Монумент героическим защитникам ленинграда экскурсия. Монумент героическим защитникам Ленинграда: адрес, история, описание комплекса. Памятный зал-музей и нижняя площадь

70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея , находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.

Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.

Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы .

Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:

Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».

Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.

Вид из центра зала в направлении входа:

Вид из центра зала в направлении выхода:

«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников - по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях- названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале- названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома- это звуковые документы эпохи.»

Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев» . Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.

Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.

Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:

В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:

Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:

Одно из заявлений группы добровольцев:

Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:

Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:

Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:

Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:

Билет члена ВКП(б):

Те, кто могли держать оружие и сражаться, — ушли на фронт. Женщины, старики, дети — оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод:

А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:

Один такой кусочек — суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и бойцов, не находящихся на передовой. Два — норма для рабочих, занятых на производстве. Четыре — для бойца на передовой. Рядом — гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: «Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили заводы — жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда на заводе, особенно в военное время… Показатели успеваемости учебы в школах в годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами.»
Сейчас нам это и представить страшно — в таких условиях выживание кажется почти невозможным.
Но советские люди не просто выжили — они трудились на заводах, снабжая фронт патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:

Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:

Занимались живописью:

И многим другим…

В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба. Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для этой победы.
И они победили!

Рельефная схема операции «Искра» — прорыв блокады:

Победа давалась не легко…

Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:

Знамёна некоторых воинских формирований:

И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно «Победа», на котором умелое сочетание красного, белого и черного цветов дает ощущение того самого «праздника со слезами на глазах». На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части — она воспринимается одим днем — радостным и одновременно горьким салютом Победы.

И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом — символы нашей эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей, сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую наши предки заплатили за нашу возможность жить.

В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность — лично посетить музей. К счастью, пока что это недорого — 100р взрослым; школьникам — 60р; студентам и вовсе бесплатно.

PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы, подтверждающие статус школьника или студента.

Южный въезд в Санкт-Петербург парадно оформлен архитектурным ансамблем площади Победы, расположенной на пересечении Московского и Пулковского шоссе. Первое, что предстает взорам каждого – в центре площади возвышается Монумент героическим защитникам Ленинграда, посвященный обороне и прорыву блокады в годы Великой Отечественной войны.

Историческая справка

На этом месте в XVIII веке находился промежуточный сторожевой пост Средняя Рогатка между двумя заставами: первая — у подножья Пулковских высот и последняя (третья) – у Лиговского канала. Особыми заграждениями в форме рогатки в те времена перекрывали дорогу в районе заставы – отсюда и название.

Возле путевого дворца императрицы Елизаветы Петровны стоял деревянный указатель с изображением рук, показывающий направление движения на Москву, Санкт-Петербург и Петергоф. Среднерогатинский дворец так и назывался – «дом у трех рук». Возведенный по проекту любимого зодчего елизаветинской эпохи Ф. Б. Растрелли, дворец простоял с 1754 по 1971 год, затем был аккуратно разобран, с целью изменить его расположение – развернуть «лицом» к площади, но это не было выполнено. В итоге Площадь Победы полностью сформирована современными высотками и завершается в северной стороне двумя 22-этажными зданиями, построенными в середине 70-х годов прошлого столетия.

Доминантой архитектурного ансамбля является памятник самой трагической странице в истории города. Не случаен и выбор места — у развилки дорог на территории Средней Рогатки в первые дни войны был создан узел сопротивления со стальными ежами, противотанковым рвом, огневыми позициями. Когда передний край обороны приблизился к городу, по Московскому проспекту двигались войска, военная техника, ополченцы.

После войны здесь соорудили временную Триумфальную арку для встречи воинов, возвращавшихся с фронтов.

Торжественное открытие Монумента 9 мая 1975 года было приурочено к 30 годовщине Великой Победы над фашизмом. В 1978 году 23 февраля был открыт Памятный зал, который с 1991 года вошел в состав филиалов .

Архитектура и экспозиция

Создатели Монумента: архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский, скульптор М. К. Аникушин, — участвовали в обороне Ленинграда. Им удалось передать глубокую скорбь ленинградцев, ощущение тонкой грани между жизнью и смертью под бомбежками и артобстрелом, лютый холод и голод, но также беспримерное мужество и стойкость, гордость и радость Победы.

На 48 метров уносится ввысь Обелиск с лаконичной надписью «1941-1945» — символ торжества народа, преодолевшего фашизм. У его подножья скульптурная группа: солдат и рабочий, ведь основа Победы – это единство фронта и тыла.

С обеих сторон впереди стелы на открытом пространстве раскинулась «Площадь Победителей». На гранитных постаментах установлены 26 скульптур защитников города, которые обращены в сторону Пулковских высот, где проходили бои на подступах к Ленинграду.

За обелиском широкие лестницы ведут в Памятный зал «Блокада». Он находится внутри символического блокадного кольца, диаметром 40 метров, массивного, с ломаными линиями граней разрыва, напоминающими хаос разрушений, принесенный войной. В центре — скульптурная композиция. Бронзовые фигуры женщин и солдат, спасающих детей, выполнены почти в человеческий рост, что вызывает ощущение сопричастности. Довершают атмосферу — факелы с вечным огнем на стенах по всему периметру зала.

Подземная часть Монумента представляет собой Памятный зал, где находится музей, посвященный подвигу горожан в годы Блокады. Зал украшают мозаичные панно «Блокада» и «Победа», выполненные художниками С. Н. Репиным, И. Г. Ураловым, Н. П. Фоминым.

900 светильников-свечей – по числу блокадных дней — освещают зал, под ними названия населенных пунктов под Ленинградом, где шли бои. В горизонтальных стендах под стеклом собраны предметы и документы, относящиеся к этому периоду, оформленные как двенадцать отдельных тематических экспозиций.

В зале звучат фрагменты Героической симфонии Дмитрия Шостаковича, радиопозывные Москвы, периодически включается метроном.

Монумент героическим защитникам Ленинграда является филиалом музея истории Санкт-Петербурга, его сотрудники проводят экскурсии и торжественные мероприятия. Как правило в праздники, посвященные датам прорыва и окончательного снятия Блокады, музей проводит прием правительственных делегаций, в это время площадь — закрыта.

Где находится и как добраться

Ближайшая к монументу станция метро — «Московская». От нее до площади Победы расстояние около одного километра.

Монумент героическим защитникам Ленинграда - это первая достопримечательность, которую вы увидите при въезде в Санкт-Петербург с юга, на пути из аэропорта Пулково. Уникальный памятник служит напоминанием о подвиге фронта и тыла в страшные дни блокады и увековечивает торжество Победы в одной из самых разрушительных войн в истории человечества.

Наземная экспозиция

В составе мемориала несколько частей:

"Площадь Победителей" - 26 бронзовых скульптур. Среди них Снайперы, Летчики, Литейщики и другие собирательные образы защитников Ленинграда. Их взгляды направлены в сторону Пулковских высот - туда, где располагалась линия фронта.

Центральная часть скульптурной композиции - гранитный обелиск высотой 48 м. У подножия расположены фигуры Рабочего и Солдата как символ единства фронта и тыла в борьбе за Победу.

Открытый мемориальный зал в разорванном "кольце", символизирующем прорыв блокады. Скульптурная группа в центре передает тяготы, боль и страдания жителей блокадного Ленинграда, запечатленных в бронзе.

Подземный Памятный зал

В подземной части музея размещена документально-художественная экспозиция, в которой собраны реликвии войны - в т.ч. оружие, награды, предметы блокадного быта. Суровую и печальную тишину прерывает равномерное тикание метронома и радиопозывные. На экране транслируется небольшая документальная кинохроника, позволяющая еще глубже прочувствовать этот трагический период в нашей истории.

Среди наиболее значимых экспонатов - 2 мозаичных панно "1941 - Блокада" и "Победа", карта битвы за Ленинград, бронзовый календарь «Летопись героических дней блокады Ленинграда». Вдоль стен установлено 900 светильников, что соответствует количеству блокадных дней. Из всего этого складывается уникальная атмосфера, воссозданная и бережно поддерживаемая музеем.

Посещение подземного Памятного зала включено в Карту Гостя.

Из истории

Строительство монумента велось в 70-е годы по проекту народных художников и скульпторов СССР: В. Каменского, С. Сперанского, М. Аникушина. В самих работах участвовало множество добровольцев - не только ленинградцы, но и жители других городов. Открытие наземной части было приурочено к 30-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая 1975 года, а вот с подземным мемориальным залом в сроки уложиться не удалось - работы были завершены только в 1978 году.

Монумент героическим защитникам Ленинграда находится на площади Победы, в шаговой доступности от станции метро "Московская" - откуда отправляются автобусы в аэропорт и знаменитые пригороды Санкт-Петербурга: Пушкин, Павловск, Гатчину.

Спланируйте визит в этот небольшой, но поистине замечательный музей, чтобы почтить память, героизм и самоотверженность воинов и простых ленинградцев, отстоявших свой город в Великой Отечественной войне.

В самом конце Московского проспекта есть площадь Победы. Это место является южными воротами города. Через них в город въезжают все, кто прилетает в Пулково.
К 30-летию Победы здесь было решено построить монумент Героическим защитникам Ленинграда. Строительство памятника велось в том числе и на пожертвования граждан. Для этого в ленинградской конторе Госбанка даже был открыт счёт. Монумент создан по проекту скульптора лауреата Ленинской премии, народного художника СССР М. К. Аникушина и народных архитекторов СССР С. Б. Сперанского и В. А. Каменского. Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы советского народа в одной из самых страшных войн человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Строительство началось в 1974 году и к 30-летию Победы, к 9 мая 1975 года, памятник был открыт.

2 Сооружение представляет собой ансамбль. Гранитное «разорванное кольцо», ориентированное с севера на юг, открывается в сторону обелиска и скульптурных групп. Оно служит композиционной основой наземной части мемориала.

3 На внешней стороне «кольца» высечена надпись: «Подвигу твоему, Ленинград». (Слова поэта М. А. Дудина. Все работы по проектированию шрифта текстов памятника выполнены архитектором В. В. Исаевой.)

4 На внутренней стороне «кольца» изображены в бронзовых рельефах в обрамлении знамен шесть наград города (два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени, медаль «Золотая звезда», медаль «За оборону Ленинграда»).
Здесь же даны тексты указов о награждении города и в центре - текст приветствия ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР в связи с 250-летием Ленинграда.

5

6

7 Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост.

8 Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…»

9 По обеим сторонам "разорванного кольца" помещены бронзовые надписи: «900 дней» ...

10 ...«900 ночей».

11 С южной стороны к центральной части памятника ведет пологая гранитная лестница. По флангам нижнего марша лестницы и лестничной террасы установлены бронзовые скульптурные группы. Если встать лицом к обелиску, то слева будут группы: «Матросы», «Снайперы», «Строители», «Окопницы»; справа - «Солдаты», «Литейщики», «Ополченцы».
У подножия обелиска установлена бронзовая группа «Победители» - рабочий и солдат.

Идея создания памятника защитникам Ленинграда впервые возникла ещё во время Великой Отечественной войны. Однако её реализация была начата далеко не сразу. Только в 1960-х годах было окончательно выбрано место строительства - площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа . Будущему памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы - комплекса мемориальных объектов на рубежах обороны.

Строительство монумента было решено вести в том числе на средства добровольных пожертвований. Для этого в ленинградской конторе Госбанка открыли лицевой счёт №114292. На него перечислили свои деньги многие ленинградцы. Например поэт Михаил Дудин перевёл на этот счёт весь свой гонорар за книгу "Песнь Вороньей горе". Несмотря на активное участие горожан строительство откладывалось. На многочисленных творческих конкурсах на лучший проект памятника не был выявлен победитель.

В начале 1970-х годов стало ясно, что в Москве памятник к 30-летию победы в Великой Отечественное войне построен не будет. В Ленинграде же эту задачу решили выполнить в срок. Для создания проекта была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина - участников обороны Ленинграда. До этого они работали самостоятельно.

Строительные работы на площади Победы начались весной 1974 года. К августу здесь уже был вырыт котлован и забиты все сваи. Но осенью многие подрядные организации стали отзывать своих рабочих в связи с необходимостью выполнения плана на других своих строительных площадках. Для возведения монумента героическим защитникам Ленинграда пришлось вызывать добровольцев. На призыв откликнулись тысячи ленинградцев. Кроме того, в работах участвовали рабочие из других городов и даже других стран.

Благодаря всем этим усилиям монумент удалось построить в срок. Торжественное открытие его наземной части состоялось 9 мая 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Стоит отметить, что собранных на специальном счету двух миллионов рублей не хватило для постройки всего мемориального комплекса. Стоимость только его первой очереди (наземной части) обошлась государственной казне в 10 227 000 рублей. Вторая очередь (Памятный зал) потребовал ещё более полутора миллионов рублей.

Монумент героическим защитникам Ленинграда парадно оформляет южный въезд в Санкт-Петербург. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о нелегкой судьбе города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Южный фасад мемориала - «Площадь Победителей». На гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур - это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост. Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…» 23 февраля 1978 года открылся подземный Памятный зал. Здесь размещена документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда - памятник истории и образец классической советской архитектуры. Его посещают более 1 млн. человек в год.

Памятный зал «Блокада» был открыт 23 февраля 1978 года. Он является музеем, но своей тишиной и строгостью производит впечатление храма. Вдоль его стен установлены 900 светильников в виде свечей - именно столько продолжалась Блокада. Под светильниками - названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны. Здесь же находятся мозаичные панно «1941 - Блокада» и «Победа», электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города. В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...