Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры
§ 43. Консервация политического режимаУсиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Со смещением Н. С. Хрущёва и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного лозунга была выдвинута идея ♦стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность становилась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима.
Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. В середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. - 10, в 1936 г. - 20) и 500 республиканского. К тому времени на каждые 6-7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд р. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.
Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущёве. Делегаты съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, изменённом на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше). Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов.
Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив её в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реаль-
ная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.
Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свёртывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в Кремлёвском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.
Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой». С конца 60-х гг. начинается кампания по возвеличению самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения.
Восстановив господствующие позиции, партаппарат отказался от ненужной и опасной для него критики культа личности. Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущёва во время празднования 20-летия Победы в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.
В художественных произведениях, кинофильмах, периодике Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержавшие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории.
Укрепление роли армии и органов безопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет - залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противо-
воздушной обороны, в том числе противоракетной. Значительно выросла численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Всё это не только укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.
В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявлений социальной напряжённости власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1967) борьбе с инакомыслием стали уделять ещё больше внимания. По его предложению было создано Пятое управление КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, прослушивали телефоны.
Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности.
©
Из записки КГБ и Генеральной прокуратуры СССР в ЦК КПСС. Ноябрь 1972 г.
В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилакти-ровано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других местах. О чём свидетельствуют приведённые в документе факты?
Таким образом, несмотря на то что массовый террор ушёл в прошлое, политические преследования не прекратились, они приобрели более изощрённый характер.
Конституция СССР 1977 г. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвёртым за годы советской власти Основным законом.
В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реальностью, с теми чертами общественного развития, которые имелись в действительности. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» - советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.).
В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.
Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.
В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).
Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.
0
Дата
О
Расширяем словарный запас
Диссидент - инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.
Коррупция - подкуп, продажность общественных и государственных деятелей, чиновников, должностных лиц.
«Тоновая экономика» -система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.
1. На основании каких фактов можно сделать вывод о возрож- /^Г\ дении неосталинизма в СССР в 1964-1982 гг.? 2. Дайте харак- (г) теристику Конституции СССР 1977 г. 3. В чём вы видите осо- \^ У бенности общественно-политического развития СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.? 4. Почему этот период называют «золотым веком» номенклатуры?
В мае 1957 г. Н. С. Хрущёв заявил: «Боязнь критики и само- ST^\ критики присуща уходящим классам и их политическим парти- (") ям». Обсудите это утверждение в классе. Имеет ли оно отно- \^ У шение, по вашему мнению, к изучаемому периоду?
Случайным ли было возрождение неосталинизма в середине 60-х - начале 80-х гг.? Выскажите своё мнение по этому вопросу.
Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Ещё при Хрущёве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в неё некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.
В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок, вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство.
Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.
Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений. Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими чернозёмными почвами, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода.
Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить её качество.
Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.
Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнёрами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчёта (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых планов было предоставлено лишь самим предприятиям.
При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объём промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился.
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития , %
©
Н 1966-1970 Щ\ 1971-1975 Q 1976-1980 [ I 1981-1985
Национальный доход
Промышленное производство
Сельскохозяйственное производство
Производительность труда
Реальные доходы на душу населения
Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д.
Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая всё новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.
Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге - к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к её удорожанию, но и к сокращению объёмов выпуска, а в итоге - к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развёртывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.
Из воспоминаний Ф. М. Бурлацкого ()
В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.: ♦Ну что он придумал? Реформа, реформа... Кому это надо, да и кто это поймёт? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина того, что она не состоялась?
Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?
Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счёт совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако добиться существенного ускорения экономического развития не удалось. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма.
Первые автомобили сходят с конвейера Камского автомобильного завода в Набережных Челнах. 1976 г.
Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагав-
ший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры принесли лишь кратковременный успех.
Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.
Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоёмких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.
Из курсов Новейшей истории и обществознания вспомните, что такое постиндустриальное общество. Каковы его особенности?
О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.
Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали.
Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.
К 1985 г., когда в США действова
ло 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн
Буровая вышка в Запад- персональных компьютеров и ЭВМ, в
ной Сибири СССР насчитывалось не более не-
скольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.
Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился.
В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.
Социальная политика. Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объёму) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981 - 1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир - столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение.
Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.
Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 - 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, животного масла - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа.
Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения.
Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к тому времени лишь 77-е место в мире.
Доля заработной платы в национальном доходе
в
1985
г
.,
%
|] СССР И США
| Швеция, " Швейцария
Какие выводы позволяет сделать анализ диаграммы?
Всё это показывало, что удержать статус великой державы становилось возможным лишь за счёт сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.
Дата Г/\
190;
реформы в
промышлен- ^-"
сснтшфь - начало ности.
а- \2У
1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? 2. На что сделало главную ставку в экономичен ком развитии руководство страны в 70-е гг.? 3. В чём вы види те причины относительного улучшения жизни советских людей в 70-е гг.? 4. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х - начале 80-х гг.
Составьте терминологический словарь «Экономическое развитие СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.». Обязательно включите в него такие термины, как: хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, механизм застоя, экономические стимулы.
В своих воспоминаниях А. А. Громыко, министр иностранных дел СССР в 1957-1985 гг., писал: «Некоторые члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжёлая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления... находятся в загоне». Вспомните, когда впервые был остро поставлен вопрос о необходимости перераспределить средства в пользу лёгкой и пищевой промышленности. Чем закончилась эта попытка? Обсудите в классе причины того, что предложения о перераспределении средств в конечном счёте отвергались. Только ли личными взглядами тогдашних руководителей партии и государства объясняются эти факты?
Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти JI. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность становилась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима.
Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. В середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. – 10, в 1936 г. – 20) и 500 республиканского. К этому времени на каждые 6–7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд р. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.
Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Делегаты съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, измененном на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше). Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов.
Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.
Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в Кремлевском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.
Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой». С конца 60-х гг. начинается кампания по возвеличению самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения.
Восстановив господствующие позиции, партаппарат отказался от ненужной и опасной для него критики культа личности. Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущева во время празднования 20-летия Победы в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.
В художественных произведениях, кинофильмах, периодике Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержавшие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории.
«Государственная дума» - Будущее – вне политики» А. Герцен Согласны ли Вы с данной точкой зрения? А начиналось всё … Демократия: теория, реальность, предпосылки, перспектива. I, II, III, IV Государственные думы (1906 -1917). Федеральное собрание (является представительным и законодательным органом РФ). Объясните смысл данной карикатуры?
«Государственная власть» - Местного управления (ст. 12, ст. 130-133 Конституции РФ). Федеральные агентство. Федеральное собрание. Государственный совет. Правительство Российской Федерации. Институт мировых судей. Исполнительная власть (гл.6 ст.110-117 Конституции РФ). Государственная дума. Городское поселение. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
«Государственное и муниципальное управление» - Факультет государственного и муниципального управления. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями. Профили. Наши студенты и выпускники. Приказ Министерства образования и науки от 17 января 2011 г. № 41. Первый выпуск студентов состоялся в 1993 году. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Профессиональный цикл. Научная работа студентов.
«Государственный бюджет» - Запланированные расходы. Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Какие выводы можно сделать из диаграммы? Алтайского края. Расходы. Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?
«Государственный хор» - Визитная карточка Краснодарского края. Государствен- ный Академический Кубанский казачий хор Художественный руководитель Виктор Захарченко. Государственный Академический Кубанский казачий хор – один из лучших государственных русских народных хоров России. 1811 год. История хора. Огромный успех во многих странах.
«Ботаническая номенклатура» - Обнародование названий. Номенклатура - особая сфера деятельности. Остап Бендер. Первое название по отношению ко второму будет базионимом. Можно заниматься номенклатурой, не обязательно зная конкретные растения. Как работает метод типов. Приоритет. Название сохранится за видом с белыми лепестками. В интернете - International Plant Names Index (IPNI) www.ipni.org.
Консервация политического режима
Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Со смещением Н. С. Хрущёва и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность становилась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима.
Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. В середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. - 10, в 1936 г. - 20) и 500 республиканского. К тому времени на каждые 6-7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд р. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.
Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущёве. Делегаты съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, изменённом на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше). Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов.
Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив её в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.
Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свёртывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в
Кремлёвском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.
Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой». С конца 60-х гг. начинается кампания по возвеличению самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения.
Восстановив господствующие позиции, партаппарат отказался от ненужной и опасной для него критики культа личности. Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущёва во время празднования 20-летия Победы в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.
В художественных произведениях, кинофильмах, периодике Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержавшие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории.
Укрепление роли армии и органов безопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет - залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны, в том числе противоракетной. Значительно выросла численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Всё это не только укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.
В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявлений социальной напряжённости власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1967) борьбе с инакомыслием стали уделять ещё больше внимания. По его предложению было создано Пятое управление КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, прослушивали телефоны.
Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности.
Конституция СССР 1977 г. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвёртым за годы советской власти Основным законом.
В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реальностью, с теми чертами общественного развития, которые имелись в действительности. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» - советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.).
В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.
Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.
В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).
Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались. Таким образом, несмотря на то что массовый террор ушёл в прошлое, политические преследования не прекратились, они приобрели более изощрённый характер.
Экономика «развитого социализма»
Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Ещё при Хрущёве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в неё некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.
В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок, вводилась 50 % -ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство.
Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов. Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений. Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими чернозёмными почвами, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода.
Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить её качество.
Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.
Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнёрами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчёта (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых планов было предоставлено лишь самим предприятиям.
При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объём промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился.
Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д.
Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая всё новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.
Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге - к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к её удорожанию, но и к сокращению объёмов выпуска, а в итоге - к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развёртывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.
Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счёт совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако добиться существенного ускорения экономического развития не удалось. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма.
Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры принесли лишь кратковременный успех.
Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.
Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоёмких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.
О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.
Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение,
микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали.
Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.
К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.
Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился.
В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.
Социальная политика. Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объёму) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981 - 1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир - столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение.
Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.
Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970- 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, животного масла - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа.
Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения.
Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к тому времени лишь 77-е место в мире.
Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг.
Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущёва объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».
Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая её реализацию на долгие времена.
Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.
Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновлённый его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни. Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.
Однако жизнь людей всё меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.
Противоречия в развитии художественной культуры. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало
отказ от двух крайностей - очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности - с другой. Данная позиция прозвучала и в отчётном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они
призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привёл к застою и в художественной культуре.
Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х - начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др. Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Асколь-дов и др.
Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.
Всё это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре - официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Советский спорт. Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила советским спортсменам достичь новых мировых успехов. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами - сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров. Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Па-хомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в те годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.
Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трёх лучших пловцов XX в. К середине 80-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Всё это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.
Ростки «антисистемы». Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.
В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая об-
щественная ассоциации - ^хнициа-тивная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 - начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участ ники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.
В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нём говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолёты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.
Всё это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом. В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключён между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. - между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
Отставка Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. и последовавшая за этим смена партийно-государственного руководства открывали новый этап в развитии советского общества, который традиционно принято называть "годами застоя" (в официальной пропаганде он именовался эпохой "развитого социализма"). Главной особенностью этого периода был отказ нового руководства от политики глубокого реформирования общества и связанная с этим дальнейшая консервация политического режима, обусловившая в конечном счете после короткой хрущевской "оттепели" наступление застоя во всех сферах жизни. Вместе с тем после проведенных в середине 1950-х гг. преобразований новая власть уже не могла без риска потери доверия населения вернуться в полном объеме к прежней системе директивного управления и отказаться от проводимой Хрущевым линии на повышение уровня жизни. Логика развития страны требовала проведения назревших экономических реформ. Именно эта попытка сочетания политического и идеологического консерватизма, последовательно проводившегося пришедшей к власти группой руководителей, с экономическими реформами, сопровождавшимися неизбежным укреплением технократических ценностей, составляла одну из характерных черт первых лет брежневского правления.
Смена руководства в стране в середине 1960-х гг., означавшая победу консервативных сил в верхних эшелонах власти, привела к дальнейшему усилению позиций партийно-государственной номенклатуры. Реформы Хрущева вольно или невольно вели к значительному ослаблению руководящей роли партии в различных сферах управления, что вызывало раздражение и законный протест партноменклатуры. Поэтому партаппарат энергично настаивал на прекращении экспериментов, в том числе и в первую очередь на отмене задевавших его интересы хрущевских реорганизаций в области партийно-государственного управления. Его основными требованиями стали устойчивость и "стабильность кадров", возвращение к коллективному руководству. Оригинальность ситуации состояла в том, что именно реформы Хрущева, сопровождавшиеся десталинизацией и некоторой демократизацией общества, во многом способствовали, если быть объективными, превращению партаппарата из слепого орудия личной власти, каким он был при Сталине, в самостоятельный субъект политики, уже не боявшийся повторения репрессий 1930-1940-х гг.
Как бы то ни было, уже первые решения нового руководства свидетельствовали о его намерении восстановить в полном объеме руководящую роль партии, усилить влияние партаппарата во всех сферах жизни общества. Первым шагом в этом направлении стала отмена тех новации Хрущева, которые были приняты им в области партийно-государственного строительства. Через месяц после смещения Хрущева на состоявшемся в ноябре 1964 г. Пленуме ЦК КПСС было принято решение о ликвидации деления партийных организаций на "сельские" и "промышленные" и перестройке их работы на основе прежнего территориально-производственного принципа. Тем самым восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства: ЦК -обком - райком. Позже, на XXVI съезде КПСС (1966), был отменен введенный Хрущевым принцип ротации партийной номенклатуры, столь ненавистный партаппарату.
Одновременно с перестройкой партийных органов были реорганизованы па привычных для аппарата организационных основах советские, комсомольские и профсоюзные организации и учреждения. Вместе с усилением роли "партийной вертикали" восстанавливался контроль партии над экономикой. В сентябре 1965 г. решением Пленума ЦК были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Наконец, был преобразован созданный в конце 1962 г. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Он был превращен в Комитет народного контроля, фактически лишенный властных полномочий.
Параллельно с реорганизацией партийного и советского аппарата брежневское руководство попыталось провести экономические реформы, в известном смысле позволяющие говорить о наличии в этот период в руководстве страны временного консенсуса между консерваторами и технократами. Этот консенсус был продиктован обнаружившимся еще в начале 1960-х гг. кризисным положением экономики страны, требовавшим перехода к новым методам управления народным хозяйством. В его основе лежало осознание частью политического руководства назревшей необходимости ограничения административного диктата в сфере экономических отношений и усиления экономического стимулирования производства, что предполагало внедрение механизмов внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда. Все это не означало отказа от директивной модели экономики и лежащего в ее основе централизованного планирования. Более того, с упразднением совнархозов и восстановлением центральных отраслевых министерств усилился процесс административной централизации. Был создан целый ряд центральных органов и комитетов: Госкомцен, Госснаб, Государственный комитет по науке и технике и др.
В марте 1965 г. было объявлено о начале реформы в сельским хозяйстве. В докладе Л. И. Брежнева "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР", сделанном на мартовском Пленуме ЦК КПСС, в качестве основных причин отставания сельского хозяйства назывались волюнтаристские методы управления на селе, игнорирование экономического стимулирования развития отрасли, отсутствие необходимой ценовой политики, низкий уровень культуры земледелия. В связи с этим в целях облегчения условий хозяйствования устанавливался твердый план (на шесть лет) государственных закупок зерна, были значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продажу продуктов. Одновременно с этим снимались ограничения для развития личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Впервые за всю историю советской деревни вводились стабильные денежные оклады для колхозников.
Несмотря па ряд принятых правительством мер, призванных оживить хозяйственную деятельность колхозов, методы управления сельским хозяйством в целом не претерпели серьезных изменений. Сама экономическая реформа на селе проводилась с помощью традиционных средств, опиралась исключительно на административные рычаги. Основной акцент власти делали на повышение роли Министерства сельского хозяйства, списание долгов колхозов, увеличение капиталовложений в аграрный сектор экономики, сумма которых только за 15 лет после начала реформы составила около 400 млрд руб.
В сентябре 1965 г. очередной Пленум ЦК КПСС объявил о начале реформы в промышленности, которую но праву считают наиболее радикальной из всех реформ, проводимых в советский период. Основные ее положения были сформулированы в докладе Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и экономического стимулирования промышленных предприятий". В нем наряду с необходимостью сохранения централизованного планирования, восстановления управления промышленностью через отраслевые министерства, которые должны были заменить прежние совнархозы, делался акцент на расширение оперативно-хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий. С этой целью сокращалось до минимума число директивно устанавливаемых плановых показателей. Основными показателями в деятельности промышленных предприятий должны были стать объем выпускаемой продукции, се качественные характеристики и стоимость. Впервые вводилось понятие прибыли, делался акцент на эффективности капитальных вложений, самоокупаемости и самофинансирования предприятий (хозрасчет).
Для экономического стимулирования производителей разрешалось оставлять в распоряжении предприятий часть полученных доходов, из которых на каждом предприятии создавались три фонда: фонд материального поощрения (для поощрения работников предприятия), расходование которого должно было контролироваться общим собранием трудового коллектива, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и т.д.), фонд развития производства (самофинансирование предприятий). Предусматривалось также сочетание единого государственного планирования с правом предприятий корректировать устанавливаемые сверху планы.
В отлично от происходивших в те годы аналогичных преобразовании в странах Восточной Европы, принадлежащих к "социалистическому лагерю", косыгинская экономическая реформа, предусматривавшая перевод промышленных предприятий на условия хозрасчета, отнюдь не означала реабилитацию рыночных отношений или перехода к "социалистическому рынку", отстаиваемому чешскими и венгерскими экономистами. По-прежнему устанавливались жесткие нормативы по валовому объему продукции, за государством сохранялась монополия в установлении цен на произведенную продукцию. Расширение нрав министерств также не способствовало провозглашенному курсу на развитие "самостоятельности" предприятий. Большую проблему, сохранявшую свое значение вплоть до середины 1980-х гг., составляла возникшая еще в 1930-е гг. "ведомственность" как результат утверждения принципа вертикального подчинения и связанное с ней отсутствие горизонтальных связей в системе управления экономикой.
Несмотря на все это, экономическая реформа 1965 г. дала заметный экономический результат, сдвинув народное хозяйство с мертвой точки. Только за годы восьмой пятилетки (1966- 1970) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий, темпы роста товаров народного потребления впервые сравнялись с темпами роста средств производства. Значительные успехи были достигнуты и в сельском хозяйстве, где также давала о себе знать установка на стимулирование производства.
Однако уже к концу 1960-х гг. наиболее дальновидным политикам было ясно, что дальше этого экономические реформы не пойдут. Наметившиеся в ходе проведения реформ технократические тенденции в управлении экономикой и государством, во-первых, с самого начала были ограничены логикой планового хозяйства, во-вторых, они неизбежно должны были столкнуться с господствующей в верхах идеологической доктриной "партийности" государственного управления. Это явилось главной причиной того, что экономические реформы так и не были доведены до конца.
Л. И. Брежнев и его консервативное окружение, опасавшиеся серьезных перемен, не были заинтересованы в развитии хозяйственной реформы. С самого начала реформаторские процессы тормозились бюрократическими, консервативными силами, усматривавшими в экономических реформах угрозу политической стабильности. События в Чехословакии, вошедшие в историю под названием "пражской весны" 1968 г., а также набиравшие размах реформаторские тенденции в других социалистических странах (Польше, Румынии, Венгрии) усилили консервативные настроения в верхнем эшелоне советского руководства, заставили отказаться даже от тех робких и непоследовательных шагов по демократизации управления, которые предпринимались до этого.
К середине 1970-х гг. экономические реформы были окончательно свернуты. Консервативные тенденции взяли верх над "реформаторским либерализмом". Представленный в середине 1960-х гг. небольшой группой объединившихся вокруг Косыгина экономистов-технократов, он оказался, что называется, "не ко двору" набиравшей силу власти партократии.
Результаты такой политики не замедлили сказаться во всех сферах жизни общества. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985), темпы роста производительности труда за этот же период снизились с 6,8 до 3%. Другим следствием отказа от преимущественно экономических методов управления народным хозяйством и возврата к командно-административной системе стал стремительный рост управленческого аппарата. Только за 1976-1983 гг. его численность увеличилась на 3 млн и достигла 18 млн человек. Па содержание такой армии чиновников ежегодно затрачивалось до 40 млрд руб. Но даже в этих условиях партийное руководство продолжало развивать и совершенствовать созданную еще в 1930-е гг. систему льгот и привилегий, призванную обеспечить материальное благосостояние партийно-государственного аппарата.
На этом фоне наблюдается процесс вырождения правящей элиты. Развенчание хрущевской партийной реформы, ставившей целью обновление и омоложение руководящего состава партии, и замена ее лозунгом "стабильности кадров", в действительности означавшем пожизненность номенклатурных постов, в итоге обернулись старением кадров. Достаточно сказать, что средний возраст членов Политбюро в 1980 г. составлял 71 год, а средний возраст местных руководящих партийных кадров в том же году достиг 59 лет по сравнению с 49 годами в 1971 г.
Параллельно с отказом от экономических реформ усиливался идеологический контроль в политической жизни страны, набирала обороты политика преследования инакомыслия, значительно усилилась роль Комитета государственной безопасности. На фоне укрепления позиций партийно-государственной бюрократии происходит постепенный отказ от критики культа личности, становившейся опасной для властвующей элиты, что позволяет ряду ученых говорить о начавшемся периоде "неосталинизма". В официальной пропаганде, литературе и искусстве начинается незаметная реабилитация имени Сталина. Из учебников по истории убираются разделы, содержавшие критику культа личности Сталина и его преступлений. Одновременно с этим наблюдается тенденция персонификации власти правящей элиты, что находит свое выражение в начавшейся уже с конца 1960-х гг. кампании по возвеличиванию самого Брежнева. Насаждаются отношения личной преданности, семейственность и плановость в подборе и расстановке кадров, в результате чего на все важные посты в государстве назначались не наиболее способные, а наиболее удобные брежневскому окружению люди или родственники (сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС).
В 1977 г. была принята новая, четвертая по счету Конституция СССР. Идея быстрого перехода к коммунизму была заменена новыми формулировками, обосновывавшими построение в СССР "развитого социалистического общества" и "общенародного государства". Эти новые понятия призваны были уменьшить разрыв между теорией и жизнью, в известном смысле девальвируя идею об отмирании государства. Одновременно делался акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества, декларировалось положение о том, что в СССР сформирована "новая социальная и интернациональная общность" - советский народ.
В Конституции были закреплены новые формы "непосредственной демократии: всенародные обсуждения и референдумы. Вводился ряд новых гражданских прав, в том числе право на обжалование действия должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство личности. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, свободу творчества. Ряд положений Конституции был посвящен расширению прав общественных организаций (в частности, права на законодательную инициативу, выдвижения кандидатов в депутаты и др.).
В то же время в новой Конституции СССР больше, чем во всех предыдущих, подчеркивалась ведущая роль Коммунистической партии в советском обществе. Статья 6 Конституции официально узаконивала особое положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, что уже само по себе свидетельствовало о намерении руководства сохранить в неизменном виде практику дублирования системы государственного управления партийным аппаратом. Законодательно закреплялось прямое вмешательство партийного аппарата в деятельность всех органов и ветвей государственной власти.
Государственное устройство СССР по новой Конституции осталось без каких-либо изменении. Существенным образом расширялись права Верховного Совета СССР, который наделялся нравом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. В 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР па основе новой Конституции, который в апреле 1979 г. был дополнен новым Законом "О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР" и Законом "О статусе народных депутатов СССР". В 1970-е гг. значительно возросла роль Президиума Верховного Совета СССР. С 1977 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев стал одновременно Председателем Президиума Верховного совета, сменив находившегося на этом посту с 1965 г. Н. В. Подгорного. Пост Председателя Совмина СССР продолжал занимать А. Н. Косыгин, пост председателя КГБ с 1967 по 1982 г. занимал Ю. В. Андропов.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг., несмотря на громкие заявления правительства и новые лозунги ("Пятилетке эффективности и качества - ударный труд", "Экономика должна быть экономной"), ставшие вскоре в обществе предметом насмешек, экономика продолжала топтаться на месте. Ухудшалось международное положение страны. В декабре 1979 г. были введены советские войска в Афганистан (решение было принято на даче у Брежнева узким кругом высокопоставленных лиц), что привело к дальнейшему нарастанию кризисных явлений в советском обществе.
Не удалось изменить ситуацию и пришедшему на смену Брежневу после его смерти в конце 1982 г. бывшему шефу КГБ Ю. В. Андропову, пытавшемуся найти выход в сочетании жесткой борьбы против коррумпированности бюрократического аппарата и наведения порядка в трудовых коллективах с рядом мер экономического характера, предполагавших некоторое ослабление централизованного управления и распределения.
Усиливавшаяся в конце 1970-х - начале 1980-х гг. консервация политических и государственных структур делала очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения являлся утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства. В этой ситуации настоятельной становилась смена отжившего свой век хозяйственного механизма, самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. Таким образом, налицо был идейно-политический кризис советского коммунизма. О кризисном состоянии общества свидетельствовали зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути, представлявшего начало формирования элементов "антисистемы" в рамках существующей политической системы.