Методика зайцева официальный. Методика Зайцева – секрет обучения детей

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
Таблицы Зайцева

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их. Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

Кубики Зайцева: что это такое

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия. Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения. Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении. Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков. Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева. Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Ни одна из методик обучения чтению и письму не может быть совершенна. Рассмотрим позитивные и негативные моменты при обучении детей чтению по методике Николая Зайцева.

Достоинства методики

Беглое чтение

Разумеется, к основным достоинствам методики Зайцева относится то, что в игре ребенок быстро запоминает сочетания букв. Так как вместо букв на кубиках используют склады, ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв - он просто сразу читает согласную и гласную вместе. Таким образом, ребенку намного легче освоить процесс чтения.

Грамотное письмо

Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, вы не найдете склада, сочетающего в себе шипящие с Ы. соответственно, обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит подобные ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.

Отсутствие возрастных ограничений

Вы можете учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год. Методика Зайцева, хоть и разработана для работы в детских садах, эффективно обучает детей, как самого младшего дошкольного возраста, так и деток, которые пошли в первый класс.

Быстрый эффект

Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4-5 занятий с кубиками и таблицами. Таким образом, зайцевская методика очень пригодится, если ребенок испытывает трудности со школьной программой в первом классе или совсем не умеет читать к пяти-шести годам. Методика работает очень быстро и эффективно.

Самостоятельность

По мнению самого автора методики, учебный материал должен влиться в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия не должны быть подчеркнуто серьезными - они должны проводиться незаметно, в игровой форме. Подбрасывая ребенку кубики во время игры, вы даете ему новую информацию, развлекаете его, а ребенок учится уже самостоятельно - ведь он может играть и без вашей помощи, составлять слова и выполнять различные задания.

Укрепление здоровья и общее развитие

Набор Зайцева представляет собой разноцветные кубики разного размера, которые еще и издают различные звуки: трещат, звенят и так далее. Таким образом, автор воздействует сразу на несколько анализаторов.

Цвет кубиков подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.

Звуки, издаваемые кубикам, различны по высоте и тембру.

Кроме этого, Зайцев советует родителям и преподавателям озвучивать склады так называемыми попевками. Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма.

Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами.

Правильно размещенные таблицы - выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянутся к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.

Недостатки

А в школе все не так

Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. Начнем с того, что понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова - сложно для ребенка. И одновременно, это необходимо для того чтобы в дальнейшем суметь правильно разобрать морфемный состав слова и правильно произносить слова. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.

Также стоит отметить, что цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. А значит, если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет очень сложно переучить.

Отсутствие последовательности

Как уже было отмечено выше, Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно. Поэтому воспитателям придется выполнять двойную работу, объясняя детям, какие именно слова могут включать в себя букву Э после согласного, а какие - нет.

Дороговизна и трудоемкость методики

Как ни печально, однако, учебные пособия Николая Зайцева далеко не всем доступны. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если вы решили делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и ваше время тоже.

Кстати, о времени. Кубики Зайцева продаются в виде заготовок. То есть вам придется потратить массу времени и сил, чтобы склеить кубики и как-то защитить их от детского интереса. Ведь двух-трех летний малыш вполне может порвать кубики с целью посмотреть, что там внутри.

Кубики картонные, а значит, как бы вы ни старались. Они быстро придут в негодность. А это значит, что вам нужно будет тратить еще больше денег, чтобы купить новые пособия.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.
  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...