Конспект урока по МХК на тему "Эстетика эксперимента и ранний русский авангард "(11 класс). происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд»
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард Странная ломка миров живописных Была предтечею свободы, Освобожденьем от цепей, Так ты шагало, искусство. В. Хлебников
Лозунг авангарда - новаторство во всех областях искусства. Авангард - собирательное понятие экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века». Общие черты: -новизна, -смелость, - вера в наступление эры чудо-техники.
Марк Захарович Шагал «Отец» 1914 «Автопортрет»
«Невеста с веером» «Зеркало» 1915
«Я и деревня» 1911г.
«Адам и Ева» 1912 г.
«Красная обнаженная» 1908г.
«День рождения»
«Пьющий солдат» 1911 – 1912 г.
Лубок - народная картинка, вид изобразительного искусства, отличающийся принципиальной простотой образов. Примитивизм - в искусстве конце XIX - XX вв. следование «примитиву», под которым понималось первобытное и народное творчество, культурные традиции отсталых народов.
«Бубновый валет» - союз московских живописцев (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн)
Илья Иванович Машков (1881-1944) Мир его картин подчеркнуто упрощен, «заземлен», образы статичны, декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства. «Синие сливы» 1910г. «Портрет мальчика в расписной рубашке» 1909 г.
Михаил Федорович Ларионов (1881 -1964) Организовал группу «Ослиный хвост» (Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин) . Ларионов разработал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Его герои взяты из провинциальных местечек, солдатских казарм, уличных вывесок, городских парикмахерских и т. п.
«Отдыхающий солдат» (1911)
«Рыбы при закате» 1904 г.
«Венера» 1912 г.
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) Для её картин характерны простота и детская наивность, поднимающая житейские образы над обыденностью. «Рыбная ловля» (1908) «Уборка хлеба» (1907)
Павел Николаевич Филонов (1883-1941) Живописец и график, увлеченный идеей «аналитического искусства» - композиций, основанных на бесконечном калейдоскопическом развертывании изображаемых образов («Пир королей», 1913, «Крестьянская семья (Святое семейство)», 1914, «Победитель города, 1915).
«Налетчик», 1926 -1928 «Победа над вечностью», 1920 -1921
«Победитель города», 1915 «Крестьянская семья», 1914
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) теоретик живописи, абстракционист «…игра красок на полотне есть проявление изначально данного человеку художественного мышления, которое существует вне зависимости от образов действительности, от окружающих нас предметов...» «О духовном в искусстве»
«Импровизация 26» (1912) «Композиция № 218», 1919
Казимир Северинович Малевич (1878-1935) Супрематизм «Девушка без службы», 1904 «Цветочница», 1903
«Бульвар», 1903 «На бульваре», 1903
«Треугольник и прямоугольник» 1915 «Черный квадрат» 1915
«Автопортрет» 1908 «Корова и скрипка» 1913
Почему эксперименты с формой в живописи вызывали неприятие у зрителей? Как вы относитесь к творчеству авангардистов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация "Стили речи. Лингвистический эксперимент"
В презентации представлен теоретический и иллюстративный материал о стилях речи. Даны задания для проведения лингвистического эксперимента....
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.
План.
О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие «авангард».
Художественные объединения и их представители.
Русский авангард.
«Авангардизм»
происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд».
- условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве:
кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..
Лозунг авангарда:
«Новаторство во всех областях искусства».
Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой.
Отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.
Художественные объединения
- Союз московских художников «Бубновый валет».
В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый «в упор», лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.
Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки»,
«Сирень», «Сухие краски»
Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская:
хлебы»,
«Натюрморт с магнолиями»
Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты,
индустриальные пейзажи.
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в
Балаклаве»
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской»,
«Автопортрет»,
«Крекинг нефтеперегонного завода»,
«Овощи»
Группа живописцев «Ослиный хвост».
Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) «Провинциальная франтиха»,
«Отдыхающий Солдат», «Петух»,
«Лучизм».
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) «Крестьяне, собирающие яблоки»,
«Подсолнухи», «Рыбная ловля»,
«Евреи. Шабаш».
Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач»,
«Прогулка»,
«Над городом», «Святое семейство».
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) «Матрос», «Натурщица»,
«Контррельеф»,
«Проект памятника III
Интернационалу»,
«Летатлин»
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)
Марк Шагал (1887-1985)
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
Русский авангард.
Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.
Основные представители и их работы:
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) «Дома в Мурнау на Обермаркте»,
«Импровизация Кламм», «Композиция
VI», «Композиция VIII», «Доминирующая
кривая».
Павел Николаевич Филонов (1883-1941) «Крестьянская семья», «Победитель
города», «Иллюстрация к книге Велимира
Хлебникова», «Формула империализма»,
«Формула весны».
Казимир Северинович Малевич (1878-1935) «Цветочница», «Дама на остановке
Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор»,
«Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка»,
«Чёрный супрематический квадрат».
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.
Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России.
Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее – наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.
Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки.
Один из основных принципов футуристической картины – симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Авангардистские течения:
- Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
- Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
- Фовизм
- Экспрессионизм
- Кубизм
- Футуризм
- Абстракционизм
- Супрематизм
Все авангардистские течения имеют одно общее:
Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.
Рождение супрематизма из алогичных полотен Малевича с наибольшей убедительностью проступило в картине под названием «Композиция с Моной Лизой»
Откровение настигло Малевича во время работы над вторым изданием брошюры «Победа над Солнцем». Готовя рисунки, он сделал последний шаг на пути к беспредметности.
Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, затем Малевич написал брошюру «От кубизма к супрематизму», в которой дал объяснение термина «Супрематизм» (от лат «супрем» - «превосходство», «доминирование»). Этим словом Малевич стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. Эта книжечка-манифест распространялась на вернисаже «0,10» (ноль-десять).
Главной картиной там стал «Черный квадрат»
«Черный квадрат» словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света)
Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе художника.
«Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого,»- писал Малевич в книге «Супрематизм».
Черный этап начинался с трех форм – квадрата, креста, круга.
Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году.
Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.
Презентация на тему: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
1 из 18
Презентация на тему: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
№ слайда 1
Описание слайда:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ». Предмет: МХК.Тема: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.Выполнил: ученицы 10 классаЕгошина Алена. 2010 Г.
№ слайда 2
Описание слайда:
Новаторство во всех областях искусства – таков главный лозунг авангарда. Авангард – собирательное понятие самых «левых» экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века». В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одаренности и эталоном современности. Общей была наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эры чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало. Реализм XIX в. Казался молодым нигилистам «обветшалой меркой», сковывающей свободу самовыражения.К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство.
№ слайда 3
Описание слайда:
Фовизм. Фовизм (от фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи и музыке конца XIX - начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
№ слайда 4
Описание слайда:
Альберт Матисс. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
№ слайда 5
Описание слайда:
№ слайда 6
Описание слайда:
К. С. МАЛЕВИЧ Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
КУБИЗМ Кубизм (фр. Cubisme) - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
№ слайда 9
Описание слайда:
Аристарх Васильевич Лентулов Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».Ещё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и других.
№ слайда 10
Описание слайда:
П. П. КОНЧАЛОВСКИЙ В живописи был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму.
№ слайда 11
Описание слайда:
№ слайда 12
Описание слайда:
ФУТУРИЗМ В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности.
№ слайда 13
Описание слайда:
№ слайда 14
Описание слайда:
ВЕЛЕМИР ХЛЕБНИКОВ Хлебников - один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века, так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства. Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова, Николая Асеева, Бориса Пастернака.В то же время хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно.
№ слайда 15
Описание слайда:
ДОДЕКАФОНИЯ Один из видов композиторской техники XX века. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12-тоновой серии определенной структуры, причем из 12 звуков хроматической гаммы ни один не повторяется. Серия может появляться как в горизонтальном изложении (в виде мелодии-темы), так и в вертикальном (в виде созвучий), или и втом и в другом одновременно.Возник в процессе развития атональной музыки. Известны различные роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы шёнберга и Й. М. Хауэра. Сущность шёнберговского метода додекафонии состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счёте из единственного первоисточника - избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией.Представители додекафонии – арнольд шенберг, антон веберн, альбан берг, й. М. Хауэр, хиндемит, игорь стравинский, шостакович, пьер булез и т.Д.
№ слайда 16
Описание слайда:
№ слайда 17
Описание слайда:
№ слайда 18
Описание слайда: