Социальная гарантия - это что? Система социальных гарантий. Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)

Социология, социальная работа и статистика

Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. 7 Основного закона РФ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается постоянная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов...

28.Государственные гарантии социальной защиты населения в РФ.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе "О государственных минимальных стандартах" самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной. Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами "О здравоохранении", "Об образовании", "О культуре" и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

— минимальный размер оплаты труда;

Минимальная заработная плата — это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Согласно Трудовому кодексу РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и он должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум может быть использован:

— в качестве базы для адресной социальной поддержки;

— в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

— поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

— более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

— профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

— расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

Регулирование занятости — одно из главных направлений социальной политики.

Государство гарантирует безработным:

— выплату пособий по безработице;

— выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

— оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

— набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

— нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

— нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

— норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения . Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание , т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами "Об основах социального обслуживания населения в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. 26 мая 1997г. принято постановление Правительства РФ № 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг". Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека — 18 кв. м2, ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Основными формами социальной защиты выступают:

Законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

Регулирование доходов и расходов населения;

Социальное страхование;

Социальное вспомоществование;

Социальные услуги;

Целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности – по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43527. Организация отдыха детей и молодежи: технологии, опыт, проблемы 246.5 KB
Правильно организованный отдых детей и молодежи обеспечит их разностороннее развитие и формирование личности, духовное, патриотическое, нравственное воспитание, укрепление здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности. В современной России возникла проблема, касающаяся организации досуга и отдыха детей и молодежи
43528. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо» 455 KB
Объектом исследования курсовой работы является ООО Зеркалоинфо предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия ООО Зеркалоинфо выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43529. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия СООО «Эмир Моторс» 467 KB
Объектом исследования курсовой работы является СООО Эмир Моторс предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия СООО Эмир Моторс выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43530. Расчет балки и ее характеристик 3.86 MB
Для указанных схем определить собственные частоты и формы колебаний. Проверить ортогональность собственных форм колебаний. Определить амплитуды вынужденных колебаний под действием силы P(t) = P0cosΩt, приложенной в точке А. Построить эпюру динамических изгибающих моментов при частоте Ω = (γ/mδ)1/2
43531. Системный анализ информационной системы управления бюджетом на предприятии 12.42 MB
А1 Масштаб предприятия одно здание 100 служащих. А2 Масштаб предприятия четыре филиала в пределах города 500 служащих. А3 Масштаб предприятия один филиал в пределах города и четыре филиала в области 1000 служащих. А4 Масштаб предприятия семь офисов в семи регионах РФ 500 служащих.
43532. Становление системы хореографического образования А.Я.Вагановой 82.91 KB
Стремясь подчеркнуть особенности русской балетной школы, Ваганова в своей книге нередко сопоставляет ее с французской и итальянской школами. Эти понятия нельзя связывать с современным зарубежным балетом, хотя в отдельных случаях описанные Вагановой приемы еще бытуют в хореографической практике.
43533. Проектирование автоматизированного участка цеха по производству сотового заполнителя 649 KB
Характеристика изделий получаемых в данном технологическом процессе Технические характеристики сот Краткая характеристика линии для производства непрерывного сотового заполнителя Характеристика склада
43534. РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН И ОСНАСТКИ 465.5 KB
Цепной передачи одноступенчатого редуктора ременной передачи.Проектировочный и проверочный расчет цепной передачи.Проектировочный и проверочный расчет зубчатой передачи.Проектировочный и проверочный расчет ременной передачи.
43535. Бизнес-план придорожного сервиса автодороги Р351 «Тюмень-Екатеринбург» 747 KB
Пункт придорожного сервиса представляет собой мини-кафе, строительство которого включено Управлением торговли и услуг Екатеринбургского облисполкома в план развития объектов общепита придорожного сервиса в Свердловской области. По проекту кафе будет располагаться рядом с существующим газоном

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.


Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жщно-коммунального, социально - культурного обслуживания, охраны здоровья, образования и др.

Государственные социальные стандарты и нормативы формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Особенностью социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в определенных размерах.

Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.

Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.

Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.

Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

Государственные нормативы в сфере жщно-коммунального хозяйства

включают:

Предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жщно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;

Показатели качества предоставления коммунальных услуг.

К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

Нормы обеспечения транспортом общего пользования;

Показатели качества транспортного обслуживания;

Нормы обеспечения населения услугами связи;

Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

Список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;

Показатели качества оказания медицинской помощи;

Нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;

Нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

Перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;

Нормативы максимальной наполняемости классов, групп;

Нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;

Нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивзованности страны.

Основные направления осуществления социальных гарантий:

1) Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:

а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень

Заработной платы и ее индексацию;

б) умеренные налоги;

в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.

2) Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:

а) приобретение общего образования;

б) воспитание детей и подростков;

в) подготовка кадров;

г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.

3) Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:

а) пенсии;

б) различные виды помощи;

в) стипендии;

г) денежные выплаты и их индексация;

д) льготы в налогообложении.

Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме безоплатных услуг.

Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

Источники финансирования социальных гарантий

Источниками финансирования социальных гарантий выступают:

Государственный бюджет;

Средства местных бюджетов;

Страховые фонды;

Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;

Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;

Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством Украины);

Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

Механизм реализации социальных гарантий

Государство должно гарантировать всем гражданам минимум социальных услуг и материальных благ через такие механизмы:

Определение размеров минимальных социальных гарантий:

· минимальной заработной платы;

· пенсии по возрасту;

· стипендий и др.

Осуществление превентивных социальных мер в связи с ценовой либерализацией:

· адресного выборочного предоставления социальной помощи;

· осуществление компенсационных выплат незащищенным слоям населения и др.

Защита покупательской способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр:

· среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь;

· целевой денежной помощи в соответствии к изменениям индекса потребительских цен.

Основной целью социальной политики в Украине на современном этапе является приостановление спада жизненного уровня населения и уменьшение давления кризиса на наименее защищенные слои населения.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никонова Оксана Викторовна. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: проблемы реализации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003 177 с. РГБ ОД, 61:03-8/3761-3

Введение

Глава 1. Система социальных гарантий: условия формирования 10

1.1. Необходимость социальных гарантий: объективные и субъективные факторы

1.2. Становление системы социальных гарантий в Российской Федерации 32

1.3. Опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, необходимость его применения в России

Глава 2. Проблемы реализации социальных гарантий 68

2.1. Право на труд и защиту от безработицы: особенности реализации

2.2. Степень реализации социальных гарантий в сфере пенсионного обеспечения 123

2.3. Девальвация социальных гарантий в сфере образования 107

2.4. Социальные гарантии в сфере здравоохранения: декларации и действительность

2.5. Государственное финансовое обеспечение реализации социальных гарантий: современное состояние, потенциальные возможности улучшения 141

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации к настоящему времени сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, экономика страны после длительного структурного кризиса вступила в полосу подъема. Растут объем производства, величина валового внутреннего продукта, ликвидирован бюджетный дефицит, увеличивается национальный доход - главный источник материального благосостояния граждан. Но в тоже время сохраняется сложное положение в социальной сфере общества. Уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок. Существует и продолжает углубляться имущественное неравенство, поляризация в доходах различных социальных групп населения, усиливается расслоение общества на богатых и бедных. Во всех цивилизованных индустриально развитых государствах мира названные явления практически элиминированы на основе существующих в каждом из них системы социальных гарантий. Аналогичная система существует и в Российской Федерации. В Конституции - Основном законе страны - зафиксированы основные права граждан: право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение по возрасту и т.д. Однако провозглашенные в Конституции социальные гарантии на практике осуществляются далеко не в полном объеме или вообще не осуществляются. Идет процесс вымывания позитивного содержания социальных гарантий, процесс их девальвации, в силу чего они (социальные гарантии) утрачивают значение для граждан России. Поэтому сейчас главная проблема заключается в обеспечении (законодательном, финансовом, экономическом и т.д.) осуществления социальных гарантий, их претворения в жизнь, максимального повышения эффективности их функционирования и на этой основе - достижения высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России.

Таковы основные факторы, определившие выбор автором темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Степень разработанности проблемы. В российской литературе есть ряд публикаций, посвященных анализу социальной политики государства и отдельным конкретным ее проявлениям, таким, например, как социальная защита населения по ее основным видам. Среди авторов следует назвать Б.В. Ракитского, СВ. Кадомцеву, Н.А. Волгина, И.Т. Назаренко, В.И. Жукова, Л.П. Храпылину, Ф.Э. Бурджалова, Е.И. Холостову, Е.Е, Мачульскую, В.Н. Бобкова, В.Д. Ройка, В.И. Плакся и др. (Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России.-М.,2002; Кадомцева СВ. Экономические основы системы социальной защиты.-М,1997; Социальная политика.-М.,2002; Назаренко И.Т. Фонды социальной защиты.-М.,1992; Социальная политика: парадигмы и приоритеты. -М.,2000; Храпылина Л.П. Стратегическое планирование как приоритетная социальная технология решения социальных проблем населения - М.,2001; Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком.-М.,1996; Холостова Е.И. Социальная политика.-М.,2001; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.-М.,1998; Бобков В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения Рос-сии//Общество и экономика №2, 2000; Роик В.Д. Размышления по поводу бюджетных проектировок на 2003 г.//Человек и труд №12,2002; Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике.- М.,1996). Работы этих ученых, безусловно, важны и полезны. Они оказывают определенное позитивное воздействие на социальное развитие общества. Вместе с тем они не исчерпывают всей проблемы социальных гарантий, рассматриваемых с точки зрения их единства, взаимосвязи, взаимодействия и результативности их функционирования. В этом контексте настоящее исследование отвечает назревшей необходимости комплексного анализа социальных гарантий как системы, имеющей содержание, структуру, формы и способы

осуществления, что в значительной мере предопределяет его научную значимость.

Целью диссертационного исследования является проведение всестороннего анализа зафиксированных в Конституции Российской Федерации и действующих в современном российском обществе социальных гарантий, выявление проблем и механизмов их реализации для разработки предложений и практических рекомендаций по совершенствованию системы.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

Определить объективные и субъективные факторы необходимости социальных гарантий;

Рассмотреть исторические этапы развития социальных гарантий в странах Запада, выявить общие закономерности и особенности становления системы социальных гарантий в Российской Федерации;

Исследовать опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, обосновать необходимость его применения в России;

Рассмотреть основные проблемы реализации социальных гарантий в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, провести анализ экономических и социальных причин, препятствующих полной реализации социальных гарантий, наметить пути их преодоления;

Определить современное состояние государственного финансового обеспечения реализации социальных гарантий, выявить потенциальные возможности его улучшения;

Объект исследования - зафиксированная в Конституции РФ и реально функционирующая в современном российском обществе система социальных гарантий, ее основные структурные элементы, проблемы их реализации.

Предмет исследования - экономические и социальные отношения, возникающие в связи с реализацией социальных гарантий, существующих в российском обществе.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили отмеченные выше труды российских ученых по вопросам социальной политики и социальной защиты населения, а также опубликованные на русском языке работы ряда иностранных авторов по вопросам социальной политики. (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс. - М., 1992.Т.1.; Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М.,1994; Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М., 1991).

В работе использованы документы международных организаций, статистические сборники, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в следующем. * Дано авторское определение понятия «социальная гарантия». По мнению диссертанта, социальная гарантия есть зафиксированное в Конституции правовое положение, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере -право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждениях и др. Социальные гарантии выступают на практике как социальные обязательства государства перед обществом по реальному осуществлению прав граждан, изложенных в Конституции -Основном законе страны.

Систематизированы объективные и субъективные факторы, обусловливающие необходимость социальных гарантий в рамках социума, раскрыта структура системы социальных гарантий, определены этапы ее становления в исторической ретроспективе, охарактеризованы формы и виды, методы и механизм их реализации. Определены этапы, временные и пространственные границы процесса социального законодательства, в ходе которого создавались законодательные основы формирования и функционирования системы социальных гарантий. Этот процесс происходит в течение длительного периода, начиная с принятия первых социальных законов в 90-х годах 19 столетия в Германии, в частности, закона о государственном пенсионном обеспечении, принятый в 1890 году, и продолжающийся в наши дни (принятие в 2002 году ряда законов, открывающих новый этап в реформировании системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации).

На основе анализа рыночных отношений раскрыто негативное влияние рынка на процесс формирования системы социальных гарантий. Роль рынка связана, прежде всего, с распределением доходов в обществе. Рынок оказывает отрицательное воздействие на формирование доходов различных социальных групп населения. Длительный исторический опыт рыночного хозяйствования практически во всех странах мира свидетельствует о том, что рынок сам по себе не способен обеспечить справедливое распределение доходов и рост материального благосостояния лиц наемного труда. Распределительная функция рынка по своему содержанию и конечным результатам отрицательна по отношению к социальной справедливости. Более того, рынок сам является определяющим фактором дифференциации в доходах различных социальных групп, экономического и социального неравенства, расслоения общества на богатых и бедных, наличия в обществе обширных массивов бедности и нищеты. В диссертации показано, что бедность является фундаментальной составляющей любой экстремальной ситуации (болезнь, инвалидность, старость, безра-

ботица, и т.д.), требующей усиления социальной защиты соответствующих категорий населения.

Установлено, что процесс становления системы социальных гарантий в Российской Федерации имеет существенную, рельефно выраженную специфику, заметно отличающую его от аналогичного процесса в развитых странах Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона. В России становление системы социальных гарантий напрямую связано с переходом экономики страны к рынку, непосредственно обусловлено негативными явлениями переходного периода, оказавшими и продолжающими оказывать сильное влияние на формирование и функционирование системы социальных гарантий и социальной защиты населения.

Определены потенциальные источники улучшения финансирования процесса реализации социальных гарантий. К их числу, по мнению диссертанта, относятся: изменение налоговой системы, возврат к прогрессивной шкале подоходного налогообложения; повышение собираемости налогов; пресечение утечки валютных средств из России за рубеж; целенаправленное использование доходов от приватизации в интересах финансирования социальной сферы; всемерное сокращение непроизводительных расходов, прежде всего на содержание разросшегося государственного аппарата; рациональное использование бюджетного профицита, направление значительной его доли на финансирование системы социальных выплат; отказ от экономически невыгодных для государства так называемых соглашений о разделе продукции; введение государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Реализация указанных мер, считает диссертант, приведет к аккумуляции в руках государства такой суммы денежных средств, которой будет достаточно для успешного выполнения им (государством) своих социальных обязательств перед народом России.

Доказано, что существующая в настоящее время в России система социальных гарантий, выполняя определенную положительную

роль, вместе с тем не свободна от ряда существенных недостатков. Зафиксированные в Конституции страны социальные гарантии во многом носят формальный, декларативный характер. Социальные гарантии либо вообще не исполняются, либо степень их реализации неудовлетворительна, что обусловливает низкий уровень социальной защищенности граждан Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и научно-практических проблем, связанных с улучшением реализации существующих в нашем государстве социальных гарантий.

Сформулированные в диссертации практические рекомендации могут быть реализованы в управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений труда и социальной защиты населения.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в публикациях автора, докладывались на международном симпозиуме «Реализация принципов ООН в отношении пожилых людей в Российской Федерации» в 2002 г. Москва, РАГС при Президенте РФ.

Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке практических рекомендаций и предложений по проблемам реализации социальных гарантий в Российской Федерации, представленных кафедрой труда и социальной политики РАГС при Президенте РФ в Министерство труда и социального развития РФ и Совет Федерации РФ; применены в работе Департамента социальной политики Калужской области.

Необходимость социальных гарантий: объективные и субъективные факторы

Необходимость социальных гарантий и, соответственно, социальной защиты населения обусловлена развитием общества, действием имманентной ему сложной совокупности факторов объективного и субъективного порядка, формирующих социальную составляющую данного общества.

В методологическом плане исходным пунктом исследования проблемы социальных гарантий, объективных и субъективных причин их возникновения, форм проявления, этапов и направлений развития выступает социально-трудовая структура населения. В любом обществе, в любой исторически определенный период времени вся масса населения по своему социально-трудовому статусу подразделяется на три фундаментальные, основополагающие группы.

Первая из них - трудоспособная, экономически активная, производительная часть населения. Вторая - еще нетрудоспособные (дети несовершеннолетнего возраста). Третья - уже нетрудоспособные (пожилые). Вторая и третья группы, вместе взятые, составляют экономически не активную, непроизводительную часть населения. Уже само наличие в составе социума этих не производящих, а только потребляющих групп предопределяет необходимость государственных социальных гарантий, главное предназначение которых - обеспечение относительно нормальных условий жизни указанных групп.

Графически очерченная выше структура населения представлена на приводимой ниже схеме. Жизненный цикл, детерминированный законами природы, с объективной неизбежностью обусловливает две различные по содержанию тенденции движения структурных компонентов населения. Первая из них - движение по восходящей траектории. Суть этого движения - постепенный, по мере достижения совершеннолетия и формирования способности к труду, переход лиц, сосредоточенных в каждый данный момент в секторе А, в сектор В, из социальной группы «Еще нетрудоспособные» в группу «Трудоспособные», в состав экономически активного населения.

Благодаря этому движению осуществляется непрерывный приток все новых контингентов рабочей силы, впервые поступающих на рынок труда, в состав экономически активного населения, происходит его омоложение, реализуется процесс расширенного воспроизводства рабочей силы, занятой в производственной сфере. Эта тенденция позитивная, имеющая большое значение для существования и развития общества. В силу своей значимости она побуждает, или, можно сказать, принуждает государство как управляющий орган общества к проведению такой социально-экономической и демографической политики, приоритетной целью которой выступает обеспечение расширенного воспроизводства населения, создание максимально благоприятных экономических и материальных условий для подготовки контингента сектора А к производительному труду.

Следовательно, учреждение государственных социальных гарантий в данной сфере (сектор А - «Еще нетрудоспособные») выступает как объективная потребность общества, а ее осуществление предполагает проведение продуктивной экономической и социальной политики государства, направленной на их (социальных гарантий) реализацию.

Вторая тенденция - негативная. Движение идет по нисходящей траектории. Суть этого движения - выбытие индивидуумов из состава трудоспособного, экономически активного, производительного населения (сектор В) в сектор С, в рамках которого аккумулируется нетрудоспособная, непроизводительная часть населения, выработавшая, так сказать, свой отпущенный природой трудовой ресурс.

Перемещение из группы экономически активного населения (сектор В) в группу экономически неактивного, непроизводительного населения (сектор С) обусловлено комплексом причин, из числа которых причиной детерминантного характера выступает старость. По своей природе старость есть естественный, объективно обусловленный процесс износа человеческого организма, его старения (физического, физиологического, психологического и т.д.), его качественных изменений негативного, разрушительного порядка, утраты способности к труду, процесс угасания самой жизни человека. Неизбежность и неотвратимость старости столь же неизбежно и неотвратимо порождает проблему материального обеспечения лиц, достигших преклонного возраста, утративших способность к труду и в силу этого лишенных средств к существованию. Это проблема социальных гарантий, способных на деле обеспечить пожилым гражданам условия жизни, достойные человека.

Анализ проблемы необходимости социальных гарантий, касающихся контингента сектора С, предполагает выяснение ряда аспектов, имеющих методологическое значение. Речь идет о соотношении понятий «старость» и «нетрудоспособность», а также о внутренней противоречивости, двойственном характере понятия «старость», возникшего в связи с принятием пенсионного законодательства.

«Старость» и «нетрудоспособность» - понятия близкие, тесно связанные друг с другом, но не тождественные. В условиях социального (пенсионного) законодательства понятие «старость» приобретает определенную раздвоенность, двойственный характер. Оно включает в себя одновременно два понятия: а) старость в физиологическом смысле и б) старость в социальном плане. В социальном плане границы старости четко фиксируются в законодательном порядке на определенном уровне, например, на уровне 60 лет. Юридически она выступает под наименованием «пенсионный возраст». В этом (социальном) плане старость, по сути, принудительно (законом) вменяется гражданам данного государства и в силу этого она по своим возрастным параметрам едина для всех без исключения членов общества.

В плане физиологическом, как естественный процесс старения человеческого организма и, соответственно, процесс утраты способности к труду, старость по своим возрастным критериям различна для различных индивидуумов: у одних она достигает «апогея» в 65 лет (возможно и раньше), тогда как у других она наступает в 75-85, а то и в 90 лет, а в 60 лет (законом установленная старость) эти индивидуумы абсолютно трудоспособны.

Опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, необходимость его применения в России

Создание комплексной, хорошо организованной и эффективно функционирующей системы социальной защиты, посредством которой реализуются социальные гарантии в нашей стране, предполагает тщательное изучение опыта функционирования такой системы в развитых странах и его практическое использование в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям. Опыт западных стран поможет нам решить сложную задачу: как соединить жесткие законы рынка с осуществлением принципа социальной справедливости, создать надежный механизм реализации социальных гарантий российских граждан.

В этой связи внимание привлекает так называемая скандинавская модель, наиболее полно воплощенная в Швеции. Такое внимание представляется вполне закономерным, поскольку в этой стране сделано многое для достижения социального благополучия ее граждан. Полученные при этом результаты не следует преувеличивать, объявляя, как подчас делается, Швецию страной построенного социализма: основы ее экономики, а значит, и всего социального устройства остаются капиталистическими. Но неправомерно и преуменьшать реально сделанное в этой стране для ослабления социальных конфликтов, устранения неравенства в уровне жизни граждан.

Внимание к шведскому опыту не должно переходить на его чуть ли не полное заимствование для воспроизведения на российской почве. Специфичность шведской модели несомненна и не нуждается в новых доказательствах. На этой почве может произрасти лишь российская модель, а попытки просто пересадить на нее любые модели, пусть и наилучшим образом зарекомендовавшие себя в иных условиях (будь то условия Швеции, Японии, Германии или любой другой страны), заведомо, на наш взгляд, не имеют шансов на успех. Важно рационально взглянуть на происходящее и подумать, что, в какой степени и каким именно образом мы можем, с необходимыми модификациями, использовать для полной реализации существующих в нашем государстве социальных гарантий.

Следует отметить, что королевство Швеция - пятое по величине государство в Европе (449 964 кв. км). Население составляет всего 8949700 человек, при этом около 83% проживает в крупных населенных пунктах. Страна разделена на 25 географических территорий, 24 административные губернии (лен) и 288 коммун. Естественный прирост населения составляет 2,4 человека на тысячу, средняя продолжительность жизни увеличилась с 40 лет в 1850 году до 75,5 лет (мужчины) и 80,8 лет (женщины) в 2000 году.1

Шведская версия социально-экономического развития основывается на сочетании частного предпринимательства и элементов общественного регулирования. Такое регулирование ориентировано на стремление к воплощению общесоциальных, общечеловеческих ценностей. Искать, находить и прокладывать в жизни пути к благополучию граждан - такова сердцевина «шведской модели».

Социальная политика Швеции основывается на трех основных принципах: 1) равенство, понимаемое как обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; 2) предоставление социальных гарантий гражданам; 3) достижение полной занятости трудоспособного населения.

В Швеции практически самый высокий среди стран дальнего зарубежья уровень занятости - 1,6% безработных (и это при очень строгом подходе к определению статуса безработного: таковым признается любой, кто лишен работы в течение пяти дней и более).

1 Социальная политика Швеции. - М..2000.- с.43. С 80-х годов в Швеции действует концепция «активной политики в области рынка труда». Эта концепция радикально отличается от близких по названию программ, имеющихся в других государствах. Дело в том, что последние обычно концентрируют усилия на смягчении результатов безработицы (практически на проблемах выплаты связанных с ней пособий), в то время как шведская концепция взяла курс на ликвидацию этого социального бедствия. Широкая компьютеризация позволила сформировать, единый в масштабе страны, банк данных о наличии вакансий, об основных условиях предлагаемой работы. Важнейший элемент концепции, о которой идет речь, - профессиональное соответствие предложения труда спросу на него. Если же такое соответствие обеспечить не удается, выходом является переобучение работника, не находящего себе трудового применения или, так называемые, временные работы. Временная (максимум 6 месяцев) работа предоставляется государственным бюро по трудоустройству.

Страховые кассы охватывают 80% шведских трудящихся. Чтобы получать пособие по безработице, необходимо, во-первых, состоять членом кассы в течение не менее чем года, причем какую-то часть этого времени проработать (на практике этот срок различен). Во-вторых, рассчитывать на пособие можно лишь при постоянном поиске работы. Так, при первом отказе от нее пособие прерывается на 20 дней, а после третьего отказа вообще аннулируется. Безработные получают пособие, равное около 75% обычной заработной платы. Это пособие они получают через систему страхования по безработице, которая регулируется законом и означает компенсацию за утрату дохода из-за безработицы, "которая не вызвана собственными действиями".

Важный аспект социальной политики в любой стране - пенсионное обеспечение. На нем остановимся несколько подробнее. Шведская система пенсионного обеспечения строится, прежде всего, на первом из названных выше принципов социальной политики - принципе равенства.

Идеи солидарности, справедливости и равенства получили развитие в первой половине XX века. В период между 1950 и 1980 гг. в Швеции были осуществлены масштабные социальные программы, цель которых - создание сильного общества, способного защитить граждан от бедности и социальной несправедливости. Большую роль в становлении такого общества сыграли профсоюзные движения и другие организации, например пенсионные (добровольные объединения пенсионеров в общественные союзы по интересам). Одновременно развивалась экономика, значительно расширялся ее государственный сектор. Уже в 1913 году была осуществлена всеобщая пенсионная реформа, гарантировавшая всем работающим небольшую пенсию. В 1936 году последовала еще одна реформа. В 1948 году было отменено требование наличия дохода для начисления пенсии, по достижении 67-летнего возраста все стали получать так называемую народную пенсию.

Степень реализации социальных гарантий в сфере пенсионного обеспечения

За годы рыночно-демократических реформ граждане российского государства убедились в том, что главный порок социальной политики всех Правительств Российской Федерации - разрыв между словом и делом, между декларированными в Основном Законе страны положениями о правах и социальных гарантиях граждан, с одной стороны, и их осуществлением на практике, в повседневной деятельности высших исполнительных органов власти, с другой. В самой Конституции Российской Федерации не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий, не установлены правовые нормы и способы защиты социальных гарантий от злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц (кроме ссылок на то, что обиженные граждане могут обращаться в суд), не определены меры и формы ответственности государственных чиновников любого ранга за нарушение социальных прав граждан, зафиксированных в Конституции РФ социальных гарантий.

Отсутствие в Конституции Российской Федерации правовых норм, которые обеспечивали бы неприкосновенность социальных гарантий и строгую ответственность (вплоть до уголовной) должностных лиц исполнительных органов власти за их несоблюдение открывает широкий простор для всевозможных злоупотреблений и нарушений в этой сфере. При этом нарушение конституционных гарантий российских граждан допускает, прежде всего, само правительство, или, конкретнее, отдельные его члены, по долгу службы призванные защищать и в полной мере осуществлять социальные гарантии. В стране сложилось такое положение, когда чуть ли не каждый министр по-своему понимает, по-своему трактует социальные гарантии и по своему усмотрению либо урезает их, либо тормозит их действие, либо вообще «отменяет» их практическое осуществление.

Наиболее наглядным в этом отношении примером может служить сфера здравоохранения. В статье 41 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».1 Но вот, так сказать, поправка к этому конституционному положению. Г-н Стародубов в бытность свою министром здравоохранения на первой же встрече с журналистами заявил, что данную статью Конституции надо «скорректировать», надо ввести «легальную платность» медицинских услуг.2

Как видим, вместо того, чтобы пресечь нелегальную практику и восстановить в полном объеме право граждан на бесплатную медицинскую помощь, предусмотренную Конституцией страны, предлагается легализовать, т.е. узаконить эту незаконную практику, сделать все медицинские услуги платными для всего населения. А коль скоро такой «корректировкой» занимались, надо полагать, и другие министры, то, в конечном счете, данная статья Конституции оказалась настолько «откорректированной», что от социальной гарантии на бесплатную медицинскую помощь ничего не осталось. Медицинская помощь де-факто стала платной. Позитивное содержание гарантии превратилось, по сути, в свою противоположность.

Негативная трансформация социальных гарантий в сфере здравоохранения, утверждение платной медицины, или, по словам первого гаранта Конституции Б.Н. Ельцина, «медицины для богатых», в сочетании с явно недостаточным финансовым обеспечением данной сферы - все это крайне отрицательно сказывается на здоровье нации. Приведем в этой связи основные медико-демографические показатели состояния здоровья населения Российской Федерации в современный период.

Во-первых, происходит рост уровня социально-опасных и социально-значимых заболеваний (инфекционные болезни, туберкулез, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, венерические болезни).

Наиболее значимой из них является туберкулез. С начала 90-х годов в стране наметилось ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу, заболеваемость выросла в 2,2 раза, уровень ее составил 74,4 на 100 тысяч жителей, что соответствует уровню конца 60-х годов.

Значительно ухудшилась эпидемиологическая обстановка по вирусу иммунодефицита человека. На первое января 2002 года в Российской Федерации зарегистрировано 177354 человек инфицированных вирусом иммунодефицита человека (в том числе2611 детей), из них больных СПИДом - 593 (детей - 156). ]

Рост вируса иммунодефицита человека, также как и заболеваемости вирусными гепатитами В и С, в значительной степени обусловлен распространением наркомании, ростом рискованного сексуального поведения среди молодежи, снижением ее нравственного уровня, а также недостаточной эффективностью информационного обеспечения и гигиенического воспитания населения.

Обращает на себя внимание также рост природно-очаговых инфекций, в том числе клещевого энцефалита, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, что связано, в основном, с уменьшением профилактических и противоэпидемических мероприятий, снижением числа привитых.

Государственное финансовое обеспечение реализации социальных гарантий: современное состояние, потенциальные возможности улучшения

Основной причиной, препятствующей полной реализации системы социальных гарантий в Российской Федерации, выступает их недостаточное финансовое обеспечение. Доминирующим направлением финансирования системы социальных гарантий является прямое бюджетное финансирование.

В настоящее время, бюджетное финансирование базируется на формировании и использовании социальных стандартов, норм и нормативов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях управления. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования - федерального компонента норматива финансирования социальной сферы и соответственно минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления.

Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) России вводятся в практику федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в российской Федерации», «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Социальная стандартизация стала сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в условиях перехода к рыночным отношениям.

Под государственным минимальным социальным стандартом понимается установленный законом Российской Федерации минимально-необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выражаемый в важнейших социальных нормах в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

Система ГМСС ограничивается обеспечением социальной защиты и общедоступных, прежде всего бесплатных, услуг за счет средств бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов. Сфера социального нормирования шире. Она включает физическую культуру и спорт, санаторно-курортное обслуживание, организацию досуга детей и подростков, транспортные услуги для отдельных категорий граждан. Предоставление соответствующих услуг на бесплатной основе не гарантируется Конституцией РФ, они, как правило, являются платными, хотя частично и дотируются из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

К основным типам государственных минимальных социальных стандартов целесообразно отнести: прожиточный минимум; минимальные доходы в виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат; номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных общедоступных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; перечни контин-гентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи; стандарты необходимого уровня содержательного наполнения, требования и технологий предоставления социальных услуг; нормы обеспечения населения социальными услугами и соответствующими учреждениями;

Таким образом, государственные минимальные социальные стандарты составляют основу для финансового обеспечения социальных гарантий. Формирование системы минимальных социальных стандартов -процесс сложный и достаточно длительный. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения, не гарантируя при этом полной реализации существующих в нашем государстве системы социальных гарантий.

Роль бюджета как основного финансового плана государства, в настоящее время, как никогда велика. Ведь именно бюджет является главным и основным источником финансирования системы социальных гарантий.

Подводя основные итоги реализации бюджетно-финансовой политики в 2001 г., Заместитель Председателя Правительства - министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин сказал, что... «третий год подряд в стране сохраняется положительная динамика важнейших показателей. Прослеживаются позитивные изменения в ходе реализации реформ и проведения финансовой политики России»... «В конце 2001 г. суверенный рейтинг Российской Федерации был повышен практически до предкризисного уровня»... «Основными факторами роста доходов федерального бюджета являлись: продолжающийся экономический рост; реализация налоговой реформы, которая позволила расширить налоговую базу и улучшить администрирование; зачисление НДС в федеральный бюджет; унификация ставок импортного таможенного тарифа»... «В целом макроэкономическая ситуация характеризуется сбалансированностью и стабильностью.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...