Русская ярмарка методическая разработка на тему. Первые ярмарки на руси Кукольное представление с Петрушкой

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?

Из истории русских ярмарок

Прежде всего о том, что же такое ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) - это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», - такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, - Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.

С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в начале XX века - до 18,5 тысячи.

Продавец игрушек. Литография. Раскраска. Середина XIX в.

На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки - в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких расходячих торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее прародительницей была Макарьевская ярмарка. Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами - помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход. А после ее закрытия - торжественный молебен.

Макарьевская ярмарка была учреждена в середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она стала уже Всероссийской и сохранила свое название - Макарьевская, в память об основателе монастыря святом преподобном Макарии Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку в губернский центр Нижний Новгород.

Первый ярмарочный сезон Нижегородской ярмарки прошел успешно. Поэтому ярмарка осталась здесь и на все последующие годы. В народе по старой традиции ее долго еще величали Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». Таким образом, преподобный Макарий остался покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому календарю). К этому времени и была приурочена ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа (по старому стилю). Церковь во имя святого Макария возвышалась над всеми прочими ярмарочными сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи святого, прославленные чудесами, перевозились с места его погребения в Нижний Новгород, чтобы каждый торговец мог попросить у святого помощи в своих торговых делах.

Вскоре значение Нижегородской ярмарки в жизни страны сделалось столь велико, что ее прозвали «карманом России». В середине XIX века торговый оборот этой ярмарки составил уже 86 миллионов рублей серебром.

Как писали все те, кто видел эту ярмарку в середине прошлого века, это было неописуемое зрелище - «в вавилонском смешении народов и языков, в бесконечных разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в разнообразии говоров, в непрерывной круговороти одежд, вещей, красок, - в буйном кипении жизни...».

Дыхание ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий на гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением». А когда писатель впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что он «ахнул от удивления».

Если в пятидесятых годах прошлого века в Нижнем Новгороде проживало чуть больше 30 000 человек, то каждое лето сюда на ярмарку съезжалось 120 000 - то есть четыре Нижних Новгорода!

Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.

Было здесь также множество иноземных товаров - чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.

Понятно, что каждая ярмарка - это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», - подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или - «Умей дело делать, умей и позабавиться». Еще одна народная поговорка учит: «Делу время - потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга - местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» - писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».

ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Горки, качели и карусели

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. Это подтверждается тем, что обычно в народе не говорили «погулять на ярмарке», а только «погулять на горах» или «погулять под горами», «погулять под качелями».

Горы эти строились из деревянных брусьев, самые большие, очевидно, возводились в Санкт-Петербурге. Их высота доходила до 10-12 метров. Зимой покатую часть их выкладывали льдом и поливали водой. Прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Съезжали с них обычно на санях, причем разгон санок бывал более 100 метров. Ездили здесь обычно на Рождество, на Святки и на Масленицу. Со временем появились летние катальные горы. Спускались с них не на санках, а на маленьких тележках, на особых «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

Весной самым любимым развлечением становились также качели. Они бывали двух видов: висячие и круглые перекидные (иногда их называли «колесо»). Простые висячие качели состояли из двух вкопанных в землю столбов с перекладиной наверху, к которой были подвешены доски - сиденья. На них нужно было качаться самому.

У круглых перекидных качелей на перекладину, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним люльками или кабинками, куда и усаживались желающие покататься. Ось приводилась в движение, и кабинки поднимались высоко над землей, а затем опускались. Этим занимались особые качельщики, или качальщики, которые и брали плату с катающихся.

Другие катальные устройства, или «кружильные катания», состояли из каруселей. Они также были нескольких видов.

Наиболее простые из них - карусели «коньки». Здесь на веревках подвешивались люльки или деревянные лошадки. Отсюда и пошло название «коньки».

Наиболее сложными по своему устройству были карусели «самокаты» или карусельные спуски. Они также были излюбленным местом развлечения простого народа, который иногда говорил: «гулять под качелями». На Нижегородской ярмарке главное место, где располагались балаганы и карусели, называлось «самокатная площадь», или попросту «самокаты».

Карусель «самокат» представляла собой крытую двухъярусную деревянную постройку с внешними и внутренними галереями. Внизу, в кассе, нужно было купить билет и затем подняться на второй ярус, где и находилась огромная карусель «самокат». Внизу же располагалась машина, которая с помощью шестерен и приводила в движение карусель.

Вся постройка карусели, как снаружи, так и внутри, украшалась различными картинами, афишами, пестрой росписью и разноцветными флагами. На ее галереях выступали деды-зазывалы и актеры в костюмах скоморохов или различных сказочных животных. Тут же происходили и другие выступления - оркестров, рожечников, песенников и хоров.

На одной из первых в России каруселей можно было прочитать такое объявление о плате за катание: «На карусели обернуть 20 раз с персоны 10 копеек». Народный артист И.А. Зайцев, много лет выступавший на ярмарках уже в начале нашего века, уточняет: «За вход на «самокат» платилось 15 копеек, и можно было кататься хоть целый день».

Карусели, как и другие всевозможные «круговращения», берут свое начало в древние времена и, по всей вероятности, связаны с весенними языческими обрядами «славления Солнца». В это время года природа пробуждалась после зимней спячки и закладывались основы будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими песнями-заклинаниями, плясками по кругу и круговращением на карусели подражали годовому движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых делах и способствовать быстрейшему расцвету природы.

Такой же смысл имели в древности и качели. Подъем вверх, подбрасывание и подпрыгивание - это древнейшие магические движения. Их назначение - ускорить рост растительности, в первую очередь посевов, и помочь им скорее подняться над землей.

Ярмарочные балаганы

На каждой крупной ярмарке было множество самых разных балаганов с флагами, флюгерами, огромными афишами и вывесками.

Понятие «балаган» пришло к нам с Востока. В первооснове это персидское слово «бала-хане», что означает буквально «верхний дом», или, точнее, верхнюю часть дома, верхнюю комнату, балкон (отсюда, кстати, и русское слово «балкон»).

В большом балагане были сцена с занавесом, ложи, места первого и второго разрядов, пол амфитеатром повышался от сцены к задним рядам. В балаганах попроще бывал еще и так называемый «загон» - часть зала для стоячей публики, без мест.

Ярмарочный артист И.А. Зайцев рассказывал, что бывали и обширные балаганы - на 500-600 мест. В них за местами первого и второго разрядов отгораживалась галерка, которую также разделяли на две части. Кроме того, ложи строили в три яруса. В таких балаганах билет на галерку стоил 5-10 копеек, а ложа на 4-5 мест оценивалась в три с лишним рубля.

Бывало, что балаганы на ярмарке называли подкачельными, или комедиантскими, хотя служили они разным целям. Здесь можно было увидеть: балаган с цирком, балаган с музыкой, балаган со стрельбой в цель, балаган с учеными канарейками, балаган с Петрушкой и т.д.

Ярмарки на Руси были сразу всем - и EXPO, и неделей дизайна, и бизнес-форумом, поэтому длились по несколько месяцев. С каждой государственная казна получала огромные доходы:

с одной только Мологской ярмарки казна получала 180 пудов серебра. В XIX веке на Нижегородскую ярмарку съезжалось 200 тысяч человек – в десять раз больше тогдашнего населения Нижнего Новгорода.А товарооборот составлял 50 миллионов рублей серебром. Хорошо работали - хорошо отдыхали. И ведь развлечения были не хуже, чем сейчас!

Американские горы

То, что мы теперь называем американскими горками, было изобретено ещё до появления самих Соединённых Штатов. Горки были одним из главных развлечений на ярмарке. «Погулять под горами» значило «погулять на ярмарке». В высоту горы достигали12 метров. Зимой их обливали водой и катались на санях, а в тёплую пору – на специальных тележках или коврах.

Другое любимое народом развлечение на ярмарках – качели и карусели. Их разновидностей было множество. Качели были висячие и перекидные: на первых нужно было кататься самому, вторые раскручивались качельщиками. Самыми простыми каруселями были коньки, когда на верёвках подвешивались деревянные лошадки. Самые сложные – это самокаты. Они представляли из себя двухъярусную постройку с огромным количеством внутренних и внешних галерей. Катание на самокатах стоило 10-15 копеек.

Аттракцион Гиганские шаги

Практически современная "тарзанка". Это столб высотой до 7 метров, на вер­шине которого закреплена вращающаяся ме­таллическая тарелка. По краю тарелки сде­ланы крючки, к которым прикрепляются ка­наты. Нижняя часть каждого каната обра­зует петлю, обшитую материей. Садясь в такую петлю, участники аттракциона разбе­гаются и делают большие прыжки, затем на мгновение касаются земли и опять прыгают. Таким образом, в аттракционе «Гигантские шаги» круговое вращение сочетается с взле­тами, напоминающими раскачивание на каче­лях.

Делалась так:

Балаганы

Ярмарочный балаган – это прообраз цирка, театра, оперы и даже мультфильма. В больших балаганах были сцены с занавесом, ложи и стоячие места. Здесь показывали «волшебные пантомимы», в которых арлекины в чёрной одежде и на чёрном фоне творили чудеса: пилили друг друга, разрывали друг друга, а затем волшебным образом оживали, когда их голову, туловище, руки и ноги соединяли.

В некоторых балаганах были паноптикумы, то есть выставки диковинных предметов, растений, живых существ и уродцев. Здесь можно было своими глазами увидеть женщину-русалку, говорящую голову, человека с железным желудком и даже всемирно известную татуированную даму. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Раёк – это небольшой красочный ящик, украшенный различными фигурами и флажками. На его передней стенке были прорезаны два (в более крупных – три или четыре) окошка с увеличительными стёклами. Через них зрители смотрели на панораму, нарисованную на длинной ленте, перематывавшейся с одного валика на другой. Зрелище сопровождалось рифмованным комментарием раёшника.

Кукольные театры

На ярмарках давали представления «механические театры». В них разыгрывались получасовые представления, а главными участниками были куклы. Репертуар «механических театров» был разнообразным: некоторые постановки были настолько масштабны, что в них участвовало по 30-40 кукол.

В «театре живых картин» разыгрывались ещё более массовые представления, в которых порой использовали сложные театральные эффекты. К примеру, мастера «театра живых картин» показывали зрителям Куликовскую битву.

На балагане выступали и так называемые «театры-цирки». Здесь были и конные комедии, и штукари (акробаты), и силачи, державшие в зубах пудовые гири и поднимавшие по 5-6 человек, и «каучук», то есть гимнасты, и фокусники, и учёные звери, медведи, обезьяны, тигры, слоны. Устраивались «собачьи комедии», где актёрами были дрессированные собаки.

День Микеля или Маттиса отмечается 29 сентября, как праздник завершения сельскохозяйственных работ, а так же, как день базаров и торговли.

Микель – архангел Михаил, сражающийся против всех тёмные сил зла. На иконах он чаще всего изображён, как воин-защитник, покровитель Божьего народа в его борьбе за свободу.

Все, кто читал и просто рассказы восточных авторов, конечно, помнят завораживающее описание восточных базаров. Разноязычный говор, ослепительно яркие краски, немыслимые ароматы, витающие в воздухе, просто врываются в реальность, сходя со страниц книг.

Интересно и то, что часто были центром культурной, политической и социальной жизни. Располагался базар на центральной городской площади. Рядом мог находиться не только дворец правителя, но и мечеть.

Например, а «Истории Бухары» Мухаммеда Наршахи – 899-959 мы читаем: «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».

Но базары и Ярмарки появились задолго до христианства и ислама. Ещё до нашей эры с возникновением первых государств, таких как Месопотамия… Были они и в Древней Греции и в Древнем Риме.

И уже рыночные площади считались священным местом. На рынках устанавливали алтари различных божеств: Зевса, Гермеса, Афины и считалось, что рынки находятся под покровительством этих божеств.

Первой известной ярмаркой в Западной Европе считается прошедшая в 629 году ярмарка в Сен-Дени под Парижем. Ярмарки стали наиболее распространённой формой торговли в Европе во времена Средневековья.

В XIII - XIV веках одно из самых оживлённых мест торговли находилось во Франции в графстве Шампань, где ярмарки проходили круглый год. Во второй половине XIV века большая часть ярмарочной торговли переместилась в Лион и Женеву.

А в XV веке, центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Ярмарки проводились так же в Германии во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

Многие , зародившиеся в глубине веков, продолжают здравствовать и ныне.

На Руси испокон веков были свои ярмарки.

Прабабушка рассказывала мне, как отец до революции возил всю семью на ярмарки. Перед этим мать наряжала детей во всё самое лучшее, наряжалась сама, подбирала для отца самую красивую рубаху, брюки, головной убор и сапоги.

Детям ярмарка в те времена представлялась ожившей сказкой. Их вели на кукольное представление, покупали различные сладости, воздушные шары, они любовались медведями, наряженными в национальные русские костюмы – те били в бубен и танцевали под присмотром цыган и их одобрительные крики.

Судя по тому, с каким восхищением и азартом прабабушка предавалась воспоминаниям, как зажигались и молодели её глаза и розовели щёки, ярмарки подарили ей в детстве много счастливых часов.

На Руси ярмарки появились в глубокой древности, и располагались сначала на пересечении торговых путей. Проезжающие мимо со своим товаром купцы не могли удержаться от соблазна, останавливались и начинали торговать. Свои товары на ярмарках продавали так же крестьяне и ремесленники живущие неподалёку. Транспортом первых ярмарок были лошади, на которых привозили и увозили товар.

Правительство на Руси с глубокой древности не только не препятствовало ярмаркам, но и способствовало их появлению. Например, ещё княгиня Ольга организовала погосты, где люди могли торговать своими товарами. А царь Пётр I считал, что ярмарки способствуют внутреннему товарообороту и налаживают торговые связи с иностранцами.

Когда-то ярмарки называли – торжки, торги, и лишь много позже, когда они расцвели в таких крупных городах, как Москва, Новгород, Псков, Рязань, их назвали ярмарками.

Может быть, именно с ярмарок пошёл так называемый русский размах, так поражающий иностранцев и в наше время. Восхищённые воспоминания о московских торгах оставили венецианский посол Контарини, побывавший в Москве в 70-х годах XV века и купец Иосафато Барбаро.

Само слово «ярмарка» скорее всего, пришло к нам с Запада. Так, например, путешествовавший по России в начале XVI века и побывавший на одном из торгов, на реке Мологе при городке Холопьем, немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн потом писал в своих «Записках о московских делах», называя русский торг привычным для себя словом «jahrmarkt» – «ярмарка».

В. И. Даль объяснял, что «ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Любая ярмарка, как правило, представляла собой огромную многоликую и шумящую толпу из торгующих, покупающих и просто любопытствующих. Потом торговец Фурье предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию. Теперь покупатели и продавцы не смешивались друг с другом, и появился относительный порядок.

Первая крупная ярмарка в Нижнем Новгороде прошла уже во второй половине XIV века.

Самой большой ярмаркой в России была Нижегородская, которую сначала называли Макарьевской, так как располагалась она у стен Макарьевского монастыря, стоявшего в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге в 1641 году.

В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, однако ещё долгое время продолжала называться по имени своей предшественницы Макарьевской.

На ярмарку в Нижний Новгород везли хлеб из Самары и Саратова, рыбу из Астрахани, кожу и пушнину из Сибири, железо с Урала. На ярмарку ехали и иностранцы, которые называли Нижегородскую ярмарку русским караван-сараем. Торговля на ней шла, как оптовая, так и розничная.
К середине XIX века общее число торгующих превысило 15000 тысяч.

Ещё ярмарка была под Курском, первое упоминание о ней относится к 1708 году. С 1824 года она стала называться Коренской, и на неё стали съезжаться купцы со всех уголков России.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет, называл курскую ярмарку «выставкой невест». И писал: «Все проходы застилались свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, разгуливали разодетые дамы. То и дело мелькали кавалерийские офицеры в полной форме с волочащимися саблями».

На Курской ярмарке, по словам писателя Гиляровского, продавали соловьёв. По тем временам стоили они недёшево – 100 рублей за одного певца в клетке.

Позднее появилась Уральская ярмарка.

Интересно, что на ярмарках большим спросом пользовались различные снадобья всевозможных знахарей, презервативы из бычьих пузырей, лубки с яркими картинками, которые заменяли беднякам книги. Но именно ярмарки способствовали развитию народных промыслов.

На ярмарках продавали практически всё! Лошадей и другой скот, зерно, муку, мёд, сахар, пряники печатные и непечатные, галантерею, всевозможные ткани, шапки, расшитые душегрейки, шали, шубы, валенки и многое другое.

В старину на ярмарках обвешивать и обсчитывать покупателя было не только грешно, но и пятнало честное имя продавца.

Всенепременными участниками ярмарок были скоморохи, купцы, цыгане с медведями, гадалки.

В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 млн. рублей. Ярмарки были, как однодневные, так и длившиеся неделю и даже не один месяц.

Я очень люблю, когда ярмарки начинаются в нашем городе. Ярмарка на центральной площади города работает три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям. Начинается она в середине августа и длится до 1 ноября. Приезжают на неё продавцы из разных мест, как правило, из городов Поволжья. Но больше всего, конечно, местных фермеров, продающих экологически чистую сельскохозяйственную продукцию.

Деревенские продукты охотно раскупаются горожанами, а туристы с удовольствием покупают сувениры и поделки, созданные руками местных умельцев.

Приюты на нашей ярмарке пристраивают в хорошие руки котят, собачек и даже попугаев и обезьян. Все животные выглядят ухоженными, желающие получают визитки и могут посетить приют, разыгрывается беспроигрышная лотерея в пользу животных, которые не могут найти хозяев и остаются в приюте. Это немного грустная нотка… Во всём остальном ярмарка только радует.

Например, мы, мёд покупаем только на этой ярмарке. Там же приобретаем астраханскую рыбу, вологодское масло и другие товары.

И ещё одной из моих личных радостей является то, что на этой ярмарке можно купить с рук недорого книги в хорошем состоянии.

И, наверное, не будет ничего плохого, если поблагодарить за ярмарки их покровителя святого Михаила или Микеля, ведь ярмарка на самом деле тот самых праздник, что сближает людей самых разных национальностей и взглядов.

Наталия Дзюба
Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка»

Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка » .

Цели : Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке , как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Задачи : Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах . Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа . Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.

Предварительная работа : Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Хохломы, Дымкова. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, песен, частушек, танцев.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы : Презентация «Русская ярмарка » . Столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей. Деревянные ложки для оркестра.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь) .

Воспитатель : Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка » . Как вы думаете, что такое ярмарка ? (Ответы детей) . Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка . (Показ презентации) .

Ярмарка – это такое место , где испокон веков больше всего народу собиралось. (Слайд 2) . К Ярмарке готовились , о начале Ярмарки оповещали заранее .

Хлебом, солью встретим гостей!

Мёд будет течь рекой!

Коробейники да скоморохи развлекут народ.

Снедью разной потчевать будем!

Забавы разные покажем! (Слайд 3) .

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения , и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников : Рождество, Масленица, Пасха, Троица. (Слайд 4) .

На ярмарках не только торговали и покупали (Слайд 5, но и обязательно веселились, как могли : песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (Слайд 6, 7) .

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (Слайд 8) .

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка . (Слайд 9, 10) .

Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (Слайд 11, 12) .

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ. (Слайд 13) .

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. (Слайд 14, 15) .

Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (Слайд 16) .

Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. Народная мудрость гласит : любая душа празднику рада! (Слайд 17) .

Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку ? Тогда я приглашаю вас.

В : Я приглашаю вас

Поиграть, посмотреть,

Как мы будем песни петь,

Хороводы здесь водить,

Состязанья проводить!

Много вам всего покажем,

И сыграем и расскажем,

Как в старину все это было .

Да, мы многое забыли,

Будем игры вспоминать,

С удовольствием играть!

Дети под русскую народную мелодию идут за воспитателем, садятся на стульчики. Выходит ведущая в народном сарафане.

В : Покровительницей ярмарки и торговли на Руси считалась Параскова Пятница. Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет : трудолюбивых, работящих людей награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.

На ярмарку ! На ярмарку !

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Ребенок : Глядите, не моргайте,

Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте!

Ребенок : Нынче ярмарка у нас !

Покупай все про запас!

Ребенок : Мы торговцы – зазывалы,

Мы – ребята молодцы!

Весь товар у нас на славу :

Ложки, гребни, петухи!

Ребенок : Подходите, примеряйте

Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте,

Доставайте кошельки!

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке .

(Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства : дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

В : На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.

Ребенок : Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

В : Ребята, что это за роспись?

Дети : Это роспись – Гжель!

Ребенок : А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

В ярмарке произведения гжельских мастеров. Дети находят изделия из Гжели. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины, фарфора) .

В : Ну что, народ, кто играть пойдет,

Тот все призы заберет.

А кто не хочет играть,

Тому даже бублика не видать!

Проводится русская народная игра «Сапожник» .

Вот и мы с вами, поиграли, косточки свои размяли!

А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Дети разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2)Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

В : К нам прибыли гости из слободы Дымково.

Ребенок : Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,

Расписные даже хрюшки

В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее, вам понравятся!

В : Посмотрите, есть ли на нашей ярмарке произведения дымковских мастеров. Дети находят изделия из Дымково. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины) .

Ребенок : Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой!

В : На ярмарке и народные песни , и музыку можно было послушать. И самим спеть. Какая же ярмарка без частушек !

Ребенок : Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Самовар, самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох,

Выросла картошка.

Я вчера такое видел

Не расскажешь никому

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Хохломой и Городцом

На весь мир прославилась!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

В : Эх, честной народ, заводи хоровод,

Просто так не стой, а пляши да пой!

В : Еще гости к нам на ярмарку пожаловали .

Ребенок : Золотом и ярким цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Дети : Это – чудо Хохлома!

Ребенок : Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!

Ну, а это, братцы, мы

Наш товар из Хохломы :

Посуда и игрушки,

Свистульки и зверушки.

В : Выходите ложкари. Ложкарями называли тех, кто ложки делал, и тех, кто на ложках играл.

Оркестр с ложками.

В : Доставай пятачок – покупай кренделек.

Доставай пятак другой - бери бублик большой. Раз на ярмарку мы попали , так гостинцев надо для себя прикупить. Ведущая показывает детям бублики, сушки, крендельки.

Ребенок : Распродали все товары

И скорее – тары - бары.

Нет, друзья, так не годится,

Продолжаем веселиться!

В : Побывали мы друзья на ярмарке , повеселились, гостинцев прикупили, а на карусели еще не катались.

Песня «Ярмарка » .

Ведущая приглашает детей и гостей покататься на карусели.

В : Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась .

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Что такое ярмарка. Когда появились первые ярмарки на Руси?

  1. Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг) , и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище) До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др. по-английски fair,по-немецки Jahrmarkt, Messe,по-французски foire, по-итальянски fiera, по-испански feria
    Ярмарка, временный торг, на кот. съезжаются продавцы и покупатели в определен. срок в определен. место. Почти исчезнувшие в Зап. Европе, Я. сохраняют значение в России, чему способствует недостаток удобн. путей сообщения, тем более, что наши водные пути, замерзающие на несколько мес. , благоприятствуют развитию ярмарочн. торговли. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в. , но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, ярмарка большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями. Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих Записках о московских делах он назвал этот торг привычным для себя словом jahrmarkt ярмарка.
    В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817).
    Испокон веков на Руси, как и во всем мире, рынки были первыми, самыми распространенными и доступными предприятиями торговли для всех категорий населения. Если заглянуть во внутрь веков, в историю далеких тысячелетий, можно убедиться, что в жизни человека любого вероисповедания, убеждения, сословия, так называемые сборища-базары-ярмарки, или купеческие торги, которые появились практически вместе с самим человеком, сыграли главенствующую роль не только в выживании человека, но и в развитии экономических и политических отношений внутри государства и между государствами. Красочные базары и ярмарки на Руси стали не только объектами купли и продажи, но и излюбленным местом для встреч, бесед, обмена новостями. Появился и торг в Макарьевской слободе. Удобное ее месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности макарьевского монастырского торга. И здешняя Макарьевская слобода превратилась в городок. Однако его известность распространилась по Руси, когда тут царским указом 1696 года была учреждена ежегодная всероссийская ярмарка, названная в честь первого игумена здешнего монастыря Макарьевской. Почти полтора века гремела на всю Европу слава Макарьевской ярмарки. Помянул ее и Пушкин в Евгении Онегине:
    Макарьев суетно хлопочет,
    Кипит обилием своим.. .
    В первые годы Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по ст. ст.) до первого Спаса 1 августа. А после того, как она была объявлена государственным торжищем растянулась на целый месяц.
    В России таких ярмарок было несколько, но первейшей слыла Макарьевская. Не на ней ли родились хлесткие и мудрые поговорки:
    На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
    Не сходно не сходись, а на торг не сердись.
    Гусь да баба торг, два гуся и две бабы ярмарка.
    Вольнее торгу нет, а и там неволя живет говорили, имея в виду цены.
    С Макарьевской ярмарки пошли в ход ее именные выражения: базарных плутов называли макарами. Подпустить макарку значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили: Вчера Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал.
  2. так зачем писать что ты не знаешь
    Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей (продавцов и покупателей), организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
  3. ярмарка объявлений - http://besplatnee.ru
  4. Ярмарка (нем. Jahrmarkt ежегодный рынок) ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определнный сезон, товар (например вино) или тематику (например, православные ярмарки) .

    Холопий городок (Старый Холопий городок) , древнерусский город XIVXVI вв. и торговый центр на берегу реки Молога, в 50 км от города Молога.
    На берегу Мологи, в 50 верстах от устья реки, существовал Холопий городок, где жили пленные аланы, занимавшиеся гидростроительными работами, ремеслами и торговлей. Они устроили здесь знатный меновый базар-ярмарку с присущим им кавказским размахом, куда стали съезжаться их давние торговые партнеры, еще гостившие у них в Дедякове.
    На торжище в Холопий городок стали причаливать торговцы из северо-восточных стран и из южных. Тимофей Каменевич-Рвовский - иеродиакон Холопьего монастыря, расположенного тут же на реке Мологе, живший в конце ХVI в. , отмечал, что только от одних торговых пошлин Холопий городок выручал 180 пудов (почти 3 тонны) серебра за 4 навигационных месяца. В глухоманные финно-угорские земли пришла культура. Колонизация этих северо-восточных окраин Руси шла за счет привлечения новых технологий и контактов, о которых я упоминала выше.
    Иван Калита, купив у внука Глеба Васильковича - Романа Белозерское княжество, перенес ярмарку из Холопьего городка к самому моложскому устью. Некоторые генуэзцы, например, Матфей и Дмитрий Фрязины, побывав на ярославской земле, найдут постоянное место жительства в Руси, станут правителями Печоры. И таких примеров можно привести немало.
    Арабская, итальянская и др. речи зазвучали на исконной земле Веси! Это была первая ярмарка Руси. Аланы выполнили поставленные еще Глебом цели: зазвенели древние сасанидские серебряные монеты, зашуршали восточные шелка, появились заморские зодчие и художники.. .Жители Холопьего городка, или по-другому, - поселения Осетин, со временем ассимилировали.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...