Ярослав мудрый годы. Ярослав Мудрый — великий князь Киевской Руси

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(начало)

Разделение Руси на волости. – Сыновья Ярослава. – Ростислав Тмутараканский и Всеслав Полоцкий. – Торки и Куманы. – Двукратное изгнание Изяслава. – Святослав Черниговский и его сыновья. – Всеволод Переяславский.

Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого

Ярослав соединил в своем владении почти все русские земли. Но это единовластие было личное и временное. Подобно Владимиру Великому, он восстановил единство русских земель только для того, чтоб укрепить их за своим собственным семейством, а не для того, чтобы водворить на Руси единодержавие. Нравы и понятия восточных славян того времени были слишком далеки от подобной мысли; никакие распоряжения, никакие завещания в этом смысле не могли оказаться действительными. Понятие о Руси как о едином, нераздельном владении, о едином государстве еще не сложилось. Если бы Киевский князь вздумал всю Русскую землю отдать одному сыну, то остальные сыновья и родственники не признали бы такого распоряжения и общими силами подняли бы против него оружие. Государственное начало и единение Русских земель, повторяем, поддерживались только тем, что они находились во владении одного княжеского рода и что князь, сидевший в Киеве, считался старейшиной всем князьям русским.

Русь в XI веке

Ярослав, подобно отцу, деду и прадеду, еще при жизни своей раздавал сыновьям в управление или в наместничество свои земли. Старейший его сын Владимир, по установившемуся обычаю, был наместником в северном Новгороде. Он скончался за два года до смерти отца, и тогда в Новгород был переведен из Турова Изяслав, оставшийся теперь старшим. Летопись рассказывает, что Ярослав перед смертью распорядился областями таким образом: Изяславу он назначил Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир Волынский и Вячеславу – Смоленск. При этом он увещевал их жить в любви и согласии между собою и дружно действовать против врагов; в противном случае предрекал гибель Русской земле, которую их отцы и деды стяжали великими трудами. Он внушал им слушаться старшего брата, имея его "в отца место"; а старшему завещал не давать в обиду никого из братьев и помогать обиженному. Но подобные увещания составляют общее место; их, конечно, делал почти каждый попечительный отец своим детям. Летописец, впрочем, тут же сообщает, что во время кончины Ярослава Изяслав был в Новгороде, Святослав – во Владимире Волынском, а в Киеве оставался только Всеволод, которого отец любил и всегда держал при себе. Во всяком случае сыновья Ярослава долженствовали быть теснее связаны между собою, нежели сыновья Владимира: последние рождены в язычестве от разных жен и наложниц; тогда как Ярославичи были плодом брака, освященного церковию, были дети не только одного отца, но и одной матери.

Ярослав дожил до глубокой старости: смерть застигла его на 76 году от роду в ближнем Вышгороде, в феврале 1054 года. Всеволод распорядился погребением: тело покойного князя возложили на сани, с молитвами и церковными песнопениями привезли в Киев и опустили в мраморную гробницу, которая поставлена в одном из приделов воздвигнутого им Софийского собора.

Младшие его сыновья, Игорь и Вячеслав, скоро последовали за своим отцом, и волости их достались старшим, преимущественно Изяславу. Таким образом, последний, удержав за собою Новгород, владел землями Киевскою и Волынскою, т.е. почти всею страною на западе от Днепра. Святослав кроме Чернигова захватил себе всю область Северян, Вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; следовательно, почти все земли на востоке от Днепра. Всеволод поместился в южном Переяславле на реке Трубеже; но к этому уделу он еще получил почти все Верхнее Поволжье, т.е. земли Ростовскую, Суздальскую и Белозерскую. Затем каждый из трех братьев в своих уделах раздавал города и волости в управление или наместничество членам собственного семейства. Еще был жив один из сыновей Владимира Великого, Судислав, заключенный Ярославом в поруб. По старшинству своему он теперь имел право занять великокняжеский Киевский стол; но, просидев более 20 лет в заключении, старик не думал уже о своих правах. Племянники освободили его, взяв с него присягу не искать княжения, и он вскоре умер чернецом.

Великий князь Изяслав Ярославич

После Ярослава недолго продолжался внутренний мир на Руси, хотя три его сына жили пока в согласии между собою. Но у них нашлись родственники, которые не хотели помириться с их львиными частями при разделе земель, и вот мало-помалу открылся долгий, непрерывный ряд княжеских междоусобий из-за уделов, или волостей.

Первый пример междоусобия на этот раз подал родной племянник Ярославичей, Ростислав, сын их старшего брата Владимира Новгородского. Был ли он совершенно обделен дядями или получил от них слишком незначительную волость, в точности неизвестно. Мы видим только, что этот предприимчивый князь обратился в Новгород, где еще живы были воспоминания об его отце, который, по-видимому, пользовался народною любовью. Здесь Ростислав набрал себе вольную дружину. В числе его товарищей упоминаются и знатные новгородские люди, Порей и Вышата. Последний был сын Изяславова посадника Остромира, который за несколько лет перед тем погиб в одном походе на Чуде. Ростислав удалился в Тмутараканский край, манивший к себе своим отдельным положением, торговыми связями с промышленным Корсунем и соседством с воинственными кавказскими народами, где легко было набирать вспомогательные наемные отряды. Этим краем в то время управлял Глеб, старший сын Святослава Ярославича. Ростислав вытеснил из Тмутаракани своего двоюродного брата. Отец последнего Святослав явился на помощь сыну и воротил ему удел. Но едва Святослав отправился назад в свой Чернигов, как Ростислав снова изгнал Глеба и снова занял Тмутаракань (1064 г.), где и княжил до своей смерти. Но княжение это было кратковременно: оно продолжалось только два года. Ростислав скоро сделался грозен для своих соседей, т.е. для корсунских греков и кавказских касогов. Последние принуждены были платить ему дань; а греки, тяготясь соседством такого воинственного князя, решились его извести. Летопись наша рассказывает, что какой-то греческий начальник, или катапан, приехал к русскому князю, подольстился к нему и потом отравил его во время пира, когда князь пил здоровье своего гостя. Он погребен в том каменном храме Богородицы, который был построен Мстиславом Чермным. После смерти Ростислава граждане Тмутаракани послали в Чернигов просить Святослава, чтобы он снова отпустил к ним на княжение своего сына Глеба: очевидно последний пользовался их любовью. Святослав исполнил их просьбу. Памятником Глебова управления на этом конце древней Руси служит известный Тмутараканский камень, представляющий плиту, на боковой стороне которой высечена надпись. Эта надпись свидетельствует, что князь Глеб в 1068 году мерил по льду пролив между городами Корчевом и Тмутараканью и насчитал 14 000 сажен.

Почти в одно время с Ростиславом против Ярославичей поднялся другой племянник, впрочем, двоюродный. Это был полоцкий князь Всеслав, сын Брячислава (умершего в 1044 году). Своим предприимчивым и беспокойным характером он не уступал Ростиславу. Летопись изображает его князем хитрым и жестоким. У него от природы была на голове какая-то язвина, вследствие чего он носил повязку, и суеверные люди приписывали этой повязке особое волшебное значение. Всеслав, по всей вероятности, питал неудовольствие за то, что его ограничивали одною Полоцкою областью и не давали ему части в других русских землях. Подобно отцу своему он обнаружил притязания на Новгородский край или по крайней мере на ближние новгородские волости. Сначала он пытался осаждать Псков, но без успеха; затем явился с войском под самым Новгородом, ворвался в него и сжег часть города; причем ограбил храм св. Софии, сняв самые колокола и паникадила. Тогда Ярославичи соединенными силами отправились воевать Полоцкую землю. Они взяли город Минск и с свойственною тому времени жестокостию избили мужеское население, а жен и детей роздали в рабство своим дружинникам. Всеслав встретил дядей недалеко от этого города на берегах речки Немизы. Дело происходило в марте месяце, и земля была еще покрыта глубоким снегом. После упорной битвы Ярославичи победили; но, очевидно, борьба с таким противником оказалась нелегкою; так как они предпочли прибегнуть к вероломству. Князья съехались для переговоров где-то около Смоленска и расположились лагерем на противоположных берегах Днепра. Ярославичи пригласили Всеслава переехать на их сторону и поцеловали крест, т.е. присягнули в его безопасности. Но едва Изяслав ввел его в свой шатер, как полоцкого князя схватили, отвезли в Киев и засадили в поруб вместе с двумя его сыновьями .

Начало борьбы Руси с половцами

Такое вероломство, по словам летописца, не замедлило вызвать Божье наказание на князей-клятвопреступников. Русскую землю посетили новые враги иноплеменники. То были Половцы, народ одного корня с Печенегами, но еще более дикий и многочисленный.

После известного поражения Печенегов под самым Киевом в 1036 году наша летопись уже не упоминает об их нашествиях на Русскую землю. Упорная, победоносная борьба с ними Владимира и Ярослава, очевидно, ослабила их силу; окончательно их сломили собственные междоусобия и другие кочевники, надвигавшие с востока. В IX веке, как известно, Печенегов оттеснили из-за Дона их единоплеменники Узы в союзе с хазарскими каганами. Когда Печенеги рассеялись в Черноморских степях по обеим сторонам Днепра, Узы заняли их кочевья в степях Задонских. Не все Печенеги ушли из прежних своих степей; часть их осталась между Узами, от которых, по словам Константина Багрянородного, они отличались более коротким платьем, достигавшим только до колен и не имевшим рукавов. В первой половине X века по известию того же Константина пустынное пространство в пять дней езды отделяло Печенегов от Узов. Но последние недолго оставались в покое на новых местах. В свою очередь теснимые другими кочевниками, они перешли на западную сторону Дона и стали подвигать свои кочевья к степям Днепровским, где снова столкнулись с Печенегами. Подобно Печенегам, Узы были турко-татарский народ, делившийся на разные орды под управлением своих родовых старейшин, или ханов. Русские князья в борьбе с Печенегами пользовались иногда их враждою с Узами. Из последних, так же как из первых, они при случае нанимали вспомогательную конницу для войны с соседями. Мы видели, что уже Владимир Великий в походе против Камских Болгар имел у себя конных Торков. Этим именем русская летопись называет Узов.

Печенеги еще храбро держались против Узов. Но в последние годы Ярославова княжения между печенежскими ордами возникли жестокие междоусобия. Поводом к ним послужила вражда самого сильного из печенежских ханов Тураха против Кегена, который из простых людей возвысился в число главных старейшин, благодаря своим подвигам в войнах с Узами. Теснимый соперником, Кеген убежал с частью Печенегов за Дунай и отдался под покровительство императора Константина Мономаха с обязанностью защищать греческие пределы от набегов собственных соплеменников. Тогда Узы окончательно взяли верх над Печенегами, которые оставались в степях между Днепром и Дунаем, что побудило последних к новым переходам за Дунай, где они получали от византийского правительства земли для поселения преимущественно в тех местах Болгарии, которые запустели после истребительных войн Василия II Болгаробойцы.

Но и Узы, или Торки, недолго господствовали в степях Приднестровских и грабили русские пределы. Вскоре с севера их потеснили русские князья; а с востока, по их собственным следам, надвинулись на них орды Куманов, которые известны в наших летописях под именем Половцев. Первое упоминание о Половцах встречается вскоре по смерти Ярослава. Именно в 1055 году князь переяславский Всеволод победоносно воевал с Торками, и в том же году заключил мир с Половцами, которые приходили с своим ханом Болушем. Очень вероятно, что русский князь заключил союз с более отдаленными варварами, или с Половцами, против соседних врагов, или Торков. Спустя пять лет после того мы видим, что русские князья решили общими силами ударить на последних. Не только собрались вместе Ярославичи, то есть Изяслав, Святослав и Всеволод; но с ними соединился и Всеслав Полоцкий. Многочисленная русская рать, конная и судовая, пошла на Торков и произвела между ними такой погром, что те бежали далее на юг. Там, по-видимому, их доконали Куманы. Угнетенные ими Узы, или Торки, вслед за Печенегами целыми ордами начали переходить за Дунай в пределы Византийской империи. Кроме того, большие толпы их, захваченные в плен русскими князьями, были поселены на южных пределах Киевской и Переяславской области для защиты этих пределов от других степняков. В последующей истории того края играли немаловажную роль полукочевые потомки этих Торков, или так называемые Черные Клобуки.

Русь ничего не выиграла с падением Печенегов и Узов. Их место в степях заняли ближайшие их соплеменники, еще более свирепые и многочисленные Куманы, или Половцы, которые не замедлили начать свои опустошительные вторжения и сильно потеснили южно-русские области.

Первое изгнание князя Изяслава из Киева

Уже в следующем году после погрома Торков Половцы пришли грабить Переяславскую область и разбили Всеволода. В 1068 году они явились снова. Братья Ярославичи соединили свои дружины и дали им битву на берегах речки Альты, следовательно, почти под самым Переяславлем; но были разбиты и побежали, Святослав – в Чернигов, а Изяслав со Всеволодом – в Киев. После того Половцы во все стороны распустили свои загоны для грабежа. Киевляне были сильно недовольны поведением своего князя и его дружинников. Они своевольно собрались на вече на торговой площади в нижнем городе, то есть на Подоле, и оттуда послали сказать великому князю: "Дай нам оружие и коней; хотим еще биться с Половцами". Великий князь отказался уступить этому шумному требованию. Тогда граждане подняли мятеж. Они бросились в верхний город, сначала к дому киевского тысяцкого, то есть главного воеводы, Коснячка; но тот успел скрыться. Отсюда одна часть мятежников направилась к тюрьме, чтобы выпустить колодников и Всеслава Полоцкого; а другая – ко двору княжескому. Изяслав в это время сидел с дружиною на сенях своего терема. Некоторые бояре советовали ему убить поскорее Всеслава. Но великий князь ни на что не решался; наконец потерял голову, покинул Киев вместе с братом Всеволодом и бежал в Польшу к своему родственнику королю Болеславу. Киевляне между тем освободили Всеслава и поставили его своим князем. Двор и имущество Изяслава были при. этом разграблены мятежною чернью.

То, чего тщетно требовали киевляне от Изяслава, то есть новые битвы с Половцами, рассеявшимися для грабежа, исполнил мужественный Святослав Черниговский. Он вышел с трехтысячной дружиной против варваров, которые свирепствовали около Чернигова, и столкнулся с их главным (будто бы двенадцатитысячным) отрядом на берегах реки Сновы. "Уже нам некуда деваться. Потягнем !" – закричал князь своей дружине; ударил на половцев, разбил их и взял в плен самого предводителя.

Целые семь месяцев Всеслав занимал стол великокняжеский. Король польский Болеслав II, по прозванию Смелый , находился в двойном родстве с Изяславом; так как он был двоюродным братом киевскому князю по своей матери и в то же время деверем по своей сестре, супруге Изяслава. Воинственный Болеслав радушно принял беглеца и охотно выступил в поход для возвращения ему Киевского стола. Киевляне пошли ему навстречу под начальством Всеслава. Но последний в Белгороде ночью тайком покинул киевскую рать и убежал в свой Полоцк.

Возвращение Изяслава в Киев (1069) и вторичное изгнание его оттуда (1073)

Киевляне воротились домой и на вече решили послать к братьям великого князя с просьбою прийти и защитить Киев от поляков и от мести Изяслава. "Если не поможете нам, – говорили они, – то зажжем город и уйдем в Греческую землю". Святослав и Всеволод действительно вступились за них и велели сказать старшему брату: "Не води Ляхов на Киев; если же хочешь погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола". Изяслав послушался, но не вполне. Сын его (Мстислав), вошедший в город с передовою дружиною, многих граждан избил, а других ослепил, мстя за освобождение Всеслава Полоцкого. Болеслав и Ляхи, плененные привольною жизнию в Киеве и красотою его женщин, прогостили в Киеве целую зиму (1069). Польский король, конечно, не даром помог Изяславу: кроме богатых подарков, по известию некоторых польских летописцев, на обратном пути он занял часть Червонной Руси с крепким городом Перемышлем, который, впрочем, был взят им после мужественной обороны.

С возвращением Изяслава в Киев, казалось, ничто не нарушило согласия между тремя братьями. Согласие это продолжалось около 18 лет после смерти их отца. Благодаря их единодушию, Всеслав Полоцкий некоторое время был лишен своего удела; а его новое нападение на Новгород отбито новгородцами под предводительством Глеба Святославича. В 1072 году происходило перенесение мощей Бориса и Глеба в Вышгород из старой деревянной церкви в новую каменную, построенную Изяславом. Братья съехались на торжество с своими боярами, и после литургии пировали все вместе "с любовью великою", как выражается летописец. А в следующем году между ними уже идет котора, т.е. распря. Летописец не говорит ясно о ее причинах; нетрудно догадаться, что возник спор о волостях. Поводом к нему, по-видимому, послужил все тот же неугомонный Всеслав Полоцкий, который успел снова воротить себе наследственный удел и вступил в какие-то переговоры с великим князем, возбудившие неудовольствие Святослава Черниговского. Последний подговорил Всеволода, и они вместе изгнали Изяслава из Киева. По всей вероятности, граждане киевские питали неудовольствие на Изяслава и за его мщение, совершенное с помощью ляхов, и за его небрежение о защите Руси от хищных половцев; тогда как мужественный Святослав имел за собою славу победителя на берегах Сновы.

Великий князь Святослав Ярославич (1073–1076)

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073

Изяслав, успевший увести с собою много ценного имущества, вторично обратился к своему родственнику Болеславу Смелому за помощью. Но польский король на этот раз не изъявлял охоты вооружиться за его права, хотя и присвоил себе большую часть привезенного им имущества. Изгнанник поехал в Германию, где у русских князей того времени были также родственные связи с владетельными лицами. Он обратился к императору Генриху IV, признавая его судьею в своем деле с братьями и подкрепляя свои просьбы подарками. Но Генрих был слишком занят собственными делами и борьбою с мятежными вассалами, чтобы предпринять вооруженное вмешательство в дела отдаленной России. Он ограничился отправлением посольства в Киев с требованием, чтобы этот город был возвращен старшему брату. Святослав почтительно принял посольство и отпустил его с такими богатыми дарами, которые возбудили удивление между немцами. По крайней мере один из их летописцев говорит, что "никогда мы не видали столько золота, серебра и драгоценных тканей". Не добившись ничего от Генриха IV, Изяслав обратился к его знаменитому противнику, к папе Григорию VII. Он отправил в Рим своего сына, чтобы просить папу о заступлении и принести жалобу на вероломство короля польского. Изгнанник даже готов был, по-видимому, признать папскую власть над Русскою церковью, лишь бы добиться своего личного удовлетворения. Хотя и отвлекаемый в то время важнейшими делами, Григорий VII не упустил удобного случая показать свое верховенство над земными владыками. Он прислал две грамоты, одну, милостивую, Изяславу, а другую, укорительную, Болеславу, которого упрекал за неправедно присвоенное имущество русского князя. В это именно время мы находим польского короля в союзе с братьями Изяслава, так в следующем 1076 году юные сыновья их, Олег Святославич и Владимир Всеволодович (Мономах), ходили с русскою дружиною на помощь Болеславу против чехов. Но в том же году великий князь Святослав скончался, и обстоятельства вновь изменились в пользу Изяслава. Польский король внял наконец его просьбам и дал ему вспомогательное войско, с которым тот пошел на Всеволода, занявшего Киев. Всеволод не упорствовал и поспешил помириться с старшим братом. Изяслав снова сел на Киевском столе (1077), а младшему брату отдал Черниговскую область. Но эта передача в свою очередь послужила источником больших междоусобий, потому что дети Святослава считали Чернигов своим наследственным уделом, своею отчиною.

Святослав оставил пять сыновей: Глеба, Олега, Давида, Романа и Ярослава. Одна любопытная рукопись сохранила нам изображение этих князей вместе с их родителями. Святослав, подобно отцу своему Ярославу, был книголюбец и заставлял переписывать для себя славяноболгарские рукописи. До нас дошел в подлиннике переписанный для него в 1073 году сборник разных статей, преимущественно религиозного содержания. К этому Святославову Сборнику [Изборнику ] приложен рисунок, который изображает князя и его семейство, состоящее из супруги и пяти упомянутых сыновей. Все они представлены в цветных кафтанах, спускающихся ниже колен и подпоясанных золотым кушаком. У кафтанов золотные воротники и узкие рукава с золотными поручами. На головах сыновей шапки, или клобуки, с меховой опушкой и синим закругленным верхом. Клобук самого Святослава имеет верх более низкий и, по-видимому, золотной. Кроме того, на нем наброшен верхний плащ (епанча, или корзно), зеленый с золотою каймою, застегнутый на правом плече пряжкою с дорогим камнем. Сапоги у всех из цветного сафьяна. Сыновья все безбородые; а отец, обладающий круглым красивым лицом, имеет густые усы и подстриженную бороду. У княгини вокруг головы обвернут платок, или фата, спускающаяся одним концом на правую сторону. На ней надето длинное верхнее платье с широким, отложным воротником, золотым поясом и широкими рукавами, под которыми заметны золотные поручи нижнего кафтана.

Старший из Святославичей Глеб, как мы видели, снискал себе известность своим управлением в Тмутаракани. Затем встречаем его князем Новгородским, победителем Всеслава Полоцкого и усмирителем народного мятежа. Уже 80 лет минуло с той поры, когда Добрыня с Путятой огнем и мечом сокрушили идолослужение в Новгороде Великом; но Северная Русь все еще помнила о своей старой религии, и здесь все еще была сильна языческая партия. В 1071 году, по словам летописи, там явился какой-то волхв, который начал смущать народ мнимыми чудесами и хулою на христианскую веру. Новгородская чернь подняла мятеж и хотела убить епископа. Епископ облекся в ризы, взял крест, вышел к народу и сказал: "Кто верует волхву, пусть идет за ним; а кто почитает крест – следует за мною". Князь Глеб Святославич с дружиною стал подле епископа; но около волхва собралась большая народная толпа. Глеб спрятал топор под скутом (т.е. под плащом), подошел к волхву и спросил: "Знаешь ли, что будет завтра"? – "Знаю", – отвечал он. – "А знаешь ли, что будет сегодня? " – "Я сотворю великие чудеса". Тогда Глеб ударил волхва топором, и тот упал мертвый. Мятеж после того утих, и толпа разошлась по домам.

Олег Святославич и другие князья-изгои

После смерти отца Глеб вскоре погиб в каком-то походе на Заволочье, т.е. в стране северной Чуди. Братья его Олег и Роман были посажены отцом, первый во Владимире Волынском, а второй в Тмутаракани. Но дядья вывели Олега из Владимира и, по-видимому, решили оставить за детьми Святослава только отдаленные Муромо-Рязанские земли и Тмутаракань. С таким решением не могли помириться предприимчивые Святославичи и особенно самый беспокойный из них, Олег. Он не поехал в свой Муромский удел, а отправился к Роману в Тмутаракань и там соединился еще с одним обделенным племянником Ярославичей, с Борисом Вячеславичем. Средства для борьбы с старшими князьями оказались под рукою; это были половецкие дружины, всегда готовые за плату или за добычу помогать кому угодно. Олег и Борис наняли половцев и пошли к Чернигову на Всеволода. Последний был разбит на реке Сожице; причем пали многие знатные бояре русские, между прочим, Иван Жирославич, Тукы, брат Чудинов, и Порей.

Изгнанный из Чернигова Всеволод обратился за помощью в Киев к старшему брату. Изяслав старался утешить его, напоминал о собственном двукратном изгнании из Киева и выражал готовность положить свою голову за обиду братнюю. Он собрал большое войско и двинулся со Всеволодом против мятежных племянников. Сын Всеволода Владимир Мономах, княживший в Смоленске, также поспешил на помощь отцу. Ярославичи осадили Чернигов, граждане которого, кажется, были преданы Святославову семейству: они мужественно оборонялись, хотя их молодые князья находились в отсутствии. Но Олег и Борис скоро явились с новыми наемными толпами половцев. Тогда Ярославичи оставили осаду города и пошли навстречу племянникам. В виду неравных сил Олег желал уклониться от битвы, но пылкий Борис хвалился выйти на бой с одною собственною дружиною. Где-то недалеко от Чернигова на месте, которое в летописи названо Нежатиной нивой, произошла жаркая битва. Борис пал в этой сече. Изяслав стоял посреди своих пеших полков, когда какой-то неприятельский всадник наскакал на него и поразил его копьем. Великий князь упал мертвым. Нежатинская битва окончилась победою Всеволода. Разбитый Олег опять ушел в Тмутаракань. Тело Изяслава отвезли в Киев и положили в мраморной гробнице в Десятинной церкви (1078 г.). Смерть за младшего брата в глазах народа искупила отчасти воспоминание о слабых сторонах Изяславова княжения. Это мы видим из тех теплых слов, которыми летописец сопровождает рассказ о его погребении: он особенно ставит современным князьям в пример братнюю любовь Изяслава.

Великий князь Всеволод Ярославич (1078–1093)

Великий князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Портрет из Царского титулярника, 1672

Старшим князем на Руси оставался теперь последний из Ярославичей, Всеволод. Он занял Киевский стол, а Чернигов передал своему сыну Владимиру Мономаху. Сыновей своего старшего брата Изяслава он щедро наградил уделами: Ярополку Изяславичу отдал область Волынскую, а Святополка Изяславича посадил в Новгороде. Но Святославичи, Роман и Олег, а также Давид Игоревич и три сына умершего Ростислава Тмутараканского, Рюрик, Василько и Володарь, считали себя обделенными и продолжали оружием добиваться волостей; средства к тому доставляли Половцы, хазаро-черкесы и вольные русские дружины. Роман и Олег, из своей Тмутаракани, снова ходили с половецкою и черкесскою конницею добывать Чернигов; во время этого похода Роман был убит самими Половцами; а Олег, схваченный тмутараканскими хазарами, выдан грекам, которые заточили его на остров Родос.

Ростиславичи, такие же воинственные, беспокойные князья, как их отец, получили в удел Червенские города, которые хотя и были захвачены Болеславом Смелым, но вновь возвращены Русью, благодаря смутам, наступившим в Польше. Не довольствуясь этими городами, Ростиславичи старались отнять у Ярополка часть Волынской земли. Давид Игоревич добился некоторых волостей в той же земле. Между тем и неугомонный Всеслав Полоцкий также продолжал свои неприязненные действия. Тщетно Всеволод пытался смирять непокорных родственников и посылал на них своего сына Владимира Мономаха: междоусобия, потушенные в одном месте, с новою силою возникали в другом. Русь страдала при нем и от частых половецких набегов; а киевское население терпело еще обиды от княжеских тиунов. Удрученный старостию и болезнями, Всеволод сам мало занимался главными обязанностями князя, то есть судом и расправою, и предоставлял дела своим тиунам: народные жалобы на их грабительства и неправды проникли и в самую летопись, обыкновенно столь благосклонную к роду Мономаха. Сверх того княжение Всеволода ознаменовалось и другими бедствиями, каковы чрезвычайный мор, истребивший много народу, и страшная засуха, сопровождаемая лесными пожарами .

В 1093 году Всеволод умер и был погребен в великом Софийском храме, там же, где и отец его Ярослав, любивший его более других детей. Он оставил после себя двух сыновей, Владимира Мономаха и Ростислава, и нескольких дочерей. Из последних Анна, или Янка, как называет ее летописть, отличавшаяся приверженностью к церкви, девицей постриглась в монастырь и основала женский монастырь при храме св. Андрея. По смерти митрополита Иоанна, известного своею ученостию и своими сочинениями, Янка предпринимала путешествие в Царьград и оттуда привезла в Киев нового митрополита, именем также Иоанна, мужа неученого, притом еще скопца. Последний не понравился народу, который, смотря на его бледное лицо, называл его мертвецом (навье); впрочем, он и действительно скоро умер. Другая дочь Всеволода, Евпраксия, имела замечательную судьбу. Сначала она была выдана замуж за одного немецкого маркграфа. Оставшись вдовою, в 1089 году она вступила в новый брак с императором Генрихом IV, успевшим также овдоветь. Но этот брак был самый несчастный. Много пришлось ей вытерпеть насилий и всякого рода оскорблений от жестокого и развратного супруга. Она даже была лишена свободы, но успела бежать и нашла убежище у знаменитой Тосканской маркграфини Матильды, с помощью которой хлопотала о разводе перед папою Урбаном II. Потом она воротилась на родину, в Киев; здесь постриглась, скончалась в 1109 году и погребена в Печерском монастыре. Янка пережила ее четырьмя годами.

Ярослав Мудрый был великим Киевским князем (1015-1018, 1019-1054), ростовским князем (989-1010), Новгородским князем (1010-1034).

Ярослав родился примерно 982 года, был вторым сыном князя Владимира Святославича из династии Рюриковичей от полоцкой княжны Рогнеды.

В 10 лет Владимир отправляет сына занять ростовский княжеский стол, а в 1100 — Ярослав стал новгородским князем.

В конце правления Владимира Великого 1014, Ярослав отказался платить ежегодную дань Киеву, что составила 2000 гривен, и выступил против своего отца походом. Во время приготовления к походу, Владимир умер.

После смерти своего отца Владимира 26 ноября (день св. Георгия) 1015 Ярослав Мудрый в жестокой борьбе за киевский престол разбил войска Святополка у Любеча и занял киевский престол, но 1018 под натиском польских войск короля Болеслава й, которых взял себе в помощь Святополк, должен покинуть Киев и бежал в Новгород. После окончательной победы в битве у реки Альтой 1019 Ярослав Мудрый стал киевским Великим князем.

Стремясь объединить все русские земли под своей властью, Ярослав Владимирович вел борьбу против своего брата Мстислава Владимировича, князя Тмутараканского и Черниговского. После битвы, которую Ярослав проиграл во Лиственом у Чернигова 1024 Ярослав вынужден был отступить Мстиславу Черниговскую и все земли к востоку от Днепра, кроме Переяславщины. Впоследствии, после заключенного 1026 в Городке под Киевом мира, началось понимание и сотрудничество между братьями. Ярослав Мудрый помогал Мстиславу в борьбе зкасогамы и ясами в 1029 году, распространив свои владения до Кавказских гор; а Мстислав — в связывании и распространении государства Ярослава Мудрого к западу от Днепра. 1030 года на севере Ярослав занял земли между Чудским озером и Балтикой и там основал м. Юрьев (ныне — Тарту), в 1030 — 1031 годах войска Ярослава и Мстислава отвоевали Червенские огороды, которые 1018 захватил Болеслав 1. Тогда же Ярослав получил от королевства польского полосу земли между реками Саном и Бугом. По сведениям, содержащимся в «Повести временных лет», он в 1030 году отвоевал город Белз, а в 1031 заложил город своего имени Ярослав.

1036 — после смерти Мстислава Ярослав становится единственным обладателем Киевского государства, кроме Полоцкого княжества, которое выделено Владимиром Святым в удел рода Изяслава. 1036, по летописи, Ярослав Мудрый разгромил возле Киева печенегов и якобы, по летописи, на месте победы над ними начал строить в 1037 году Софийский собор. Хотя последние исследования Софии Киевской опровергли это утверждение летописи.
В 1038-1042 годах Ярослав вел успешные походы против литовских племен — ятвягов, против Мазовии, против прибалтицько-финских племен ямь и чудь. 1043 он подготовил под руководством своего сына Владимира и воеводы Вышаты поход на Византию, который закончился поражением, много воинов попало в плен или погибли. Чтобы охранять свое государство против нападений кочевников, Ярослав укреплял южную границу, строя города над реками Роси и Трубежем Корсунь, Канев, Переяслав; также как вторую фортификационное линию над Сулою Лубны, Лукомль, Воинь.

Последние годы жизни Ярослав провел в Вышгороде. Умер 20 февраля 1054, а между его пятью сыновьями развернулась борьба за власть. Этот период известен в историографии как Триумвират Ярославичей, с которого начался распад Киевской Руси и через полтора века она фактически перестала существовать как единое государство.

Ярослав Мудрый значение деятельности

Во время его правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могучее европейское государство. Для скрепления власти в государстве и упорядочение правовых и социальных отношений граждан в княжение Ярослава Мудрого был заключен сборник законов, так называемую Правду Ярослава, составляет древнейшую часть законов русского права — Русской Правды.

Совершено начатое Владимиром Святым расширения границ столицы Руси — Киева, насыпаны новые оборонительные валы были еще при Владимире Святом (исследования П. Раппопорта) (по одному из них проложены современную улицу Ярославов Вал), а Ярослав поставил на них только забрала.

Построено Золотые ворота, Польские ворота, Еврейские ворота, Георгиевский и Ирининский соборы, Софийский собор. Создал библиотеку Софийского собора. Во времена его правления основано города Корсунь, Гьюрг (ныне — Белая Церковь), развита Чернигов, Переяслав, Владимир-Волынский, Туров, установлено династические связи с королевскими дворами Швеции, Норвегии и Франции.

Продолжалась чеканка серебряных монет.

(978-1054) было 6 сыновей: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав. Старший сын Владимир умер при жизни отца в 1052 году. У него остался сын Ростислав. Казалось бы, он и должен был унаследовать княжеский престол в городе Киеве. Но по закону или ряду Ярослава Мудрого после смерти великого князя наследником становился не его сын, а следующий по старшинству брат. Если поколение братьев прекращалось, то престол наследовал сын старшего брата. А после его смерти – сын следующего брата, и так далее.

Сыновья Ярослава Мудрого прощаются с умирающим отцом

Поэтому в 1054 году, когда Ярослав Мудрый умер, княжеский престол в стольном граде Киеве достался второму сыну Изяславу (1024-1078). Следует заметить, что он не пользовался любовью киевлян. Но те терпели нелюбимого правителя вплоть до 1068 года.

В указанный год половцы двинулись в поход на Киевскую Русь. Сыновья Ярослава Мудрого (Изяслав, Святослав, Всеволод) выставили против захватчиков свои дружины. На реке Альте произошло сражение, в котором русское войско потерпело поражение.

Изяслав вернулся в Киев, где жители потребовали у него оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Однако князь, зная свою непопулярность, не решился раздать народу оружие. Тогда киевляне восстали, а великий князь, забрав с собой сына Мстислава, бежал в Польшу.

В это время в киевском порубе томился князь Полоцкий Всеслав. Поруб представлял собой уходящий в землю сруб без окон и дверей. Узника туда опускали на верёвках. Таким же способом подавали ему пищу и воду. Заключение в порубе считалось суровым наказанием. В чём же провинился князь Всеслав?

Он приходился внуком Изяславу Владимировичу, сыну Владимира Крестителя. Сидел на княжении в Полоцке и возглавил оппозицию Ярославичам. В 1067 году он захватил и разграбил Новгород, но на реке Немиге был разбит сыновьями Ярослава Мудрого. Неосмотрительно встретился с победителями, полагаясь на «крёстное целование», но был схвачен и посажен в поруб.

Когда Изяслав бежал из Киева, горожане разнесли поруб, освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем, так как полагали, что правнук Владимира имеет все права на киевский престол.

А бежавшие из Киева Изяслав и его сын Мстислав заручились поддержкой польского короля. В 1069 году польское войско, которое возглавил Мстислав Изяславович, двинулось на Киев. Провозглашённый киевским князем Всеслав не имел большой дружины, поэтому он не стал бороться с регулярным польским войском. Бросив Киев на произвол судьбы, князь бежал в родной Полоцк.

Мстислав вошёл в Киев и учинил жестокую расправу над жителями города. Пытки и казни заставили киевлян обратиться к другим сыновьям Ярослава Мудрого – Святославу и Всеволоду. Те потребовали, чтобы Мстислава прекратил кровопролитие. После этого казни прекратились, а поляков начали вырезать по ночам. Те покинули русскую землю и ушли на родину, а киевский престол опять занял князь Изяслав.

Однако в 1073 году нелюбимого князя киевляне вновь изгнали, заключив в этот раз союз с его братьями Святославом и Всеволодом. Изяслав вновь вынужден был бежать в Польшу. Там его ограбили и лишили всех средств. Но за опального князя заступился папа римский, и тому вернули княжеские драгоценности.

После изгнания Изяслава в Киеве на престол воссел третий сын Ярослава Мудрого черниговский князь Святослав (1027-1076). Его полностью поддерживал четвёртый сын Всеволод (1030-1093). Следует заметить, что Святослава современники характеризовали как человека умного, волевого и талантливого в военном деле. Он стремился наладить хорошие отношения с половцами, а вот страны Запада игнорировал. Негативно новый киевский князь относился и к Византии. В результате этого он не установил настоящего крепкого мира с половцами и окончательно испортил отношения с Византийской империей.

Старшие сыновья Ярослава Мудрого оставили заметный след в истории Киевской Руси. Этого нельзя сказать о двух младших братьях Игоре и Вячеславе. Князь Игорь (1034-1060) последние 3 года свой жизни сидел на княжении в Смоленске. Умер в возрасте 24 лет. Князь Вячеслав (1036-1057) тоже княжил в Смоленске до князя Игоря. Умер совсем молодым человеком в возрасте 20 лет.

Киевский князь со своей дружиной

После этого небольшого отступления вернёмся к старшим сыновьям Ярослава Мудрого. Их дальнейшее правление характеризуется тем, что часть населения Киевской Руси начало возвращаться к язычеству. Славяне верили в духов покойников и духов природы. В то время такие взгляды не считали религиозным культом, а называли двоеверием. Впоследствии начали называть суеверием, что сути не изменило.

Однако подобные мировоззрения стали базой для вспышки языческого фанатизма. Он отмечен в летописи 1071 годом. На русских землях появились волхвы. Это были настоящие фанатики-изуверы, и их движение захватывало всё новые и новые области. Воинствующие язычники на Белоозере вступили в противостояние с воеводой Святослава Яном. Тот оказался человеком решительным и беспощадным. Со своей дружиной он разогнал мятежников, а волхов-зачинщиков взял в плен. На следующее утро их повесили на деревьях. Следующей ночью трупы изгрыз медведь, счищающийся для язычников зверем уважаемым.

Волхвы-фанатики появились и в Новгороде. Здесь им противостоял сын Святослава князь Глеб. Спрятав под плащом топор, он поинтересовался у главного кудесника, знает ли тот будущее. На это кудесник гордо ответил: «Знаю всё». Тогда Глеб спросил: «Знаешь ли ты, что с тобою будет сегодня?» Волхв согласно кивнул головой и молвил: «Чудеса сотворю великие!» Тогда князь вытащил топор и зарубил главного волхва, доказав всем, что тот был никудышным пророком. После этого толпа разошлась, повествует летописец. Так энергично и беспощадно власть подавила восстание язычников.

Но в декабре 1076 года умер киевский князь Святослав, не дожив до 50 лет. Его неожиданная кончина нарушила то политическое равновесие, которое стало складываться в Киевской Руси.

У Святослава Ярославича осталось 5 сыновей. И сразу же возник вопрос: считать почившего Святослава законным великим киевским князем или узурпатором, захватившим престол при жизни старшего брата Изяслава? От решения данного вопроса зависела судьба сыновей, так как в Киевской Руси существовал очень жестокий обычай.

В чём-либо провинившихся людей «изгоняли из жизни». Их не убивали, а лишали права заниматься тем делом, которое кормило их семью, то есть делали изгоями. Всего насчитывалось 3 категории таких людей. Это поповские сыновья, не сумевшие освоить грамоту. Задолжавшие купцы и крестьяне или смерды, отклонившиеся от общины.

Была на Руси и 4-я категория изгоев. К ней относились князья. То есть князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять княжеский стол, навечно лишался всех прав владения престолом. А поэтому сыновьям Святослава грозила судьба князей-изгоев.

Точку в этом щепетильном деле поставил четвёртый сын Ярослава Мудрого Всеволод. Он пригласил на княжение в Киев опального Изяслава. Мотивировал он это защитой русских земель от поляков. Изяслав в 1077 году вернулся в стольный град Киев, а княжение Святослава было признано незаконным. Таким образом, его сыновья стали князьями-изгоями. Сам же Всеволод сел на княжение в Чернигове.

Князья-изгои Олег и Роман Святославичи бежали в Тмутаракань. Здесь они объединились с таким же изгоем Борисом Вячеславичем и двинулись на Русь, чтобы силой добыть себе удельные города. Против них выступили их дядья Изяслав и Всеволод. Большое сражение произошло в 1078 году на Нежатиной Ниве возле Чернигова. В этой страшной рубке погибли князь Изяслав и юноша Борис Вячеславич. Великим киевским князем стал последний из оставшихся в живых шести братьев Всеволод .

Княжил он в стольном граде Киеве с 1078 по 1093 годы, то есть до своей кончины. Всеволод приходился отцом Владимиру Мономаху и Евпраксии, которую выдал замуж за императора Священной Риской империи Генриха IV.

При новом великом киевском князе Русь на короткое время объединилась. При этом ухудшились отношения с Византией и улучшились с Западной Европой. Что же касается степных соседей, то здесь политическая ситуация была чрезвычайно сложной. В степи жили два кочевых народа: половцы и тюрки. Они враждовали друг с другом, и если русичи заключали союз с тюрками, то становились врагами половцев, и наоборот.

Ситуация в целом была сложной, и стареющий Всеволод передал инициативу и фактическую власть в руки своего сына Владимира Мономаха, сидевшего на княжении в Чернигове. Сам великий князь испытал под конец жизни «печаль большую» и скончался в 1093 году.

Так на Руси закончилась историческая эпоха, главную скрипку в которой играли сыновья Ярослава Мудрого. А киевский престол и титул «князь всея Руси», введённый Всеволодом, получил в соответствии с лествичным порядком престолонаследия Святополк II Изяславич. Приходился он сыном Изяславу, а княжил до этого в городе Турове .

Алексей Стариков

Ярослав Владимирович "Мудрый" — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти — 5 марта .

Ярослав Мудрый - сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы.
Ярослав мудрый ещё ребёнком княжил в городе Ростове.
Как-то он путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города Ярославль.

Его брат Святополк Окаянный убил братьев святых Бориса и Глеба, а в 1019 году Ярослав Мудрый изгнал его из Руси и сам стал княжить вместо него. Он княжил с 1019 по 1054. Надо сказать, что когда Ярослав княжил в Новгороде, у него были очень трудные отношения с отцом святым князем Владимиром. Так Ярослав отказался своему отцу Киевскому князю платить налоги. А после смерти отца он из Новгорода пошёл войной на Киев, где правил его родной брат Святополк "Окоянный", тот самый, который убил братьев Бориса и Глеба. Ярослав изгнал Святополка и овладел городом своего отца, Киевом.

Надо заметить, что Ярослав Мудрый основал не только город Ярославль, но он является и основателем Эстонского города Тарту. Этот город в современной Эстонии заложил Ярослав Мудрый и первоначально он назывался Юрьев. Ведь латинское имя Юрий, это славянское Георгий, а как уже писал выше, в крещении князь Ярослав был Георгием и город в Эстонии он назвал своим именем, Юрьев.

Ярослав Мудрый известен прежде всего как законодатель. При нем был создан первый русский свод законов «Русская правда» .

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду . Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже убить его. Но это могли сделать только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя), а дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его называли вирой. Большими денежными штрафами наказывались побои, увечья.
Однако не все статьи этого сборника принадлежат Ярославу, законы в «Русскую правду» добавлялись его потомками.

Также Ярослав Мудрый прославился созданием «лествичного» порядка наследования. Согласно этому порядку, княжеский престол переходил к старшему рюриковичу в роду. Также Ярослав Мудрый разделил свои земли на пять уделов и дал своим сыновьям по одному.

Сам князь был женат на шведской принцессе Ингигерде . Она родила князю шесть сыновей и три дочери. Дети князя Ярослава Мудрого:

Владимир (князь Новгородский), ныне святой князь Владимир Ярославович. Именно он в Новгороде построил Софийский собор, который стоит по сегодняшний день.

Анастасия, вышедшая замуж за Венгерского герцега.
Изяслав в крещении Димитрий, князь Туровский.
Елизавета , Королева Норвегии .
Святослав , князь Черниговский и Киевский, ныне святой Православной Церкви.
Всеволод в крещении Андрей, князь Киевский и Всея Руси. Он же отец Владимира Маномаха .
Игорь , в крещении Григорий, князь Смоленский. Погребён в Чернигове.
Вячеслав , Великий князь Киевский. (отец польской королевы Вышеславы ).
Анна, Королева Франции .

Таким образом, к концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.

Надо отметить, что супруга князя Ярослава, шведская принцесса Ингигерда, приняла православное крещение с именем Ирина, а позже она и приняла монашество с именем Анна и сейчас известна нам больше, как прославленная в лике святых, святая княгиня Анна Новгородская .


Святые княгиня Анна Новгородская и князь Владимир Ярославович Новгородский. Супруга и старший сын Ярослава Мудрого .

Во время правления Ярослава Мудрого Киев стал великим городом наравне с Константинополем. Также возрос международный авторитет Руси. Ярослав Мудрый породнился со многими монархами того времени.

Ярослав Мудрый впервые на Руси сам, без согласия константинопольского патриарха, назначил Иллариона на должность митрополита русской церкви. Также в его время активно переводились религиозные книги на древнеславянский язык.

Наконец, заслугой Ярослава Мудрого была борьба с кочевниками. К примеру, в 1036 году он побил печенегов. А через год в честь этой победы был построен Софийский собор в Киеве.


Также во времена Ярослава была построены Золотые ворота в Киеве.

ФОТО: В часовне над Золотыми воротами, я в роли "мудрого"))

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде и прожил 75 лет .

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля (5 марта) 1054 года в Вышгороде , в ночь с субботы на воскресенье точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерд и на два года старшего сына Владимира.

После правления Ярослава Мудрого еще больше усилилась междоусобная борьба князей из-за разделения земель на части, несмотря на наставления Ярослава своим детям и новый порядок наследования княжеского престола сыновья его прожили в мире только 15 лет .


Саркофаг (гроб) Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Этот гроб из белого мрамора в Киев привёз отец Ярослава, святой Князь Владимир, как святыню, в которой в Крымском городе Херсонес, а ныне Севостополь, покоялись мощи святого священномученика Климента Папы Римского. В гроб святого Климента и был положен святой князь Ярослав .


Софийский собор внутри

Гроб князя Ярослава открывали трижды в Советское время в 1936 , 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост князя был 175 см. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок. Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek , при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года, учёными Украины, Швеции, Англии и США было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды . В ходе проведенного журна листами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата ).



Памятники Ярославу Мудрому в городах Украины и России

Результатом деятельности Ярослава Мудрого можно считать и возвышение Киева как города и Руси как государства. Также он оставил после себя сборник законов, что я считаю важным, так как прежде на Руси разрешали конфликты только согласно обычаям и традициям. Во время правления Ярослава русская церковь проявила независимость от византийской .

Почему же князя Ярослава прозвали МУДРЫМ?

Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей , которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Ярослав Мудрый объединил славянский мир и предупреждал, чтобы не было на земле русской ни распрей, ни ненависти . Это был человек великого ума, прекрасный администратор, имевший обширную библиотеку. В летописях сказано, что он считал книги «реками, способными напоить мудростью». Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси .

Конечно же, самые большие торжества в день памяти святого князя Ярослава проходят 5 марта в Ярославле, в городе носящем имя Князя.

Ярослав Мудрый изображён как на Российских, так и на Украинских денежных банкнотах.

Князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси Святым сразу после смерти . Первое упоминание об этом есть в источнике XI века. Однако Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Киевский Патриархат так же князя Ярослава прославил в лике святых в 2008 году.

Молитва

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, благоверне княже Ярославе, добре во благочестии пожив, веру непорочну соблюл еси, и храм пречуден Премудрости Божия в стольном граде Киеве устроив, ныне на Небесех предстоиши Престолу Святыя Троицы, молися ниспослати нам велию и богатую милость.

Кондак, глас 4

Измлада явился еси, богомудре Ярославе, Божественный сосуд избран Богови, во благочестии жительствовавши, многия святыя церкви устроил еси; темже похваляем тя, княже наш, яко народу твоему ты еси удобрение, Киеву - слава и всей Русстей земли - утверждение.

Год рождения Ярослава точно не известен, но по общепринятому мнению он появился на свет в 978, хотя некоторые историки это отрицают. Отцом Ярослава был Владимир Святославич, матерью – Рогнеда Рогволодовна.

Еще в юношестве (987 год) в биографии Ярослава Мудрого был получен титул Ростовского князя. Считается, что в это время был основан город Ярославль. После смерти Вышеслава в 1010 году Ярослав стал Новгородским князем.

Если рассматривать краткую биографию Ярослава Мудрого, то вскоре последовал период войн с братом Святополком. Состоялось несколько битв за Киев (со Святополком, Болеславом). После этого в 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским.

Борьба за Киевскую Русь началась между Ярославом и Мстиславом. В 1034 году Новгородским князем стал Владимир – сын Ярослава. Лишь после внезапной смерти Мстислава Ярослав вернулся в Киев из Новгорода. В 1036 году он окончательно обосновался в Киеве. После этого в биографии князя Ярослава Мудрого было совершено несколько удачных военных походов (на печенегов, ятвягов). 37 лет Ярослав оставался Великим князем. Он основал несколько монастырей, соборов (например, Юрьев монастырь, Киево-Печерский монастырь, собор Святой Софии). Скончался Ярослав Мудрый в феврале 1054 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...