Структура мировоззрения: философское, религиозное и историческое. Проблемы отцов и детей. Чем отличается детское мировосприятие окружающего мира от восприятия взрослого

Берестовицкая Светлана Эрленовна ,

кандидат педагогических наук,
докторант кафедры педагогики
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург

В статье дается обзор диссертационных исследований по философии, психологии, педагогике за последние пятнадцать лет, посвященных проблеме мировоззрения юношества.

Проблема мировоззрения современного старшеклассника является на сегодняшний день особенно актуальной как для общества, так и для конкретной личности в связи с обострившимся в новых культурно-образовательных условиях рядом противоречий: между религиозным и светским образованием, религиозным и научным объяснением мира, национальными и общечеловеческими ценностями, между прагматическими, гедонистическими устремлениями массового сознания и высокими целями Бытия, проповедуемыми философией и искусством, разнонаправленными влияниями семьи, школы, средств массовой информации и др.

Отвечает ли современная наука потребностям личности, общества, школы в разработке проблемы воспитания мировоззрения в новых культурно-образовательных условиях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали диссертационные исследования, посвященные проблемам мировоззрения учащихся за последние 15 лет (1994-2009 гг.).

Чтобы понять, насколько проблемы мировоззрения вызывают сегодня научный интерес, нами был предпринят количественный анализ диссертационных исследований, посвященных этим феноменам. Для определения степени изученности этих проблем в современном социогуманитарном знании был проведён качественный анализ по следующим ключевым вопросам:

Каковы новые подходы к пониманию феномена мировоззрение в современном научном знании?

В чем особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний различных институций?

Какую роль играет школьное образование в процессе мировоззренческого самоопределения школьника?

Каков мировоззренческий потенциал школьного образования и как он может быть актуализирован в педагогической практике?

Какие условия необходимо создать для педагогической поддержки ученика в решении проблем мировоззрения?

Анализ выявил следующую картину. Феноменом мировоззрения занимаются следующие социогуманитарные науки: педагогика (54 исследования), философия (40 исследований), психология (4 исследования), социология (2 исследования), политология (2 исследования), история (1 исследование). Всего 103 работы. Какими определениями характеризуется мировоззрение? Данные представим в таблице.

Тип мировоззрения

Количество исследований

Научное

Естественнонаучное

Экологическое

Экологоориентированное

Экологогуманистическое

Эволюционно-экологическое

Валеологическое

Философское и религиозное

Гуманистическое

Экогуманистическое

Экзистенциально-гуманистическое

Религиозно-философское

Православное

Философско-культурологическое

Ноосферное

Профессиональное

Педагогическое

Профессиональное

Информационное

Виртуальное

Политическое

На сегодняшний день в науке отсутствует типология, охватывающая все типы мировоззрения или хотя бы большинство представленных в данной таблице типов, и соответственно этот термин употребляется произвольно с характеризующими его определениями.

Мировоззрению школьников посвящены 27 работ (из них мировоззрению старшеклассников - 12), молодежи и студентов - 25 (из них студентов педагогических вузов - 7), учителя - 4, подростка - 3, ребенка - 1, дошкольника - 1.

21 педагогическое исследование посвящено формированию мировоззрения молодого человека, обучающегося в высшем учебном заведении, причем, как правило, тип мировоззрения связан со спецификой ВУЗа (педагогическое мировоззрение, информационное мировоззрение и т.д.). В 10 диссертационных исследованиях рассматривается проблема формирования научного мировоззрения школьников. 23 научных труда посвящены формированию экологического, художественно-эстетического, естественно-научного, эволюционно-экологического, валеологического и т.д. мировоззрения, как правило, средствами конкретных учебных предметов (например, Хахина Анастасия Васильевна. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 . Н. Новгород, 2006.). И только 5 работ обращены к проблемам целостного мировоззрения, мировоззренческих ценностей, мировоззренческой позиции учащихся, однако они рассматривают проблему лишь в одном из ее аспектов. (Например, Метлик Игорь Витальевич. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 . Москва, 1998).

Из 40 кандидатских диссертаций по философии только 5 имеют непосредственное отношение к мировоззренческим проблемам юношества в новых культурно-образовательных условиях, и одна докторская диссертация исследует сам феномен мировоззрения.

Таким образом, мы видим, что в последние 15 лет сам феномен мировоззрения вызывает постоянный интерес ученых, об этом свидетельствует и количество работ, посвященных этой проблеме, и их тематическое разнообразие. Однако обращает на себя внимание почти полное отсутствие фундаментальных исследований (только одна работа по философии), рассматривающих проблемы мировоззрения юношества с педагогической точки зрения и содержащих концептуальные положения, научные теории о его воспитании в новых культурно-образовательных условиях.

Современные философские исследования отвечают на несколько ключевых вопросов, выделенных нами для анализа. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения, а именно: прослежена эволюция смыслов понятия «мировоззрения», показан теоретико-методологический потенциал и практические функции мировоззрения. Выявлены особенности мировоззрения юношества в современном обществе и факторы, влияющие на формирование мировоззрения, в частности, показаны изменения мировоззренческих ориентиров личности в условиях глобализации общества; изучен религиозный аспект мировоззрения молодежи в современной России. Определена роль образования в воспроизводстве и конструировании мировоззрения молодежи; введены и обоснованы принципы «мировоззренческой парадигмы образования». Сделан важный вывод о том, что на современном этапе мирового развития образование приобретает приоритетный характер по отношению к другим сферам деятельности общества в вопросе формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Особо значимой для нашего исследования является докторская диссертация М.П. Арутюнян «Мировоззрение: онтологический и методологический подходы», поскольку в ней дается философское обоснование мировоззренческой парадигмы образования. В исследовании охарактеризованы проблемы социальной онтологии в проекции современной мировоззренческой ситуации, «характеризующейся понятиями мировоззренческого «безвременья», в которой проявляется фрагментарность взглядов человека на мир, утрата целеориентиров жизни, расплывчатый характер ценностей человека и его идеалов» .

С нашей точки зрения, в современной философии имеются достаточные теоретические основания для построения педагогической модели мировоззренческого самоопределения юношества.

Из 6 работ по психологии и социологии, посвященных мировоззрению, ни одна не касается проблем мировоззрения школьников.

Особое внимание было обращено на педагогические исследования, изучающие мировоззрение старшеклассника. Из 12 исследований 4 имеют узкоспециальную направленность, например, Якимова Е.Б. «Формирование эволюционно-экологического мировоззрения у старшеклассников в процессе обучения физике на основе синергетической концепции. На примере углубленного изучения тем «Термодинамика» и «Молекулярно-кинетическая теория».

Три докторские диссертации по педагогике посвящены мировоззрению студентов , одна - учителя , одна - «мировоззренчески направленному обучению математике» . Последнее докторское исследование, изучающее формирование мировоззрения школьников, относится к 1983 году: Сысоенко И.В. Теоретические основы формирования мировоззрения учащихся: Дис. …д-ра пед. Наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону.

В поле зрения авторов кандидатских диссертаций оказались такие понятия, как мировоззрение, научное мировоззрение, гуманистическое мировоззрение, мировоззренческие ценности, мировоззренческие позиции, инновационная деятельность школы, педагогическое стимулирование. Отметим, что педагогические исследования касаются практически всех выделенных нами ключевых вопросов. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения: изучена история постановки и решения проблемы формирования мировоззрения старшеклассников; определены сущность и содержание феномена «научное мировоззрение» в контексте современной экологической ситуации; разработаны теоретические положения формирования основ научного мировоззрения у старшеклассников, исходя из идей гуманизации отечественного образования; установлена сущность и раскрыто понимание выбора как механизма раз-вития мировоззренческой позиции личности старшеклассника. Изучены особенности мировоззрения современного юношества: выделены мировоззренческие проблемы, характерные для современных старшеклассников, определено их содержание, причины возникновения. Раскрыт мировоззренческий потенциал школьного образования и намечены пути его актуализации в педагогической практике: разработаны программы работы с учащимися по формированию мировоззренческих ценностных ориентаций; разработаны содержание и методические приемы освоения религиоведческих знаний, которые позволяют эффективно использовать их в процессе формирования научного, гуманистического мировоззрения. Определены условия для воспитания личностного отношения к проблемам мировоззрения в новой политической, экономической, социально-культурной ситуации.

Однако этих знаний явно недостаточно для решения проблемы мировоззренческого самоопределения юношества в новых культурно-образовательных условиях. Во-первых, в педагогических исследованиях четко не определены эти условия, следовательно, нет ответа на вопрос, каковы особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний различных институций. Во-вторых, из всех рассматриваемых современной наукой типов мировоззрения применительно к старшекласснику изучаются только два: научное и гуманистическое, таким образом, нерешенным остается вопрос о соотношении различных типов мировоззрения и о том, каким образом выстраивается целостное мировоззрение старшеклассника. В-третьих, не исследована роль всего педагогического процесса, а не только отдельных его компонентов в воспитании мировоззрения старших школьников. И, наконец, не разработана концепция педагогической поддержки ученика в решении мировоззренческих проблем, столь необходимая современной школе. Однако самой острой проблемой, на наш взгляд, сегодня становится отсутствие научно-педагогических знаний о мировоззренческом самоопределении юношества, с учётом тех условий и обстоятельств, в которых самоопределение происходит.

Изученные источники позволили выделить как перспективные направления исследования этой проблемы следующие:

· Мировоззренческое самоопределение - актуальная и самостоятельная научно-педагогическая проблема, связанная с образованием и его результатами.

· Мировоззренческие искания личности старшеклассника - необходимый элемент его самоопределения, завершением которого может быть устойчивость личности как основной критерий развития мировоззрения, на что должно ориентироваться образование.

· Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения выступает как диверсифицированная система разнообразных условий и действий, создаваемых педагогом в образовательном процессе.

Литература

1. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Автореферат дис. ... докт. философских. наук: 09.00.11. Хабаровск, 2006.

Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 . . Москва, 1999

Berestovitskaia Svetlana E. The candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate of the chairs of pedagogics of the Russian state pedagogical university of A.I.Herzen, St.-Petersburg, [email protected]

Problem of outlook of youth in modern dissertational researches

Поэтому, что — ВЛОЖИШЬ в детей в этот период детства – то и ПОЛУЧИШЬ, когда они вырастут и станут взрослыми. К семи годам в ребёнке — ФОРМИРУЕТСЯ то Мировоззрение, с которым он — ПРОЖИВЁТ всю свою жизнь.
Вот – почему так чрезвычайно ВАЖНО – ВКЛАДЫВАТЬ в ДЕТЕЙ — только ДОБРОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для жизни, ВОСПИТЫВАТЬ в них ДОБРЫЕ — ПРИВЫЧКИ и ПРИУЧАТЬ их только — к ДОБРОМУ и РАЗУМНОМУ и к ТРУДУ, а главное — ПРИВОДИТЬ их к ВЕРЕ — в БОГА. Тогда и люди из них — вырастут порядочные, добрые и разумные.

Мировоззрение — это система взглядов человека на общество и природу, понимание им жизни и его ценности, это его воспитание и качество образования. У людей существует три типа Мировоззрения: 1. Негативное Мировоззрение. 2. Смешанное Мировоззрение. 3. Положительное Мировоззрение.

Негативное Мировоззрение – принадлежит только Негативным, дурным людям. Мировоззрение таких людей основано на непорядочности, на лжи и злобе, на не уважении к людям, на вседозволенности, грубости, хамстве и наглости, на пошлом отношении к женщинам, на понимании власти силы и того, что слабых можно и нужно обижать и подчинять своей воле и власти денег, что деньги – не пахнут и деньги можно добывать криминальными способами, на понимание того, что «Не обманешь – не проживешь», что работа не волк – в лес не убежит и честная работа только для дураков. Совести, чувства долга и ответственности — у таких людей просто нет. Смешанное Мировоззрение – в этом типе Мировоззрении как бы всё перемешано и хорошее и доброе. Главное, люди с этим Мировоззрением – НЕ ИМЕЮТ твердых положительных принципов, не умеют хорошо различать Добро от Зла – у них как бы своеобразная каша в голове, все понятия расплывчатые, размытые, неопределенные. Люди со смешанным мировоззрением, если попадают в хорошую среду и в общение с хорошими людьми – делаются лучше, а если попадают в дурную среду и в общество дурных людей – становятся хуже. Смешанное Мировоззрение — характеризует две группы людей:

А). Обыватели, в Мировоззрении которых преобладают НЕГАТИВНЫЕ нравственные принципы и установки: эгоизм, жадность, скупость, зависть, расчетливость, непорядочность, лживость, безответственность.

Б). Обычные люди, в Мировоззрении которых преобладают Положительные нравственные установки и принципы: понимание честности, ответственности, доброты, важности добросовестного труда, важности семейных ценностей.

Положительное мировоззрение – им обладают хорошие, добрые порядочные люди. Это Мировоззрение основано на понятиях Чести, Совести, Долга, Ответственности, вежливости, Справедливости, уважения старших людей, уважения женщин, Патриотизма, понимания важности и необходимости учебы и труда, понимания важности семейных ценностей.

Мировоззрение ребенка полностью ЗАВИСИТ — от Мировоззрения и образа жизни его родителей, от их — ЛИЧНОГО Примера. Дети видят и запоминают все и учатся на примере жизни, поведения и поступков — своих родителей. Вот почему и говорят, что чего не знают и не понимают родители, как могут знать их дети? Вот почему так важно, чтобы родители были люди порядочные, хорошо воспитанные и образованные – всё это они ПЕРЕДАДУТ своим детям.

Если родители люди НЕПОРЯДОЧНЫЕ, то и личный ПРИМЕР их образа жизни, их дел и поступков — является НЕГАТИВНЫМ. А главное, детям полностью ПЕРЕДАЕТСЯ их НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение. Дурные люди приучают своих детей лгать и обманывать людей и потому их дети считают, что обманывать людей – это нормально, что обидеть слабого и отобрать у него что-то – тоже нормально, что деньги – не пахнут и потому можно и украсть при удобном случае, главное, чтобы никто не видел и так далее. Вот с таким багажом знаний дети дурных родителей приходят в этот мир.

Если родители ОБЫВАТЕЛИ — то их дети полностью ПЕРЕНИМАЮТ и усваивают их НЕПРАВИЛЬНОЕ эгоистичное отношение к людям и к жизни. Они также как и их родители зацеплены за МАТЕРИАЛИЗМ, важнейшей ценностью для них ЯВЛЯЮТСЯ: деньги, вещи, собственное благополучие, карьера, и потому ради этого они СПОСОБНЫ — на ОБМАН, на лицемерие, подхалимство. Чувство совести и долга у таких людей — отсутствует.

У всех ОБЫВАТЕЛЕЙ — ЕСТЬ одна тяжелейшая проблема. Они не знают главного. Да, Обывателям — нравится их эгоистичный образ жизни. Да, все Обыватели – люди равнодушные к своим ближним, многие жадны и скупы, для них понятие совести, справедливости, ответственности, любви к Родине, к Богу – ничего НЕ ЗНАЧИТ, и они живут всю свою жизнь как «Курицы» — все, что не попадется им на пути – они гребут под себя, чтобы только по лучше и по сытнее устроиться в этой жизни.

Но оказывается – жизнь к ним ЖЕСТОКА и БЕСПОЩАДНА! Бог – НЕ ХРАНИТ этих эгоистичных, жадных и РАВНОДУШНЫХ — к ближним и к своему Отечеству — людей!

Во всех войнах, во всех катастрофах, террактах, в пожарах, в крушениях поездов, самолетов, во всех автомобильных авариях – всегда в ПЕРВУЮ Очередь — ГИБНУТ в большом количестве – только в основном ОБЫВАТЕЛИ и НЕПОРЯДОЧНЫЕ люди. Обывателей гибнет БОЛЬШЕ – по сути – эти люди – своей кровью и мучительной смертью – Искупляют свой ГРЕХОВНЫЙ образ жизни перед Богом! За всё — НУЖНО ПЛАТИТЬ! Хороших людей – гибнет Мало – они НУЖНЫ Богу на земле.

Если родители являются ХОРОШИМИ, честными людьми, то их образ жизни, их дела и поступки – являются ДОБРЫМ примером для их детей и детям — ПЕРЕДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ Мировоззрение, с которым они приживут всю свою жизнь и ПЕРЕДАДУТ своим детям и внукам. Хорошие родители своим ДОБРЫМ отношением к людям – ПРИУЧАЮТ своих детей к уважению и доброму отношению к людям, к добросовестному труду, к любви к Родине. Верующие родители – личным примером – учат детей вере и любви к Богу!

Если родители сумели сформировать в детях Положительное Мировоззрение, научили их РАЗЛИЧАТЬ Добро — от Зла, приучили их любить доброе, ценить его, то эти дети – никогда не будут увлекаться дурным – им все ПЛОХОЕ будет ПРОТИВНЫМ.

Если родители — ПЕРЕДАЛИ своим детям НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение или Смешанное Мировоззрение – то их дети НЕ БУДУТ понимать, что такое Добро и что такое Зло, то есть будут ГЛУПЫ и потому могут увлечься всем дурным и это дурное — им БУДЕТ НРАВИТЬСЯ – вот так дети будут ПОРТИТЬСЯ и вырастут дурными людьми.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Мировоззрение – целостная система научных, философских, со¬циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Научное мировоззрение вооружает чело¬века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научное мировоз¬зрение – связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу¬ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен¬тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп¬ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен¬него, объективного и субъективного. У человека формируется не толь¬ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво¬его "Я", своей индивидуальности, своей личности. Научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро¬воззренческие убеждения.
Убеждения – субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю¬дей. Люди усваи¬вают знания, накопленные обществом в процессе развития общественной практики. Таким об¬разом, воздействие на личность осуществляется в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе. Убеждения - это зна¬ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Они определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ори¬ентации, интересы, желания, чувства, поступки.
В реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение. Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. В процессе формирования мировоззре¬ния надо уделить особое внимание формированию методологи¬ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель¬ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением
Уже в начальных классах существует принци¬пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми¬ровоззренческий характер. Например начальные представле¬ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един¬стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи¬ях и др.
Подростки со¬вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей¬ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно¬сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя¬тельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не¬адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража¬нию.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на¬учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. У старше¬классников формируются фундаментальные идей высокого уровня обобщенности, твердые взгляды и убеждения. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.

Пути и средства формирования мировоззрения
Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив¬ной практической деятельности.
КОМПОНЕНТЫ
1) Интеллектуальный. Предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст¬вительности к абстрактному, понятийному мышлению, а вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. При вос¬хождении от абстрактного к конкретному создается синтез, который означает дальнейшее углубле¬ние в сущность явлений материального мира во всех их причин¬ных связях.
2) Эмоционально-волевой. Для того чтобы знания переросли в убеждения, вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи¬тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра¬щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю¬щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите¬ратуры и искусства. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
3) Практически-действенный. Учебно-трудовая и общественная деятельность во¬влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во¬оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози¬дания.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми¬ровоззрения обеспечивается благодаря взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред¬ставление о нем.
Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех его формирования основывается во многом на доверии учащихся к учителю.

Основные понятия теории нравственной культуры
Оценивая поступки людей мы пользуемся поня¬тием морали.
Мораль – обы¬чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис¬пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай.
Этика -фило¬софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как человеком ос¬воена мораль можно судить об уровне его нравственнос¬ти.
Нравственность - это личностная характерис¬тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по¬рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду¬альное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило распро¬страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва¬ние нравственной нормы.
Норма - это правило, требование, оп¬ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон¬кретной ситуации. Нормы определяют порядок взаимо¬отношений с обществом, коллективом, другими людьми. Понятия морали, охватываю¬щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж¬дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье).
Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к ко¬торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез¬ным, красивым.
Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Формируется в процессе взаи¬моотношений с другими людьми, раскрывается в проявле¬нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то¬лерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, по¬ведению.
Важным условием воспитания гуманности является организа¬ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо¬щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель¬ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Дисциплина – составная часть нравственности, соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность характеризует поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля¬ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен¬ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Культура поведения включает в себя различные стороны нравст¬венного поведения личности; в ней слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу¬ра.

  • 10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект – среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.
  • 11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
  • 12. Общая характеристика теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
  • 13. Отход от классического бихевиоризма (Теория р.Сирса)
  • 14. А. Бандура и теория социального обучения.
  • 15. Классический психоанализ з. Фрейда и его трактовка стадий развития.
  • 16. Эпигенетическая теория развития э. Эриксона.
  • 17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж.Пиаже.
  • 18. Теория морального развития л. Колберга.
  • 19. Теория развития умений к. Фишера.
  • 20. Культурно-историческая теория л. Выготского.
  • 21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
  • 22. Деятельностная теория онтогенеза а. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
  • 23. Модель развития общения м. И. Лисиной.
  • 24. Модель развития личности л. И. Божович.
  • 25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
  • 26. Антиравновесная теория Ригеля.
  • 27. Теория персонализации а. В. Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
  • 28. Психологическая теория развития деятельности р. Лернера, основные положения его теории.
  • 29. Системные теории развития.
  • 30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.
  • 31. Механизм интериоризации психической функции.
  • 32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
  • 33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
  • 34. Понятие периодизаций. Л.С. Выготский о критериях периодизации психического развития.
  • 35. Группы периодизации детского развития. Достоинства и недостатки.
  • 36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
  • 37. Попытки построения системной периодизации психического развития (в.И. Слободчиков, ю.Н. Карандашев).
  • 38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
  • 39. Пренатальный период и рождение в развитии человека.
  • 40. Общепсихологическая характеристика новорождённого. Особенности психической жизни новорождённого.
  • 41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества.
  • 42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.
  • 43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
  • 44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
  • 45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
  • 46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.
  • 47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
  • 48. Специфика развития речи в раннем детстве.
  • 49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
  • 50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудий действия в развитии наглядно-деятельного мышления.
  • 51. Предпосылки перехода от раннего детства к дошкольному возрасту. Основные линии психического развития дошкольников.
  • 52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
  • 53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
  • 54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
  • 56. Специфика детского мировоззрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
  • 57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
  • 58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
  • 59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.
  • 61. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
  • 62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
  • 63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем дошкольном возрасте.
  • 64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
  • 65. Развитие личности младшего школьника.
  • 66. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
  • 67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
  • 68. Кризис подросткового возраста.
  • 69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (л.С. Выготский, т.В. Драгунова, с. Холл, э. Шпрангер, ш. Бюлер, в. Штерн).
  • 70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
  • 71. Общение со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
  • 72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
  • 73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
  • 74. Развитие личности подростка.
  • 75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
  • 76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
  • 77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
  • 78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
  • 79. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
  • 80. Эмоциональное развитие в юношестве.
  • 81. Определение понятия «взрослость». Биологическое и физиологическое развитие во взрослом возрасте.
  • 82. Теории развития взрослого человека.
  • 83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
  • 84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
  • 85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
  • 86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
  • 87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
  • 88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.
  • 89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
  • 90. Кризис средины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
  • 91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
  • 92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
  • 93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
  • 94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения.
  • 95. Старческий возраст. Причины и факторы влияющие на процессы старения.
  • 96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
  • 97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
  • 98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.
  • 99. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения.
  • 100. Инволютивное развитие личности: нарушения развития детей.
  • 101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
  • 102. Феномен смерти. Теоритические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.
  • 56. Специфика детского мировоззрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

    Условия жизни дошкольника, изменение требований к нему со стороны взрослых, растущие возможности познания, а также изменение типа ведущей деятельности усложняют и структуру личности ребенка. Начало формирования личности отечественные психологи связывают с появляющимся в начале дошкольного возраста и развивающимся на всем его протяжении соподчинении (иерархии) мотивов.

    Соподчинение мотивов, по определению А. Н. Леонтьева, есть результат столкновения непосредственных желаний ребенка с прямым или косвенным требованием взрослых действовать по заданному образцу. И то, что именуется произвольностью поведения, есть подчинение своих поступков образцу, а возникновение первых морально-этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В ходе формирования произвольности у дошкольника возникает новый тип поведения, который условно может быть назван личностным, т.е. таким, который опосредуется ориентирующими образцами, содержанием которых являются общественные функции взрослых, их отношений к предметам и друг к другу.

    В качестве мотивов в дошкольном возрасте могут выступать и содержание самой деятельности, и ее общественное значение, успех и неуспех в ее проведении, самооценка и получение группового признания. У разных детей на первый план могут выступать самые разные мотивы, подчиняя себе остальные и организуя деятельность ребенка.

    На фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Это проявляется в повышении осознанности мотивов собственной деятельности, в том, что ребенок более объективно может оценить свои поступки и в какой-то степени личностные качества.

    Начатки самосознания обнаруживаются в самооценке ребенка. Особенность состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребенок легче применяет их к другим, чем к самому себе. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как неправильный, несправедливый, но тот же поступок, совершенный им самим, оценивается неадекватно, и оценка часто подменяется всякого рода «рационализациями». Свои неправильные поступки дошкольник часто не оценивает как таковые и обижается, протестует, когда так классифицируют эти поступки другие. И только авторитет взрослого позволяет ребенку вникнуть в смысл совершенного неправильного поступка или хотя бы принять замечание как правильное. Конечно, чем старше дошкольник, тем более объективно он может подойти к оценке собственных поступков.

    Самооценка дошкольника в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, а в овладении пением - недооценивать и т.д. Критерии, которыми пользуется ребенок при самооценке, в значительной степени зависят от родителей и воспитателей.

    В исследованиях обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе детского сада. Оказывается, дети осознают и оценивают лучше те качества и особенности поведения, которые чаще всего выявляются и оцениваются окружающими и от которых зависит положение ребенка в группе. В этом отношении очень показательны результаты исследования Т. В. Юркевич по оценке и самооценке 2 групп 6-леток - обучающихся в школе и посещающих детский сад. Младшие школьники чаще всего адекватно оценивают свои успехи в учебе (57%), на которые постоянно обращено повышенное внимание учителя. Дети же, посещающие детский сад, адекватнее оценивали себя в игровой деятельности (70%), к которой воспитатель, как и дети, проявлял высокий интерес и которая подвергалась частой педагогической оценке. Интересно, что 6-летние школьники оценивали успехи в учебе и рисовании строже, чем 6-летние «садовцы». В свою очередь, «садовцы» строже оценивали успехи сверстников в игровой деятельности и их положение в системе межличностных отношений.

    На основе самооценки у дошкольника формируется уровень притязаний. В первую очередь, это притязания на признание. Ребенок очень хочет завоевать расположение как взрослых, так и сверстников. На протяжении дошкольного детства у него формируется весь комплекс переживаний, связанных с притязаниями на признание: так, он испытывает чувство вины и стыда, когда не удовлетворяет социальным требованиям; он осознаёт, что значит «должен» и «обязан» и как соотносятся эти понятия с «хочу», поэтому мы можем взывать к его совести; у него появляется чувство гордости за то хорошее, что он сделал для других, преодолев себя; он стесняется своих негативных проявлений и отрицательных поступков. Тем не менее все это еще неустойчиво, особенно негативные переживания, и внутренняя позиция, складывающаяся к концу дошкольного возраста, у большинства детей может быть описана как «Я хороший».

    Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новым осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребенок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д.

    Осознание себя во времени имеет и другую сторону: ребенок начинает интересоваться началом и концом собственной жизни. Первое проявляет себя в вопросах, откуда он взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своем появлении на свет, интересоваться маленькими детьми. Второе дает целый спектр разнообразнейших детских страхов (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.), связанных с концом жизни. В свою очередь, страхи, обусловленные страхом смерти, порождают много вариантов детских «обереговых» ритуалов (не наступать на трещины в асфальте или канализационные люки, сжимать кулак при встрече с определенными лицами, использовать нитки на запястьях и крестики на шее и т.д.) и своеобразных игр-«страшилок» (про черный плащ, кровавую руку, таинственную дверь и т.д.), примет, историй, предупреждений и т.д.

    Не менее важный компонент детского самосознания - психосексуальная идентификация, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Если младшие дошкольники еще предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола, не делают различий между сверстниками своего и противоположного пола в играх, в межличностных предпочтениях, то старшие дошкольники вполне осознают, что половая принадлежность необратима, и стремятся утвердить себя именно как мальчики или девочки, выбирают для игр и дружбы партнеров своего пола. Они уже знают, как должны вести себя и какими должны быть мальчики и девочки вообще, поэтому девочки стремятся делать что-то типично женское (шить, стирать, готовить и т.п.), а мальчики - типично мужское (забивать, отпиливать, ремонтировать, применять силу и т.п.). Все дети, как правило, гордятся, если их старания замечаются и одобряются.

    На основе всех перечисленных элементов к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая схема образа «Я» («Я-концепция»).

    А.Г. Дружинина

    г.Барнаул, МБДОУ «Детский сад № 153»

    ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА

    НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Мы постоянно говорим о том, что нравственное воспитание подрастающего поколения – актуальнейшая задача нашего общества. В современной России человек часто стоит перед проблемой личностного выбора и морально-нравственной ответственности в ситуации динамически подвижных экономических, политических, социальных условий. Но если нет стабильной системы ценностных ориентиров личности, которая определяла бы позицию человека в той или иной обстановке, то любое жизненное явление становится серьезным испытанием, а социальная среда только усугубляет ситуацию. Данное положение неблагоприятным образом сказывается не только на уровне отдельно взятой личности, но и для развития общества в целом.

    Существование данной проблемы, особенно остро вставшей в нашем обществе в последнее время, обозначалось в свое время такими исследователями как Л.С. Выгоцкий, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина. Имеется в виду проблема становления активной, самостоятельной, творческой и гуманной личности путем формирования основ мировоззрения у подрастающего поколения .

    В настоящее время сложно выделить четкую позицию общества по отношению к формированию детского мировоззрения. Как отмечает В.С. Мухина, сила воздействия образовательной среды на развитие мировоззрения у детей уменьшилась. В то же время формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, остается конечной целью современного образования .

    Воспитание, в данном аспекте – есть формирование определённого мировоззрения, совокупность воздействий на развитие личности ребёнка, в результате которых формируемое мировоззрение опирается на социально одобряемые конструкты, необходимые и укладывающиеся в логику развития личности и общества.

    Философский словарь дает следующее толкование: «мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей… Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием мировоззрения общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт».

    Воспитывая ребенка, или формируя его мировоззрение, как сложную систему знаний, убеждений, взглядов, определяющих отношение человека к себе, к миру, к другим людям, и определяющую его личностные структуры, мы даем ему возможность и всячески подталкиваем к освоению новых знаний и умений. В первую очередь это, конечно, речь. Необходимо отметить, что общение со взрослым человеком, само по себе является одним из решающих факторов такого воздействия. Ребенок должен расти в среде, где окружающие его люди с первых дней жизни активно используют речь для общения с ним. Кроме того, окружающие активно стимулируют развитие у него речевой способности, на основе которой происходит дальнейшее развитие ребенка. Только при условии овладения речью ребенок способен успешно осваивать преподносимые ему содержательные компоненты данной системы, что находит отражение в развитии познавательных процессов, и детский возраст здесь является решающим, сензитивным периодом в их формировании .

    Аналогичная ситуация наблюдается и в развитии ребенка как личности. Как писали Л.С. Выгоцкий, В.С. Мухина, М.И. Лисина, процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка. Уже в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, определяется отношение к миру .

    Рассматривая данный вопрос, можно выделить у ребенка три вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру. Отношение к самому себе было и до сих пор остается первой выделяемой чертой личности. Отношение к другим людям также описывается как одно из основных образующих личности. Отношения к предметному миру формируются в развитии связей между людьми и предметами, опосредствующих эти отношения.

    Важнейшее значение в формировании основных личностных качеств имеет для ребенка тот опыт общения, на основе которого эти три компонента у него и складываются. Описывая психосоциальные стадии развития личности, Э. Эриксон указывал на значимость формы и качества общения ребенка со взрослым с первых дней жизни для решения проблем каждой из стадий, как основы развития здоровой гармоничной личности. Э.В. Ильенков говорил о возникновении первого отношение у ребенка к взрослому, без которого было бы невозможно дальнейшее движение.

    Следует отметить, что ребенок, даже маленький, при этом воспринимается взрослым как субъект, как активный участник коммуникативного акта, воздействия которого следует воспринимать и реагировать . Если данное условие не соблюдено, результатом этого становится явление, описанное как «госпитализм», наблюдаемые в дальнейшем задержки психического и речевого развития, а также и другие типы аномального развития, что еще раз подтверждает роль общения как фактора формирования гармоничного мировоззрения. Ведь если содержательную составляющую мировоззрения представляют знания и умения, то ценности, убеждения, внутренняя позиция личности – они эмоционально опосредованы и только через общение, а для ребенка – личный коммуникативный опыт имеет формирующий характер.

    Значимость качества общения в раннем возрасте для формирования основ мировоззрения у ребенка можно проследить, например, в явлении эмоциональной привязанности. Об этом писал Джон Боулби, отмечая интенсивность обоюдных чувств и жизненную важность складывающихся эмоциональных связей, которые являются «главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка». Главным источником образа самого себя у младенцев служит общение с близкими взрослыми. В общении с ними он обретает уверенность в своей абсолютной ценности. Было выделено несколько показателей материнского поведения (Мэри Эйнсворт), способствующих развитию надежной привязанности в период младенчества: частый и длительный физический контакт между матерью и ребенком; чуткая реакция матери на сигналы ребенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его активности; упорядоченность окружающей ребенка обстановки; взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с другом .

    Исследуя данную проблему, М.И. Лисина отмечала, что уже в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей со взрослыми является личностный мотив. Работы А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой, Г. Х. Мазитовой подтверждают этот вывод. Удивительно, но было доказано, что маленький ребенок воспринимает взрослого и себя в личностном плане. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны, но очень важны для ребенка. Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, личностные .

    Изучение явления привязанности ребенка к матери дает возможность более ярко проследить значение коммуникативного опыта на формирование эмоциональной и мотивационной сферы, составляющих ядро мировоззрения личности.

    Известно, что ребенок, имеющий положительный эмоциональный опыт, устойчивый тип привязанности, в дальнейшем успешно адаптируется в социуме, как в детском коллективе, так и в контактах с другими взрослыми.Уверенность, инициативность позволяют ребенку активно исследовать окружающий мир, проявлять себя в нем. Также дети с устойчивым типом привязанности более благополучны в физическом развитии и здоровье, дети же с зависимым типом привязанности находятся в постоянном состоянии напряжения и страха, что нередко приводит к психосоматическим нарушениям. От того, сформированы ли надежные эмоциональные связи ребенка с близкими взрослыми, зависит его способность адаптироваться в социуме, особенности его реагирования на различные жизненные обстоятельства .

    Эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка как результат коммуникативного опыта в дошкольном детстве в семье, а затем с другими детьми и взрослыми, отражается в выделяющемся отношении к действительности, а также выбираемой им жизненной позиции и фиксируется как базовое для данной личности.

    Позитивный коммуникативный опыт, таким образом, может служить основой для формирования психологически здоровой личности с целостным, непротиворечивым, гармоничным мироощущением, принятием себя и своего места в мире, сознанием собственной аутентичности, активной жизненной позицией. Формирование данного типа мировоззрения дает человеку возможность развиваться как личности, успешно реализовывать себя в обществе, ставить перед собой цели, жить в гармонии с собой.

    Если в силу жизненных обстоятельств ребенок не получил должного уровня внимания, заботы, ласки со стороны близких, был реализован вариант патологической зависимости, то это может с большей долей вероятности стать основой формирования неблагоприятного типа мировоззрения личности. Сталкиваясь с социумом, такой ребенок безусловно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, который необходимо каким-либо образом разрешать. И уже в дошкольном возрасте мы видим попытки компенсации формированием защитных механизмов.

    Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним воздействиям у людей не одинакова. Выделяют нормальную, действующую в повседневной жизни защиту, выполняющую профилактические функции, и защиту патологическую - как неадекватную форму адаптации.

    Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх. Однако ребенок без поддержки близких, как правило, испытывает слишком большое напряжение, чтобы успешно контролировать свои страхи и желания. В этом случае защита создает для него множество ограничений, приводит к замкнутости и изоляции, что только усугубляет ситуацию. Значительные затраты энергии на обеспечение работы защитных механизмов могут быть настолько существенными, и даже непосильными для него, что это может привести к появлению специфических невротических симптомов и к нарушениям приспособляемости, не позволяет адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Переживания ребенка, в силу личностной незрелости, могут остаться плохо осознанными и неотреагированными, превратиться в психологические комплексы, которые затем наблюдаются у взрослых людей .

    Таким образом, формируя мировоззрение ребенка, мы предлагаем принять ему такие компоненты как знания и убеждения. Если знания представляют собой содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения складываются в качестве эмоционального отношения к этим знаниям, к миру и себе, на основе личного коммуникативного опыта.

    Подводя итог, можно сказать, что внимательное отношение, терпимость, дружеское сочувствие к ребенку, дает ему возможность получить такой необходимый опыт. Ведь невозможно передать ребёнку в готовом виде понятия ценности, морали. Их он должен пережить сам, только собственный опыт по-настоящему учит человека, перерастает в осознанные убеждения.

    Список литературы.

    1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. с.7-39.
    2. Корнеева Т.В. Об эмоциональной привязанности ребенка к матери // Ребенок в детском саду. 2006. - № 2. – с.82 – 87.
    3. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.42-50.
    4. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей./Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.212-228.
    5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с. 17-98.
    6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн., кн. 2, Психология образования, 2-е издание - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 1995.
    7. Никольская И. М., Грановская Р. М.. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2001.
    8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 2001.
    9. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. – с.5 – 27.

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...