Сказка спектакль 12 месяцев. Рождественская постановка "12 месяцев". Сцена III. Заснеженный лес
Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Марина Комягина
Сценарий сказки «12 месяцев» для детей старшей группы
Картина 1
Комната во дворце королевы. Она сидит за столом, пишет в тетради. Профессор в
очках с указкой в руках ходит по комнате, время от времени заглядывая в тетрадь.
Королева.
Трав-ка зе-ле-не-ет,
Сол-ныш-ко блес-тит,
Профессор
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Королева (бросает
Ненавижу я писать!
Разорву сейчас тетрадь.
Профессор.
Потерпите же хоть малость,
Строчка лишь одна осталась.
Королева.
Думать, думать я должна,
Можно так сойти с ума!
Ваш урок мне надоел,
Без того хватает дел.
Вы меня развеселите,
Что-нибудь мне расскажите.
Профессор.
Если будет Вам угодно,
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
Раньше брата Января
Вы не ждите Февраля.
Раньше Августа – Сентябрь,
Раньше Октября – Ноябрь
Не приходят никогда.
Королева.
Фу, какая ерунда!
Надоела мне метель,
Я хочу, чтоб был Апрель.
Профессор.
Вы не властны над природой,
Занимайтесь лучше модой!
Королева.
Я могу издать закон.
Ну а Вас я вышлю вон. (В сторону.)
Принесите мне печать.
Профессор.
Вы позволите сказать?
Месяцы нам все нужны:
Дарит нам Февраль блины,
Дарит нам грибы Октябрь,
Елку дарит нам Декабрь,
В Марте ручейки бегут.
А подснежники цветут,
Если за окном Апрель
И везде звенит капель.
Королева.
Я подснежники люблю,
Посему я повелю…
Кто найдёт подснежников простых.
Тому я дам за это корзину золотых!
Картина 2
Комната в доме мачехи. Дочка на скамье перебирает корзинки, разные по размеру, а
мачеха раскатывает тесто.
Три корзинки я нашла:
Эта вот совсем мала.
В этой вот уже дыра.
А вот эта подойдет.
Много золота войдет!
Что об этом говорить?
Где цветочки раздобыть?
Может быть, в лесу растут,
Под сугробами цветут?
В лес отправлюсь их искать,
Во дворец хочу попасть.
Видно, ты сошла с ума,
За окном метель и тьма.
Ничего ты не найдешь,
Там замерзнешь, пропадешь.
Коль идти мне не велите,
То тогда сестру пошлите.
Доченька, а ты права!
Привезет она дрова,
Снова в лес ее пошлем.
Коль найдет цветы, снесем
Мы подснежники с тобой
Королеве молодой.
Коль замерзнет, знать, судьба.
Одно слово – сирота.
Свист ветра, вой вьюги. Хлопает дверь, входит падчерица, снимает платок, стряхивает
снег, подходит к огню, греет руки.
Ну, согрелась? Одевайся,
Снова в лес ты отправляйся,
Там подснежники найдешь
И в корзине принесешь.
Падчерица.
Что-то я не поняла,
Видно, шутишь ты, сестра?
Страшно выйти за порог,
Кружит вьюга, валит с ног.
Темень, холод на дворе,
И цветов нет в декабре.
Дочка верно все сказала.
Про указ ты не слыхала?
Кто подснежники найдет,
Во дворец их принесет,
Будет щедро награжден.
Золото получит он.
Свой платок-то надевай,
Вот корзинка. И ступай.
Дает падчерице старую корзину.
Лучше под ноги смотри.
Без цветов не приходи!
Падчерица уходит.
А нам Ужинать пора,
Некогда поесть с утра.
Картина 3
Зимний лес. Сумерки. Падчерица пробирается через сугробы. Кутается в платок. Устало
садится на пенек.
Падчерица.
Ой, какая тишина.
Я в лесу совсем одна.
Кто-то ходит за спиной.
(Вскакивает, оглядывается.)
Показалось. Мрак какой:
Рук своих не разглядеть.
Что же делать? Здесь сидеть?
В глушь такую забрела.
Видно, смерть моя пришла.
Садится на пенек. Дремлет. Из-за дерева выскакивает заяц.
Эй, замерзнешь так, не спи!
Белка, белка, помоги! (Белка бросает в падчерицу шишки.)
Падчерица.
Кто-то что-то мне сказал?
Шишками в меня бросал.
Кажется, уснула я.
На морозе спать нельзя!
Падчерица прыгает с ноги на ногу, дышит на руки. Смотрит в сторону кулисы.
Падчерица.
Что за огонек сверкнул?
Меж ветвей опять блеснул,
Чудится, костер горит,
Хворост весело трещит.
На сцене горит костер. Вокруг него сидят братья-месяцы.
Падчерица выглядывает из-за дерева.
Июнь (бросает в огонь хворост).
Гори, гори ярче –
Лето будет жарче,
Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.
Пусть несут в колоду
Пчелы больше меду.
Сентябрь.
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.
Все месяцы.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Падчерица.
Добрый вечер! Разрешите
Мне погреться у костра.
Я замерзла очень сильно –
Ночь сегодня холодна.
Здравствуй! Что ж ты, не стесняйся,
К огню ближе придвигайся.
Что ты делаешь в лесу?
Падчерица.
Я подснежники ищу. (Месяцы громко смеются.)
Ну за шишками, дровами. (Смеясь.)
Но зимою за цветами!
Не соскучишься с тобой.
Зацветут они весной.
Падчерица.
Меня мачеха послала
И к тому же приказала
Без цветов не возвращаться.
Лучше мне в лесу остаться.
Май (толкает в бок Апрель).
Что ж сидишь, Апрель?
Твоя гостья.
Принимай!
Брат Декабрь, помоги!
Свое место уступи.
Я помочь, конечно, рад,
Но еще Февраль и Март.
Я, пожалуй, уступлю.
Спорить, братцы, не люблю.
Декабрь берет посох и ударяет им о землю.
Вьюга белая – пурга,
Взбей-ка летучие снега.
Ты курись, Ты дымись,
Пухом на землю вались,
Кутай землю пеленой,
Перед лесом стань стеной.
Январь с посохом.
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
(Становится тихо. Посох берет Февраль.)
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи.
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Шум ветра, свист вьюги. Звучит музыка. Посох берет Март.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Звенит капель. Шумят ручьи. Посох берет Апрель.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
Ты время попусту не трать,
Подснежники спеши собрать.
Нам подарили только час.
Нас братья ждут.
Падчерица.
Бегу, сейчас! (Собирает подснежники.)
Танец с подснежниками
Мы ее отлично знаем:
То у проруби встречаем.
То несет вязанку дров.
То корзинку для грибов.
То по ягоды придет.
Весела, всегда поет. (Возвращается падчерица с цветами.)
Падчерица.
Вам спасибо всем за ласку,
Вы мне подарили сказку.
Путь сюда не открывай,
А теперь беги. Прощай!
Падчерица.
Я вас всех благодарю.
Вашу тайну сохраню.
Уходит. Звучит музыка.
Картина 4
Где ты ночь всю прогуляла?
Ты подснежники сыскала?
Падчерица.
Нарвала я их в лесу.
Королеве отнесу.
Ах, святая простота!
На готовом всем живешь!
Во дворец не ты пойдешь!
Мы подснежники нашли,
И в дворец их принесли
Будет мы награждены.
Золото получит мы!
Картина 5
Будуар королевского дворца. Королева красит ногти. Вбегает профессор, за ним входят Мачеха с Дочкой.
Профессор
О, ваше величество!
Принесли сейчас мне весть,
Что подснежники уж здесь.
Королева.
Что же Вы столбом стоите?
В зал доставить прикажите!
Входят мачеха и дочка с корзиной подснежников. Кланяются. Королева подбегает,
снимает платок с корзины.
Королева.
Значит, вот цветок какой
Ты, подснежник голубой!
Королева (дочке и мачехе).
Где подснежники нашли?
Что молчишь? Ты говори.
Как указ мы услыхали,
Сразу же себе сказали:
Пусть замерзнем, пропадем,
А подснежники найдем.
В лесу холодно и страшно.
И мороз такой ужасный.
Сквозь сугробы пробирались.
На полянке оказались.
Там подснежники цветут.
Птички разные поют.
Профессор.
Мир и впрямь полон чудес!
Королева.
Вы ступайте снова в лес.
Не губите нас напрасно.
Королева.
Что такое? Мне не ясно?
Обе (плача).
Так не мы цветочки рвали,
Мы случайно вам соврали.
Падчерица там была
И подснежники нашла.
Королева.
Значит, в лес ее послали,
А сюда с собой не взяли.
Падчерицу привести велю,
Вас же на кол посажу.
Профессор приводит Падчерицу.
Королева.
Ты – девица, я узнала,
Что подснежники сыскала.
У меня всего не счесть
Для тебя подарок есть.
Падчерица
Благодарна всей душой!
Но боюсь идти домой:
Заберут же всё опять.
Королева
Теперь некому отнять.
Падчерица
Где же мачеха, сестрица?
Королева
Да, не долго им томиться.
Завтра на кол посажу.
Падчерица
Королева, я прошу
Пусть по-прежнему живут,
Ну а я останусь тут.
Королева
Будь, по-твоему. Приказ:
Всех помиловать сейчас.
Пусть девица навсегда
Будет дамой у двора
С Новым Годом! С новым счастьем!
Пусть минует вас ненастье!
СЦЕНАРИЙ "12 МЕСЯЦЕВ"
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Злая мачеха
Родная дочь мачехи
Падчерица
Принцесса
Профессор
Снежинки -6
12 месяцев :
Сентябрь
1. Во дворце
2. В доме мачехи
3. В зимнем лесу
4. В доме мачехи
5. Во дворце
6. В зимнем лесу
НАЧАЛО: Музыкальное вступление – исполнение песни МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА
Людям свойственно мечтать,
Жить, даря любовь и ласку!
Замечательную сказку
Мы решили показать.
Сцена I во дворце.
(Принцесса, профессор, министр)
дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница
Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.
На сцену выходит профессор.
Принцесса (за сценой):
Профессор, где вы?
Профессор:
Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.
Принцесса:
О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись...
Профессор:
Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
Профессор:
Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…
Профессор:
Но ведь поэт написал так
Принцесса:
А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
Профессор:
Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.
Принцесса:
Вот опять вы мне перечите.
Принцесса зовет министра.
Принцесса (Министру):
Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.
Профессор:
Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?
Принцесса:
Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!
Профессор:
Но, первые цветы появятся только в апреле...
Принцесса (удивленно):
В апреле? А что за цветы?
Профессор:
Подснежники.
Принцесса:
Да как они смеют, только в апреле...
Профессор:
В середине зимы подснежников не бывает - это закон природы. А в конце декабря весны не будет.
Принцесса:
А сегодня что?
Профессор:
Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.
Принцесса:
Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.
Принцесса (обращается к Министру):
Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!
Сцена II. В доме мачехи.
(Мачеха, Дочка, Падчерица)
деревенская избушка.
Мачеха (дочке):
Надоело дома сидеть.
Дочь: Так устала от сиденья-
Просто нету сил лежать!
Мачеха: Надоело сидеть дома. Я люблю ходить к знакомым.
Поболтать, Сплетни новые послушать.
Дочь:
Как всегда, развесив уши…
Ну, а я люблю покушать
И поспать.. (засыпает)
Глашатый -
Королевский Указ: Ждет того награда, кто подснежник принесет во дворец под Новый год!
Мачеха (дочке):
Слышала? Где наша корзина?!
Начинают искать.
Мачеха (о Падчерице):
Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!
Появляется Падчерица с вязанкой дров.
Мачеха:
Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.
Дочка:
Вечно где-то ходишь, бродишь...
Падчерица:
Ходила за хворостом.
Дочка и мачеха (хором):
А теперь пойдешь в лес за подснежниками!
Падчерица:
Что вы, какие в лесу подснежники зимой?
Мачеха:
Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!
Выталкивает падчерицу за дверь.
Мачеха: Моя ласточка,а ты
Приготовься, к Королеве
По утру с тобой пойдем:
Ей цветочки отнесем
И получим денег море,
Знать ни в чем не станем горя!
(уводит Дочку за кулису)
Дочь: Мы получим денег - море! И не будем знать мы горя! (Уходят)
Сцена III. Заснеженный лес.
(Падчерица, братья-месяцы)
На сцене появляются девочки - снежинки
(под музыку вьюги)
1 снежинка:
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
2 снежинка
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.
3 снежинка
Танцуем над полями,
Ведем, свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесет.
4 снежинка:
На сосне и на берёзе
Бахрома -
Белой пряжей
Их запутала зима.
5 снежинка:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
6 снежинка:
Снег, снег ложится,
Темная ночь кружится!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК
Падчерица:
Страшно очень в лесу ночью
От злой стужи умирать,
Эх, подснежники-цветочки,
Вас весной мне не видать.
Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.
Мороз справляет торжество,
Метель седая злится.
Кому еще под Рождество
Вдруг дома не сидится?
Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.
Месяц Февраль:
Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.
Падчерица:
Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?
Январь:
Проходи к огню, грейся. Ближе, садись.
Ноябрь:
Я её здесь часто вижу.
Падчерица:
Обычно за валежником
Я в лес хожу зимой,
Набрать в лесу подснежников
Вдруг велено самой…
Самою королевой!
И мачехой моей
Не смела я ослушаться,
Хотя смешить людей
По правде не охота.
И Девочка заплакала.
Месяц Март:
Не плачь, мы сможем, помочь беде твоей!
Перестань, наш старший братец,
Свет Январь, метель кружить!
Апрель:
Можешь посох одолжить?
Полчаса,поверь, мне хватит.
О земь посохом ударь!
Январь:
Я не против- как Февраль?
Февраль:
Я не против, чего мне?
Дам дорогу я весне!
Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.
Апрель:
Иди, скорее собирай свои подснежники. Мы на полчаса для тебя весну сделали.
МУЗЫКА Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.
Падчерица (радостно):
Спасибо, дорогие братцы! Спасли меня от гнева Вы Мачехи моей!
Июнь:
За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще...
Протягивает Девочке кольцо.
Июль: (обращается к месяцу в небе)
Месяц, брат ты наш небесный!
Нашу гостью проводи
И до дому доведи.
Октябрь:
Ты кольцо наше храни!
Сентябрь:
Никому не говори,
Ты, красавица о нас!
Падчерица:
Не скажу!
Август (провожают её, машут вслед)
Ну, в добрый час!
Сцена IV. В доме Мачехи
Дочь:
Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?
Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.
Падчерица (устало): Ну, а я пошла за печку, Греться в теплое местечко! (уходит в центральную кулису)
Дочь: Бежим скорее во дворец!
Мачеха: Ах, я смертельно рада!
Дочь: Я попрошу большой ларец
С огромною наградой! (Убегают вправо)
Спешно одеваются и уходят.
Сцена V. Во дворце.
(Профессор, Министр, Принцесса)
тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.
Министр:
С Новым годом вас, Ваше Величество!
Принцесса:
Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год не наступит!
Профессор (нервно):
Ваше Величество - это же шутка?
Принцесса:
Мне не до шуток. Так где цветы? Принесите мне их срочно!
Профессор:
Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу - только метели!
Принцесса (раздраженно):
Вы снова мне посмели перечить?!
Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать что там такое.
Появляются Министр, Мачеха и Дочка.
Профессор (увидев цветы):
Я, наверное, схожу с ума. Там- цветы!!! Весна - зимой? О, Боже!!!
Принцесса (радостно):
Профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?
Мачеха (запинаясь):
Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.
Принцесса (удивленно):
Мачеха (толкая дочку локтем):
Продолжай ты!
Дочка:
Ну вот идем по чаще и видим птичка сидит и зовет весну...
Принцесса:
Кого зовет?
Дочка (толкая в бок Мачеху):
Продолжай!
Мачеха:
Ну, весну зовет, ну,... солнце там,... цветенье! И расцвели цветы от ее пенья...
Министр (недоверчиво):
Не может быть!
Мачеха:
Ну мы быстрей наВрали целую корзину!
Дочка (толкает Мачеху в бок):
Не наВрали, а НаРвали!
Мачеха:
А я что говорю, нарвали и сразу во дворец.
Дочка:
Чтобы за них получить золото. Вот.
Принцесса (важно и величественно):
Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.
Принцесса (обращается к мачехе и дочке):
Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!
Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.
Мачеха:
Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.
Дочка:
Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.
Принцесса:
Сестру сюда доставьте! Нет лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!
Сцена VI. В зимнем лесу.
(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)
На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.
Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.
Принцесса подкрадывается к Падчерице.
Принцесса:
Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи, где растут подснежники зимой!
Падчерица (испуганно):
Принцесса (нетерпеливо):
Я - Королева! А ну живо рассказывай.
Падчерица:
Но там нет больше цветов.
Принцесса (нетерпеливо):
А где взяла их?
Падчерица:
Я не могу сказать. Это секрет!
Принцесса (в гневе):
Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да... давай сюда кольцо!
Вырывает колечко, оно падает и катится.
Падчерица:
Ах, милый братцы, придите мне на помощь.
Братья-месяцы выходят на сцену
Январь:
Звала ты нас? Мы пришли.
Мачеха:
А это кто?
Принцесса (Январю):
Кто ты такой!
Мачеха (громко, догадалась):
Наверное, он - Снеговик!
Дочка (ехидно на Мачеху):
А вы тогда - Снежная баба!
Мачеха:
Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?
Дочка:
А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.
Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.
Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!
Март:
Глянь, превратились в двух собак.
Принцесса (испугано):
Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.
Принцесса (показывает на министра):
Это все он. Он писал указы.
Министр:
Ну, вот опять нашла крайнего.
Январь (Принцессе):
Ты лучше попроси прощенья у всех тех, кого обидела.
Принцесса (обращается к министру, профессору):
Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.
Принцесса (обращается к Падчерице): - И ты меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.
Падчерица(прислушивается) : ой, слушайте, часы бьют, оставим все обиды в прошлом году!
Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
ВМЕСТЕ «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О СНЕЖИНКЕ
Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.
Реабилитация Нового года
Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?
Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.
Военная сказка
«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.
На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.
«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 годВпрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.
Киностудия «Союзмультфильм»
В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.
Антитоталитарная сказка
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».
О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».
Апокалипсис 1942 года
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:
К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
С т а р у х а. Батюшки!
Д о ч к а. Матушка!
<…>
Тьма еще больше сгущается.
Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:
«Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
— Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .
Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.
Ekaterina V отзывы: 16 оценок: 16 рейтинг: 2
Живем недалеко от этого театра и регулярно ходим туда всей семьей на детские спектакли. Они всегда добротные, понятные детям даже маленького возраста, с красивыми костюмами и убедительной игрой актеров. А цены на билеты вполне демократичные. Мы уже почти весь репертуар пересмотрели, т.ч. премьере нового спектакля "12 месяцев" были только рады.
Театр сам небольшой, в фойе еще стоит елка, можно поразглядывать. Есть небольшая лавочка с игрушками, но на них в театрах у нас табу. Есть аквагрим для желающих. И неплохой буфетик на -1м этаже. Мы обычно сразу идем туда) Так и посидеть можно и подкрепиться перед спектаклем.
Постановка "12 месяцев" классическая, почти полностью по пьесе. Немного осовремененная музыкой и танцами. Все персонажи яркие и понятные, благодаря костюмам и конечно же же актерам. Декорации оригинальные, вроде бы условные, но создающие правильную атмосферу: темный лес с голыми деревьями, сугробы "по колено", высокий костер братьев месяцев. В конце даже снег пошел - очень красиво. Получили с ребенком удовольствие от сказки.
Елена Маслова отзывы: 86 оценок: 85 рейтинг: 22
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.
Думаю каждый из вас знает,из какой сказки эти строки.Конечно же,из сказки"Двенадцать месяцев"..Именно этот спектакль мы посмотрели с Мишкой в Московском театре А. Джигарханяна.
Сказка началась уже в фойе театра.Нас встретила красиво украшенная ёлка,и сразу появилось Новогоднее настроение.Прозвенел третий звонок,и мы пошли в зал,ждать начала спектакля.Как только занавес открылся,я поняла,вот оно,настоящее чудо!
Все как и положено.Зимний лес,падчерица,которая пришла в лес за хворостом и солдат,который ищет ёлку для дворца.Как же я люблю,когда в спектакле все так,как мы знаем с раннего детства
И принцесса,которая не хочет писать "Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.".И 12 месяцев,которые собираются в лесу возле костра.И мачеха с сестрицей,которые превращаются в собак.
Но ведь мы живем в современное время,и театр внес маленькие коррективы,но они так вписались в действие,что все думали,что так оно и должно быть.
Мне очень понравилось то,как мачеха и падчерица вошли во дворец с корзиной подснежников.Они продефилировали по красной дорожке,словно модели))
А зажигательные танцы в стиле диско?
Потрясающая постановка.Мне и Мишке понравилось все.И снег,который идет на сцене,и костюмы всех героев,и красивые 3д декорации.
"Двенадцать месяцев", этот тот спектакль,который я смело могу рекомендовать своим друзьям.
Марина Сафронова отзывы: 6 оценок: 6 рейтинг: 4
Очень интересный спектакль. Понравится как 5-нему, так и 11-летнему ребенку.
Andrey Travin отзывы: 49 оценок: 49 рейтинг: 10
Начали театральный год с «Двенадцати месяцев». В театре Армена Джигарханяна на спектакль установлен ценз 3+. В других местах, к примеру в театре Щепенко, театре Сац и театре Дуровой - 6+. И я ожидал, что тут-то сказку как-то специально адаптировали для малышни, которая и занимала половину зала. Поэтому я взял трехлетку вместо семилетки. Но к моему изумлению, мы посмотрели просто классический добротный спектакль «Двенадцать месяцев», которому все возрасты покорны, начиная, пожалуй, действительно с шести. Я, разумеется, получил большое удовольствие, а вот что понял ребенок, решил даже не спрашивать. Зато возник интересный эпизод на почве малолетства зрительницы. Когда в первом отделении Апрель подарил падчерице свое бриллиантовое кольцо, моя девочка пришла в большое волнение: а где же ее кольцо, которое она надевала на выход в свет? Я ответил, что сдал его в гардероб в кармане куртки. И в антракте пришлось идти в гардероб и вызволять колечко, с которым девочка уже не расставалась до того момента, когда пришлось одевать на улицу варежки.
В театре Армена Джигарханяна обычно остается хотя бы полдюжина непроданных билетов, а в наш день был аншлаг: я сам разговаривал с женщиной, которая купила последние.