Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное творчество Декоративно прикладное творчество искусство

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263).

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде.

Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

В современных условиях возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре.


Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это - вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.

Художественная обработка дерева. Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности.

Абрамцево-кудринская резьба.

Декоративная ваза

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

Богородская резьба. И. К. Стулов.

«Царь Додон и Звездочёт»

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка - смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники»

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты .

Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески.

Туесок.

Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова

Просечная береста

Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки - широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения.

Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Резьба по камню.

Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню.

Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком

Резьба по кости. Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности.

Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба

Резная кость.

Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище»

Резная кость. Настольная табакерка

«На тони», 1976. А.В. Леонтьева

Резная кость.

Н. Килило.

Семья медведей

Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата

Пос. Мстёра.

Вазочка-конфетница.

Медь, филигрань, серебрение

Народная керамика. Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

Скопинская керамика. Кувшин.

Последняя четверть XIX века

Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Керамика. А.И. Рожко.

Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников

Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Вологодское кружево

Елецкое кружево

Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304).

Мстёрская вышивка

Ивановская вышивка Крестетская вышивка

декоративный прикладной искусство

Декоративно-прикладное искусство - один из видов пластического искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Возникну в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 в. также с художественным конструированием. Большой энциклопедический словарь 1997 г.

С.В. Погодина дает определение народного декоративно-прикладного искусства: «Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек.»

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней. С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Декоративно-прикладное искусство - многофункциональное явление. Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно- смысловая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий - быть полезными и красивыми.

В народном декоративно-прикладном искусстве выделяются два направления:

  • -городские художественные ремесла;
  • - народные художественные промыслы

Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел - форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Промыслы - структура необычайно гибкая, подвижная, развивающаяся хотя в рамках канона, но, тем не менее, чутко реагирующая на изменение стиля в профессиональном искусстве, индивидуальном творчестве, на запросы времени и конкретной социальной среде. Дошкольников знакомят с некоторыми промыслами: матрешкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приемов местного профессионального мастерства.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:

  • - утилитарность, практическая принадлежность;
  • - синкретичность или нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий;
  • - коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;
  • - традиционность характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;
  • - реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Категория целостности позволяет провести разграничительную линию между народным и собственно декоративным искусством. Отличительная черта традиционного декоративного искусства от народного заключается как раз в отсутствии целостности мировосприятия.

Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. В своей книге С.В. Погодина пишет: «Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям»

Знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям. Красота как философско-эстетическая категория в народном искусстве имеет реальные формы отражения. То, что в произведении мы называем красивым, создается выразительными средствами, которые мастер комбинирует в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. Она позволяет объединить функциональную сторону и эстетическую, что бы внешняя красота и изящество не отрицали практического назначения вещи. Форма - один из основных компонентов, привлекающих к себе внимание. В форме закладываются несколько характеристик. Во- первых, она во многом определяет значение предмета. Во-вторых, форма выражает творческий замысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколение в поколение.

В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придумать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первом план выходит декор. Декор - завершающий момент оформления вещи. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить всё детали в подробностях.

Приёмы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач

Технология. Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Всё зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно- историческая уникальность.

Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь, для которого характерно ритмическое расположение элементов рисунка

Ритмическое построение орнамента составляет художественную основу многих изделий: посуды, мебели, ковров, одежды. Орнаментный язык крайне богат. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей. Этот вид орнамента является одним из древнейших. Вначале это были легко запоминающиеся знаки-символы. Постепенно люди стали обогащать его реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая ритмическое начало, усложняя его содержание и эстетическую значимость.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей. Часто встречается мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-образно.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или часть лица и тела человека. Сюда же можно отнести фантастические существа типа дева-птица, человек-конь.

Нередко встречается сочетание самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным. Л.В. Косогорова и Л.В. Неретина выделяют также каллиграфический (из букв и элементов текста) и геральдический (рог изобилия, лира, факелы, щиты) орнаменты.

По характеру композиционных схем орнаменты бывают:

  • - ленточный
  • - сетчатый
  • - замкнутый.

Орнамент - наиболее характерная черта, особый знак предметов крестьянского творчества. Орнамент позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности.

В декоративно-прикладном искусстве используются следующие материалы: дерево, глина, металл, кость, пух, шерсть, мех, текстиль, камень, стекло, тесто.

По технике декоративно-прикладное искусство делится на следующие виды.

Резьба. Украшение изделия путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей. Применяется при работе с деревом, камнем, костью.

Роспись. Украшение наносится красящими веществами на подготовленную поверхность (чаще всего деревянную или металлическую). Виды росписи: по дереву, по металлу, по ткани.

Вышивка. Широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах. Вышивают льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п.

Виды вышивки: по сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань вырезается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлением золотистых или синих тонов), верхошовная (позволяет создавать объемные узоры на больших плоскостях).

Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Главные выразительные средства вышивки как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету.

Вязание. Изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание).

Плетение. Относится к технике, основывающейся на переплетении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок.

Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бересты, и лозы, из ниток (макраме), из бумаги.

Набойка (набивка). Получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком, полученным этим способом. Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах.

Литье. Используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавленного состояния, а затем выливают в подготовленные формы.

Чеканка. Металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлаждённом состоянии путём разгонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы.

Ковка. Один из способов обработки железа. Ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма.

Золочение. Златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое.

Скань (филигрань); (от лат. проволока). Представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из-за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Дешевые сканные изделия делали также из красномедной проволоки и затем золотили или серебрили.

Эмаль. Особый вид стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. Применяется для украшения металлических изделий, представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмалированием называют полное или частное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия.

Чернь. На гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную, по определённым рецептам, а затем всё это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой чёрную массу - особый сплав серебра, похожий на уголь.

Выдувание. Техника, применяемая при работе со стеклом. Стекло, доведённое до жидкого состояния, в раскалённом виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая, тем самым изделия любой формы.

Лепка. Одна из распространённых техник декоративно-прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игрушки, керамические изделия. Это придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов.

Батик. Ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань -- шёлк, хлопок, шерсть, синтетику -- наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе -- в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Мозаика. Декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило -- на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Оригами. Древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. При этом часто для придания формы сложной модели или для ее консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу.

По назначению: утварь, мебель, ткань, гобелены, ковры, орудия труда, оружие одежда и украшения, игрушки, кулинарные изделия.

По функциональной роли:

Практическое искусство связано с использованием в хозяйственной, бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы.

Художественно-эстетическое, обусловлено реализацией эстетических потребностей человека.

Досуговое, направленное на удовлетворение потребности человека ребёнка) в развлечениях и играх.

По технологии изготовления:

Автоматизированное. Изделия выполняются автоматически по заданной программе, схеме, лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.).

Смешанное. Применяется и автоматизированный, и ручной труд.

Ручное. Произведения выполняются только ручным способом, и каждое изделие индивидуально.

В декоративно-прикладном искусстве используется целый ряд средств художественной выразительности.

1)Пропорция

Пропорции в художественном произведении -- это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Соблюдение пропорций играет важную роль в композиции, так как при этом создается благоприятное соотношение целого и его частей.

2) Масштаб и масштабность

Понятия масштаба и масштабности используют, если нужно дать характеристику соразмерности целого или отдельных его частей.

Объекты предметной среды, созданной человеком, должны быть масштабны по отношению к нему, т.е. их масса должна соотноситься с массой человеческого тела.

Масштаб -- это относительная характеристика величины предмета, это отношение размера изображения на картине, эскизе, чертеже к его действительному размеру в натуре.

Масштабность -- соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Каждый предмет имеет свой масштаб, однако далеко не всегда можно говорить о его масштабности, соразмерности по отношению к человеку. Масштабность является качественной характеристикой, особенно в объемных и объемно-пространственных композициях. Как средство композиции ее следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности.

Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм.

Ритм (греч. течение) -- чередование соизмеримых элементов какого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.

Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т. п. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве).

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передает отношение к создаваемому образу. Он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

5)Композиция

Это важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение относительно друг друга и целого, что придает произведению единство, цельность и завершенность.

6) Фактура

Это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.

7)Симметрия

Симметрия - Соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-л. по отношению к центру, середине.

Силуэт- это одноцветное контурное изображение человека, предмета на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.

Детское эстетическое восприятие изобразительных, пластических признаков и фактурных свойств материалов, характеризующих образцы народного прикладного искусства, сравнительно мало изучено. Многочисленные наблюдения, беседы позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам русского народного творчества. Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из растений, цветов и птиц, насыщенные по цвету, декоративные жостовские подносы, семеновская расписная матрешка. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородских резчиков: медведи, которые могут и дома строить, и кататься на велосипедах, птицы и олени, украшенные знаменитой богородской порезкой. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистические и перегруженные декором образцы.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.

Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,-- это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм - особенность русского народного искусства.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство - сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и доступное человеку с детства.

decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Основные виды декоративно - прикладного искусства:

  1. (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  2. Бисероплетение

Остановимся на последнем из выше перечисленного.

Плетение бисером - древнее искусство. История бисероплетения насчитывает более пяти тысячелетий. Однако техники плетения остались теми же, и даже дети способны создавать несложные поделки из бисера.

Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно - прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для дошкольников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления, что также пригодится. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции.

Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером.

Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса.

Декоративно-прикладное искусство в зале Русского музея

Какая она, Древняя Русь? В кокошнике и сарафане, расшитым серебром? А может в шароварах и с бородой? Нет...
Древняя Русь - это широта души, это бескрайние зеленые поля, это народное искусство, которое до сих пор поражает своей замысловатостью и в тоже время, простотой формы. Помню, как впервые увидела Покровский храм, исполненный без единого гвоздя. Идеальные купола гармонично возвышались над лесом. А может это и есть Русь, та Русь, о которой писали в книгах, которую боялись и уважали. Может и так. Впрочем, сегодня хочу познакомить вас с интереснейшим залом Русского музея - залом Декоративно-прикладного искусства.

Коллекция зала - одна из самых крупных в России. Основная выставка относится к XVII - XIX векам. Несколько комнат отведено под экспозиции. Здесь можно посмотреть предметы быта Древней Руси, народные костюмы, художественные миниатюры и поразительной красоты оформленные избы.

Женский народный костюм того времени - это неугасаемый источник идей для художников и дизайнеров. Посмотрите как гармонично подобраны узоры, как нарядно и в тоже время скромно смотрятся рубаха и сарафан.

Отдельный восторг вызвали у меня головные уборы купчих и дворянок. Кокошники расшиты жемчугом, золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями. Даже под стеклом заметен немалый вес этих изделий. А размер - это вообще отдельная история. В фильмах и театральных постановках женские головные уборы Руси достаточно миниатюрны по сравнению со своими предшественниками.

Женские костюмы сшиты из парчи, шелка и штофа. Где-то они сохранили языческие мотивы, а где-то отображают ремесленные художественные традиции. Мужских одеяний в музее значительно меньше. Да и состоял мужской костюм из рубахи, штанов, пояса и головного убора.

Предметы быта, сохранившиеся до наших дней, представляют большую ценность. Не так много дошло до нас поделок из дерева для кухни, игрушек и забавных миниатюр.

Так же в Русском музее представлена коллекция прялок 19-20 веков. Она создавалась мастерами из Петербургской, Новгородской, Олонецкой и Архангельской губерний. Северные умельцы изготавливали прялки для своих жен и дочерей. Так, первую прялку дочь получала от отца в детстве. Вторую прялку после сватанья, а третью - от мужа.

В народном творчестве Руси присутствует особый подход к оформлению своего жилища. Мастера старались создавать настоящие произведения искусства, используя разнообразный художественный орнамент.

Есенин писал: "...музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, - заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.
Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека."



И действительно, русские избы - это не просто украшенное узорами жилище. Это настоящий кладезь древних знаний, который, порой, не просто разгадать.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, вид искусства, создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства. Термин «прикладное искусство» («applied art») возник в 18 веке в Англии и применялся главным образом к созданию бытовых изделий (роспись посуды, тканей, отделка оружия). В 20 веке в российском искусствознании утверждается термин «декоративно-прикладное искусство» как обозначение раздела декоративных искусств, включающих также театрально-декорационное искусство и дизайн.

Специфическая особенность произведений декоративно-прикладного искусства - неразрывная связь утилитарного и художественного, единство пользы и красоты, функции и украшения. Утилитарность позволяет классифицировать произведения декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению (орудия труда, мебель, посуда и т.д.); функция предмета чётко обусловливает его конструктивную схему. Качеством, придающим предмету декоративно-прикладного искусства статус произведения искусства, является декоративность. Она реализуется не только в украшении предмета какими-либо частными деталями (декор), но и в её общем композиционно-пластическом строе. Декор обладает собственной эмоциональной выразительностью, ритмом, пропорциями; он способен видоизменять форму. Декор может быть скульптурно-рельефным, живописно-расписным, графически-резным (смотри также Гравирование); он использует как орнамент (в том числе декоративные надписи - иероглифы, каллиграфию, славянскую вязь и т.п., раскрывающие смысл изображений), так и различные изобразительные элементы и мотивы («мировое древо», птицы и животные, растения и др.) сообразно с определённой декоративно-стилистической системой (смотри также Букраний, Грифон, Роза, Сфинкс). В пластинчатой системе декоративно-прикладного искусства есть возможность использования и так называемой чистой формы как антитезы любому декору: она может проявляться в самоценной красоте материала, выявлении его структурных, пластических, цветовых качеств, гармонии пропорций, изяществе силуэта и контуров.

Сосуд. Расписная керамика. 3-е тысячелетие до нашей эры. Яншао (Китай). Музей декоративно-прикладного искусства (Вена).

Другая фундаментальная особенность декоративно-прикладного искусства - синтетичность, подразумевающая совмещение различных видов творчества (живописи, графики, скульптуры) и разных материалов в одном произведении. Синтетическое по своей внутренней природе, произведение декоративно-прикладного искусства нередко вовлечено в синтез искусств, в ансамбль художественных предметов, может находиться в зависимости от архитектуры (мебель, декоративная скульптура, панно, гобелен, ковёр и т.д.). Вследствие этой зависимости декоративно-прикладное искусство во все эпохи чутко и наглядно следовало сменам стилей и изменениям моды.

В декоративно-прикладном искусстве образ вещи определяется связью между её эстетической формой и функциональным назначением. С одной стороны, существует концепция утилитарной и неизобразительной природы декоративно-прикладного искусства как «делания вещей»: сугубо практическая задача не подразумевает создания полноценного образа (например, цель гончарства или корзиноплетения - не изображение вещей, но создание самой вещи). Однако другие примеры (антропоморфная керамика и т.п.), несущие в себе миметическое начало, позволяют говорить об образности как первичной задаче творчества в декоративно-прикладном искусстве, проявляющейся, прежде всего, в ассоциациях и аналогиях (форма предмета может напоминать бутон цветка, каплю, фигуру человека или животного, морскую волну и т. п.). Дуализм эстетической и функциональной задач обусловливает образную специфику декоративно-прикладного искусства (ограничение конкретности изображений, тенденция отказа от светотени и перспективы, использование локальных цветов, плоскостность изображений и силуэтов).

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоятельную отрасль производства. Дальнейшее общественное разделение труда приводит к замене ремесленного производства машинным (мануфактуры, фабрики, заводы); функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов. Так возникает художественная промышленность, где находят себе место методы «прикладного искусства» - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т.п.

Вопрос о соотношении ручного и машинного труда при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства особенно остро был поставлен во 2-й половине 19 века, в контексте проблемы «обезличивания» (по выражению У. Морриса) производством художественного ремесла и популярных в эту эпоху теорий ограниченного применения машин как предпосылки возрождения национальных традиций. Противопоставляя народное кустарное творчество и массовую продукцию, Моррис в то же время предлагает пути их синтеза, позволяющего создать новый тип декоративно-прикладного искусства. Дизайн, ставший с середины 19 века новым видом художественной деятельности в сфере промышленного (массового) производства, ограничил декоративно-прикладное искусство преимущественно созданием малотиражных серий ручных изделий (смотри также Производственное искусство).

Типология . Каждая область декоративно-прикладного искусства имеет большое разнообразие форм; их эволюция напрямую связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетических представлений и модой. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по функциональному назначению, по формам и материалу.

Один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства - посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлическая, глиняная, фарфоровая, керамическая, стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная; смотри также Художественные сосуды). Декоративно-прикладное искусство включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады - в христианстве; мусульманские сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письменные приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т.п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т.п.); произведения глиптики; ювелирное искусство; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (смотри также Батик, Вышивка, Кружево, Набойка, Ткачество; к текстилю относятся также ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т.п.); одежду; отчасти - мелкую пластику (прежде всего игрушку).

Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях декоративно-прикладного искусства. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех (в искусстве Возрождения), карельская берёза (в эпоху русского классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (например, липа) - на изготовление посуды, ложек. С 17 века в Европе стали использоваться привозные экзотические сорта древесины.

Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тысячелетии до нашей эры появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду.

Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, так называемую каменную массу. Основные способы украшения керамики - налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др.

Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами декоративно-прикладного искусства являются древнеегипетские многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки - коптские; шёлковые ткани Китая, индийские муслины, венецианская камка.

Мастера декоративно-прикладного искусства часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т.д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди различных видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники - так называемая флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), русская мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др.

Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четверть 13 века. Лимож (Франция). Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр, пьютер), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были главными металлами в декоративно-прикладном искусстве, а их нехватка компенсировалась различными техниками (гальваническое серебрение и золочение; с середины 19 века - гальванопластика). Основные техники обработки металла - чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма (вид ювелирной техники, имитирующий чеканку), тиснение.

Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений декоративно-прикладного искусства (например, техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками).

Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 век. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Стекло по своим технологическим параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного английского хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с нацветом. Среди техник обработки стекла - межстеклянное золочение, роспись, миллефьори, художественное травление, иризация.

Родина лаков художественных - Древний Восток. В Европе они известны с 16 века; в 17 веке голландские мастера стали расписывать деревянные шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее производства расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 веке, пика популярности они достигли в 19 веке, особенно в Англии, Германии и России. В 20 веке Россия становится главным центром лакового искусства (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра).

Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европейском искусстве в средние века и, особенно, в конце 18 века (английские и французские табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й половине 19 века для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.

Исторический очерк. Первые художественно обработанные предметы появились в эпоху палеолита. В период неолита широко распространились керамические изделия. В разных культурах создаются вазы с виртуозной графичностью художественных решений, выразительным сакрально-мифологическим сюжетом, расписная керамика с орнаментальными и другими мотивами (например, китайские сосуды эпохи неолита, 5-3-е тысячелетия до нашей эры; керамика из Суз, 4-е тысячелетие до нашей эры; трипольская керамика, конец 3-го тысячелетия до нашей эры).

Древнейшие восточные цивилизации в развитии декоративно-прикладного искусства достигли такого же высокого уровня, как и в области архитектуры и скульптуры (художественная обработка камня, металла, дерева, ювелирное искусство, резьба по слоновой кости и т.д.). Ювелиры Древнего Египта, Месопотамии владели различными тончайшими техниками обработки благородных металлов. Древневосточное искусство дало непревзойдённые образцы полихромной глазурованной керамики, в Египте производились изделия из фаянса (на основе кремнезёма) - архитектурные детали, скульптура, ожерелья, чаши и кубки. Египтяне (наряду с финикийцами) изготавливали и предметы из стекла (около 3-го тысячелетия до нашей эры); расцвет стекольных мастерских, как и других ремёсел, приходится на Новое царство (различных форм сосуды из синего или полихромного стекла и др.). Египетская мебель изготовлялась из местного эбенового (чёрного) дерева и привозных пород (кедр, кипарис), украшалась вставками из синего и чёрного фаянса, покрывалась листовым золотом и инкрустировалась слоновой костью и росписью (некоторые её формы впоследствии сильно повлияли на европейский ампир). Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), отличающиеся стилистическим своеобразием, разнообразием форм и причудливыми зооморфными изображениями. В Индии высокоразвитая городская цивилизация бронзового века оставила выразительные предметы домашнего обихода, расписную керамику, ткани, обнаруженные во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Западном Иране, в Луристане, развивалась культура, представленная луристанскими бронзами.

Своеобразие декоративно-прикладного искусства эгейского мира (смотри Эгейская культура) оказало влияние на искусство других стран (Египта эпохи Нового царства, Ближнего Востока) - ювелирные изделия, чеканные кубки и чаши, ритоны. Ведущий вид художественного ремесла - керамика (полихромная со стилизованным узором, растительными мотивами, с изображениями морских животных и рыб). К числу высочайших достижений в истории декоративно-прикладного искусства относится древнегреческая керамика - прежде всего, красно- и чернофигурные сосуды, покрытые лаком, где форма органично связана с сюжетной росписью и орнаментом, обладает чёткой тектоникой, богатством ритма линий и пропорций (смотри Вазопись). Керамика и ювелирные изделия греческой работы экспортировались во многие страны мира, благодаря чему осуществлялась широкая экспансия греческих художественных традиций. В декоративно-прикладном искусстве кочевых племён Азии и Европы, фракийцев, кельтов, некоторых финно-угорских племён сложились разные формы звериного стиля; в середине 1-го тысячелетия нашей эры его своеобразная форма возникает у германцев, традиции звериного стиля сохранялись и в средневековом искусстве.

Этруски, находясь под сильным греческим влиянием, смогли создать не менее самобытную культуру со своей керамикой «буккеро», расписной терракотой, ювелирным искусством. Их тяга к овеществлённой в предметах декоративно-прикладного искусства демонстративной роскоши передалась преемникам - древним римлянам. Они заимствовали у этрусков рельефную керамику, декорирование тканей, у греков - формы и орнамент. В римском декоре много чрезмерного, лишённого греческого вкуса: пышные гирлянды, букрании, грифоны, крылатые амуры. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней (агата, сардоникса, порфира). Наивысшим достижением римского декоративно-прикладного искусства стали изобретение техники выдувания стекла (1 век до нашей эры), производство прозрачного, мозаичного, гравированного, двухслойного, имитирующего камею, и золочёного стекла. Среди изделий из металла - серебряные сосуды (например, клад из Хильдесхайма), бронзовые светильники (найденные при раскопках города Помпеи).

Устойчивость традиций отличает дальневосточную и индийскую культуры в целом, где и в средневековую эпоху сохранились характерные виды и формы декоративно-прикладного искусства (керамика и лаки в Японии, изделия из дерева, металла и текстиля в Индии, батик в Индонезии). Для Китая характерны устойчивые образы и традиции камнерезного, гончарного и ювелирного дела, многообразие материалов: шёлк, бумага, бронза, нефрит, керамика (прежде всего, изобретение фарфора) и др.

В древней (доколумбовой) Америке существовало несколько цивилизаций (ольмеки, тотонаки, майя, ацтеки, сапотеки, инки, чиму, мочика и др.), имевших высокую материальную культуру. Основными ремёслами были гончарство, художественная обработка камня, в том числе и полудрагоценных пород, с применением оригинальной техники мозаики из бирюзы по древесине, текстиль, ювелирное искусство. Керамика относится к лучшим достижениям древнеамериканского искусства, в отличие от других не знавшего гончарного круга (погребальные урны сапотеков, тольтекские вазы, миштекские полихромные вазы, сосуды с гравированным орнаментом майя и др.).

Характерная особенность средневекового искусства стран Ближнего Востока, Северной Африки (Магриб) и районов Европы, заселённых арабами, - тяга к красочности, к самоценному декору, геометрическому орнаменту (с растительными мотивами, стилизованными до абстракции, смотри Арабеска); в декоративно-прикладном искусстве Ирана сохранялась и изобразительная традиция. Главными видами декоративно-прикладного искусства мусульманских стран были керамика, ткачество, производство оружия и предметов роскоши. Керамика (преимущественно орнаментальная, покрытая люстром или полихромной росписью по белому и цветному фону) производилась в Ираке (Самарра), Иране (Сузы, Рэй), средневековом Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Средней Азии (Самарканд, Бухара). Испано-мавританская керамика (фаянсы Валенсии) имела большое влияние на европейское декоративно-прикладное искусство 15-16 века. Сине-белый китайский фарфор оказал воздействие на керамику Золотой Орды, Ирана и др. В 16 веке расцветает турецкий полихромный фаянс из Изника. Мусульманская культура оставила также много образцов художественного стекла, металла (декорированных гравировкой, чеканкой, эмалью), оружия. Исламский мир традиционно пользовался в большей степени коврами, нежели мебелью; их производили во многих странах (на Кавказе, в Индии, Египте, Турции, Марокко, Испании, Средней Азии); ведущее место в ковроделии принадлежит Ирану. В Египте производили многоцветные шерстяные шпалерные ткани, ткани из льна, набойку; в Сирии, в Испании во времена Кордовского халифата и арабские мастера на Сицилии - шёлк, парчу; в Турции (в Бурсе) - бархат; в Иране (в Багдаде) - шёлковые драпировки; в Дамаске - так называемые дамасские ткани.

Византия стала наследницей многих художественных ремёсел античности: стеклоделия, искусства мозаики, резьбы по кости и пр., а также виртуозно освоила новые - технику перегородчатой эмали и др. Здесь большое распространение получили культовые предметы и (под влиянием восточных культур) предметы роскоши; соответственно стиль византийского декоративно-прикладного искусства был рафинированный, декоративный и пышный одновременно. Влияние этой культуры распространялось на государства Европы (в том числе Древняя Русь), также Закавказья и Ближнего Востока (в России реминисценции этого влияния сохранялись вплоть до русско-византийского стиля 19 века).

В Европе новые формы декоративно-прикладного искусства сложились в эпоху «Каролингского возрождения» под влиянием Византии и стран арабского мира. В культуре романской эпохи большую роль играют монастыри и городские цеховые корпорации: практиковались резьба по камню и дереву, изготовление изделий из металла, кованых дверей и домашней утвари. В Италии, где продолжали сохраняться традиции поздней античности, развивались резьба по кости и камню, искусство мозаики и глиптики, ювелирное искусство; во всех этих областях мастера добились высочайшего совершенства. Готика унаследовала многие характерные для той эпохи ремёсла; особенности готического стиля ярко проявились в изделиях из слоновой кости и серебра, в эмалях, шпалерах и мебели [в том числе свадебные сундуки (в Италии - кассоне, украшенные резьбой и росписью)].

В Древней Руси особые достижения принадлежали ювелирному искусству, резьбе по дереву и камню. Характерными типами русской мебели были ларцы, столы-терема, шкафы-киоты, сундуки, столы. Авторами живописных композиций в виде «травного узора» были иконописцы-«знаменщики», они также расписывали сундуки, столы, доски под пряничные коврижки, шахматы, золочёные колымаги и т.п.; декоративная «резь» 17 века получила название «фряжских трав». Утварь, посуда, изразцы, предметы культа производились в мастерских Киева, Новгорода, Рязани, Москвы (Патриаршие мастерские, Серебряная палата, со 2-й половины 17 века - Оружейная палата Московского Кремля), Ярославля, Костромы, также в Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, Сергиево-Посадском монастырях. Со 2-й половины 17 века в русском декоративно-прикладном искусстве начинается бурное развитие народных промыслов (изразцовое производство, резьба и роспись по дереву, плетение кружев и ткачество, серебряное дело и гончарство).

В эпоху Возрождения художественное ремесло приобретает принципиально авторский и преимущественно светский характер. Появляются новые виды декоративно-прикладного искусства, возрождаются забытые с античного времени жанры и техники. Наиболее существенные изменения происходят в производстве мебели (шкафы с откидной передней доской, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками и др.); в декоре используются классический ордер и характерный орнамент - гротески. Достигают расцвета шёлковое ткачество Генуи, Флоренции и Милана, венецианское стекло, итальянская майолика, глиптика, ювелирное искусство (Б. Челлини), художественная обработка металла [«дольчатый стиль» в голландском и немецком серебре (семья Ямницеров)], эмали, стекло и французская керамика (производство Сен-Поршер; мастер Б. Палисси).

Декоративно-прикладному искусству эпохи барокко присущи особая пышность и динамика композиций, органичная связь между собой всех элементов и деталей (посуды и мебели), предпочтение отдаётся объёмным, крупным формам. В производстве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т.п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, металла, перламутра, черепахового панциря и др. - в изделиях мастерской А. Ш. Буля). Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием фламандского коврового искусства (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом. Делфтский фаянс возник в подражание китайскому. Во Франции развиваются производство мягкого фарфора, фаянса (Руан, Мустье) и керамики (Невер), текстиля (мануфактуры в Лионе), изготовление зеркал, гобеленов.

В эпоху рококо (18 век) в формах и украшениях предметов преобладают хрупкие и изощрённо-асимметричные линии. В Англии производят серебряную посуду (П. Ламери), канделябры и пр. В Германии среди изделий из металла встречаются пышные рокайльные формы (И. М. Динглингер). Возникают новые формы мебели - бюро (стол-бюро, бюро-плат и бюро-цилиндр), различные типы столов, мягкое, обитое тканью кресло-бержер с замкнутой спинкой, трюмо из 2 частей; для декора используются живописные панели, маркетри, инкрустация. Появляются новые виды тканей (муар и синель). В Англии Т. Чиппендейл изготавливал мебель в стиле рококо (стулья, столы и книжные шкафы), используя мотивы готики и шинуазри. В начале 18 века в Майсене (Саксония) была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора (скульптор И. Кендлер). Стиль шинуазри проникает и в европейский фарфор (Майсен, Шантийи, Челси, Дерби и др.), и в российский (Императорской фарфоровый завод близ Санкт-Петербурга), а также в текстильные изделия, стекло и мебель ((французские лаки братьев Мартен). В 1670-е годы в Англии появилось новое по составу свинцовое стекло (так называемый английский хрусталь); техника его производства широко распространилась в Чехии, Германии, Франции.

На декоративно-прикладное искусство эпохи классицизма 2-й половины 18 века, позднее и ампира повлияли археологические раскопки в городах Геркуланум и Помпеи (смотри Помпеянский стиль). Созданный братьями Адам (Англия) стиль, утверждавший единство внешнего декора и отделки интерьера, вдохнул новую жизнь в декоративно-прикладное искусство, в частности, в мебель (работы Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, Т. Хоупа, братья Жакоб, Ж. А. Ризинера), пластические украшения (французская позолоченная бронза П. Ф. Томира), художественное серебро (кубки и посуда П. Сторра), ковры и ткани, ювелирное искусство. Простота и ясность отличают стеклянные графины Коркской стекольной компании, вазы баккара, хрустальные люстры-каскады. В фарфоре к концу 18 века Майсен уступает статус главного европейского производителя фарфора французскому севрскому фарфору, выдающиеся образцы начинают создаваться на заводах Вены, Санкт-Петербурга и Берлина. В Англии возникает фабрика Дж. Уэджвуда «Этрурия», выпускающая керамику в подражание античным камеям и вазам. В России созданием произведений декоративно-прикладного искусства занимались многие крупнейшие архитекторы (А. Н. Воронихин и К. И. Росси проектировали мебель и вазы, М. Ф. Казаков и Н. А. Львов - люстры).

В эпоху бидермайера произведения декоративно-прикладного искусства отражали стремление к комфортной жизни, что привело к появлению удобной простой мебели округлых безыскусных форм из местных сортов древесины (ореха, вишни, берёзы), элегантных стеклянных гранёных кувшинов и стаканов с изящной росписью (работы А. Котгассера и др.). Период эклектизма (середина 19 века) проявился в стилистическом разнообразии используемых исторических стилей, также в унификации подходов и художественных приёмов. Источником вдохновения неорококо был декор искусства 18 века; в России он проявился в фарфоровых изделиях завода А. Г. Попова с его полихромной цветочной росписью на цветном фоне. Возрождение готики (неоготика) было обусловлено стремлением художников привнести в декоративно-прикладное искусство романтически-возвышенный стиль и лишь опосредованно воспроизводило подлинно готические мотивы; заимствовались, скорее, элементы орнамента, нежели формы готического искусства (богемское стекло Д. Бимана, работы в фарфоре и стекле для дворца Николая I «Коттедж» в Петергофе). Викторианский стиль в Англии нашёл отражение в создании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, держатели для зонтов, игорные столики и т.п.). Вновь стал популярен неглазурованный фарфор, имитирующий мрамор. В стекле (прежде всего в богемском) появились новые виды и техники - многослойное цветное стекло «флэш», камейное непрозрачное и чёрное (хиалитовое) стекло, имитирующий драгоценные камни литиалил. С середины 1840-х годов во Франции на стекольных фабриках Баккара, Сен-Луи и Клиши, а позднее в Англии, Богемии и США появилось новое направление (создание миллефьоровых пресс-папье и др.). Сплав элементов различных стилей определял развитие мебели и появление новых промышленных технологий и материалов: формы из клеёной и гнутой древесины (М. Тонет), папье-маше, резного дерева и чугуна.

Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании обществом «Искусства и ремёсла», способствовал формированию в конце 19 века стиля модерн; он размыл границы между декоративным, прикладным и изобразительным искусством и принял во многих странах различные формы. Декор модерна чаще всего уподоблен орнаментальным мотивам природных форм; широко использовались изогнутые линии, волнообразные контуры, асимметричные конструкции (мебель В. Орта, Л. Мажореля, Э. Гимара, художественное многослойное цветное стекло с флоральными и пейзажными мотивами Э. Галле, О. Даума, Л. Тиффани, ювелирные украшения Р. Лалика). Художники венского Сецессиона, как и шотландец Ч. Р. Макинтош, напротив, использовали симметрию и сдержанные прямолинейные формы. Работы Й. Хофмана, выполненные часто совместно с Г. Климтом (мебель, стекло, металл, ювелирные изделия), отличают элегантность и утончённость. В европейском производстве фарфора лидирующее место заняли произведения с подглазурной росписью Копенгагенской королевской мануфактуры. В русском модерне, в его национально-романтичной ветви проявился неорусский стиль - особенно в деятельности Абрамцевского художественного кружка (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой), Талашкинской мастерской княгини М. К. Тенишевой, мастерских Строгановского училища.

Новейшая история декоративно-прикладного искусства начинается не только с возрождения ручного творчества (У. Моррис и др.), но и с появления на рубеже 19-20 веков по всей Европе и в США нового вида творческой деятельности - дизайна и дальнейшего его активного развития в 1920-е годы (Баухауз, Вхутемас). Дизайн ар деко стал основой почти всех домашних интерьеров, культивировавших сдержанную роскошь и комфорт (геометрические формы, стилизованный и упрощённый орнамент, экзотически фанерованная мебель прямолинейных форм, функциональная столовая посуда и цветочные вазы).

Русское искусство после 1917 года развивалось на новой идеологической и эстетической основе.

Художники пытались средствами искусства передать дух эпохи (так называемый агитационный фарфор), создать комплексную рациональную среду для широких слоёв населения. С конца 1950-х годов в советском декоративно-прикладном искусстве наряду с активным развитием художественной промышленности (фарфоровые заводы Ленинграда, Вербилок, Дулёвский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский стекольный завод, Гусевский хрустальный завод и др.) и народных промыслов (гжельская керамика, жостовская роспись, скопинская керамика, дымковская игрушка и др.; смотри Промыслы художественные) высокого уровня достигло и авторское искусство.

Развитие декоративно-прикладного искусства в 20 веке обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал. Большое значение приобрели тонкие выразительные возможности новых материалов, имитационность и творческое цитирование. В эпоху постмодернизма возникает особое отношение к декоративному артефакту как автономной сущности, которая демонстративно «не заинтересована» служить человеку, отчуждена от него. В итоге это привело к «кризису самоидентификации» декоративно-прикладного искусства, вызванному возникновением конкуренции со стороны смежных видов искусства (прежде всего - дизайна). Однако данный кризис парадоксальным образом открывает новые перспективы перед декоративно-прикладным искусством в плане расширения и пересмотра собственной образной специфики, освоения новых жанров и материалов (керамопластики, стеклопластики, текстильной пластики, мини-гобеленов, мозаики в деревянных рамах и т.п.).

Лит.: Molinier Е. Histoire générale des arts appliqués à industrie. Р., 1896-1911. Vol. 1-5; Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. М., 1932; Fontanes J, de. Histoire des métiers d’art. Р., 1950; Baerwald М., Mahoney Т. The story of jewelry. L.; N. Y., 1960; Kaган М. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л., 1961; Русское декоративное искусство / Под редакцией А. И. Леонова. М., 1962. Т. 1-3; Салтыков А. Б. Избр. труды. М., 1962; Barsali I. В. European enamels. L., 1964; Kenyon G. Н. The glass industry of the Weald. Leicester, 1967; Cooper Е. А history of pottery. L., 1972; Davis F. Continental glass: from Roman to modern times. L., 1972; Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982; Osborne Н. The Oxford companion to the decorative arts. Oxf., 1985; Boucher F. А history of costume in the West. L., 1987; Некрасова М. А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М., 1988; Illustrated encyclopedia of Antiques. L., 1994; Макаров К. А. Из творческого наследия. М., 1998; Materials and techniques in the decorative arts: an illustrated dictionary / Ed. by L. Trench. L., 2000.

Т. Л. Астраханцева.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...