Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста. Игровые приемы в продуктивной деятельности дошкольника

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»




Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;
- фишки за правильные ответы.

Ход игры:

1 вариант игры:

Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих разный стиль украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.

2 вариант игры:

Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.

3 вариант игры:

Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по собственному желанию (меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).

4 вариант игры:

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

5 вариант игры:

Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.


Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.

Юлия Белоносова
Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Картотека по изобразиельной деятельности для детей дошкольного возраста .

1. Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель : закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения .

Материал и оборудование : карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры : нарисовать овалами не менее 5 изображений растений , раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия : дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

2. Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки» .

Цель : учить детей сравнивать цвет , фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал и оборудование : карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.) .

Правила игры : взять по две карточки разного цвета , назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

Игровые действия : угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. Дидактическая игра «Портреты» .

Цель : научить детей рисовать голову , используя шаблоны.

Материалы и оборудование : лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей , глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Игровые действия : на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку » .

Цель : уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета» ; продолжать учить составлять картинку по памяти , используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал и оборудование : 4 картинки с изображением несложных сюжетов , геометрические формы, встречающиеся на этих картинках , цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры : внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец , по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия : изображение сюжета , дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания :

Расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым) ;

Раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. Дидактическая игра .

Цель : закрепить знания детей детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона

Правила игры : воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя : «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

6. Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички» .

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички, геометрические фигуры.

Правила игры : воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами : «Укрась варежки кружками» и т. д.

7. Дидактическая игра «Цветное лото» .

Цель : развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного цвета.

Материал и оборудование : 4 карты , разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета : красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар; бумажные квадратики таких же цветов.

Правила игры : воспитатель раздаёт детям карты , а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах , и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы художником. Например : «У меня все предметы жёлтого цвета» или : «У меня синие предметы» .

Публикации по теме:

Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Картотека игр по экологическому развитию для детей дошкольного возраста Съедобное – не съедобное Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материалы.

На современном этапе развития дошкольного образования (ФГОС, по-прежнему, актуальной задачей для образовательного учреждения, является.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) Указательный и средний, Безымянный.

Картотека стихов для детей старшего дошкольного возраста о профессиях Стихотворения для детей 4-6 лет о профессиях. Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель:

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель:

«Дорисуй узор»

Цель:

Ход игры:

«Найди друзей среди красок »

Цель:

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:

Ход игры:

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Подбор видов игр и самих игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью:


- творческие
- сюжетно-ролевые




- игры-задания
- игры – соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.

На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр:

Дидактические игры и упражнения
- творческие
- сюжетно-ролевые
- игры на развитие мелкой моторики рук
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
- игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий,
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- игры-задания
- игры – соревнования.

Дидактические игры и упражнения

1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
3. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
4. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
5. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
6. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
1)Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
2) На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
3) «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
4)После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
7. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
8. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д. Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
Дидактические игры на занятиях по изо- деятельности в детском саду.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.
9. Игра «Цветные картинки
Цели:
-формировать умение анализировать цвет предмета;
- учить узнавать и называть цвет;
- учить группировать предметы по общему признаку
Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Для прочности корзинки и фигуры собак обклеены с двух сторон скотчем.
Ход игры:
- Спросить, какого цвета корзинки?
- Какого цвета бантики у собак на шее?
- Рассадите собак в корзинки так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзинку-только собаки с красными бантами, в желтую-только с желтыми и т. д.
10. Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение
11. Игра «Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
12. Игра «Волшебный пейзаж»
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.
13. Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру

Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
14.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их
15. Игра «Матрёшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Творческая игра «Свет и тени»


Цель:
- воспитание у обучающихся интерес к различным явлениям природы;
- умение видеть красоту окружающих предметов при конкретном освещении (искусственном, направленном, дневном, солнечном).
Задачи:
- научить обучающихся передавать в изображении освещенные и теневые стороны предметов изображения (мяч, коробка и др. предметы).
Художественные способности: развитие пространственного мышления, внимания, наблюдательности, умение видеть и передавать контраст.
Знания, умения и навыки: движение Солнца и Луны по небосводу вокруг Земли, навыки работы с контрастным светом (свет и тени); смешивание красок на палитре.
Художественные и наглядные материалы: бумага, гуашь, кисти, таблица движения планет, репродукции с изображением ночи, солнечного дня и пасмурного дня (Н.Крымов, И.Левитан, А.Куинджи, К.Моне «Восход солнца»).
Этапы работы: Детям в течение нескольких дней предлагается понаблюдать, когда они идут в детский сад или домой за Солнцем и Луной, как меняется освещение, как ведут себя птицы, цветы, деревья и т.д. На прогулке дети наблюдают, как меняется цвет падания тени от предмета и какой цвет предмета в зоне его освещения. В качестве упражнения дети могут нарисовать несколько предметов при разном освещении. Детям обязательно необходимо проговаривать свое отношение к тому или иному цвету, оценивать свои ощущения при восприятии этого цвета, и педагог непременно должен спрашивать ребенка, почему он так чувствует.

Сюжетно-ролевые игры


1. Игра "Следствие ведут знатоки"
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – обучающиеся класса.
2. Игра «Поможем подобрать краски художнику»
Материал: небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков (5-6 цветов) несколько штук.
Ход игры: на середине стола «краски» (разноцветные прямоугольники). Рассказ о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете. «Задумал художник нарисовать лето. Он решил изобразить луг с пёстрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».
Предложить детям подумать, какие краски понадобятся художнику для картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник.
Рассказ о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу с клёнами, берёзами, рябинами, тонкими осинками. А рядом с лесом - опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и говорят, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях – жёлтой, оранжевой, красной.
В одном из описаний картины следует упомянуть о небе при закате или восходе солнца.
Аналогично можно описать зимнее утро, картину цветущей весенней природы.
3. Игра «Художественный салон»
Дети рассматривают, выставленные в «художественном салоне» репродукции, желающие - «покупают» понравившиеся. Тот, кто приобрёл наибольшее количество картин, имеет право оформить выставку.
Основное правило: картина «продаётся» в том случае, если ребёнок назвал художника или жанр, для чего он хочет приобрести картину (в подарок, для украшения дома) и т. д.
Вопросы для продавца: сюжет картины, какое настроение, почему понравилась и другие.
«Купивший» большее количество картин, оформляет выставку и получает роль продавца картин.
4. Игра «Выставка картин»
Двое обучающихся оформляют выставку картин, отличных по содержанию и жанру. Остальные дети придумывают рассказ от имени экскурсовода по следующему плану:
Почему эти произведения размещены так? (общая тема или один жанр)
Какое произведение понравилось и почему?
Что особенно живописно показал художник? Каким образом? (цветом, построением, передачей настроения)
«Лучшим оформителем» становится тот, кто удачнее расположил картины, подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. «Лучшим экскурсоводом» - составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине и верно ответивший на вопросы детей, а задавший самый интересный вопрос получает звание «Лучший зритель».

Игры на развитие мелкой моторики рук


1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша.
Карандаш в руках катаю (прокатываем карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами)
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами)
Быть послушным научу (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками
обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по
столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют
в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу).
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
(Грозят пальчиком)
(Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
(Делают хватательное движение обеими руками.)
(Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)
5. Пальчиковая игра «Я художник»
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец
каждой из них слегка оттопыриваются в стороны,
показывая рога быка и коровы. Дети произносят:
«My-у!..»)
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях»,
шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы
с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном
положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице).
6. Массаж пальцев «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)
(Интенсивно растереть кисти
(Энергично встряхивать кистями рук.)
7. Пальчиковая игра «Осенний букет»
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем
кулачки.)
(Загибать поочередно
пальцы: большой,
указательный, средний,
безымянный, мизинец.)
(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы .


Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, обучающиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения - индивидуальные задания каждому обучающемуся).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных «Фантастическое животное, птица, рыба». Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение нитепечатанием.
Обучающиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

Игры и упражнения по цветоведению


1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй - холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше красок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.


1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале занятия. Обучающиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, архитектор...
2. Объясните значение слова.
3.Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
4. Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
5. Блиц-контроль (вопрос - ответ).
Для проведения блиц- контроля можно использовать «волшебный мяч». На столе педагога мяч, стороны которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету стороне мяча соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Педагог поворачивает мяч одной из граней к обучающимся, а обучающиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале занятия.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и
т. д.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства


1. Сравните впечатления.
Обучающиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь обучающихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
2. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
3. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Обучающиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Игры-задания

«Грустный и веселый дождик».
Цель: воспитывать эстетическое отношение к явлениям природы.
Задачи: проводить сравнительный анализ состояния природы в солнечный и пасмурный день.
Способности: передавать с помощью цвета, линий, пластики движений настроение дождя. Чувство ритма цвета и линии в композиции рисунка, передача движения.
Знания, умения и навыки: научить комбинировать различные приемы изображения дождя в живописи и рисунке, узнавать в музыке настроения дождя.
Художественные и наглядные материалы: пастели, цветные карандаши, тушь, фломастеры, кисточки от второго номера по четвертый, бумага простая, картон, цветная бумага.
Этапы работы: дошкольники наблюдают, как идет снег, как бегут ручьи, капают капли и образуются лужи, как меняется небо, какие на нем облака, какие происходят изменения в природе с деревьями, цветами, листьями, травой и землей под музыкальное сопровождение. Предлагается прослушать живую музыку, музыкальный руководитель проигрывает песни о дождике. Педагог показывает различные приемы работы с художественными материалами. Обучающиеся с помощий вопросов открывают возможные способы работы с материалами, изображают дождь на цветной бумаге, и какой для этого можно использовать цвет. Как линия, цвет, фактура может передать настроение дождя. Предлагается для просмотра слайды, репродукции картин И.Левитана «Осени» «В парке». Как вариант можно нарисовать музыку дождя. Прослушав произведения А. Вивальди, Бетховена, П.И.Чайковского. Детям предлагается подобрать цвета к определенной музыке.
«Музыка цвета» (живописи, цветная графика).
Цель: воспитание эстетического отношения к природе с помощью живописных работ и музыки.
Задачи: научить детей перекладывать музыку на цвет.
Способности: находить сложные цвета, выражать свои чувства через цвет и цветовые сочетания.
Знания, умения и навыки: знакомство с музыкальными произведениями, песнями, подбор заготовленных репродукций к конкретным музыкальным произведениям. Подбор каждому цвету определенной ноты.
Художественные и наглядные материалы: репродукции, музыкальный ряд.
Этапы работы: В ходе задания прослушивается музыка связанная с различным настроением (веселая, грустная и т.п.). Детям показывают различные репродукции и они подбирают подходящий к изображению музыку. Детям предлагается рассказ, какое настроение у музыки, какими красками лучше изобразить хорошее (плохое) настроение, смех (слезы) и объяснить почему так считается. Затем дети выполняют рисунок своей любимой мелодии.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...