Белые пёрышки. «Русская народная сказка \"Белые перышки\". цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

Заказать написание уникльной работы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Урок литературного чтения во 2-м классе

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по теме

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> "Русская народная сказка

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Белые пёрышки»"

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цели: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жанры фольклора: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сказка,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(составление модели обложки) ;

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать умение работать с текстом; умение работать самостоятельно, осуществлять выбор;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">развивать грамотную, правильную речь, мышление, внимание, кругозор;
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оборудование ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> : выставка рисунков « Про Воробья Воробеича и

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ерша Ершовича …» , модель обложки, конверты с

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> заданиями, учебники, мультимедиа, презентация

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> « Глухарь и лебедь» , маски Воробья и Ерша.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План урока

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап самоопределения к деятельности 2 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап актуализации знаний 10 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап первичного закрепления 5 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап включения в систему знаний 15 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап сам. работы с самопроверкой по эталону 7 мин
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап рефлексии к деятельности 6 мин

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> 45 мин

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ход урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– Ребята, взгляните на выставку рисунков, которую мы с вами

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сделали, послушайте отрывок из песни, попробуйте сами

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определить, с какими произведениями мы будем сегодня работать. (Это сказки)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - А какую сказку вы читали дома? (« Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Давайте попробуем проинсценировать. (Чтение по ролям, 1 ученик в это время самостоятельно составляет у доски модель обложки)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Вам было дано творческое задание по желанию сделать к сказке рисунок. Получилась вот такая выставка. Давайте рассмотрим и прокомментируем некоторые рисунки.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Итак, посмотрите на модель обложки, правильно ли она составлена, сделайте вывод, какая это сказка. (Авторская, о животных)

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка для глаз « Птички» (используется проектор)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. - Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, путешествие в сказку продолжается. Называется она « Белые пёрышки» . Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах)

;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,

;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … ;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(птица)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Лебеди) ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Показываю - глухарь)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой — хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
;color:#800000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния. Они токуют и выводят птенцов.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно: и белое пушистое оперение, и чёрные глаза, и гибкая красивая шея. Особенно лебедь красив, когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера Сочетание белоснежного пышного оперения, небесной и водной лазури изумрудной зелени - воплощение красоты.

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чтение сказки учителем, вопрос перед чтением:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Отчего глаза и брови глухаря покраснели?

  • ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Маленькие птички, птички – невелички

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По лесу летают, песни распевают.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Птички спрятались в дупло,

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Там не тронет их никто.

  • ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Анализ сказки, выборочное зачитывание:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? К какому отрывку сделана иллюстрация?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – У каждого из вас на парте ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лежит конверт с заданием ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> :

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Что в этой сказке правда, реальные факты? Что придумано, вымышлено?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Если вам нужна подсказка, то возьмите голубую карточку.Если справитесь без подсказки, то - розовую карточку. (Сам. работа с самопроверкой)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – Давайте обратимся ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к модели обложки ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> . Что нужно изменить, чтобы она подошла к сказке « Белые пёрышки» ?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Дома вам нужно подготовить пересказ сказки по выбору полный или краткий. А какой сделать сложнее?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Теперь проанализируйте всё , что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё удалось, достаньте из конверта белую птичку. Если что – то показалось трудным, поместите на доску голубую птичку. (Учитель комментирует)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Хочется закончить наш урок стихами: (читает ученик)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что такое сказка – это знает каждый,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Кто в стране той дивной побывал однажды.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Так порой хочу я сказку сделать былью

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И в мечту умчаться на волшебных крыльях …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« БЕЛЫЕ ПЁРЫШКИ»

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитель начальных классов

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МОУ СОШ № 33

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Агеева Лариса Михайловна

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Г. Энгельс

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2011 г.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

Михайлова Ирина Викторовна МБОУ СОШ №39

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема урока: Произведения фольклора русского народа. Русская народная сказка "Белые перышки"

Цель: Содействовать развитию первичных исследовательских навыков, пояснению специфики сказки: народной и авторской. Способствовать развитию речи детей, работе над техникой и выразительным чтением сказки

Формируемые УУД:

    Познавательные УУД: формировать у мение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения; знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная (составление модели обложки);

    Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

    Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

    Личностные УУД : формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

2. Актуализация опорных знаний учащихся – Что такое устное народное творчество? (фольклор). – Вспомните жанры фольклора. (Слайд 2.)


Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)

Что такое сказка? (Слайд 3) (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)

Сегодня мы продолжим работу со сказкой, но сначала дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.

II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

Слайд 4-5 – Что это? (названия сказок) . «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (авторская) , народные: «Теремок» (о животных) , «Каша из топора» (бытовая) , «Царевна-лягушка» (волшебная) . Исключите лишнюю. («Сказка про Воробья…» Почему? (авторская, остальные народные) А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы.(волшебная, бытовая, о животных ) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах). Выделенные буквы не зачеркивайте.

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Слайд 6) (Произведения фольклора русского народа. Сказка «Белые пёрышки»)

Предположите, какие цели вы бы поставили: (Цели: - будем учиться …

Можем узнать …

Определим, что …

Докажем, что …)

Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу.

1) Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах). А вот о каких птицах, вам придется угадать. (Слайд 7) Расшифруйте названия птиц: (анаграммы) лугрьха (глухарь), бедель (лебедь) – Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди) . И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)

2) Выявление объема знаний детей по теме. На дом вам было задано найти информацию об этих птицах. Поднимите руки, кто нашёл?

Что вы знаете про глухаря? Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации, (Слайд 8)

Про лебедя? Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации (Слайд 9) - Кто хочет дополнить?

III. Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон, два – наклон,

Зашумел листвою он.

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие произведения.

– Послушайте сказку. (читают 2-3 хорошо читающие учащиеся) . – Понравилась сказка? – Поделитесь впечатлениями. В чем необычность сказки? – Чему учит эта сказка?

– Прочитайте ещё раз жужжащим чтением и проведите «расследование» - Отчего глаза и брови глухаря покраснели? (Он долго плакал) - Правда, ли у глухарей красные глаза?

– Докажите, что это сказка. (Есть вымысел (животные разговаривают), зачин – Какими словами начинается сказка? – Зачитайте. (давным-давно…) и концовка.)

Игра «Живая модель» (Слайд 10) – Кто сегодня представляет модели? (выходят 6 человек детей с моделями). – Подберите модель обложки, которая подойдёт к этому произведению. – Что ещё нужно добавить? (название)

Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Русская сказка «Белые перышки»; сказка о животных). Физминутка для глаз (Слайд 11)

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И читать, мы начинаем.

2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: (Работа в группах)

Читаем вопросы и быстро их обсуждаем.

1 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы?

2 группа – Поразмышляйте над вопросом: - Почему глухарь не хотел оставаться, а собрался со стаей лебедей в тёплые края? (ему было одиноко и холодно)

3 группа – Найдите в тексте описание осеннего леса. Прочитайте. – Какая это осень?

4 группа – Рассмотрите иллюстрацию. К какому отрывку она подходит. Зачитайте.

5 группа – Найдите и прочитайте. Что подарил лебедь глухарю? Зачем?

6 группа – Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

    Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Индивидуальная работа с тестом) Самопроверка. (Слайды 12-19)

    Творческое задание – Поразмышляйте, обсудите в группах и закончите сказку так, как хотели бы вы. (работа в группах)

V. Итог урока. (Слайд 20) - Что в этой сказке правда? Что вымысел? - Что нового узнали? (о внешнем виде глухаря)– Чему учит сказка? (быть добрыми, помогать другим) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

VI. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 21) На доске рисунок глухаря

Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите глухарю светлое пёрышко. Всё получилось, но хотел бы работать лучше- потемнее. Не всё получилось, но понял, какие ошибки допустил - тёмное. (Звучит песня «Добрые сказки»)

Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки».

Цели:

  • знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная; жанры фольклора: сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка;
  • отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
  • прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Оборудование: видеофильм «Лягушка – путешественница», аудиокассета с голосами птиц, рисунки с изображениями птиц, книга В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница» (три экземпляра с иллюстрациями разных художников), выставка книг «Русские народные сказки», «Авторские сказки».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент – 1 мин.

II. Вступительная беседа – 6 мин.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах фольклора (на доске):

– Какие жанры фольклора вы знаете? Сегодня мы будем говорит о сказке. Откройте стр 30 учебника (Л. А. Ефросинина, 2 класс, часть 2). Как называется сказка? А о ком пойдёт в ней речь, вы узнаете из загадки:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица)

– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Показ иллюстраций – лебеди) . И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показ)

Дети: Глухарь (рассказ ребёнка о птице, 5 – 6 предложений).

III.Работа с произведением – 25 мин.

1. Чтение сказки.

Учитель: Что в этой сказке правда, реальные факты?, Что придумано, вымышлено?

2. Работа над текстом. Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?

3. Выборочное чтение.

Учитель: Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? Скажите, а с чем связан осенний отлёт птиц в тёплые страны? Замечали ли вы, когда улетают на юг дикие гуси, утки, лебеди – водоплавающие птицы? Как они улетают? Расскажите. (Дети составляют рассказ, 4-5 предложений) . Какие же птицы готовились к отлёту?

4. Чтение по ролям.

Учитель: Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. Расскажите о том, как закончилось путешествие глухаря.

5. Работа в тетради по литературному чтению.

Задание №2.

Учитель: Что подарил глухарю лебедь? Как заканчивается эта сказка? Прочитайте.
В этой сказке есть элементы научно – познавательного рассказа. Что мы узнали о внешности глухаря? Какая эта птица: перелётная или зимующая? По своим научно – познавательным данным эта сказка перекликается с другой сказкой (показ). Как она называется? (Кто чем поёт?). Кто её написал? (В.Бианки). Какая эта сказка? (Авторская или литературная). О чём в ней идёт речь?
Итак, мы вспомнили, что сказка бывает не только народной, но и авторской, или литературной. Что это значит?
Какую литературную сказку напоминает вам путешествие глухаря?(на доске выставка книг со сказкой «Лягушка – путешественница», три вида с разными иллюстрациями). Кто автор этой сказки? (В. М. Гаршин). Вы заметили, что оформление книг разное. От чего это зависит? (разные художники, разные издания). Вспомним эту сказку и найдём сходства и отличия.

1. Это птица с длинной шеей (показ иллюстрации)

4. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.

3. Читаем задание №3 в тетради по литературному чтению (показ)

2. А об этой птице наша сказка.

5. А теперь послушаем пение этой птицы (кассета)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (показ)

– А теперь давайте вспомним домашнее задание.

Колосок. Украинская сказка

Учитель: Назовите героев этой сказки. Какими были мышата? (Ленивые) . Подберите синонимы к этому слову. (Неразумные, глупые, беззаботные, лодыри). А каким был петушок? (Трудолюбивый, заботливый, работящий). Что осуждается в этой сказке? Кого осуждают? Какие качества одобряются, приветствуются в этой сказке? А какую белорусскую сказку мы читали (Лиса и тетерев). Похожи ли сказки русского, украинского, белорусского народа? (Рассматриваются иллюстрации, герои, костюмы).

IV. Обобщение – 6 мин

Вывод. Чем похожи эти сказки? Почему они похожи? (Одни древние славянские корни, одни обычаи, одно отношение к труду и лени). Чем же похожи все сказки? (Оосуждается зло и приветствуется добро). Как заканчиваются все сказки? Как понять выражение на доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.

V. Итог урока – 4 мин

Учитель: За что мы любим сказки? Какие они? Чему они учат?

VI. Домашнее задание – 3 мин






Литературное чтение.

Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

2 класс (1-4) Т.Г. Митеханова,

школа с. Верх-Ирмень, НСО

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки. Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А. Ефросинина.

Ход урока:

1 этап: Организационный.

Долгожданный дан звонок. Все ли правильно сидят?

Поскорей проверь дружок, Все ль внимательно глядят?

Ты готов начать урок? Начинается урок.

Всё ль на месте, Он пойдёт ребятам впрок.

Всё ль в порядке: Постарайтесь всё понять

Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились за последние две недели?

(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)

К какому виду творчества относятся все эти произведения?

(К устному народному творчеству)

Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.





У этого цветка вместо лепестков - сказки, загадки...

(на доске прикрепляются названные лепестки)

Каких лепестков не хватает в нашем цветке?

(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)

(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)

У нашего цветка не хватает сердцевинки.

Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

(Ответы детей: фольклор)




(на доске крепится сердцевина) -Теперь живой цветок собран.

Упражнения для развития голоса:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:

Мы делили апельсин

Много нас, а он - один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра.

А для волка - кожура!

Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!

Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!

Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:

Оксана: На-на-на - в лесу растёт сосна.

Денис: Ло-ло-ло- на улице тепло.

Ксения: Су-су-су - ты не зли осу.

Никита: Оль-оль-оль - мы купили соль.

Лена: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.

Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи


  1. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)

  2. Беседа на выявление впечатления:

  • Понравилось ли вам произведение?

  • Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
3) Моделирование обложки.

Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и


покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.

(дети рисуют варианты моделей)

Кто хочет объяснить свой выбор?

(Ответы детей: Оксана: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.

Никита: Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.

Алёна: Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)


  • Докажите, что это сказка.

  • Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
    модель обложки.
(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):










Так с каким произведением мы познакомились?
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»).


  • Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
    (Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)




  • 4) Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям.

    • Посмотрите внимательно на
      иллюстрации. Вспомните, как начинается
      сказка.

    • Какая иллюстрация соответствует
      началу сказки?

    • Какими строчками из
    произведения можно подписать эту иллюстрацию?

    (Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).

    3 этап: Аналитическое чтение.


    • Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
      сказки?

    • Сколько абзацев можно прочитать так?

    (Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

    (лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)

    Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова


    глухаря?

    (Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)

    Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?


    (Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их

    Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
    нужную интонацию и темп чтения.

    (дети упражняются в чтении диалога)


    • В какой момент, почему глухарь обрадовался?
      (Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).

    • Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
      (Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
    полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)

    Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость


    глухаря.

    (дети упражняются в чтении диалога).

    А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
    ветками?

    (Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)


    (Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,

    поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;

    Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

    (упражнения в чтении).

    Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
    глухарь?

    Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.

    Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.

    Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал


    И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

    5 этап: Аналитическое чтение.

    Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?


    (Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,

    остаться на месте).

    Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

    (Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).

    А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

    (Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).

    С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания


    лебедя?

    (Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).

    Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

    (Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).


    лебедей?

    (упражнения детей в чтении).

    Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
    хотели прочитать бы этот абзац?

    (Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения - передача факта действия:

    С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

    Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?

    (Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).

    Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую


    сказку?

    (Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).




    6 этап: Чтение пословиц.
    «бегущей строке» две пословицы, подумать,
    подходят ли они к нашей сказке?

    (дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)

    Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание

    далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».


    (дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)

    Женя: Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.

    Алёна: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

    7 этап: Закрепление учащимися нового материала.

    1) Воспроизведение новых знаний.


    • С каким произведением мы сегодня познакомились?

    • Какие ещё русские народные сказки вы знаете?

    • Какие сказки других народов вы знаете?




    2) Творческая работа на индивидуальных
    досках.

    Сейчас мы будем работать на


    индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
    сказки, который вы запомнили или который вам
    понравился больше всего.

    (дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)

    8 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
    задании.

    С каким произведением мы сегодня познакомились?

    Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
    (Кристина: да, можно. Эта сказка учит тому,что всегда нужно правильно

    рассчитывать свои силы.

    Денис: Надо жить с верой в лучшую жизнь).

    Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного


    народного творчества или можно остановиться на достигнутом?

    (Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

    (Дети: вытянутая рука лежит на парте-ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты- ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх- ребёнок считает, что поработал очень хорошо)

    Домашнее задание:

    1. Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16

    2. По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.

    Масалова Татьяна Сергеевна

    Учитель начальных классов

    МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

    Литературное чтение.

    Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

    Цели:

      Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

      Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

      Воспитать любовь и доброе отношение к животным

      Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

    Оборудование:

    учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

    Ход урока:

      Организационный момент

      Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

    Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

    (оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

      Сообщение темы урока.

    У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

      Работа над новым материалом.

      Работа над текстом произведения до чтения.

    У: — Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

    Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

    2 .Слушание (читает учитель)

    3. Работа с произведением после чтения.

    1) Проверка предположений

      Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

    2) — чтение

    — деление на части

    — озаглавливание

    Запись на доске:

    План:

      Холодная зима

      Дальняя дорога

      Белые перышки

    Беседа после самостоятельного чтения:

    — Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

    — К кому он обратился за помощью?

    — Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

    — Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

    — Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

    Как лебеди облегчили перелет глухарю?

    — Чем закончилось путешествие глухаря?

    5. Устное рисование

    Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

    — Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

    Показ иллюстраций с изображением птиц.

    Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

    +Дополнительные сведения о птицах – см .

    В мире интересного:

      Лебедь – «царь птиц» — упражнение русский язык стр. 14

      Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

    Глухаря еще называют петухом.

    Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

    Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

    6.Упражнение в выразительном чтении.

    Беседа:

    Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

    Постарайтесь передать это настроение при чтении.

    Работа в группах. Чтение по ролям.

    7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

    8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

    V . Обобщение знаний.

    1. Сегодня на уроке…

    2. Эта сказка научила меня…

    VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

    Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

    Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

    Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

    2.Работа по иллюстрациям

    3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

    лебеди или другие птицы.

    Сказки:

    «Дикие лебеди»

    «Гуси-лебеди»

    «Серая шейка»

    «Лиса и журавль»

    Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

    Для создания разработки источники не использовались.

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...