Картины которые предсказывают будущее. Предсказания будущего в сфере искусства. Видеозвонки и отправка фото

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Пророчества Жюля Верна

Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылось 64.

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Художник, который рисовал будущее

Аргентинский художник Бенжамин Парравичини в порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, полет американцев на Луну, полет в космос первого живого существа - дворняги Лайки, "мирный атом", коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну. Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет. На рисунке 1939 года, символизирующем трагический теракт 11 сентября 2001 года, изображены известные башни-близнецы, которые тогда даже не были построены. Чем можно объяснить это невероятное предсказание в искусстве? Скептики могут рассуждать о том, что трактовка символических рисунков может быть подогнана к фактам. Но каждый свой рисунок аргентинский пророк сопровождал подробными описаниями грядущих событий. Как говорится, что написано пером...

Необъяснимое явление - предсказание в искусстве

В 1987 году в эфир вышло шоу "Второй шанс", в одном из эпизодов которого британский комик Д. Мейхер продекламировал, что в 2011 году найдет свою смерть ливийский лидер Каддафи, который за связь с террористами попадет в ад. Лидер Ливии действительно погиб в 2011 году. Имя сценариста, оставившего это предсказание в искусстве, к сожалению, неизвестно. Ведь актер просто озвучил пророческое сочинение какого-то автора.

Свою смерть в блоге в Facebook предсказал американский музыкант Майки Уэлш. За две недели до смерти он написал, что ему приснился сон, будто бы через 2 недели он умрет от остановки сердца. Все так и случилось. Свою смерть отразил в песне и Михаил Круг, описав, что погибнет он в собственном доме.

Не только обывателей, но и научный мир изумляют предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает описание места, даты и обстановки происшествия.

Что нас ждет впереди?

Полезно сравнить предсказания в искусстве, которые сбылись, с несбывшимися пророчествами. Это дает возможность предположить, что в скором будущем человечество освоит путешествия во времени, межгалактические полеты, будут созданы биороботы и искусственный интеллект, самым прогрессивным лечением станет пересадка органов, мы наладим дружеские отношения с инопланетянами. Это - оптимистические взгляды. Пессимисты же говорят о "звездных" войнах, старении за несколько часов и полной деградации человечества до стайного образа жизни.

Работы проекта, в рамках которого французские художники конца XIX века предположили, каким будет мир в 2000 году. TJ решил выяснить, в чём их прогнозы сбылись, а в чём фантазёры оказались неправы.

Серия футуристических иллюстраций получила название En L’An 2000 («Год 2000») и была подготовлена к Парижской международной выставке 1900 года. В последующие 10 лет она нашла множество применений, даже в качестве оформления коробок для сигар, однако потом была забыта.

Вспомнили про En L’An 2000 только в 1986 году, когда на эти рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов, написавший книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века» (Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000). Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons.

Все работы художников в наше время можно отнести к жанру ретро-футуризма (архаичного представления о будущем). Некоторые их фантазии сейчас кажутся глупостью, а некоторые, наоборот, оказались на удивление точными.

Летающие пожарные

В середине ноября мир облетела новость о том, что дубайские пожарные взяли на вооружение джетпаки. Это, конечно, не крылья, но прогноз оказался весьма точным.


Видеозвонки и отправка фото

Художникам не удалось предсказать появление смартфона, однако суть того, что мы сегодня называем видеозвонками, они передали на удивление точно.


Роботы-уборщики

Для большинства из нас они до сих пор не стали будничным явлением, однако при желании такое устройство в течение нескольких минут можно заказать в интернет-магазине.


Доставка по воздуху

Художники предсказали доставку по воздуху, однако не догадались, что люди для неё не будут нужны. Впрочем, и на сегодняшний день такая возможность остаётся по большей части фантазией компаний вроде Amazon, которой ещё очень далеко до массовой реализации.


Подкасты

Это работа называется «Слушая газету». Её идея сейчас существует в виде радио, подкастов и аудиокниг.


Небесная полиция

На этом рисунке полицейские ловят контрабандиста в небе. В наши дни новости о том, что дроны используются для незаконной доставки наркотиков - не редкость, да и «полицейские» беспилотники для их отлова тоже изобретены .


Проекторы

На этом рисунке астроном изучает проекцию небесного тела у себя на рабочем столе. Современные аналоги - проекторы, сенсорные экраны, компьютеры - уже никого не удивляют.


Электро-ролики

Жители начала XX века и представить себе не могли, в какое разнообразие решений выльется эта идея. У нас есть и скутеры, и сигвеи и мини-сигвеи - что душе угодно.


Робот-парикмахер

Мы по-прежнему доверяем свою причёску людям, однако робот-парикмахер у нас уже есть , и выглядит он почти так же.


Химическая еда

Мы не наслаждаемся искусственной едой, как эти дамы и господа, она вошла в наши жизни незаметно и теперь у многих людей вызывает строго негативные эмоции.


Скоростные электропоезда, воздушные бомбардировщики и дома на колёсах

Дьявольски точно.



Лошадь-диковинка

Сегодня люди обычно не платят деньги, чтобы посмотреть на лошадь (скорее, чтобы прокатиться на ней), но всё-таки их появление где-нибудь в центре города действительно может вызвать удивление у детей.


Всеобщая автоматизация

Художники без сомнения угадали тренд на автоматизацию различных рабочих процессов. На очень многих работах изображены люди, которые строят дома, занимаются домашним хозяйством или шьют одежду с помощью машин.

А может быть, всё как раз логично? Ведь у творческих людей очень развито воображение и образное мышление. Вот к ним и приходят разные видения на пару с крылатым Пегасом. А уж как их трактовать — это уже дело учёных или просто обычных людей. Как бы там ни было, а истории известно как минимум трое художников, которые прославились своими предсказаниями. Причём, эти предсказания реально сбылись!

Альберт Робида

Родился он на юге Франции в 1848 году. Неплохие у него получались ещё в детстве. Подростком начал изображать разные иллюстрации и карикатуры для периодических изданий. Уже в эти годы у него проявилась страсть ещё к двум вещам — путешествиям и литературе. После того как вышла его книга под названием «Двадцатое столетие», начались всевозможные толки. Дело в том, что по мнению критиков писатель слишком замахнулся. В своём труде Альберт описывал то, что ждёт людей в 20 веке до мельчайших подробностей. Кроме того, он снабдил книгу своими собственными иллюстрациями. Например, автор описал чуму в виде СПИДа и чернобыльскую аварию. Кроме того — создание и распространение ядерного оружия, развитие химической науки, создание искусственной пищи. На рисунках он часто изображал такие сказочные на то время конструкции как воздушные корабли, метрополитен, телефоноскоп, фонограф, орудия химической артиллерии, подводные броненосцы и торпеды. Есть и пока несбывшиеся предсказания. Но если сбылось всё вышеописанное, то вполне возможно, что «из-за лихорадочной поспешности жизни XX века люди быстро будут стариться: в 45 лет станут выглядеть как 70-летние. Омоложение будет происходить под особыми колпаками...».
После того как отгремела Первая мировая война, Робида начинает мучать депрессия. Основная причина — его литературные сюжеты начали сбываться. В конце концов, он сжёг все свои дневники и умер в 1926 году в возрасте 78 лет. Целой осталась всего лишь одна записка: «Ум и знания способствуют развитию цинизма, гениальные и технические изобретения используются, чтобы принести вред человечеству».

Леонардо Да Винчи

Это имя по сей день на слуху у всех — будь то , фотографы, математики, поэты или люди других профессий. Конечно, в первую очередь все знают его живопись . И привыкли видеть его личность только в роли великого мастера изобразительного искусства. Но при этом скульптор, учёный, инженер-изобретатель, архитектор, механик, анатом, ботаник — тоже были его профессиями. Что говорить — он действительно был гением. Способности ко всем этим наукам проявились у него очень рано. И его отец всячески способствовал росту образования сына. Доходило до того, что ребёнок своими вопросами по математике ставил в тупик преподавателей. Дальше больше — он также успел изучить музыку и прекрасно играл на лире. Цитаты, ставшие пророческими, в то время, конечно вызывали у многих смех. А вот сейчас улыбка как-то совсем не приходится к месту:

  • Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать.

  • Видно будет, как деревья великих лесов Тавра и Синая, Апеннина и Атланта бегут по воздуху с востока на запад, с севера на юг; и они будут нести по воздуху великие множества людей. О, сколько обетов! О, сколько мертвецов! О, сколько расставаний друзей, родных! И сколько будет таких, которые больше не увидят своего края, ни своей родины и которые умрут без погребения, с костями, рассеянными по разным странам света.

  • Те, кто умрёт, будут спустя тысячи лет теми, кто содержит на свой счёт многих живых.

На вопросы «К чему и откуда берутся эти фантазии?» мастер либо отвечал уклончиво и смутно, либо вообще отмалчивался. Таким образом Леонардо предсказал появление многих вещей в будущем. Но люди стали изучать его записи очень поздно и узнали об этом только в 19 веке.

Аргентинский пророк еще в 30-х годах нарисовал наше настоящее и будущее, следуя велениям высшего разума. Во все времена пророками становились не только набожные священники, но и люди искусства, которым неведомая высшая сила нашептывала сюжеты романов и картин. Для аргентинского художника и скульптора Бенджамина Солари Парравичини это стало не просто вдохновением, а пророческим даром.
Сам того не зная, он еще в 30-х нарисовал множество вещей, о который не мог даже подозревать, например, телевизор или Белку и Стрелку, летящих в космос.
- Иногда на него находило что-то, он лихорадочно хватал карандаш, который, казалось, сам водил его руку по бумаге, словно кто-то ему что-то диктовал, - рассказывал еще при жизни отец Бенжамина Флоренцио.
В один из таких приступов вдохновения он нарисовал плачущих над огромным водоворотом ангелов и подписал - Япония.
В заметках на полях он рассказал о том, что большая "Ф" взорвется и произведет много шума по всей земле. Не исключено, что под «Ф» он имел в виду японскую атомную электростанцию «Фукусиму-1».

После разрушительного удара цунами произошло четыре взрыва в энергоблоках. Это событие произвело невероятный информационный шум по всей планете. Прогнозы вдохновленного Вселенной скульптора во многом совпадают с пророчествами слепой Ванги. Он тоже говорит о том, что человечество ждет ядерная катастрофа, которая разнесет смертельные болезни и слабость по всему миру.
Согласно его рисункам, после катастрофы миром будут править русские и «желтолицые». Еще в 1936 году зарисовки мастера и подписи к ним стали намного более странными и необычными, однако на это не сразу обратили внимание.
В начале века это сочли за причудливую манеру художника. Лишь спустя много лет после того, как загадочные истории, изображенные на рисунках, с удивительной точностью стали сбываться, о Парравичини в Аргентине заговорили как о пророке.


- "Домашнее телевидение! На маленьком экране прямо из дома можно будет наблюдать за происходящими внешними событиями" (1938). Первые черно-белые телевизионные приемники вошли в обиход лишь в 50-х годах. Парравичини удалось даже сделать зарисовку будущего телевизора. В том же 1938 году им была сделана следующая запись: "Мир станет обезличенным под властью домашнего экрана. На каждую семью распространится негативное влияние нового устройства, которое в дальнейшем в погоне за массами будет сильно коммерциализировано. Загипнотизированное красивыми картинками прекрасного рая, человечество попросту отупеет. Настанет день, когда, подобно овцам в овчарне, им с легкостью станут манипулировать".


- "Борьба за власть между янки и русскими. Борьба за территории и покорение космического пространства. Как ни странно, кубок власти все же достанется Америке (1941).
Словосочетание "покорение космического пространства" появилось у всех на слуху спустя лишь 16 лет после предсказания Бенжамина, который сумел предвидеть американский триумф в создании серии 3-местных космических кораблей "Аполлон", позволившей совершить первую успешную посадку космонавтов на Луну.


"Человек полетит к звездам, преодолеет звук, познает светила и поймет, что Земля является лишь низшей и самой неразвитой из всех существующих планет" (1937).
Первым человеком, преодолевшим звуковой барьер, станет Чарльз Элвуд по истечении 10 лет после обозначенного Бенжамином пророчества.


- "В 60-70 годах люди вовсю будут летать!" (1938).
Русский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершит первый в истории космонавтики полет на борту корабля "Восток-1" в 1961 году.
После этого в 60-70-х гг. все новые и новые достижения в космонавтике потрясали человечество.
Позднее Парравичини напишет:
"Люди доберутся до Луны. Они смогут достичь ее, однако, им не удастся ее обжить. Они увидят ее, но не смогут заглянуть в ее недра. Послушают, но не услышат. Вернутся, не вернувшись. Осторожно!" (1940 г., за 29 лет до первой высадки человека на Луну).


"Собака станет первой, кто полетит в космос" (1938).
Бенжамин за 19 лет предвидел полет собаки Лайки, первого живого существа, в космическое пространство. Нашумевший полет первого животного, выведенного на орбиту Земли, состоялся в 1957 году.


«Летающие тарелки в виде ярких круговых вспышек света будут навещать Землю, принося с собой странных существ с других планет. Это будут те, кто наводнит землю. Те, кто в Ветхом Завете называли себя ангелами и все их снова увидят и станут слушать» (1938).
Любопытно, что сам термин «летающая тарелка» впервые получил огласку только в 1947 году после описанного пилотом Арнольдом Кеннетом увиденного им НЛО.


«Придет атом и станет властвовать над миром» (1939)
Принимая во внимания тот факт, что первые попытки создания атомной бомбы приходятся на 1945 год, а первый атомный реактор был запущен лишь в 1951 году, пророчество кажется невозможным.
"В Испании к власти придет диктатор, который разрушит страну. Вслед за ним на трон взойдет Бурбон, и тогда ослабленный тиран сбежит в Аргентину, если только ему позволит здоровье" (1938).
Пророчество написано в самый разгар гражданской войны в Испании, в год, в год рождения будущего Короля Хуана Карлоса Бурбона. Парравичина уже тогда предвидел победу Франко, его приход к власти после гражданской войны в 1939 году и последующую передачу короны Хуану Карлосу после смерти тирана.
Франко скончался от болезни Паркинсона в 1975, не успев осуществить свое намерение переехать в Аргентину.
"Россия подчинит себе Китай и распространит там свои догмы" (1939).
Спустя 10 лет после гражданской войны, в Китае к власти пришел Мао Цзедун, провозгласив коммунизм в качестве национальной идеологии государства.


"Папство примет новые формы. То, что вчера еще казалось злом, перестанет им быть. Месса станет протестантской, не будучи таковою. Католики обратятся в протестантов, не будучи ими. Папа отдалится от Ватикана из-за своих поездок и доберется до Америки; человечество падет" (1938).
Бенджамин предвидел пересмотр реформ католической церкви на II Консилиуме Ватикана в 1962 году, а также назначение нового Папы Иоана Павла II в 1978 году, известного своими постоянными поездками по всему миру, в особенности в Латинскую Америку.
«Гитлер – Муссолини. Их ждет один конец; один конец» (1939).
За 7 лет до свержения фашистов, Бенжамин нарисовал связанных и поверженных нацистских лидеров.
«Сердце мира падет в 40-м году. Падет и будет принадлежать немцам вплоть до 44-го» (1938).
В 1938 году, еще до начала Второй Мировой войны, Парравичини уже знал о падении Франции перед лицом фашистской Германии. На рисунке пророка прекрасно различима Эйфелева башня, на фоне которой вырисовывается французский флаг.
«Человек с бородой, который всем покажется святым, зажжет Антильские острова» (1937)
Революция на Кубе произошла спустя 22 года после пророчества. Когда Бенжамин предсказывал событие, будущему революционеру Фиделю Кастро было всего 11 лет.
Ровно через год Парравичини добавил к своему пророчеству:
«На Кубе победу одержат бородачи» (1938).
"Абсолютная темнота. После «Карибского хаоса» одно-единственное «око» увидит с единственной «пальмы» «свет с Юга». Планету ждут кардинальные перемены, и только Юг навсегда останется Югом." (1938)

На рисунке Бенжамин отчетливо изобразил молнию, которую многие специалисты интерпретируют как программу высокочастотных активных авроральных исследований HAARP, сталкивающейся со слоем ионосферы и провоцирующей мощные подземные толчки.
Под пальмой, по всей вероятности, подразумевается остров Гаити, где в ходе последнего землетрясения погибло, по меньшей мере, 200 тыс. человек, а земная ось сместилась на несколько сантиметров.
"Свобода Северной Америки потухнет, ее факел уже не будет светить как прежде, на нее дважды будет совершена атака”. (1939)
Бенжамин даже нарисовал знаменитые башни-близнецы, которые подверглись атаке 11 сентября 2001 года. Самое удивительное, что на момент создания рисунка, башни даже не были еще построены.


«Иноземный корабль докажет населению на Земле существование иной формы жизни. В один прекрасный момент Южный полюс обернется Северным. Но лишь на некоторое время! "(1960)
"Атом завладеет миром. Планета ослепнет. Человек спровоцирует случайные бури и природные катаклизмы, новые формы болезней, сексуальную беспорядочность, массовое помутнение рассудка, всеобщее отупение. Мир погрузится во тьму." (1934)
"Наступит начало конца! Человек сам растопчет свою сущность, чтобы воспроизводить потомство особь мужского пола перестанет быть нужной. Человеческие организмы будут производиться на свет без всякого потомства. И все это на фоне атомных взрывов, которые разрушат человечество. Людей убьет радиация; из чрева матерей на свет будут появляться монстры монстры животного и растительного происхождения. Из-за стронция люди станут рождаться с костями, подобными стекляшкам; он также выест их мозги кровяные клетки; рак же станет совершенно нормальным явлением. В результате ядерной войны в привилегированном положении окажутся русские и желтокожие". (1936)

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...