Составляющие интеллектуального развития. Умный, мудрый, интеллектуальный – тождественны ли эти понятия? Как формируется интеллект

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Как правило, в рутине рабочих дней нам нет времени для саморазвития. А если и освобождается хоть часок, то многие даже и не знают, как его потратить и бесцельно проматывают не по назначению. Все мы хотим быть успешными, иметь хороший заработок, и при этом располагать большим количеством свободного времени. Для этого нужно быть не просто специалистом, а мастером своего дела. Многие работодатели, которые хорошо платят, выставляют высокие требования к своим работникам. Эрудированность, креативность, знание языков, грамотность – это далеко не весь перечень необходимых качеств.

Повышение уровня интеллекта будет не только выгодно для работы, но и принесет много интересного и неординарного в вашу жизнь. Новые захватывающие путешествия, интересные книги, новые знакомства. Одним словом: хотите улучшить свою жизнь – развивайтесь!

Процесс пойдет быстрее, если вы обладаете любознательностью и готовы прилагать усилия. На интеллект в целом влияют не только знания, но и здоровье, психическое равновесие, образ жизни и много других факторов. Например, среднее значение IQ повышается на 3 каждые 10 лет вашей жизни. Решать только вам: двигаться вперед или отстать.

Несколько советов, как повысить свой интеллектуальный уровень:

  1. Научитесь расслабляться. Известно ли вам, что ум воспринимает и обрабатывает информацию эффективней в расслабленном состоянии, тихой и удобной атмосфере. Напряженность, спешка, раздражение и отвлекающие факторы только вредят концентрации внимания.
  2. Занимайтесь спортом. Упражнения помогут работе сосудистой и эндокринной систем. Они в свою очередь улучшат мозговой кровоток, что максимизирует ваши способности. В ходе исследований установлено, что умеренные физические нагрузки укрепляют мозговую ткань и замедляют старение клеток.
  3. Всегда высыпайтесь. Если вы мало спите, то ваше тело будет уставшим, а мозг затуманенным. У тех, кто не высыпается, наоборот понижается интеллект. А если часто этим злоупотреблять, то можно заработать даже психические заболевания. Полноценный сон обеспечивает нормальную работу мозга и помогает организму восстановиться после тяжелого трудового дня.
  4. Избегайте резкого повышения сахара в крови. Резкое повышение сахара в крови понижает активность работы головного мозга и наносит ущерб нейронам. Чтобы этого избежать, нужно меньше употреблять в пищу продукты, которые могут способствовать таким колебаниям. И вообще, будет полезно пересмотреть свой рацион и перейти на здоровое питание.
  5. Жажда знаний. Английская поговорка гласит: « Если ты ничем не интересуешься, то ты не интересен». Жажда к знаниям подпитывает эрудицию и может сделать вас более интересным человеком. Найдите интересующую вас сферу и учитесь, приобретайте новые навыки и знания. Сделайте это вашей сильной стороной. Например, можно выучить дополнительный язык или освоить какой-нибудь танец, стать специалистом в растениеводстве или просто приготовить новое блюдо.
  6. Откажитесь от стереотипов и предвзятого мышления. Только ленивый ум все обобщает, делает необоснованные предположения и использует общепринятые шаблоны. Учитесь искать реальные, точные и информативные ответы и решения, иначе ваша способность критически мыслить и давать адекватную оценку происходящему резко снизится. Не делайте никогда поспешные выводы, основанные на минимуме информации. Скептицизм – лучшее средство от поверхностного ума. Быть скептиком – это не значит ни во что не верить и быть высокомерным. Наоборот это не мешает вашей открытости, доброжелательности и оптимистическому настрою. Поймите, вам отовсюду подают различную информацию, часть которой целенаправленно обманчива и нуждается в интеллектуальной критике.
  7. Развивайте свой разум. Мозг необходимо обучать. Тренируйтесь концентрировать внимание, анализировать, быть внимательным к деталям и хорошо запоминать. Пусть все это войдет в привычку. Для этого существует много специальных игр, задач и загадок, которые помогут достичь желаемого результата.
  8. Освойте технику скорочтения. Это поможет увеличить вашу эффективность и получить больший уровень информации за более короткое время. В интернете много курсов, блогов и сайтов, которые посвящены данной тематике. Выберите подходящую методику и обучайтесь.
  9. Не отвергайте противоположные точки зрения. Аргументы других людей помогут вам более детально изучить информацию. Не стоит попадать в ловушку «всезнайки». Эта ошибка, в конечном счете, лишит вас развития и сузит ваше мировоззрение. Конструктивное сопоставление и анализ всех точек зрения поможет проникнуть в суть проблемы и принять верное решение. Не ищите фактов, которые подтверждают только ваши умозаключения. Будьте открытыми к разным мнениям.
  10. Пробуйте использовать не только доминирующую руку. Если вы правша – больше задействуйте левую руку в привычных вам делах, и наоборот, если вы левша. Например, возьмите компьютерную мышь в другую руку и попытайтесь так поработать. Довольно-таки необычное и интересное ощущение, не правда ли? Таким образом, вы улучшите свои навыки и активизируете дополнительные участки мозга.
  11. Правильное дыхание. Разные дыхательные гимнастики помогут вам обогатить клетки мозга кислородом. Вы сможете лучше сосредотачиваться на сложных задачах.
  12. Попробуйте себя в творчестве. Искусство, как нельзя лучше, помогает усовершенствовать процесс мышления, открывает новые оригинальные пути решения поставленных задач. Вы научитесь абстрактно мыслить, что даст вам массу преимуществ. Можно нарисовать картину, написать книгу или стих, освоить музыкальный инструмент или заняться рукоделием.

Половина советов, как вы уже заметили, относятся к здоровью. Вряд ли, когда что-то болит или постоянно преследует плохое самочувствие, вы сможете в полной мере раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Список этих советов можно еще долго пополнять. Самое главное – это начать, а дальше все получится!

Изображение: pakorn\FreeDigitalPhotos.net

Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.

Показатели в единицах измерения

Традиционно принято считать высоким результатом исследования, если IQ человека равно 200 единицам. Таких людей на самом деле во всем мире немного. Как правило, они занимаются научной деятельностью или творчеством. Средний уровень интеллекта соответствует 90- 120 единицам. Данные показатели наблюдаются у большинства людей, живущих на земле. Низкий уровень интеллекта начинается с 70 единиц и опускается ниже. Вообще низкий интеллект говорит, как правило, о легкой или выраженной форме умственной отсталости.

Какие факторы оказывают влияние на уровень интеллекта?

Говоря о показателях выраженности интеллекта, нелишним будет упомянуть, какие составляющие находятся в основе развития умственных способностей.

  • Наследственность. В традиционной культуре принято полагать, что гены оказывают влияние на . С этим утверждением трудно спорить. Замечено, что в семьях с высокими показателями умственных способностей и дети растут более развитыми. Внимание, память, мышление, речь – все это проявляется у них в превосходной степени. В семьях, где оба родителя являются деградировавшими личностями, ребенок не будет получать никакого толчка к развитию. Возможно, это связано так же с тем, что ему никто не уделяет должного внимания.
  • Окружающая обстановка. Безусловно, маленького человека во многом формирует та атмосфера, в которой он находится и растет длительное время. Окружающая среда прививает ему свои , стремления и задачи. Личность формируется только в обществе. Когда малыш с рождения испытывает на себе теплое отношение, он учится уважать и ценить собственное «я». Впоследствии из такого ребенка вырастает целостная личность, которая знает, в чем заключается ее предназначение и основная жизненная задача.
  • Раса, возраст и пол. Многочисленные исследования среди разных народов показывают, что все они развиты не одинаково. Больший уровень интеллекта замечен у европейцев, а меньший у народов Африки.

Что касается возраста, то здесь специалисты единодушно сходятся во мнении, что со временем у человека угасают умственные способности. Происходит это по той причине, что взрослый человек мало сил вкладывает в самообразование, а уделяет большее внимание собственным детям. У детей, кстати, наблюдается быстрый рост умственных способностей – развитие идет постепенно, но верно.

Среди девочек много интеллектуально развитых личностей, но особых колебаний среди показателей их интеллекта не выявлено. Мальчики отличаются друг от друга степенью развития интеллекта больше: среди них много как очень умных, так и тех, кто существенно отстает в развитии.

Способность рационального познания

Общие сведения

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией - это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Я не стану приводить их. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.

Давайте вначале постараемся разобраться с тем, как оценивается интеллект, каким способом это делается.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Критика результатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии более чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Развитие интеллекта

С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта - это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.

Но не может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.

Скорее интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.

Если сравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.

Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, по которым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.

Теория стадий Пиаже

Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) - два процесса адаптации.

Первая стадия - сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.

Вторая стадия - предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.

Третья стадия - конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

Четвертая стадия - формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.

Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.

Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях - это подход обработки информации.

Обработка информации

Информация, попадающая через специальные анализаторы в мозг человека, перерабатывается, сохраняется и преобразуется в знания. При этом если на взрослого человека льются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем дети не подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующего потока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.

Очевидно, маленького ребенка спасает невозможность отвлечения от того, чем они занимаются в данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.

Ребенок не может выполнять сразу несколько дел, например, как Юлий Цезарь, или просто большинство взрослых людей, что говорит о том, что переключаемость внимания развивается на более поздних стадиях онтогенеза. И чем старше ребенок, тем доступнее для него выполнение абстрактных заданий наряду с выполнением сложных сенсомоторных действий.

При развитии у ребенка происходит утонченность когнитивных стратегий, так, если маленький ребенок заучивает стихи, часто не понимая даже смысла многих слов, используя механическое повторение, то подросток может уже использовать специальные технологии заучивания.

Люди, которые следят за своим весом или хотят похудеть, как правило, знают много различных диет, и им наверняка часто попадались диеты, расписанные на неделю. Такая диета предлагает человеку отдельное диетическое меню на каждый день недели: от понедельника до воскресенья.

Почему бы не воспользоваться этим принципом недельной тренировки для того, чтобы повысить уровень своего интеллекта и при этом не заскучать от повторяющихся заданий? Для каждого дня недели можно подобрать свой способ, позволяющий развивать интеллект. И попробовать это сделать, например, вот так.

Понедельник – приоткройте окно в науку

Любой психофизиолог уверенно докажет вам, что понедельник – сложный день с точки зрения психофизиологического состояния человека . Ученые-экспериментаторы стараются в этот день не проводить никаких замеров психофизиологической активности человека, потому что в понедельник, как правило, все процессы идут в замедленном темпе. Поэтому на понедельник имеет смысл запланировать занятие, требующее не активной продуктивной деятельности, а, скорее, созерцательной и усваивающей.

Выберите себе в качестве чтения на ночь научную статью. Пусть она будет посвящена исторической, астрономической, медицинской, философской или какой иной тематике. Главное условие – статья должна быть из научной области, которая была бы полностью противоположна направлению вашей профессиональной деятельности или вашему увлечению.

Повышение уровня интеллекта обеспечивают, в том числе, и новые задачки для мозга . Чтение и понимание текстов, написанных специальным научным языком, относится как раз к такому типу задач.

Пусть в понедельник, пока вы читаете, ваш мозг тренируется, осваивая:

  • новый вопрос,
  • новый взгляд,
  • проблемное видение,
  • новые термины,
  • неочевидные причинно-следственные связи,
  • любопытные прогнозы.

Вторник – засеките время

Приготовьте для вторника какую-то умственную работу. Это вполне может быть одна из ваших профессиональных задач:

  • подготовка доклада или презентации,
  • написание статьи,
  • перевод текста с иностранного языка,
  • составление отчета или, напротив, рабочего плана и программы на год,
  • выполнение расчетов для проекта,
  • анализ проблемы, поиск решения и его обоснование
  • и т.д.

Прежде, чем приступить, продумайте и запишите, какой минимум времени вам понадобится на каждый этап этой умственной работы. Например, за сколько времени вы успеете:

  • внимательно прочесть все необходимые бумаги и документы,
  • добрать дополнительную необходимую информацию,
  • обдумать содержание,
  • сгенерировать варианты решений, сравнить их между собой и выбрать лучший из них,
  • все записать и оформить в надлежащем виде.

Установите себе минимально возможные интервалы времени. Так, чтобы вам пришлось бы работать в быстром и непривычном для вас темпе.

Засеките время начала работы и приступайте к ее выполнению. Старайтесь придерживаться установленного временного графика.

Такая интенсивная нагрузка на мозг в условиях небольшого стресса поможет поднять уровень интеллекта .

Среда – измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

С Викиум вы сможете повысить свой интеллектуальный уровень онлайн

Четверг – побудьте вегетарианцем

Это может показаться странным, но сегодня вместо тренировки мозга имеет смысл заняться его очищением. Если быть более точным, то очищением своего организма. Нейробиологи выяснили, что умеренное вегетарианство не только стимулирует мозговую активность, но и ускоряет умственные процессы.

Когда в семидесятых годах в СССР были перебои с мясными продуктами, ввели, так называемый, «рыбный день». Во всех столовых, кафе и даже ресторанах предлагали в четверг только рыбные блюда, а мясные и не готовили в этот день вовсе. Вот и вы в четверг откажитесь от всех мясных блюд.

Можно усилить эффект, приняв в этот день какие-нибудь полезные биодобавки или максимально насытив свое меню продуктами, полезными для работы мозга:

  • рыба и морепродукты,
  • горький (темный) шоколад
  • цитрусовые.

Пятница – примерьте новую роль

Исследуя, как повысить интеллект, психологи обращают внимание на то, что общий интеллект развивается в умственной деятельности, а социальный в социальном взаимодействии.

Важным условием развития социального интеллекта является умение человека выступать в процессе коммуникаций в разных социальных ролях . Пятница – очень удачный день для коммуникаций и социальных контактов. Выберите на пятницу какую-нибудь роль, которую вам приходится «исполнять» не так часто, как остальные. И побудьте в ней.

Например, пусть ваш ребенок побудет вашим учителем, а вы – его учеником. Только все должно быть «по-честному»: он – учит, а вы – учитесь.

Или, напротив, устройте себе встречу со старым и умудренным опытом человеком. Попросите его или ее рассказать вам какую-то житейскую историю из своего прошлого.

Следуя за рассказом, старайтесь представить весь сюжет в ярких образах, а для этого:

  • расспрашивайте о деталях,
  • отслеживайте логику развития сюжета,
  • «увидьте» участников рассказа,
  • «услышьте» их голоса,
  • вникните в неочевидные, скрытые смыслы этой истории.

Словом, побудьте в роли писателя, изучающего прошлое, историю, быт, фольклор.

Проделав такое занимательное упражнение, вы не только «удивите» свой мозг своей новой ролью, но и добавите в свое видение мира новых красок, посмотрев на мир с другой, непривычной для себя позиции.

Суббота – побудьте левшой

…или, наоборот, правшой, если вы – левша.

Суббота – день, когда можно позволить себе все делать чуть медленнее, чем в будние дни. А значит, выбирая ответ на вопрос, как повысить интеллектуальный уровень, можно позволить себе что-нибудь совершенно не тривиальное. Например, все, что вы обычно делаете правой рукой попробовать делать левой.

Начать прямо с утра и, другой рукой:

  • застегнуть пуговицы,
  • почистить зубы,
  • съесть завтрак.

Воскресенье – займитесь компьютерными тренировками

И в заключение недельной тренировки посвятите 40 минут воскресного времени выполнению умственных упражнений на одном из компьютерных сайтов. Например, это может быть сайт «Викиум».

Если вам понравилась такая «Неделя тренировок мозга», можно проделывать это регулярно, пусть не ежемесячно, то хотя бы один раз в три месяца.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...