Загадка пьесы «К Элизе»: Кому на самом деле Бетховен адресовал свое самое известное произведение. Загадка пьесы «К Элизе»: Кому на самом деле Бетховен адресовал свое самое известное произведение "Он всех заставит о себе говорить"

Людвиг ван Бетховен с детства проявлял талант к музыке, его первыми учителями стал отец Иоганн, служивший тенором в придворной капелле, и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Ключевую роль в становлении таланта Людвига сыграл также его дед, занимавший должность капельмейстера. Именно он первым заметил тягу внука к музыке и настоял на необходимости дать мальчику образование.

Людвиг ван Бетховен - выдающийся немецкий композитор и пианист.

В 21 год Людвиг отправляется в Вену, чтобы брать уроки у прославленного австрийского композитора Йозефа Гайдна, тот с одобрением отзывается о своем ученике. Бетховен быстро осваивает мастерство игры на фортепиано и охотно импровизирует. Интуитивно он находит новые пути, технику игры, комбинации, которые определят развитие музыки в XVIII веке.


Йозеф Гайдн - учитель Моцарта и Бетховена.

К 30 годам у Людвига стал резко ухудшаться слух. Для музыканта такой диагноз был хуже смерти, ведь под угрозой оказалась возможность заниматься музыкой. Как мог он старался скрывать недуг от окружающих, но постепенно замыкался в себе и становился нелюдим. Несмотря на то, что с годами Бетховен совершенно оглох, он все так же продолжал писать музыку, многие его самые известные произведения созданы на закате жизни.


Портрет Людвига ван Бетховена, написанный в 1820 году.

Исследователи, которые работают с архивами Людвига Бетховена, отмечают, что у композитора был совершенно неразборчивый почерк, очевидцы отмечали, что и с произношением у него возникали сложности. Все это дало основание предполагать, что, возможно, великий композитор страдал дислексией (плохое овладение навыками письма и чтения при общей способности к обучению). Именно из-за нечеткого почерка произведение, известное сегодня как пьеса «К Элизе», было опубликовано именно под таким названием.

Стоит отметить, что пьеса-багатель была опубликована спустя 40 лет после смерти композитора, ее обнаружил музыкант Людвиг Ноль. Интересно, что рукопись была случайно найдена в 1865 году, опубликована в 1867 году, но вскоре бесследно утеряна. На сегодняшний день сохранилась только копия Ноля, где находится оригинал – неизвестно. Следовательно, та информация, которой мы располагаем сегодня, - это то, как смог расшифровать записи Бетховена Ноль. Почти наверняка оригинал прочесть было довольно сложно, поэтому Ноль уделил основное внимание тому, чтобы правильно перенести ноты. Вряд ли для него принципиально важным было сохранить правильность наименования адресата.

Учитывая, что посвящение пьесы «К Элизе», долгие годы считалось, что ее адресат – Елизавета Алексеевна, жена российского императора Александра I.


Тереза Мальфатти - вероятный адресат пьесы Людвига ван Бетховена *К Элизе*.

Однако исследователь Макс Унгер выразил несогласие с этим утверждением. По его мнению, логично предположить, что адресатом могла быть Тереза Малфатти, ученица Бетховена и его близкий друг. Известно, что великий композитор был влюблен в Терезу и даже делал ей предложение руки и сердца в 1810 году (именно этим годом предположительно датировалась рукопись пьесы). Однако Тереза ответила отказом.


Портрет Элизабет Рёкель, еще одного возможного, но менее вероятного адресата.

Есть и третья версия, согласно которой пьеса могла быть написана для певицы Элизабет Рёкель и подарена ей на прощанье перед ее отъездом из Вены. Однако доподлинно известно, что рукопись находилось в распоряжении Терезы Малфатти, и в случае, если адресатом все же была Рёкель, не представляется возможным объяснить это обстоятельство.

Время создания: апрель 1810 года.

Эта фортепианная миниатюра стала одним из самых популярных произведений Бетховена (Donnerwetter! - добавил бы автор). Ее формальное название - Багатель No. 25 ля минор (WoO 59 и B 515), "Für Elise" ("К Элизе") является подзаголовком. Помимо художественных достоинств, популярность пьесы объясняется ее широким использованием в обучении, как хорошего упражнения а педальной технике.

Произведение было опубликовано только в 1867, через 40 лет после смерти композитора, Людвигом Нолем (Ludwig Nohl, Neue Briefe Beethovens, Stuttgart 1867), биографом и исследователем творчества Бетховена, который обнаружил рукопись в 1865 году. Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена Терезы фон Дроссдик, урожденной Мальфатти . Ноль утверждал, что она была датирована 27 апреля (без года). Позже рукопись была утрачена.

Точно не известно, кто такая "Элиза", которой посвящено произведение. Существует версия Макса Унгера (Max Unger), выдвинутая в 1923 году, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена "К Терезе", и, таким образом, посвящена уже упоминавшейся Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Композитор, как это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал ей предложение в 1810 году, однако получил отказ.

В 2009 году была опубликована версия Мартина Копитца , который предположил, что пьеса была посвящена немецкой певице Элизабет Рёкель (Elisabeth Röckel, 1793-1883), младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля, и, впоследствии, жене композитора Гуммеля (Johann Nepomuk Hummel). "Элиза" - как ее называли в Вене - была близким другом Бетховена с 1808 года.

Мартину Копитцу возражает Michael Lorenz в своей статье "Разоблаченная Элиза" .

В том же 2009 году испанский пианист и музыковед Лука Кьянторе (Luca Chiantore) утверждал в своей докторской диссертации (и в последовавшей за ней книге), что Бетховен, возможно, не был автором произведения в том виде, как оно было опубликовано Нолем и известно сегодня. Кьянторе построил свою версию на том, что подписанной Бетховеном рукописи, которую Людвиг Ноль положил в основу своей транскрипции, никогда не существовало. С другой стороны, известный исследователь Барри Купер (Barry Cooper) еще в 1984 году опубликовал эссе в Musical Times, где утверждал, что один из двух сохранившихся эскизов напоминает опубликованную версию.

Though usually designated a bagatelle, Für Elise has the form of a compact rondo (ABACA). In spite of its brevity, the work bears the distinctive stamp of its creator. There is a slight hint of brooding in the Slavic-tinged A minor refrain; the B episode, in F major, possesses the yearning, songlike character of so many of Beethoven"s slow movements. In the C episode, a very effective modulation from D minor to B flat major is achieved via a simple but very characteristic half-step shift in the bass. Like a tiny cut gem, Für Elise is flawless; even in an effort of such petite proportions, one is reminded of Leonard Bernstein"s observation of the "sense of rightness" which pervades all of Beethoven"s works. (All Music Guide)


Пожалуй, не найдется никого, кто бы хоть раз в жизни не слышал спокойную и убаюкивающую фортепианную пьесу «К Элизе» Людвига ван Бетховена . Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе» .




Биограф знаменитого композитора Людвиг Ноль (Ludwig Nohl ) первым высказал версию относительно адресата пьесы, которая изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»). Рукопись с нотами мелодии он обнаружил в доме Терезы Малфатти, которая в свое время была ученицей и другом композитора.

Тереза Малфатти фон Роренбах цу Децца. | Фото: img.rl0.ru.


Известно, что Бетховен был влюблен в Терезу и даже сделал ей предложение в 1810 году, которое она отвергла, предпочтя ему богатого дворянина. Людвиг Ноль интерпретировал надпись на нотах пьесы так: «Элизе от Л. Бетховена». Дело в том, что у самого композитора был ужасный неразборчивый почерк (считается, что он страдал легкой дислексией), поэтому биограф решил, что адресатом являлась Тереза, но оригинал названия исправлять не стал.



Эта версия считалась единственной вплоть до 2009 года, пока британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «Für Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля.



Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Позже сама певица вспоминала об одном из музыкальных вечеров, на которых присутствовал Бетховен, так: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки».



Незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рекель прядь свои волос и перо, которым он записывал свои партитуры.


Сегодня уже никто не скажет с достоверностью, кому же композитор посвятил свое творение, но «К Элизе» является одной из самых узнаваемых и любимых произведений

Радость для многих обучающихся по классу фортепьяно это исполнение сочинения «К Элизе» Людвига Бетховена . Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами Знаменитая ля-минорная багатель при жизни Бетховена издана не была. Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю, обнаружившему рукопись, на которой было написано: «Элизе от Л. Бетховена». Кем была эта Элиза, мы не знаем. Современные музыковеды сомневаются — не было ли посвящение по причине плохого почерка композитора прочитано неправильно. Знаменитое произведение Людвига Бетховена "К Элизе", как оказалось, на самом деле посвящено не Элизе, а Терезе. Рукопись этой фортепьянной элегии, написанной композитором в 1808 г., бесследно исчезла. Однако австрийским исследователям-музыковедам удалось точно установить, что во время создания композиции Бетховен ухаживал за дочерью венского врача Терезой Малфатти, и именно ей посвятил свое гениальное произведение. При наборе партитуры в типографии не смогли разобрать плохой почерк композитора, и на свет появилась элегия "К Элизе".

Beethoven Fur Elise Бетховен К Элизе
(Исполняет Малкус Александр Маркович) (Alexander Malkus)

«К Элизе» — восхитительно красивая музыка, но все-таки, играя ее, надо помнить, что написал ее не плейбойный герой в смокинге за белым роялем, не дамский угодник, а суровый и яростный Бетховен, у которого за каждым звуком стоит не желание понравится и покорить женское сердечко, а поведать о чем-то настоящем и, чаще всего, болезненно жгущем душу… Это не значит конечно, что играть ее надо излишне буйно, трагедийно или пафосно, но необходимо держать в себе образ Бетховена с его благородным, и большим сердцем, чтобы избежать впадения в сиропный елей или конфеточную оберточность… Посмотрите в конце концов на портрет Бетховена… Это - титан! И тогда и Вам, и Вашим благодарным слушателям в этой музыке раскроется много большее, чем просто красивая мелодия…

Für Elise by Beethoven for Piano & Orchestra

Тереза Малфатти


Элиза Рёкель

Вторая версия возникновения названия — это посвящение пьесы немецкой певице сопрано Элизе Рёкель, позднее ставшей женой Непомука Хаммеля. Элиза, как ее звали приходские священники, была подругой Бетховена с 1808 года.

Первая тема не является технически сложной и часто изучается новичками, она обеспечивает хорошее базовое упражнение для игры на фортепиано с использованием педалей техники. Однако, гораздо больше техники, необходимо в последующих частях.

Исп.Валентина Лисица. Seoul

« К Элизе » знаменитая фортепианная пьеса - багатель Людвига ван Бетховена. багатель Людвига ван Бетховена В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (), обнаружил рукопись « К Элизе ». В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и « К Элизе » на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (), виртуозно исполнявшей его произведения. Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ.1865 году Людвиг Ноль1923 году Макс Унгер Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом и исследователем творчества Бетховена Мартином Копитцем, автором издания « Бетховен глазами своих современников », пьеса « К Элизе » была посвящена немецкой сопрано - певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок. Однако каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти ещё при жизни Элизабет Рёкель, остаётся неясным.2009 году Мартином Копитцем Элизабет Рёкель Йозефа Рёкеля1810 году Вены Бамберг


Влюбчив был Людвиг Ван Бетховен, ох как влюбчив, причем влюблялся в своих учениц, что до добра не доводило. Потому как ученицы все были из богатых и знатных семей, и родители отказывали не то что в руке, но и от дома. Первый раз я уже рассказал, как появилась Лунная соната – от любви, только от любви глохшего бедного музыканта к светской красавице. В этот раз « К Элизе »– багатель, то есть короткое фортепьянное произведение, - было посвящено вовсе и не Элизе, а Терезе (Therese Malfatti), чей папаша был знатен и богат, а кроме всего прочего еще и был доктором уже больного Бетховена. От багатели не разбогатеешь. Любовь была взаимная, как считают историки - биографы Бетховена, но Терезу отдали замуж за барона Von Drosdick. Ей было 17 лет ему 39. Считают правильно, взаимная любовь так или иначе была, так просто такую простую мелодию не напишешь. И кто сейчас помнит этого барона и эту Терезу, но « К Элизе » помнят и будут помнить …


Одно из самых знаменитых в истории музыкальных произведений великого, непревзойдённого Бетховена, получившее название « Лунная соната », было посвящено юной Джульетте Гвиччарди. Девушка покорила сердце молодого композитора и затем жестоко разбила его. Но именно Джульетте мы обязаны тем, что можем слушать столь глубоко проникающую в душу музыку лучшей сонаты гениального композитора. Джульетта, дочь богатого и знатного графа Гвиччарди, приехала в Вену в 1800 году. Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора, и он сразу же признался друзьям, что влюбился пылко и страстно. Он был уверен, что и в сердце насмешливой кокетки зародились такие же нежные чувства. В письме своему другу Бетховен подчёркивал: « Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из - за неё ». Через шесть месяцев, на пике чувств, Бетховен приступил к созданию новой сонаты, которую после его смерти назовут « Лунной ». Она посвящена графине Гвиччарди и была начата в состоянии великой любви, восторга и надежды. Дописывал же композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде Но Бетховен собрался с силами и решил начать новую жизнь и в почти абсолютной глухоте создал великие шедевр


История возникновения Лунной сонаты ярка и интересна. Бетховен назвал ее Соната в духе фантазии. А название Лунная, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она – воспитанная в аристократической семье – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа. Лунная соната и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: Посвящается графине Джульетте Гвичарди. Всю бурю человеческих эмоций, которая была в его душе то время, композитор передает в « Лунной сонате ». Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.


Я слышу мелодию « Лунной сонаты », от звуков которой мир звёздный застыл. Сонату волшебную эту когда - то Бетховен любимой своей посвятил. Словами любовь объяснить невозможно, влюблённый и юный Бетховен без слов мелодией « Лунной сонаты » тревожной любимой своей рассказал про любовь. В грустные дни, в дни разлук и ненастья пусть свято помнит любой – музыка – это улыбка и счастье, музыка – это любовь! В окошке звезда одиноко мерцает, на клавишей ряд лунный лучик упал. В ночи на рояле маэстро играет сонату, которую лунной назвал. Не спится Бетховену ночью, не спится, плывёт над землёю мотив неземной, и плачет рояль … В лунном свете ресницы дрожат у любимой от музыки той. В грустные дни неудач и печалей пусть свято помнит любой – музыка – это не только звучанье, музыка – это любовь!


1. раскрыть в произведении черты содержания и формы, но и своеобразное, неповторимо индивидуальное претворение (восприятия произведения, стиль и жанр, сопоставления со сведениями об эпохе, о композиторе и т. д. – сфера социально - исторической и художественно - психологической стороны творчества.) 2. Муз. язык, его структура. Элементы муз. яз., их выраз. и формообразующ. свойства. 3. Понятие и характеристика муз. стиля. 4. Темат. материал и принципы его развития. 5. Муз. форма и её части 6. Интонационное развитие 7. отношение к произведению, мои размышления.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...