Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Проблема молодежи в современной литературе Влияние новейшей литературы на современную молодёжь

, Классное руководство

Современная литература о молодёжи и для молодёжи.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с городской библиотекой и киноцентром мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы, главными героями которых являются подростки 15 – 18 лет, что вызывает большой интерес у лицеистов и студентов нашего колледжа.

Библиотека предлагает список произведений по данной теме:

  1. Абрамов С. Стена. Повесть. М., 1990.
  2. Анисов М. Превратности судьбы. Роман. М, 1996.
  3. Астафьев В. Людочка. Рассказ. “Новый мир”, 1989, № 9
  4. Басова Л. Зойка и Пакетик. Повесть. М, 1988.
  5. Бочарова Т. Подруга. Повесть. “Мы” 2004, № 1
  6. Воронов Н. Побег в Индию. Роман. “Школьная роман – газета”, 2001, № 10.
  7. Габышев Л. Одлян, или воздух свободы. Повесть. “Новый мир”, 1989, № 6
  8. Железников В. Чучело – 2 или Игра мотыльков. Повесть. М., 2001.
  9. Золотуха В. Последний коммунист. “Новый мир”, 2000, № 1, 2
  10. Лиханов А. Никто. Роман. “Наш современник”, 2000, № 7, 8.
  11. Лиханов А. Сломанная кукла. Роман. “Наш современник”, 2002, “ 1, 2.
  12. Крапивин В. Бабушкин внук и его братья. “Школьная роман – газета”, 2001 № 4
  13. 13. Мелихов А. Чума. Роман. “Новый мир”, 2003, № 9, 10.
  14. 14. Приставкин А. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Повесть. “Юность”, 1989, № 11.
  15. Симонова Л. Круг. Повесть. М, 1990.
  16. Шефнер В. Счастливый неудачник. Человек с пятью “не” или Исповедь
  17. простодушного. Повести. “Школьная роман – газета”, 1998, № 8
  18. Щербакова Г. Мальчик и девочка. Роман. “Новый мир”, 2001, № 5
  19. Коротков Ю. Дикая любовь. Повесть. М, 1998
  20. Коротков Ю. Попса. Повесть. “Мы”, 2000, № 7
  21. Коротков Ю. “Девятая рота”. Повесть. “Мы”, 2002, № 7
  22. Крапивин В. Взрыв генерального штаба. Повесть. М, 1998
  23. Мурашова Е. Барабашка – это я. Повесть. М., 1998
  24. Полянская И. Между Бродвеем и Пятой авеню. Повести. М., 1998
  25. Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё. Повести. М., 1998
  26. Трапезников А. Мне ли бояться!.. Повести. М., 1998
  27. Тучков В. Смерть приходит по Интернету. “Новый мир”, 1998, № 5
  28. Щербакова Г. Митина любовь. Повесть. “Новый мир”, 1997, № 3
  29. Щербакова Г. Love – стория. Повесть. “Новый мир”, 1995. № 11.

ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

  • Владимир Маканин. Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998)
  • Людмила Петрушевская. Рассказ “Спасибо жизни” (2004)
  • Татьяна Устинова. Роман “Персональный ангел” (2004)
  • Юлия Латынина. Романы “Промзона”, “Охота на изюбря” (2004)
  • Юлий Дубов. Роман “Большая пайка” (2002)
  • Виктор Пелевин. Романы “Generation “П”” (1999) и “ДПП (нн) (2003)
  • Илья Стогоff. Роман “Мачо не плачут” (2001)
  • Ирина Денежкина. Роман “Дай мне!” (2002)
  • Сергей Болмат. Роман “Сами по себе” (2000)
  • Виктория Платова. Романы “В тихом омуте…”, “Эшафот забвения”, “Любовники в заснеженном саду” (1999-2002)
  • Эргали Гер. Роман “Дар слова, или Сказки по телефону” (1999)
  • Премия “Национальный бестселлер 2003”
  • Роман Гарроса и Евдокимова “[Голово]ломка” (2002)

    Оформляется стенд в кабинете литературы, где ребята самостоятельно готовят аннотации к прочитанным книгам. Например:

    Татьяна Бочарова. Повесть “Подруга”
    Журнал “Мы” 2004 № 1 стр. 9 – 55

    “Кто придумал, что жизнь начинается с первого вздоха и первого младенческого крика? Ерунда. Жизнь начинается, когда тебе исполняется пятнадцать. Когда позади беззаботное, безоблачное детство, в котором ты безоговорочно веришь в сказки и победу добра над злом, в котором ты убеждён, что некрасивых несчастных людей не бывает, а каждый прекрасен по-своему. Когда есть надёжные защитники от всех бед и напастей – самые близкие и дорогие существа, родители. И вдруг всё это кончается – тёплый, славный мир, где пахнет конфетами имолоком, где вечно гоняется нестрашный игрушечный волк за храбрым, неуловимым зайцем, где ты – центр вселенной, самый главный и самый любимый. И начинается жизнь: кругом всё чужое, холодное, равнодушное, до ужаса пугающее, отталкивающее”.

    Эта повесть о дружбе и первой любви, предательстве и верности, материнской любви и ревности.

    Сергей АБРАМОВ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ МОСКВА
    "ДЕТСКАЯ
    " ЛИТЕРАТУРА” 1990 год

    Действие в повести разворачивается в Москве в конце 80 -х годов 20 века . Главные герои повести-жители большого дома. “Дом был огромный, кирпичный, многоэтажный, дом- бастион, дом- крепость. Жили в нём люди разночинные - кто побогаче жил, кто победнее; разные были заботы, разные хлопоты…”

    Символично название повести : Стены равнодушия , недоверия друг к другу , стены вранья , фальши , лицемерия . Стены непонимания .

    “ В описываемое время- май, будний день, десять утра – во двор вошел молодой человек лет эдак двадцати…”И начались в доме удивительные события… “Вкаждом из нас спит волшебник , крепко спит , мы о нём даже не подозреваем . Но если его разбудить …”

    Ведь стена, по мнению автора, – это символ. Символ нашей разобщённости, нашего нежелания понять друг друга, нашей проклятой привычки жить только собственными представлениями и неумением принять чужие. Кому это нужно, чтоб родные люди друг перед другом речи держали? Не вовремя домой явился - лекция. Не ту книгу взял - лекция. Не туда и не с тем пошёл - обвинительная речь. Не жизнь, а прения сторон. Будто не в отдельных квартирах мы живем, а в отдельных залах суда, нападаем- обвиняем, отступаем- защищаем, казним, милуем, произносим речи обвинительные и оправдательные, ищем улики, ловим на противоречиях. А надо- то всего: намёк, взгляд, брошенное вскользь слово, поступок , наконец…

    Прочитайте эту повесть ! Она станет вашим ДРУГОМ !

    Методистами библиотеки подросткам предлагаются вопросы для диспута:

    1. Любое время раскрывается не в герое этого времени, а в тех, кто времени так или иначе противостоит.
    2. Любое поучение, встречающееся в книге, отталкивает меня.
    3. Есть люди, которые не читают – не проводят время за чтением, просто не умеют этого делать. Мне стыдно на них смотреть. Не приятно, не противно, а именно стыдно. Нельзя же разглядывать, например, калеку, урода, квазимодо. Нечитающий – это всё равно что нищий, которому не можешь подать. Поэтому и стыдно.
    4. Существует мнение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Можно ли перефразировать и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты?” Ваше мнение.
    5. “Я не читаю книги, потому что там всё неправда. И если вы хотите узнать, чем живёт современная молодёжь, посмотрите лучше какое – нибудь реалити – шоу, там всё настоящее. А чтение книг – это бесполезное занятие”. Ваше мнение.
    6. Литература – это одна из основ человеческой цивилизации.
    7. Дайте не менее пяти кратких ответов на вопрос: “Для чего я читаю художественную литературу?”
    8. Из письма в редакцию одной из газет: “Каждый день слышу: книги – источник знаний, читай книги, люби чтение. Только и твердят. Не знаю, кому как, а я считаю, что все эти советы и рассуждения о роли книги сильно отдают нафталином. Ведь всё вокруг изменилось. Появились новые средства информации, которые способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений, знания, передавать опыт других. Телевизор переносит нас в любую точку земного шара, позволяет видеть и слышать, что там делается, приносит массу переживаний. Книга перед этим бледнеет, да ещё и чтение требует раз в пять больше времени, чем просмотр телепередачи. Зрительный ряд, и звук, и цвет… всё это сильнее действует и лучше запоминается”. Разделяете ли вы точку зрения автора этого письма? Аргументируйте свою позицию.
    9. “Читая книгу, не нужно забывать, прежде всего, что главная-то суть дела, самая суть полезности книги – не в ней, а в вас самих, дорогой читатель”. Как вы понимаете эти слова Н. А. Рубакина? Аргументируйте свою точку зрения.
    10. Существуют ли в молодёжной среде такие понятия как “модное чтение” и “чтение для души”? Каких “модных” авторов вы знаете, и что бы вы почитали для души?
    11. “Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Книга как бы “прорастает” в нас. При каждом чтении она будто рождается заново. За каждой книгой стоит автор, но именно мы, читатели, вдыхаем в неё жизнь. Поэтому чтение не идёт ни в какое сравнение с просмотром видео или сидирома. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”. Близка ли вам эта точка зрения?

    Городской Киноцентр “Спутник” предлагает подросткам просмотр художественных фильмов – экранизаций по произведения современной литературы. С особым интересом смотрят фильмы по произведениям Ю. Короткова “Кармен”, “Девятая рота”, “Попса”, Б. Акунина “Турецкий гамбит”, “Статский советник”.

    С большим интересом читают подростки произведения современной литературы о чеченской войне: Н. Иванов “Вход в плен бесплатный” журнал “Роман - газета”, 1998 № 4, “Спецназ, который не вернётся” журнал “Роман – газета” 1998 № 15, Александр Проханов “Чеченский блюз””. “Роман – газета”, 2001 год № 5.

    Таким образом, совместная работа преподавателя литературы, киноцентра и городской библиотеки создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе.

    Такая работа вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

    «Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т.В. Михеевой «Не предавай меня!»)

      Введение

    Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала молодежную повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.

    Объект – молодежная повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!».

    Предмет – проблемы героев произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!» и подростков нашей группы.

    Актуальность данной работы заключается в значимости подростковых проблем. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. Литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.

    Цель данной работы : выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!») и в жизни.

    Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач: Задачи:

      изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

      выявить сложные ситуации в мире персонажей повести и причины их возникновения;

      провести анкетирование в группе 5ПНГ52 на выявление круга проблем подростков;

      проанализировать анкеты студентов группы;

      обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

    Гипотеза исследования : я предполагаю, что внешние и внутренние проблемы современных подростков, освещённые в произведении писательницы Т.В. Михеевой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность повести «Не предавай меня!» среди читателей. Научная новизна работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Михеевой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы. Материалы исследования могут иметь практическую ценность в преподавании литературы и применяться в качестве дидактического материала на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Методы исследования : анализ специальной литературы по теме работы, описательный метод, метод сравнения и сопоставления, анкетирование.

      Обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии

    Начнём обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии с характеристики переходного возраста в целом. Данный период сложен и противоречив. Трудности и вопросы возникают и у взрослых, и у самих подростков. Легче было бы пережить это время, если бы родители вспомнили себя в этом возрасте, а также проблемы, которые им приходилось решать. «Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребёнку в решении сложных жизненных проблем, информирование, объяснение, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни».

    Вполне очевидно, что теплые, доверительные отношения в семье - гарантия нормальной жизни, здоровой с психологической точки зрения. Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осознании своих возможностей, и положением ребёнка-школьника, зависимого от воли взрослых, вызывает желание вырваться в самостоятельную жизнь, что находит, в частности, отражение в планах на будущее. В мечтах современных подростков по сравнению с мечтами молодых людей 50-60-ых годов 20 века «значительно уменьшилась доля романтики и увеличился прагматический аспект»(4,с.114). В последнее время учёных-психологов тревожит «существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 70-ми годами 20 века появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка». У современных подростков чётко выражена «потребность в дружбе с человеком противоположного пола, выражающая, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет для молодых людей проблему»(4,с.272). Тамара Михеева подтверждает данные тезисы: «В момент взросления дети часто испытывают боязнь одиночества. От мамы уже отошли, с друзьями боятся быть непонятыми, поэтому стараются быть как все, влиться в «табун». А личность внутри требует выхода. Отсюда конфликты. На людях подросток изо всех сил старается выглядеть «крутым» и «успешным». А наедине с собой осознаёт, что он вовсе не так «крут». Молодому человеку бывает и страшно, и одиноко, но кажется, что такие проблемы присущи только ему. В этот момент нужен человек, способный выслушать и понять. Мои герои – живые люди, с их страхами, проблемами и конфликтами. В них подростки видят себя. Кроме того, я помогаю читателям заглянуть в чужую душу. Поверить в то, что каждый из них личность – вот, пожалуй, то главное, что нужно современным подросткам».

      Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»

    Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение. С первых строк автор заставляет открыть двери в мир истинных воспоминаний. Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». Математические задачи на этом поле решаются как бы «между прочим», во время небольших перерывов в ожесточенных боях за признание, а порой даже и за существование. Здесь «А»-шки против «Б»-эшек, класс на класс. А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так. Так просто происходит. Потому что это – школа… Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.

    На поле битвы всегда есть место для ножа, направленного в спину. Так Юльку предает лучшая подруга Анюта, - имя кого-то другого, а не Юльки, она пишет в тесте. Это предательство? Анюта, не похожая ни на кого, умная, открытая, честная. Только она знала Юлину тайну. Однако, будучи натурой незаурядной и смелой, Юля не встает на путь конформизма со сверстниками, а продолжает отстаивать свою индивидуальность, пусть даже в неравной борьбе…

    Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней. Но чем вызваны эти предательства? Ошибкой? Правилами жизни? Страхом? Можно ли залечить раны и простить? Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые нам, взрослым, кажутся «незначительными»… Голая правда. Правда изнутри. Здесь и несовершенство психологических тестов, по результатам которых «просто, но эффективно» строится работа классного руководителя. Здесь и извечная метаморфоза – когда преподаватель из личности превращается в простую «корочку», не только по прозвищу, но и по своим поступкам. Когда ты красишь волосы и ярко одеваешься, будь ты хоть трижды хорошим человеком, нелюбовь большинства преподавателей тебе обеспечена. И в повести «Не предавай меня» так точно описано, чем чреват ярлык «не как все». Можно ли не попасть под влияние и не стать орудием чьих-либо интриг? Как научиться понимать тех, кто признан всеми «изгоем» за плохую успеваемость? И о какой успеваемости, в самом деле, может идти речь, когда умер отец, и ты вынужден подрабатывать после школы?! Как быть, когда самое сокровенное, самое личное – твой дневник, - читает весь класс? К счастью, на поле брани никто не отменял любовь. Это чувство, скорее всего, и оставляет о школе только хорошие воспоминания. А когда это чувство взаимно… Любовь в повести Тамары Михеевой раскрыта со всех сторон. Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию. Если девочка старается как можно реже с тобой говорить, значит, она тайно влюблена. И чаще всего эту «тайну» знают все, кроме самого «объекта» любви. А как много тайн, своих и доверенных взрослыми, способно скрыть сердце подростка? И чем грозит ему такое «таинство»? Тамара Михеева не стремиться поучать. И этим повесть подкупает особенно. Для кого-то из героев любовь является трофеем, еще одной «галочкой» в списке побед. Но выиграет этот трофей тот, кто сделает его реальностью своего существования. Ведь любовь не терпит лжи и лицемерия. В любви важно, минуя все козни и преграды, верить, доверять и прощать…

    Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

    Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них - обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

    Проанализировав художественное произведение Т.Михеевой, соотнеся его с психолого-педагогической литературой по подростковому возрасту, можно сделать следующие выводы:

      Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

      В основе сюжетов произведений современной прозы о подростках заложен психолого-педагогический подтекст.

      Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

      Жанровое своеобразие небогато, это: повесть, в которой четко очерчены композиционные части.

      Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

      Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

    Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть повести «Не предавай меня!». Герои книжные, мои друзья в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думала всерьёз, пока не прочитал книгу Михеевой. Она заставляет размышлять о себе и о жизни всех людей.

    6. Список литературы

    1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. –Спб: изд-во Михайлова в.А., 1998. – 379с.

    2. «Литературная газета» №37 от 17-23 сентября 2008 года.

    3. Михеева Т. «Не предавай меня!» (романтическая повесть). – М., 2012. – 192 с.

    4. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А.Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

    5. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43

    Фамилия, имя, отчество (полностью) Смирнова Ирина Юрьевна

    Название места работы/учёбы МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

    Наименование муниципального образования Наименование населённого пункта село Новый Порт

    Сегодня, в век компьютеров, суперумных гаджетов, роботов, нано- технологий одной из главных проблем является проблема духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания молодёжи.

    Наше общество нацеливает молодёжь на успешность, самодостаточность, умение заработать деньги. Таковы требования рыночной экономики. Средства массовой информации пропагандируют нормы современной жизни внушая молодежи, что такие пороки как гордость, гнев, чревоугодие, зависть, уныние, сребролюбие, блуд вовсе и не грехи. В результате в процессе становления личности мы получаем человека-потребителя, абсолютно равнодушного к чужой боли, чужим проблемам, человека, вдруг забывшего, что никакое богатство не сможет заменить честность, доброту, порядочность. Современный молодой человек, развитый в умственном плане, владеющий определёнными научными знаниями, в духовном и эмоциональном плане оказывается на самом низком уровне.

    Основной целью школьной библиотеки является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой сфере жизни. Нравственное воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача общества, так как нравственность - наивысшая мера человечности. Школа и библиотека должны объединить усилия в формировании нравственных ценностей.

    Меня, как библиотекаря интересует, насколько эмоционально юные читатели воспринимают художественный текст, как глубоко его понимают, сопереживают ли литературным героям. Способность читателя, а тем более юного читателя к переживанию радости, гнева, печали является важным в духовной жизни человека. Эмоциональное воображение дает возможность читателю понять мир чувств литературных героев, прожить с ними их жизнь, представить себя любым персонажем из книги, оторваться от реальности и пережить невероятные приключения. Отсюда вывод - чтение развивает воображение. «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну» (Д. Мартин).

    В нашей библиотеке часто проходят громкие чтения с остановками для ответов на возникшие по ходу чтения художественного произведения, вопросы, для обсуждениия поступков литературных героев. И даже те ребята, кто не любит читать, проникаются интересом к участи героев книги, жаждой узнать, что будет потом, как закончится сюжет.

    Особый интерес вызывают книги, в которых рассказывается о судьбах таких же подростков, как и наши дорогие читатели (Железняков В.К. «Чучело», Каверин В. «Два капитана»), книги о Великой Отечественной войне (Кузнецов А. «Бабий яр», Кассиль Л. «Улица младшего сына», Бакланов Г. «Навеки девятнадцатилетние», Черкашин Г. «Кукла» и др.) о дружбе и любви (Щербакова Г. «Вам и не снилось», Гроссман Д. «С кем бы побегать», Сабитова Дина «Три твоих имени», Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим»), исторические сюжеты.

    Для привлечения учащихся к чтению духовно-нравственной литературы проводятся книжно-иллюстративные выставки, посвященные жизни Сергия Радонежского, Александра Невского, великим просветителям Кириллу и Мефодию. В дни православной книги в библиотеке проходят обзорные беседы, круглые столы, громкие чтения евангелистской тематики русских писателей И. С. Шмелёва («Лето Господне», «Богомолье»), Л. Андреева («Гостинец»), А. П. Чехова («На Страстной»), Н. С. Лескова («Фигура»), Л. Н. Толстого(«Свечка»), Ф. М. Достоевский («Мальчик у Христа на ёлке»),

    В нашей библиотеке, так же, как и в любой другой, имеется фонд православной литературы, который используется в выставочной работе, когда речь идет об этнокультурных традициях русского народа. А, как известно, культура русского народа неразрывно связана с православием. Всем хорошо известные и отмечаемые православные праздники: День Наума Грамотника 14 декабря, 25 января - День святой Татьяны, отмечаемый как День студентов, 24 мая - День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он же День славянской письменности и культуры. Всегда к этим праздникам проводится целый ряд мероприятий в школе. Это выставки художественной и православной литературы, обзорные беседы, громкие чтения, викторины, флэш-мобы, и др.


    Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков может помочь хорошая книга. Есть много современных авторов, как российских, так и зарубежных пишущих для подростков.

    Вот некоторые из них: Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; Марк Леви «Похититель теней»; Борис Алмазов «Посмотрите - я расту»; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?» и «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга», Евгений Ельчин «Сталинский нос»; повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Это книги современных авторов о человеколюбии, нравственных проблемах, о понимании смысла жизни, о переживаниях героев, их борьбе за справедливость и честность, их благородстве, готовности прийти на помощь своим друзьям и их самоотверженности.

    Детская книга должна давать детям надежду, что все может быть хорошо, что есть хороший выбор. Книга помогает разобраться, где есть добро, милосердие, сострадание, что такое покаяние и что такое самолюбие, праздность, гнев, зависть, гордость. Найти и порекомендовать хорошую книгу подростку задача библиотекаря и учителя литературы. Руководителями чтения подростка могут стать и читающие родители, ведь приобщить к чтению они могут личным примером.

    За последние два-три года наблюдается повышенный спрос на классическую литературу, не входящую в школьную программу. Это Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»; Толстой Л.Н, «Анна Каренина», «Воскресение»; Фадеев «Молодая гвардия», Шмелев «Лето Господне».

    И, конечно же, произведения Пушкина А. С., Лермонтова М. Ю., Гоголя Н. В., Толстого Л. Н., Достоевского Ф. М., Чехова А. П., Шолохова М. — позволяют юному читателю не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с героями их книг, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды.

    Современные подростки предпочитают посмотреть фильм, снятый по мотивам литературных произведений, а не прочитать само произведение так как на чтение тратится много времени. Но тот, кто прочитал книгу не пожалел о потраченном времени. Вот что говорят ребята прочитавшие книги о войне:

    «Любая книга о войне учит нас ценить жизнь, защищать самое дорогое, верить, надеяться. Мы узнаем о таких качествах, как доброта, самопожертвование, умение дружить. Каждый уважающий себя человек обязан прочитать хотя бы одну книгу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.!»

    Ребята считают, что чтение книг о войне необходимо каждому человеку для того чтобы знать историю своей страны, знать, какой ценой был оплачен мир, в котором мы все живем, чтобы помнить о героях войны, об их подвигах.

    Чтение книг о войне учит быть человечным даже в самых трудных и страшных ситуациях, учит придерживаться своих принципов до конца, учит любить, верить, надеяться, учит людей объединяться ради одной великой цели -Победы.

    В наши дни необходимо читать книги о войне, особенно о Великой Отечественной чтобы воспитывать дух патриотизма, гордость за свою страну, а главное, чтобы нынешнее поколение не забывало, благодаря кому оно живет на этой земле под мирным небом. Это необязательно художественная литература, но и документальная, чтение которой позволяет выработать свою точку зрения на происходящие события.

    Молодежь читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны - высокий потенциал для будущего России.

    Помни, юный гражданин,

    Книга - роста витамин!

    Великий русский писатель А. М. Горький писал: «Всему хорошему в жизни я обязан книгам».

    Сегодня, как никогда, важно приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Русская классическая литература, устремленная к гармонии и поискам смысла жизни, к разрешению вечных вопросов, даёт возможность использовать богатейший материал для формирования культуры личности. Например, по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков помогают книги «Живой» Б. Можаева, «Привычное дело» В. Белова, «Прощание с Матерой» В. Распутина. Они утверждают идеалы разума, красоты, гармонии, говорят об ответственности человека за каждый свой шаг на земле.

    Современной молодежи необходимо читать причем читать лучшее из классики, для того, чтобы понимать самих себя, кем ты являешься, чего хочешь добиться. Нравственные проблемы личности прослеживаются в произведениях таких писателей, как Чингиз Айтматов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многих других.

    Но самое главное, что даёт книга, - мудрые советы.

    Подросток, наблюдая за мыслями, чувствами, переживаниями и поступками литературных персонажей, учится не совершать их ошибок в своей жизни, старается брать пример только с положительных героев.

    Книги учат молодое поколение размышлять, воображать, переживать и сочувствовать. Иногда они просто помогают им приятно провести время, а иногда становятся незаменимыми друзьями и советчиками. Книги учат правильно поступать в той или иной ситуации, они как будто просят своих читателей быть лучше, помогают ориентироваться в жизни.

    Важную роль в становлении личности подростка играют книги о выдающихся людях как нашей страны, так и других стран мира. История человечества за тысячелетия своего существования накопила много жизненного опыта, и этот опыт неплохо было бы изучить нашим детям. Серия книг «Жизнь замечательных людей» откроет подробности биографий выдающихся личностей.

    Чтение книг о выдающихся людях помогает читателям достойно идти жизненными дорогами, формировать свой характер, достигать своей цели. Эти книги становятся отличным мотиватором для тех, кто встретился с преградами на пути к мечте. Книги воспитывают нравственные качества человека, учат мыслить и рассуждать, помогают развивать внутренний мир.

    • Книга учит мыслить.
    • Книга учит говорить.
    • Книга учит понимать людей.

    Лучшими стихами, посвященными детскому и подростковому чтению я считаю стихи Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе». Краткое изложение баллады в стихотворении В. В. Радина:

    Книги учат детей

    Всем премудростям жизни -

    Как быть Человеком,

    И быть нужным Отчизне,

    И как правду от лжи

    Все должны отличать.

    Как бороться с врагом

    И как зло побеждать.

    Закончить свои размышления хочу словами А. М. Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

    Литература:

    1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт. сост. Е. М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336 с.
    2. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
    3. Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований/Школьная библиотека - 2000. - № 5 - с.58-62

    Научно-исследовательский проект "Проблемы молодежи в современной литературе (на материале произведения Зои Сагг "Девушка online")"

    Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала произведение Зои Сагг «Девушка online». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Но сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.
    Объект - молодежный роман Зои Сагг «Девушка online»
    Предмет - проблемы героев произведения Зои Сагг «Девушка online»и подростков нашей школы.
    Гипотеза: если рассмотреть роман Зои Сагг «Девушка online», то можно выявить круг проблем молодежи и доказать, что они соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».
    Цель данной работы: выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Зои Сагг «Девушка online») и в жизни.
    Задачи :
    -изучить теоретический материал об особенностях подросткового возраста;
    - рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе;
    - прочитать и проанализировать произведение Зои Сагг «Девушка online»;
    -изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;
    -выявить сложные ситуации в мире персонажей романа и причины их возникновения;
    - провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;
    -проанализировать анкеты учащихся 7-9 классов;
    -обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.
    Работа представляет собой опыт самостоятельного исследования. Методика исследования:
    - изучение теоретического материала,
    - анализ произведения Зои Сагг «Девушка online»
    - анкетирование учащихся;
    - анализ полученных результатов;
    - составление диаграмм,
    - выступление перед учениками.
    Структура работы представляет: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

    Подросток в психологии и литературе.
    Особенности подросткового возраста
    Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.
    Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости Ст. Холл.
    При рассмотрении образа подростка с точки зрения его психологических особенностей следует отметить, что в науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. В данном исследовании мы опираемся на мнение сторонников социального подхода (Аверин, Дольто) при определении границ подросткового периода, т.е. главным критерием считаем социальное влияние на развитие личности. По мнению Т.М. Простаковой, "развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах".
    Изучение подросткового периода - очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.
    Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.
    Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.
    Оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
    Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.

    1.2 Образ героя-подростка в современной литературе
    Одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.
    Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
    Современная подростковая проза, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служит ее иллюстрацией; к тому же она создает ощущение живого образа подростков.
    На сегодняшний день современная подростковая проза претерпевает некоторый застой. Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного «чтива» в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг - о современных 13-16 летних подростках. Наших российских" .
    Но не все так плохо, как кажется. В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, О. Дзюба, Е. Липатова, Т. Михеева, В. Железников, Е. Мурашова.
    Жанровое своеобразие небогато, это: фантастическая повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).
    Как правило, герои современной подростковой прозы - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

    Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости . Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации. Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе. Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения . Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира . Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации. Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений . Однако не все эти функции выполняются в полной мере. Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов. Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес. В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга». Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей. Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи. Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15—17 лет, 18—22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный. Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе. В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино. Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.). Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков. С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др. На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику. С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами. Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05). Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам. Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по показателям частоты чтения и творческой активности * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими средствами. Для большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения (r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05). Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по двум показателям: * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); * корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 % обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное произведение не может помочь в решении личных проблем. В ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими художественных произведений есть такие, которые позволили им сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт — тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования, современная отечественная литература не предоставляет молодым людям достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой информации и государственных институтов в целях определения приоритетных направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152-157. ЛИТЕРАТУРА 1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. 2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990. 4. Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...