Голубые карьеры в беларуси. Меловые карьеры беларуси

Идея съездить на “белорусские Мальдивы” (терпеть не могу эти “белорусские” Скандинавии, Швейцарии (но мне нравится:)), они же меловые карьеры Беларуси, посещала меня уже давно: года этак 3. Но ехать было далековато (на тот момент мне было известно только про ). Позже выяснилось, что, оказывается, это не единственные меловые карьеры Беларуси, например, они же есть в Любани – а это всего в 120 км от Бобруйска.

Поставила точку на карте. Называется Хотиново (по названию деревни, так как запроса «меловые карьеры под Любанью» Гугл не знает).

Первым важным пунктом по пути нашего следования стал Глуск. Здесь мы останавливаться не стали, потому что очень хотелось поскорее добраться до места. Сфотографировали въездной знак и в путь. А еще Глуск – это ровно половина расстояния от до меловых карьеров в Любани.

Меловые карьеры под Солигорском

Почему-то часто их территориальное расположение определяют именно так. Это не совсем правильно, так как Любань к карьеру намного ближе, чем Солигорск. Если быть совсем точной, то еще ближе деревня Хотиново. Взгляните сами:


Небольшая экскурсия по Любани

Следующая наша остановка Любань. Город в Минской области Беларуси, административный центр Любанского района. На въезде стоит душевный знак, наверное, еще со времен Советского Союза.


Городок совсем небольшой – население всего 11 тыс. человек. Есть местный музей народной славы, а также археологические памятники (около 50) и памятники, связанными с событиями Великой Отечественной войны. Проезжая через Любань, сфотографировали предприятие мелиоративных систем, а рядом с ним – канавокопатель, которым, видимо, мелиорацию и производили.



Едем дальше, поворот направо после знака «Завод силикатных изделий» и самое время спросить кого-нибудь из местных, куда дальше ехать, потому что никаких намеков на близость меловых карьеров Любани мы не увидели. По рекомендации какого-то мужчины, бредущего по обочине с коляской, ехали прямо “пока машины не увидели”. После поворота еще пару километров идет асфальтная дорога, а затем гравейка, по ней нужно проехать метров 200 и вот они — обещанные машины.


Почти все с номерами Минска и Минской области (оно и понятно), хотя, были и путешественники из других регионов. Несмотря на популярность места, я бы не сказала, что здесь тесно. Машины свободно расположились по обочинам, никакой давки и битвы за парковку нет. По центру свободно можно проехать, не боясь, что кого-нибудь зацепишь. Закрываем машину и идем скорее делать первые фото меловых карьеров Беларуси!

Мой отзыв о поездке на меловые карьеры

Дорога к карьеру раздваивается. Одна идет уровнем выше, другая ниже. Так как от развилки не было понятно, как лучше идти, мы пошли по верхнему уровню, оказалось, зря:) Дорога, конечно, живописная – будто в лесном тоннеле идешь, но если хочешь подойти к воде, придется спускаться по 5-метровому склону, довольно крутому.



Фух, кажется, спустились и вот она – долгожданная встреча с маленькой, но все же мечтой!




Дальше мы купались, ходили вокруг карьера, много-много фотографировали – в общем ничего интересного:) Сначала мне показалось, что никакой особой красоты тут нет и приехали зря. Оказалось, все дело в ракурсе. Обойдя карьер с другой стороны, я сделала много красивых фото и увидела его совсем-совсем другим. Эта информация будет полезна тем, кто собирается делать фото меловых карьеров – не спешите убирать камеру, возможно, вы просто не там находитесь.









В целом, не стоит ожидать от поездки чего-то сверхъестественного, но если вы никогда не видели меловые карьеры “вживую”, очень рекомендую выкроить время для поездки – зрелище стоящее!

А теперь тезисно:

  • Карьеров 2, но мы были на том, который ближе к трассе. Берега здесь не песчаные (привет, Мальдивы!). Это мел. На ощупь и по структуре то же самое, что глина. Очень скользкий и плотный, так что спускаться к воде и вообще передвигаться целое испытание.
  • Карьер для купания не предназначен, так что никаких оборудованных спусков, мостиков и прочих прелестей пляжного отдыха здесь нет. Магазинов, пунктов продаж еды, напитков или хоть чего-нибудь тоже нет, так что все берите с собой. Машину ставить можно где угодно, никто за этим не следит (за машиной, кстати, тоже). Главное, узнавайте о запрете на въезд в лес. Если он действует, к карьеру могут не пустить (в прошлом году такое было).
  • С пологого берега глубина нарастает стремительно – 3-4 шага и уже дна не чувствуешь. С противоположного – отвесные стены 5-6 метров в высоту, так что можно только прыгать (если не боитесь!), а потом взбираться по почти вертикальному склону, держась за кустарники и деревья. По этой причине отдых с детьми здесь довольно опасен. Да что там с детьми – и взрослому стоит быть на чеку.
  • Территория огромная – места для отдыха хватит всем. Можно приезжать с палаткой, лодкой, мангалом, чем хотите. Все можно разместить, причем, вполне отстраненно – не так как в Крыму на городском пляже в разгар сезона!
  • Температура и другие характеристики воды ничем не отличаются от любого белорусского водоема в это время года. А вот цвет впечатляет: из-за мелового дна вода приобретает очень красивый лазурный оттенок. Особенно зрелищно смотрится в лучах яркого солнца. На прозрачность не стоит рассчитывать – опять же из-за мела вода мутная, так что в ней ничего разглядеть нельзя.
  • Видела, как несколько человек ставят донки (разновидность удочек), однако, улова не видела и рассказов о нем не слышала. По поводу рыбной ловли ничего сказать не могу.


Накупавшись и нафотографировавшись, мы собрались домой. Дорога от меловых карьеров Любани до Бобруйска не ознаменовалась ничем примечательным, но оно и к лучшему – впечатлений нам и так хватило, так что хотелось тишины и поскорее вернуться. Где-то по пути нам встретилась деревня с весьма неординарным названием:


Было бы интересно узнать историю появления ее названия. Что ж, может быть, когда-нибудь мы и до нее доберемся. А пока приятного вам отдыха и яркого лета на меловых карьерах и других интересных местах Беларуси!

(Visited 3 546 times, 6 visits today)

Рассказы про меловые карьеры давно занимают умы изощренных путешественников и любителей необычной природы. В Беларуси меловые карьеры на слуху уже несколько лет, и мифы и легенды про них только множатся, интерес растет, а неясности всё больше. Мест с меловыми и известняковыми карьерами в Беларуси несколько: это меловые карьеры под Волковыском (в поселке Красносельский), под Слуцком (Солигорском, Любанью) и под Берёзой.

Для знакомства с природой и красотами Беларуси можно выбрать любой понравившийся и насладиться достопримечательностями!


Карта проезда из Минска на меловые карьеры под Волковыском (ссылка)



Добираться до карьеров под Волковыском лучше на машине по трассе Р44 до Волковыска и оттуда до поселка Красносельский.

По мере приближения к карьерам все вокруг становится покрытым белым налетом – это и есть мел. Большие грузовики возят туда обратно по пыльным дорогам известняк.


Летом в выходные, несмотря на запрещающие знаки, людей здесь довольно много. И все приезжают любоваться удивительно бирюзово-лазурной водой в окружении белых берегов, поросших зеленью. Такие визуально привлекательные места имеют большой потенциал, если бы только берега там были обустроены, потому что есть риск обвала не укрепленных стен карьеров. К тому же карьеры очень глубокие – до 15 метров. Площадь карьеров под Волковыском огромная, а длина карьера колеблется от 1 до 4 км! Но из-за того, что карьеры – это технические объекты, туризм здесь пока что «неофициальный» и «изустный». Но виды карьеров впечатляют!






Фото с сайта tut.by
По словам представителя Волковысской районной организации ОСВОД, купаться на карьерах запрещено из-за возможности обвала, да и были несчастные случаи. Знак «Опасная зона» не останавливает отдыхающих, жаждущих оказаться на «Белорусских Мальдивах», как называют карьеры. Бирюзовая вода стала такого цвета потому что здесь добывали мел и глину, и цвет зависит от щелочных металлов. О полезности меловых отложений, извести и мела пока что говорить рано, поэтому неизвестно, станут ли карьеры белорусским Мёртвым морем…Несмотря на красоты берегов карьеров, местные власти выступают против развития туризма, грозят штрафами и предпрупреждениями об опасности нахождения на санитарно-технической зоне цементного завода «Красносельскстройматериалы», но людей это не останавливает. Часто даже на форумах и в соцсетях люди собирают группы для совместной поездки на карьеры. Но предупрежден – значит вооружен.

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 17.06.2015 г.:

"Под Красносельским Волковысского района начали рекультивацию меловых карьеров. А это значит, что карьеры потеряют свой живописный вид. Вода в них больше не будет такого притягательного бирюзового цвета. Вслед за созданием в апреле текущего года запретной зоны в технологической зоне ОАО «Красносельскстройматериалы» власти и администрация цемзавода не остановились на «угрозах» закрытия карьеров, а перешли от слов к делу. Словами председателя Красносельского сельсовета Людмилы Демещик и заместителя гендиректора завода Геннадия Найдюка в новостном сюжете Телерадиокомпании «Гродно» озвучено, что на второй и третьей линзах сглажены берега, перекопана четвертая линза, поля СПК «Неверовичи» засеяны травами, по которым не проехать машине. После рекультивации карьеры потеряют живописный и привлекательный вид для туристов и станут в то же время для них безопаснее.

Вдоль основной дороги проложили непреодолимую для машин глубокую канаву, не позволяющую объехать по полю все преграды.

Несколько лет назад в НАН Беларуси предложили придать водоемам статус гидрологических памятников природы. Предполагалось, что этот статус придадут карьерам в 2013 году — выровняют отвесные берега, высадят вокруг деревья. Но бюрократия на то и бюрократия, чтобы оставить на бумаге как можно больше прожектов, — отмечает портал. Так случилось и в этот раз. Идею похоронили, карьеры засыпают. И все под благим предложением — во избежание в дальнейшем несчастных случаев".
Источник: tio.by


Еще одни карьеры находятся под Солигорском, Слуцком и Любанью . Это так называемые «Голубые озера». На карте они выглядят вот так:




Фотографии с карьеров под Солигорском (Слуцк, Любань):





Завтра лето! А это значит, самое время для знакомства с новой природной, красивой и такой летней достопримечательностью Беларуси — меловыми карьерами под Волковыском! Некогда малоизвестный объект стал популярным местом отдыха у белорусов и полюбился за экзотические пейзажи, напоминающие голубые воды Мальдив и их белый песок. Собственно, так их обычно и называют — «Белорусские Мальдивы», хотя, я такие формулировки не люблю. Возможность искупаться в летнюю жару и сделать эффектные фотографии (пожалуй, даже в большей степени) вмиг сделали популярным «новый белорусский курорт».

Правильнее называть их Красносельскими карьерами, в которых добывали, а в некоторых и продолжают добывать мел. Этот природный материал и придает воде манящий бирюзовый оттенок (а никакие не природные очистки, родники, скважины или потусторонние силы:)).

Ехать на Красносельские меловые карьеры под Волковыском лучше на машине по трассе Р44 до Волковыска и оттуда до поселка Красносельский. Без машины передвигаться здесь будет откровенно проблематично, т.к. никакой инфраструктуры для туристов и в помине нет. Для удобства публикую карту, как добраться на меловые карьеры.

В целом, если далеко не каждый белорус может позволить себе отпуск на Мальдивах, то приехать в поселок Красносельский на меловые карьеры под Волковыском и увидеть собственными глазами это чудо природы доступно всем 🙂

Меры безопасности

Надо понимать, что меловые карьеры под Гродно – это все же техническая, небезопасная зона, о чём свидетельствуют таблички на въезде. Глубина карьера в работе достигает 50 метров, а насыпи обрывисты и неустойчивы с крутым уклоном, и, естественно, эта зона опасна для купания, как и прогулки по насыпи.


Есть 2 типа меловых карьеров под Гродно: открытые и закрытые.

  • На закрытых карьерах турист – нежелательный гость, так как за все несчастные случаи в ответе предприятие ОАО «КрасносельскСтройМатериалы», которое пытается бороться с туристами «нелегалами», пытающимися прорваться в запретную зону «Белорусских Мальдив». Кстати, за нахождение здесь можно и штраф получить. Однако это останавливает немногих – ежегодно сотни туристов «прорываются» на закрытую территорию, чтобы увидеть лазурную воду, потрясающую природу и сделать на память фото меловых карьеров…
  • На открытых карьерах , в которых добыча мела остановлена, проводятся работы по консервации объектов, уменьшается насыпь берегов, в результате глубина карьера снижается до 10-15 метров. Затем убирают и таблички, предупреждающие, что посторонним вход воспрещен.


Надо сказать, природа здесь действительно красивая! Пейзажи с обрывистыми берегами, насыпями белого песка, валунами и осколками кремния, голубыми озерами завораживают и привлекают туристов и фотографов со всех уголков нашей страны.


Кстати, меловые карьеры Гродненской области – не единственная достопримечательность Беларуси в этой местности. Под посёлком Красносельским есть ещё и закрытые для добычи кремниевые шахты-колодцы, проект их музея так и остался лежать на полках…

Отдых на меловых карьерах Беларуси, инфраструктура

В будние и особенно выходные дни сюда съезжаются желающие искупаться, организовать пикник и просто отдохнуть от городской суеты, раскинув палатку в живописном уголке нашей страны. Образуются стихийные парковки и палаточный городок. Дорогу, где меловые карьеры, находят по коптящей трубе завода, и машины вереницей тянутся сюда по белёсому асфальту.


Ближе к «цели» и дорога пропадает, а зона вокруг становится совсем промышленная, не приспособленная к отдыху туристов. Совершенно не развитая инфраструктура делает отдых действительно «диким». Современный кемпинг с большой парковкой, оборудованный пляж, выездные пункты питания, сбор мусора в «курортной» зоне остаются пока только мечтой…



Инфраструктура для пляжного отдыха отсутствует. Совсем 🙁

Провизией можно запастись в поселке Красносельском, в нескольких километрах от карьеров, а ещё лучше запастись заранее при выезде из дома, так как дрова и уголь для шашлыков раскупаются очень быстро, а воды и напитков и вовсе может для вас не остаться из-за высокого спроса в местном магазине.



Гостиница РестХоумСервис

Также стоит продумать вопрос с ночёвкой, так как вас ожидает отдых «дикарем» в самом ярком проявлении, спать можно либо в своей машине, либо в своей палатке. Единственный имеющийся вариант переночевать «цивилизованно» — снять квартиру или поселиться в гостинице «РестХоумСервис» в посёлке Красносельском. Есть стоянка для авто.

Забронировать номер можно по телефону +375 44 502 30 02 .

В прошлом году мне довелось посетить , в принципе, ситуация совершенно схожая. Однако, несмотря на все минусы отсутствия сервиса, съездить стоит – красиво и интересно! 🙂

Резюме

Итак, резюмирую. Место обладает высоким туристическим потенциалом, только за прошлый год его посетило около 100 тысяч туристов. Включение его в туристические маршруты Беларуси было бы подарком для этой местности и всех тех, кто хочет отдохнуть на природе нашей страны, а также неплохим источником дохода для государства, но… НЕТ!


Судя по тому, что волковысские меловые карьеры популярны не первый год, а их благоустройство не сдвинулось ни на шаг (не уверена, что проект есть хотя бы на бумаге), здесь будут продолжать штрафовать, стращать, смотреть на стихийные свалки, параллельно вздыхая, что надо как-то в Беларуси туризм развивать и делать ее привлекательной для иностранцев. Да, друзья, парадокс.

(Visited 3 101 times, 2 visits today)

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).


По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).




Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...