Что такое пейзаж. Школьная энциклопедия Типы пейзажей

Урок ИЗО в 6 классе по теме:

Пейзаж. Его виды и характеры .

(По программе Б.М. Неменского)

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;

развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;

воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;

создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

Межпредметные связи: география, история.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент,

II. Объяснение новой темы (Слайд №1)

Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.

В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

(Слайд №3) Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

Сельский,

городской,

парковый,

морской,

архитектурный,

индустриальный пейзаж.

1. Сельский пейзаж (Слайд №4)

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (Слайд №5)

Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».

Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж (Слайд №6)

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж (Слайд №7)

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др. (Слайд №8)

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. (Слайд №9)

Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.

(Слайд №10) Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.

Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

1. Героический пейзаж (Слайд №11)

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.

В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения (Слайд №12)

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}

Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».

Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж (Слайд №13)

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж (Слайд №14)

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.

Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж (Слайд №15)

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.

Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».

Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.

Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.

В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

(Слайд №16) Природа – это книга мудрости.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала (Слайд №17)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».

Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).

V. Анализ работ

Термин «пейзаж » в русском языке происходит от французского «paysage» — «pays» — «страна», «местность». Например, в английском языке термин «landscape» происходит от голландского слова «landschap», которое первоначально означало «область», «участок земли», но приобрело значение как «картина с изображением природного ландшафта» в начале 1500-х гг. Развитие этого термина в Нидерландах было логично, потому что эта страна стала одним из первых мест, где стал популярным жанром для живописцев. В это время растет протестантский средний класс, представители его предъявляли новые требования к предметам искусства. Именно пейзаж помог удовлетворить эти потребности.

Но этому жанру еще нужно было получить признание авторитетных художественных академий Италии и Франции. Историческая живопись на классические, религиозные, мифологические и аллегорические темы преобладала над всеми другими. Портреты же, жанровые картины, натюрморты, пейзажи находились на более низкой ступени «иерархии» жанров. Даже когда пейзаж стал более или менее самостоятельным жанром в XVII в., он все так же использовался в качестве второстепенного объекта для библейских, мифологических или исторических сцен.

XVII в. считается периодом рождения классического пейзажа. В картинах этого периода видится влияние античности и стремление изобразить идеальный пейзаж, напоминающий Аркадию — легендарное место в Древней Греции, известное своей тихой пасторальной красотой, о которой писал еще римский поэт Вергилий.

В классическом пейзаже все объекты должны находиться на таких позициях, где каждое дерево, камень или животное должны создавать гармоничное, сбалансированное и вневременное впечатление. Классический пейзаж был усовершенствован французскими художниками Николя Пуссеном и Клодом Лорреном. Оба художника провели большую часть своей творческой жизни в Риме, черпая вдохновение в видах римской сельской местности. Италия в то время был любимым местом работы для многих художников. Пуссен, который с ранних лет посвятил свое творчество исторической живописи, позже пришел к выводу, что пейзаж может вызвать такие же сильные эмоции, как человеческая драма в исторической живописи. С этого момента он работал, чтобы придать жанру пейзажа более высокий статус.

Якоб ван Рёйсдал. Речной берег (1649 г.)

Николя Пуссен. Пейзаж с двумя нимфами и змеей (около 1659 г.)

Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы Юпитером (между 1615 и 1682 гг.)

В XVIII в. Италия по-прежнему оставалась источником вдохновения для пейзажистов, в то время как Франция и Англия стали новыми центрами садово-паркового искусства. Но идеалы XVII в. классических голландских и итальянских пейзажей сохранялись. Хотя пейзажи приобретали популярность, европейские академии все так же не придавали большого значения этому жанру. В частности Королевская Академии во Франции — невероятно мощная организация, устанавливающая стандарты для обучения живописцев и выбора тем для их творчества.

Переломить ситуацию смог Пьер-Анри де Валансьен в конце XVIII в. Как и Николя Пуссен, он работал, чтобы убедить Академию и своих современников в достоинстве пейзажной живописи. В 1800 г. он опубликовал книгу на тему пейзажной живописи «Eléments de perspective practique» (дословно «Основы перспективной практики»). Книга подчеркивала значение «исторического ландшафта», который должен быть основан на изучении реальной природы. Последующее поколение французских пейзажистов ощутили пользу от усилий Валансьена. Среди них был Жан-Батист Камиль Коро, его становление как художника в значительной степени произошло под влиянием исторических ландшафтов Валансьена и путешествий по Италии.

Пьер-Анри де Валансьен. Улисс умоляет о помощи Навсикаю (1790 г.)

Жан-Батист Камиль Коро. Воспоминание о Мортфонтене (1864 г.)

XIX в. стал новым этапом в развитии садово-паркового искусства. Промышленная революция изменила традиции сельской жизни. По всей Европе и Северной Америке пейзаж приобрел новый статус. Представители Барбизонской школы, такие как Теодор Руссо, Шарль-Франсуа Добиньи и другие, отошли от идеализированных, классических пейзажей и сосредоточились на живописи с натуры, известная как пленэрная живопись. В XIX в. родилась пейзажная фотография, которая существенно повлияла на выбор пейзажных композиций.

Теодор Руссо. Рынок в Нормандии (1845-1848 гг.)

Шарль-Франсуа Добиньи. Жатва (1851 г.)

Французский живописец Гюстав Курбе отодвинул границы пейзажной живописи еще дальше. Радикальные методы живописи и независимый дух Гюстава Курбе проложил путь для следующего поколения художников — импрессионистов. Такие художники как Клод Оскар Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и многие другие посвятят большую часть своего творчества пленэрной живописи. Живопись Гюстава Курбе, его краски и структура пейзажа значительно повлияла на работы Поля Сезанна и Винсента ван Гога, а также на многих художников XX в.

Гюстав Курбе. Штормовая волна (1869 г.)

Клод Оскар Моне. Бульвар капуцинок (1873 г.)

Камиль Писсарро. Цаетение сливового дерева. Эрагни (1894 г.)

Огюст Ренуар. Пальмовое дерево (1902 г.)

Альфред Сислей. Мост в Вильнев-ла-Гаренн (1872 г.)

Поль Сезанн. Бассейн в Жа де Буффане (1876 г.)

Винсент ван Гог. Розовое персиковое дерево. Арль (1888 г.)

В начале XX в. пейзаж перестал быть только жанром в изобразительном искусстве. Как только фотография получила признание как вид искусства, художники не замедлили воспользоваться этим. Также художники в своей концептуальной манере смогли передать опасности индустриализации, угрозы глобального уничтожения и экологических катастроф. Во второй половине XX в. определение пейзажа включило в себя понятие городского, культурного, индустриального пейзажей и ландшафтной архитектуры. Пейзажная фотография продолжает развиваться. Сегодня пейзаж является способом передать отношение к природе, которая нас окружает, к тому месту, где мы живем, и человеческому влиянию на планету.

Искусство пейзажа имеет свою прекрасную и давнюю историю. Пейзаж вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. У каждого живописца свое видение мира.

Пейзаж получил распространение в живописи, графике и даже скульптуре.

Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях керамике и т. д. В искусстве Египта с развитием интереса к сюжетному повествованию, складывается восприятие природы как среды действия.

Древнеримская живопись, рождает самостоятельные пейзажи, которые появляются в иллюзионистических росписях, украшающие жилые покои.

Совсем иное впечатление производят пейзажи средневекового искусства. Причудливые горки, вздымающиеся на фонах византийских и древнерусских икон, зримо разделяют мир на земной и божественный.

Исключительно важное положение занимает пейзаж в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург - создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия. В Северной Европе в 16 веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Джорджоне оказал значительное влияние на Тициана, позднее возглавившего венецианскую школу. Тициан сыграл большую роль в формировании всех жанров европейской пейзажной живописи. Знаменитый художник не оставил без внимания и пейзаж. На многих его полотнах предстают величественные образы природы.

Образы природы занимают важное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов.

В 17 веке в Голландии получила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра - марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромным успехом. В числе лучших художников-маринистов: В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Д. Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера. Веласкес виртуозно передает свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в европейском искусстве в 17 веке.

В 17 веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине 18 столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетическую.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма.

Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и живой и динамичный мир современного города.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники - постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм.

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина - М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников - М.Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом.

Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С. Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма.

В первой четверти 19 работает ряд художников, специализирующихся на писании видов и местностей, городов и усадеб.

К 50 годам 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж. Течение русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображавших родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову.

Творчество И.И. Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Шишкин не только овладел новыми, типично российскими мотивами в пейзаже, он покорил своими произведениями самые широкие круги общества, создав образ родной природы, близкий народному идеалу силы и красоты родной земли.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа.

Небольшая по размерам работа " Грачи прилетели " по праву занимает место среди шедевров других художников 19 века. У Саврасова было много учеников и последователей, которых учил он внимательно присматриваться и изучать природу, не бояться выйти с этюдником на пленэр. Учил искать красоту в простых и несложных ландшафтах родной земли.

Во второй половине 19 века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

Импрессионизм вносит в пейзаж светозарную свежесть колористической игры, а символизм и модерн - любовь к декоративным обобщениям.

Пейзажная живопись 20 века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж, интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского.

За долгую историю пейзажное искусство, постоянно обращавшееся не только к настоящему, но и к будущему, породило немало мечтаний, чаяний и надежд. И если оно в лучших образцах пребывает не просто декорацией, утехой для глаз, но поводам к творческому обновлению человеческого сознания, то можно с уверенностью утверждать: искусство это будет жить вечно. Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С. В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Белорусская живопись берёт своё начало на землях Великого Княжества Литовского. В 11-13 веках начинается строительство храмов, стены которых расписывались фресками или украшались скульптурой. Росписи до нашего времени практически не дошли, только небольшие фрагменты, которые практически не подлежат реставрации, можно только предположить, что в этих росписях мог присутствовать пейзаж.

Весомый вклад в историю развития белорусской живописи внесли мастера 15-17 веков. Особое место занимает иконопись этого периода. Возникает особая школа, которая оставила нам множество икон.

В Беларуси первые художники появились в 19 в. Основную профессиональную подготовку они получили на кафедре живописи Виленского университета, а затем и в Петербургской академии искусств. Среди них Я. Дамель. Одним из первых белорусских живописцев был И. Хруцкий. В своём творчестве он тоже обращался к пейзажу.

Во второй половине 19 века в пейзажной живописи нарастает реалистическая тенденция. Ярким представителем был А. Горавский.

Его пейзажные работы, как правило, называются конкретными адресами - "Почтовая станция Свислач", "Вечер в Минской губернии", что говорит о его приверженности писания с натуры.

В большинстве произведений таких художников, как А. Гаравский, Н. Селиванович, присутствует не только белорусская природа, но и города Беларуси, с приметными чертами быта простых людей. Любовь к своей родине и вместе с тем искреннее сочувствие лишенному народу, ярко проявляется во многих дореволюционных пейзажных произведениях, с их убогими патриархальными деревушками, пустыми полями и узкими лентами дорог.

На рубеже 19-20 веков появилась целая плеяда художников. Появились новые имена пейзажистов - Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского и других.

Творчество Ф. Рущица рассматривают как яркую страницу польской национальной культуры. Такая точка зрения представляется односторонней и потому неверной. Известно, что творческая деятельность Рущица в основном протекала на белорусской земле. Здесь он создал свои произведения, в которых изобразил природу Белоруссии и жизнь белорусского народа. В его творчестве нашли отражение жизнь и быт белорусского народа, преломились традиции белорусской реалистической живописи.

Творчество Ф. Рущица представляет значительный интерес для белорусского искусствоведения. Стилистическая общность его живописи с живописью Г. Вейсенгофа, К Стабровского, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и других художников, выросших и воспитавшихся в Белоруссии и затем внесших значительный вклад в белорусское, русское, польское и литовское искусство позволили говорить о Рущице как о представителе белорусской национальной школы живописи, которая в общих чертах уже начала складываться в конце 19 - начале 20 века.

Наивысший подъем живописи в Беларуси наступил на рубеже 19-20 вв., в период русской революции 1905 г.

Пейзажистам Белоруссии не были чужды достижения французских импрессионистов, внесших в живопись свет, воздух. Творчество названных художников Белоруссии не было равноценным. В процессе своего развития оно претерпевало значительные изменения. Особенно заметны эти изменения в период с 1907 по 1917 гг. После поражения революции 1905 г. многие художники отошли от реалистических позиций. Основой их творчества стали поиски в области формы.

Рассматривая Белорусский пейзаж 1890-1917 гг., нельзя обойти творчество тех пейзажистов, которые оставались на позициях академизма. Как правило, это были художники невысокой профессиональной культуры. Их полотна не отличались большим мастерством и поэтому не оставляли значительного следа в истории изобразительного искусства.

Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия 20 века. В творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах, колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. В то же время пейзаж в живописи внес другие функции, во - первых в большинстве работ он служил вспомогательным материалам в произведениях художников и как правило оставался на уровне этюда с натуры. Во - вторых в пейзаже часто показывались мотивы камерного характера, возлюбленные уголки белорусской природы, или городские окраины.

Картины С. Жуковского отличаются утонченным изображением природы, мастерским использованием контрастов, на фоне колористической гармонии всей композиции, легкой декоративностью. Он показал в своих произведениях безграничное очарование родной природой, особенностью белорусской земли. Произведения художника эмоционально близки, "Плотина", "Осенний вечер".

Белиницкий - Бируля. Он много сделал для развития белорусской пейзажной живописи. Природу Беларуси художник воспринимал обострённо, тонко передавая её характерные особенности. Выработанный им своеобразный подчерк, ни с кем несравнимый, мягкий и лиричный. Всемирную известность получили его картины - "Весна идёт", "Осень". Именно он стал настоящим основателем белорусского пейзажа, тем мостиком, который объединяет традиции старых мастеров с находками современных белорусских пейзажистов.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии в послевоенный период можно разделить на 2 наиболее характерных этапа, первый - 50 г., другой - конец 60, 70 года. Первый период в основном связан с творчеством художников старшего поколения - В. Волкова, У. Кудревича, Б. Звиноградского. Большой любовью к природе выделяются лирические пейзажи У. Кудревича "Цветущий луг", "Перед грозой".

Народный художник Беларуси В.А. Громыко принадлежит к старшему поколению белорусских пейзажистов, его работы "Золотые дороги Минщины", "Утро туманное", "Над озером", и др. Белорусские пригорки, леса, озера раскрываются разнообразно, в произведениях В. Громыки, он обогащает пейзаж новыми эмоциями.

Большой вклад в развитие этого жанра внесли Н. Воронов, С, Катков, А. Гугель и др.

Заслуженный деятель искусства Беларуси П.А. Данелия известен не только у себя на родине, но и за рубежом. Его работы "Белорусская мелодия", "Плывут облака" и др.

Интересными пейзажистами заявили себя витебчане - В. Дежиц, М. Михайлов, У Кухарев. Лирические пейзажи В. Дежица в основном посвящены Витебску.

С гомельских художников, в творчестве которых основные места занимали лирические и индустриальные темы, выделялись: пейзажист старшего поколения Б. Звиноградский "Сож. Большая вода", "Лед прошел", В Казаченко, "Вечер на Соже", "Осень", "Гомельский порт", У Рыкалин "Порт Гомеля", "Нефтепровод Дружба".

Пейзажи, выполненные Г. Азгур в 50 года, выделяются тонким лиризмом, щедростью чувств в изображении неповторимой красоты белорусской природы "Логойские взгорки", "Последний снег", и эти чувства художница и дальше сберегла в своем творчестве.

В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В. Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека. В. Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности.

Во второй половине 60-х г. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.

Большинство пейзажей Цвирко, созданных в конце 60-х годов начала 70-х годов открывает новую страницу в пейзажной живописи Белоруссии. Поэтичность работ раннего периода сменилось строгой декоративной упрощенностью, разнообразием плоскостных цветовых градаций. В каждом новом произведении художника чувствуется стремление к философскому размышлению о природе, времени. "Беларусь моя", "На старой земле", эти картины выделяются эмоциональностью цветового и композиционного решения, яркостью подчеркнутых планов, которые постепенно отводят взгляд до самого горизонта. Большинству пейзажных работ художника присуща монументальность, благодаря широте пространства. Белорусский ландшафт, в произведениях В. Цвирко и многих других художников показан во всем многообразии и неповторимости.

Не мене важно особенностью белорусского пейзажа в последнее время является эпическое изображение наиболее характерных и типовых явлений в природе или конкретных моментов и действий, связанных с природой.

Белорусские озера, леса, реки раскрываются в произведениях В. Громыки, перед зрителем богато и разнообразно. Некоторые с их насыщенные мягким лиризмом, поэтичностью, другие - высоким драматизмом. Во всех произведениях большую роль играет цвет - желто-зеленый, синий, красный.

Творчество В. Громыки в пейзажной живописи, за последние десять лет подымает этот жанр на более высокую ступень. Используя лучшие достижения мастеров старшего поколения, он обогащает пейзаж новым содержанием, новыми эмоциями, доводит его до значения картины высокого художественного уровня.

В середине 70-х г., в пейзажной живописи появляется тенденция аналитического образного раскрытия темы. Почти каждый автор ставит перед собой задачу, не только раскрыть внешнюю красоту родного края, но и поднять более глубокие вопросы философского понимания жизни.

Своеобразные по манере письма и цвету пейзажи Л. Щемелева, Д. Алейника, Н. Казакевича.

Образы природы сотканы из света и цвета, они удивительно прозрачны, чисты и хрупки. Н. Казакевич воссоздает родную природу с теплотой и задушевностью человека, влюбленного в свой край, в живопись.

Процесс освоения лучших традиций в искусстве прошлых лет, сопровождается поиском новых форм, новых решений.

Среди художников среднего поколения можно также назвать много имен, которые уже вошли в историю белорусского искусства - это А.В. Барановский, В.В. Немцов, Л.В. Рамановский, А.Я. Шибнев.

Для А. Барановского природа Беларуси - основная тема для творчества. Тонкий колорист, прекрасно владеющий выразительными возможностями живописи, цветом, композицией, рисунком. Произведения художника отличаются сочетанием остроты видения с мягкостью, добротой, особой трепетной любовью и теплотой к изображаемому миру. Образность и поэзия объединяются с неторопливым, тщательным анализом того или иного мотива, вниманием к средствам живописного высказывания.

Изменилась белорусская пейзажная живопись. Уже никого не удивишь нетрадиционностью и чистотой цвета в работах Б. Аракчеева, праздничностью и жизнерадостностью полотен Д. Алейника, В. Кубарева, А. Марочкина, каждый из них идет своим путем и открывает новую, неповторимую страницу в развитии изобразительного искусства.

Для каждого произведения Л. Дударенко, характерно своеобразное живописно пластическое решение, совершенство рисунка и композиционная завершенность. В основе творчества всегда присутствует тема духовности, художественной правды, что позволяет сохранять творческую индивидуальность.

Особенно актуальным стал пейзаж в последние годы, когда все более виден кризис композиций на социально значимые темы. Художники обратились к наиболее традиционной форме пейзажа - изображению природы, свободе и гармонии.

Все отчетливее зазвучали в творчестве художников ностальгические нотки по уходящим первозданным уголкам природы, все больше волнует гармония природы, привлекает романтичность восприятия пейзажей, где самое обычное, много раз увиденное, предстает в другом качестве, реальность под таинственным цветом обретает черты иллюзорности. Именно эти мотивы стремятся сохранить и воплотить в своих полотнах В. Зинкевич, В. Шкарубо, В. Хмыз, А. Мирский и др.

Пейзажи В. Зинкевича - это даже не ландшафты в привычном для нас понимании. Скорее, это их, эмоциональный отзвук, эхо того или иного состояния природы, долетевшее до нас. Субъективизм, фантастичность видения художника невозможно интерпретировать однозначно и конкретно. Пейзажные импровизации многозначны, они побуждают к размышлениям, ассоциациям.

Искусство В. Шкарубо в значительной степени концептуально, поскольку всегда подчинено выражению заранее определенной и продуманной авторской идее. В его пейзажах отсутствуют люди, что лишь прибавляет таинственности, делает атмосферу картины несколько ирреальной, позволяет отойти от пасторальной сентиментальности и придать образному строю композиции большую емкость и глубину.

Главная тема которого - живая или созданная человеком окружающая среда, стал самостоятельным позже других - сюжетного, натюрморта или анималистики.

Виды пейзажа стали развиваться с новой силой, когда художники получили возможность работать на пленэре.

Определение

Французскому слову "paysage" ("pays" - "страна", "местность") близки по значению немецкое "Landschaft" и английское "landscape". Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе. Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, и т. д.).

Слово "пейзаж" имеет несколько значений: это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения, описание природы в литературном произведении, изображение окружающей среды средствами визуального искусства. Почти в каждом произведении искусства присутствуют различные виды пейзажей. Фото, кино, видео, компьютерная графика и, конечно, живопись участвуют в отображении окружающего мира.

Многообразие тем

У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающую среду. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии приняты различать некоторые виды пейзажа. Для дошкольников, учащихся средней школы, студентов и любителей живописи любого возраста существует градации пейзажных картин в зависимости от тематики изображения природы и его характера.

Существуют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.

Природный пейзаж

Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.

Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев часто были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.

Марина - картина о море

В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина - картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом - в Голландии, Англии и т. д.

Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.

Сельский пейзаж

Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве.

Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох, такх, как Питер Брейгель (1525-1569), Никола Пуссен(1594-1665), (1796-1875), Франсуа Милле (1814-1875).

Русской живописи деревенская тема была присуща со времен А. Г. Венецианова (1780-1847). Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972). Особая поэзия сельской жизни в окружении русской природы вдохновляет и современных художников.

Городской пейзаж

В XVII веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».

Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания. Особый вид такого пейзажа - фантазийные композиции, рожденные воображением художника. Одно время были очень популярны «руины» - виды пейзажа из античных развалин, порождающие мысли о бренности бытия.

Можно выделить и футурологический, фантастический пейзаж - виды городов будущего, образ которых с ходом времени меняется в зависимости от прогресса, достижений науки и техники.

Другой разновидностью городского пейзажа является индустриальный пейзаж, изображающий максимально преобразованную человеком природу. Главная тема таких полотен - эстетическое впечатление от зданий, плотин, мостов, башен, дорог, транспортных сетей, заводов и фабрик и т. д. Среди первых значительных произведений индустриального пейзажа можно упомянуть картину Клода Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар».

Выделяют в отдельную категорию и парковый пейзаж. Похожий по тематике на сельский или чисто природный, по географической привязке он относится к городскому.

Стили пейзажной живописи

Художественное произведение - это всегда творческое осмысление мира, и пейзаж у настоящего художника - не просто похожее на реальность изображение, а образ окружающей природной или городской среды, впечатление от неё, выраженное Такое осмысление очень часто определяет стиль, характерный как отдельной личности, так и целым сообществам, связанным одним местом и одним временем.

Историческая принадлежность мастера к определенному стилю в пейзажной живописи заметна особенно. «Пейзаж с радугой» П. П. Рубенса (1577-1640) - шедевр и одноименная картина Константина Сомова (1869-1939) похожи сюжетно. Они полны одинаковым восхищением от окружающего мира, но какими разными средствами передаются эти чувства!

Творчество импрессионистов оказало особое влияние на этот жанр. Все виды пейзажа - природный, городской, сельский - с появлением возможности работать на пленэре претерпели кардинальные изменения. Пытаясь выразить сиюминутные изменения и мельчайшие нюансы света, используя новую свободную живописную технику, импрессионисты открыли в пейзажном жанре новые горизонты. После шедевров (1840-1926), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1999) и многих других импрессионистов стало невозможно смотреть на мир прежними глазами, не замечая его красоты, не видя богатства его оттенков.

Вечный источник вдохновения

Природа всегда было главным источником новых чувств и впечатлений для настоящего художника. Наши далекие предки пытались нарисовать восход солнца на стене пещеры куском засохшей глины, виды пейзажа для дошкольников сегодня - это фотографии Марса, переданные с его поверхности космическим самоходным аппаратом. Общим остается чувство удивления от бесконечности мира, от радости жизни.

Пейзаж - (фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена, элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Егита и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах.

Особую линию развития получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае еще в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. (см приложение рис 1.1.1) Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, выделением декоративных мотивов, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай) .

В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. (см приложение рис 1.1.2) Художники обратились к изучению натуры Леонардо до Винчи, позже П. Брейгель в Нидерландах разработали систему валеров, световоздушную перспективу в XVI в.. Формируются первые разновидности и направления этого жанра: лирический, героический, документальный пейзаж: П.Брейгель «Пасмурный день» (Канун весны) (1565, Вена, Музей истории искусств), П.П.Рубенс «Охота на львов» (ок. 1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт «Пейзаж с прудом и арочным мостом» (1638, Берлин - Далем), Я. ван Рейсдаль «Лесное болото» (1660-е, Дрезден, Картинная галерея), Н.Пуссен «Пейзаж с Полифемом» (1649, Москва, ГМИИ им. Пушкина), К.Лоррен Полдень (1651, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гварди «Площадь Сан Марко, вид на базилику» (ок. 1760-1765, Лондон, Национальная галерея) и т.д.. (см приложение рис 1.1.3)

В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы, открывшими новые возможности в передаче изменчивой игры бликов, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков. Это барбизонцы, К.Коро «Утро в Венеции» (ок. 1834, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Э.Мане «Завтрак на траве» (1863, Париж, Лувр), К.Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ им. Пушкина), О.Ренуар «Лягушатник» (1869, Стокгольм, Национальный музей). В России А.К.Саврасов «Грачи прилетели» (1871, Москва, Третьяковская галерея), И.И.Шишкин «Рожь» (1878, Москва, Третьяковская галерея), В.Д.Поленов «Московский дворик» (1878, Москва, Третьяковская галерея),. (см приложение рис 1.1.4)

Крупные мастера конца XIX и XX вв. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван-Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа расширили и обогатили А. Рылов, К. Юон, Н. Рерих, А. Остроумова-Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский и др.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина и речной пейзаж.

Сельский пейзаж он же «деревенский» - Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран. (см приложение рис 1.1.5)

Городской пейзаж стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи, на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных полотнах зачастую сливались древность и современность, присутствовали элементы фантастики. (см приложение рис 1.1.6)

Архитектурный пейзаж - разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809-1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини).

Ведута (ит. veduta, букв. - увиденная) - пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Поздний венецианский пейзаж, тесно связанный с именами Карпаччо и Беллини, которому удалось найти равновесие между документальной точностью отображения городской действительности и ее романтической интерпретацией. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727-1728, Вашингтон, Национальная галерея). (см приложение рис 1.1.7) Дальнейший серьезный вклад в развитие этого направления внесли импрессионисты: К. Моне, Писсаро и др. Дальнейшее развитие этого направления свелось к поиску наилучших способов отображения, цветовых решений, возможности отобразить особое «дрожание атмосферы», свойственное городам.

Современный городской пейзаж - это не только лишь толпы людей на улицах и пробки на дороге; это еще и старые улочки, фонтан в тихом парке, солнечный свет, запутавшийся в паутине проводов… Это направление привлекало и будет привлекать как художников, так и ценителей искусства во всем мире.

Марина (ит. marina, от лат. marinus - морской) - один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер «Похороны на море» (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне «Впечатление, восход солнца» (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин «Малая гавань в Сорренто» (1826, Москва, Третьяковская галерея). Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург) является одной из наиболее узнаваемых картин этого жанра. (см приложение рис 1.1.8)

Живопись на пленэре (под открытым небом), в основном это пейзажи и экстерьеры, требует некоторого опыта и «тренировки». Не всегда все легко выходит из-под руки. Если вам не удается сразу продвинуться вперед, как вы это себе представляли, то нужно просто дать себе время и насладиться открывающимся перед вами видом. Вообще незаконченный ландшафт, этюд, или эскиз, или фрагмент иногда могут стать приятным рабочим результатом, который не стоит недооценивать. Он показывает то, что мы хотим видеть. В сущности, как и во всех других темах живописи, наш собственный темперамент, наш опыт и наши возможности должны быть посвящены чему-то особенному.

Так называемый видоискатель может нам помочь найти нужный формат. листе картона вырежьте прямоугольник, по возможности пропорционально формату картины. Это «окошко» напоминает видоискатель фотоаппаратов. Со временем у вас появится опытный взгляд. Набросок делаем, едва вдаваясь в детали, на подготовленном холсте, то есть предварительно на загрунтованный холст нужно нанести несколько цветных слоев и подсушить их так, чтобы холст не слишком сильно впитывал краску. Лучше всего писать в технике «алла прима».

При работе на пленэре рекомендуется взять с собой два холста одинакового формата. После проделанной работы мы складываем обе плоскости картины лицом друг к другу. Между ними прокладываем либо две узкие деревянные планки, либо на четырех углах прокладываем маленькие кусочки пробок. Поверхности картин находятся внутри, свежие слои красок не касаются друг друга и не подвергаются опасности быть поврежденными снаружи. Так вы в сохранности донесете свои работы до дома .

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью. Например, благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства ("Рожь", 1878, "Корабельная роща", 1898). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышущиеся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы.

Пейзаж И. Левитана часто именуется "пейзажем настроения". На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины "Март" и "Золотая осень", знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа . Так как его стиль выбран в качестве наиболее соответствующего по духу для написания пейзажа «Сквозь время. Усадьба Уалихановых. Cырымбет. » на его творчестве остановимся подробнее.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...