Зависимое (аддиктивное) поведение. Зрелое и незрелое поведение

Профилактика зависимого поведения

Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации ». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.

Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями её потребностей. В специальной литературе употребляется ещё одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение . В переводе с английского addiction - склонность, пагубная привычка. Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определённых условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

  • 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
  • 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);
  • 3) пища;
  • 4) игры;
  • 5) секс;
  • 6) религия и религиозные культы. В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
    • · Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).
    • · Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).
    • · Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).
    • · Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм и др.).
    • · Религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечение в секту).

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжёлых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической психологической патологией. Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Ещё одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • · наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • · усиление желания и напряжения;
  • · ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • · получение объекта и достижение специфических переживаний;
  • · расслабление;
  • · фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного человека цикл может продолжаться месяц, для другого - день. Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьёт, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («всё нормально», «я могу себя контролировать», «все наркоманы - хорошие люди»).

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут понять меня, потому что сами не знают, что это такое»). Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Всё остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестают быть значимыми. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.

Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является отрицание болезни или её тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я - не алкоголик», «если захочу, брошу пить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой. Субъективно аддиктивное поведение переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.

К внешним социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической и др. индустрий, вырабатывающих на рынок всё новые и новые товары - потенциальные объекты зависимости. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. Вместо того чтобы искать удовлетворение в человеческих взаимоотношениях, мы всё больше обращаемся к бездушным продуктам цивилизации.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. Субкультура может выступать в разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально, это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения.

Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье, младенческой травме в первые два года жизни. Травма может быть связана с физической болезнью, с утратой матери или её неспособностью удовлетворять потребности ребёнка, с несовместимостью темпераментов матери и ребёнка, чрезмерной врождённой возбудимостью малыша, наконец, с какими-то действиями родителей. Серьёзной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются неспособностью родителей выражать в словах свои чувства. Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга - ещё один негативный фактор. В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют «срыв» аддикта, хотя реально страдают от него. В случае длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьёзные проблемы и развиваться состояние со-зависимости.

Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности . Можно выделить следующие психологические особенности личности аддикта, которые являются мишенями для психокоррекционной работы:

  • · в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;
  • · в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;
  • · искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;
  • · наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: произвольное отражение - «Я - неудачник», «Я - супермен»; селективная выборка - «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; сверхраспространённость - «Все наркоманы, так как принимают лекарства»; абсолютное мышление - «Всё или ничего», «Мир чёрный или белый»; персонализация - «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

Говоря о факторах зависимого поведения, следует ещё раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определённых условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.

Зависимое поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности. Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками. Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма - организация социальной среды . Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование . Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма - активное социальное обучение социально-важным навыкам . Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

  • · Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
  • · Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
  • · Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной зависимому поведению . Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма - организация здорового образа жизни . Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. зависимый поведение аддикция психопрофилактика

Шестая форма - активизация личностных ресурсов . Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий зависимого поведения . Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Патологическая склонность к азартным играм, согласно международной классификации психических расстройств, относится к разряду компульсивных (зависимых) нарушений личности. В России нет еще полноценных научных исследований этой проблемы, т.к. у нас распространение этого вида зависимости началось сравнительно недавно. Однако зарубежной научной литературы и эпидемиологических исследований по этому вопросу достаточно много.

Согласно зарубежным данным, этим расстройством страдает от 0,5% до 1,5% населения развитых стран (Европа, США и т.д.). Учитывая особенность российских граждан – по самым патологическим показателям «догонять» и быстро «перегонять» западные страны, следует ожидать эпидемического взрыва зависимости от игр уже в самое ближайшее время. И способствовать этому, несомненно, будет отсутствие административного контроля над распространением игровых автоматов и игровых клубов и над их доступностью, в первую очередь, для молодых людей и подростков.

Чем опасна зависимость для человека, и, в частности, зависимость от азартных игр? Начнем с определения зависимости: ЗАВИСИМОСТЬ – это уход от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема веществ или постоянной фиксации внимания (психологической активности) на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Несомненно, что зависимость от азартных игр полностью отвечает этому определению. Азартные игры – зависимость от риска (разновидность этой зависимости – игра в компьютерные игры). Обычно этот вид зависимого поведения приводит к потере денег, и на этом фоне у игрока вполне могут развиваться проблемы в общении с близкими людьми, схожие по своей структуре, например, с проблемами межличностного общения у страдающих от злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Стоит перечислить признаки, по которым можно определить сформировалась ли у человека зависимость от азартных игр. В первую очередь сюда относятся признаки, которые может увидеть даже не специалист: 1. Азартная игра начинает занимать все больше и больше времени в жизни человека. И если сначала человек проводил у игровых автоматов только свое свободное время, то постепенно игра начинает продолжаться и ночью, когда организм должен отдыхать, и днем, когда в жертву игровым автоматам игроки приносят работу или учебу. 2. На посещение игровых автоматов уходят большие суммы денег. Зависимый человек может позволить себе истратить весь семейный бюджет, чужие деньги, может влезть в большие долги, бремя выплаты которых часто ложится на близких родственников. Подростки, желая добыть деньги на игровой автомат, часто начинают воровать деньги у родителей и знакомых, совершают мелкие преступления. 3. Зависимый от азартной игры человек становится неполноценным членом семьи – его долго не бывает дома, он не обеспечивает себя и свою семью материально, не участвует в воспитании детей и т.д. Естественно у близких родственников такого человека возникают претензии, которые переходят в конфликты. Постепенно семейные отношения разрушаются. Однако напряженные семейные отношения используются азартным игроком опять же для оправдания возобновления игровой деятельности.

Вторая группа признаков зависимости от игры, может быть распознана в основном специалистами. К ним относятся: 1. Синдром отмены – когда игрок испытывает неприятные психоэмоциональные переживания и даже физический дискомфорт, в случае если кто-либо или что-либо мешают ему возобновить азартную игру. Состояние улучшается сразу же, как только он оказывается у игрового автомата. Такие нарушения говорят уже об изменении в работе организма игрока на физиологическом уровне. Зависимость от игр в меньшей степени повреждает тело, чем алкоголь или наркотики, но она так же приводит к изменению биохимической регуляции работы головного мозга. 2. Нарушение мышления. На определенном этапе развития зависимости от игр, начинает формироваться система обоснования зависимости, появляются специфические нарушения мышления. Мышление людей страдающих зависимостью, в том числе и зависимостью от игр, становится упрощенным, примитивным, в нем преобладают иллюзии и нереальные представления о жизни. Например, самая распространенная иллюзия азартного игрока заключается в том, что в азартную игру можно много выиграть. Эта очень устойчивое заблуждение, оно не исчезает, несмотря на многочисленные проигрыши. Стремление сказочно обогатиться столь простым методом остается у азартного игрока даже в случае полного краха всей его жизни: потеря семьи, работы, квартиры и здоровья. 3. Потеря контроля – усугубляется по мере развития зависимости: человек теряет контроль над временем, над своими эмоциями, над финансовым состоянием, над своей жизнью, не может, несмотря на негативные последствия, устоять перед соблазном возобновить игру, не может заставить себя прервать игру. Даже необходимость выполнить важное дело – следить за ребенком, выполнить работу, сделать уроки – не могут остановить игрока.

Как происходит формирование зависимости от азартных игр. Процесс формирования патологического влечения к игре происходит внешне незаметно. Вначале все выглядит, как безобидная попытка провести свое свободное время. Игрок постепенно начинает реализовывать свои потребности в получении удовольствия, удовлетворения и снятия напряжения не через взаимодействие с реальным миром и людьми, а через игру и взаимодействие с виртуальными, несуществующими персонажами (герои игр, игровые автоматы и т.д.). Игрок все чаще испытывает стремление уйти от реальности, которая его не устраивает, особенно когда он испытывает дискомфорт. В результате этого именно реальная жизнь игрока и разрушается.

Люди, зависимые от игр, проходят те же стадии социальной деградации, что больные алкоголизмом и наркоманией. В жизни азартного игрока через небольшой промежуток времени не остается ничего, кроме желания играть. Алкоголику для того, что бы пропить квартиру и полностью потерять контакт с близкими людьми требуется в среднем от 10 до 15 лет. Азартный игрок может достигнуть той же степени потерь за 2-3 года..

Чем опасно участие детей и подростков в азартных играх.

Главными факторами, влияющими на развитие зависимого поведения у подростка, в том числе и зависимости от игр, является не только наследственная предрасположенность, но и тот способ воспитания, который применяется к ребенку в его собственной семье. Подростки в силу своего возрастного развития и несформированности личности еще не в полной мере умеют справляться со стрессами и полноценно принимать решения по преодолению возникающих жизненных проблем. Из-за этой неразвитости у подростка участие в азартных играх очень быстро может сформировать зависимость от них и, тем самым, еще больше нарушить формирование механизмов совладания со стрессами и нормальное развитие психики. Соответственно, подросток, получив зависимость от игр со всеми вытекающими из нее нарушениями, становится фактически не способным вернуться к нормальному жизненному функционированию и развитию. К сожалению, для таких детей остается только два пути: либо длительное посещение учреждений и специалистов по лечению зависимости, либо переход на потребление алкоголя или наркотиков и дальнейшее разрушение себя и своей жизни (что, кстати, очень часто и происходит).

К сожалению, на данный момент в России не существует закона, регламентирующего индустрию азартных игр. На сегодняшний день в Москве возможность подключиться к азартной игре очень высока: от дорогих казино, до пятирублевых игровых автоматов, стоящих в продуктовых магазинах. Можно найти игровую деятельность на любой интеллектуальный уровень и материальный достаток. Не существует закона, запрещающего подросткам участие в азартных играх. Конечно, несовершеннолетнего не пустят в дорогое казино, но приобрести зависимость можно недалеко от дома в одном из многочисленных игровых клубов. Российским законодателям есть смысл взять пример с законодательства развитых стран: там несовершеннолетним строго запрещено законом посещать заведения с игровыми автоматами. Например, в гостиницах Лас-Вегаса (США) для детей и подростков, приехавших со своими родителями, созданы отдельные входы, по которым они попадают в свой номер так, что не то что попасть в зал для игровых автоматов, но даже увидеть его не могут. У нас же, как будто специально, все устроено таким образом, чтобы человек вне зависимости от возраста стал бездумным придатком к игровому автомату.

Батищев В.В., Батищева Н.В.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Дипломная работа

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ЗАВИСИМОМ ПОВЕДЕНИИ»


Введение

Глава 1. Зависимое (аддиктивное) поведение

1.2 Факторы, способствующие развитию зависимого поведения

1.3 Виды зависимого поведения

Глава 2. Особенности зависимости от азартных игр

2.1 Понятие игромании

2.2. Факторы формирования и признаки зависимости от азартных игр

2.3 Личностные особенности лиц, страдающих игроманией

Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих игроманией

3.1 Выбор и обоснование объекта и методов исследования

3.2 Результаты, полученные по опроснику Леонгарда-Шмишека

3.3 Результаты, полученные по индивидуально-типологическому опроснику (ИТО)

3.4 Результаты, полученные по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич)

3.5 Результаты, полученные по цветовому тесту Люшера и по методике «Несуществующее животное»

Заключение

Литература

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее время проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для российского общества и исследуется в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является зависимое поведение, когда жизнь человека и его поведение начинают жестко зависеть от различных факторов. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Их можно классифицировать по специфическому объекту зависимости: вещества, процессы, отношения. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. Различные аспекты зависимого поведения представлены в работах зарубежных (Ferenci, Fisher, Goldberg) и российских исследователей (Бухановский А.О., Дмитриева Н.В., Змановская Е.В., Кулаков С.А., Короленко Ц.П., Курек Н.С., Личко А.Е., Менделевич В.Д., Пятницкая И.Н., Шабалина В. и др.).

Актуальность аддиктивной проблематики очевидна в силу неуклонного увеличения количества людей с различными видами зависимого поведения.

Последние десятилетия XX и начала XXI века породили как особую проблему игроманию, когда этот феномен приобрел формы и широту, значимые для общественной и научной его оценки. Игромания оказалась настолько сильным социально-психологическим феноменом, что вызвала систему изменений в жизни людей: заполненные казино возникают на фоне опустевших кинотеатров, залы с игровыми автоматами стали в ряде случаев градообразующими объектами, пристрастие к игре породило целое направление в психотерапии и сделало необходимым психологически исследования по данной проблеме.

Цель исследования: определение личностных особенностей страдающих от игровой зависимости.

Предмет исследования: индивидуальные особенности личности лиц, страдающих игровой зависимостью.

Гипотеза исследования: Для лиц, подверженных зависимости от азартных игр, наиболее характерен гипертимный, демонстративный и застревающий психологический тип акцентуации. Им также свойственны тревожность, эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, и неудовлетворенность своим положением в обществе.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

Теоретические задачи:

1. Определить понятия «зависимость», «аддикция», описать критерии зависимости. Проанализировать и обобщить данные литературы по проблеме зависимости.

2. Провести теоретическое изучение различных видов и факторов развития аддиктивного поведения человека

3. Осуществить психологический анализ понятия игромания, описать, выделенные в литературе психологические особенности лиц, подверженных зависимости от азартных игр.

Эмпирические задачи:

4. Изучить и выявить психологические особенности лиц, подверженных зависимости от азартных игр.

Объект исследования: 18 человек в возрасте от 17 до 27 лет, страдающие зависимостью от азартных игр. Среди них 17 мужчин и одна женщина.

1. Для выявления акцентуаций личности респондентов использовать опросник Леонгарда-Шмишека.

2. Оценить индивидуально-личностные свойства респондентов с помощью индивидуально-типологического опросника (ИТО, Собчик Л.Н.).

3. С целью изучения ценностной сферы использовать методики «Ценностные ориентации» (М.Рокич) и оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич).

4. Для определения эмоционального состояния испытуемых использовался цветовой тест Люшера.

5. С целью изучения личностных особенностей испытуемых применялась проективная методика «Несуществующее животное».


ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОЕ (АДДИКТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие зависимого поведения

Учение о зависимостях, или аддиктология, сформировалось на стыке психологии и медицины; определенный вклад вносят также педагогика и социология. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели традиционными видами зависимостей, такими, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная или табачная, наблюдается отчетливая тенденция к выработке более широкого представления о зависимости. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания .

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений .

Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение .

На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов – немногим более десяти лет назад они фигурировали в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым «Словаре современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России» . За рубежом эти термины употребляются значительно шире. В условиях терминологической разноголосицы одни авторы понимают аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи не различают данные термины или делают это непоследовательно. В публикациях отечественных авторов рассматривается почти исключительно зависимость от химических веществ. Вместе с тем, все более отчетливо проявляется тенденция к расширительному пониманию аддикций: наряду с традиционными (так называемыми химическими) все чаще упоминаются поведенческие зависимости .

Зависимость – это все то, что человек постоянно делает, чтобы избежать неприятной реальности. Зависимое, или аддиктивное, поведение всегда носит защитно-оборонительный характер и формируется и проявляется в условиях ограниченной свободы или ее отсутствия .

Для определения аддиктивного поведения, прежде всего, требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К.К. Платонова) – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.

Поведенческая патология (по П.Б.Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как склонность к дезадаптации, тотальность, стабильность. Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности; противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Признак тотальности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т.е. они проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими факторами, а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации .

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением .

В русском языке сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтение чего-либо, страсть к чему-либо обозначается словом пристрастие. Это слово и рассматривается чаще всего как синоним иностранного слова аддикция .

Addictus (аддиктус) – это юридический термин, которым называют человека подчиняющегося, осужденного: “addicere liberum corpus in servitutem” означает “приговаривать свободного человека к рабству за долги”; “аддиктус” – тот, кто связан долгами. Иными словами, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти . Таким образом, метафорически аддиктивным поведением называется зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры – то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение (compulsion) .

В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости .

Существует и другой подход – рассмотрение аддиктивного поведения в более широком смысле. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций .

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии .

Зависимость, по определению ВОЗ, есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую .

Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, подъем настроения в предвкушении приема, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт, чувство подавленности и тревогу . Психическое влечение меняет социальную ориентацию человека и перестраивает межличностные отношения .

Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами .

Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом: выбранный человеком способ подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как наконец-то найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом ее решения «на потом». Постепенно волевые усилия снижаются, так как аддиктивные реализации ослабляют волевые функции, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем .

Подводя итог всему вышесказанному, аддиктивное, зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного, девиантного поведения, выражающуюся в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Понятие аддиктивного поведения охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным и компьютерным играм, обильной еде и др.


И сможет достичь успеха, у людей типа социальный-предпринимательский или социальный-артистический, чем социальный-реалистический. Глава 3. Управление организационным поведением с учетом индивидуально психологических особенностей личности В этой главе я сделала попытку донести для руководителя некоторые рекомендации, которые были сформулированы при работе с литературой по теме. ...

Следуя этой логике, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только не исключают, но и дополняют друг друга. 2. Индивидуальные особенности личности В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и...

Использовать такие характеристические черты работников, как трудолюбие, аккуратность и др., но и формировать их у работников в процессе управления. 1.2.3 Способности как составляющая индивидуальных особенностей человека и их учет при работе с персоналом Способности формируются прижизненно, но предрасположенность к их развитию у разных людей разная. Способности проявляются не в знаниях, умениях...

... "защитных мероприятий" обычно продолжают привычное социальное функционирование и, несмотря на значительное усложнение жизни, упорно избегают психиатров . 4. Особенности личности при пограничных расстройствах Пограничные формы психических расстройств условно объединяются в одну группу болезненных нарушений на основе признаков, включающих достаточно характерные проявления. Их обнаружение...

Лекции по химической зависимости. Лекция 10. Зависимое поведение. Зрелое и незрелое поведение. Способы изменения поведения. Компульсивное поведение. Правило "Осознанность, Ответственность, Оценка". Зависимое поведение при лечении алкоголизма и наркомании.

1. Зрелое и незрелое поведение

Одной из характеристик зрелой личности является способность брать полную ответственность за себя (за свои мысли, эмоции, желания, поведение и т.д.), не перекладывая ее на других, и при этом взаимодействовать с другими людьми, не беря ответственность за них (за чужие мысли, эмоции, желания, поступки и т.д.). По такой же характеристике можно определить и зрелое поведение – это поведение, при котором человек берет ответственность за свою зону ответственности (то, что он может изменить) и не пытается контролировать чужую зону ответственности (то, что не может изменить).

Вот несколько характеристик зрелого поведения: целенаправленное (в своих действиях человек преследует какую-то конечную осознанную цель), распланированное (обдуманное: человек сначала думает, перед тем, как делать – составляет план), гибкое (поведением человека не управляют жесткие шаблоны, он может легко изменить свое поведение, легко меняет свои планы, если того требуют изменившиеся обстоятельства), активное (человек сам с помощью своего поведения строит свою жизнь, а не реагирует на обстоятельства), альтернативное (у человека есть много вариантов поведения для достижения его цели), ответственное (человек берет на себя ответственность за то, что может изменить, и не пытается изменить то, чего не может).

При употреблении ПАВ (психоактивных веществ – алкоголя, наркотиков и т.д.) личность человека постепенно деградирует, становиться незрелой. Вместе с деградацией личности меняются и стереотипы поведения, становясь все более детскими и незрелыми.

Вот несколько характеристик незрелого поведения: бесцельное (своими действиями человек не преследует никаких осознанно поставленных целей, действует на автомате), импульсивное (человек действует не по обдуманному плану, а «на импульсе», сначала делает, а потом думает), ригидное (человек не может изменить свое поведение, свои планы, даже если обстоятельства изменились и поведение явно вредно), реактивное (человек своим поведением автоматически реагирует на обстоятельства – обстоятельства управляют человеком, а не он сам), безальтернативное (у человек есть только один вариант поведения, и он может действовать только по этому варианту, полезно это или нет в данных обстоятельствах), безответственное (человек не берет на себя ответственность за изменение того, что возможно изменить, при этом пытается изменить то, что невозможно).

Употребление ПАВ является во много следствием неспособности человека к зрелому поведению. А для того, чтобы избавиться от зависимости, необходимо воспитывать в себе способности к зрелому поведению.

2. Способы изменения незрелого поведения на зрелое

Бесцельное-целенаправленное поведение . Одной из особенностей зависимой личности является неспособность ставить какие-либо цели. Как следствие поведение такого человека оказывается бесцельным, не направленным на какой либо результат, а как следствие, никаких результатов такой человек в жизни достичь и не может. Вторым следствием бесцельности является то, что человек не прогнозирует результат своего поведения и его поступки часто приводят к плачевным результатам (примером может быть поведение употребления, в котором человек не предусматривает его последствия). Способами изменения такого поведения на целенаправленное могут быть: ставить для себя цели, спрашивать себя «Зачем я это делаю?», задумываться о результатах своих поступков .

Импульсивное-распланированное поведение . Зависимая личность часто не планирует свои действия по достижению желаемого, а поступает по действием возникшего желания. При этом желание заставляет человека действовать по самому вредному принципу «достичь всего и сразу». Употребление также может быть следствием поведения «сначала делать, потом думать»: к примеру, алкоголик может под действием эмоций взять первую рюмку, желая снять психологическое напряжение. Неспособность продумывать свои действия влияет негативно и на все остальные области жизни, не давая зависимому человеку жить нормально, даже если он прекратил употребление. Изменению привычки действовать импульсивно на привычку планировать действия помогают: вырабатывание привычки останавливаться перед действиями (например, посчитать до десяти), регулярное письменно планирование (дня, дел и т.д.), разбитие любого дела на этапы и его поэтапное выполнение.

Ригидное-гибкое поведение . Зависимому человеку очень сложно менять свои планы и подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Поэтому зависимые часто не любят любые планы (так как считают, что раз запланировал, то это обязательно должно исполниться, и не может перестроить планы, если обстоятельства меняются). Неспособность подстраиваться под обстоятельства вызывает сначала попытки изменить обстоятельства, а затем, когда эти попытки успехом не увенчиваются, поведение меняется на «поведение ухода». Употребление как раз и является одним из видов поведения бегства. Изменению паттернов ригидного поведения на гибкое помогают: анализ своих планов (при анализе дня, завершении дела и т.д.), перепланирование при изменении обстоятельств, «мониторинг» своего поведения и его соответствия обстоятельствам .

Реактивное-активное поведение . У зависимого человека из-за незрелости своей личности нет активной жизненной позиции. Поэтому такой человек не движется к своим целям, а просто реагирует на обстоятельства тремя возможными способами: пытается их изменить, подчинятся обстоятельствам, убегает от обстоятельств. Когда зависимый говорит, что употреблять его заставили обстоятельства, он демонстрирует классический пример реактивного поведения. В трезвой жизни реактивное поведение не дает человеку достигать того, чего он хочет, взамен он получает от жизни то, что приносят ему обстоятельства. Изменению стереотипов реактивного поведения на активное помогает выработка способности рассматривать обстоятельства, как условия достижения собственных целей .

Безальтернативное-альтернативное поведение . Не видеть альтернативные варианты достижения желаемого, а действовать первым пришедшем на ум (и чаще всего неправильным) способом – вот обычное проявление зависимой психики. В сложных ситуациях таким единственным вариантом поведения часто оказывается употребление. В трезвой жизни неспособность находить разные варианты действий приводит не неспособности адаптироваться к новым ситуациям, принимать правильные решения и т.д. Привычку к безальтернативному поведению можно изменить на навыки альтернативного с помощью: регулярного пользования стратегией принятия решений (находить варианты и пользоваться самым выгодным); получения знаний, как вести себя в разных ситуациях и их использование; действовать каждый раз в одинаковых ситуациях по-разному .

Безответственное-ответственное поведение . Зависимый человек часто неспособен трезво оценить окончание своей зоны ответственности (за что он может нести ответственность – что он может изменить) и начало чужой зоны ответственности (за что он не может нести ответственность – то, что он не в силах изменить). Из-за этого зависимый человек в своих действиях пытается изменить то, что он изменить не в состоянии, а для изменения того, что изменить в силах, не прикладывает никаких усилий. Примером безответственного поведения может быть поведение, когда наркоман пытается проконтролировать свое употребление, что сделать не в силах из-за биологических причин. Вторым примером безответственного поведения является обыкновенное воздержание от употребления, без каких либо предпринимаемых действий для выздоровления: человек не делает то, что в силах сделать – измениться самому. В трезвости безответственное поведение ведет к нарушению чужих границ и сдачи своих, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и психологическому напряжению. Изменить безответственное поведение на способности действовать ответственно помогают: анализ того «что я могу изменить, а что не могу»; анализ границ своей зоны ответственности и их соблюдение.

3. Компульсивное поведение

В зависимой психике бывают такие состояния, вызванные психологическим напряжением, когда все вышеперечисленные признаки зависимого поведения усиливаются и проявляются все сразу. Такое поведение, в котором проявляются все сразу признаки незрелого поведения в форме, превышающей норму, называется компульсивным. Есть другое обозначение компульсивного поведения.

Компульсивное поведение (от лат. compulsare – принуждать) - поведение, не имеющее рациональных целей, а осуществляющееся как бы по принуждению. Воздержание от подобных действий может вызывать состояние тревоги, а их выполнение приносит временное удовлетворение. Совершается помимо воли, на основе непреодолимого влечения.

Употребление против желания является одной из форм компульсивного поведения. Однако копульсивное поведение может проявляться и в других формах: переедание, похудание, азартные игры, трудоголизм, спортоголизм, поиск приключений, поиск возбуждающих занятий (адреналиномания), шопинг, неумное сидение за компьютером и телевизором, сексоголизм, зависимые личные отношения и т.д. Компульсивное поведение, как и одна из его форм – употребление ПАВ, появляется по причине незрелости личности. Личностно незрелый человек неспособен справиться с психологическим напряжением конструктивным способом. И тогда его психика начинает автоматически защищаться от этого напряжения доступными ей неконструктивным способам – с помощью бегства в компульсивное поведение, которое временно напряжение снимает, но за это приходится расплачиваться еще большим регрессом личности.

Определить компульсивное поведение можно по следующим признакам: оно продолжается относительно длительное время (в отличие от импульсивного, где импульс быстро проходит); его сложно, и иногда невозможно остановить с помощью силы воли; оно обычно незапланированное, а часто противоречит заранее построенным планам; оно бесцельно, в нем обычно нет других целей, кроме самого поведения (хотя может быть рационализация – придумывание себе рациональных причин и целей такого поведения); ему предшествует, а часто и сопровождает, психологическое напряжение (в виде тревоги, стресса, скуки, раздражения и т.д.); оно характеризуется навязчивостью; в нем обычно отсутствует творчество, оно достаточно примитивно.

Если не прерывать компульсивное поведение, то оно скоро приведет к употреблению. Ведь компульсивное поведение дает только временное освобождение от психологического напряжения, а в итоге его только усиливает. В конце концов, напряжение поднимется до такого уровня, что снять его поможет только употребление, и человек пойдет употреблять. От компульсивного поведения не получится избавиться прямым методом силы воли, так как психологическое напряжение, которое лежит в основе компульсивного поведения, никуда не уйдет и проявится в другой деструктивной форме. Вот несколько констуктивных шагов, как избавиься от компульсивного поведения: 1.) осознать причины своего компульсивного поведения (психологические проблемы) и прорабатывать их; 2.) попытаться сбросить психологическое напряжение другими, более конструктивными способами; 3.) если не удается избавиться от компульсивного поведения, заниматься им творчески, ставить цели и т.д.; 4.) находить менее деструктивные способы компульсивного поведения (к примеру, вместо того, чтобы смотреть телевизор, идти на группу). Эти способы являются тактическими. Стратегическим способом избавления от компульсий будет личностный рост (которое в программе реабилитации называется выздоровлением), так как истинной причиной компульсивного поведения является личностная незрелость,

4. Правило «ООО» - осознанность, ответственность, оценка.

Развивать у себя зрелое поведение помогает правило три «О»: осознанность, ответственность, оценка. Работает это правило по следующему принципу. Осознанность . Необходимо остановиться и осознать свое поведение, задуматься над ним., над тем, что вызывало это поведение (событие, мысли, эмоции, желания), и какие цели это поведение преследует. Ответственность . Необходимо взять ответственность за свое поведение: настоящая причина моего поведения заключается в привычке реагировать такими образом на подобные ситуации, на самом деле меня никто не заставляет действовать подобным образом, кроме этой привычки. Изменение привычки подобным образом реагировать – это исключительно моя ответственность. Оценка . Оценивается польза этого поведения в данной конкретной ситуации. При этом могу помочь следующие схемы: полезно обычно то поведение, которое направлено на то, что возможно изменить; у которого есть запасные варианты; которое преследует свои собственные цели, а не навязанные ситуацией; которое может быть гибко изменено; в котором присутствует поэтапный план; которое преследует определенные цели. Если поведение в данной конкретной ситуации более вредно, то ищутся другие варианты поведения, а потом с помощью стратегии принятия решений ищется наиболее полезный для этой ситуации.

5. Зависимое поведение при лечении алкоголизма и наркомании

Зависимое поведение разными способами проявляется во время лечения алкоголизма и наркомании, мешая ему. Вот несколько из них:

  • Просто воздерживаться от употребления, ничего не предпринимая для своего излечения.
  • Не иметь плана и целей лечения и как следствие нерегулярно заниматься ним (от случая к случаю), приступообразно (когда много, когда ничего не делать), хаотично (каждый день в разное время);
  • Спорить с консультантами и более опытными людьми, вместо того, чтобы интересоваться непонятными вещами;
  • Заниматься больше выздоровлением других, чем своим;
  • Перекладывать ответственность в своем выздоровлении на других (консультантов, спонсора, группы и т.д.);
  • «Тупо» делать все, что говорят, а не брать то, что больше всего подходит для себя.

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните случай, когда вы вели себя неосознанно. Проверьте, как проявлялись в этом случае признаки зависимого поведения, и как бы вы могли его изменить на зрелое.
  2. Какие активности могут помочь в изменении вашего поведения с зависимого на личностно зрелое?
  3. Как зависимое поведение проявляется и мешает вашему выздоровлению? Как вы можете это исправить?

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...