Алексей лаптев биография. Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт
Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР].
Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в Высших художественно-технических мастерских (1924-1929/1930).
Иллюстрировал детские книги: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. А. Крылова (1944-1945). После выхода «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом академии художеств]. Сотрудничал в журнале "Весёлые картинки" с момента его основания. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Последней работой стали иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями.
Алексей Михайлович Лаптев писал не просто стихи для детей. Вместе с иллюстрациями они составляют целые книги игр и загадок. Что нарисовал на полу котенок перепутанными нитками? Где потерял краски суслик? Чтобы ответить на вопрос стихотворения, нужно очень внимательно рассмотреть картинки, полные смешных и интересных деталей.
Самых маленьких читатели книги порадуют стихи про таких же малышей, как они сами - маленького мышонка, который случайно прилип к грибу и зовет маму, про "совсем взрослого" цыпленка, которому исполнилось (уже!) три дня, крошечного птенчика, который хочет пить, и храбрецов-утят, которые никак не решатся напасть на жука. Можно и посмеяться над жадноватыми или хвастливыми, трусливыми или глупыми героями, и сделать кое-какие полезные выводы для себя.
Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010.
Алексей Михайлович Лаптев.
Алексей Михайлович Лаптев (1905—1965) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924—1929/1930).
Иллюстрировал детские книги: «Приключения Незнайки и его друзей»
![](https://i2.wp.com/4.bp.blogspot.com/-68JdEZFouvM/UVfgBYQ9oZI/AAAAAAAAAKQ/H32cN-xpJ8I/s320/neznayka5.jpg)
![](https://i1.wp.com/3.bp.blogspot.com/-wiUJ0bMFJo0/UVfgn0x4GrI/AAAAAAAAAKY/CPjLp6fy0_M/s320/prikl_neznayki.jpg)
![](https://i1.wp.com/2.bp.blogspot.com/-m5FsVcF0f7E/UVfhBxBNTBI/AAAAAAAAAKg/E5fcoMjTGB0/s320/neznayka4.jpg)
![](https://i0.wp.com/1.bp.blogspot.com/-qEWBuOAoR8I/UVfhX5ur9eI/AAAAAAAAAKo/RzCpVGY04dQ/s320/neznayka3.jpg)
России и за рубежом. Последней работой стали иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз книга А. М. Лаптева «Пик, Пак, Пок» была переиздана в 2010 году.
Алексей Михайлович Лаптев был очень талантливым и добрым человеком. Он нес радость и взрослым, и детям. В нем, как в волшебной шкатулке, постоянно рождались и роились стихи, а зоркие глаза художника замечали смешные и интересные детали нашего смеющегося мира.
Биография
Художник график, известный детский иллюстратор и оформитель книг. Член Союза художников СССР. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Жил и работал в Москве, окончил среднюю школу. Учился в Московской школе-студии Ф. И. Рерберга в 1923–1924 годах, на подготовительном отделении ВХУТЕМАСа (1924), ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе (1924–1930), сначала на текстильном факультете, затем на графическом у Д. Щербиновского, П. И. Львова и известного графика Н. Н. Купреянова. После окончания ВХУТЕМАСа, в основном занимался станковой и книжной графикой. Много работал в технике сангины, туши, акварели, пастели; использовал уголь, соус и другие материалы.
С 1925 года постоянно работал художником-иллюстратором во многих журналах. Позже в 1929 году начал работать в области книжной графики, в 1930–60-х сотрудничал с различными издательствами Москвы: ГИЗ, ДЕТГИЗ, ГОСЛИТИЗДАТ, «Молодая гвардия», «Советский график», «Детская литература» и других.
Во время Великой Отечественной войны Алексей Михайлович оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические плакаты «Окна МОССХ» и агитационные листовки. Участвовал в выпуске «Окон ТАСС», работал в издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками и создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943). Работал в детском журнале «Весёлые картинки» с момента его основания. Иллюстрировал книги для детей: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. А. Крылова (1944–1945).
Также Алексей Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Поднятую целину» М. А. Шолохова и многие другие.
Работы А. М. Лаптева экспонировались на персональных выставках в Москве (1940, 1949). Он принимал участие в выставках советского искусства в городах СССР и за рубежом: в США, Индии, странах Европы. В 1966 году в Москве была организована мемориальная выставка произведений А. М. Лаптева.
Произведения художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Лаптев Алексей Михайлович (1905, Москва - 1965, Москва) — график, скульптор.
Учился в Москве: в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д. А. Щербиновского, П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.
Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.
С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г. Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.
Один из первых иллюстраторов А. Л. Барто («Про войну», 1930) и Н. Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», 1956; «Незнайка в солнечном городе», 1959). Оформил книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского (1930), «Басни» И. А. Крылова (1944–1945), «Медведко» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1951), «Мертвые души» (1953), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1960) Н. В. Гоголя, «Литовские народные сказки» (1954), «Джованнино и Пульчероза» Д. Пирелли (1958), «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой (1960) и другие.
Написал и проиллюстрировал книги для детей: «Патефон» (1947), «Забавные малыши» (1948, 1949), «Веселые картинки» (1948), «Как я рисовал в зоопарке» (1950), «Фу ты, ну ты!», «Забавные картинки» (обе - 1958), «Лесные диковины» (1959), «Малыши» (1964), «Раз, два, три…» (1966) и другие. С 1956 художник журнала «Веселые картинки».
В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М. А. Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М. А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).
Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.
В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры» (изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А. М. Лаптева» М., 1969).
Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).
Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»).
С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).
Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951). Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972).
Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.
Яснов М. Д. «С добрым утром!» ,
В книге «Раз-два-три…» был .
1905 (Москва) - 1965 (Москва)
График, скульптор
Окончил среднюю школу в Москве. Учился в Москве: в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д. А. Щербиновского, П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.
Жил в Москве. Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.
С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г. Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.
Один из первых иллюстраторов А. Л. Барто («Про войну», 1930) и Н. Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», 1956; «Незнайка в солнечном городе», 1959). Оформил книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского (1930), «Басни» И. А. Крылова (1944–1945), «Медведко» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1951), «Мертвые души» (1953), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1960) Н. В. Гоголя, «Литовские народные сказки» (1954), «Джованнино и Пульчероза» Д. Пирелли (1958), «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой (1960) и другие.
Написал и проиллюстрировал книги для детей: «Патефон» (1947), «Забавные малыши» (1948, 1949), «Веселые картинки» (1948), «Как я рисовал в зоопарке» (1950), «Фу ты, ну ты!», «Забавные картинки» (обе - 1958), «Лесные диковины» (1959), «Малыши» (1964), «Раз, два, три…» (1966) и другие. С 1956 художник журнала «Веселые картинки».
В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М. А. Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М. А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).
Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.
В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры» (изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А. М. Лаптева» М., 1969).
Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).
Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»).
С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).
Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951). Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972).
Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.