Дворец князя николая николаевича. Николаевский дворец. Николай Николаевич на маневрах. Слева стоит Император Александр III, крайний слева — будущий Николай II

Николаевский дворец – один из красивейших в Петербурге. Возведение здания началось в 1853 году, завершилось в 1861-ом. Первым владельцем дворца был великий князь Николай Николаевич, сын императора Николая I. В ходе торжественной церемонии закладки фундамента в основание особняка был заложен клад – сундук, полный серебряных и золотых монет.

Помимо дворца, в княжескую усадьбу входили конюшня, дома для слуг, манеж и сад. Архитектурный ансамбль стал основным украшением Благовещенской площади, в советское время переименованной в площадь Труда.

Руководивший строительством архитектор А. Штакеншнейдер решил использовать очень популярный в то время стиль итальянской эклектики. Дворец очень похож на венецианские или флорентийские палаццо времен Ренессанса.

Внутренние помещения поражают туристов своей величиной. Огромные залы, спальни, столовые, кабинеты и гостиные щедро украшены золотой лепниной, статуями, вазонами, картинами и плафонами.

В середине 19-го века среди европейской и российской аристократии распространилось увлечение спортом. Именно поэтому архитектор Штакеншнейдер оборудовал во дворце Николая Николаевича одну из первых в Петербурге домашних спортивных площадок.

Николаевский дворец долгое время считался самым передовым зданием в Северной столице - в нем были лифт, телефон, системы водоснабжения и отопления.

С лифтом связана трагическая история. Княгиня Татьяны Потемкина поднималась на лифте на верхние этажи, трос оборвался и, вместе с кабиной, княгиня рухнула вниз. Потемкина получила тяжелые травмы, но, к счастью, выжила.

Домовая церковь Николаевского дворца также имеет свою историю. Во время путешествия по южным областям империи, великий князь увидел старинный полуразрушенный храм. Красота церкви поразила Николая Николаевича, и он попросил архитектора воспроизвести здание на территории своей усадьбы в Петербурге.

Великий князь был большим любителем зоологии. В манеже при дворце проводились выставки лошадей, быков и коров. Супруга Николая Николаевича, княгиня Александра Петровна, была известна на весь Петербург своей благотворительной деятельностью.

Во дворце постоянно проходили балы и светские рауты. Князь, как и многие другие члены дома Романовых, был очень любвеобилен, и особое внимание он уделял балеринам. Известно, что окна квартиры, которую Николай Николаевич снял для своей любовницы, танцовщицы Е. Числовой, выходили прямо на окна супружеской спальни князя. Когда Числова хотела встретиться со своим великосветским любовником, она ставила на подоконник две свечи.

Тайная жизнь Николая Николаевича вскоре была раскрыта. Для Александры Петровны это был тяжелейший удар. Женщина оставила мужа, перебралась в Киев и приняла там обет монахини.

Наследники князя не смогли удержать дворец. Огромные долги вынудили их продать здание государству. В 1895 году в особняке был размещен женский институт по обучению барышень рукоделию. В советское время во дворце располагались различные казенные учреждения, включая типографию и городскую библиотеку. В наши дни Николаевский дворец отдан Петербургской федерации профсоюзов.

Николаевский дворец

Он может показаться скромным, словно скрываясь за чугунной оградой. Но, расположенный с отступом от красной линии площади, он на самом деле значительный по объёму и чрезвычайно богат по декоративному оформлению. А в ограждённом парадном дворе сказалось лишь стремление открыть перспективу на здание со стороны небольшой площади.

На территории, где располагается Николаевский дворец, с 1721 года был Канатный двор. Он обслуживал Адмиралтейство.

В 1790-х годах здесь построили двухэтажные деревянные казармы для моряков.

В 1851 году император Николай I распорядился построить парадную резиденцию для своего третьего сына, Николая. Николаю Николаевичу с раннего детства была уготована военная карьера. Уже в день рождения его назначили шефом лейб-гвардии Уланского полка и зачислили в списки лейб-гвардии Сапёрного батальона. В детстве он часто сопровождал отца в поездках. Ставка в его обучении делалась на военные науки. С двенадцати лет Николая стали приобщать к артиллерийскому и сапёрному делу.

Место на Благовещенской площади было выбрано для дворца не случайно. В то время она начала динамично развиваться и даже превратилась в оживлённый и нарядный район города. Рядом совсем недавно открыли удивительный по красоте Благовещенский мост через Большую Неву. Главной доминантой площади была церковь Благовещения постройки архитектора Тона.

Николаевский дворец. Современный вид

В конце 1851 года объявили конкурс на лучший проект резиденции 20-летнего Николая Николаевича. В конце концов проект по заказу Дворцового ведомства разработал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. По велению императора строительство было поручено архитекторам Александру Павловичу Брюллову, Константину Андреевичу Тону и Рудольфу Андреевичу Желязевичу. Последний прославился возведением торговой галереи «Пассаж».

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был опущен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолочённая медная доска с гравированной надписью об этом событии.

Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. И возобновилось в 1856 году. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась в декабре 1861 года.

В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной. С ней со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции он жил в Зимнем дворце.

Николаевский дворец, наравне с Благовещенской церковью, стал доминантой Благовещенской площади (ныне площади Труда).

Дворец, прямоугольный в плане, имеет два ризалита на главном и три на садовом фасадах. Все его помещения располагаются вокруг двух световых дворов.

Штакеншнейдер выбрал для фасада архитектурные приёмы итальянского ренессанса. В это время в моду вошла эклектика. Андрей Иванович Штакеншнейдер был одним из первых архитекторов, применивших этот стиль в Петербурге. В отличие от Мариинского дворца каждый этаж резиденции Николая Николаевича архитектор выделил карнизом. Невысокий цокольный этаж с пилястрами ионического ордера обработан рустом. Над окнами помещены барельефы в прямоугольных рамах, а под окнами – массивные консоли. Бельэтаж выделен как парадный, с высокими ренессансными окнами и множеством маленьких чугунных балкончиков.

Перед главным фасадом была устроена открытая площадка, окаймлённая ажурной оградой на высоком гранитном цоколе. В те годы сада с деревьями и цветниками не было и хорошо был виден центр фонтана – портик с колоннами из сердобольского гранита и пандусом. В восточной части Николаевского дворца, со стороны сада, расположилась домовая церковь.

Для оформления вестибюля Штакеншнейдер использовал «казённый камень», оставшийся от строительства Исаакиевского собора. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно.

В северо-западной части бельэтажа находились танцевальный и банкетный залы. Они были двусветные и высотой 17 метров. Танцевальный зал украшали скульптурные работы.

В восточной части дворца находились личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги. Окна этих комнат выходили в сад и на Конногвардейский бульвар. В личные покои можно было попасть через собственный подъезд со стороны сада. Отсюда можно было пройти в бильярдную, комнату дежурного адъютанта, приёмную, кабинет, штандартную. Стены помещений украшали изображения любимых лошадей великого князя. Лошади были истинной страстью великого князя, который командовал всеми кавалерийскими силами Российской империи. Великий князь увлекался не только лошадьми. Другой его страстью был балет и балерины. Для одной из них он снял квартиру поблизости, в доме на Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца. Когда балерина была готова принять великого князя, она выставляла на подоконник две зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим любителем пожаров.

Из кабинета три двери вели на балкон, откуда открывался вид на сад. Интересно, что порой слышался хор солдат финского стрелкового батальона.

Покои Александры Петровны примыкали к комнатам великого князя. Кабинет княгини выходил двумя окнами и балконом на бульвар. Отсюда можно было попасть в зимний сад, будуар, уборную и опочивальню.

На первом этаже Николаевского дворца располагались детские комнаты. В северо-западной части дворца жили воспитатели детей. Здесь же были устроены запасные (гостевые) помещения, рекреационный зал для спортивных игр.

Это был самый технически оснащенный на то время дворец. Он был оснащен водопроводом, канализацией, телеграфной связью. Отопительная система, хорошо продуманная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземлённые в саду. В центре обширного сада стоял круглый ледник в виде грота из красного финляндского гранита, и он уцелел. Уцелел и бывший пятиэтажный корпус для прислуги.

К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле и соединённый с дворцом отдельным переходом. В нём были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ.

Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена 24 октября 1863 года во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

На балах в Николаевском дворце играли лучшие военные оркестры. В них принимали участие хозяин дворца, его брат Михаил. Все знали, что Михаил Николаевич предпочитал танцевать с замужними дамами, а Николай Николаевич – с девицами.

Во второй половине 1880-х годов во дворце начали переделывать интерьеры для повзрослевших детей Николая Николаевича и Александры Петровны.

После смерти великого князя в 1890 году Николаевский дворец за долги был передан в ведение департамента уделов.

Во дворце решили устроить женский институт, названный в честь дочери императора Ксении – Ксенинским. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Конюшню перестроили под столовую, манеж – под спальни. Ксенинский институт работал до 1917 года.

В 1917 году Николаевский дворец передали Петроградскому союзу профсоюзов. С тех пор он известен как Дворец труда.

В 1999 году в домовой церкви возобновились богослужения. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдаётся под офисы.

Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина Михайловна

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Николаевский Петербург Николаевский Петербург был не чета александровскому, более похожему на грандиозную стройку с царством заборов, которыми окружали сооружения. Теперь, при Николае I, эти здания были не только закончены, но и вовсю заблистали своей вечной красотой.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

3. ВОПРОС ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НИКОЛАЕВСКИЙ ИНЦИДЕНТ 1920 г. И СТАТУСЕ СЕВЕРНОГО САХАЛИНА Стремясь зафиксировать тот факт, что юридическое признание неравноправных статей Портсмутского мирного договора 1905 г., заключенного между нашей страной и Японией в результате

Из книги Тайные страницы истории автора Николаевский Борис Иванович

Б. И. Николаевский К истории «Большевистского центра» «Большевистский центр» (БЦ) - так называлась организация, которая в 1906–1909 гг. стояла во главе большевистской фракции тогда формально еще единой РСДРП. История этого Центра до сих пор остается совершенно

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина Михайловна

Николаевский греческий афоногорский монастырь Болваном Макар вчерась казался народу, Годен лишь дрова рубить или таскать воду, Никто ощупать не мог в нем ума хоть кроху, Углем черным всяк пятнал совесть его плоху. Улыбнулось тому ж счастие Макару, И сегодня временщик: уж

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Удивительная Беларусь. К 600-летнему юбилею Беловежской пущи автора Андреев Александр Радьевич

Свято-Николаевский собор Построен в 1780 году как костел Святого Антония францисканского монастыря. В 1831 году по приказу российских властей костел был передан православным и переделан в храм Святого

Из книги Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование автора Блюмин Георгий Зиновьевич

Шел николаевский солдат Дождик на речке накрапывал. Дедка на печке похрапывал. Бабушка что-то вязала И о былом вспоминала… Рассказы моей бабушки Марии Ивановны всегда стояли на грани истинных событий, свидетельницей которых она была в своей жизни, и волшебных сказок,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Район Благовещенской площади (современное название - площадь Труда) долгое время считался захолустным, хотя и начали его застраивать одновременно с постройкой города: с начала 1720-х годов здесь располагался Канатный двор, работавший по заказам Адмиралтейства; позже были выстроены казармы (архитектор Ф.И. Волков). Но в середине XIX века всё изменилось: район стал активно застраиваться, на площади был выстроен Благовещенский храм (взорван в 30-х годах ХХ века), возведён одноимённый мост через Неву (в советский период - мост Лейтенанта Шмидта), а кроме того государем-императором Николаем I задумано именно здесь построить резиденцию для своего сына, Николая Николаевича. Тому едва исполнилось 20 лет, и дворец должен был стать подарком к будущей присяге.


Утраченная Благовещенская церковь

В качестве архитектора будущего дворца был приглашён А.И.Штакеншнейдер, уже хорошо известный петербургским жителям. Впрочем, его не сразу назначили на этот пост: было решено провести архитектурный коркурс на постройку новой великокняжеской резиденции. Архитектор Н. Л. Бенуа даже успел предоставить чертежи. Но в конце концов Кабинетом Его Императорского Величества для работы был выбран Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. Строительство по проекту Штакеншнейдера вели архитекторы А. П. Брюллов, К. А. Тон и Р. А. Желязевич.

Большой поклонник эклектики, Штакеншнейдер выбрал для нового дворца стиль итальянского ренессанса. Оформление дополнено скульптурными вставками специфичными для каждого этажа. Портик на первом этаже состоит из четырех гранитных колонн и отличается от классического исполнения тем, что не является смысловым центром всей композиции. Здесь же используются широкие ионические пилястры, которые на втором этаже сменяются коринфскими колоннами. Третий ярус Николаевского дворца оформлен более короткими пилястрами, что создает иллюзию сокращения высоты здания. Со стороны площади и соседних улиц дворец окружен чугунной ажурной решеткой, которая тем не менее позволяет рассмотреть фасады в деталях.


Вход с Благовещенской площади


Со стороны Галерной улицы

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был положен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолочёная медная доска с гравированной надписью об этом событии.

Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны, было возобновлено в 1856 году. Для этого из Департамента Уделов было выделено более трёх миллионов рублей. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась 1 декабря 1861 года.

В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной (принцесса Александра-Фредорина-Вильгельмина Ольденбургская). Ему было 30 лет, а ей 23. Со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции они жили в Зимнем дворце.


Великокняжеское семейство

Для оформления Вестибюля использовался камень, оставшийся от постройки Исаакиевского собора (его назвали "казённый камень"). Лестница была украшена семнадцатью картинами работы художника Николая Тихобразова. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась Белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно. Далее - Малая столовая, Китайская гостиная. В центре западного фасада - парадная приёмная (Розовая гостиная), потолок которой украшал плафон "Суд Париса" художника А. Ясевича. В северо-западной части бельэтажа находились Танцевальный и Банкетный двусветные залы (высотой в 17 метров). Танцевальный зал украшали скульптуры работы Иенсена. Мебель для парадных залов была изготовлена мастером Андреем Туром.

В восточной части дворца на втором этаже располагались покои Великого Князя и его супруги, детские комнаты - на первом этаже. Северо-западная часть дворца предназначалась для воспитателей, а так же для гостей. Кроме того, там находился Рекреационный зал (для подвижных спортивных игр).

Николаевский дворец был очень продуман технически: в нём были водопровод, канализация, телеграф, гидравлический лифт с кабиной, декорированной красным деревом и громоотвод.

22 ноября 1868 года, в день помолвки племянницы Николая Николаевича герцогини Евгении Максимилиановны Лейхтенбергской с принцем Александром Петровичем Ольденбургским, в Николаевский дворец прибыла княгиня Татьяна Борисовна Потёмкина. Во время её подъёма в церковь лифт неожиданно упал с самой высоты. Кабина развалилась, княгиню с трудом извлекли из под обломков. Потёмкину оставили на два месяца во дворце, после чего отправили домой.

К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле и соединённый со дворцом отдельным переходом. В нём были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ. Для прислуги был построен отдельный пятиэтажный корпус.

В центре сада находился круглый ледник в виде грота из красного финского гранита.


Современный вид из окна бывшего кабинета Великого Князя

На дореволюционных фотографиях и рисунках можно увидеть, что домовая церковь во дворце была увенчана семиколокольной звонницей. В советское время колокольню разобрали и до сих пор не восстановили. Церковь вмещала до 60 человек. В 1872 году под алтарём была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра.

Интересна история создания церкви. Когда великий князь Николай Николаевич в 1850 году был в Ростове, он обратил внимание на полуразрушенную церковь в древнерусском стиле и пожелал в своём доме иметь подобный храм. Его желание было исполнено. Для снятия обмеров церкви в Ростов был отправлен архитектор Рихтер. Его планами и руководствовался Штакеншнейдер при создании домовой церкви. Художественное оформление храма создавалось под наблюдением специально приглашённого для этого мюнхенского профессора церковной живописи Людвига Тирша. В момент переселения во дворец иконостас домовой церкви ещё не был расписан. Молодая хозяйка взяла шефство над его оформлением. Она сама выбирала сюжеты для его росписи. Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена протопресвитером В. Б. Божановым 24 октября 1863 года во имя Божией Матери всех скорбящих радости. Вход в неё был с парадной лестницы, сюда мог прийти помолиться любой желающий.

В 1872 году великий князь посетил Иерусалм. Там его впечатлила "Пещера Гроба Господня". Возвратившись в Петербург Николай Николаевич захотел иметь в своём дворце её подобие. Настоящая копия пещеры была создана по проекту Ф. С. Харламова. Её освятили 24 декабря 1872 года. Под солеею и алтарём была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра. Её посетители так описали увиденное:
"Из преддверия по узкому и низкому входу мы попали в саму пещеру Гроба Господня. В верхней части входной ниши изображена Богоматерь, держащая тело своего Сына, снятого с креста. Потолок пещеры оштукатурен, пол цементный. Направо от входа находится белокаменное ложе, наподобие настоящего гроба. На стене у гроба висит икона с Воскресением Христовым. В центре мраморного ложа в ковчегах хранятся святыни: камень от гроба Господня и камень с горы Голгофы... Пещера освещена 36-ю лампадами, укреплёнными на своде".

В советские времена церковь оказалась чуть ни единственным помещением дворца, сильно пострадавшим от действий новых хозяев. На данный момент в ней проводится реставрация. Кроме того, как и во времена Великого Князя, любой желающий может зайти для молитвы: церковь действующая.

Николай Николаевич был большим поклонником светских развлечений. Во дворце часто проводились балы, на которых играли лучшие военные оркестры. На балах хозяин предпочитал танцевать с незамужними девицами, а его брат, Михаил Николаевич, - с семейными дамами. Теперь в бальной зале балы более не проводятся: в ней стоят кресла и оборудована сцена:

Александра Петровна балы не жаловала, предпочитая просты домашние радости: рукоделие, воспитание сыновей, ведение хозяйства. В Белой гостиной Николаевского дворца Александра Петровна устраивала благотворительные базары.

Председатель Комитета министров граф П. А. Валуев писал о жизни во дворце: "Всё скучно и стереотипно... Разговор, особенно после обеда, исключительно лошадиный".

Возможно, именно разница в темпераменте и привела к тому, что брак великокняжеского семейства оказался далеко не счастливым. Николай Николаевич имел множество любовниц, среди которых самой любимой была балерина Екатерина Числова. В последние годы жизни Николай Николаевич чаще жил у неё в новой квартире на Почтамтской улице. Когда Николаю Николаевичу сообщали, что к нему в гости собираются родственники, он нехотя ненадолго переселялся обратно в Николаевский дворец.

Числова родила от Великого князя пятерых детей (Ольгу, Владимира, Екатерину, Николая и Галину), и которым в 1883 году были Высочайше пожалованы фамилия Николаевы (этою фамилией именовалась и сожительница великого князя) и права дворянства. В письме императору Александру III от 14 мая 1884 года обер-прокурор К.П. Победоносцев докладывал о настоятельных просьбах великого князя разрешить «дворянке Николаевой» (а также о её собственных ходатайствах перед Санкт-Петербургским митрополитом) иметь домовую церковь ввиду того, что «она не может бывать в приходских церквах»; мнение Победоносцева на этот счёт было скептическим.

Ещё в самом начале романа Великий князь снял для неё квартиру поблизости, в доме на Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца. Когда Екатерина была готова к встрече, она выставляла на подоконник две зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим любителем пожаров.


Роман великого князя затянулся, и по некоторым данным Николай Николаевич, чтобы как-то оправдать себя в глазах брата-императора, через два года после рождения младшего сына Петра публично обвинил свою жену в супружеской неверности и изгнал ее, отняв все драгоценности и запрещая видеться с детьми. Когда Александр II услыхал о случившемся, то не стал выяснять достоверность, искать правого и виноватого. Он отказался принимать великую княгиню для объяснений и незамедлительно выслал ее за пределы России, якобы для лечения.

Другие источники факт изгнания не подтверждают, а сообщают, что бегство из Петербурга – сознательный выбор самой Александры, она не могла больше терпеть многолетний «загул» мужа.

Во второй половине 1880-х годов в Николаевском дворце начали переделывать интерьеры для повзрослевших детей Николая Николаевича и Александры Петровны. Работы проводились под руководством академика Н. П. Басина. В северо-западной части первого этажа Николаевского дворца поселился Николай Николаевич-младший, в южной - Пётр Николаевич. На первом этаже появились Красная гостиная, Турецкая комната, Оружейная, Мавританская гостиная и другие помещения.

После смерти Великого Князя дворец был передан в ведение Департамента Уделов: содержать его было наследника не по средствам. Долгое время судьба дворца была не ясна. Предполагалось, что он может быть отдан Инженерному училищу, тогда как Инженерный замок отдали бы Публичной библиотеке. Но 25 июля 1894 года последовал указ императора о том, что в Николаевском дворце в ознаменование бракосочетания великой княгини Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем будет устроен женский институт, названный в её честь - Ксениинским. Молодожёны поселились неподалёку от Ксениинского института, во дворце на Мойке, напротив Новой Голландии.

Для нужд института здание перестраивалось под руководством Роберта Андреевича Гедике и Ивана Александровича Стефаница. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Двусветный Банкетный зал разделили потолком на два помещения. В нижнем устроили сцену для спектаклей, в верхнем - дортуары для воспитанниц. Конюшню перестроили под столовую, Манеж - под спальни. Все работы обошлись казне в 700 000 рублей. Ксениинский институт торжественно открылся 25 марта 1895 года. На церемонии присутствовал император Николай II.

Ксениинский институт был рассчитан на 350 воспитанниц. Он был ниже Смольного института по рангу, здесь обучались исключительно "полусироты". Учебная программа предусматривала семь классов общего курса и три специальных профессиональных. Специализации было всего две - бухгалтерия и рукоделие. Последниый выпуск из Ксениинского института состоялся 4 марта 1918 года.


Воспитанницы Ксениинского института на главной лестнице Николаевского дворца. Фото мастерской Карла Буллы 1909г.

В марте 1917 года Центральное бюро профессиональных союзов получило заявление 16 профсоюзов:
"Мы, организованные представители пролетариев, заявляем: рабочий класс, создавший и создающий всё материальное могущество страны, всё её богатство, имеет полное право на пользование одним из дворцов для нужд профдвижения Петрограда".

Принципиально это обращение было принято, после чего началось обсуждение конкретных вариантов. Предлагалось передать профсоюзам Аничков дворец, но руководство Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов во главе с меньшевиками и эсэрами препятствовали такому использованию бывших царских резиденций. 11 декабря 1917 года на заседании Совнаркома под преседательством Владимира Ильича Ленина был принят декрет:
"Совет Народный комиссаров, утверждая постановление Народного Комиссара по Министерству Призрения от 26 ноября 1717 года, постановил: передать здание Ксениинского института в ведение Петроградского Совета Профессиональных Союзов для нужд профессиональных организаций".

С тех пор бывший Николаевский дворец известен как Дворец Труда. Торжественное открытие первого в мире Дворца профсоюзов состоялось 8 ноября 1918 года. Тогда здесь состоялся многолюдный митинг. Под звуки "Интернационала" собравшимся был представлен сооружённый перед зданием монумент "Великий металлист" работы скульптора М. Ф. Блоха.

В нём разместились Областной совет и ряд отраслевых профсоюзов, Народный университет профсоюзных работников, Центральная библиотека. Здесь же работала типография, в которой издавались журнал «Вестник профессиональных союзов» и газета «Труд». Для нужд этих организаций часть помещений была вновь перестроена. В 1918 году домовая церковь оказалась закрыта. На её месте появился красный уголок. На месте алтаря был установлен бюст Ленина.

13 марта 1918 года Дворец Труда, где в это время работал первый съезд сельскохозяйственных рабочих Петроградской губернии, посетил В. И. Ленин. Выступая перед делегатами съезда в Актовом зале он произнёс:
"Мне особенно отрадно видеть, что здесь, в Питере, где так много прекрасных зданий, дворцов, имевших совершенно неправильное назначение, товарищи поступили правильно, отобрав эти дворцы и превратив их в места собраний, съездов и совещаний как раз тех классов населения, которые на эти дворцы работали и в течение веков эти дворцы создавали и которых на версту к этим дворцам не подпускали!".

Благодаря новому названию Николаевского дворца в 1923 году Благовещенскую площадь переименовали в площадь Труда. Спустя три года во дворце начала действовать Высшая школа профессионального движения.

Во время Великой Отечественной войны во Дворце Труда располагался госпиталь. Исполком Октябрьского раонного Совета снабдил госпиталь кроватями, матрасами, подушками, посудой, кухонным оборудованием. Перед находящимися здесь ранеными выступали лучшие артисты и ведущие учёные блокадного Ленинграда. Здание серьёзно пострадало от бомбёжек. Его отреставрировали в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

В 1962 году во дворце Труда был открыт Дворец культуры Ленинградского областного совета профсоюзов. Один из парадных залов был превращён в галерею Героев Социалистического Труда - лучших труженников Ленинграда и Ленинградской области. К 1975 году была завершена реставрация фасадов.

Богослужения в домовой церкви дворца возобновились в 1999 году. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдаётся под офисы.

На площади Труда, бывшей Благовещенской площади в Петербурге расположен этот нарядный дворец. Он пережил, если можно так сказать, несколько совершенно разных жизней. Очень интересна его история.
В 1851 году император Николай I распорядился начать строительство резиденции для его двадцатилетнего сына Николая. Дворец должен был быть подарком сыну на присягу. Место для строительства было выбрано самое оживленное. В 1850 году здесь был построен первый постоянный мост через Неву - Благовещенский, названный так в честь возведенной рядом в 1849 году церкви Благовещения, расположенной рядом. Мост этот необыкновенно красив, в то время был самым длинным в Европе.
Построенное ранее на этом месте здание морских казарм было срочно разобрано.
Дворец был построен по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера в стиле итальянского неоренессанса. Он был похож на итальянский дворец. Собственно, он и сейчас остался таким же - нарядный, яркий, со множеством украшений, орнаментов, колонн. При постройке были использованы последние достижения строительного мастерства. Во дворце были и водопровод и, отопление, канализация и телеграфная связь. В то время это было редкостью. За дворцом был построен целый комплекс дополнительных сооружений, гораздо более скромных, но занимали эти постройки два гектара.
После кончины императора Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский.
Фотография 1907 года. На ней Николаевский мост, соединяющий набережную Васильевского острова и Благовещенскую площадь.

Вот как выглядела площадь а 1907 году. Справа - Николаевский дворец.


Немного расскажу историю хозяина дворца, великого князя Николая Николаевича.
Великий князь Николай Николаевич старший (в отличие от своего старшего сына Николая Николаевича младшего) был сыном императора Николая I и Александры Федоровны. С рождения его готовили к служению в армии. С восьми лет он находился в I кадетском корпусе. И на самом деле он всю жизнь был, что называется, "бравым служакой". Был шефом кавалерии и главнокомандующим войсками гвардии и петербургского военного округа. Не могу оценить все его заслуги, но в 1914 году ему был установлен памятник на Манежной площади. Правда, в 1918 он был демонтирован - бронза была необходима для создания бюстов новых революционных героев.
В 1856 году он женился на Александре Ольденбургской, а в 1861 году семья переехала в новый дворец, который стали называть Николаевским.
Брак, конечно, не был совершен по любви. Как все мы знаем "жениться по любви не может ни один, ни один король". Образцовым семьянином Николай не был. Супруги прожили вместе десять лет, у них родилось двое детей. Но Николай Николаевич, дядя Низи, как звали его в семье, не был удовлетворен этим браком. Он любил гулять, любил развлечения, очень любил лошадей. В его покоях стены были украшены их изображениями. Кроме того - его большой страстью был балет и, конечно, хорошенькие балетные танцовщицы. Надо сказать, что балерины вообще были предметом особого отношения русских царских особ мужского рода. Его супруга предпочитала уединение и молитвы. Между ними не было ничего общего и жизнь обоих была несчастной. В разных источниках я читала много подробностей и деталей их совместной жизни, причем совершенно разных. Мне не хочется останавливается на этом, но скажу, что еще во время брака, в 1865 году великий князь познакомился и сблизился с балериной Екатериной Гавриловной Числовой и от этой связи даже появились незаконнорожденные дети.
Закончилось это тем, что он буквально выгнал свою жену из дома, обвинив в измене. Для развода нужна была весомая причина. Есть данные, что он отнял у нее все драгоценности и подарки. Не знаю - правда это или нет.
Император Александр II не стал вступаться за нее, но оплатил ее переезд в Киев, в монастырь, где она жила, как инокиня Александра Киевская. Надо сказать, что Александра Петровна организовала Покровскую общину и Покровская больница на Васильевском острове была основана ею. Больница существует до сих пор. В Киеве с ее участием был основан Покровский монастырь и больница, где она работала медсестрой. В Петербург вернуться ей больше не пришлось.
Освободившийся от тяжелых уз Николай Николаевич не теряя времени вступил в морганатический брак с балериной Екатериной Гавриловной Числовой.
На следующих фотографиях можно увидеть фотографии всех персон, о которых идет речь.


Во втором браке появилось на свет пятеро детей. В 1883 году Александром III детям и Екатерине Числовой была высочайше пожалована фамилия Николаевы и права дворянства. Если верить тому, что я прочла - это брак был счастливым, несмотря на властный и ревнивый характер супруги.
С 1880 года великий князь был тяжело болен, стал необузданным, вел расточительный образ жизни, даже заложил Николаевский дворец. В 1882 году на имущество дяди Александром III был наложен арест.
Болезнь великого князя сильно обострилась после смерти в 1889 году его возлюбленной. Он очень переживал. Последние годы своей жизни он был недееспособным, и провел их, практически, под домашним арестом. Скончался в 1891 году в Крыму и был похоронен в Петропавловском Соборе в Петербурге в семейной усыпальнице.
После его смерти дворец был отдан в казну в счет долгов. Император Александр III подарил его своей дочери великой княжне Ксении Александровне на свадьбу. Но Ксения предпочла другой дворец, а здесь основала институт для девочек-полусирот из дворянских семей. Назвался он Ксенинским институтом.
Была изменена внутренняя планировка помещений. Конюшня была перестроена в столовую, манеж превратился в спальню для учениц, были устроены классы, квартиры для преподавателей и много всякого другого. Обучалось одновременно 350 девочек. Обучение было платным для половины учениц.
Фотография 1909 - 1917 г.г.


Эта фотография 1913 года - воспитанницы Ксенинского института на парадной лестнице дворца.


В 1917 году, как мы все знаем, произошел переворот. Он произошел в октябре, а в декабре здание института благородных девиц было передано трудящимся. По распоряжению Ленина. Тогда же у Смольного института благородных девиц было отобрано здание, которое немедленно заняли революционеры. Бывший Ксенинский институт отныне стал называться Дворцом труда. В память об этом событии - мемориальная доска.


Еще одна мемориальная доска, ее можно увидеть у главного входа во Дворец.

Дальше - несколько интересных фотографий
1923 год - празднование пятой годовщины революции около Дворца труда. До боли знакомые лозунги.

А это - транспортные рабочие, демонстрация в честь какого-то праздника. Какие интересные личности! Совершенно никто не улыбается.


Это фото 1925 года.

1953 год.


А это сегодняшние фотографии. Правый ризалит здания. Угол Конногвардейского бульвара.


Парадный вход. Сейчас дворец, мне кажется, тоже принадлежит профсоюзам. Туда водят экскурсии.


Садик перед Дворцом.


Эта сторона Дворца по Конногвардейскому бульвару. В советские годы - бульвару Профсоюзов.


Вход во двор, в котором находится много корпусов. Надо еще сказать, что личные покои великого князя и его супруги находились в восточной части Дворца и окна их выходили во двор. Подъезд, через который они входили во дворец был в восточной части.


Здесь виден купол Домовой церкви. После революции он был уничтожен, церковь перестала существовать. После 1990 года ее реставрировали, восстановили купол и с 1999 года в ней опять проходят богослужения.


Здесь можно увидеть дворовые служебные корпуса.


Здесь раньше была конюшня. Когда образовался Ксенинский институт, в ней устроили столовую для воспитанниц. В советское время здесь тоже была столовая. А сейчас - ресторан "Гимназия".


И дальше по Конногвардейскому бульвару продолжаются служебные корпуса дворцового комплекса.


Сейчас здесь жилые дома.


За свою долгую историю Дворец имеет третье название, и имеет его уже почти сто лет. Многое изменилось в нашей жизни. Возможно и Дворец скоро изменит свое название.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Николаевский дворец на Благовещенской площади был построен специально для сына Николая I - князя Николая Николаевича. Здание было заложено в 1853 году и строилось в течение восьми лет. При возведении Николаевского дворца в его фундамент был заложен сундук с золотыми и серебряными монетами. Резиденция князя включала в себя не только сам дом, но и много других помещений. Например, здесь же находились флигели для слуг, манеж, конюшни. Николай Николаевич жил во дворце вместе со своей женой Александрой Петровной.

При возведении Николаевского дворца в Санкт-Петербурге в фундамент был заложен сундук с золотыми и серебряными монетами.

Новый дворец , без сомнения, украсил Благовещенскую площадь (сегодня - площадь Труда). Николаевский дворец привлекает к себе внимание благодаря стилю, в котором он выполнен. Архитектор Штакеншнейдер был большим поклонником эклектики, вошедшей в моду в то время. Он выбрал для фасада здания стиль итальянского ренессанса. Внутри дом был очень просторным, с множеством комнат. Здесь находились танцевальные залы, гостиные, бильярдная, приемная, кабинеты, личные апартаменты хозяев и многое другое. Интересно, что Штакеншнейдер предусмотрел даже специальное помещение для спортивных игр. Стоит отметить, что Николаевский дворец был обеспечен такими необходимыми вещами, как громоотвод, отопительная система, телеграфная связь, лифт, водопровод.

В Николаевском дворце однажды произошел несчастный случай. Княгиня Татьяна Потемкина поднималась на лифте, но неожиданно кабина лифта рухнула вниз. Женщина чудом осталась жива, но еще несколько месяцев была вынуждена лечиться.

Интересна история домовой церкви во дворце. Как-то князь Николай ездил в Ростов и увидел там храм в древнерусском стиле. Он был настолько поражен красотой почти развалившегося здания, что решил непременно построить точно такую же церковь у себя дома. К 1863 году в Николаевском дворце возвели храм. Посетить его мог любой человек.

У хозяев дома было много увлечений. Князь Николай любил все, что связано с животноводством, и поэтому часто проводил в собственном манеже выставки племенного скота и лошадей. Его супруга занималась благотворительностью. В одной из гостиных Александра Петровна часто устраивала благотворительные базары. Кроме того, Николаевский дворец славился своими балами, на которых играли лучшие музыканты. Правда, к танцовщицам князь питал особую слабость. Для своей фаворитки балерины Екатерины Числовой он даже снял квартиру прямо напротив Николаевского дворца. У любовников была своя система секретных обозначений. Две зажженные свечи на окне Екатерины Гавриловны означали, что она готова к встрече. Князь Николай видел в окне этот знак и сразу уезжал из дома. Официальным объяснением его частых отъездов служили городские пожары. Дело в том, что хозяин дворца действительно очень любил смотреть на беспощадный огонь. Но, разумеется, так часто пожары в Петербурге не случались.

Александра Петровна переживала из-за несложившейся личной жизни. Частые измены мужа подтолкнули ее к решению переехать в Киев. В этом городе она основала монастырь и сама стала монахиней.

Спустя время дети князя Николая Николаевича были вынуждены продать дом за долги. В 1895 году в здании Николаевского дворца был открыт Ксенинский женский институт, в котором девушки обучались по двум специальностям - рукоделие и бухгалтерия. После революции этот дом был переименован в Дворец Труда. Здесь разместился Народный университет профсоюзных работников, библиотека, типография. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но в конце 40-х годов его отреставрировали. Сейчас в здании Николаевского дворца находится Совет федерации профсоюзов Санкт-Петербурга.

Адрес: пл. Труда, 4.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...