Анализ картины Делакруа "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"), как символа Великой Французской Революции. Свобода, ведущая народ Картина революция во франции


Свобода, ведущая народ. Свобода на баррикадах 1830
260x325см холст/масло
Musée du Louvre, Paris, France

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
«Свобода, ведущая народ» (фр. La Liberté guidant le peuple), или «Свобода на баррикадах» - картина французского художника Эжена Делакруа. Считается одной из ключевых вех между эпохами Просвещения и Романтизма.
В центре картины изображена женщина, известная как Марианна - символ Французской республики и олицетворение национального девиза «Свобода, Равенство, Братство» (существует альтернативная точка зрения, что женщина не является Марианной, а представляет собой аллегорию республики). В этом образе Делакруа удалось совместить величие античной богини и отвагу простой женщины из народа. На голове её фригийский колпак (символ свободы во времена первой французской революции), в правой руке - флаг республиканской Франции, в левой - ружьё. Босая и с обнажённой грудью, символизирующей самоотверженность французов, способных с «голой грудью» идти на врага, она шагает по груде трупов, словно выходя из холста прямо на зрителя.
За Свободой идут представители различных социальных классов - рабочий, буржуа, подросток - символизирующие единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в образе мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя; по мнению других моделью мог послужить драматург Этьенн Араго или куратор Лувра Фредерик Вилло.

Эжен Делакруа Свобода, ведущая народ, 1830 La Liberté guidant le peuple Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж «Свобода, ведущая народ» (фр … Википедия

Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

Эжен Делакруа Свобода, ведущая народ, 1830 La Liberté guidant le peuple Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж «Свобода, ведущая народ» (фр … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Народ (значения). Народ (также простонародье, чернь, массы) основная непривилегированная масса населения (как трудящаяся, так и деклассированная и маргинальная). К народу не относят… … Википедия

Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр Июльская революция 1830 года (фр. La révolution de Juillet) восстание 27 июля против действующей монархии во Франции, приведшее к окончательному низложению старшей линии династии Бурбонов (?) и… … Википедия

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр Июльская революция 1830 года (фр. La révolution de Juillet) восстание 27 июля против действующей монархии во Франции, приведшее к окончательному низложению старшей линии династии Бурбонов (?) и… … Википедия

Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий,… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Делякруа , . Альбом цветных и тоновых репродукций посвящен творчеству выдающегося французского художника XIX века Эжена Деликруа, возглавившего романтическое течение в изобразительном искусстве. В альбоме…

Недавно наткнулся на картину Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ" или "Свобода на баррикадах". Картина написана по мотивам народного бунта 1830 г. против последнего из династии Бурбонов Карла Х. Но эту картину относят к символу и образу Великой Французской Революции.

А давайте мы этот "символ" Великой Французской Революции рассмотрим подробно с учётом фактов об этой Революции.

Итак справа налево: 1) - светловолосый европеец с благородными чертами лица.

2) с оттопыренными ушами, очень похожий на цыгана, с двумя пистолетами кричит и бежит вперёд. Ну, подросткам всегда хочется в чём-то себя самоутвердить. Хоть в игре, хоть в драке, хоть в бунте. Но на нём белая офицерская лента с кожаной сумкой и гербом. Так что, возможно, что это личный трофей. А значит этот мальчик подросток уже убивал.

3) и с удивительно СПОКОЙНЫМ ЛИЦОМ , с французским флагом в руке и фригийским колпаком на голове (типа - я француженка) и оголённой грудью. Тут невольно вспоминается участие парижских женщин (возможно, что проституток) во взятии Бастилии. Разгорячённые вседозволенностью и падением законности и порядка (т.е. опьянённые воздухом свободы), женщины в толпе бунтовщиков вступили в перепалку с солдатами на стенах крепости Бастилия. Они стали оголять свои интимные места и предлагать себя солдатам- "Зачем в нас стрелять? Лучше бросьте оружие, спуститесь к нам и "любите" нас! Мы дарим вам свою любовь в обмен на ваш переход на сторону восставшего народа!" Солдаты выбрали бесплатную "любовь" и Бастилия пала. Про то, что голые задницы и письки с сиськами парижанок взяли Бастилию, а не штурмующая революционная толпа, об этом сейчас молчат, чтоб не портить мифологизированную "картину" "революции". (Чуть не сказал - "Революции достоинства", ибо вспомнились киевские майдауны с окраинскими флагами.). Получается, что "Свобода, ведущая народ", это хладнокровная семитская женщина лёгкого нрава (голая грудь) замаскированная под француженку.

4) взирающий на голую грудь "Свободы". Грудь - красивая, и возможно, что это последнее, что он видит в своей жизни красивого.

5) ,- сняли куртку, сапоги и штаны. Причинное место его "Свобода " видит, а от нас оно скрыто ногой убитого. Бунты, ой, революции, они всегда не без грабежа и раздевания.

6) . Лицо слегка отрешённо. Волос чёрный и кучерявый, глаза слегка на выкате, крылья носа приподняты. (Кто в курсе, тот понял.) Как только у него цилиндр на голове в динамике боя не свалился и даже так прекрасно сидит на голове? В общем, этот молодой "француз" мечтает о перераспределении общественного богатства в свою пользу. Ну или в пользу своей семьи. Наверное не хочет стоять в лавке, а хочет быть как Ротшильд.

7) За правым плечом буржуа в цилиндре, находится,- с саблей в руке и пистолетом за поясом, и белой широкой лентой через плечо (похоже, что снятой с убитого офицера), лицо - явно южанина.

Теперь вопрос,- где французы, которые как-бы европейцы (европеоиды) и которые как-бы делали Великую Французскую революцию??? Или уже тогда 220 лет назад французы были все поголовно тёмными "южанами"? Это при том, что Париж не на Юге, а на Севере Франции. Или, это не французы? Или это те, кого называют "вечные революционеры" в любой стране???

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: “Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты”. Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: “Хочется писать на сюжеты революции”. Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои Желания. Происходило это потому, что Делакруа считал: “…следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы Хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять”.

Красоте жизненной модели художник предпочитал сюжеты из романов. “Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? – спрашивает он себя однажды. – Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению!” И он свято следует своему собственному совету: с каждым годом книга все больше становится для него источником тем и сюжетов.

Так постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало “выглядеть мелким” и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая настоящее величие, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота. В эти дни был свергнут король Карл X – последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь. Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

Р. Эсколье, биограф художника, писал: “В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев… Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д’Арколя”. Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д’Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: “Если я погибну, запомните, что меня зовут д’Арколь”. Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали. Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.

Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

Художник не был революционером и сам признавал это: “Я мятежник, но не революционер”. Политика мало интересовала его, поэтому он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д’Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Масштабность, ощущение необъятности и размаха происходящего – вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, пусть даже и величественного.

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует – она ободряет и возглавляет восставших.

При работе над картиной в мировоззрении Делакруа столкнулись два противоположных начала – вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности. Недоверие к тому, что жизнь может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины. Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: “Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс – это бог”) в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы – силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков. Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед “Свободой на баррикадах”, забывая о всякой сдержанности выражений: “Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!”

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции. Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и “три славных дня” предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена “Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа” или полотно О. Берне “Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль”.

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем – представители вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов. И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается уже в них, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка – маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Картиной “Свобода на баррикадах” заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий, чтобы она попала в Лувр. Однако после захвата власти “буржуазной монархией” экспозиция этого полотна была запрещена. Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после поражения революции она надолго попала в запасник. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине “Марсельезу французской живописи”.

Кто же из нас в детстве не смотрел с благоговением на "Свободу на баррикадах" художника Делакруа, обязательно входившую в любой советский учебник? Более точное название полотна ​«Свобода, ведущая народ» (фр. La Liberté guidant le peuple) была создана французом Эженом Делакруа по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. О своих впечатлениях от салона и от картины Делакруа, в частности, рассказал Генрих Гейне.

Как нас учили - "из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике".

В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - флаг республиканской Франции, в левой - ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя...

Как и всякий Мастер с большой буквы, Делакруа отразил не только свою любовь к Свободе, но и диалектику этого понятия (хотя, возможно, и не хотел этого). Картина Делакруа - не просто агитка за демократические силы. Она со всей силой художественного отображения ставит главный и для наших дней вопрос:

-Так что же есть Свобода - священнодействие или оргия?!

Коварство понятия "Свобода" таково, что туда можно вкладывать и тот, и другой смысл. Что люди два века уже и делают. Для одних свобода есть право на божественный огонь, для других - это право на свинство.

Нам не случайно в советских учебниках урезали картину. Обнажённая грудь молодой женщины - сомнительная духовная ценность, но по крайней мере, не уродство. А если бы это была сморщенная грудь старухи?

Ответ - внизу холста. Почему за Свободу сражаются мужики без штанов?! И насколько зловеще сочетание бесштанного мертвеца с полуобнажённой девушкой в общей композиции...

И чего вожделеет другой мужик, на карачках? Он на знамя смотрит, или, извиняюсь, на дамские прелести? Или это для него уже одно и то же?

Делакруа, конечно, не ответит нам на эти вопросы. Мы сами для себя должны на них ответить.

Делакруа лишь помог нам заострить проблему в образах.

В христианстве Свобода почитается высшей ценностью, но при этом всегда подчёркивается, что речь идёт о святыни "Свободы от греха".

Это когда человек свободен от необходимости творить зло, и свободен от рабства внутренним своим порокам, страстям.

Но либерализм подменил понятия. Свобода стала без штанов и без платья, под "свободой" стали понимать гнусную оргию, которой никто не мешает и которую никто не осуждает.

Поэтому когда при вас в очередной раз начнут петь гимны Свободе - поинтересуйтесь, в штанах ли она у гимнопевцев? Священнодействует ли она, возвышая человека, или подразумевает оргию, свободно низводящую человека до скота?

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...