Схема системы библиотечного описания сельского населения. Деятельность сельской библиотеки. Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Служба занятости и библиотека выполняют необходимую для общества функцию социализации личности, а одно из ее направлений- профессиональная ориентация.

С целью выявления интересов и склонностей своих читателей- старшеклассников, заведующая библиотекой в первую очередь провела анкетирование «Кем бы ты хотел стать?», «Нравится ли тебе...»

По результатам анкеты были оформлены тематические полки, а затем постоянно действующая выставка «Мир и мы в нем», состоящая из разделов: «Куда пойти учиться», «В мире профессий», где литература менялась в зависимости от профессии, которая представлялась: «Учитель- звучит гордо», «Механизатор- главная профессия на селе», «Техника вокруг нас» и другие.

В ходе работы по программе выставка дополнялась подборками книг из единого фонда ЦБС, информационными листками, выпущенными методическим отделом и отделом обслуживания центральной районной библиотеки в серии «Твои дороги, выпускник». В фонд библиотеки приобретено справочное пособие «Куда пойти учиться».

По разделам выставки систематически проводились обзоры литературы: «Тем, кто любит мастерить», «Шьем», «Готовим очень вкусно»; беседы «Эти не мужские - мужские профессии», «Тем, кто выберет профессию военного» и другие.

В помощь выбору профессии в библиотеке оформлена картотека «О профессиях, производстве и людях труда» с разделами «Куда пойти учиться», «В мире профессий», «Дела творческие»: о людях и их профессиях. В работе с картотекой учитывались интересы пользователей, потребности хозяйства в кадрах, а также подбиралась информация о востребованных в настоящее время профессиях. Оформлен также рекомендательный список литературы «Куда пойти учиться».

Библиотека на селе - это единственный информационный центр для учеников, учителей, работников хозяйств, пенсионеров и представителей местной власти.

В функции сельской библиотеки входит создание фонда документов органов местного самоуправления и организации свободного доступа к ним.

Не во всех селах и поселках района существует договор о передаче всех опубликованных и «неопубликованных», утвержденных главами местных администраций документов. Это представляет одну из проблем предоставления полной информации по вопросам местного самоуправления.

Свободный доступ к нормативным документам повышает информированность читателей, способствует установлению контактов между жителями сел и их властью.

Налажено сотрудничество библиотеки с отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, с государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Помимо индивидуальной работы с детьми «группы риска», библиотекарь проводит профилактические беседы правонарушений с детьми и родителями по серии информационных листков, выпускаемых методистом по работе с детьми и инспектором по пропаганде.

В рамках правового воспитания детей в библиотеке организован клуб «Юные знатоки права», на занятиях которого дети изучают свои права и ответственность за какие - либо действия.

Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению.

Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

Заключение

Библиотека современной модели ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания.

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в мире информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Будучи не только организатором знания, но и его творцом, современная библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания - это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

Список литературы

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://rsl.ru/datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).

2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.

3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).

4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.

5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.

6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.

7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.

8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)

9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.

10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.

11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.

12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.

13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.

14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.

15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.

16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.

17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.library.ru/1/kb/books/village_lib/ (10.09.2015).

18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.

19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/2/119/0/889/ (10.09.2015).

20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).

21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант

22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).

24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.

25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.

26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.

27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: http://www.aonb.ru/depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).

28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.

29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.

30. Степанян Г.

31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/vstrechi/lager-Shepsi-4-Surnina.htm (11.09.2015).

32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.

33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://tikunova-i.narod.ru/ni/sel_bib.htm (10.09.2015).

34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.

35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.

36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Идеологическая деятельность и формирование культур как главные функции журналистики. Определение понятия арт-журналистики и определение её места в мире современных информационных технологий. Сущность арт-критики и арт-анализа культуры и вкусов общества.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Ознакомление с функциями средств массовой информации, их роль в формировании местного самоуправления и общества. Изучение приемов воздействия масс-медиа на политическое сознание аудитории. Особенности формирования журнального и газетного рынков России.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Имидж и дизайн периодического издания, установление и укрепление связей с его аудиторией. Общественная ситуация политизации СМИ и общества. История формирования газеты "Сельская жизнь". Коммуникационная программа создания и продвижения бренда газеты.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Деятельность PR-специалиста и возможности ее влияния на социальное окружение. Практическое выявление методом беседы (анкетирования) роли PR-специалиста в формировании положительного социально-психологического климата в коллективе ООО "Графика-Спектр".

    дипломная работа , добавлен 06.10.2015

    История, классификация и система информационных технологий медиаиндустрии. Влияние современных информационных технологий на развитие российской киноиндустрии. Современное состояние кинопроката в России. Перспективы развития цифрового кинопоказа.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Серийные издания и особенности их оформления. Краткие сведения о серии книг о Гарри Поттере. Недостаток, выявленный в процессе анализа передней сторонки переплёта книг. Общее стилевое оформление титульных листов. Макет аннотированной каталожной карточки.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    История возникновения информационных агентств и понятие современных информационных агентств. Особенности сбора новостей, жанры материалов. Виды крупнейших мировых информационных агентств. Принципы предоставления новостей средствам массовой информации.

    реферат , добавлен 11.10.2012

    Журналы в системе СМИ. Общая типологическая характеристика журнальной периодики. Особенности моделей изданий в связи с интересами и потребностями аудитории. "Общение" читателя с журналом. Анализ профессионального издания для журналистов "Журналист".

Причем, она двоякая: библиотека может быть полезной как учащемуся, так и учителю.
В определенной мере эта роль уже осмыслена.* Конечно, работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой – большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.
Чем же реально может помочь (как учащемуся, так и учителю) библиотека?
Во-первых, собрать и предоставить, как учителю, так и ученику, информацию психологического, юридического, экономического, медицинского и др. характера по основным аспектам выбора профессии, а так же – и специально профориентационную информацию. Организовать постоянно действующий «Уголок профориентации», где была бы выставлена вся необходимая справочная и методическая литература.
Во-вторых, постоянно собирать сведения, характеризующие состояние местного рынка труда, а так же материалы, дающие представление о близлежащих учебных заведениях и об условиях приема в них.
В-третьих, совместно со школой, учителем создать постоянно действующие лектории по проблеме выбора профессии; постоянно проводить мероприятия, посвященные проблемам выбора профессии.
В-четвертых, знакомить учителей и учеников с состоявшимися представителями различных профессий, а так же с продукцией отдельных предприятий.
В-пятых, создать возможность тестирования для определения профессиональной пригодности к конкретной профессии.
Библиотека может также создать постоянно пополняющуюся базу данных по всем основным аспектам проблемы выбора профессии.
Особенно важным представляется то, что библиотека, в том числе, конечно, и сельская, обладая фондом необходимой литературы и владея методикой ее использования, может поддерживать тесные связи не только со школой, но и со всеми учреждениями и организациями, в том числе и СМИ, заинтересованными в профориентации молодежи и нуждающимися в информационной поддержке.
Заметно изменяется сегодня и содержательное наполнение такой ступени социализации, как создание семьи.
Содержание этой проблемы может быть раскрыто в следующих аспектах: установка на любовь и семью как на величайшую жизненную ценность; понимание ответственности за последствия любовных отношений. Экономические, психологические, демографические, педагогические, физиологические и др. аспекты семейной жизни. Особенности семей различных типов и видов. «Правила» создания счастливой семьи. Семья и здоровье. Семейное общение. Воспитание в семье. Семейный отдых и др.
Здесь особенно остро ощутимо различие жизненных позиций, характерных для нашего общества. Одни видят в семье смысл жизни человека, другие полностью ее отрицают. Различным аспектам этой проблемы – демографическому, экономическому, психологическому, физиологическому, педагогическому и др. – посвящен обширный круг публикаций, показывающий, в частности, и то, что само понятие «семья» весьма многозначно.
Проблемы сельской семьи становятся сейчас объектом пристального внимания исследователей сельского социума. Ученые с тревогой отмечаю, что сельская семья, считавшаяся ранее оплотом нравственности, вслед за городской, утрачивает многие хорошие традиции: уважение к старшим, ответственное отношение к детям и друг другу и т.д.
Очевидно, что для молодежи, как городской, так и сельской, проблема создания семьи актуализируется, прежде всего, через такие аспекты как любовь, любовные отношения, их последствия и т.д.
Возможность получения в библиотеке информации по этой ступени социализации представляется особенно важной, а сама информация несет ярко выраженную защищающую личность окраску.
Чем может помочь библиотека?
Прежде всего, использовать для раскрытия проблемы широкий круг информации философского, юридического, медицинского, общественно-политического, педагогического характера. Особую роль здесь может сыграть художественная литература: необходимо указать молодым, не имеющим, как правило, собственного непосредственного опыта, на нее, как на неисчерпаемый кладезь, опосредованного опыта, опыта других поколений.
Библиотека может организовать серии библиотечных мероприятий по данной проблеме информационного и рекомендательного характера, обращенных как к неженатым юношам и девушкам, так и к молодым семьям. Ряд мероприятий могут быть обращены и к родителям молодых, и к педагогам.
Кроме того, эффективным является создание в библиотеке стабильных форм раскрытия проблемы и получения гарантированной информации (клубов, лекторий, баз данных по проблеме). И, что очень важно, библиотека может способствовать общению молодежи в своих стенах, формированию культуры общения молодежи, созданию особого климата доверительного общения по проблемам одиночества, любовных и семейных отношений.
Библиотека может также наладить связи с общественностью для пропаганды здорового образа жизни молодежи, защиты от наркотиков, алкоголя, СПИДА и т.д. молодой семьи и др.
Следует заметить, что, содержательно раскрывая каждую из ступеней социализации личности, библиотека должна быть, на наш взгляд, свободной от политической и любой другой конъюнктуры, моды. Она должна стоять на позиции нравственности, порядочности, морали, не соблазняться якобы «передовыми» взглядами на жизненные ценности. Такая «консервативная» позиция библиотеки обусловлена, на наш взгляд, прежде всего, родовыми особенностями книги, как формы печати, преобладающей в ее фондах, как аккумулятора устоявшегося социального опыта.
Сохранив традиционные ценности и сплотив вокруг себя пользователей, сельская библиотека сможет, как нам кажется, способствовать стабилизации морального климата в местном обществе. Сказанное, конечно, не означает, что библиотека должна уходить от острых проблем, игнорировать темы, интересующие молодежь – речь идет о позиции библиотеки.
Сегодня библиотечное обслуживание вообще, и в условиях сельского социума также характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов, форм.
Взаимодействие традиционных и инновационных процессов нашло яркое отражение, прежде всего, в номенклатуре предлагаемых библиотечных услуг. Также оно проявляется и в выделении приоритетных читательских групп (дифференцированном подходе), в формах и способах взаимодействия с читателями и их привлечения и т.д.
Услуги, предоставляемые библиотекой, в том числе сельской в ходе обслуживания учащегося юношества, весьма разнообразны.
Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, «Клуб юного историка», «Клуб любителей фантастики» и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду.

Доклад подготовлен для выступления на семинаре «Сельская библиотека как центр социокультурной жизни села»

В настоящее время сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующие социальному и духовному возрождению сёл, сохранению историко-культурного наследия России.

Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.


Наше учреждение - Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» - осуществляет свою деятельность в соответствии с:

1) Уставом

2) и предметом и целями деятельности, определёнными законодательством в сфере культуры и библиотечного дела.

Остановимся на некоторых позициях федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

¾ воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

¾ развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

¾ сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

¾ поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Некоторые теоретики и практики считают библиотеку посредником, транслирующим информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уже о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Например, советский и российский библиотековед, библиотечный деятель и публицист, Заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Поликарпович Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья».

Этой же точки зрения придерживается зам.директора ОГОНБП им. Пушкина (г. Омск) О. В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» (25 сентября 2018 г.) она говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ.

Эта же точка зрения отражена, соответственно, и в «Региональном стандарте деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Омской области» (2016 г.):

Культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.

Там же информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг;

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия)

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Т. о., библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. В этом проявляется культурная функция современной библиотеки.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Многие коллеги выделяют функцию социальной поддержки и консолидации жителей (помощь в оформлении документов для получения социальных льгот пожилым людям и малоимущим семьям, содействие социальной адаптации мигрантов и др.)

Целями деятельности Учреждения являются (из УставаЦБС):

Сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и других носителей информации;

Распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения;

Культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.

Основными задачами библиотеки являются (Региональный стандарт):

-обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга граждан Омской области;

-сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

-организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

-обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» и мобильные приложения.

Для достижения целей, предусмотренных нашим Уставом, Учреждение (то есть мы с вами) осуществляет (виды деятельности – прописаны в Уставе )…


Сегодня библиотеки выполняют не только информационную функцию, но становятся душой и сердцем местного сообщества. Схема социального партнерства библиотек этого региона мало чем отличается от нашей, библиотекари:

¾ сотрудничают практически со всеми имеющимися в населенных пунктах учреждениями,

¾ принимают участие в проведении праздников села, проводят Недели детской книги, организовывают мероприятия к Международному дню семьи, Дню матери и др.

¾ сотрудничают с храмами и их настоятелями

¾ реализуют творческие программы и проекты, ведут краеведческую работу и создают уголки русского быта

¾ выпускают мультимедийные альбомы о защитниках Отечества всех времен

¾ становятся площадками для клубов по интересам

¾ оказывают помощь учащимся в подготовке докладов и рефератов, и многое другое.

Что касается современного положения сельских библиотек, то тут мне импонирует точка зрения Тикуновой Ирины Петровны (РГБ, начальник управления научной и методической деятельности – заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе):

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции.

- Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

- Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

- Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

- Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

- Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

…И тут, говорит она, следует задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять свою роль, поскольку библиотека в сельской местности очень сильно ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации. (Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации, нерегулярное получение профессиональных знаний, редкое профессиональное общение сотрудников сельских библиотек, неучастие в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровней и мн.др.)

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (при условии, что есть доступ в Интернет? ) ,

- развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

А Маргарита Михайловна Куликова, ведущий методист национальной библиотеки Руспублики Корелия, выделяет общие направления деятельности успешных сельских библиотек: Библиотека - площадка для реализации творческого, профессионального, образовательного, культурного потенциала пользователя. Библиотекарь - организатор, помогающий подобрать для этого ресурсы, показывающий посетителям неограниченные возможности библиотеки для организации мероприятия, значимого для каждого читателя.

Калюжная Юлия

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Московского

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Проект

«Роль библиотеки в жизни села»

Выполнила:

обучающаяся 2 «Б» класса

Калюжная Юлия

Консультант:

заведующая библиотекой № 9

Жилина Ольга Петровна

Руководитель:

учитель начальных классов

Квасова Вера Владимировна

2014 год

Введение

Когда я пошла в школу, то обращаться в библиотеку стала чаще не только за художественной литературой, но и научно-познавательной. Особенно меня интересуют книги по истории.

И вот, однажды, я задумалась, а сколько таких библиотек в России? Много ли жителей нашей страны их посещают и зачем?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему родителям, учителю, работникам библиотеки у меня получился проект-исследование «Роль библиотеки в жизни села».

Объектом данного исследования является сельская библиотека № 9 с. Московского.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи :

Узнать, сколько сельских библиотек в Российской Федерации, и сколько жителей их посещают;

Определить задачи и выявить основные направления деятельности сельской библиотеки с. Московского Изобильненского муниципального района;

Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение и анализ литературы и источников интернет по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района;

Взятие интервью у работников библиотеки;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Ход исследования

Во-первых, из интернет-источников я выяснила, что сельских библиотек в России более 38 тысяч, и обслуживают они более 40 миллионов жителей.

В ходе изучения работы сельской библиотеки № 9 с. Московского Изобильненского муниципального района я беседовала с заведующей библиотекой - Жилиной Ольгой Петровной и узнала, что библиотека была образована в 1936 году. Я подсчитала: нашей библиотеке 78 лет!

За эти годы в библиотеке собралась 21 тысяча книг. 1500 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём 530 из них - дети.

Ольга Петровна любезно согласилась дать мне интервью.

(просмотр интервью)

Анкетирование читателей я проводила в школе. Ребята моей школы, среди которых я проводила анкетирование, очень хотели мне помочь и честно отвечали на вопросы в моей анкете. Было опрошено 32 учащихся.

Опрос жителей села я проводила на улице. В этом мне помогала мама. Когда я подходила со своими вопросами к жителям с.Московского, я немного побаивалась, захотят ли они отвечать на мои вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Из 20 человек мне отказали только 2.

Во время анкетирования и опроса я задавала всего три вопроса:

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Обработанные данные 50-ти опрошенных мы занесли в таблицу:

Вопрос

Часто (ДА)

Иногда

Не посещаю (НЕТ)

Как часто вы посещаете сельскую библиотеку?

Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

Конечно положительных ответов больше давали дети, чем взрослые. Почему? Каждый из нас может ответить на этот вопрос: «Взрослые чаще пользуются компьютером чем книгами».

Выводы

Итак, сельская библиотека № 9 с. Московского Изобильненского муниципального районаиспользуют традиционные является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

В обслуживании граждан библиотека применяет традиционные (выдача книг, чтение книг в читальном зале) и нетрадиционные технологии. Библиотека регулярно проводит литературные чтения и тематические вечера. Для ветеранов Великой Отечественной войны - это и вечера встреч и воспоминаний о войне. Для младших школьников проводится праздник «Посвящение в читатели». Старшие ребята участвуют в веселых играх и викторинах. Например: «Игра путешествие – буквы путешествуют во времени», «Час краеведения», «Уроки вежливости».На Рождество библиотека представила читателям театральное представление «Свет рождественской звезды». Используются и новые информационные технологии, то есть компьютер с выходом в интернет.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы функционирования библиотек................……….5
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс...……………………..5
1.2. Функции и задачи современной сельской библиотеки……………...13
Глава 2. Практические аспекты сельской библиотеки на примере библиотеки в с.ХХХХХХХХ ……………………………………………...……………………....19
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки…………………19
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой………………….23
Заключение...………………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Один из важнейших разделов общего библиотековедения - учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела - развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Регулярное библиотечное обслуживание сельского населения России начало осуществляться с середины 19 века, хотя потребность в книге и приобщение к ней через книготорговую сеть, подписку на журналы и газеты, светскую школу и воскресные школы, которые организовывало, например, «Общество для содействия распространения народного образования» отмечается исследователями значительно раньше.
Возникновение сельских библиотек явилось, прежде всего, следствием развития школьного образования на селе, т.к., как правило, первые библиотеки создавались либо при школах, либо образованными людьми (часто - учителями), либо на средства образованных людей. Огромную роль в создании сети сельских библиотек сыграло российское Министерство народного просвещения того времени.
Кроме того, создание библиотек на селе было и логическим продолжением тех процессов развития библиотечного дела, которые разворачивались в то время в городах.
Актуальность. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.
Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Таким образом, тема реализации сельской библиотекой своих функций и задач, несомненно, актуальна.
Объект исследования: функционирование библиотек в современных условиях.
Предмет исследования: сельская библиотека.
Цель курсовой работы: анализ деятельности сельской библиотеки в современных условиях на примере библиотеки в с. ХХХХХХХХ.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
1. Изучение литературы, научных публикаций и методических материалов по теме исследования;
2. Определение значимости библиотек в современном пространстве;
3. Рассмотрение функций и задач библиотеки;
4. Анализ практических аспектов современной сельской библиотеки;
5. Выявление функций и задач библиотеки в с.ХХХХХХ;
6. Выводы по теме исследования.
Методы исследования: теоретические, общенаучные, социологические.
Степень изученности темы. Эволюцию основных направлений деятельности, состояние, тенденции и перспективы развития сельских библиотек исследуют Ю.П. Мелентьева, Н.П. Лысикова, И. Гладкова, Н. Иванова. Методический материал и практические аспекты представлены в профессиональных изданиях «Библиотека», «Библио-поле», «Школьная библиотека» др.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс
Библиотечное дело это область профессионального труда, назначением которого является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеке, а также совокупности библиотек, действующих на той или иной территории.
В юридическом смысле под библиотечным делом понимается отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности граждан и их объединений, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Основными социальными целями библиотечного дела является сохранение и передача способностей или достижений человечества, отражаемых в документном информационном потоке.
Согласно федеральному закону о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ):
1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Библиотечное дело - это одна из типичных форм человеческой деятельности, поэтому в нем можно выделить три основополагающих составляющих элементов:
1. Предмет труда - публикация;
2. Субъект труда - читатель и потребитель;
3. Посредник труда - библиотекарь.
Библиотечная деятельность обусловливается движением, развитием библиотечных ресурсов, т. е. комплекса параметров, характеризующих способность библиотечного дела решать современные и будущие проблемы обеспечения общественных и индивидуальных потребностей в документальной информации. Можно выделить следующие основные характеристики библиотечных ресурсов:
1. обеспеченность библиотеками разного типа и вида, уровень функционирования их как целостной библиотечной системы;
2. обеспеченность библиотечными фондами (объем, отраслевой, тематической, типовой, видовой, языковой и др. состав литературы, соответствие ее информационным потребностям общества);
3. обеспеченность кадрами (общая их численность, образовательный и квалификационный состав, стаж и т. д.);
4. материально-техническая оснащенность (здания, оборудование, механизация, автоматизация библиотечных процессов).
Библиотечные ресурсы определяют отношения библиотек друг с другом при создании услуг и продукции, удовлетворяющих информационные потребности. Только в рамках определенных внутри- и межбиблиотечных отношений и связей возможно функционирование библиотечного дела. Таким образом, библиотечное дело есть не что иное, как взаимодействие библиотечных ресурсов и библиотечных отношений.

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Информация сегодня многими рассматривается как особая ценность. Существует даже такая точка зрения, что она превращается в реальную производительную силу. Появился новый термин, обозначающий современный уровень развития общества - информационная цивилизация или информационное общество. Активным сторонником этого подхода к пониманию современного общества является, в частности, Я.Л. Шрайбер. Он считает, что информационные технологии начинают доминировать в обществе и в его экономике, становится базовым, уровень их развития определяет уровень развития страны в целом.
Роль библиотек в этом процессе - это роль посредника, транслирующего информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уж о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.
Однако существует и другое мнение. Так, Г.П. Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья». Программа библиотечной деятельности, предложенная Фонотовым, достаточно обширна, но собственно информационную деятельность он не отвергает, но и не рассматривает в качестве основной функции библиотек. По его мнению, библиотека собирает и хранит источники знания, а не информацию, поэтому информация - не цель, а средство трансляции знания.
А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют три парадигмы библиотечного дела, представленные разными авторами:
­ структурно-функциональная: библиотека представляет «документальный ресурс», а не информационный;
­ когнитивная: предмет труда библиотекарей - «знание»;
­ информационная.
Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему. Большинство авторов говорят именно об информационной функции библиотек как самой современной и востребованной. Но нельзя сказать, что эта точка зрения неоспорима.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях библиотеки, ее работников и читателей: библиотеки прежде всего по причине своей финансовой несостоятельности оказались не способными угнаться за выпуском новых книг и приспособиться к изменившимся интересам и потребностям читателей.
Это обнаружилось не только в комплектовании фондов, не только в качестве предоставляемых библиотеками услуг, но и в стереотипах мышления и поведения библиотечных работников. Частные (личные) библиотеки, скорее всего, если и выросли, то незначительно, но теперь они стали подбираться владельцами более целенаправленно, более качественно; люди уже не покупают все подряд, что является дефицитом, а предпочитают покупать только то, что действительно их интересует. Тем более что книги стали достаточно дорогими. Таким образом, специализированные личные и ведомственные (например, институтские) библиотеки стали реальным конкурентом публичных библиотек.
В силу этих и некоторых других причин (которые следует вскрыть в ходе специального социологического исследования) оппозиция «библиотекарь - читатель» приобрела характер скрытого конфликта.
Этот конфликт выражается в следующих моментах:
­ «читатель всегда неправ» во взаимоотношениях с библиотекой: правила пользования библиотечными услугами устанавливает именно библиотека, без учета интересов читателя;
­ читатели «в отместку» стараются не замечать библиотекаря как человека - они видят в них лишь функцию слепой силы под названием «библиотечная система»;
­ сама библиотека рассматривается явно или неявно читателями как строго функциональная система, а не место для нормальной работы, т.е. главной, если не единственной, обязанностью библиотеки является предоставление для решения некоторых задач книг (или, если угодно, информации), не более того; все остальное видится как довесок, не очень обязательный, к этой главной функции;
­ со стороны библиотечных работников содержанием их отношения к читателям является недоверие; в свою очередь, читательское отношение к библиотекарям характеризуется презрением или пренебрежением; и то, и другое в повседневности выливается в раздражение;
­ фундаментальное непонимание библиотекарями и читателями друг друга: каждый из них занимается своим делом, но вынуждены они это делать по непонятным для сторон причинам на одной территории. Но два этих дела разняться по содержа........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).
2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.
3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).
4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.
5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.
6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.
7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.
8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)
9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.
10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.
11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.
12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.
13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.
14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.
15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.
16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.
17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.
19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).
21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант
22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК
23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).
24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.
25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.
26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.
27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).
28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.
29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.
30. Степанян Г.
31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: (11.09.2015).
32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.
33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: ni/sel_bib.htm (10.09.2015).
34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.
35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.
36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...