Период существования майкопской и ямной археологических культур. Майкопская археологическая культура: основные сведения. Значение майкопской культуры в свете Курганной гипотезы

Майкопская культура . Археологическая культура раннего бронзового века (вторая и третья четверти IV тысячелетия до н. э.) в предгорьях Кавказа с севера от него. Раньше ее относили ко II тыс. до н. э. и считали энеолитической. Название получила от Большого Майкопского кургана, называемого адыгами Ошад и раскопанного Н. И. Веселовским в 1897 г. Майкопской ее назвал археолог Е. И. Крупнов. Простирается от Таманского полуострова до Чечни, в основном занимает Прикубанье. Следы миграции майкопцев обнаружены в низовьях Дона, в степных районах Ростовской области и в степи Калмыкии.

Царский курган. Внимание к этой культуре привлекло прежде всего обилие золотых и серебряных сосудов и украшений в майкопском кургане, предположительно царском: 14 серебряных, два золотых и каменный сосудик с золотыми горлом и крышкой (сейчас его трактуют как булаву). Два небольших серебряных сосудика украшены чеканными изображениями. На одном изображён горный пейзаж с медведем и шествие животных вокруг озера, на втором - шествие животных вокруг схематичного изображения водоёма. Там же находилось 8 полых стержней из серебра и золота, на четыре из них были нанизаны две золотые и две серебряные фигурки быков с большими рогами. По предположению Б. В. Фармаковского, на этих стержнях был укреплен царский балдахин. М. П. Чернопицкий реконструировал, однако, аналог зороастрийсокго баресмана – набора священных стрел. Тут были также разнообразные золотые бусы, кольца, штампованные пластинки в виде львов, быков и розеток, золотые и серебряные ленты. Царь или вождь был захоронен в центральной могиле, а в двух боковых лежали женщины.

Конечно, в столь многоэтничном регионе с напряженными отношениями археологи стали задумываться об истоках этого великолепия, о происхождении майкопской культуры и ее этническом характере – чьи это предки, чье наследие.

Погребения . К майкопскому царскому кургану добавились рядовые в других местах. Погребения скорченные на правом боку, с руками у лица, посыпанные красной краской – суриком. Это первые скорченные и окрашенные костяки в Причерноморье. Есть и совместные погребения нескольких покойников. Могила – это прямоугольная или подквадратная яма в материке, или площадка на земле или в насыпи. Она перекрыта плахами или корой. Иногда сооружался сруб или могила с каменной обкладкой, перекрытая каменной плитой. Очень редко, но есть погребения (или жертвенники) в катакомбах или подбоях. Они важны тем, что намного раньше, чем в катакомбных культурах – на добрую тысячу лет. Есть одно детское погребение в сосуде. Над могилой насыпался курган из камней или земли высотой от метра до 6 – 12. Часто насыпь имела кромлех, иногда на вершину вел винтовой подъем – пандус.

Стратиграфия и две культуры. В 1950-е годы к погребальным памятникам добавилось поселение Мешоко в Адыгее, раскопанное А. Д. Столяром и А. А. Формозовым, и по стратиграфии Столяр предложил разделить эту культуру на две: собственно майкопскую и более позднюю, названную по другому кургану – раскопанному тем же Веселовским у станицы Царской, в советское время переименованной в Новосвободненскую. Эту вторую культуру назвали новосвободненской . Некоторые археологи продолжают считать ее второй стадией майкопской (здесь в словаре рассмотрим ее отдельно).

Жилища представляли собой овальные или круглые простые конструкции из прутьев и досок, некоторые были турлучными (частично или полностью обмазаны глиной), с земляным полом, посыпанным галькой. По площади - от небольших (в несколько квадратных метров) до весьма просторных (примерно в 70 кв. м). В центре или около стен в яме-тандыре располагался очаг, открытый, с глиняными бортиками.

Хозяйство майкопского населения основано на придомном скотоводстве и мотыжном земледелии. Разведение свиньи свидетельствует об оседлости, но поселения не были долговременными. В скотоводстве преобладала свинья, затем шел крупный рогатый скот, потом уже мелкий (овца), употребляли в пищу и лошадь. О земледелии свидетельствуют зернотёрки и мотыги, бронзовые (их немного) и из камня и оленьего рога. Из кремня делались ромбовидные наконечники стрел с ретушью только по краям, также сегментовидные микролиты - вкладыши.

С юга к майкопцам шли бирюза и лазурит из Афганистана (бирюза также из Ирана), морская пенка из Анатолии.

Металл. Бронзовые изделия поступали в торгово-обменные отношения со степью, где они вытеснили медные, раньше поступавшие в степи с Балкан и Карпат. Металл был свой, из собственных месторождений, хотя технология металлообработки и стиль изделий были выработаны на Ближнем Востоке. Большей частью изделия произведены из мышьяковых и мышьяково-никелевых сплавов (мышьяковистой бронзы).

Применялось литье по восковой модели, ковка с размягчением высокотемпературными отжигами, инкрустация бронз серебром и золотом, серебрение и т.п. Типы орудий труда — двусторонний топор-тесло, проушные тёсла и плоские топоры или тёсла. Боевые топорики насаживались на тонкие рукояти, то есть вероятно это вещи, изготовленные специально для погребения, а не для военной функции.

Керамика. Судя по меткам гончаров, керамику делали профессионалы-ремесленники. Сосуды были круглодонными, остродонными и плоскодонными. Глина отмученная и с добавлением минеральных отощителей и навоза. Часть сосудов лепилась ручным способом, а часть на медленном гончарном кругу. Сосуды были без орнамента и большей частью без ручек. Цвет охристо-жёлтый, красно-оранжевый, серый. Изредка с ангобом или лощением, в этих случаях цвет красный и чёрный. Ввиду слабого обжига керамика часто с пачкающейся поверхностью.

Имеются находки небольших алебастровых сосудов, повторяющих формой керамические.

Ещё один вид керамических предметов — конусы, цилиндры, плоско-вогнутые призматические кирпичи и прямоугольные плитки. Полагают, что это приставки к очагам, имевшие помимо утилитарной функции также культовую.

Повозки. Подобно другим народам ранне-бронзового века, майкопцы использовали повозки с массивными деревянными колёсами, есть и находки глиняных моделей таких колёс. Тягловой силой видимо были волы. Боевых колесниц не было.

Происхождение . Культура эта на Кавказе явно пришлая, с юга. По керамическим аналогиям М. В. Андреева исходной территорией майкопцев сочла поселения типа Амук F- Гавра XI A севера Сирии и Месопотамии. В. А. Сафронов и Н. А. Николаева на основе аналогий в металлических изделиях и изображениях вывели майкопскую культуру из поселений Раннединастического III периода (2500-2300 гг. до н. э.) на границе Сирии и Турции. Никто из археологов этой гипотезы не принял. Наиболее признанной является точка зрения, близкая к выводам Андреевой: майкопцы пришли на Кавказ с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии убейдо-урукского времени (Телль Хазна I). На Южном Кавказе (в Грузии и Азербайджане) обнаружена лейлатепинская культура (4350-4000 гг. до н. э.), имеющая керамику, схожую с майкопской. Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях куро-аракской культуры.

Этногенез . По антропологическому типу майкопцы относятся к средиземноморской формации (южным европеоидам).

Сафронов и Николаева считали, что майкопская культура оставлена семитами, но это предположение никто не воспринял всерьез. Многие элементы майкопского обряда находят аналогии в индоиранском ритуале: баресман, священная перевязь (через плечо) упавита, круговые обходы (прадакшина и апасавья) почитаемых объектов (тут животными на изображениях) и др. Можно поставить вопрос о влиянии майкопской культуры на ямную и катакомбную. Но трудно представить индоиранские языки выводимыми с Ближнего Востока, где для них нет исходной среды. Скорее речь должны идти о неких культовых традициях, первоначально не индоиранских, а ближневосточных, но полученных ямной культурой (как праариями) в Северном Причерноморье через Кавказ и вошедших в индоиранский культурный фонд.

Л. С. Клейн связывает появление майкопцев на Кавказе с появлением там западно-кавказских языков (адыгейского и черкесского), которое трактует как продвижение на север исторических касков-апешла, родственных хаттам, местному субстрату хеттов. Отзвук их имени звучит в названии адыге-черкесов у соседних народов на Кавказе – косоги, кашак, гашк. Другой западно-кавказский народ, абхазов, их соседи зовут апшилами, а самоназвание их – апшуа. Это несомненно отзвук имени касков-апешла, разгромивших Хеттскую империю.

В III тыс. до н.э. человек сделал важное открытие. Была получена бронза (сплав меди и олова). На Кав­казе олово редко встречается в природе. Поэтому вме­сто него использовался мышьяк. Новые бронзовые орудия оказались тверже и острее медных. Благода­ря им появилась возможность развивать земледель­ческое и скотоводческое хозяйство в степной и лесо­степной зонах.

К этому времени относится существование на Севе- ро-Западном Кавказе оригинальной скотоводческо- земледельческой культуры – майкопской.

1. Майкопский курган. Свое название майкопская культура получила от всемирно известного огромно­го (высота 10,6 м) кургана. Его раскопал в 1897 г. на перекрестке двух улиц города Майкопа профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский. Под курганом находилась могильная яма размерами 5,3×3,73 м, глубиной 1,4 м. Она была разделена пе­регородками и сохранила три скорченных скелета, гу­сто засыпанных краской. Могила была обложена де­ревом и перекрыта деревянным накатом.

В южной камере погребения, самой большой, нахо­дилось, как предполагают, захоронение вождя, усыпан­ное золотыми бляшками в виде львов, золотыми коль­цами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебряных сосудов. Два серебряных сосуда были украшены рисунками: на одном из них мастер изоб­разил процессию разных зверей, а на другом, кроме того, еще и горный пейзаж. На рисунке легко угады­вается Главный Кавказский хребет с вершинами Каз­бека и Эльбруса и стекающими с них реками. Шесть серебряных трубок поддерживали балдахин. На труб­ки были надеты золотые и серебряные фигурки бы­ков. В могиле обнаружено много золотых лент, розе­ток, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия: ка­менный топор, медные топоры и долота, – медные и глиняные сосуды. Набор вещей из Майкопского кур­гана выделяется по богатству среди других археоло­гических памятников бронзового века.

К настоящему времени ученые открыли уже около 200 памятников майкопской культуры - от Таманс­кого полуострова до Дагестана. Они разнообразны: есть погребения с небольшим количеством вещей, но есть и целые клады. Так, в одном из них обнаружен серебряный сосуд, в котором находились 2500 золо­тых и серебряных бусин, 400 бусин из сердолика, ла­зурита и золотая головка хищника.

2. Поселения майкопской культуры. В конце 50-х и в 60-х годах XX в. археологи открыли большую группу древних поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Это Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Ясенева Поляна и др. Все они распо­ложены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981г. было открыто поселение майкопской культу­ры в равнинной части, между селом Красногвардейс­ким и хутором Свободным, по которому оно и полу­чило свое название – “Свободное”.

Наиболее впечатляющее из них – поселение Ме­шоко (в районе поселка Каменномостского). Оно рас­положено на высоком плато и имеет площадь в 1,5 гектара.

Поселение Мешоко было укреплено мощной оборо­нительной стеной, выложенной из камня и достигав­шей ширины в 3-4 м. Жилые помещения мешокцев были построены из самана и прилегали к оборони-

тельным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона ско­та и его сбережения в случае внешней опасности.

Во время раскопок археологи обнаружили огром­ное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней, – которые составляли 90% всех живот­ных остатков. Были найдены также керамические цедилки для обработки молочных продуктов, зерно­терки и кремневые вкладыши для серпов. Сохранив­шаяся посуда сделана из красной глины с примене­нием гончарного круга. Ученые считают, что это был самый древний очаг гончарства не только на Кавказе, но и в Европе, Кроме того, при раскопках были обна­ружены незначительные остатки одежды.

Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений ар­хеологи нашли бронзовые псалии (деталь конской узды).

Ученые считают, что племена майкопской культу­ры являлись переселенцами из Месопотамии или Малой Азии. Они принесли на Кубань многие дости­жения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, ткачество, умение обрабатывать художе­ственные изделия из металла. Они также перенесли на новые места знакомый им образ жизни и деление общества на бедных и богатых.

3. Новосвободненский курган. В 1898 г. Н. И. Ве- селовским в урочище с символическим названием “Клады”, недалеко от станицы Новосвободной, были раскопаны два кургана с замечательными захороне­ниями в каменных гробницах. Погребенные были по­сыпаны охрой и обставлены богатым инвентарем: бронзовым оружием, котлами, орудиями труда, посу­дой. Имелись предметы из золота, серебра и драго­ценных камней.

В 1979 и 1982 гг. в этом же урочище “Клады” архе­ологи открыли еще две каменные гробницы. Самым замечательным здесь являлась роспись на стенах од­ной из камер, которая была нанесена красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголо­вая фигура. Четвертая стена была украшена фризом “Бегущие лошади”, а в центре находилась фигура че­ловека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Майкопская культура. Эпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности. Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

Дольменная культура. К юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г. Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

«Северокавказская» культура. В период средней бронзы (конец III – II тысячелетия до н.э.) на территории, где прежде проживали носители Майкопской культуры, стала развиваться «Северокавказская» культура. Для обозначения памятников эпохи средней бронзы археологи также употребляют наименование «Северокавказская культурно-историческая общность», отмечая внутри нее ряд родственных культур. Происхождение «Северокавказской культурно-исторической общности» археологи (В.И. Марковин, А.А. Формозов, А.Л. Нечитайло и др.) связывают с Майкопской культурой. «Северокавказская» культура распространилась на значительной территории – от районов Прикубанья на западе, до предгорий Дагестана на востоке.

Основными занятиями племен «Северокавказской» культуры были скотоводство и земледелие. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Скотоводство носило отгонный характер. Земледелие было мотыжным. Выращивали ячмень и пшеницу. Важное значение в хозяйстве племен «Северокавказской» культуры имела добыча и обработка цветных металлов. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения.

В эпоху средней бронзы происходило упрочение патриархальных отношений, но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития замедлился. У племен «Северокавказской» культуры имущественное и социальное расслоение было менее выраженным, чем у племен культур эпохи ранней бронзы.

Кобанская культура. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе начался процесс освоения железной руды и изготовления более совершенных орудий из железа. Этот период считается переходным от бронзового века к раннежелезному. В конце эпохи бронзы в горной и предгорной части Центрального Кавказа на территории от современной Чечни до верховьев Кубани стала развиваться Кобанская культура. Свое название она получила от села Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г. был открыт первый могильник этой культуры. Кобанская культура возникла на основе прежних культур в XII в. до н.э. и просуществовала до IV в. до н.э., а в горных районах с некоторыми изменениями – до III в. н.э. К настоящему времени известно около 400 памятников Кобанской культуры.

По мнению одних ученых, кобанские племена, проживавшие от верховьев р. Кубани до р. Баксана, говорили на одном из наречий протоадыгского языка. Племена, жившие восточнее этой территории вплоть до Чечни, говорили на протовайнахских наречиях. Другие ученые считают, что все кобанские племена говорили на наречии адыго-абхазской языковой группы.

Племена Кобанской культуры вели оседлый образ жизни. Их поселения основывались по долинам рек на высоких плато. В хозяйстве кобанских племен преобладало скотоводство. В горных районах разводили в основном овец, на равнине – крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер. Развитие получило и коневодство. Земледелие развивалось преимущественно в горных районах. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Значительных успехов достигли кобанские племена в металлургии и обработке металлов, чему способствовало наличие рудных месторождений. При раскопках могильников Кобанской культуры археологи обнаружили тысячи бронзовых предметов: посуду, топоры, кинжалы, наконечники копий, принадлежности конской сбруи и украшения.

Прикубанская культура. В XII – VII вв. до н.э. на территории от бассейна р. Кубани до Черноморского побережья существовала культура, получившая название Прикубанской. У носителей Прикубанской культуры особое развитие получила металлургия и металлообработка (цветных металлов). Археологи обнаружили много схожих черт в технике изготовления бронзовых предметов Прикубанской и Кобанской культур. Племена Прикубанской культуры занимались скотоводством и земледелием. Племена Прикубанской культуры явились основой формирования древнеадыгских племен.

Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру жили в конце четвертого - начале третьего тысячелетий до нашей эры. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же гончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду.

Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

Майкопская культура распространена в Предкавказье и на Северном Кавказе в раннебронзовом веке. Поселения (Мешоко и др.) долговременные, некоторые укреплены (каменные стены, рвы), дома прямоугольные. Чрезвычайно ярки погребальные памятники; один из них, Майкопский курган, давший название культуре, содержал богатый набор золотых и серебряных изделий. Захоронения в майкопском кургане совершались в ямах или на галечных вымостках, погребенные лежат в скорченном положении на боку. Сосуды красно-охристого, желтого или серого цвета имели округлое и яйцевидное тулово (иногда - плоское дно), отогнутый венчик, лощеную поверхность, тесто хорошо отмучено. Культуру отличает высокий уровень металлообработки, контраст которому представляет архаичный облик каменного (клиновидные топоры, браслеты) и кремневого инвентаря (скребки, наконечники стрел, микролиты). К позднему этапу майкопской культуры, многие ученые относят подкурганные дольмены станицы Новосвободной, иногда выделяемые в отдельную культуру вместе с верхним слоем поселения Мешоко и рядом других памятников. Датировка майкопской культуры., имеющей аналогии в Передней Азии, - 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.

Высокого мастерства достигли майкопские племена и в производстве керамических сосудов. Ранняя керамика характеризуется небольшими, прекрасно обожженными тонкостенными сосудами. Поздние сосуды были более разнообразными по форме и назначению: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. Гончарное ремесло выделилось в самостоятельную отрасль производства, начали использовать гончарный круг.

Часть орудий труда и оружия (вкладыши серпов, наконечники стрел, проколки и др.) майкопские племена изготовляли еще из камня и кости.

Больших успехов племена майкопской культуры достигли в изготовлении тканей. Об этом свидетельствуют находки пряслиц в поселениях, а также обрывков льняной ткани и остатков шерстяных и холщовых одежд в захоронениях.

Поселения майкопских племен располагались обычно на труднодоступных мысах плато или на высоких речных террасах. Известны также и пещерные стоянки майкопской культуры. Большинство поселений были укреплены каменными оборонительными стенами, окружены рвами. Майкопские племена вели оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют мощные культурные слои в их поселениях, имевших форму круга или овала. Жилища располагались, в основном, у оборонительной стены. В центре поселений были загоны для скота. Жилища имели прямоугольную форму и представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. В поселениях имелось большое количество ям, которые использовались как хранилища. Некоторые ямы - остатки очагов - в них найдено большое количество мелких камней со следами воздействия огня.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе, но значительное влияние на нее оказали также культуры Передней Азии. Погребальный инвентарь некоторых майкопских памятников имеет значительное сходство с соответствующими предметами из Сирии и Месопотамии. Керамика и бронзовые изделия, серебряные сосуды, украшения из золота и серебра, бирюзы и сердолика и т.д. находят многочисленные аналоги в древних памятниках Ближнего Востока. Тесные связи были у майкопцев и с племенами Юго-Восточной Европы и особенно с племенами куро-аракской культуры и дольменной культуры Западного Кавказа, которая сложилась во второй половине III тысячелетия до н. э.

Религиозные представления майкопских племен были основаны на культе солнца и быка. Каменные кольца (так называемые кромлехи) вокруг могил связаны именно с этим культом. Погребальные обряды свидетельствуют о вере в загробную жизнь, так как в могилу помещали предметы, которыми человек пользовался до смерти: разнообразную посуду, орудия труда, оружие, украшения. Погребенных посыпали красной краской (сурик, охра). Красной краске придавалось значение очистительной силы огня.

Эти архаичные черты в верованиях майкопских племен сочетались с различными культурами Закавказья и Передней Азии. Очажные роговидные подставки из майкопских поселений, связанные с культом быка, были распространены на обширной территории, где проживали древние синокавказские племена, от Средиземноморья до Северо-Восточного Кавказа.

В конце III - начале II тыс. до н. э. на основе майкопской культуры, прекратившей свое существование, возникает генетически связанная с ней северокавказская культура. Причина этого кроется в массовом переселении майкопцев в Переднюю Азию, где они завоевали огромные территории и создали государства, сыгравшие во II-I тыс. до н. э. в истории Древнего Востока значительную роль.

Майкопский курган, памятник эпохи ранней бронзы (конец 3-го тысячелетия до н. э.) на территории города Майкоп. Исследован Н. И. Вессловским в 1897. Курган высотой 11 м содержал богатейшее погребение племенного вождя и его двух жён. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали 4 серебряных шеста, оканчивавшиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. Полотно балдахина было расшито рядами золотых бляшек в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом с погребённым стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. На одном из последних вырезаны пейзаж, напоминающий очертания Кавказского хребта, и вереница зверей. Изображение на этом сосуде -- один из древнейших картографических рисунков. Найдены разнообразные медные предметы: кирки, топоры, долота, шилья, кинжал. Ряд украшений -- золотая диадема, серебряные пронизки, разнообразные золотые и сердоликовые бусы, привески из бирюзы и ляпис-лазури, а также фигурки животных и некоторые изображения на сосудах -- свидетельствует о тесных культурных связях между племенами Северного Кавказа и странами Древнего Востока.

Майкопская культура (кон.IV – III тыс. до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны. Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в этот период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь. С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.
11. Афанасьевская культура в Южной Сибири.



Северный Кавказ, от Прикубанья до Ингушетии (конец 4-3 тыс. до. Н. э)

История изучения. Первая могила раскопана в 1865 г. В.В. Радловым в Горном Алтае у с. Онгудай. Спустя почти 40 лет 5 аналогичных могил вскрыл А.В. Адрианов на Енисее близ улуса Саргов (1903 г.). Он отметил их отличие от могил эпохи поздней бронзы и железного века, но хронологическое место эти захоронения получили много позже, когда С.А. Теплоухов раскопал 18 могил под горой Афанасьева у с. Батени (1920, 1923 гг.). По счастливой случайности большинство могил не были разграблены, что позволило С.А. Теплоухову на небольшом материале выделить особый хронологический период, который он назвал афанасьевской культурой.

В краткой характеристике С.А. Теплоухов определил её как первый этап эпохи металла в Саяно-Алтае, предположил связь этой культуры с Приаральем и широкий ареал как в Минусинских степях, Горном Алтае, так и западнее р. Оби. Антропологические определения были сделаны Г.Ф. Дебецом, установившим принадлежность афанасьевского населения к европеоидной расе.

Оружие в могилы нe клали. Орудия труда редки и преимущественно каменные: песты, колотушки, тёрочники, несколько скребков из гальки со следами их употребления для обработки шкур. Грубые, примитивные орудия домашнего хозяйства сделаны из крупной речной гальки, иногда естественной, со следами употребления её в работе, но чаще рабочей части придавали требуемую форму. Из меди больше всего найдено скобок, оковок и накладок от деревянной посуды. Трещины на сосудах сшивали медными полосками и проволокой. Края сосудов укрепляли пластинками, иногда украшенными простым орнаментом. Очень характерна глиняная посуда. Преобладают остродонные яйцевидные горшки, меньше сферических, реповидных, бомбовидных, горшковидных с выпуклым, а иногда приплюснутым дном. Лепили горшки кольцевым ленточным способом из теста с органическими примесями. Обе поверхности выравнивали зубчатым штампом, отчего на внутренней стороне стенок остались ряды параллельных линий. Снаружи сосуд покрывали орyаментом, оттиснутым гребёнкой или гладкой пластинкой. Кроме кухонной и погребальной посуды, изготовляли культовую в виде толстостенных низких чаш на коническом поддоне, основание которого иногда разделено на несколько ножек. Эти сосуды - курильницы - всегда окрашены охрой, а внутри слегка закопчены. В них, видимо, сжигали ароматные растения. У большинства сосудов вся поверхность покрыта орнаментом, чаще рядами косых оттисков зубчатого или гладкого штампа, расположенных «ёлочкой». Возможно, орнамент на сосудах имитировал фактуру плетеных или вязаных изделий. Но есть и более сложные орнаменты: древовидные фигуры, ряды арок, шахматный узор, прочерченные линии, выдавленные изнутри «жемчужины» и т.д.



Украшения и детали одежды малочисленны, но очень разнообразны: серьги, бляшки, подвески, браслет, ожерелья. Самыми распространёнными были серьги, многовитковые или в виде проволочного кольца в полтора оборота. Найдены медные, серебряные, золотая серьги.

Никаких костей диких животных, кроме косули, в обилии водившейся в степях и используемой в пищу всегда и повсеместно, у афанасьевцев не найдено. В могилах чаще встречаются кости овцы, в два раза реже - коровы и изредка - лошади. Палеозоологический материал убеждает, что афанасьевцы имели производящее скотоводческое хозяйство с преобладанием крупного рогатого скота. Косвенно этому имеются и другие подтверждения. Судя по накипи на внутренних стенках глиняных горшков, в них варили не кашу или молоко, а овощи или мясо.

Жили афанасьевцы не только по берегам рек, но и расселялись широко по степи, в том числе по солончаковым степям, на которых тысячелетиями сосредоточивалось скотоводческое население. О земледелии прямых указаний нет. Найденные роговой молот, камни, похожие на зернотёрки, могли применяться в домашнем обиходе. В частности, на подобных камнях могли растирать дикорастущие злаки.

Источников, позволяющих судить о структуре семьи или рода, не имеется. Парные захоронения единичны; детей клали как с женщинами, так и с мужчинами.

Погребальные памятники не отражают имущественной дифференциации афанасьевцев, но свидетельствуют о функциональном различии и начале социального расслоения. Необычные предметы, число сосудов, превышающее норму, либо размеры ямы, рассчитанные на большее количество вещей, встречаются в тех могилах, куда поставлены корчага или курильница либо положен посох, украшенный роговым навершием. Корчаги всегда клали людям зрелого или пожилого возраста. Курильницы первоначально ставили как женщинам, так и мужчинам, а позже - лишь пожилому мужчине, одному-двум из жителей посёлка, - видимо, тем, кто выполнял обязанности, связанные с культом.

Посох, или жезл, очевидно, был первым символом светской власти. В этом убеждает раскопанный курган «старейшины» у с. Восточное. Это сооружение находилось вдали от родового кладбища и было значительно монументальнее остальных.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...