Реализация дуального обучения в высшем образовании. Дуальная система обучения

Дуальная система обучения — самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.

Более 50% выпускников средних школ Германии, по данным национального доклада страны о развитии профессионального образования за 2012 год, выбирают именно эту траекторию. Система подразумевает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в профессионально-техническом училище.

Сегодня есть исключения, которых вы не найдете. В отличие от руководителей школ из других стран, чехи должны делать все возможное, в том числе связанные с финансированием, путем инвестирования. Почему система не мешает компаниям поощрять вербовку учеников в определенной профессии, будет ясно, сколько учеников учиться. Затем государство должно позволить предприятиям удерживать эти расходы от налогов. Почему компании должны поддерживать спорт или культуру? Например, во Франции ежегодно проводятся две конференции по теме развития профессионального образования.

Особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без определенным образом организованной практики.

В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно. Так, в статье 64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 года говорилось о том, что «предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением».

На Зеленом переулке его преподают по нескольким дисциплинам для Метростава и Субтерры по двойственному принципу. Проект уже подготовил первых выпускников. Конечно, это ряд законодательных препятствий. Как одна из немногих стран, нам не хватает так называемого ученического соглашения, которое ученик мог бы закрыть с компанией. Это связано с главным контрактом с отсроченным запуском, - сказал директор, являясь странами, где для каждой отрасли существует четыре разных решения.

Еще одна модель, которая вам нужна для строительства, другая для электротехники и другая для бизнеса. Например, в Швейцарии они рассчитали эффективность своих инвестиций в учеников. Они знают, что в некоторых областях нет смысла проводить двойную систему, а потому, что они необходимы обществу, чтобы согласиться с регионами в отношении того, сколько учеников за счет государства.

В трудное время 90-х годов XX века это налаженное на основе централизованной государственной власти взаимодействие разрушилось, но потребность в нем, разумеется, не могла исчезнуть. Просто понадобились новые механизмы, соответствующие новым условиям социально-экономического развития. И дуальная система обучения в современности стала рассматриваться как один из возможных механизмов.

Как выглядит двойная система в Германии? Профессиональная подготовка проводится параллельно в компании и в школе, государственное образование отвечает за образование в государстве, за образование в федеральных школах. Теоретические занятия занимают один-два дня в неделю, практические занятия на предприятии в течение 3-4 дней или блокируют обучение. Во время учебы студент должен пройти промежуточный экзамен, и по окончании учебы он / она должен подтвердить свою квалификацию, сдав итоговый экзамен.

В Германии существует 348 государственных учебных курсов. Практическая подготовка в компаниях предоставляется непосредственно предприятиями, и все затраты на обучение облагаются налогом для предприятий. Длительный кризис оказывает сильное влияние на чешскую строительную отрасль, которая сократилась на три года. Ожидается, что в этом году будет убыток в размере 10% в годовом исчислении. Еще один перетасовка, на этот раз «всего» около четырех процентов.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно — и сферу деятельности».

Национальный институт образования также отметил последствия красных цифр в этом секторе, когда он опубликовал следующие предложения: К сожалению, строительная отрасль страдает от значительной нехватки высококачественных ремесленников и снижения интереса к ученичеству у молодежи. Эта тенденция будет очень трудно изменить. Несколько квалифицированных вспомогательных профессий будут по-прежнему заняты иностранными рабочими, напротив, на рабочих местах с более высоким спросом на экспертизу, на связи с клиентом и с более высоким уровнем ответственности, чешские сотрудники будут иметь хорошие перспективы на будущее.

«Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях», — сказал Президент России.

«Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики — это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете, мы много раз тоже об этом говорили, одна из ключевых задач развития», — подчеркнул он.

Новые и ограниченные профессии будут включать, например, работников с совокупными знаниями и ориентацией в новых тенденциях на строительном рынке. Строительство было первым средством для оплаты кризиса, но оно первым преодолело его. Мы ожидаем бум каждые два года. Обучение длится три года, поэтому некоторое административное сокращение притока учеников будет неправильным, - сказал Драгослав Матоноха, директор Технической средней школы в Зеленом Лейне в Праге. Даже сегодня, несмотря на спад на строительном рынке, он не отвечает требованиям компаний для качественных мастеров.

По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года запущен системный проект « », в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 13 субъектов Российской Федерации. В соответствии с определением на сайте АСИ, «дуальное образование — вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе».

Матоно - отчаянный недостаток в школе каменщика, в то время как другие профессии зависят от этой профессии. В предыдущие годы число учеников возросло, в этом году оно будет копировать нисходящую демографическую кривую. Ситуация в строительной отрасли зашла так далеко, что ряд преимущественно небольших компаний со школой прервали их сотрудничество, потому что они не могут позволить себе «вытащить» ученика на практике. Конечно, это отражается в интересе учеников, а также притоке иностранных рабочих, которым было предложено сократить расходы на заработную плату несколько лет назад.

Но не секрет, что ни в одной стране мира не удалось повторить собственно немецкую дуальную систему. Пожалуй, не стоит такая задача и в России. Заслуживают внимания и осмысления, адаптации к отечественной системе профессионального образования отдельные ее элементы.

Важно понимать, что отличает эту систему, делает неповторимой для других стран. Это важно, так как Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы найти свои основания для собственной неповторимости, вбирая лучший опыт.



Перевод материалов Министерства иностранных дел ФРГ, подготовленный специально для российской аудитории сотрудниками Федерального института профессионального образования Германии (BIBB).

Германская система дуального профобразования формировалась в течение веков. При этом понятие «дуальное» описывает профобразование, организованное и осуществляемое предприятиями по принципу «on the job», к которому добавляется теоретическое обучение в государственных профессиональных школах. В Германии содержание программы обучения определяют государство и бизнесс-объединения с участием социальных партнеров. При этом предприятия определяют практические требования, государство совместно с предприятиями — необходимые теоретические знания, соединение со школьной общеобразовательной системой и минимальную квалификацию как условие, необходимое для официального признания профессии, по которой получено образование, государством. Наряду с чисто профессиональными достижениями в рамках профобразования уделяется внимание социальной компетенции, компетенции действий, например, в том, что касается самостоятельности действий, дисциплины на производстве, работоспособности и способности нести ответственность. На данный момент в Германии получить образование по дуальной системе можно по 344 профессиям.

В рамках дуальной системы организации работодателей инвестируют значительные средства в обучение на предприятии. Они предоставляют материалы и рабочую форму для обучающихся, финансируют преподавательский состав на производстве (наставников) и оплачивают труд учеников в период обучения. Однако эти инвестиции оправдывают себя: предлагая обучение непосредственно у себя, предприятия могут проводить систематическую и долгосрочную кадровую политику. Кроме того, уже в ходе обучения учащиеся вносят немалый вклад в производство непосредственно на предприятии, а по некоторым специальностям «окупаемость инвестиций» наблюдается уже на третий год обучения.

В конечном итоге из системы дуального образования извлекают пользу все: предприятия получают кадры, которые полностью соответствуют их производственным требованиям. Польза для работников заключается в том, что они благодаря полученной квалификации стабильно получают более высокую оплату своего труда. Выданный им торгово-промышленной палатой сертификат о профессиональном образовании подтверждает наличие у них признанной по всей стране профессиональной квалификации. Государство, инвестирующее крупные суммы как в создание профессиональных школ, так и в подготовку преподавателей для этих школ, получает квалифицированные кадры — решающий фактор успешного экономического развития на длительную перспективу. Но прежде всего, солидная профессиональная подготовка открывает молодым людям долгосрочное профессиональное будущее и тем самым и жизненную перспективу. Профессиональная подготовка закладывает также основу для успешной самостоятельной предпринимательской деятельности. Немецкая поговорка гласит: «Ремесло — золотое дно». О важной роли этого общественно-политического аспекта свидетельствует «арабская весна», в ходе которой отсутствие перспектив у молодого поколения, включая безработных с высшим образованием, подготовленных без учета общественных потребностей, послужило катализатором переломных событий.

Очевидный факт, что такую сложную систему нельзя в кратчайшие сроки перенести на другие страны. Однако, уже проведение отдельных мер, опирающихся на основные принципы системы дуального образования, а именно на подготовку с ориентацией на практическую работу, может основательно повысить уровень квалификации рабочей силы. К таким мерам относятся, например, интеграция стажировок в процесс обучения, взаимодействие государственных учебных центров с предприятиями или ориентированные на практические потребности меры повышения квалификации преподавателей профессиональных школ.

Презентация отдела международного сотрудничества Федерального института профессионального образования Германии

Дуальная система профессионального образования представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:




Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...