».

Столкнувшись в лагере с живыми профессиональными преступниками, Шаламов понял, как ошибался Горький и другие русские писатели, увидевшие в уголовниках бунтарей, романтиков, отвергавших серую, мещанскую жизнь.

В целой серии рассказов - «На представку», «Заклинатель змей», «Боль», в «Очерках преступного мира» Варлам Тихонович показывает блатных - людей, потерявших все человеческое - грабящими, убивающими, насилующими так же спокойно и естественно, как другие люди спят и едят. Писатель настаивает на том, что уголовникам чужды все чувства. «Лагерь - это дно жизни. - пишет Шаламов. - «Преступный мир» - это не дно дна. Это совсем, совсем другое, нечеловеческое».

При этом, замечает Шаламов, следует различать человека, укравшего что-либо, хулигана и вора, члена «преступного мира». Человек может убивать и воровать и не быть блатарем. «Любой убийца, любой хулиган, - утверждает Шаламов, - ничто по сравнению с вором. Вор тоже убийца и хулиган плюс еще нечто такое, чему почти нет имени на человеческом языке».

Ненавидя уголовников, не находя для них ни одного слова снисхождения, Варлам Шаламов показывает особенность воровского мира. Это - единственная организованная сила в лагерях. Их организованность, их сплоченность выглядят особенно внушительно на фоне полной разобщенности всех других заключенных. Связанные строгим воровским «законом», блатные чувствуют себя в тюрьме и лагере дома, чувствуют себя хозяевами. Не только их беспощадность, но и их сплоченность дает им силу. Этой силы боится и начальство.


Уголовники и начальство - это две силы лагерного мира. Они здесь дома. Начальство такое же жестокое, беспощадное и такое же растленное, как и уголовники. Шаламов показывает вереницу уголовников - убивающих за свитер, убивающих для того, чтобы не ехать в лагерь, но остаться в тюрьме. И рядом такую же галерею начальников различных уровней - от полковника Гаранина, подписывающего списки расстрелянных, до садиста инженера Киселева, собственноручно ломающего кости заключенным.

agunovskij.ucoz.ru ›index…tikhonovich_shalamov…107
«В искусстве существует закон „всё или ничего“, столь сейчас популярный в кибернетике. Иными словами, нет стихов менее квалифицированных и более квалифицированных. Есть стихи и не стихи. Это деление более правильное, чем деление на поэтов и не поэтов». Впервые в отдельном издании собраны теоретические работы Шаламова, посвященные литературе. В том числе знаменитая теория «новой прозы», диагностирующая смерть романа, на смену которому приходит, по мнению Шаламова, короткая проза документа, вернее «проза, выстраданная как документ». В этом сборнике Шаламов выступает как исследователь литературы, теоретизирующий не только чужой, но и свой собственный литературный опыт.

Мне не сказать, какой чертою
Я сдвинут с места -- за черту,
Где я так мало, мало стою,
Что просто жить невмоготу.

Здесь -- не людское, здесь -- Господне,
Иначе как, иначе кто
Напишет письма Джиоконде,
Засунет ножик под пальто.

И на глазах царя Ивана
Сверкнет наточенным ножом,
И те искусственные раны
Искусства будут рубежом.

И пред лицом моей Мадонны
Я плачу, вовсе не стыдясь,
Я прячу голову в ладони,
Чего не делал отродясь.

Я у себя прошу прощенья
За то, что понял только тут,
Что эти слезы -- очищенье,
Их также «катарсис» зовут.

Литературные эссе Варлама Шаламова, впервые вышедшие отдельным томом, способны полностью поменять его образ в читательском сознании. Худой измученный человек в шапке-ушанке (полжизни лагерей, небольшой томик пронзительной лагерной прозы и психоневрологический интернат в финале) вдруг поправляет галстук, оказываясь интеллектуалом, эрудитом, блестящим литературоведом, иронич-ным критиком. Проведя многие годы в полной изоляции от культурного пространства, Шаламов удивительным образом выходит в авангард литератур-ных споров своего времени: он рассуж-дает об антиутопии Хаксли, ссылается на французских сюрреалистов, продолжает идеи Якобсона и разбирается в структурализме.

Вернувшись из лагеря, Шаламов был крайне недоволен состоянием современного литературоведения, особенно науки о стихах: не понимал, почему в стиховедении не введено и не разработано такое важное понятие, как поэтическая интонация, которая позволяет отличить стихи от не-стихов. Классическим примером «интонационного плагиата» Шаламов, например, считал «Реквием» Ахматовой, объявленный Чуковским ее главным вкладом в русскую поэзию, но написанный в интонациях раннего Кузмина. Большой блок работ по теории стихосложения, над которыми Шаламов трудился несколько лет, так и остался до сих пор невостребованным.

Впрочем, самое неожиданное в книге — затерявшаяся где-то в разделе теории прозы авторецензия «Моя проза». Превратив свой человеческий лагерный опыт в опыт литературный, Шаламов делает следующий шаг — он подвергает собственные произведения и собственный творческий метод отстраненному литературоведческому анализу. В Шаламова-писателя, который смотрит на Шаламова-лагерника, вглядывается Шаламов-литературовед. В риторике немецкого философа Теодора Адорно это можно было бы назвать «литературоведением после Освенцима».

Шаламов о структурализме

1907, 18 июня (5 июня по старому стилю) - в городе Вологде в семье священника Софийского собора Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам (Варлам).

1914 - Варлаам принят в подготовительный класс мужской гимназии им. Александра Благословенного города Вологды.

1923 - оканчивает единую трудовую школу второй ступени № 6 - преемницу гимназии.

1924 - уезжает из Вологды и устраивается на работу дубильщиком на кожевенный завод в селе Кунцеве Московской области.

1926 - поступает на факультет советского права Московского государственного университета.

1927, 7 ноября - участвует в демонстрации оппозиции, посвященной 10-летию Октября, проходившей под лозунгом «Выполним завещание Ленина!».

1928 - исключен из университета за «сокрытие социального происхождения». Посещает литературные кружки О.М. Брика и С.М. Третьякова при журнале «Новый ЛЕФ».

1929, 19 февраля - арестован ОГПУ в подпольной типографии, печатавшей листовки под названием «Завещание Ленина». Осужден как «социально опасный элемент» на три года заключения в лагерях.

13 апреля - после содержания в Бутырской тюрьме отправлен в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Вишерского ЦБК и Березниковского химкомбината под руководством Э.П. Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя.

1931, октябрь - освобожден из лагеря и восстановлен в правах. Работает на Березниковском химкомбинате, чтобы собрать средства на возвращение в Москву.

1932 - возвращается в Москву и становится сотрудником профсоюзных журналов «За ударничество» и «За овладение техникой».

Последний приезд Варлама в Вологду.

1936 - публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в первом номере журнала «Октябрь».

2 июня - Особым совещанием при НКВД приговорен за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» к лишению свободы на пять лет со ссылкой в исправительно-трудовые лагеря со спецуказанием использования на тяжелых работах.

14 августа - с большой партией заключенных на пароходе «Кулу» доставлен в Магадан, откуда этапирован на золотодобывающий прииск «Партизан».

1938, декабрь - арестован по сфабрикованному лагерному «делу юристов» и заключен в следственную тюрьму в Магадане, затем помещен в тифозный карантин пересыльной тюрьмы.

1939, апрель - 1940, август - работает в геолого-разведочной партии на участке «Черное озеро» - землекопом-шурфовщиком, помощником топографа.

Осень - направлен на вспомогательные работы близ поселка Ягодное, где при голодном пайке становится «доходягой».

Март - направлен на прежнее место работы. Лето - при содействии врача Н.В. Савоевой возвращен в «Беличью», где при больнице временно работал культоргом и подсобным рабочим.

1945, весна - работает на прииске «Спокойный».

Осень - Шаламов работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки и голода, решается на побег, в наказание за это вновь направляется на штрафной прииск «Джелгала».

1946, весна - работает на прииске «Сусуман». В тяжелом состоянии попадает в санчасть, где встречается со знакомым врачом А.М. Пантюховым. После выздоровления с помощью Пантюхова направлен учиться на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана.

Декабрь - после окончания курсов определен на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег».

1949, весна - 1950, лето - работает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради».

1950-1951 - работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

1951, 13 октября - окончание срока заключения. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма (Оймяконский район, Якутия), чтобы скопить денег для отъезда с Колымы. Пишет стихи и посылает их с врачом Е. А. Мамучашвили в Москву, Б.Л. Пастернаку. Начинается переписка двух поэтов.

29 ноября - устраивается мастером в Озерецко-Неплюевское строительное управление треста «Центрторфстрой» Калининской области.

1954, 23 июня - поступает на Решетниковское торфопредприятие Калининской области агентом по снабжению. Живет в поселке Туркмен; в этом же году начинает работать над первым сборником «Колымские рассказы». 1956, 18 июля - реабилитирован за отсутствием состава преступления (официальная справка о реабилитации получена 3 сентября); в этом же году переезжает в Москву, расторгает отношения с Г.И. Гудзь и заключает брак с О.С. Неклюдовой.

1957 - работает штатным, затем внештатным корреспондентом журнала «Москва»; публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя» (№ 5).

1957-1958 - у Шаламова диагностирована болезнь Меньера, писатель лечится в Боткинской больнице. Получает инвалидность третьей, затем второй группы.

1959-1964 - работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир».

1961 - в издательстве «Советский писатель» выходит первая книжка стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира».

1964 - издает книгу стихов «Шелест листьев».

1964-1965 - завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

1965 - в журнале «Сельская молодежь» (№ 3) выходит рассказ «Стланик» - единственный из «Колымских рассказов», опубликованный в СССР при жизни писателя.

1966, февраль - в связи с процессом А. Синявского и Ю. Даниэля пишет публицистическое «Письмо старому другу», которое анонимно распространяется в самиздате. Усиление внимания к Шаламову со стороны КГБ; в этом же году разводится с О.С. Неклюдовой, знакомится с И.П. Сиротинской.

1966-1967- работает над сборником рассказов «Воскрешение лиственницы».

1967 - выходит третья книга стихов «Дорога и судьба».

1968-1971 - работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда».

1970-1971 - работает над «Вишерским антироманом» и «Воспоминаниями».

1972 - узнает о публикации на Западе, в издательстве «Посев», своих «Колымских рассказов». Пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с Шалимовым.

1972-1973 - издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. Работает над сборником «Перчатка, или КР-2», заключительным циклом «Колымских рассказов».

1977 - издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с семидесятилетием представлен к ордену «Знак Почета», но награды не получает. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Он начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни с потерей координации движений.

1978 - в Лондоне, в издательстве «Оверсиз пабликейшн», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке, также без ведома автора.

1979, февраль-апрель - находится в неврологическом отделении Московской клинической больницы № 67.

Май - с помощью друзей и Союза писателей направлен в пансионат для престарелых и инвалидов.

1980 - узнает о присуждении ему премии французского Пен-клуба, премии он так и не получил. В США выходит первый перевод «Колымских рассказов» на английский язык. Книга получает восторженные отзывы.

1980-1981 - переносит инсульт. Любитель поэзии А.А. Морозов публикует его стихи в Париже, в «Вестнике русского христианского движения», что вызывает новый шум вокруг больного писателя.

1982, 15 января - по заключению медкомиссии Шаламова переводят в пансионат для психохроников.

17 января - скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Статья посвящена краткой биографии Шаламова - русского писателя и поэта, прославившегося своим описанием жизни в советских лагерях.

Биография Шаламова: ранние годы и первый срок

Варлам Тихонович Шаламов родился в 1907 г. В 1923 г. закончил школьное обучение и начал работать на заводе. Через три года сдал вступительные экзамены в МГУ.

Шаламов активно участвует в общественной жизни. Он посещает литературные вечера, заводит широкий круг знакомств среди культурной молодежи. Шаламов пишет собственные стихи. Участие в политической жизни выразилось в поддержке оппозиции.

В 1929 г. Шаламов был арестован и приговорен к заключению на три года. После освобождения некоторое время работал на стройке, потом приехал в Москву и устроился журналистом. В 1936 г. вышел в свет первый рассказ Шаламова.

Биография Шаламова: "колымский" период

В Советском Союзе начиналась эпоха "великой чистки". Естественно, она не могла пройти стороной и бывшего политзаключенного. Шаламов был вновь осужден, на этот раз на пять лет лагерей. Писатель находился на общих физических работах, его срок был продлен. За попытку бегства был переведен в штрафную зону.
Неизвестно, остался бы Шаламов в живых, если бы не помощь одного врача, который сумел устроить писателя на образованные при лагере фельдшерские курсы. Шаламов их окончил и перешел на более привилегированное положение лагерного фельдшера. За долгие годы заключения Шаламовым был написан цикл стихотворений, составивших сборник "Колымские тетради". Духовное воспитание оставило своей след в творчестве поэта. Его стихотворения насыщены библейскими мотивами.

В целом лагерная поэзия Шаламова направлена на поиск всего доброго и человечного, что могло сохраниться в заключенных. Ужасающие картины безжалостных физических расправ, "звериного" образа жизни сочетаются с изображением невероятно трогательных и одухотворенных личностей, которых не могут сломить никакие беды и невзгоды. Шаламов верит в конечное торжество истины и справедливости.

Биография Шаламова: период зрелости

В 1951 г. Шаламова освободили, но еще два года он был обязан проработать фельдшером в лагере. После этого он смог наконец-то уехать. Шаламов работал в Калининской области. Его семьи уже не было, здоровье писателя было значительно подорвано годами заключения. В это время Шаламов занимается главным делом своей жизни - автобиографическими воспоминаниями "Колымские рассказы". В этом цикле произведений изложены все впечатления писателя о своей лагерной жизни. Шаламов ведет повествование либо под собственной фамилией, либо под псевдонимом. Но все, что описано в цикле, - строго документальные сведения, значительно обогащенные художественным мастерством автора.

Суровая правда лагерной жизни изображается Шаламовым без излишних ярких оборотов и красивых фраз. Произведения цикла отличаются сдержанностью. Но именно в этом кроется их невероятное воздействие на читателя, который буквально окунается в атмосферу жизни обычного заключенного. Шаламов практически воздерживается от какой-либо критики существующего положения, он предлагает читателю самому сделать собственные выводы из повествования.

В отличие от взглядов некоторых заключенных (преимущественно духовного звания), Шаламов не считает перенесенные страдания средством для очищения души. Он утверждает, что нахождение в лагере - зло, уничтожающее в человеке все лучшие черты.

В 1956 г. Шаламова реабилитировали и он смог вернуться в Москву. Через некоторое время поэт и писатель устроился внештатным корреспондентом. Были изданы его некоторые стихотворения. В 70-е гг. выходили сборники Шаламова. В рубеже 70-80-х гг. "Колымские рассказы" были опубликованы в нескольких зарубежных издательствах. После этого к писателю пришла мировая известность.

Тяжелые годы сказались на здоровье писателя. В 1979 г. он был помещен в пансион, находясь в очень тяжелом состоянии. Он уже не мог писать, но продолжал работу, диктуя свои произведения. В 1982 г. Шаламова не стало.
Перестройка возродила интерес к творчеству писателя. В печати стали появляться его произведения, не пропущенные в прошлом цензурой. Они пользуются большой популярностью. Произведения Шаламова сохраняют в памяти потомков тех людей, которые безвинно перенесли невероятные страдания, оставаясь при этом Людьми.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...