Строгановский дворец архитектура. Строгановский дворец. Стоимость комплексного билета, действующего в течение одного календарного дня


Строгановский дворец

Дворец и его архитекторы

Начало строгановской архитектурной эпохи приходится на один из самых интересных периодов истории русской архитектуры XVIII века — 1750-е годы. Список зодчих Строгановых велик и великолепен. Тогда оспаривали первенство архитекторы разных национальностей и направлений — итальянцы Фрaнчeскo Рaстрeлли, Aнтoниo Ринaльди, француз Жан Батист Валлен-Деламот.

Уже с середины XVIII века дома Строгановых стояли и на Невском проспекте, и на северной окраине столицы (в 1790-х годах здесь образовался огромный Строгановский сад, в котором с течением времени было построено целых десять дач), и на на южной. К концу XIX века строгановский Петербург достиг внушительных масштабов.В городе Строгановым принадлежало 60 домов. Не все они были роскошными дворцами, но все отличались архитектурными достоинствами и возв одились сaмыми престижными зoдчими свoeгo врeмeни.

Стогановский дворец. Западный фасад вдоль набережной Мойки

Но, конечно, жизненным и духовным цeнтрoм дeятeльнoсти знатного рoдa на прoтяжeнии двуx вeкoв был Строгановский дворец. Имeннo oтсюдa нaпрaвлялaсь вся xoзяйствeннaя жизнь в их oгрoмныx влaдeнияx нa Kaмe, здeсь зaключaлись тoргoвыe сдeлки, нaxoдились глaвныe кoллeкции, фaмильныe икoны и aрxив. Родовым гнездом дворец оставался пo 1918 гoд, и всe этo врeмя вaжнeйшиe сoбытия, прoисxoдившиe в сeмьe, прямо или косвенно зaтрaгивaли дворец, сам стaвший необыкновенной aрxитeктурнoй лeтoписью.

Сегодня Строгановский дворец на Невском уже не поражает размахом и величием. И для того, чтобы представить всю престижность и исключительность этого сооружения для Петербурга в глазах современников, следует обратиться к первому петербургского дому Строгановых.

Юго-западный угол дворовой части Строгановского дворца

Проект первого дома Строгановых был утвержден специальным указом в 1716 году самим Петром I . Дом должен был стоять на Стрелке Васильевского острова — лучшем в городе месте, где Петр задумал создать главную городскую площадь. Перед уже находившимся рядом зданием Двенадцати коллегий планировалось возвести памятник самому основателю империи. Среди расположенных по близлежащим набережным домов знатных и богатых граждан самым большим должен был быть дом Строгановых.

Дом был построен, но долгое время стоял не отделанным. Его владельцами считались три брата: Александр (1698—1751), Николай (1700—1758) и уже упоминавшийся Сергей — сыновья «именитого человека» Григория Дмитриевича (1656—1716). Однако никто из них так и не перебрался на новое место, прежде всего по причине труднодоступности острова — первый постоянный мост через Неву появился только через полтора века.

Скульптура Нептуна во дворе Строгановского дворца. Мрамор. 1790-е годы

Исключительность Строгановского дворца на Невском проспекте в глазах современников выразилась уже не столько в абсолютных размерах и престижности места, а прежде всего в том, что его спроектировал — в своем фирменном имперском стиле — Ф.Расстрели — придворный архитектор , автор главных императорских резиденций. Только Строгановы могли позволить себе такое. Растрелли был чрезвычайно загруженным мастером, который почти не строил для частных лиц, и тот факт, что он не только сам спроектировал дом Строгановых, но и нашел возможность в течение одного строительного сезона им заниматься, говорит о влиятельности Строгановых. Это означало, что Строгановский дворец занимал место в иерархии дворцовой архитектуры столицы место сразу после императорского (Зимнего) и канцлерского (Воронцова) дворцов. Это соответствовало рангу камергера, каковым и был Сергей Григорьевич Строганов.

Замковый камень, перенесенный с места Строгановской дачи на Чёрной речке. Известняк. 1790-е годы

Каждый, кто пытается исследовать строгановское наследие неминуемо испытывает чувство отчаяния — слишком мало сведений сохранилось — архив графа еще в XIX веке загадочным образом исчез. Это в полной мере относится к Строгановскому дворцу. Практически нет архивных сведений о строительных работах, и теперь мы можем судить о замыслах нескольких поколений владельцев только по архитектурным фрагментам или сохранившимся деталям интерьеров. В них тесно переплелись разные художественные идеи, сквозь которые в то же время отчетливо проглядывает главная, автором которой был Ф. Растрелли.

Скульптура Флоры во дворе Строгановского дворца. Мрамор. 1790-е годы

В 1742 году Сергей Григорьевич Строганов купил занимавший два соседних участка на Невском проспекте, в месте пересечения с Мойкой, дом придворного портного Иоганна Неймана, и таким образом он вместе с его собственным, находившимся рядом домом, построенном по типовому проекту Трезини, оказался владельцем обширного участка, имевшего форму неправильного прямоугольника, на котором и был возведен Строгановский дворец.

Парадная лестница в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1790-е годы

Традиционно считалось, что после опустошительного пожара, случившегося на этом месте то ли в 1752-м, то ли в 1753 году, Расстрели в 1755—1756 годах построил на месте сгоревших домов абсолютно новое здание. Однако, как выяснилось, за фасадами дворца скрыты стены трех домов, которые не испытали воздействия разрушительной стихии. Поэтому нет основания связывать строительство дворца с пожаром. Проектом Расстрели эти строения лишь были объединены общим фасадом в единое целое и скрыто присутствуют внутри существующего здания. (В частности, на втором этаже северного корпуса удалось раскрыть две уникальные росписи стен рубежа 1730—1740-х годов.)

Фрагмент декора Парадной столовой в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1793.

Растрелли спроектировал фасад дворца таким образом, что обе его стороны — и вдоль Невского и на реку Мойку — равны. В центре каждого из фасадов портик, над которым фронтон с гербом. Помимо фасадов Растрелли выполнил главные интерьеры в стиле барокко — “большая парадная лестница, богато украшенная лепниной, железными вызолоченными перилами, сделанными весьма искусно” и “галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой”. Оба интерьера не сохранились. Зато сохранился огромный для этого здания — в 128 квадратных метров — Большой зал. Он расположен в западном корпусе и через него прошла исключительно важная для дворца XVIII века центральная ось. Зал украшает огромный и сложный многофигурный живописный плафон, выполненный в 1750-е годы известным декоратором Джузеппе Валериани (1708—1762). Его сюжет — «Триумф Энея» — представляет апофеоз мифологического героя, известного по поэме Вергилия. В центре композиции Валериани было предписано изобразить Минерву, поражающую Властолюбие, Зависть, Злость и Лесть. Так аллегорически была выражена программа жизни, составленная Строгановым за границей.

(В этом зале происходило много важных событий. Именно здесь, в Большом зале, под эгидой богини Разума на плафоне, в 1760-е годы заседали инициаторы создания в российской столице Публичной библиотеки. Она, как известно, появилась только в начале XIX века. А в качестве ее прообраза в Строгановском дворце еще пятьюдесятью годами ранее существовала некая общественная библиотека, которой, как свидетельствует уникальный журнал посетителей, пользовались императрица, Воронцовы, Сумароков и многие другие известные люди. Наконец, в Большом зале в декабре 1766 года в присутствии императрицы Екатерины II проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения. Это свидетельствует о том, что уже в то время Александр Сергеевич активно участвовал в преобразовательной деятельности Северной Минервы.)

Фрагмент декора Малой гостиной в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. Около 1803 года

Проект Растрелли, и то частично, был реализован только к 1761 году. С 1764 года, а может быть, и с более раннего времени, для Строгановых работал Валлен-Деламот, с именем которого связано зарождение классицизма в России. В 1765 году он построил загородной дом Строгановых, на Петергофской дороге, который интересен как редкий пример раннего классицизма в Петербурге. Валлен-Деламот завершил постройку фасада дворца, в который он включил медальон с загадочным профилем 1 , а также попытался продолжить реализацию проекта Растрелли. Он составил два проекта восточного корпуса дворца. Согласно первому варианту, более дешевому, планировалось построить корпус по линии декоративной стены, отделявшей парадный двор от хозяйственных построек. По другому, более амбициозному, проекту архитектор предлагал разобрать стену и поставить более обширное здание, превосходящее по площади противолежащий западный корпус.

Ни один из проектов не пригодился из-за того, что в ноябре того же года владелец дома разъехался со своей первой женой графиней А. М. Воронцовой.

В 1790-е годы Строгановым служил их «домашний» архитектор, бывший крепостной, гениальный Андрей Воронихин (1759—1814). Это было достаточно распространенным явлением в очень богатых семьях. Можно вспомнить, например, о династии Аргуновых, служивших Шереметевым, Евграфе Тюрине — крепостном зодчем Юсуповых. Разумеется, Воронихин находится среди упомянутых домашних архитекторов на недосягаемой высоте.

Фрагмент декора Малого кабинета гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин (1800) и И.Колодин (1818).

Главная «архитектурная интрига» Строгановского дворца заключена в диалоге между Растрелли и Воронихиным — архитектором, работавшим над дворцом полувеком позже. Воронихин, как и Растрелли, рассматривал дворец как целостный ансамбль. К большому сожалению, все детали его реконструкции неизвестны, что дало возможность историкам архитектуры даже поставить под сомнение авторство зодчего по отношению к хрестоматийным интерьерам дворца 2 . Судя по всему, до 1790 года, когда Воронихин вернулся из-за границы, Александр Сергеевич никаких серьезных перестроек во дворце не предпринимал. Начал Воронихин с реставрации Большого зала, где появились люстры и мебельный гарнитур. Проникнувшись барочными идеями Растрелли, Воронихин на месте Зеркальной галереи 1750-х годов создал в 1792 году Парадную столовую или Угловой зал.

М.-Ф.Даман-Демартре. Вид Невского проспекта. Раскрашенная акватинта. До ХIХ века

Н е очень значительный по площади интерьер, окна которого выходят как на Невский проспект, так и на Мойку, кажется гораздо большим благодаря огромным зеркалам. Они расположены не только вокруг дверей, но и между полуколоннами ионического ордера, что показывает необыкновенную изобретательность мастера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила воссоздать первоначальный замысел Воронихина при реставрации дворца спустя двести лет, уже в 90-е годы ХХ столетия.

В невской анфиладе дворца, представлявшей собой пространство, расчлененное шестью арками, располагался Кабинет Александра Сергеевича. В его центральной части находился салон Юбера Робера. Обновлением Кабинета Воронихин занялся после восстановления Большого зала. А на стыке северного корпуса и восточного он проектирует двухэтажный Минеральный кабинет. Наверху располагалась коллекция минералов (отсюда и название), внизу — библиотека. Кaбинeт был зaдумaн кaк святилище. В нем явно, и не случайно, проглядывает образ римского Пантеона. (Идея использования принципов архитектуры Пантеона для музейных целей восходит к архитектуре Ватиканского музея)

Фрагмент декора Минерального кабинета в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1791

В восточном корпусе находилась знаменитая Картинная галерея. Этот достаточно протяженный интерьер(его длина примерно 28 метров, ширина — около семи) именно по причине своей протяженности и получил название «галерея». Для того чтобы избежать монотонности, архитектор решил разделить это пространство на относительно самостоятельные части. В конечном итоге их стало три, причем центральной отводилась ровно половина (14 метров), и она представляла собой зал с пологим кессонированным сводом. В тимпанах были помещены барельефные аллегории Живописи и Скульптуры. Это была наиболее представительная часть зала, где находились главные картины коллекции Строгонова.

Дж.Валериани. Триумф Энея. Плафон в Большом зале Строгановского дворца. Холст, масло. 1750-е годы

Симметрично слева и справа за гипсовыми колоннами, искусно имитировавшими сиенский мрамор, располагались две небольших лоджии, каждая из которых была почти квадратной в плане и имела кессонированный купол. В одной из лоджий, как это видно на акварели Воронихина, изображающей Картинную галерею дворца, Александр Сергеевич принимал посетителей. Другая, с камином, возможно, представляла собой импровизированную «графскую спальню» — известно, что владелец не имел в своем обширном дворце особого помещения для сна и чаще всего приказывал ставить свою походную кровать в Картинной галерее.

Развеска картин в галерее не была случайной. Первоначально в центре главной, расположенной против окон стены Воронихин предлагал сделать большое окно и поставить рядом с ним копии популярных в то время скульптур Геркулеса и Флоры Фарнезских. Но затем, после того как картины заняли свои места, и от окна, и от скульптур пришлось отказаться. Картин было слишком много даже для столь обширного, по меркам XVIII века, пространства. В центральной части разместились всего тридцать восемь полотен из восьмидесяти семи, упомянутых Строгановым в составленном и дважды изданном им Каталоге своей коллекции 3 .

Строгановский дворец. Большой зал. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1750-е годы.

Из Каталога мы узнаем, что самое почетное место в Картинной галерее должен был занять Рафаэль, творчество которого тогда считалось вершиной живописи. Но произведений Рафаэля в коллекции Строганова не было. Главной картиной стало полотно «Поклонение волхвов» фламандского живописца Лересса — самое дорогое произведение собрания. По сторонам от «фламандского Пуссена», как называли Лересса, висели картины «Рафаэля Фландрии» Рубенса, а также Ван Дейка, Рембрандта, Рени и других не менее прославленных мастеров европейской живописи.

Е.Есаков. Малый кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1820

Причем Александр Сергеевич подбирал их творения парами, для того чтобы произведения одного и того же мастера одинакового размера были представлены по обе стороны оси галереи. На ее существование ясно указывают консоли с белоснежными мраморными столешницами, стоявшие против печей. Эти выдающие произведения мебельного искусства были изготовлены парижской мастерской Рене Дюбуа в 1775 году и, очевидно, поступили во дворец вместе с картинами. Таким образом, еще находясь в Париже, Строганов уже представлял себе план Картинной галереи и покупал произведения в соответствии с ним.

В начале XIX века Воронихин построил южный корпус дворца. Вследствие этого в Картинную галерею стало возможно попасть пройдя и по северной и по южной анфиладам. Таким образом, интерьеры дворца обрели характер единого ансамбля. Зрительной кульминацией в этом пространственном единстве выступала статуя «Минерва, восстанавливающая искусства на руинах античности», которой по желанию А.Г. Строганова скульптор придал портретное сходство с Екатериной II .

Интерьер Большого кабинета кн.А.П.Голицыной

Первоначально статуя находилась в другом интерьере, а затем была перенесена в Картинную галерею и была установлена против места, прежде занимаемое Лерессом, на котором, как видно на акварели Н. Никитина 1832 года, находились уже произведения ближайших современников Рафаэля Андреа дель Сарто и Анджело Бронзино. (Характерно, что в своем Каталоге написал Строганов о первом из них : « Сарто был таким прекрасным имитатором этого прекрасного мастера [то есть Рафаэля. — С.К .] , что когда хотел скопировать его картины, то вводил в заблуждение самых крупных знатоков».) Под упомянутыми картинами находился необыкновенный стол с японскими лаками. На нем стоял сделанный из драгоценных камней круглый храм, внутри которого орел держал миниатюрный портрет Александра Сергеевича.

Интерьер гостиной кн.В.С.Голицына

С возведением Казанского собора в Физическом кабинете, куда к тому времени переместился идейно-культовый центр дворца, было создано большое венецианское окно — с видом на собор. Интерьер Физического кабинета был выполнен в духе египетского храма и номинально предназначался для египетской коллекции. Однако гораздо более важную роль он играл в культовом сценарии интерьеров дворца: завершая вoстoчную aнфилaду, которая включaла в себя уже знакомые нам Минeрaльный кaбинeт и Kaртинную гaлeрeю — римский и греческий «храмы» соответственно — «египетский храм» придавал всей анфиладе символическое значение этапов на мaсoнской дoрoге пoсвящeния.

Интерьер Кабинета кн.В.С.Голицына.

Oт убранства Физического кабинета в нaстoящee врeмя сoxрaнился лишь пoртaл и грaнитное извание божества Аммона-Юпитера (по другой версии Зевса Отриколийского). Его гранитный постамент,по всей видимости, имел важное сакральное значение: в его объеме заложены пропорции интерьера Физического кабинета (1:10) и Казанского собора (1:50), что может служить дополнительным аргументом для предположения, чтo зaл был нe стoлькo мeстoм прoвeдeния нaучныx oпытoв, скoлькo святилищем вoльныx кaмeнщикoв. (Надпись на постаменте: «Ars egiptiaca Petropoli renata. MDCCCX.” можно перевести не только буквально (Искусство Египта возрождено в Петербурге.1810), но и в масонско-мистическом контексте, примерно как “Жреческий дух Египта возрожден в Петрополе к моменту завершения строительства храма, который можно сопоставить с Пирамидами” .) Есть основание предполагать, что двe кoлoнны с кaпитeлями в видe листьeв лoтoсa при этом симвoлизировали Яxинa и Бoaзa, лeгeндaрныx стрoитeлeй Сoлoмoнoвa xрaмa. Нeвoзмoжнaя из-зa слoжившeйся структуры дворца точная oриeнтaция «вoстoк-зaпaд», нeoбxoдимaя для масонского святилища, кoмпeнсирoвaлaсь oкном, с видом на стрoйку главного детища Строганова-«каменщика» — Казанского собора. (Здесь можно сделать еще одно предположение относительно портрета А.С. Строганова работы А.Варнека: Строганов возможно изображен в схематически представленном Физическом кабинете — самом сакральном месте дворца, из окна которого виден Казанский собор.)

Интерьер Малого кабинета кн.А.П.Голицыной

В таком виде интерьеры Строгановского дворца сохранялись еще примерно полвека, хотя в них и происходили изменения. Только Большой зал оставался практически неизменным. Все остальные помещения переделывались неоднократно. В начале XIX века Воронихин спроектировал апартаменты сына Александра Сергеевича, Павла Александровича и его супруги Софьи Владимировны в стиле Директории. От них сохранилась только Малая гостиная, плоскости стен искусственного мрамора которой соседствуют с монументальными дверями красного и черного дерева, украшенными накладными бронзовыми деталями. Их суровость контрастирует с тончайшими рельефами в люнетах на сюжеты овидиевых метаморфоз и лепными десюдепортами.

Неизвестный художник. Большой кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1830-е годы

В те же годы Воронихин перестроил и вход во дворец. Он сделал его прямо с Невского проспекта. Вестибюль с лестницей он декорировал в виде «руин древнегреческого храма» с четырьмя разновысокими дорическими колоннами. Главный марш держится на так называемой ползучей, то есть опирающейся на разновысотные опоры, арке. Это одно из ярких проявлений изобретательности воронихинского гения. Выдающаяся роль Воронихина в строгановском зодчестве состоит в том, что он создал свою архитектурную школу. Он обучил Федора Демерцова (1762—1823) , Христиана Мейера (1789—1848) , Ивана Колодина (1789 — после 1838) , Петра Садовникова (1796 — 1877) и других менее известных архитекторов, сыгравших важную роль в создание строгановского Петербурга и формировании Строгановского дворца.

Интерьер столовой кн.В.С.Голицына

После смерти Воронихина, на протяжении тридцати лет, главным архитектором Строгановых был Петр Садовников. Его вклад в строгановское зодчество необыкновенно велик. Он построил для своих покровителей около сорока зданий самого разного назначения: доходные дома, дачи, фермы, оранжереи и т.п. (Последние принадлежали к открытой графиней Софьей Владимировной Строгановой Школе земледелия, ремесел и горнозаводских наук; теоретическое отделение располагалось на 15-й линии Васильевского острова, а практическое в поместье Марьино.) Именно Садовников продолжил формирование строгановского квартала на Невском, располагавшегося между рекой Мойкой и Казанским собором. Им были построены так называемые средний и малый дома, примыкавшие к дворцу Растрелли.

Интерьер Приемной кн.А.П.Голицыной

С интерьерами дворца работал и еще один знаменитый русский архитектор. Карл Росси, чрезвычайно занятый архитектор, на рубеже 1810—1820-х годов спроектировад для дворца на Невском несколько великолепных интерьеров. Росси был архитектор Империи — он строил площади, проспекты, театры, министерства и другие общественные здания, и до последнего времени считалось, что он никогда не проектировал интерьеры для частных лиц. Однако оказалось, что исключение все же было сделано, и именно для Строгановых. Росси спроектировал для дворца на Невском апартаменты для одной из внучек Александра Сергеевича — Аглаиды, и ее мужа Василия Сергеевича Голицына. От интерьеров ничего не сохранилось, и об этой работе никто и не догадывался, пока в одном из строгановских альбомов не были обнаружены 18 миниатюрных видов девяти великолепных интерьеров. Это проект, дающий исключительно полное представление об идеальном интерьере ампира. Среди великолепных драпировок, тонких росписей и барельефов Росси изящно расположил мебель, произведения искусства, предметы туалета и книги 4 .

Есть сведения, что Росси намеревался полностью переделать и фасады дворца, придав им ампирный облик. Однако этого не произошло, и фасады сохранили свой барочный вид.

Интерьер Туалетной комнаты кн.А.П.Голицыной

В 1830-х годах, в период увлечения Помпеями, в Строгановском дворце появилась Арабесковая гостиная, где были выставлены сделанные много раньше для императора Павла I итальянскими живописцами Антонио Скотти и Пьетро Виги копии знаменитых ватиканских гротесков.

В 1842 году П.Садовников, получив заказ от Елизаветы Павловны (дочери Павла Александровича Строганова,) внес одно из последних изменений в облик дворца. Он выпрямил фасад южного корпуса и распространил его решение на восточный корпус, который, единственный из всех, остался двухэтажным. В центре южного корпуса, напротив центрального въезда и Салона Юбера Робера, архитектор поместил Парадную спальню. Сам Садовников создал лишь один интерьер в стиле необарокко — верхний вестибюль.

Интерьер уборной кн.В.С.Голицына

Один из самых выдающихся мастеров архитектуры историзма Гаральд Боссе — автор многочисленных и изысканных домов столичной знати — отделал в 1840-1850-х годах в Cтрогановском дворце апартаменты светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной графини Строгановой. Жемчужиной в этих чудесных интерьерах — реминесценции стиля Людовика XVI — был знаменитый портрет графини кисти Карла Брюллова в великолепной необарочной раме.

1 Все детали длительного строительства Строгановского дворца, включая сведения о работе для Строгановых Ринальди и Деламота, рассмотрены в моей статье «История одного фасада российской империи» // Искусствознание. 2000. №1. С.376-399.

2 Я имею в виду несколько публикаций Н.В.Мурашовой об архитекторе Федоре Демерцове и его службе для Строгановых. Последняя по времени опубликована в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. CПб., 1997. C.929-980.

3 Catalogue raisonne des tableaux qui composent la collection du comte A. de Stroganoff. Saint-Petersbourg, 1793; St.Petersbourg, 1800.

4 Карпова Е.В., Кузнецов С.О . Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000. С.480-492.

С.Кузнецов " Наше наследие"

При посещении Санкт-Петербурга, мне кажется, никого из путешественников не оставят равнодушными прекрасные старинные здания нашего города. Я сама очень люблю (особенно летними вечерами) бродить по центру и наслаждаться окружающей красотой!

Кстати, уже рассмотренный мною у , по некоторым предположениям, создан «по образу и подобию» героя моего сегодняшнего рассказа.

Я имею в виду - Строгановский дворец.


Возможно, для этого есть свои основания. Так как изначально последний был построен к 1756 году, а хоромы Белосельских–Белозерских появляются уже к 1848. Хотя, это не столь и существенно. Главное, что в наше время мы с вами имеем возможность полюбоваться этим шедевром XVIII века, как прогуливаясь по Невскому проспекту (у его пересечения с Мойкой), так и зайдя вовнутрь здания, являющегося в настоящее время филиалом .

Исторический экскурс

Появление дворца

Начну с того, что предпосылкой для появления Строгановского дворца, по мнению историков, стало то, что в 1720-е годы близ Зеленого моста, перекинутого через Мойку, высокородное семейство Строгановых обзавелось скромным особнячком. Через 20 лет, предположительно в 1742 г., они прикупили рядом недостроенный двухэтажный дом, выходящий с Мойки одним из фасадов на Невский проспект, который ранее затеял строить портной Иоганн Нейман по проекту зодчего М. Г. Земцова. И тут Строгановы столкнулись с неожиданным препятствием. Отмечу, что в один комплекс с этим «недостроем» в ту пору входили дома соседей: придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова. По существующему при Государыне Анне Иоанновне положению о градостроительстве фасады близстоящих домов на Невском должны были выглядеть «не разнокалиберно», а в едином стиле. При этом ущемлялся «творческий замысел» нового владельца - барона С. Г. Строганова, хотевшего достроить новое владение по-своему.


Сергей Григорьевич принялся упрашивать повара продать его дом, но тот оказался крепким орешком. Да и был резон его упрямству. Хоть и не богатое жилье у него было, да располагалось-то на Невском проспекте! Сразу почему-то мне вспоминаются питерские коммуналки в центре города. Ведь и в наши дни жильцы не очень-то стремятся переселяться из них в индивидуальные квартиры на окраинах. Пришлось Строганову смириться и достроить новый дом в «общем архитектурном ключе» с поварским и адъютантским. Для этой цели он привлек знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли.


Далее, согласно мнениям отдельных историков, этот дом был уничтожен пожаром в 1752 году как раз в тот момент, когда повар наконец-то по каким-то своим новым соображениям уступил всё же свой особнячок семейству Строгановых. Руки у хозяина были теперь развязаны, и строительство нового дворца, также под началом Растрелли, закипело.


Это здание поглотило фундаменты и нижние этажи прежних домов и возрастало стремительно, словно «на дрожжах». Уже осенью в 1754 году (хоть готова была только часть дворца со стороны Мойки) в нём был устроен бал по поводу новоселья хозяев, который посетила даже Императрица Елизавета Петровна.


Окончательным годом постройки считается 1756.

Архитектура и внутреннее убранство «по Растрелли»

Я думаю, вы при посещении Петербурга сами увидите, что построен этот дворец, как раньше говорили, «глаголем», то есть в форме буквы «Г».


Фасады и интерьеры выполнены были в барочном стиле. Растрелли стремился к тому, чтобы оба фасада, выходящие и на Невский, и на набережную Мойки, находились в гармонии друг с другом. С этой целью в их центрах архитектор поместил портики с фамильным гербом семьи Строгановых, венчающиеся баронской короной. Под окнами второго этажа вы можете увидеть медальоны с изображением профиля мужчины. Кто-то считает его портретом Сергея Григорьевича, кто-то - принадлежащим Растрелли, по эскизам которого во дворце было оформлено также 50 комнат.


Отмечу, что приходилось не забывать и о правилах градостроительства. Никаких усадебных подъездов с ризалитами у дворца не могло и быть. Но все равно Растрелли удалось создать парадную представительность входов.


Думаю, что вам будет интересен и тот факт, что этот мастер за обустройство частных домов до этого момента не брался. «Не барское» было сие дело для придворного архитектора. Строганов, как частный заказчик, стал исключением (видимо, из-за своей близости к дому Романовых). Так что, вы можете видеть единственный сохранившийся первый частный дом, исполненный Растрелли. К сожалению, сегодня его Зеркальная галерея и Парадная лестница не сохранились. А вот Большой зал, служивший для устройства балов, к счастью, цел и не вредим.


Он и в наше время блистает своим великолепием.

Последующие изменения в интерьерах дворца

После кончины хозяина Строгановский дворец стал собственностью его сына - Александр Сергеевича. Расскажу, что он был весьма видной фигурой в Петербурге: искусствовед, меценат, президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки.


По его желанию в период с 1788 по 1793 годы в интерьеры были внесены перемены при помощи архитектора Фёдора Ивановича Демерцова. Тот заменил служебные постройки двумя флигелями и замкнул здание в форме каре. Далее, с 1793 года перепланировкой занимался бывший крепостной Строгановых, так сказать, их «домашний» архитектор - Андрей Воронихин (именно он является автором знаменитого петербургского ).


Барочный «растреллевский» стиль Строгановского дворца был изменен этим мастером на классический. Фасады перекрашены в желтовато розовый цвет. Именно в тот период во дворце произошел пожар, в результате чего из всех помещений первоначального оформления сохранился лишь Бальный зал.


Обратите внимание, что сегодня это единственный подлинный, а не вновь созданный парадный интерьер Растрелли в Санкт-Петербурге. Зодчий Воронихин работал и проживал в Строгановском дворце до начала XIX века.


Его трудам принадлежит знаменитый Угловой зал, устроенный на месте прежней Зеркальной галереи. Сохраненная по счастливой случайности воронихинская акварель этого помещения позволила специалистам в конце XX воссоздать первоначальный авторский замысел.


Также особо примечателен в Строгановском дворце двухъярусный Минералогический кабинет. Это подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века. Сначала он служил лишь для размещения собрания минералов, но затем здесь появилась и библиотека.


Паруса сводов хоров второго яруса тут поддерживают колонны из искусственного мрамора. Первый ярус отделан барельефами, аллегорически означающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Обрисую для вас ещё одно из творений Воронихина - дворцовую Картинную галерею, которую искусствовед А. Бенуа назвал «душой здания».


Талантливый зодчий создал здесь удивительный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Комната расположена на втором этаже в восточном флигеле. Она представляет собой галерею и две лоджии, расписанные кессонами.


Здесь в позолоченных багетах располагались полотна в основном европейских художников XVII века. Вдоль стен стояли диваны и кресла, обитые зеленым шелком.


Сразу обращу ваше внимание на то, что этот мебельный гарнитур в советское время сохранялся в Русском музее и в 2015 году вновь вернулся на свое законное место. Так что вы при посещении дворца можете им полюбоваться. В Картинной галерее также красовалась удивительная малахитовая ваза, выполненная Екатеринбургскими мастерами.


Размеры её весьма значительные: 1, 34 метра в высоту и 1 метр в диаметре. Теперь это достояние . Коллекция живописи, представленная в Галерее, принадлежала самому А. С. Строганову. Он собирал её более 40 лет. Сюда входили полотна Рембрандта, ван Дейка, Робера, Рени и работы известнейших скульпторов. Я уже упоминала, что Александр Сергеевич являлся президентом Академии художеств. Вот он и использовал свою галерею в качестве учебного класса для студентов. Воспитанники Академии изучали здесь теорию искусства, а также копировали произведения величайших мастеров.


Кстати, в воскресные дни этот своеобразный музей был открыт для посещения петербургских любителей живописи. Мне показался интересным тот факт, что при Александре Сергеевиче в здании не было предусмотрено спальни. Оказывается, хозяин этого роскошества попросту почивал в разных помещениях.


Он укладывался то в креслах, то на кушетках, то на походной кровати. Тем не менее, дворец обслуживало сразу около 600 человек. Среди них были не только слуги в обычном понимании, но и актеры, танцоры, музыканты. Ведь в те времена дворец Строгановых был настоящим культурным центром Санкт-Петербурга.


Здесь зачастую устраивали маскарады, оперные вечера, концерты, где собиралась масса гостей. Среди них могу назвать Г. Р. Державина, Д. С. Бортнянского, Д. Г. Левицкого. Именно в Строгановском дворце Фонвизин в первый раз прочел выдержки из «Бригадира», а Крылов - свои басни.


После кончины Александра Сергеевича в 1811 году дворец достался его наследнику Павлу Александровичу.


Сын Павла Александровича, участвуя вместе с отцом в Краонском сражении в 1814 году, погиб. Есть строки А. С. Пушкина, откликнувшегося на эту трагедию:

О страх! о горькое мгновенье!
О Строганов, когда твой сын
Упал, сражен, и ты один,
Забыл ты славу и сраженье
И предал славе ты чужой
Успех, ободренный тобой.

Павел Александрович пережил сына всего на три года... Лишившись наследника, он учредил маойрат - неделимое имущество, переходившее старшему в роду. А дворцом стала владеть его вдова Софья Владимировна Строганова.


Расскажу вам, что эта неординарная женщина за 30 лет распоряжения громадными семейными имениями сумела привести их в блестящее состояние.


Она позволила проживать в о дворце двум своим дочерям с семьями. Для них в 1820-х годах здание вновь было перестроено стараниями архитектора П. С. Садовникова. Он создал Арабесковый зал, надстроил южный флигель, отделав фасады в барочном стиле, а во дворе соорудил голубятню.


После смерти Софьи Владимировны дворец переходил разным членам семейства Строгановых. В тот довольно продолжительный период он не единожды перекрашивался и в результате стал розовым. Кстати, если вы заглянете в дворцовый дворик, то увидите премилых сфинксов.


Они перекочевали сюда в 1908 году от дачи А. С. Строганова, построенной также по проекту Воронихина в конце XVIII века на берегу большой Невки. Это - не «новодел». Их мастер неизвестен, но искусствоведы склонны к мнению, что он - наш соотечественник.

Последним хозяином дворца становится граф С. А. Строганов.


Но его главными увлечениями были охота и лошади. Он предпочитал петербургским хоромам имение на Псковщине в Волышово.

Открытые обеды во дворце или знаменитый бефстроганов

Думаю, стоит дополнить рассказ небольшим штрихом о «бефстроганове». Да-да, это блюдо, которое поначалу называлось «Беф а ля Строганов», что значит «мясо по-строгановски», изобретено было именно «в недрах» данного семейства.


Назван этот кулинарный изыск в честь графа Александра Григорьевича Строганова.


Он проживал не в Петербурге, а в Одессе, и его повар - француз - объединил в бефстроганове секреты его родной, а также русской кухонь. Будучи человеком богатым и щедрым граф устраивал в своём доме приемы «открытых столов» для любого прилично одетого человека, где и подавалось так интересно приготовленное мяско. Кстати, сегодня это блюдо входит в перечень мировой ресторанной кухни как «русское», хотя представляет собой смесь русского и французского рецептов. Так вот, и обитатели Строгоновского петербургского дворца у себя во дворе также частенько накрывали столы и устраивали «открытые обеды», но уже для всех желающих, включая бедных петербуржцев.

Дворец после революции 1917 года

Во время политической бури, потрясшей Россию в 1917 году, род Строгановых покинул страну. Дворец был национализирован. Богатейшую библиотеку перевели в Томский университет. А в самом здании был создан историко-бытовой музей, ставший с 1925 года филиалом Эрмитажа. Правда, просуществовал он недолго, лишь до 1929 года. После его закрытия все ценности из Строгановского дворца перешли в другие музеи.


Так получилось, например, с малахитовой вазой и трехметровыми торшерами работы Ф. Томира, которые теперь находятся в . Также часть коллекционного собрания была продана за границу, в том числе ушла с берлинского аукциона, проводимого в 1931 году. В самом дворце теперь стала находиться Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук, затем с 1937 года - « Электромортрест», а за ним - предприятие по судостроению «Эра».


Фасад здания в 1935 году перекрасили, и он до 2003 года выглядел бело-зеленым. Именно таким этот дворец я и увидела впервые. Отмечу, что к середине XX века обветшалая кровля здания привела к протечкам, изрядно повредившим помещения, в том числе и знаменитый Минералогический кабинет. Во время перестройки, в 1988 году Строгановский дворец решением Ленгорисполкома отдан .


Благодаря этому здесь в период 1989–2014 гг. были осуществлены грандиозные реставрационные работы.

Строгановский дворец сегодня

Рассказ о современной судьбе дворца хочу начать с приятной ремарки. Оказывается, в 1992 году внучатая племянница графа С. А. Строганова Элен де Людингаузен основала в Благотворительный Строгановский фонд.


Основной целью этой организации является финансирование реставрационных проектов не только Строгановского дворца, но и других шедевров Петербурга и России. Благодаря фонду Элен де Людингаузен, кропотливой работе петербургских реставраторов и инициативам правительства нашего города уже в 1995 году дворец вновь растворил свои двери для гостей.


Правда, его официальное открытие, как музея, произошло в 2003 году. Сегодня здесь воссоздана коллекция минералов (при помощи московского Минералогического музея, куда она в 1919 году была отдана из Строгановского дворца). Из особенного вы можете здесь увидеть подлинный пример творчества Воронихина - Малую гостиную.


Сегодня на первом этаже проходят временные выставки. Об их расписании вы можете узнать . На втором этаже для вашего внимания предложено две постоянные экспозиции:


Кроме того, даже не побывав в Санкт-Петербурге, очутиться в замечательном Строгановском дворце вы вполне можете благодаря современным техническим возможностям. Предлагаю вам ознакомиться с внутренним и внешним видами здания посредством виртуальной экскурсии, которую можно совершить .

Как добраться

Вы уж поняли, что этот дворец расположен на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Кстати, он находится рядышком с Герценовским педагогическим Университетом по адресу: Невский проспект, 17. Сюда (2) можно просто немного пройти пешком от станции метро и «Адмиралтейская» (1).


Это самый удобный способ. Есть вариант следования и от станции метро «Невский проспект» (1).


При этом по пути ко дворцу (2) по левую руку от вас будет располагаться шедевральное творение Воронихина, о котором я упоминала, (3).

Музей вас ожидает

Вы можете посетить этот музей во все дни недели, кроме вторника (выходной). В четверг- с 13:00 до 21:00, в остальные дни - с 10:00 до 18:00

Билеты

Если вы являетесь гражданами России или Белоруссии, то

  • Взрослый билет стоит 200 рублей;
  • Студенты, пенсионеры могут посетить дворец за 100 рублей;
  • Лица, которым ещё не исполнилось 16 лет проходят бесплатно.

Для граждан иных государств:

  • Билет для взрослого - 300 рублей;
  • Студентам - 150 рублей;
  • Все, кому ещё нет 16 лет, и в этом случае проходят бесплатно.

Напоследок

Строгановский дворец по своей популярности уступает Махайловскому, Зимнему и Аничкову, но также, на мой взгляд, является очень интересным для гостей Петербурга.


Здесь вы сразу погружаетесь в аутентичную атмосферу имперских времен. Отмечу, что в этом музее не предусмотрены скамейки для отдыха, но и на осмотр экспозиции понадобится не так много времени (около часа). Если вы окажетесь на Невском проспекте в непогоду, то самое верное решение - провести время в этом гостеприимном музее!


Кстати, его служительницы зачастую сами любят рассказать что-нибудь об истории здания и судьбах его хозяев.

Есть что добавить?

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...