Система контроля состояния охраны труда на предприятии. Методические рекомендации по организации и проведению трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда

7.1. Контроль за состоянием охраны труда проводят для установления степени выполнения службами, подразделени­ями и отдельными работниками правил, норм и требований по ОТ, регламентируемых директивными органами и норма­тивно-технической документацией.

Контроль за состоянием охраны труда должен включать в себя:

Текущий контроль состояния охраны труда инженерно- техническими работниками;

Ежедневные обследования состояния ОТ в ходе прове­дения первой ступени 3-ступенчатого контроля за состояни­ем охраны труда;

Еженедельное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения второй ступени 3-ступенчатого контроля за состоя­нием охраны труда;

Ежемесячное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения третьей ступени 3-ступенчатого контроля за состо­янием храны труда;

Проведение комплексных и целевых проверок;

Метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда;

Общественный контроль.

7.2. Контроль за функционированием СУОТ проводят для установления степени выполнения функций и задач управ­ления; установленных нормативными документами отрасле­вой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и системой охраны труда предприятия (СУОТП).

7.3. Основным содержанием контроля, проводимого на всех уровнях управления, является проверка выполнения норм, требований и планируемых мероприятий по ОТ.

При проведении контроля в обязательном порядке про­веряют:

Состояние внедрения нормативно-технической докумен­тации (НТД) по ОТ;

Организация и результаты работы I и II ступеней кон­троля по ОТ;

Организация обучения и аттестации ИТР по вопросам ОТ. Проведение инструктажей;

Выполнение предписаний государственной инспекции и ООТ;

Выполнение ОРД;

Выполнение мероприятий по актам Н-1 и актам рассле­дования впервые выявленных профзаболеваний;

Техническое состояние зданий и сооружений;

Состояние технологического оборудования;

Состояние электрохозяйства;

Состояние стендов, плакатов, знаков безопасности,пла­нов эвакуации;

состояние пожарной безопасности;

Состояние сосудов, работающих под давлением, газово­го оборудования (ГРП);

Состояние санитарно-бытовых помещений;

Состояние складирования, проходов, проездов, поряд­ка в помещениях;

Состояние прохождения обязательных медицинских профосмотров;

Наличие:

Схем размещения технологического оборудования и со­ответствие фактического размещения этим схемам;

На рабочих местах технологической документации., ин­струкций по охране труда и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности.

7.4. Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, должен проводиться согласно отраслевому «По­ложению об отделе (службе) охраны труда предприятия».


7.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда комиссией охраны труда профсоюзного комитета предприя­тия должен осуществляться согласно «Типовому положению о комиссиях по вопросам охраны труда предприятия», упол­номоченным по охране труда - согласно «Типовому положе­нию о работе уполномоченных трудовых коллективов по воп­росам охраны труда».

7.6. Контроль и надзор, осуществляемый органами госу­дарственного надзора согласно соответствующим Положениям об органах государственного надзора-

Постоянный контроль, надзор и методическое руководст­во работой по охране труда на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, должны возлагаться на ответственных лиц по контролю и надзору за соответствую­щими объектами, назначенными приказом руководителя пре­дприятия (подразделения).

8.УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

8.1. Функция учета и анализа состояния охраны труда за­ключается в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда*, а также причин невыполнения плани­руемых работ и мероприятий по охране труда с определени­ем конкретных мер по устранению недостатков.

8.2. Учет по охране труда - объективная документальная фиксация комплекса технико-экономических показателей, предназначенных для отражения состояния ОТ и реализа­ции задач СУОТ.

8.3. Учет по ОТ должен включать:

Оперативный учет состояния ОТ и выполнения работ по реализации СУОТ;

Систематический учет основных технико-экономических показателей в соответствии с НДД по оценке уровня работ по ОТ на предприятии;

Бухгалтерский учет средств и хозяйственных операции по ОТ в денежном выражении.

8.4. К организации учета по ОТ предъявляются следую­щие требования:

Систематическое планирование учетного процесса;

Непрерывность ведения учета;

Получение достоверной информации, своевременность и правильность заполнения учета.

8.5. Источником информации и исходной базой для веде­ния учета должен являться первичный учет.

8.6. Первичный учет ОТ должен фиксироваться в докумен­тах и журналах, отражающих:

Выполнение плановых мероприятий;

Расследование несчастных случаев на производстве;

Причины несчастных случаев;

Состояние условий труда;

Производственную санитарию;

Безопасность оборудования;

Состояние безопасности технологического оборудования;

Выдачу опецодежды и др.

8.7. Информация, полученная на основе документов пер­вичного учета, обрабатывается, группируется и сводится в обобщенные показатели в соответствии с 11ТД по оценке уров­ня состояния ОТ на предприятии.

8.8. Документы первичного учета имеют юридическую си­лу и должны вестись на установленных типовых формах ак­тов, журналов, приказов, распоряжений и т. п.

8.9. Ведение документов первичного учета должно про­изводиться лицами, определенными соответствующими рас­поряжениями и функциональными обязанностями работаю­щих.

8.10. Ответственность за состояние учета по ОТ должна возлагаться:

Оперативного - на руководителей структурных под­разделений и служб предприятия в соответствии со служеб­ными функциями, установленными стандартами (положени­ями) СУОТ;

Статистического - на руководителя службы охраны труда;

Бухгалтерского - на руководителя бухгалтерской слу­жбы.

Общее методическое руководство учета по ОТ возлагает­ся на службу охраны труда предприятия.

8.11. Анализ состояния ОТ на рабочем месте, производ­ственном участке, в цехе, на предприятии является обяза­тельной функцией в СУОТ.

8.12. Проведение анализа состояния ОТ должно быть на­правлено на:

Выявление и обобщение причин несоблюдения требова­нии трудового законодательства (в части ОТ), законодатель­ства об охране труда, законодательства об общеобязатель­ном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, стандартов безопасно­сти труда, правил, норм, инструкций и других документов по ОТ;

Определение уровня ОТ за установленный период вре­мени;

Разработку конкретных организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и даль­нейшему повышению уровня ОТ.

8.13. Должны быть установлены следующие виды анали­за состояния ОТ: оперативный (после каждой проверки и т- п.), ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и за год.

8.14. При оперативном анализе рассматриваются данные проверок., определяются характер нарушений и их количест­во, является сопоставление с предыдущими проверками, вы­деляются повторяющиеся недостатки, фамилии нарушителей, причины нарушений и т. д. При оперативном анализе долж­ны выявиться также потенциальные опасности.

8.15. Месячный анализ, за квартал, за полугодие прово­дятся по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. По учетным материалам, характеризующим состояние ОТ, вы­является эффективность проведения мероприятий: какие до­стигнуты положительные результаты, какие допущены недо­четы, определяется динамика нарушений (по их характеру) н коэффициент безопасности труда.

8.16. При анализе работы по ОТ за год определяется ди­намика несчастных случаев на производстве по цехам и пред­приятию, а также изменения числа несчастных случаев по причинам; выясняется динамика нарушений и аварий, обоб­щаются принятые к нарушителям ОТ меры, оценивается их эффективность и т. д.

8.17. Анализ ОТ должен заканчиваться оценкой состояния 01 и культуры производства.

8.18. Для оценки состояния охраны труда рекомендуется "спользовать обобщенный показатель коэффициент безо­пасности труда (Кб), характеризующий соблюдение требований безопасности труда работающими, выполнение плано­вых мероприятий по ОТ, состояние производственной сани­тарии, безопасность производственного оборудования и тех­нологических процессов и др.

Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

Виды контроля

Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.

Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

Трехступенчатый контроль: его суть

Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) — должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) — начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) — комиссией под руководством главного инженера организации.

Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" (Регламент, утв. ОАО "РЖД" 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

1-я ступень контроля

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

2-я ступень контроля

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

3-я ступень контроля

Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.

По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.

Безопасность работников предприятия обеспечивается работодателем за счет внедрения и соблюдения правил охраны труда. Правильная организация работ позволяет избежать травматизма и уменьшить вредное влияние опасных факторов на работающих людей (в том числе собирая соответствующие комиссии: детали ). Заботясь о безопасности сотрудника, работодатель сам оказывается в выигрыше.

Трехступенчатый контроль, внедренный на предприятии, обеспечивает правильное функционирование системы безопасности на службе.

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда?

Трехступенчатый контроль по охране труда может осуществляться разными методами. Трехступенчатая система контроля это мониторинг уже предписанных и выполненных работ по обеспечению системы безопасности на производстве.

Соответствующая система позволяет:

  • Производить систематическое наблюдение за действиями сотрудников всех уровней;
  • Соблюдать предписанные законом РФ стандарты;
  • Содержать рабочие места, бытовые помещения и производственные территории в порядке;
  • Осуществлять систематические обучения и инструктажи, повышающие культуру и увеличивающие знания работников по трудовым нормам;
  • Обеспечивать применений требований санитарных и гигиенических норм;
  • Проводить оздоровление членов коллектива.

Своевременный и регулярный мониторинг ступеней позволяет руководству корректировать действия и улучшать созданные условия для работы.

Трехступенчатый контроль по охране труда — нормативный документ

В ТК РФ вопросам охраны труда и проведению мероприятий по улучшению трудовых показателей отводится целый раздел. Но не в одной из глав не указано обязательное применение трехступенчатой системы контроля.

Выбор формы управления и контроля за соблюдением предписанных нормативов всецело ложится на плечи работодателя. В отдельных случаях в процесс выбора могут вмешаться контролирующие органы. Однако зачастую именно руководитель определяет, какую структуру оптимально ввести на предприятии. После внедрения структура регулируется в соответствии с принятыми в организации локальными документами.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Трехступенчатая система безопасности по охране труда позволяет распределить обязанности в организации следующим образом:

  • 1-ая ступень – это непосредственные координаторы работ. Сюда относятся начальники смен и участков, бригадиры, мастера;
  • 2-ая ступень – руководители подразделений;
  • 3-я ступень – это комиссия во главе с директором учреждения.

Порядок проведения оперативных проверок по трехступенчатому процессу выглядит следующим образом:

  • Основные представители первых двух ступеней проводят регулярные проверки на рабочих, в рамках масштаба своих должностных инструкций;
  • Обязанностью ответственных лиц 3-го уровня, является внесение сведений по проведенным проверкам в журнал;
  • На основании сделанных записей составляется акт.

Наличие выявленных нарушений дает право на выдачу предписаний, для устранения несоответствий.


Для выполнения всех действий отводится определенные временные промежутки.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Введение трехуровневой модели возможно при соблюдении положенных по закону нормативов. Приказ руководителя позволяет официально внедрить указанную систему.

В приказе необходимо указать:

  • Основание, которое повлекло за собой внедрение данного процесса;
  • Указание комиссионного состава третьей ступени и председателя комиссии. Обычно это директор организации;
  • Перечисление сотрудников, на которых возлагается важная миссия по проведению мероприятий на местах.

Одним из обязательных на предприятии документов, является положение о трехуровневой модели охраны труда. Это один из первых нормативных актов, который разрабатывается до начала внедрения указанной системы.

Образец заполнения журнала трехступенчатого контроля по охране труда

Трехуровневая система, которая обеспечивает безвредность профессиональной деятельности, имеет свою специфику – она должна обязательно отражаться в журналах.

Форма журнала является произвольным показателем, но лучше придерживаться следующих граф:

  • Порядковый номер строки;
  • Дата проводимой проверки;
  • Выявленное нарушение;
  • Конечный срок устранения нарушений;
  • Фамилия специалиста, проводившего проверку;
  • Подпись проверяющего.

В зависимости от целей работодателя в журнал могут быть внесены дополнительные графы. Рекомендуется оставлять один раздел, под названием «Примечание». В него можно вносить сведения разрозненного характера и неучтенные заранее данные.

Каждый наниматель по закону обязан следить за тем, что предприятие функционировало в соответствии с нормами трудового законодательства. Поэтому уменьшение негативного эффекта от профессиональной деятельности — первостепенная задача любого руководителя.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Вопрос от посетителя

Пожалуйста разъясните, как заполняется журнал трехступенчатого контроля. Именно графа — подписи контролирующих лиц. Кто это на каждой ступени проверки?

Ответ для посетителя

Приветствую!

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего структурного подразделения участка (бригады, смены).

Контроль проводится каждый день, в течение рабочей смены.

На первой проверяют (I ступень):

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
  • расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.;
  • состояние проездов, проходов, переходов;
  • безопасность оборудования;
  • соблюдение работниками правил электробезопасности;
  • исправность вентиляции;
  • наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда;
  • наличие и использование работниками средств индивидуальной защиты;
  • наличие у работников удостоверений по охране труда, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.

Результаты проверки записываются в журнале; который должен храниться у руководителя участка – мастера, по установленной форме.

Вторую ступень контроля осуществляет начальник структурного подразделения (цех, отдел, производство или участок).

Периодичность проверок второй ступени — еженедельно согласно графика, утвержденного начальником структурного подразделения и согласованного со специалистом по охране труда...

На второй ступени проверяют (II ступень):

  • выполнение мероприятий согласно первой и второй ступеням контроля;
  • выполнение распорядительных документов по охране труда (приказов, распоряжений, предписаний);
  • исправность технологического оборудования и его соответствие нормативной документации;
  • соблюдение работниками правил электробезопасности, пожарной безопасности;
  • соблюдение графиков профилактических ремонтов производственного оборудования, вентиляционных установок;
  • состояние стендов по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работников по безопасности труда;
  • использование работниками средств индивидуальной защиты и спецодежды;
  • обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха.

Результаты контроля записываются в журнале.

Третья ступень контроля проводится комиссией по охране труда один раз в месяц.

На третьей ступени проверяют (III ступень):

  • выполнение мероприятий по первой и второй ступеням контроля;
  • выполнение организационно — распорядительных документов по охране труда (приказов, распоряжений, предписаний);
  • выполнение мероприятий, указанных в планах по улучшению условий труда, коллективных договорах, соглашениях по охране труда;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий;
  • соответствие оборудования требованиям нормативно-технической документации по охране труда;
  • эффективность работы вентиляционных установок;
  • обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
  • обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, их состояние;
  • организацию лечебно-профилактического обслуживания работников;
  • состояние кабинетов охраны труда;
  • состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;
  • организацию и качество проведения обучения и инструктажей работников по безопасности труда;
  • подготовленность персонала структурных подразделений организации к работе в аварийных условиях;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

По результатам контроля оформляется акт. В случае выявления нарушений оформляется предписание.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...