Роль искусства в жизни общества, его функции. О некоторых общих «законах» искусства

Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно. Роль искусства в так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство.

Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.

Культурному развитию, нравственности способствуют разные направления искусства (сущность, которых заключается в том, чтобы показать и научить реальному и прекрасному миру). С помощью музыки, поэзии профессионалов и любителей мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна!

Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Даже маленький ребенок, сделав свой первый рисунок, аппликацию или поделку, уже в какой-то степени прикоснулся к миру искусства. В старшем возрасте, будучи подростком, формируются его вкусы в выборе стиля одежды, предпочтения в музыке, книгах и его восприятие жизни. Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства, но только личная оценка влияет на выбор и формирование вкуса. Поэтому необходимо чаще сталкиваться с миром искусства и настоящими шедеврами.

Роль искусства в жизни человека столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой. Все это приносит разнообразие и яркие краски в нашу жизнь, способствует стремлению жить лучше, интереснее. Вокруг нас много духовного богатства и роль искусства в современном мире занимает не последнее место. Прикоснувшись к прекрасному, человек пытается внести в свою жизнь как можно больше красивых вещей, стремится к совершенству своего тела и речи, правильному поведению и общению с другими людьми. Изучая и общаясь с искусством, появляется желание самому придумывать что-то новое и оригинальное, хочется творить и изобретать.

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.
В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.
Цель искусства - раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Произнося приговор уродливым сторонам жизни, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества. Важнейшим моментом эстетической оценки действительности является отрицательное, враждебное отношение передового художника ко всему реакционному как уродливому и оценка прогрессивного как прекрасного по своей сущности.
Активная, мобилизующая роль искусства особенно возросла в нашу эпоху - эпоху борьбы двух общественных систем: социалистической и капиталистической. В нашей стране искусство является одним из могущественных средств коммунистического воспитания, борьбы против пережитков капитализма в умах и чувствах людей.
Искусство нельзя понять вне его взаимоотношения с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии, вне его зависимости от экономических основ общественного развития.
Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими ус-ловиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.
Живя в классовом обществе, художник, естественно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений.
В классовом обществе воздействие реакционных идей накладывает отпечаток ограниченности на творчество художников. Выражение художником подлинных интересов трудящихся классов расширяет его творческий кругозор и его способность к эстетическому воплощению в образах искусства передовых устремлений общества в целом.
История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных школ, стилей, течений, находящихся во взаимодействии, борьбе. В своем творчестве художник исходит не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения натуры, но также из опыта, накопленного искусством за всю историю человечества, из традиций национальных школ, то опираясь на них, то противопоставляя им свое новое понимание явлений действительности.
Уровень развития искусства, достижение им высокой эстетической ценности, подчеркивает не находится в прямом соответствии с ростом производительных сил. Прогрессу производительных сил в антагонистическом обществе сопутствует рост эксплуатации, которая уродует человека и человеческие отношения, сковывает развитие творческих способностей трудящихся масс, насаждает иллюзии в их сознании. Возникновение и расцвет некоторых видов искусства возможны только на ранних этапах художественного развития и неповторимы в классовом обществе в дальнейшем.
Прогресс искусства сильнее и ярче проявляется в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм - художественный метод, наиболее отвечающий познавательной природе искусства. Но правдивое отражение действительности не может быть сведено к копированию действительности. Подлинный реализм характеризует стремление воплотить в ярко индивидуальных образах типическое, закономерное в жизни. Отсутствие гармонического единства обобщения и индивидуализации художественного образа приводит или к схематизму, лишающему художественное произведение жизненной силы убедительности, или к изображению случайных, мелочных сторон действительности. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах... которые их окружают и заставляют действовать...»
Реализм в искусстве - понятие историческое. Он приобретает различное содержание и форму в зависимости от определенных исторических условий данной эпохи, проходя ряд качественно своеобразных ступеней своего развития. Эти ступени определяются как изменением самого предмета изображения - новых общественных отношений, нового уклада жизни,- так и воплощением нового уровня общественного сознания, различием характера представлений о жизни.
На ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в искусстве формируется стихийно и большей частью облекается в фантастические мифологические формы (искусство древнего мира и средних веков). Сознательная устремленность к познанию мира, его закономерностей, сложение реализма как программно осознанного определенного метода в искусстве относится к эпохе Возрождения, когда искусство, как и наука, освобождаясь от плена церковной схоластики, овладевает правдивым отображением образа человека, его мировоззрения и общественных отношений.
Демократический реализм 19 в. развивается в условиях капиталистического общества. Он окончательно освобождается от связи с мифологией, от религиозных форм восприятия мира, и с углублением метода, приобретает целеустремленный характер. Это в основе своей - критический реализм, обнажающий и критикующий пороки капиталистического общества, ут-верждающий демократические гуманистические идеалы. Критический реализм с его осознанной идейной программой является выразителем боевой демократической культуры с ее народным национальным характером.
Революционный пролетариат строит бесклассовое общество, обеспечивающее всестороннее развитие творческих способностей человека, освобожденного от всяких форм социального рабства. После победы социализма складывается как ведущее искусство, как целостный метод и направление социалистический реализм. Он продолжает развитие реалистических достижений предшествующих исторических эпох, критически перерабатывая все ценное, созданное человечеством. Вместе с тем социалистический реализм - новая, высшая форма реалистического искусства, наиболее последовательного и полного художественного отображения и оценки действительности в ее развитии и изменении.
Искусство социалистического реализма правдиво запечатлевает уклад жизни и наглядно воплощает мир этических и эстетических чувств, мыслей и идей социалистического коллектива. Оно воспитывает народ в духе социализма и коммунизма. «Наш реализм сугубо динамичен... Социалистический реалист понимает действительность как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей... Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны,- как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса»1,- подчеркивал А. В. Луначарский,- «но он (реализм.- Ред.) насквозь отдается борьбе, он весь насквозь - строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и его вождей, он понимает великое значение того первого основного боя и того первого акта мирового социалистического строительства, которое происходит в нашей стране.

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Современной общество сейчас находится в так называемом "переходном периоде". А в переходный период развитие народного сознания приводит к тому, что широкий круг людей, который прежде в своем духовном развитии вовсе не соприкасались с художественной культурой, постепенно к ней приходит в контакт. Ученые этой группы считают, что миром овладела массовая культура западных стран. Но это господство постепенно сходит на нет. И сегодня многие как никогда жаждут настоящего искусства, а не заменителя в виде западной массовой культуры.

Кто прав, а кто нет - это риторический вопрос. А на него, как известно, невозможно дать ответ. Но хотелось бы верить, что в данном случае правы представитель второго лагеря. Ведь в нашей стране наблюдается небольшое, но возрастание интереса к всемирно признанным предметам искусства и к элитарному искусству в целом.

Современное искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира - мира ускорения социального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации. В то же время искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

Художественное осмысление и репрезентация современного мира требует от художника максимальной чувствительности ко всем областям жизни и ее болевым точкам, а также способности выразить свое видение наиболее адекватными средствами из широкого арсенала арт-технологий (компьюарт, интернетарт, видеоарт и так далее). Акт художественного творчества предполагает тонкое и внимательное отношение ко всем существующим процессам и элементам культуры. Современное искусство часто даже обозначают также термином "актуальное", чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер. Такие высокие требования к современным художникам привели к необходимости создания учебного заведения нового типа, вполне адекватным вариантом которого являются школы современного искусства, основанные на принципах интердисциплинарности и свободного сотворчества учащихся и преподавателей, преодолевающего узкие рамки традиционной научной, образовательной, художественной и профессиональной фрагментации, а, следовательно, и социального отчуждения.

Если же говорить о перспективах дальнейшего развития искусства с целью его сохранения, то следует прислушаться к мнению известных ученых-практиков, которые считают, что искусство отдельных стран должно интегрироваться. Сегодня, когда интегративные процессы в мире стали реальностью, стало очевидным, что культурная интеграция является более сложным понятием, чем интеграция политическая. Об этом свидетельствуют продолжающиеся споры о том, что представляет собой мировая культурная общность, каково соотношение стихийных и регулируемых процессов в ее установлении, как сохранить самобытность национальной культуры, избежать ее растворения в обезличенном потоке массовой культуры, который не знает преград и неудержимо заполняет ниши и территории, считавшиеся ранее заповедными очагами традиционного и национального. Однако следует помнить, что национальным искусство является не тогда, когда оно просто использует национальный колорит, а когда оно становится необходимым для создания автопортрета нации. А значит, не искусство нуждается в национальном сознании, а национальное сознание нуждается в искусстве, сохраняющем национально-культурную идентичность. Но чтобы не допустить такой ситуации, когда личность будет развита односторонне и фрагментарно, необходимо стремиться к созданию единой мировой культуры с особенностями, исходящими из национальной самобытности.

Наступает время проанализировать все "за" и " против" ушедшего века и приступить к просвещению и формированию нового полноценного человека, с его пониманием своей миссии на данной планете. Только это просвещение должно быть качественно и художественно грамотным, которое сформирует именно нового человека, человека мира и созидания во благо.

Для этого начинать необходимо с возрождения тиражирования и распространения отечественной классики и произведений отечественного кинематографа. Следует наладить функционирование клубов, Домов культуры, где простые люди могут в свободное время заниматься самодеятельным творчеством, общаясь друг с другом. Отечественная литературная классика необходима, как воздух, сегодняшним новоявленным писателям переходного времени, которые без глубокого освоения отечественной истории не смогут подняться до уровня большой литературы.

Обращение к классике возможно даже в наши дни, ведь искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова "Перспективы человека" содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: "Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном, в конечном счете, постоянной обращенностью к человеку". И если наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, находит соответствующие средства для этого, свой язык, то произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме".

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается. А закончить реферат я бы хотела словами немецкого поэта Иоганесса Бехер:

"Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!".

искусство эстетический феномен

Роль искусства в обществе

Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений.

В развитии человечества искусству принадлежит действенная роль - оно даёт эстетическую оценку действительности, обнажая уродливые стороны жизни, произнося приговор над ними, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, достигая высокой поэтичности, жизненной правды, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества.

О некоторых общих «законах» искусства

Слово «законы» здесь берём в кавычки, ибо искусство по сравнению с законами природы или законами экономики не носит столь обязательного и чётко выраженного характера. Не претендуя на полноту раскрытия этих законов в связи с теоретической неразработанностью вопроса, попытаемся сформулировать наиболее важные и очевидные из них.

Говоря о переемственности в культуре, было отмечено, что в отличие от науки, морали, религии, политики и других плодов человеческого гения, искусство проявляет себя лишь в форме законченных художественных произведений, созданных обычно одним - анонимным или известным - автором. Что касается научных воззрений, наиболее распространённых машин и механизмов, норм нравственности, религиозных догм и обрядов, а тем более политических установок, то они в значительно большей степени создаются коллективно и со временем, рано или поздно, могут меняться и меняются или самими их «инициаторами», или обществом в целом. Авторское художественное произведение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, архитектуре обычно создаётся «раз и навсегда», если не считать сферы исполнительского творчества. Театр, балет, опера, эстрада не только допускают, но и предполагают постоянное изменение и усовершенствование той или иной постановки со стороны режиссёра или актёра. В отличие от исполнителей и постановщиков сами писатели, художники, композиторы, зодчие редко возвращаются к своим произведениям и чаще всего защищают их неприкосновенность в том виде, в котором они были созданы.

Произведения любого искусства, в отличие от многих других ценностей культуры, всегда открыты для активного и, как правило, субъективного творческого восприятия и меняющихся оценок воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта.

Помимо пережитого опыта, как отдельным человеком, так и целым народом большую роль при восприятии произведений искусства играют связанные с опытом понятия «индивидуальный и общественный вкус».

Искусство развивается своеобразными толчками, не зависящими от опытного знания подъёмами и падениями, благодаря ещё малоизученным подспудным импульсам, таящемся в общественном организме. Чем, например, объяснить общепризнанные и до сих пор ещё не превзойдённые взлёты художественного творчества а античном мире, в эпоху Возрождения или знаменитый золотой век русской культуры в условиях, когда и социальный строй, и производительные силы, и сам уровень интеллектуального развития и информированности подавляющего большинства людей значительно уступали соответствующим параметрам современного человечества? В то время как в физике, математике, химии, биологии, медицине и многих общественных науках, не говоря уже о технике, за последние два тысячелетия шла непрерывная переоценка ценностей и происходили поистине революционные изменения, художественные шедевры оставались неподвластными времени и относительно независимыми от меняющихся групповых и национальных вкусов. Великие произведения искусства отличаются тем, что перед лицом вечности не только сохраняют свою музейно-историческую ценность, но и продолжают оказывать могучее воздействие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойдёнными образами для подражания. Их величие - доступность и понятность.

Едва ли не самое замечательное свойство искусства - глубокий «демократизм» и общедоступность в том смысле, что оно действует на людей независимо от из развития и образования, что прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы стадии развития он ни находился и к какому бы слою, классу или психологическому типу ни принадлежал. «Искусство, - говорил в своей нобелевской лекции А.И. Солженицын, - растепляет даже захоложенную душу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам смутно, коротко такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению». Иными словами, искусство в своём воздействии не признаёт никаких социальных перегородок между людьми и «околдовывает». Тем самым оно гораздо больше, чем другие сферы культуры, проявляет свою общечеловеческую сущность. А это значит, что подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано. Не здесь ли следует искать разгадку знаменитой фразы Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир»? общаясь с прекрасным, человек всегда становится лучше, добрее, терпимее к другим людям и окружающей природе - одним словом - гуманизируется.

Один из главнейших законов искусства состоит в том, что все величайшие мировые памятники, то есть мировая художественная классика, будучи по своему пафосу общечеловеческими, проникнутыми гуманизмом, по форме, однако, не могут быть неповторимо национальными. Нет ни одного великого произведения литературы или искусства, которое не было бы тесно связано с духом, вековым менталитетом породившего его народа. Национальное своеобразие, обеспечивающее полифоничность и богатство мировой культуры, - вот необходимое требование к любому художественному шедевру.

И, наконец, если говорить о некоторых, наиболее общих закономерностях развития искусства, то оно, подобно другим сферам культуры происходит посредством взаимодействия традиций и новаторства, через борьбу школ, течений и направлений, путём межэтнического и межнационального взаимообогащения. Примером первого может служить новаторство наших художников-передвижников в условиях господствовавшего в России традиционного академизма; примером второго - острая борьба между романтизмом и реализмом в литературе XIX века; примером третьего - появление в мировом искусстве таких общепринятых жанров музыки как джаз США или аргентинское танго, сложившихся соответственно в качестве афроамериканского и испано-креольского музыкальных «гибридов». Правда, в связи с инкретичностью культурных процессов порой трудно определить, где идёт речь о взаимодействии новаторства и традиции, а где - о борьбе школ или межнациональном взаимообогащении.

Введение

1 Понятие "искусство"

Заключение

Ведение

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Цель данного реферата - суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.

Формирование личности во всей многогранности её культурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.

Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сущности, позволяет понять общий характер соответствующих культур.

В реферате сделана попытка определить место искусства в пространстве культуры, дать представление о видах искусства, и его месте в современном обществе.

1. Понятие "искусство"

Искусство -- процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Этимология слова "искусство", как в русском, так и в греческом языке (греч. ????? -- "искусство, мастерство, умение, ремесло") подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.

Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается и к которой принадлежит и целостно представляет.

1.1 Искусство, как часть культуры

Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство - часть художественной культуры, ее вершина.

В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить "Рабочего и колхозницу" В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать".

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Слово "искусство" многозначно. В качестве художественного творчества оно отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло - мастерство плотника, врача и т.д.). Вернее было бы назвать искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение.

Искусство имеет творческий характер. Творчество - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же - во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей - вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.

1.2 Многообразие видов искусства

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством";"воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта","самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства.

В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно- историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура - искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.

Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Временные искусства в системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова - практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств - слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства - синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

2. Роль искусства в жизни человека и общества

2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества

Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.

Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века

В начале ХХ века в мире произошла эстетическая революция, связь которой с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных очертаний. Изменилась идеология, образ жизни людей, ее ритм. Научно-технический прогресс также неузнаваемо преображает человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что в итоге приводит к распространению массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.

Итак, в ХХ в. характер художественного творчества радикально меняется, и это, прежде всего, связано с практикой модернизма (авангардизма) и постмодернизма. Искусство предшествующего времени воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Оно претендовало не менее как на миссию спасителя рода человеческого (что особенно ярко проявилось в эстетических воззрениях романтиков). Современное искусство, с одной стороны, ощущает бесструктурность и невыразимость современных реалий, с другой - остается неодолимым желание художника встать над схваткой, превратить хаос в порядок.

Модернизм строился на отрицании предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал адекватный художественный облик эпохи. Это была "переработка современностью собственного смысла".

Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.

Искусство ХХ века все более усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс художественного контакта.

Рост образованности населения привел к вторжению масс в искусство, в результате чего в ХХ столетии произведения стали ориентироваться на определенные слои потребителей - на высоко эрудированную элиту и не слишком грамотную массовую аудиторию. Так получают распространение элитарная и массовая культура (соответственно, высокое и массовое искусство).

Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой образованных людей и народной культурой (фольклором).

Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния человека и его удовлетворенность и неудовлетворенность миром, устремление к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления масс. Именно в народной культуре формируются представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества (критики, литераторы, постоянные посетители музеев, театралы, художники и т.д.), то есть специалисты в какой-либо области высокой культуры.

Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества.

В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение.

Массовое искусство бесконечно тиражирует суррогаты и подделки, что притупляет вкус публики. В качестве примеров массового искусства можно привести эстраду, клиповую культуру, индустрию моды, определенные жанры кино - и телеискусства (мелодрама, боевик и пр)

Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство.

Конечно, высокое и массовое искусство ориентируются на преимущественное удовлетворение разных потребностей людей. Так, массовое искусство направлено, прежде всего, на удовлетворение рекреативной и компенсаторной потребностей при безусловной реализации отдельными его произведениями и других функций, тогда как высокое искусство - хранилище эстетических ценностей, созданных человечеством, - является источником удовлетворения самого широкого круга людских потребностей (познавательной, воспитательной, социальной и т.д.).

Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...