Туринская плащаница – саван Христа. Разгадка тайны Туринской плащаницы: полотно настоящее

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым. Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.


Для верующего человека усомниться в подлинности плащаницы – это святотатство, для ученого сомнения – единственный способ докопаться до истины. Поэтому попытки рационального постижения иррациональных фактов продолжаются до сих пор. Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.


Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии. По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины. На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?


Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой. Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине. А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос.


Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь. Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина.


На микрофотографиях и под микроскопом следы крови выглядят реальными – то есть так, как если бы сгустки коричневого или красного цвета были оставлены недавно. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.


Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь. Ткань плащаницы по характеру плетения нитей принадлежит к эпохе античности, что доказал радиоуглеродный метод.


В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице. В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.


Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала. Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. До VI в. Иисус изображался по-разному. Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в этом веке. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.


В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям. Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней. Наверное, человечество никогда не устанет пребывать

Раскрыт феномен Туринской плащаницы. Было ли завернуто в нее тело Христа после смерти?

Ученые, отрицающие сам факт существования Бога, порой сталкиваются с загадками, которым наука не в состоянии найти объяснение. Для скептиков, уверенных в том, что – всего лишь регулярно повторяющийся удар молнии, самым мистическим христианским феноменом остается Туринская плащаница. Действительно ли на ней отпечатался лик Создателя или история о ней – красивая сказка на библейскую тематику?

История плащаницы

О Плащанице упомянуто во всех четырех книгах Евангелия. В книгах от Матфея, Марка, Луки и Иоанна с небольшими разночтениями сказано о четырехметровом полотне изо льна, в которое Иосиф завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия. После чудесного воскресения Христа в гробу нашли этот же кусок ткани. На нем едва различим отпечаток мужского силуэта с ранами в области ступней, головы, рук и груди.

«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился»

Первые подозрения в том, что история о плащанице – не больше, чем фантазия, были спровоцированы церковной модой в Византии XI века. У тамошних священников стали пользоваться популярностью алтарные покровы с изображением Христа – по сути, копии, того самого погребального савана. В каждой церкви Константинополя можно было найти несколько таких покровов.


Впервые об оригинале Туринской плащаницы в истории становится известно в 1353 году. Французский рыцарь Жоффруа де Шарни в своем имении под Парижем выставляет плащаницу для поклонения, охотно показывая ее всем желающим и рассказывая историю полотна. В 1345 он участвовал в походе против турецкого ига, где в бою ему удалось заполучить в свои руки христианскую святыню. Находку Жоффруа оценило королевское семейство: на их деньги вокруг плащаницы возвели церковь и наладили паломничество к ней.

Шарни удалось быстро разбогатеть и передать плащаницу потомкам, когда в поместье вторглись англичане. Те вывезли ее в Швейцарию и выгодно продали Савойским герцогам. Благородное семейство пригласило на экспертизу плащаницы специалистов из Ватикана. их вердикт был таким:

«Обычный рисунок, не имеющий ценности.»

В 1983 году плащаницу герцоги передали в Турин – ее владельцем стал Ватикан, много лет назад считавший ее бесполезным лоскутом ткани.


Шокирующие результаты исследования плащаницы

Итак, святыня представляет собой льняное полотнище с двумя мужскими образами. Криминалисты считают, что завернутый в нее человек стал жертвой насильственной смерти, перед которой его пытали бичеванием. На одной половине – его лик со сложенными руками и лежащими вместе ногами. На другой – спина того же человека с кровоподтеками. Проведенные ими исследования подтвердили, что отпечаток на ткани появился тогда, когда мертвое тело завернули в нее.

Версия криминалистов заставила извлечь из пыльной библиотеки Ватикана записи о случае, произошедшем в конце XIX века. Фотограф Секондо Пиа сделал несколько снимков, а при проявлении негатива увидел четкий отпечаток Иисуса Христа. Причем, на ней незначительные нюансы лика были более заметны, чем на самой ткани.


«Во время работы с негативами пленки во мраке фотолаборатории я вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. С тех пор волнению не было предела. Я всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие. Все обстояло именно так: на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы»

Удалось ли скептикам доказать обратное?

В 1988 году зафиксирован единственный в истории случай, когда Рим разрешил отрезать небольшой кусочек плащаницы для экспертизы. Его разделили на три части и отправили в разные концы света: в Аризонский университет США, Политехнический институт в швейцарском Цюрихе и Оксфордский университет Великобритании. Ученые сошлись во мнении, что ткань была создана в промежутке между 1275 и 1381 годами. Диагональный способ ее плетения, по их мнению, подтверждает невозможность ее создания в древние времена – этот метод изобрели в Средние века. Они были непоколебимы в результатах диагностики, ведь для нее использовались новейшие технологии: ультрафиолетовое сканирование, спектроскопирование и радиоуглеводное датирование.


Необъяснимые события, связанные с Туринской плащаницей

Усомниться в точности современной техники заставляют рассуждения историков и археологов. Пока научные приборы доказывали, что плащаница сделана из хлопка, ученые упустили важное свойство этой ткани. Хлопок подвержен гниению, поэтому ткань с отпечатком просто бы не дожила до наших дней – в отличие от льна. Все ткани, созданные в Средние Века были смесовыми: в них добавляли шерсть или хлопок. Имело ли смысл фальсификаторам изготавливать особый ткацкий станок для плетения из 100% льна?

Плащаницу можно назвать «Пятым Евангелием» хотя бы потому, что анализ подтверждает, что следы на ней – это пятна человеческой крови. В области лба заметны отпечатки струй сосудистой крови. Они могли возникнуть от тернового венца: шипы его врезались в кожу, прокололи ее и вызвали обильное кровотечение. Кровь смешана с древними микроорганизмами и пыльцой растений, которые произрастают исключительно на территории Палестины, Турции и Центральной Европы.


То, что образ представляется в желто-коричневых тонах, объясняется удивительной гипотезой. Подобную окраску придать ткани может только химическая деформация молекул ткани, возникающая при нагревании или прохождении ультрафиолетового излучения. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Туринская плащаница стала свидетелем не только смерти, но и воскрешения Иисуса.

В 1997 году плащаница доказала свою сакральную силу. Во время подготовки к празднованию 100-летия со дня первого научного изучения Туринской святыни случился серьезный пожар. Один из пожарных почувствовал в себе невероятный прилив сил. У него получилось без особых усилий разбить огнеупорное и пуленепробиваемое стекло саркофага с тканью, что неподвластно обычному человеку. Как еще можно назвать это событие, если не чудом Туринской плащаницы?

Легенды о нерукотворных образах Иисуса Христа существуют на протяжении многих веков. Широко известно, например, житие святой Вероники, благочестивой иерусалимской женщины, подавшей на пути к Голгофе Иисусу свое головное покрывало. Христос отер им пот и кровь с лица, и на покрывале чудесным образом запечатлелся Его лик. Не менее известна о царе Эдессы Абгаре V Великом, которому Иисус послал плат со своим нерукотворным образом и тем исцелил от проказы. Согласно Евангелию от Иоанна, в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов, после чего на нем также осталось изображение лица Иисуса. Именно «копии» с этого лика в настоящее время официально называются «Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа». Оригиналы данных реликвий, если и существовали, были утеряны в незапамятные времена.


В наши дни существует всего одна реликвия с изображением Христа, которая претендует на подлинность и на протяжении более 100 лет приковывает к себе пристальное внимание верующих и ученых всего мира. Еще в 1506 г. в Булле «Понтифекс Рима» папа Юлий Второй объявил ее «самой достовернейшей, чистейшей плащаницей (proeclarissima sindone), в которую был облачен наш Спаситель, когда его полагали во гроб». А папа Павел VI в 1978 г. назвал ее «самой важной реликвией христианства». Речь идет, конечно же, о знаменитой Туринской плащанице, точную копию которой известный американский ученый Джон Джексон в 1978 г. передал Русской Православной Церкви. В 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение на копии Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя. Проблема, однако, заключается в том, что все эти нерукотворные образы, не исключая и интересующей нас плащаницы, похоже, были неизвестны христианам первых веков новой эры. Так, епископ Лионский Ириней (130-202 г.г.) – человек, который был лично знаком с ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова епископом Смирнским Поликарпом, писал: «Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен». Великий теолог Августин также жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. Обойти данное противоречие сторонники подлинности Туринской плащаницы попытались с помощью непризнанных официальной Церковью Евангелий – апокрифов. Как известно, после смерти Иисуса, его тайные ученики Иосиф Аримафейский и Никодим с разрешения Пилата сняли тело с креста и «обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». Через полтора дня Христос воскрес и пустые «пелены» были обнаружены вначале Марией Магдалиной, а потом – апостолами Петром и Иоанном. Однако правоверные иудеи не могли прикоснуться к ритуальным одеждам покойного, и потому погребальные одежды воскресшего Иисуса Христа взяла жена Пилата и «положила в место, известное только ей». Видимо, именно в этом, «известном жене Пилата месте» позже были «обретены» множество плащаниц. Первая из них была обнаружена в 525 (по другим источникам – в 544) году в Эдессе (современный турецкий город Урфа). К XV столетию в христианском мире было исторически зафиксировано 40 Плащаниц Иисуса Христа. В настоящее время в католических аббатствах, соборах и храмах Западной Европы бережно хранится и периодически выставляется на поклонение верующим по меньшей мере 26 «подлинных погребальных одежд (плащаниц) Иисуса Христа». Кроме Туринской, наиболее известные плащаницы до сих пор находятся в Безансоне (Besancon), Кадвине (Cadoin), Шампье (Champiegne), Ксабрегасе (Xabregas), Овьедо (Oviedo) и других городах. В ХХ веке во время дискуссий о Туринской Плащанице исследователи сумели добраться до многих из этих плащаниц, доказав подложность всех этих реликвий. Наиболее шоковый характер носило заключение о подложности Безансконской плащаницы. На ней, кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке. Легенда утверждала, что она была сделана рукой самого Иисуса Христа (варианты: апостола Фомы, доставившего по приказу Иисуса Христа изображение царю Авгарю; апостола Иоанна, который хранил у себя Плащаницу и подписал своей рукой; апостола и евангелиста Луки, который нарисовал изображение на пеленах савана Иисуса Христа). Однако оказалось, что надпись была сделана в XIV веке на арабском языке и отражает взгляды Ислама на Иисуса Христа. Но вот Туринская плащаница оказалась из ряда вон выходящим исключением из этого правила и доказать либо отвергнуть ее подлинность было совсем не просто. Откуда же она появилась и что собой представляет?

В настоящее время она выглядит как льняное полотнище длиной 4,3 на 1,1 метра, на желтовато-белом фоне которого видны желтовато-коричневые пятна, несколько расплывчатые, но складывающиеся в фигуру человека. В расстеленном виде на левой половине полотна вырисовывается изображение мужчины в лежачем положении, лицом вверх, головой к центру ткани, на правой – отпечаток со спины. На плащанице заметны и более темные красно-коричневые пятна, возможно, соответствующие ранам Христа, нанесенным бичом, иглами тернового венца, гвоздями и копьем. Если верить свидетельствам очевидцев XV века, ранее изображение было гораздо более ярким, теперь же оно едва проступает. Первое документальное упоминание об интересующей нас плащанице относится к 1353 г., когда реликвия появилась во владениях графа Жоффруа де Шарни недалеко от Парижа. Сам де Шарни утверждал, что он «владеет той плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе». В 1357 г. плащаницу выставили в местной церкви, что вызвало большой приток паломников. Как ни странно, церковные власти отнеслись к появлению реликвии весьма скептически. За ее демонстрацию епископ Анри де Пуатье вынес настоятелю церкви порицание, а его преемник Пьер д`Арси в 1389 г. даже обратился к авиньонскому папе Клименту VII (современная католическая историография авиньонских пап считает антипапами, но из своей истории их не выбрасывает) с просьбой запретить публичные показы плащаницы. При этом он ссылался на показания некоего, оставшегося безымянным, художника, который, якобы, сознался в изготовлении данного полотна, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. В результате 6 января 1390 г. Климент VII вынес постановление, согласно которому плащаница признавалась художественным воспроизведением подлинной пелены, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христа после казни. В 1532 г. плащаница получила повреждения во время пожара в церкви города Шамбери, которые, однако, не коснулись ее центральной части. В 1578 г. внучка графа де Шарни передала плащаницу герцогу Савойскому, который и привез ее в Турин, где и по сей день она хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста. Последний коронованный представитель Савойской династии – отрешенный от власти король Италии Умберто II – завещал плащаницу Ватикану, собственностью которого она стала в 1983 г.

Итак, в течение многих веков Туринская плащаница не считалась уникальной и не привлекала к себе особого внимания публики. Все изменилось в 1898 г., когда плащаница в качестве художественного произведения была выставлена в Париже. Перед закрытием выставки археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы. При проявлении пластинки оказалось, что изображение на полотне является негативом. При этом изображение на фотографии оказалось гораздо более четким, чем на полотне, что позволило экспертам сделать выводы об анатомическом совершенстве образа и даже о наличии характерных черт посмертного окоченения тела. Новые фотографии, сделанные в 1931 г., подтвердили мнение о том, что изображение на плащанице является отпечатком реального трупа, а не рисунком и не отпечатком со статуи. При этом выяснилось, что у человека, когда-то завернутого в эту пелену, была косичка на затылке, что стало полной неожиданностью для историков: ведь косички нет ни на одном известном изображении Христа. Терновый венец, если судить по каплям крови на голове, напоминал митру, что противоречит средневековым изображениям венца в виде короны европейского типа, но согласуется с современными данными. Руки пробиты гвоздями в области запястий, а не ладоней, что также противоречит средневековым традициям изображения Распятия, но полностью согласуется с современными археологическими находками останков распятых людей и данными экспериментов, установивших, что гвозди, вбитые в ладони трупа, не способны удержать тело на кресте. Таким образом, были получены данные, косвенно свидетельствующие в пользу подлинности плащаницы, но, одновременно, ставящие под сомнение кровавые стигматы на теле некоторых святых и их последователей: ведь открытые раны у них появлялись как раз на ладонях. Но поистине всемирную известность Туринская плащаница приобрела в 1952 г. после тридцатиминутной программы WNBQ-TV (Чикаго). Если до тех пор споры о ее подлинности привлекали внимание лишь узких кругов верующих и противостоящих им скептиков-ученых, то теперь данная проблема оказалась в центре внимания крупнейших средств массовой информации всего мира.

Одним из главных аргументов скептиков стало отсутствие каких-либо сведений о существовании плащаницы на протяжении тринадцати веков от момента распятия Христа до появления реликвии в средневековой Франции. Правда, некоторые источники сообщают, что крестоносцы, разбившие лагерь около Константинополя в 1203 г. видели в одном из храмов этого города погребальный саван Христа с изображением его фигуры. Но когда год спустя крестоносцы захватили и разграбили великий город, этот саван не был обнаружен. Высказывалось предположение, что он был похищен тамплиерами, которые тайно хранили его более ста лет. Интересно, что предок Жоффруа де Шарни, во владениях которого в 1353 г. и появилась плащаница, носил звание приора тамплиеров Нормандии и в 1314 г. был сожжен на костре с Великим магистром Жаком де Мале. Однако у историков нет никаких данных, позволяющих отождествить этот таинственный саван с интересующей нас плащаницей, а если таковые и появятся, проблема все равно останется нерешенной: дата первого упоминания о плащанице будет смещена всего на 150 лет, чего явно недостаточно. Свои доводы оказались и у сторонников подлинности плащаницы. Косвенными доказательствами раннего происхождения плащаницы может являться, например, близкое совпадение пропорций и деталей лица на плащанице с ликом иконы монастыря Святой Екатерины на горе Синай (45 совпадений) и изображением Христа на золотой монете Юстиниана II (65 совпадений). Правда, как указывают скептики, остается неизвестным: икона и монеты скопированы с плащаницы, или же все было наоборот?

При исследовании ткани плащаницы была обнаружена пыльца 49 видов растений, из которых 16 встречаются в Северной Европе, 13 принадлежат пустынным растениям, произрастающим на юге Израиля и в бассейне Мертвого моря, 20 – встречаются в юго-западной Турции и в Сирии. Данное исследование доказало ближневосточное происхождение если не самой плащаницы, то хотя бы ткани, на которой она была выполнена, но не ответило на главный вопрос – о времени ее изготовления.

Осенью 1978 г. плащаница была выставлена на всеобщее обозрение. Данное событие было приурочено к 400-летию ее появление в Турине. Историки воспользовались данным случаем для более детального исследования плащаницы. При микрофотографировании в поляризованном свете и компьютерном сканировании было установлено, что на глаза трупа были положены монеты, одна из которых оказалась чрезвычайно редкой лептой Пилата, на которой надпись «Император Тиберий» была сделана с ошибкой. Скептики, однако, сомневаются в том, что среди евреев начала нашей эры был распространен греческий обряд класть на глаза умерших монеты, предназначавшиеся для платы Харону. К тому же они весьма резонно отмечают, что собственно саваном иудеи оборачивали лишь тело умершего, голову же оборачивали отдельным куском материи. Данные возражения не опровергают сделанных выше выводов о подлинности изображения распятого тела, но оставляют открытым вопрос о личности казненного и времени возникновения данной реликвии. Поэтому, на протяжении всего ХХ века и в настоящее время исследователей по-настоящему волновали и волнуют лишь две проблемы: точная дата изготовления плащаницы и техника ее изготовления. В частности, была высказана гипотеза о том, что распятый являлся членом одной из раннехристианских общин, распятым во времена гонений на христиан. Согласно другой версии, плащаница была искусственно создана в IV веке, который характеризуется расцветом культа христианских реликвий и массовым их появлением на «рынке». Были испробованы все теоретически возможные способы получения изображения живого или мертвого тела на льняной ткани, но отпечатки существенно отличались по структуре и качеству от изображения на плащанице. Единственным исключением можно считать эксперимент на живом человеке, проведенный в Ватикане. Руки подопытного был смочены молочной кислотой в тысячекратном разведении (примерно в такой концентрации она выделяется с потом при стрессах и высоких нагрузках) и припорошены красной глиной, нагретой до 40 градусов. Через два часа были получены достаточно четкие отпечатки на ткани.

В это же время исследователями были найдены следы гемоглобина, билирубина и других компонентов крови, которая могла принадлежать только человеку или высшим приматам. Группа крови оказалась IV. Но при этом были найдены и следы краски. Ранее предполагали, что она попала на полотно во время копирования: в разные годы плащаницу срисовывали не менее 60 раз. Однако проведенные исследования показали, что ткань плащаницы местами окрашена не кровью, а пурпуром искусственного происхождения, изготавливать который научились в средние века. Таким образам, было доказано, что неизвестный мастер все же «подрисовывал» изображение темперой на желатиновой основе, причем сделано это было не ранее XIII века, когда и появилась данная техника подрисовки линий. Полученные данные могли свидетельствовать как о позднем происхождении реликвии, так и о «реставрации» ее в средние века. Профессор истории университета Южная Каролина Даниэль Ц. Скавроне и французские исследователи Л. Пиккнет и К Принс предположили даже, что в 1492 г., к ней приложил свою руку большой знаток света и цветов Леонардо да Винчи. В том году Леонардо видел плащаницу в Милане, возможно, он подрисовал лицо Иисуса Христа в так называемых дополнительных, реверсивных, цветах, что и обусловило появление на фотонегативе Секундо Пиа позитивного изображения его облика.

Важнейшей вехой в исследовании плащаницы стал 1988 г., когда Римско-католическая церковь дала разрешение на ее радиоуглеродное исследование. Данная работа была доверена трем независимым лабораториям – Женевского центра научной информации и документации, Оксфордского университета и Аризонского университета. Представителям каждого из этих центров были переданы немаркированные флаконы с образцами четырех тканей: в одном из них находился кусочек плащаницы, в другом – ткань времен Римской империи, в третьем – ткань раннего Средневековья, в четвертом – ткань начала XIV века. Выводы всех трех лабораторий оказались неутешительными: с точностью до 95 % радиоактивный анализ установил, что ткань плащаницы была изготовлена в промежутке между 1260 и 1390 гг. С этим выводом вынужден был согласиться и Туринский архиепископ Анастасио Альберто Баллестеро. Вслед за ним папа римский Иоанн Павел II во время посещения Африки в своем выступлении от 28 апреля 1989 г. заявил, что Католическая церковь признает Туринскую плащаницу только в качестве священной реликвии – нарисованного на полотне изображения, которое используется на предпасхальном богослужении во всех католических и православных храмах, но не в качестве подлинных погребальных пелен Иисуса Христа. Таким образом, Ватикан официально признал результат научного исследования возраста Туринской плащаницы. Слова папы римского не сказались на популярности данной реликвии. Ее демонстрации в 1998 и 2000 годах вызывали неизменный ажиотаж. В следующий раз ее предполагается выставить для показа в 2025 г. Может быть, ученых ждут новые открытия и сюрпризы?

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Фотография плащаницы в ультрафиолетовых лучах

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» – ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!

– Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует – все, что написано в Евангелии, правда! – говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. – Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…

…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков – будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови – IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол – мужской.

Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа

Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…

Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.

По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.

Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.

Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса

– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…

Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий – через 25 лет.

Здесь хранится Туринская плащаница

Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все - цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.

Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!

Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:

«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».

В итальянском городе Турине хранится главная святыня христианского мира — плащаница, в которую завернули тело Христа после смерти. Христиане всего мира верят в воскресение Иисуса из мертвых, но находится и немало атеистов. Однажды мне пришлось вести долгую беседу с неверующим другом о факте воскресения Христа.

Я приводила ему убедительные научные доводы и рассказывала, что плащаница Христа свидетельствует о его чудесном воскресении. К сожалению, переубедить его не удалось. Но я верю, что мои слова посеяли в его сердце семена. Они обязательно взойдут в свое время. В статье я расскажу вам о Туринской плащанице и истории ее обретения верующими.

Плащаница представляет собой кусок ткани размерами 4,3 х 1,1 метра. На пожелтевшей от столетий полотне явно проступают коричневатые пятна, которые обрисовывают мужскую фигуру с длинными волосами и бородой. История данной святыни полна тайн и приключений. По преданию плащаницу хранил апостол , а затем она переходила от ученика к ученику. Пелены хранили в глубокой тайне, чтобы они не привлекали авантюристов разных мастей.

Следует уточнить, что во времена гонений на последователей Христа все святыни тщательно скрывали от язычников, поэтому о пеленах нигде не сообщалось. Слишком дорогой сокровищницей была плащаница для христиан, чтобы выставлять ее на обозрение. А вот после принятия христианства государственной религией императором Константином о плащанице стали говорить открыто.

Известно, что некоторое время плащаница сберегалась в Константинополе, но после разгрома Византийской империи турками и крестоносцами о святыне ничего не известно. Как она появилась в Европе, доподлинно никто не ведает. Но достоверным остается один факт, происшедший с итальянским фотографом Секондо Пиа.

Сейчас Туринская плащаница находится в храме Иоанна Предтечи в Турине.

Пелены привезли на выставку религиозного искусства, где ее и сфотографировал Пиа. Когда фотограф проявлял пленки, одна из них полностью засветилась. Зато другая при проявлении привела фотографа в трепет и ужас. На плащанице очень четко проявился образ мужчины невероятной красоты и благородства — это был Лик Иисуса Христа. Фотограф до утра не мог заснуть и оторвать глаз от божественного . Это произошло в 1898 году в Париже.

Туринская плащаница, фото высокого разрешения:

Почему Спаситель предстал перед человечеством в своем истинном облике? Потому что в современном обществе утратили веру и забыли об истинном смысле жизни. Спаситель напомнил о себе вот в такой форме, чтобы все задумались о своей душе. Люди стали полагаться на научные доказательства отсутствия существования бога, впали в гностицизм. Однако в 21 веке наука уже не так категорично относится к отрицанию божественного начала и даже нашла доказательства в квантовой теории.

Нерукотворный образ

Плащаница нерукотворна и несет в себе доказательства древности происхождения. В этом ученые не могут сомневаться, потому что проводилось детальное исследование. Плащаницу тщательно исследовали даже криминалисты, но не нашли доказательств подделки или фальсификации.

Многие ученые, изучавшие плащаницу уверовали в возможность воскресения Христа и превратились из атеистов в христиан.

Доказательства подлинности плащаницы:

  • льняное полотно, тканое утраченной ныне древней техникой;
  • хлопчатник, из которого сделано полотно, произрастает только в Передней Азии;
  • отпечаток монет эпохи Пилата (ими закрывали глаза покойного);
  • след от гвоздя, вбитого в запястье;
  • отсутствие красителей и художественного творчества;
  • возраст происхождения датируется 30-100 гг по рождеству Христову.

Ученый ботаник Фрей изучил состав пыли с плащаницы и подтвердил, что она соответствует составу пыли Палестины, Византии и Европы. Таким образом, подтвердился перенос святыни из местности в местность.

Результаты научного исследования плащаницы исключают ее искусственное происхождение в Европе.

К истории плащаницы относятся и события, когда ее стирали, вываривали в масле и подогревали. Но несмотря на все усилия, святой Лик уничтожить не удалось. Также плащаница не единожды попадала в пожары, но сохранила свою целостность и осталась невредимой.

Туринская плащаница полностью доказывает факт воскресения Иисуса.

Самым удивительным открытием было обнаружение радиоактивного излучения. Как оно могло попасть на плащаницу в те далекие времена? Это объяснили фактом воскресения Христа из мертвых, когда в его теле происходили различные ядерные процессы. Благодаря качественным изменениям тела Спаситель мог выйти из плащаницы без развязывания и проходить сквозь стены.

Заключение юриста Эдварда Кларка о Туринской плащанице:

Следы истязаний

Особого внимания заслуживают следы истязаний тела Христа, которые запечатлелись на полотне. Ученые скрупулезно исследовали каждое пятнышко на ткани и рассказали такие детали, о которых не было упомянуто в евангелии. Во-первых, была установлена национальность завернутого в плат тела — иудейская либо арабская. Во-вторых, пятна на полотне образованы кровью. В-третьих, ткань плащаницы была дорогой для тех времен, и купить ее мог только состоятельный человек (им был благочестивый ).

  • Кровяные пятна на ткани появились раньше, чем отпечатался образ — это говорит о том, что при воскресении произошла ядерная реакция.
  • Анализ кровяных пятен свидетельствует, что полотно покрывало тело усопшего не более двух/трех суток.
  • Шипы от тернового венка повредили сосуды головного мозга, о чем свидетельствуют кровяные пятна на плащанице в области головы и бороды.
  • На коленях были кровавые раны, что свидетельствует о падении Спасителя под тяжестью несомого на Голгофу креста.
  • Раны от гвоздей находятся на обеих стопах.
  • В области ребер запечатлелось расплывчатое пятно, образовавшееся от сукровицы — когда Иисусу пробили ребра копьем.

Факты зверского истязания просто ужасны. Ученые восстановили картину предсмертных мук Спасителя, о которых не было указано в евангелии. подвергся жестокому бичеванию плетьми, которое осуществляли двое мужчин. На плетках были железные шарики с крючками, которые вырывали куски кожи при ударах. От каждого удара остался кровавый след на полотне. В избитом и истерзанном состоянии Христос нес тяжелый деревянный крест на место казни — Голгофу.

Туринская плащаница — фото Иисуса Христа:

Вынос плащаницы

В России термин «плащаница» появился только в XVI веке. Так как подлинника в русской православной церкви не было, то создали икону. На ней изображался находящийся в гробу Иисус Христос. Но икона эта написана не на дереве, а на полотне. Она может быть написана красками либо вышита крестом.

В Страстную Пятницу в церквях проходят пасхальные богослужения и выносится Святая Плащаница. Это самый скорбный и печальный день для верующих, когда вспоминаются крестные страдания Иисуса.

Вынос плащаницы совершают в Страстную Пятницу днем в 14-00. Священник выносит святыню и располагает в центре храма на специальном возвышении, символизирующем гроб. Плащаницу украшают живыми цветами, а в центр полотна кладут евангелие.

В Страстную Пятницу вечером совершают чин погребения, в этом богослужении плащаница играет главную роль. Служба проходит в траурных тонах, клирики поют траурные тропари. Во время литургии совершается крестный ход вокруг церкви под траурный колокольный звон.

После завершения чина погребения плащаницу подносят к царским вратам, а затем вновь возвращают в центр храма. В это время к ней могут приложиться все верующие. Святыне могут поклоняться вплоть до позднего вечера субботы. Затем плащаницу выносят в алтарь перед заутреней, символизируя наступление благой вести о воскресении.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...