Высокоморальные принципы. Нравственные принципы, или законы этики
Мораль - один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.
Моральные принципы - главный элемент в системе морали - это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которой базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм альтруизм, эгоизм, толерантность.
Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.
Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:
1) требования - запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);
2) требования - образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).
7. Функции морали
1. Регулятивная функция . Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
2. Ценностно-ориентирующая функция . Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
3. Познавательная (гносеологическая) функция . Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения.
4. Воспитательная функция . Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
5. Оценочная функция . Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
6. Мотивационная функция . Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.
7. Коммуникативная функция . Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.
Свойства морали
Мораль содержит в себе антиномические свойства, которые подразумевают следующее:
1. Антиномия объективного и субъективного.
o а) Нравственные требования имеют объективное значение независимо от субъективных вкусов.
o б) Моральные требования отражают субъективную позицию, обязательно чья-то позиция.
o в) Безличность морального требования. Требование не исходит от кого-то. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования.
2. Антиномия всеобщего и особенного.
o а) С одной стороны мораль выступает в виде конкретной нравственной системы.
o б) С другой стороны нравственная позиция формулируется в универсальной форме. Нравственному закону присуща универсальность и уникальность.
3. Антиномия практической целесообразности и моральной ценности.
o а) Мораль имеет практическое значение (польза).
o б) Мораль далеко не всегда содержит пользу. Добродетель нередко бывает наказуема.
o в) Бескорыстие морального мотива. Польза в морали не прагматична. Мораль говорит о должном.
4. Антиномия общественного и личного.
o а) Подчинение средним социальным нормам.
o б) Отдельная личность с высоко развитыми нравственными идеалами находится в несоглашательстве с обществом. С позиций нравственности она выступает не в качестве представителя социальной среды, в качестве носителя общечеловеческих ценностей.
5. Антиномия причинности и свободы.
o а) Моральное поведение имеет свои причины.
o б) Моральный человек готов пойти в разрез логике, привычке (автономно, свободно). Подлинная причина отдельных поступков – свобода.
Структура морали
1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение. Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм).
2. Моральное поведение , опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. Нравственная практика - включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность.
3. Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки.
Моральные принципы (основные фундаментальные представления о должном поведении человека на которых базируются нравственные нормы)
К основным принципам относится:
1. Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;)
2. Альтруизм (нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.)
3. Толерантность (обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям[)
4. Справедливость
5. Коллективизм
6. Индивидуализм
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки
Моральное сознание система взглядов идей и представлений о должном поведении соответствующим соц интересам.. моральное отношение совокупность тех зависимостей и связей в которые.. моральное поведение внешнее проявление морального сознания является результатом становления личности и ее..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки
Этика пришла с Др. Греции
Этика – область знаний о сущности морали законах ее возникновения и функционирования.
Этика – особое гуманитарное знание предметом, которого является мор
Охарактеризуйте юридическую этику как вид профессиональной этики, ее предмет
Проф. Этика – кодексы поведения обеспечивающие н6равственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их проф. деятельности.
Юридическая этика, как отрасль этики – совок
Дайте понятие и охарактеризуйте систему морали
Мораль – система норм и принципов определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле, справедливо и не справедливом, дост
Общие св-ва морали и права
1. Являются целостной системой нормативного регулирования т.к. представляют собой разновидности соц норм
2. Одни и те же цели и задачи
3. Один и тот же предмет регулирования, регу
Определите критерии различия морали и права
Право – совокупность общеобязательных гос предписаний и принципов выражающих согласованную волю различных групп, людей в обществе, выступающих мерой свобод и ответственные за их прост
Сформулируйте правовые и нравственные начала правосудия
№ 7 правосудие и нравственное содержание правосудия
Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданс
Требования содержащиеся в нормативно правовых актах
Во всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948г.)
Ст 1: установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах
Ст
Сформулируйте общечеловеческие нравственные ценности в Конституции Республики Беларусь (гуманизм, справедливость, принципы судопроизводства)
СТ 2 КРБ;
Ст 22 крб – категория справедливости, все равны перед законом;
Ст 23: ограничение прав и свобод
Ст 24: гарантирование права на жизнь;
Ст 25: охрана дос
Сформулируйте нравственные принципы и нормы в уголовном праве
Ст 2 устанавливает задачу УП, охрана мира и безопасности человечества, человека его прав и свобод, собственности прав юр лиц, природной среды, общественных и гос интересов, конституц строя РБ, а т
Этич проблемы доказывания
Установление истины по уголовному делу, как нравствен цель доказ.:
Устан истины- непременное условие справедливого правосудия.
Отрицает установление истины по делу р
Этика проведения допроса и очной ставки
Дорос (ст 215-221)
Цель допроса: получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах существенных для дела(правовая и нравственная деят допроса)
Запрещ
Сформулируйте понятие юридической психологии, охарактеризуйте ее предмет
Юридическая психология - отрасль психологической науки
Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психо
Охарактеризуйте систему и методы юридической психологии
Методы юридической психологии
В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в
Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право
Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридически
Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок , поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.
В отличие от простых обычаев и привычек , когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций - санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм , фатализм , фанатизм , догматизм . Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.
Моральные принципы.
Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как:
1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:
Гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;
Пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;
Фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.
2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».
3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:
Единство цели и воли;
Сотрудничество и взаимопомощь;
Демократизм;
Дисциплина.
4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).
Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.
Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
От них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
Доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.
Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.
5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe - нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:
Дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);
Кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).
Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.
C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.
6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.
Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo - пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.
7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.
Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.
8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Мораль и право.
Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.
Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.
И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести.
Любая наука имеет определенный круг проблем, наиболее сложных теоретических и практических вопросов, на которые она должна искать ответы. К основным проблемам этики относятся:
- - проблема критериев добра и зла;
- - проблема смысла жизни и предназначения человека;
- - проблема справедливости;
- - проблема должного.
Основные нравственные категории
Можно выделить целый ряд нравственных категорий, наиболее полно отражающих сущность и содержание этики. Среди них: нравственные принципы, нравственные нормы, нравственное поведение, нравственное сознание человека, нравственный идеал, добро и зло.
Нравственные принципы
Нравственные принципы - это основные моральные законы, представляющие собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетелями. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности становятся основой развития ряда нравственных качеств личности (человечность, чувство справедливости, разумность и др.).
Способы и средства реализации каждого морального принципа разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе, и от конкретной жизненной ситуации. К наиболее всеобъемлющим и распространенным принципам относятся принципы человечности, почтительности, разумности, мужества и чести.
Человечность - это комплекс позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек отличается от животного тем, что ему присущи такие качества, как разум, совесть, духовность. Являясь интеллектуальным и духовным существом, в любых, даже самых тяжелых, ситуациях он должен оставаться человеком в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
Человечность складывается из повседневных поступков, отражающих доброе отношение человека к другим людям и проявляющихся в таких позитивных актах, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевое действие человека, основанное на глубоком понимании и принятии присущих ему нравственных качеств.
Почтительность - это уважительное отношение не только к родным и близким, но и ко всему окружающему миру, способность с признательностью и вниманием относиться к знакомым и незнакомым людям, вещам и природным объектам и явлениям. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, тактичность, учтивость, доброжелательность, сочувствие.
Разумность - это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. С одной стороны, разумность - это качество личности человека, зависящее от разума, данного ему от рождения, а с другой - эго поступки, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.
Мужество и честь - категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояние страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких чертах личности, как чувство долга, ответственность и стойкость.
Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.
Совместное проживание индивидов в обществе требует определенного ограничения их свободы, поскольку некоторые действия человека могут быть вредными и даже опасными для общества. Нравственные нормы отражают установленные обществом принципы и правила взаимоотношений между людьми, возникающие в процессе совместного проживания. На основе норм нравственности строятся отношения совместной деятельности и взаимопомощи между людьми.
Нравственные нормы - явление социальное, так как они затрагивают проблему поведения индивида в обществе, представляя собой требования, которые социум предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведению человека. Достаточно часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что для индивидуума представляется позитивным, может вызвать отрицательную оценку общества, и наоборот, зачастую общество принуждает человека делать то, что противоречит его устремлениям и желаниям.
То, что нравственные нормы носят социальный характер, сложилось исторически. Ведь нравственное сознание человека формируется под воздействием окружающей его среды, на основе выработанных обществом нравственных идеалов и нравственных авторитетов. Нравственные нормы отдельного человека представляют собой симбиоз социальных установок и личного сознания.
Нравственные нормы являются основой оценки обществом поведения человека. Единых критериев такой оценки не существует, они зависят от эпохи, типа общества, от традиционных н ра вст ве н н ы х уста н ово к, сложившихся на како й -л ибо территории, в той или иной стране, и т. д. Одни и те же поступки людей в разное время, в разных социумах могут считаться нравственными и безнравственными. К примеру, варварские традиции скальпирования у северных индейцев или поедания сердца поверженного врага у туземцев Океании в свое время не казались безнравственными, но считались проявлением особой доблести, заслуживающей общественного уважения.
Нормы нравственности в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. Запреты представляют собой те нормы поведения индивида, которые нежелательны для общества в целом. Негласные же, неформальные предписания дают человеку свободу в выборе типа поведения в рамках общепринятых норм. Исторически запреты всегда предшествовали предписаниям.