Что значит сольфеджио. Что такое сольфеджио, музыкальный класс. О практической части занятий

Всем привет, дорогие вокалисты!

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио - это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, - это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

1-я - ДО (С)

5-я - СОЛЬ (G)

7-я - СИ (H, также могут подписывать B)

Пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава - музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд - это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш - 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный - самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый - второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый - обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез - повышение на полтона,
  • бемоль - понижение на полутон,
  • бекар - отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые - пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные - ставятся перед нотой.

Тон и полутон.

Полутон - это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон - это 2 полутона.

Интервалы

Интервал - 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.

Нижний звук интервала является его основанием, а верхний - вершиной.

Интервалы делятся на 2 типа:

  • мелодичные - нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные - одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

  • Прима (1)
  • Секунда (2)
  • Терция (3)
  • Кварта (4)
  • Квинта (5)
  • Секста (6)
  • Септима (7)
  • Октава (8)

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота - самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота - в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота - ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота - ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота - естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:

Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.

Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.

Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам , пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа , потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина , которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Обратите внимание!

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио , которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

Родители, приводя своих детей в музыкальную школу, не задумываются над вопросом: а готов ли их ребёнок к освоению программы?

Например, программы сольфеджио.

Речь сейчас не идёт о родителях-музыкантах, которые всегда и всем могут помочь своему ребёнку. Что знают о способностях своего ребёнка родители, которые никогда не учились в музыкальной школе или сами когда-то бросили её на полпути?

Поскольку профессия музыканта сейчас "не пользуется спросом", родители отдают своих детей "в музыкалку" просто для их общего развития. Конкурса и отбора сейчас в обычную музыкальную школу нет, поэтому идут все - независимо от их "пригодности" или "непригодности". Директора школ и преподаватели ждут с распростёртыми объятиями каждого ребёнка, ведь от количества учащихся детей зависит материальный баланс школы. Все школы сейчас почти на самоокупаемости, денег от города или области поступает крайне мало.

Что же получается? Программа осталась для одаренных, отобранных детей, а учатся по ней дети, которые не готовы осваивать даже самые начальные навыки.

Особенно это касается сольфеджио, которое включает в себя пение, освоение ритма, определение на слух, музыкальный диктант, сочинение музыки и теоретические сведения. Как-то так получается, что именно на этом предмете особенно сильно "спотыкаются" и дети, голосовой аппарат которых не готов петь, и преподаватели сольфеджио, которые не могут помочь детям именно в пении.

Кто такие преподаватели сольфеджио? Это в большинстве своём люди, хорошо владеющие различными теоретическими сведениями, имеющие очень хороший музыкальный слух, даже умеющие сочинять музыку, но совершенно не владеющие искусством пения. Как это так: в программе сольфеджио на первом плане стоит "пение", а преподаватель не умеет петь? К сожалению, в подготовке преподавателя - сольфеджиста нигде (ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в Вузе) нет предмета "Постановка голоса". Только совсем недавно (год назад) в качестве эксперимента в некоторых муз. колледжах ввели "постановку голоса" будущим преподавателям сольфеджио.

А что делать сейчас? Ребёнок петь не готов, преподаватель помочь не в состоянии. Из года в год половина детей (или больше) не усваивает, "давится" "номерами" по сольфеджио (нотными строчками для пения). От класса к классу сложность таких "номеров" неуклонно возрастает. Уже в 3 классе нужно петь "номера" в быстром темпе, со сложными интонациями и мелкими длительностями. А половина детей в 3 классе не может спеть даже номера с трудностью 1-го класса. Как правило, преподаватель даже "не бьёт тревогу", потому что сам не знает, что делать, а понукать детей и заставлять больше дома петь - смысла тоже никакого, всё равно будут петь неправильно.

Обычно преподаватель думает: "Ну, правила по сольфеджио знают, легко строят любую гамму, интервал, аккорд, правильно "стучат" ритм, даже музыкальные диктанты как-то умудряются писать. Чего ещё надо? Да, с пением большие проблемы. Но я-то что могу сделать? Я сам(а) не умею петь".

Вот и получается, что всё катится так, как катится. Неготовые к пению дети пытаются дома петь заданные "номера". Хорошо, если дома есть такие клавишные инструменты, как фортепиано (синтезатор) или аккордеон. Можно сыграть номер и хоть как-то постараться его спеть. А если нет? Если дома, допустим, барабаны, флейта, гитара, балалайка, домра, даже скрипка? Нельзя в музыкальной школе при помощи этих инструментов выучить "номер".

Есть проблема и с фортепиано и аккордеоном. У них равномерно темперированный строй - искусственный (октава поделена на равное количество полутонов - 12). Петь в нём крайне неудобно. Он очень отличается от строя, существующего в природе. Когда-то давно, до И.С. Баха, музыканты пользовались в игре на инструментах природным натуральным строем. Но он ограничивал количество употребляемых тональностей. Использовались лишь тональности до 2-х знаков при ключе (включительно). Тональности с бОльшим количеством знаков звучали фальшиво. Давно музыкальные теоретики (ещё с 16 века) искали возможности для введения нового, сначала "хорошо темперированного", а потом "равномерно темперированного" строя, который бы позволил пользоваться большинством тональностей (24), свободно переходить из одной тональности в другую в одном и том же произведении, не перенастраивая инструмент (модулировать). Наконец - свершилось. Сейчас и фортепиано, и аккордеон, и баян - именно в таком строе, совершенно непригодном для пения.

Каков же выход? Петь в строе, близком к натуральному.

А как в нём петь? Каков показатель природного строя? ПЕТЬ В НЁМ УДОБНО!!! Это же природный строй!!!

Преподаватели-хоровики, сами умея петь в натуральном строе (потому что это удобно от природы) и владея вокальными навыками, и детей пытаются научить петь. Однако, покинув хоровой класс, дети попадают снова в капкан темперированного строя, играя на инструменте, или когда пытаются петь на сольфеджио. Одноразовое в неделю занятие Хора, естественно не помогает.

Я сама - преподаватель-теоретик (преподаватель сольфеджио). Ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в консерватории меня никто не учил петь. Пела всегда "чисто", т.е. в темперированном строе. Всегда имела "5" по сольфеджио. Но... я всегда знала, что петь не умею, очень хотела научиться, но не знала, с чего начать. Поскольку я работала и концертмейстером на хорах, на уроках по постановке голоса у вокалистов, постепенно, крупица за крупицей, собралась информация, которая позволила мне научиться петь. Я прочитала много книг по постановке голоса. Я испытывала на себе всевозможные вокальные упражнения, которые давались учащимся, и о которых я узнала из книг. Теперь я знаю, что достаточно было в детстве каждый день слушать и учиться петь на правильно спетых простых примерах - просто подражать хорошему пению.

Вот что происходит, когда ребёнок пытается петь номер, наигранный на фортепиано - он не попадает в ноты, не поёт, а разговаривает.

Попробуйте позаниматься с помощью этих напетых номеров . Пробуйте петь сами (после прослушивания) и давайте попробовать ребёнку. Пение точно улучшится после первых же "тренировок" процентов на 50%.

Возможные реакции преподавателей сольфеджио:

1) Если ребёнок совсем не пел и вдруг "запел" после занятий по этим упражнениям, то реакция преподавателя точно будет: "Ой, какой же ты молодец".

2) Если ребёнок пел "не очень", но запел гораздо лучше, то реакция преподавателя сольфеджио может быть: "Это фальшивое пение". Я бы сама так сказала ещё лет 10 назад. А теперь вспомните оперных певцов. Они поют в строе, очень близком к натуральному. Однако же как-то "уживаются" с темперированно настроенным оркестром. Так что выход есть: пусть преподаватель сольфеджио кое-где подыгрывает аккорды аккомпанемента к пению вашего ребёнка. В первом классе такое подыгрывание вполне допускается. А ко второму классу ребёнок сам научится держать баланс между строем, близким к натуральному, и темперированным строем (в некоторых местах нотного текста).

Напетые номера помогут:

создать в голове нужную слуховую базу;
развить музыкальный слух;
хорошо разбираться в нотном тексте;
петь правильным звуком;
не отстать по программе сольфеджио;
всегда быть готовым на уроке сольфеджио;
получать только хорошие оценки за выученные номера;
быть лучшим в группе;
полюбить пение;
получать удовольствие от занятий сольфеджио.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова сольфеджио

сольфеджио в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

сольфеджио

(правильнее: сольфеджо), нескл., ср. (ит. solfeggio от названия нот sol и fa) (муз.). Вокальное упражнение для развития слуха и приобретения навыка Петь по нотам без помощи инструмента (исполняется без слов, вм. к-рых произносятся названия нот). Петь сольфеджио. Трудное сольфеджио.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сольфеджио

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сольфеджио

ср. нескл.

    Вокальное упражнение - пение нот с произношением их названия, служащее для развития слуха, приобретения навыка читать ноты, а также для обработки голоса.

    Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха учащихся.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сольфеджио

СОЛЬФЕДЖИО (сольфеджо) (итал. solfeggio, от названия нот соль и фа) вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот; при пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот. Слоговое сольфеджио для запоминания музыкальных композиций распространено в странах Азии (родственно сольмизации).

Сольфеджио

сольфеджо (итал. solfeggio, от названий музыкальных звуков соль и фа) (музыкальное).

    Учебный предмет, ставящий своей целью воспитание музыкального слуха; включает пение одноголосных и многоголосных отрывков из музыкальной литературы или специально написанных упражнений с произнесением названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на слух только что прозвучавших музыкальных отрывков.

    Специальные вокальные упражнения, главным образом с сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные звуки; называются также вокализами (в СССР носят только это название).

    Лит.: Островский А. Л., Методика теория музыки и сольфеджио, 2 изд., Л.,1970.

Википедия

Сольфеджио

Сольфе́джио - многозначный музыкальный термин, означающий:

  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант , анализ на слух;
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;
  • то же, что и сольмизация .

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Евфрона, сольфеджио - начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов , как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию (см. Силлабизация).

Примеры употребления слова сольфеджио в литературе.

Сначала занимались сольфеджио и вокализами - вокализами довольно долго, потом переходили к составлению коротких музыкальных фраз, исполняли первые мотеты, простейшие хвалебные гимны.

Сборник нот, предназначенных для сольфеджирования, так же, как и учебная дисциплина, называется сольфеджио .

До того Марьпална сольфеджио нас обучала, под ее руководством мы и пели, в основном Кабалевского -- общепризнанного авторитета и пламенного энтузиаста массового привития музыкальных основ поколению юных -- надежде страны.

Лауретта собрала все свое искусство, звуки соловьиного пения порхали передо мной, летали вверх, вниз, - короткая остановка, пестрые рулады, целое сольфеджио !

Мои музыкальные упражнения, сольфеджио и прочие премудрости -- позади.

С утра до ночи арпеджио, сольфеджио , пилят, скрипят, рычат и взвизгивают.

Это служение искусству тянулось у него до шестого класса, когда он счел себя слишком взрослым для ученических сольфеджио и решил бросить не только игру на скрипке, но и вообще даже разговоры о музыке.

Я ей верю, она не могла убить, если только не окажется, что убитый - преподаватель консерватории, ее учитель сольфеджио или чего-нибудь в этом роде.

И не беда, Что в сольфеджио мы не сильны, Коль кроме нас Эти песни кому-то нужны.

Сольфеджио

Литература

  • Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу.- М., 1991
  • Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. М., 1999 (2-е изд. - М., 2002, 3-е изд. - 2009) .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сольфеджио" в других словарях:

    - (ит.). См. solfeggio. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬФЕДЖИО (муз.) воспроизведение голосом нот без текста, причем поющий произносит название каждой ноты, для постепенного упражнения в пении.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (сольфеджо) (итал. solfeggio от названия нот соль и фа), вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот; при пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот. Слоговое сольфеджио для запоминания музыкальных композиций… … Большой Энциклопедический словарь

    - (правильнее: сольфеджо), нескл., ср. (итал. solfeggio от названия нот sol и fa) (муз.). Вокальное упражнение для развития слуха и приобретения навыка петь по нотам без помощи инструмента (исполняется без слов, вместо которых произносятся названия … Толковый словарь Ушакова

    Сольфеджо, упражнение Словарь русских синонимов. сольфеджио сущ., кол во синонимов: 2 сольфеджо (1) … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    СОЛЬФЕДЖИО, нескл. и СОЛЬФЕДЖО, нескл., ср. (спец.). Упражнение в пении без слов, вместо к рых произносятся названия нот. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста.При пении мелодии С. каждая ее нота называется. С., как упражнения,располагаются в сборнике с постепенным переходом от более легких к болеетрудным. С. пишутся во всех тональностях мажорных и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    сольфеджио - и допустимо сольфеджо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сольфеджио - (сольфеджо) (итальянское solfeggio), 1) пение мелодий с произнесением названий звуков (сольмизация); один из приемов музыкального обучения. Развивает слух и навыки чтения нот. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сольфеджо (итал. solfeggio, от назв. муз. звуков соль и фа). 1) То же, что сольмизация. 2) Уч. предмет, входящий в цикл муз. теоретич. дисциплин. Целью С. является воспитание слуха, осознание элементов муз. речи и их роли… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Сольфеджио , Данхейзер А.-Л.. Адольф-Леопольд Данхёйзер (1835-1896) - французский композитор, педагог, профессор Парижской консерватории, автор учебников по теории музыки и сольфеджио... Учебное пособие «Сольфеджио»…

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...