Самая офигительная нация. Культура и быт кабардино - балкарской республики

История кабардинцев и балкарцев тесно связана с христианством и исламом. Христианская религия оставила глубокий след в культуре этих двух народов, однако кXIX в. ислам вытеснил христианство. Переплетение на различных этапах истории мощных религиозных традиций породило свои особенности, связанные с одновременным почитанием языческих, христианских и мусульманских божеств, при этом последние две религиозные системы, как правило, мифологизировались и приобретали определенные черты языческих культов. Нахождение в одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же языческих обрядов для многих жителей горной Балкарии и в особенности Кабарды остается нормальным явлением.

До сих пор в ущельях Кабарды можно увидеть сосны, увешанные разноцветными лентами, - знак почитания местными жителями священной природы. В синкретичном сознании кабардинцев сохраняется поклонение «троице»: великому богу Тха, богу души Псатхэ, богу неба Уашхо. Имя бога Тха кабардинские предания связывают с Эльбрусом (Уэщхьэ-махуэ - гора счастья). После проникновения в Кабарду ислама Эльбрус стали считать местом обитания Джина-падишаха, царя духов и властителя птиц, который обладает чудесным даром предугадывать будущее. Перед каждым Новым годом многие кабардинцы считают своей обязанностью совершить своеобразный «хадж» - идти на поклонение к Джину-падишаху. Но так как до вершин Эльбруса добраться невозможно, то паломники обычно направляются к урочищу Татар-туп (татарский холм) на западном берегу Терека, где когда-то были обнаружены изображения Богородицы и Иоанна Крестйтеля. Об удивительной живучести древних народных верований говорит, например, бытование такого обрвда, как «Ханцегуащэ» - вызывание дождя (во время засухи по селу носят лопату, наряженную в женское платье, в каждом доме ее обливают водой и чем-либо од аривают). Синкретичное сознание кабардинского народа хорошо отражается в народном изречении: «Лучше уважать всех богов, чем возносить молитвы одному, а других не помнить. Ведь остальным будет обидно».

Важную роль в жизни кабардинцев играет адыгский кодекс морали и чести «адыгэ-хабзэ», имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших («власть старшего равна власти Бога»), культ предков, воинская доблесть («из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы - воина»), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей («пища важнее Корана»). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большей степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями). Современный исследователь адыгской культуры Баразби Бгажноков отмечает, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния религиозное сознание и подчиняет его. Это явление актуально для всех периодов исторического развития адыгов-черкесов (кабардинцы - пятигорские черкесы). Адыгэ-хабзэ обладает столь большой социально-бытовой ролью в Кабарде и в других адыгейских регионах, что адыгство было объявлено творением Бога. По мнению Бгажнокова, «в сознании основной массы черкесского населения - это способ бытия в мире, дарованный народу мусульманским Аллахом или языческо-христианским Тха, подобно тому как самим Создателем спускаются народам священные писания. Поэтому считается, что человек, не соблюдающий заповедей адыгства, навлекает на себя гнев самого Бога. Распространены суждения типа: «Когда наши души покинут тело и предстанут перед Аллахом, он спросит с упреком: «Я даровал вам адыгагьэ, чтобы вы жили в соответствии с его законами, почему же вы пренебрегли моим даром?»» Таким образом, адыгская этика сопоставима с непоколебимой национальной религией, которая лояльно и терпимо воспринимает мировые религии - ислам и христианство». (Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 84).

Кабардинцы, как и большинство кавказских народов, пережили несколько периодов христианизации и исламизации. Процесс проникновения христианства в среду адыгских народов начался в IV в.е и активизировался в VI в., когда адыги подчинились Византийской империи. Официально христианство адыги приняли в VI в. при византийском императоре Юстиниане I через греческие фактории на Средиземноморском побережье. В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена. В конце XIV в. под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, кабардинцы начали расселяться по Кубани и Тереку. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе появились католические миссионеры.

В середине XVI в. кабардинский князь Темрюк Идаров заключил военный союз с Русским государством. В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гошене, которая

приюта крещение с именем Мария. Впоследствии христианские проповедники сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в.

Становление ислама осуществлялось поэтапно. Районом древнейшего проникновения ислама на Северный Кавказ считается город Дербент (Южный Дагестан). Арабы делали попытки захватить Дербент еще в VII в., но тогда они не смогли закрепиться в «стране гор». В то же время им удалось оказать определенное влияние на религиозные убеждения местных жителей, которые первыми на Северном Кавказе приняли ислам. В дальнейшем ислам проникал к адыгам из Золотой Орды через Нижнее Поволжье.

XIII - первая половина XVI в. - проникновение ислама на Северо- Западный Кавказ, в том числе в Кабарду. После захвата Турцией Черноморского побережья Грузии и Абхазии в середине XV в. и всего Крыма в 1475 г. походы против народов Северного Кавказа турецкие паши и крымские ханы вели под знаменем ислама. В XVI в. часть кабардинских князей приняла ислам суннитского толка. Из Кабарды ислам (суннизм ханифитского толка) проник в Балкарию, где окончательно утвердился к середине XVIII в. Однако в народе еще были очень сильны языческие верования; соединение их с мусульманской традицией прослеживалось во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства - шариата, сохраняя приверженность местным обычаям - адатам.

В 1711 г. Петр I дал грамоту кабардинскому народу о принятии его в российское подданство. С XVIII в. началось активное заселение Северного Кавказа выходцами из России.

В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно низменную часть территории Кабардино-Балкарии, в горной ее части проживают балкары.

На территории Балкарии в горных ущельях Приэльбрусья христианство появилось в VI в. Считается, что его носителями стали не только аланы-асы, но и предки современных балкарцев - тюркоязычные болгары, ставшие основным населением Балкарии. Оно распространялось прежде всего из Византии и со стороны Таманского полуострова, однако большое значение имели также связи Балкарии с христианскими государствами - Грузией, Арменией и Абхазией. Вплоть до нашествия Тамерлана в XIV в. огромное миссионерское значение имела Аланская епархия на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в Балкарию с XVI в., но до сере- " дины ХУШ в. среди балкарцев было сильно христианство, которое оказало значительное влияние на язык и обычаи народа. Несмотря на распространявшийся более энергично в XVIII-XIX вв. ислам, даже в начале XX в. в Балкарии оставались христианские селения. Знать в основном принимала мусульманство, а простые крестьяне оставались христианами либо языч- никами. В XIX в. православная церковь пыталась организовать свою мис- л сию среди балкарцев, не принесшую больших успехов. В ХЕХ в. ислам стал

официальной религией в Балкарии (см.: Бабаев С.К. К вопросам истории языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2000. С. 147-190). Балкарский ислам не отличался ортодоксальностью - многие мусульманские установления нарушались, например, в пищу употреблялась свинина, исламские обряды перемешивались с народными традициями, связанными с горским этикетом - тауадэтом. В основе тауадэта лежали языческие элементы, похожие на кабардинское язычество (также как и тауадэт во многом напоминает адыгэ-хабзэ).

В 1921 г. постановлением ВЦИК была образована Кабардино-Балкарская автономная область в составе РСФСР. В советский период Ка- бардино-Балкария, как и весь Северный Кавказ, стала ареной борьбы с «религиозными пережитками», «кулацко-мулльскими элементами» и «антисоветским подпольем», в результате чего в 30-е гг. здесь были уничтожены практически все мечети, а духовенство подверглось репрессиям. В 1944 г. балкарское население, обвиненное Сталиным в сотрудничестве с гитлеровцами, было поголовно депортировано в Сибирь и Среднюю Азию, где оно пребывало вплоть до начала хрущевской «оттепели», а республика была переименована в Кабардинскую АССР. Депортация балкарцев оказала сильное влияние на народную религиозность. Тяжелые условия депортации, проживания вдали от родины заставили балкарцев сплотиться вокруг ислама, основной веры народа на тот период. Христианство и язычество были практически потеряны и забыты.

ю балкарцы в киргизии, балкарцы
Всего: До 900 тыс. (2015, оценка)
Россия Россия:
112 924 (Перепись 2010)
    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария:
      108 577 (Перепись 2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край:
      883 (Перепись 2010)
    • Москва Москва:
      666 (Перепись 2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия:
      418 (Перепись 2010)

Казахстан Казахстан:
5 000 (Перепись 2009)
Киргизия Киргизия:
1 512 (Перепись 1999)
Турция Турция:
40 000 (2010, оценка)
США США:
3 542 (Перепись 2010)

Украина Украина:
2100 (2010)

Балка́рцы (карач.-балк. аланла) - тюркоязычный народ, проживающий в центральной части Северного Кавказа, населяющий её горные и предгорные (Балкария) районы в верховьях рек Баксан, Чегем, Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы).

Карачаево-балкарцы и ногайцы на территориях КЧР и КБР

Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

  • 1 Численность
  • 2 Этногенез
  • 3 География расселения
  • 4 История
  • 5 Традиционные занятия
  • 6 Жилища и поселения
  • 7 Традиционная одежда
  • 8 Традиционная пища
  • 9 Семья и традиции
  • 10 Религия
  • 11 Некоторые известные балкарцы
  • 12 Фотогалерея
  • 13 Примечания
  • 14 Литература
  • 15 Ссылки

Численность

Доля по районам на 2010 год по переписи:

Численность в России 112,9 тыс. человек (2010), из них в Кабардино-Балкарии 108,6, что составляет 12,7 % населения республики.

Некоторое количество балкарцев проживает в Казахстане и Киргизии (4-5 тыс. чел., 2008, оценка), куда они попали в результате сталинской депортации.

Живут также в Турции, Сирии, Египте, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в XIX веке, и неотделимы от карачаевцев.

Общая численность около 150 тыс. чел. (2010, оценка).

Этногенез

Балкарцы образовались из смешения коренных северокавказсских племён и алан

Предположительно, название народа (этноним) "балкарцы" происходит от русского варианта названия "малкарцы" (жители ущелья Малкар). Первых балкарцев русские встретили именно там.

После монгольского нашествия (13 в.) предки балкарцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа, где затем образовали 5 крупных «обществ» (Балкарское (Малкарское), Холамское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское). Города были разрушены монголами и практически не подлежали восстановлению. середине 18 века балкарцы пережили нашествие чумы с большими человеческими потерями. Из-за большой плотности населения болезнь стремительно распространилась и уничтожила 2/3, восстановленного после монгольского нашествия, населения. Во 2-й половине 19 в. часть балкарцев вновь переселилась в предгорные районы.

География расселения

Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Кавказа. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Территория Балкарии богата горными массивами, лесами, плодородными долинами и альпийскими лугами.

История

Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа, России и Европы; его стилизованное изображение присутствует на национальном флаге балкарского народа. Кавказ в середине XI в. Кавказ в 1213 году

Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате длительного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV-I тыс. до н. э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э.);

б) алан-асов (II-I вв до н. э. - XIII в. н. э.);

в) булгар (I тыс. н. э.) и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).

Смешанный характер этногенеза балкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания этнонима «балкар» содержатся у автора IV в. Мар Абаса Катины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, V в.), а также в латинском «Анонимном Хронографе» 354 г., хронике З. Ритора (VI в.), «Армянской географии» А. Ширакаци (VII в.). русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. грузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем «басианы». Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны - «сауары» или «горцы», кабардинцы - «къушхьэ» (горцы). среде балкарцев и карачаевцев сохраняется и этноним «алан», как повседневное обращение друг к другу.

Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с кабардинцами, осетинами-дигорцами, сванами, грузинами-рачинцами и др., поддерживающими с ними родственные, аталические и куначеские отношения. Не позднее начала XVII в. стали устанавливаться связи с Россией. 1628-1629 гг. представители Русского Царства интересовались возможностью разработок серебряных руд в Балкарии. По пути в Грузию и обратно московские послы Ельчин и Захарьев были тепло встречены и вели торговлю в Баксанском ущелье (1639-1640), а Толочанов с Иевлевым (1651) и Жидовин с Порошиным (1655) - в Черекском. 1736 г. у жителей Верхнего Чегема гостил с казаком с Дона и описал некоторые черты их быта и верований кизлярский дворянин Тузов. С другой стороны, балкарский узден («дворянин») Каспулат пребывал в 1643 г. в русском г. Терки. А в 1657 г. таубий («горский князь») Айдаболов вместе с посольством кахетинского царя Теймураза I и представителями других горных обществ Центрального Кавказа отправился в Москву, где был принят в Грановитой палате, щедро одарен соболями царём Алексеем Михайловичем и находился около года.

В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев, шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877-1878), русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1920) войнах, в революционных движениях 1905-1907 и 1917 гг.

Определённый научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно оживился в конце XVIII-XIX вв. (Гюльденштедт, Рейнеггс, Паллас, Потоцкий, Клапрот). Но несравнимо активнее такой интерес к ней со стороны европейских, русских, и иных исследователей и путешественников возрос в 30-е гг. XIX - 10-е гг. XX вв., то есть после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской, Бларамберг, Фиркович, братья Нарышкины, Караулов, Преле, Тепцов, Баранов, Долбежев, Зичи, Вырубов, композитор Танеев, географ Динник, антрополог Чехович и др.). После реформ 1867 г. в горах строились новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье таубием И. Урусбиевым был построен специальный дом для приезжих; у него часто гостили зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты (Миллер и Ковалевский, Танеев, Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов, Абих и др.). 1860 г. в Нальчике открылась начальная Горская школа, преобразованная в 1909 г. в общеобразовательное реальное училище, где балкарцы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских селах Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые балкарцы из привилегированных сословий получали образование в учебных заведениях Владикавказа, Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Петербурга. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX - начале XX вв. среди балкарцев начала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы, скрипач С. Абаев, врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт - основоположник балкарской литературы К. Мечиев).

Балкарские князья Жанхотов и Айдаболов

У балкарцев сложились довольно развитые для высокогорных условий формы феодализма с глубокой социально-имущественной дифференциацией и многоступенчатой сословной иерархией. Вместе с тем устойчиво сохранялись и определённые патриархально-родовые пережитки. Высший социальный слой - это таубии («горские князья»). К таковым относились: Абаевы, Айдаболовы, Жанхотовы, Шахановы и Мисаковы - в Малкарском обществе, Баразбиевы, Кучуковы, Балкаруковы и Келеметовы - в Чегемском, Шакмановы - в Холамском, Сюйюнчевы - в Безенгиевском, Урусбиевы - в Баксанском. Рождённые от неравного брака с таубием назывались «чанка». Следующую привилегированную ступень занимали уздени («дворяне»), то есть собственники - феодалы, находившиеся в определённой даннической, военно-служебной и иной зависимости от таубиев. Ниже находились каракиши («чёрные люди») - податные таубиев, официально освобождённые в результате реформ 1867 г. Далее следовали азаты - «вольноотпущенники», считавшиеся лично свободными, но реально оказавшиеся в зависимости от представителей высших сословий из-за пользования их землями. Ещё ниже были чагары - «холопы», пользовавшиеся некоторыми правами и земельными наделами. Последнюю ступень занимали казаки или касаги («безродные», «бесприютные») и карауаши («черноголовые») - абсолютно бесправные дворовые холопы и холопки, находившиеся на положении рабов.

Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших социальных групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т. п., то уздени, каракиши и др. вынуждены были нести определенные расходы, преподносить подарки, оказывать услуги и почести.

В вопросах кровной мести, воровства и иных конфликтных ситуациях виновные таубии, по сравнению с остальными, наказывались несравнимо мягче или вообще не привлекались к ответственности - срабатывало право феодальной неприкосновенности. Браки, как правило, были сословно замкнутыми. При всем том многие судебные дела, споры и конфликты между общинами с соседними народами, вопросы войны и мира и т. п. решались на народных форумах - Тёре, в которых участвовали разные сословия. особых случаях они выполняли также и законодательные функции. каждом селе или обществе было своё Тёре во главе с таубием - олием. При необходимости могли созываться форумы нескольких или даже всех балкарских обществ, которые возглавлял наиболее влиятельный таубий - «верховный олий». По тем или иным спорным вопросам к Тёре Балкарии порой обращались также из Карачая, Осетии и др.

Коренной перелом в жизни балкарцев произошёл в результате революции 1917 г. их истории с того периода немало драматических страниц, но были и весьма значительные достижения. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, который поддержал Временное правительство России, вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, из среды балкарцев выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть (М. Энеев, С.-Х. Калабеков, Ю. Настуев, А. Гемуев, Х. Асанов, К. Ульбашев и др.). На II съезде народов Северного Кавказа (Пятигорск, 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской народной республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная область (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы - Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хозяйствами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат.

Основы многовекового уклада жизни балкарцев стали круто изменяться в результате коллективизации сельского хозяйства, которая из-за специфики горных условий завершилась лишь в 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.).

С начала 20-х гг. были приняты радикальные меры по ликвидации безграмотности и распространению новой культуры. Стали выходить книги и газета на балкарском языке. 20-30-х гг. в Нальчике необычайно быстро возросло число культурно-просветительских, учебных и научных учреждений, где получили образование многие балкарцы. Они учились также в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и др.

В 30-е гг. продолжалось творчество поэта К. Мечиева, появились новые имена поэтов и писателей (С. Шахмурзаев, К. Кулиев, К. Отаров, О. Этезов, Х. Кациев и др.). 1934 г. был создан Союз писателей Кабардино-Балкарии, в 1940 г. - балкарский Драматический театр.

Весьма значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев нанесли непоправимый урон массовые репрессии в конце 20-30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией), партийным и советским работникам (Х. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов), писателям (А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров) и многие др. годы войны балкарцы подверглись беспрецедентному террору.

В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей - стариков, женщин, детей, сожжены несколько сёл (Сауту, Глашево и др.).

8 марта 1944 года по ложному обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью принудительно переселён (депортирован) из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. На месте балкарцев, как и дргих депортированных народов, расселяли рассеянно для быстрой ассимляции среди местного населения. Между тем тысячи балкарцев (более 16000 из общих 42500, то есть более 1/3 народа) сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115 кабардино-балкарской кавалерийской дивизии, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями, хотя после геноцида балкарского народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов высших властей Союза ССР от 1956, 1957 гг. и др. документов репрессии против балкарцев признаны ошибочными и антизаконными. 28 марта 1957 года Указ Президиума Верховного Совета СССР принял Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики - Кабардино-Балкария, а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Вопрос депортации является центральным в новейшей истории балкарского народа. Юридические и исторические аспекты этого явления тщательно исследуются с научной точки зрения.

Традиционные занятия

Ведущая отрасль традиционного хозяйства - отгонное скотоводство (овцы, а также крупный рогатый скот, козы, лошади, до конца 18 в. - свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с конца 19 в. - картофель, огородные). Домашние промыслы и ремёсла - выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.

Жилища и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.

В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.

К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).

Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.

Проводилась определенная физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

Традиционная одежда

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы.

Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища

Основа питания - мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (къыйма), «колбаса» из жира, печени и риса (сохта), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (жуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гыржын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - боза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона.

Семья и традиции

Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты - избегания. Были распространены древние обычаи: кровной мести, побратимства, куначество, аталычества, гостеприимство и т. д.

В народной жизни большое значение придается этикету. Характерны календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания и прочее.

Религия

Процесс исламизации балкарцев начался в XVII в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций (вера в Тейри). Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. настоящее время большинство балкарцев причисляются к мусульманам-суннитам,но есть и люди исповедующие традиционные верования.

Некоторые известные балкарцы

  • Абаев, Султанбек Асланбекович (1845-1888) - выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.
  • Аккаев, Хаджимурат Магомедович - российский спортсмен-тяжелоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 2004 года, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 2008 года,Чемпион мира 2011.
  • Байсултанов, Алим Юсуфович (1919-1943) - летчик морской авиации, Герой Советского Союза.
  • Залиханов, Михаил Чоккаевич - академик РАН, Герой Социалистического Труда, депутат Государственной Думы пятого созыва, Председатель Высшего экологического совета парламента России, руководитель Центра по устойчивому развитию, научный руководитель Высокогорного геофизического института, президент Федерации альпинизма и горного туризма Кабардино-Балкарии.
  • Кулиев Кайсын Шуваевич (1917-1985) - великий балкарский поэт, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР.
  • Мечиев, Казим Беккиевич (1859-1945) - патриарх балкарской поэзии, философ и гуманист.
  • Ульбашев, Мутай Исмаилович (1923-2005) - балетмейстер, хореограф, «Заслуженный артист КБР», « Народный артист Российской Федерации», «Народный артист Чечено-Ингушской Республики», в прошлом руководитель ансамбля «Кабардинка» и «Балкария».
  • Уммаев, Мухажир Магометгериевич (1922-1948) - боевой командир, один из первых освободителей Одессы, Герой Советского Союза.
  • Энеев, Магомед Алиевич (1897-1928) - балкарский коммунист, активный участник строительства Советской власти на Северном Кавказе.
  • Энеев, Тимур Магометович - академик РАН, Советский и Российский ученый, автор фундаментальных трудов в области теоретической и прикладной космонавтики и космогонии. Лауреат Ленинской и Демидовской премий.

Фотогалерея

  • Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)
  • Балкарки из привилегированного сословия, Чегемское общество (XIX век)
  • Балкарка из привилегированного сословия, общество Малкар (XIX век)
  • Балкарская семья. Исмаил Урусбиев с женой и дочерьми (XIX век)
  • Старейшины рода Урусбиевых, Баксанское общество (конец XIX века)
  • Просветитель А. Шаханов, генерал-майор медицины (XIX век)
  • Алим Байсултанов (1919-1943), Герой Советского Союза.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  3. По переписи 1989 г. в Казахстане было 2 967 балкарцев (Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР // Демоскоп Weekly)
  4. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
  5. По переписи 1989 г. в Киргизии было 2 131 балкарец (Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР // Демоскоп Weekly)
  6. Цифра приводится по карачаевцам и балкарцам вместе.
  7. Кипкеева З. Б. «Карачаево-балкарская диаспора в Турции»
  8. Борлакова Ф.А. Карачаево-балкарская диаспора в США // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 15. - С. 9-15.
  9. "Соматологически карачаевцы и балкарцы относятся к кавкасионской расе северокавказских популяций"

Вступление

Изучение истории образования племен, народностей и наций, правильное истолкование происхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянии относятся к числу насущных задач исторической науки.

Между тем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен свою письменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что же касается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевского народов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей и привлекал внимание многих передовых русских ученых он до сих пор оставался нерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев и балкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.

Достаточно сказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Одна часть предположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основе крайне скудных источников исторический процесс, другая часть версий создавалась фальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.

Одни предположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые только из-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказались не в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истоки формирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот, распространялись панисламистам и националистами целью извращения истории взаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д. Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служить основой для установлений исторической правды.

В этом реферате я постараюсь рассмотреть всю суть происхождения и нынешнего существования Кабардино-Балкарии в целом, от истоков и языка до религиозной принадлежности и наиболее ярких представителей этой республики.


Происхождение

Большинство ученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, были как местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки и болгары.

Таким образом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессе формирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и с неродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своего формирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, в некотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и с адыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становления и развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

Истинное направление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть версию о простом перемещении племенных образований и ошибочные представления о превращении одного народа в другой.

Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результате смешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образовалась балкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предки балкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила название кабардинцев и заняла современную территорию расселения.

В 1557 г. при правителе Темрюке-Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепило отношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание. К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда и Балкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отменено крепостное право.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились развития каждой народности и смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Горных жителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство по происхождению.

Таким образом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института о том, что в образовании карачаевского и балкарского народов принимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы), подтверждается данными языка, археологии, антропологии и исторических документов.

Наряду с местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевского и балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.

Изучение начального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселение и смешение с различными племенами являются не причиной, а следствием социально-экономического развития общества.

Разбор источников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказских племен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которых встречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения, как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далеких ассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле “товарищ”.Балкарцы сами себя называют “таулу”, что означает “житель гор”. По вопросу о происхождении этого термина существуют различные мнения и версии. Народная летопись указывает, что балкарцы, или малкары, жившие в Черных горах по р. Черек в деревне Уллу-Малкар (Большая Балкария), получили свое этническое название от реки Малки, которая известна у кабардинцев и балкарцев под названием Балъкь. Но этот вопрос изучен недостаточно.

Предание выводит название “Малкар” от имени Малкар. Один из вариантов этого предания повествует следующее. С равнины в Черекское ущелье пробрался один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого называли себя “таулу”, что означает “горец”. Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род. Местные жители этому воспротивились, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили некоторое время спокойно. Но вот однажды пришел в горы неизвестный человек по имени Мисака и гостил у Малкаровых, которых было девять братьев и единственная их сестра-красавица. Гость влюбился в нее, она ответила ему взаимностью, но гордые братья не согласились на брак сестры с безродным пришельцем. Тогда Мисака прибег к хитрости и с помощью своей возлюбленной убил ее братьев. Женившись на сестре Малкаровых, Мисака завладел их землей и другим имуществом. Он привел с плоскости своих людей и начал притеснять местных жителей, превратив их в конце концов в своих данников.Но следует учитывать что это лишь одна из тысячи легенд о происхождении названия,а более достоверную версию о происхождении двух народов дает и их языковая принадлежность

Карачаево-балкарский язык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современное название стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумя народами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, в которых является государственным языком наряду с русским и кабардино-черкесским, есть также в Средней Азии, Казахстане, Турции. Число говорящих на территории СССР в 1989 превышало 230 тыс. человек, из них карачаевцев, проживающих в Карачаево-Черкесии, было около 130 тыс., а балкарцев в Кабардино-Балкарии – около 70 тыс.

Основные диалекты: карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и малкарский («ц»-диалект)

Однако карачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от других кипчакских языков.

Карачаево-балкарский язык характеризуется следующими особенностями: исчезновение начального «и» в некоторых словах (ахши "хороший" вместо йахши); аффиксы 1-го и 2-го лица единственного числа и аффиксы родительного падежа без конечного согласного (-ма/-ме, а не -ман/-мен, -са/-се, а не -сан/-сен, -ны/-ни, а не -нын/-нин); в числительных следы двадцатиричной системы; лексические заимствования из адыгских и осетинского языков.

Осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простым распространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементов резко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не было бы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае сходств в языке не меньше, чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются в Верхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.Отсюда делаем вывод что осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках - не результат заимствования от современных осетин, а наследие старого смешения, происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды

Выполнила студентка группы И5М

Небелова.А.В

Республика Кабардино-Балкария - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Флаг Кабардино-Балкарской Республики представляет собой полотнище, состоящее из 3-х равновеликих горизонтальных полос: сине-голубой, белой и зелёной. В центре полотнища круг, разделенный на сине-голубое и зеленое поля, посередине белое изображение Эльбруса. Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа, России и Европы, символ балкарцев. Его стилистическое изображение присутствует на национальном флаге.

Герб Кабардино-Балкарской Республики представляет собой изображение золотого (жёлтого) орла в червленом (красном) поле щита; глаз орла - лазоревый (синий, голубой). На груди орла - малый пересеченный щит, вверху - изображение серебряной (белой) горы о двух вершинах в лазоревом (синем, голубом) поле, внизу - золотой (желтый) трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле.

Столица Кабардино-Балкарии-Нальчик. Свое название город получил от горной реки Нальчик, протекающей по его территории. Нальчик в переводе с кабардинского и балкарского языков означает подкова, так как географически город расположен в полукруге гор, напоминающем подкову. Подкова и стала эмблемой города. Граничит со Ставропольским краем на севере, Северной Осетией и Грузией на юге, Карачаево-Черкесией на западе.

Язык: Государственные языки Кабардино-Балкарии – кабардинский (кабардино-черкесский), балкарский (карачаево-балкарский) и русский. Кабардино-черкесский язык - относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков. Один из официальных языков Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

РЕЛИГИЯ: По вероисповеданию кабардинцы и балкарцы - мусульмане-сунниты. В Кабардино-Балкарии основными конфессиями являются - мусульманская и христианская (православного и протестантского направления). Древнейшей формой религии как у кабардинцев, так и у балкарцев, было язычество, с его непременными атрибутами - многобожием, почитанием "священных мест", культом природных стихий, верой в загробную жизнь, культом предков и др. В X в. здесь распространяется христианство, проникшее из Византии, однако христианство в значительной степени сочетается со старыми, языческими представлениями. Ислам на территорию Кабардино-Балкарии начинает проникать к XIV веку. Об этом свидетельствуют руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети XIII-XIV в. с остатками минарета и погребальным склепом под полом, значительные размеры которой позволяют считать ее соборной. В XVIII в. ислам стал господствующей религией кабардинцев. Широкое распространение ислама в Балкарии произошло позже, XVII -XVIII вв. Ислам наслаивается на пережитки язычества и христианства. С первой половины XIX в. ислам становится основной религией балкарцев и кабардинцев.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Архитектурные и археологические памятники

На территории Кабардино-Балкарии найдены остатки плетнёвых жилищ и керамики, начиная с эпохи неолита и ранней бронзы (нальчикские курганы), украшения из металла, относящиеся к кругу кобанской культуры и культуры скифо-сарматов. Сохранилось много разновременных курганов, могильников, склепов (подкурганная гробница близ г. Нальчик, 3-е тыс. до н. э.). Среди последних: городище Нижний Джулат, существовавшее с начала н. э. по 14 в. включительно (остатки большой мечети, начало 14 в. и др.), раннесредневековое городище Лыгыт (близ с. Верхний Чегем) с комплексом оборонительных сооружений позднего средневековья. В высокогорных районах сохранились руины позднесредневековых крепостных комплексов, возведённых в неприступных местах (на склонах, уступах, вершинах гор), суровых и лаконичных по архитектуре: крепости Тотур-Кала и замка Джабоевых на правом берегу р. Черек, крепостей Болат-Кала, Малкар-Кала в Черекском ущелье, замка на горе Курноят-Баши, 3-ярусного комплекса Зылги (т. н. замок Борзиевых) в Балкарском ущелье и др. Величественны укрепленные башни: башня Абая близ бывшего аула Куннюм, относят к концу 16 - начало 17 вв.; башня Балкаруковых в с. Верхний Чегем, (датируют второй половиной 17 в., башня Ак-Кала (17-18 вв).

Распространены каменные наземные склепы-мавзолеи 14-19 вв.: прямоугольные в плане с высокой двускатной крышей, круглые и многогранные с конусообразной крышей. К 1785 относятся триумфальные ворота в станице Екатериноградской (реставрированы в 1847 и 1962).А так же склепы (кешене) в Верхнем Чегеме

Традиционная одежда:

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища:

Основа питания - мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (джёрме), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (джуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона.

Празднично-торжественные случаи: и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки. Кабардинцы и балкарцы торжественно отмечали рождение ребенка, в особенности мальчика, - продолжателя рода. Устраивали эти празднества его дедушка и бабушка или дяди и тети. Они сообщали всем родственникам о дне праздника. Семья же начинала готовить национальный напиток - бузу (махъсыма, боза), жарили лакумы, резали кур, барана и т.д. Готовили национальную халву (хьэлыуэ). Определенного срока проведения этих праздников не было. Он мог быть устроен в первые дни после рождения ребенка, или приурочен к обряду завязывания ребенка в люльк. Родственники приносили на праздник: корзину лакумов, живых и забитых кур, приводили живого барана.

Важнейшей частью этого праздника являлось жертвоприношение в честь Бога. Человек, которому доверяли зарезать барана или быка говорил специальные слова: чтобы Бог сделал мальчика крепким, сильным, продлил его жизнь и т.д. В день такого праздника устраивалось состязание. Во дворе вкапывался столб с перекладиной. На перекладине подвешивали круглый копченый сыр. По хорошо промасленной кожаной веревке соревнующиеся должны были добраться до сыра и откусить кусочек. Победителя ждал приз.

Кабардинцы и балкарцы обучали своих детей умению готовить пищу. Девочек с ранних лет учили помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, помогать в приготовлении пищи, самим готовить ее. В обязательный кодекс воспитания девочек входило знание всех национальных блюд, способов их приготовления, порядка их подачи на стол. О девушке судили не только по ее внешности, но и по ее воспитанности, умению заниматься рукоделием, готовить вкусную пищу. Умению готовить пищу учили и мальчиков.

Кабардинцы и балкарцы всегда отличались умеренностью в еде. Совершенно недопустимым и неприличным считалось говорить, что ты голоден. Жадность к пище считалась серьезным пороком человека. Обычай требовал - оставлять часть еды, хотя сам не наелся. Обычай также не разрешал быть разборчивым в пище, выбирать или просить одно блюдо, отказываться от другого. Пищу готовила старшая женщина семьи или одна из невесток. Она и делила ее между членами семьи. Обычно пища готовилась с определенным запасом, потому что могли неожиданно приехать гости. При этом даже сытый человек не имел права, не нарушая обычая, отказаться от еды. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. С другой стороны, на человека, покушавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь. В пище у кабардинцев и балкарцев в прошлом была характерна ее сезонность. Летом ели, в основном, молочную и растительную, а осенью и зимой - мясную.

Традиционные танцы: Древние танцы балкарцев и карачаевцев носят синкретический характер, где танец тесно связан с песней, музыкой, драмой, молитвой, реквизитом. В карачаево-балкарcких танцах отразились труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Обрядовые танцы не оставались такими, какими они возникли в глубокой древности. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При этом какие-то элементы выпадали, обогащаясь новым содержанием. Об этом ярко свидетельствуют варианты танцев. Во всех обрядах танец занимает главенствующее положение среди других жанров действа. В танцах их исполнитель старается телодвижениями выражать стрельбу из лука в объект охоты, повадки диких животных, раненой дичи, сбор диких плодов и трав, пахоту, посев, прополку, уборку урожая, молотьбу, просеивание зерна, стрижку овец, обработку шерсти, шитье и т. д. Все это передается в хореографии условно, в изобразительно-подражательной форме.

Обрядовые танцы карачаевцев и балкарцев составляли неотъемлемую часть традиционных праздников, уходящих в глубокую древность и связанных с жизнью народа. Танец в обряде являлся как бы его скелетом, каркасом, функции танца здесь занимают самое главное место, то есть они являются выразителем основной идеи обряда. Если из действа убрать танец, то он будет выглядеть незаконченным. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Например, в "Хардаре" танец посвящается пахоте, "Апсаты" и "Аштотур" - охоте, "Кюрек бийче" - вызыванию дождя, "Элия" - действиям бога войны, "Байрым" - рождению ребенка, "Башил" - обряду бракосочетания, "Хычауман" посвящен погибшим на войне, "Аймуш"-танец скотоводов и т. д.

Прикладное искусство:

В Кабардино-Балкарии была развита резьба по дереву (мебель, посуда, сундуки и др.), по камню, вышивка золотыми нитями в сочетании со шнуром и галуном крупными узорами (растительные и рогообразные мотивы, ромбы, круги, трилистники) покрывала шапочки, борта и рукава парадной женской одежды. Зернь, скань, гравировка, иногда цветные камни украшали изделия из металла (серьги, кольца, пряжки, застёжки, детали конского убора). Тиснением, аппликацией и вышивкой наносили узоры на изделия из кожи (кисеты, кошельки, футляры). Балкарцы изготовляли войлочные ковры с геометрическим вваленным узором или с узором из крупных рогообразных фигур, солярных знаков, выполненным техникой аппликации и мозаики (куски войлока разного цвета сшиваются между собой). У кабардинцев распространено плетение циновок с геометрическим узором.

Музыкальные инструменты: Кабардинцы издавна пользовались оригинальными музыкальными инструментами. Из духовых была распространена бжьами- род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Скрипка была главным образом сольным инструментом, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Под влиянием других кавказских народов в быт кабардинцев внедрились такие музыкальные инструменты, как зурна, бубен и гармоника. Как и у всех народов Северного Кавказа, гармоника здесь стала женским инструментом.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части (Кабардино-Балакарская и Карачаевско-Черкесская республики в составе РФ). Сами себя они называют таулула, т. е. попросту «горцы». И действительно, балкарцы - самый высокогорный народ Кавказа. На территории Балкарии расположены почти все известные «пятитысячники» - высочайшие вершины Кавказа, в том числе - Эльбрус (который балкарцы называют Минги-тау - «Вечная гора»).

Здесь же находятся крупнейшие ледники, а также знаменитая Безенгийская стена - 12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта.

Среди предков балкарцев и карачаевцев были как местные, северокавказские племена, так и тюркские народы - половцы и болгары. Отсюда этнографический парадокс: будучи европеоидами по внешности, балкарцы и карачаевцы говорят на тюркском языке, очень близком к половецкому.

Первые сведения о народах, живущих у подножия Эльбруса, встречаются в письменных источниках XIV века.

В середине XVII века установились непосредственные связи русских с Балкарией, через которую пролегал один из посольских путей в Западную Грузию. В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от их общин подала прошение о принятии в русское подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев, мусульманского вероисповедания и шариатского суда.


Крепостные сооружения карачаевцев и балкарцев

С тех пор балкарцы и карачаевцы исправно служили в русской армии, участвуя во всех крупных войнах Российской империи.
Вот, например, песня, сложенная карачаевцами - участниками русско-японской войны 1904-1905 гг.:

Тронулись мы из Карачая один за другим на Японскую войну,
На Японской войне начали нас обстреливать снарядами
Утопает страна наша в крови, не можем взять гор
Порт-Артура,

Остались мы в руках врагов в этой неверной Японии.
Солнце коснулось ледников японских гор,
Не рассказывайте о нас (сильно будут плакать) девушкам в
Карачае.

С первого дня сражений бродим мы как собаки,
День, когда не воюем, кажется сладким как молоко.
Разбрелись мы по китайским горам,
Осмотрели все вокруг, но не увидели подобных горам Карачая

Взобрались мы на них, тоскуя по горам Карачая,
Многие тогда погибли, сраженные японскими пулями.
Не можем мы в землях неверных воду их пить,
Стараемся мы друг-другу саваны кроить.

Не хотелось нам в юности умирать в этих дальних краях,
Далеко от Карачая мы оказались и не можем вернуться
назад.
Немного юных лет прожили мы в селениях Карачая,
Оказались мы теперь в Японии и попробовали собачатину.

В Карачае девушки причитают:
- Если эта река ведет к Японии, бросимся в реку,
Письма, пришедшие от солдат, прижимая к себе, будем
спать.

Сверкают на солнце камни японских гор,
Погибают Карачая юные сыны.
Когда в бой мы двинемся, скачем, не сдерживая коней.
В отличие от других частей, нас японцы одолеть не
могут.

Пуля попала Каракетову Мырзаю бедному в поясницу,
Не смог в тот день проявить он свой тигриный нрав.
Скачет Мырзай Каракетов впереди всего войска,
Саблей бьет молодой Мырзай яростно японских солдат.
Такого джигита не часто матери рождают,
Каракетов Мырзай - батыр от пуль не прячется.

(Подстрочный перевод Ш.М. Батчаева)



На русско-японской войне 1904-1905 гг.


Карачаевцы, в частности, входил в состав Дикой дивизии, ставшей гордостью русской армии. В ее истории нет случая даже единоличного дезертирства. Очевидец с восхищением писал о действиях воинов "Дикой дивизии" в годы Первой мировой войны: «Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым,как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атакахрассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов "дьяволами в мохнатых шапках". И действительно, одним своим видом, такимдалеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…» (Брешко-Брешковский). Большинство карачаевцев вошло в состав 3-й сотни. Всего в сотне было 136 человек. Из них карачаевцев - 87, русских - 13, ногайцев, черкесов и абазин - 36 человек.

Но при Советской власти, в годы Великой Отечественной войны карачаевцы и балкарцы подверглись беспрецедентному террору - в 1943-1944 гг. их поголовно сослали в Среднюю Азию и Казахстан. Особый цинизм этой акции состоял в том, что карачаевцы были высланы перед празднованием Октябрьской революции 2-3 ноября, балкарцы - в Международный женский день 8 марта (праздничный сюрприз ожидал и чеченцев с ингушами, депортация которых началась в День Советской армии и Военно-морского флота 23 февраля).

Всего было депортировано 69 000 карачаевцев и 37 000 балкарцев. По данным Научно-исследовательском институте Карачаево-Черкесии, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.

Официальным основанием к депортации служила якобы массовая "измена родине", "неспособность Балкарии защитить Эльбрус". По официальным данным прокуратуры Карачаевской АО, на всей территории области было возбуждено 673 судебных дела за измену и сотрудничество с фашистами. Из них были переданы в суд 449 дел. К уголовной ответственности были привлечены за измену Родине всего около 270 человек. 15 апреля 1943 года НКВД и Прокуратура СССР издали совместную директиву, на основании которой 9 августа 1943 года за пределы области было выслано 110 семей (472 человек) карачаевских «бандглаварей» и «активных бандитов» вместе с семьями.

Среди балкарцев имелись дезертиры - до 5500 на 25 305 человек, призванных в армию. На май 1943 г. на территории Кабардино-Балкарии действовали 44 бандгруппы (941 человек), в них оказались многие партийные и советские работники.

Между тем тысячи карачаевцев и балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115-й кабардино-балкарской кавалерийской дивизии и в партизанских отрядах. Почти все они были награждены орденами и медалями.

"Я был в составе войск, прорывавших Ленинградскую блокаду, - пишет в своих воспоминаниях ветеран войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени балкарец Магомед Узеирович Созаев, житель пос. Белая речка Кабардино-Балкарской республики. - Дважды получал ранения, лежал с контузией в военном госпитале. Оттуда написал несколько писем домой. Все они вернулись обратно с пометкой "адресат выбыл". Удивлению моему не было предела... в конце концов я оказался в Ошской области и там разыскал родных. Из близких мне людей в Средней Азии умерли: отец, дочь, сын, две сестры и их дети».

Только в 1956-1957 годах советское правительство признало репрессии против кавказских и других народов ошибочными и незаконными, после чего была восстановлена их государственность, а переселенцам разрешили вернуться на родину.


Сегодня в России насчитывается примерно 108 тысяч балкарцев. Карачаевцев почти вдвое больше - около 192 тыс. человек.

***
Балкарцы и карачаевцы удостоились очень лестных отзывов от российских и зарубежных ученых-этнографов.
Например, генерал-лейтенант русской армии Бларамберг в 1830-х годах писал: «В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей».

Русский этнограф Рукавишников отмечал, что «трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в карачаево-балкарском обществе, а лень – порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ».

В.Тепцов, наблюдавший горцев в конце XIX века, сообщает: «Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».

В XVI-XVII веках балкарцы и карачаевцы приняли ислам. Однако даже триста лет спустя их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни. В честь святого Георгия был назван один из месяцев, а также вторник: Геюрге кюн.

Несмотря на исламский обычай многоженства, балкарцы обычно брали лишь одну жену. Те же, которые имели двух или трех, обращались со своими супругами очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, была скорее подругой, а не служанкой у своего мужа.

По словам русского географа Новицкого, балкарцы - смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

Балкарцев и карачаевцев нельзя причислить к известным народам Земли. Но один их продукт знает весь мир. Это - кефир.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...