Монастырь Св. Пантелеймона, Святая Гора Афон. Русский на афоне свято-пантелеимонов монастырь

Интервью наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) после посещения Святой Горы Афон.

Отец Алексий, Вы в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывали в конце мая на Святой Горе Афон. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от поездки.

Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000-летие русского присутствия на Афоне. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».

Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу - всё засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.

С благодарностью я размышлял о людях, чьей заботой так преобразился наш монастырь на Святой Горе. Большой знаковой поддержкой, на мой взгляд, было участие Российского государства в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря.

27 мая мы встречали на Афоне Святейшего Патриарха Кирилла. От Святых врат к собору великомученика Пантелеимона Патриарх шел по дорожке, украшенной лавровыми листьями. На следующий день к празднованию Собора Преподобных Русских Святогорцев в обитель прибыл Президент России. У Святых врат Владимира Владимировича под праздничный колокольный звон встречал игумен монастыря схиархимандрит Иеремия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал Президента у входа в соборный храм. Глава государства молился вместе с братией монастыря и многочисленными гостями, а по окончании торжественного богослужения получил в дар от насельников монастыря икону Всех святых русских государей. Известно, что за 1000-летнюю историю нашей страны около 150 ее правителей были причислены к лику святых. Как вы, наверное, знаете, за посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Для нас, церковных людей, очень важно и значимо видеть духовное устремление нашего Президента, единение государства с Церковью. Владимир Владимирович молился вместе с нами в храме, призывая Божию милость на свой народ.

Слава Богу, что мы православные!

Несомненно. Мы приобщились лишь малой части духовной жизни Афона и в очередной раз почувствовали, насколько это непросто. Взять хотя бы ночные богослужения: это очень тяжело, хотя и можно присесть во время службы в стасидии. Я спросил у одного мужчины, который каждый год бывает на Афоне (он врач, семейный человек, замечательный специалист своего дела), зачем он ездит на Святую Гору? И он ответил мне, что даже когда не всё понятно в богослужении на греческом языке, тянешь четочку на службе, а благодать, которая присутствует здесь, потом питает тебя целый год. Еще он сказал, что без этой духовной поддержки не смог бы противостоять всем искушениям, которые случаются в его жизни. Возможно, и нам, монахам, не всё можно применить у себя из духовного опыта афонитов, но ведь это как в семейной жизни: необязательно перенимать у образцовой семьи всё, что видишь. Подчас это и невозможно. Возьми то, что можешь взять. Что не можешь взять, не бери, укоряй себя, и исполняй, что можешь исполнить. Для нас важно, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, но они живут истинной подвижнической жизнью.

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживает более ста русских насельников. Почему так важно для нас русское присутствие на Святой Горе Афон?

В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. Так вот Пантелеимонов монастырь на Афоне - это русская монашеская свеча пред Богом. У наших паломников есть здесь свой уголок, они могут прибыть на Святую Гору, услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно им, когда-то тоже приехали из России и посвятили свою жизнь Христу. Мы не оспариваем первенства греков, мы заимствовали православную веру у Византии, но для нас важно, что когда-то на Афоне было до 5000 русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет - наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

Сегодня наша молитва на Афоне вновь окрепла, и мне кажется, это очень много значит для русских людей. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни мы видим, как церковные, а порой и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Они приезжают подчас буквально на несколько дней, паломничают по монастырям, прикладываются к святыням, питаются этим воздухом, на какие-то часы отрешаются от своих суетных забот, и Божия благодать питает и врачует их.

И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл освящал собор великомученика Пантелеимона в Старом Русике, Его Святейшество говорил, что это великолепие не должно быть забыто, что богослужения должны совершаться здесь регулярно, и что мы будем продолжать посылать на Афон людей, чтобы здесь служить Богу, потому что это очень важно для нашей Церкви и нашего народа.

Справка

Свято-Пантелеимонов монастырь - один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии.

Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим - учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

Среди святынь обители - часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

Пантелеимонов монастырь

Рядом со входом в Свято-Пантелеймонов монастырь находится увеличенная копия фотографии 1903 г. на которой чудесным образом среди монахов была запечатлена Пресвятая Богородица.

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Россикон (греч. Ρωσσικоν) или Новый Руссик - один из 20-и «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).
Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.

Первая обитель русских монахов на Афоне - монастырь Богородицы Ксилургу . Первые сохранившиеся официальные документы этого монастыря относятся к началу XI века и свидетельствуют о том, что насельники его были русскими. Начиная же с 1169 года русские монахи перешли на жительство в более просторный монастырь святого Пантелеймона (обитель Фессалоникийца), называемый также Русским монастырем или Русиком.

Там иноки подвизались с помощью Божией при поддержке русских великих князей и царей почти шесть столетий вплоть до XVIII века, когда из-за непрерывных войн России с Турцией приток россиян на Святую Гору прекратился и в Русском монастыре остались одни греческие монахи.

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.
В конце XV-XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В 1667 году епископ Иериссонский Христофор построил здесь небольшой храм уже на новом месте и освятил его в честь вознесения Господня.
В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.
Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарём Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

Крестный ход вокруг храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в престольный праздник 1999 года.

Щедрые дары делал господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах, на пожертвования которого и возвели соборный храм. Над входом в притвор имеется надпись, которая гласит, что собор был построен в 1812-1821 годах. На сегодняшний день он увенчан русскими куполами – луковками и с позолоченными крестами. Известно и то, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом удостоверил имущественные права монастыря. Заботились о Россике и многие сербские крали, которые поддерживали монастырь, а также дарили ему подворья.
С 1806 года в монастыре с указом Патриарха Каллиника V подтвердился общежительный устав.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Вселенским Патриархом Константином I.
Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонаха Иеронима (купеческий сын Иван Соломенцов; † 1885). После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.
Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию.
Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился.
В 1861 году духовной собор старцев Свято-Пантелеймонова Русского Афонского монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в Москву в Богоявленский монастырь святыни из Афонского Пантелеймонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевистскими ордами).

В 1876 году в России появилось отделение Пантелеймоновского монастыря. На Черноморском побережье Кавказа, в гористой местности, при устье реки Псырцха, в 25 верстах к северу от Сухуми монахи основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Когда-то на этом месте стоял древний храм; на его развалинах и построили новую обитель. Спустя год, во время войны 1877 года, постройки были разрушены. Однако Ново-Афонский монастырь быстро оправился и превратился в богатую и цветущую обитель с обширным и многообразным хозяйством. Он поддерживал связь со своим «родителем» - Старым Афоном.

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне.

С 1875 года служба в храме ведется на греческом и славянском языках.
Напротив собора построенная в 1890 году трапезная, вмещает 800 человек.

Внутренний дворик. Слева виден угол Свято-Пантелеимонова храма.

Один из монашеских корпусов

Колокольня с башенными часами

Колокольня расположена над трапезной и была сооружена в 1893 году. Здесь находится второй по величине колокол в мире. В окружности этот колокол имеет 8 м. 71 см., диаметр - 2, 71 м., а вес 13 000 кг. Часы бьют через каждые 15 минут. Время в Русском монастыре своё: сразу после захода солнца начинается новый день, то есть в этот момент на часах 12 часов ночи. За временем здесь следят и постоянно (кажется раз в неделю) корректируют местоположение стрелок.

В Руссике, помимо этого собора есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы, где богослужения совершаются на греческом языке. На западной части от библиотеки расположен храм святого Митрофана Воронежского. Но здесь, как и в других храмах монастыря, богослужения по-славянски. В северной обители находятся храмы, а также храмы – параклисы, в честь Вознесения Господня, великомученика Димитрия, преподобного Сергия, преподобного Герасима, Архангела Михаила, святых Константина и Елены, святых равноапостольныхблаговерных князя Владимираи княгини Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. Но, после разрушительного пожара из восьми храмов, которые находились в южной части монастыря, сохранились только два, преподобного Саввы и святителя Николая.
За пределами монастыря Панделеймона расположены еще 2 храма, а также 5 келий, преподобного Евфимия, великомученика Георгия, святителей Космы и Дамиана, Живоносного Источника и первомученика Стефана. В келье великомученика Георгия находится представительство обители при Киноте.

В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством), каковая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Московский Патриархат (РПЦ) и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Вселенской Патриархией было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.
К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1.446 монахов, а к 1913 г. - более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.
Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

Вид на Свято-Пантелеимонов монастырь со стороны монастыря святого Ксенофонта

Роспись купола над Великими монастырскими вратами

Подвижники, реликвии и сокровища

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых - старец Силуан , скончавшийся здесь в 1938 году.
Гордость монастыря - библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных реликвий, среди которых мощи Святого Пантелеимона , стопа Андрея Первозванного , честная глава апостола Луки , мощи Иоанна Предтечи , апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы ; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери , именуемая "Иерусалимскою ", икона св. Иоанна Предтечи , древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия .
Библиотека обители расположена в двухэтажном здании. Здесь содержится приблизительно 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов святителя Григория Богослова. В библиотеке также хранится свыше 20000 печатных греческих, русских и славянских книг.
В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.

Вид на монастырь

Престольный праздник монастыря 27 июля (9 августа), день великомученика и целителя Пантелеймона.

Современное состояние

По состоянию на 2006 братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

Старый Нагорный Русик . (Ныне в нем проживает один монах Иона).

Строения Старого Русика: храмы и высокая башня. В верхней части старинной башни (пирг), в храме святого Иоанна Предтечи, принял монашеский постриг будущий святой Савва Сербский. После пострига, в знак того. что мир более не имеет над ним власти, царственный юноша, твёрдо решивший стать иноком, сбросил своё княжеское одеяние воинам, посланным его отцом, возвратить сына. Впоследствии и его отец прибыв на Афон, также принял постриг с именем Симеона, оставив свой царский трон в Сербии. После кончины на Афоне преподобного Симеона его мощи прославились обильным мироточением и чудотворениями.

На Старом Русике храмы: Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери, построенные благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века.

Старый Нагорный Русик

Храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона

В Нагорном Русике до постройки новых храмов на этом месте находился престол древнего храма. В конце XVIII века русский монастырь переместился на западный берег Афона, так как число братии увеличилось.

Храм Почаевской иконы Божией Матери

Андреевский скит . (После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед).

Андреевский скит

Скит Новая Фиваида . (В этом скиту 3 года подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов)).

Самый крупный на Афоне русский скит «Новая Фиваида» был основан в 1882 году на землях Пантелеймонова монастыря с благословления Игумена Макария. Отшельники могли жить сами по себе в отдельных хижинах, но включались в состав Пантелеймонова братства.

Кроме того, на территории скита был построен особый корпус для пантелеймоновцев, пожелавших удалиться от деятельной монастырской жизни. В 1883 году здесь была освящена первая церковь во имя святых преподобных Афонских отцов. Вскоре появились и малые храмы - параклисы, то есть часовни, приделы.

В самом названии «Фиваида» заложен глубокий смысл. Фиваида - это колыбель монашества, местность в Египте близ Фив, заселенная иноками на заре христианства.

Позже Иоанн Златоуст писал: «Ступайте в Фиваиду, вы найдете там пустыню прекраснее рая, тысячи хоров ангелов в человеческом образе, целые племена мучеников. Там вы увидите адского тирана скованным, а Христа славным и победоносным».

В 1913 году патронировавшее христианский Восток Российское правительство, разрешило спор о «имяславии», вывезя монахов на военных кораблях в Россию. Так началось угасание скита. В 20-е годы XX века курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны для пополнения рядов русского монашества.

Пантелеймоновцы унесли из скита что сумели, а что нет - оставили под открытым небом. И лишь в 2000 году старец Рафаил, бывший насельник Валаамского монастыря, привел в Фиваиду учеников и принялся за ее восстановление. Скит возродился.

Скит Новая Фиваида

Скит Крумница (Кормилица). Находится на границе Афона, там расположены многочисленные виноградники монастыря.

Ильинский скит . (Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор).

Скит Ильи Пророка

Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.

Когда скит восставался из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, - иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ.

Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недостовало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители.

Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела на-кануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежи-тельную обитель... Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя лас-ковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться... Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благо-лепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне отличается своею кроасотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова - она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня. Но это - в престольный праздник.

Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь - это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии - стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье. Один из монахов ходит и смотрит, не заснул ли кто. Задремавшего он тихонько постукивает по плечу: «Проснись, брат!»

На Афоне такая интенсивная молитвенная жизнь не проходит бесследно: если человек все время проводит в церкви, если он все время молится, ежедневно открывает помыслы, если он, даже не будучи хорошим, все время стремится быть таковым, - он не может не начать меняться к лучшему...

Служба начинается практически в полной темноте. Едва горят лишь лампадки перед ликами Христа и Богородицы в нижнем ярусе иконо-стаса и лампадка чтеца, свет от которой падает только на страницу открытой книги. Поют антифонно на два клироса и очень протяжно. Это неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха, это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала и молитва, повторяет пение их... Подобно пению, и чтение отличается точностью, правильностью и выразительностью.
Впечатление глубокое и неизглади-мое в душе оставляет это чудное пение и богослужение...

Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, ныне в нем проживают 3 монаха во главе с иеромонахом Николаем (Генераловым).
Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы Афонской в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы.

В бытность преподобного Антония (X век) Афон заключал в себе 50 тысяч иночествующих разных наций и до 150 обителей, в том числе и «Обитель Руссов» с придаточным названием «Ксилургу» (т.е. Древоделя).

Соборный храм скита освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, это один из самых древнейших храмов на Святой Горе. Другой малый храм - во имя преп. Иоанна Рыльского. Третий храм освящён в 1890 году во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной (на фото слева).

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Гликофилуса" ("Сладкое лобзание") и древняя икона Успения Пресвятой Богородицы.

В 1080 году указом греческого императора Алексия Комнина повелено было отделить 1/20 часть всей Святой горы и передать её в собственность русским инокам. Отсюда стала значиться и славиться наша русская обитель на Афоне.

Благочестивые предки наши, жаждавшие безмолвного уединеия ради спасения души своей, стали приходить сюда в таком множестве, что в половине XII столетия они уже не вмещались в тесных стенах Ксилургу и чувствовали немалую нужду в помещениях.

Если мы обратим свой взор из скита на восточное побережье Афона, то увидим прекраснейший собор, возвышающийся посреди обители. Это бывший русский скит святого пророка Илии. Расположен скит рядом с монастырём Пантократор, который получил право на владение им в конце XX века.

Свято-Пантелеимонов монастырь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Россикон - так называют греки Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель - уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов - старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

Немного истории

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь - уголок Руси на Афоне

Что посмотреть

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей - рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Свято-Пантелеимонов монастырь Афон | История Традиции Реликвии

Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон. История храма. Традиции. Особенности. Реликвии. Современный монастырь. Значение. История развития. Помещения.

Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон

Свято – Пантелеимонов храм на протяжении многочисленных столетий располагается на возвышенности Афон. Его ещё именуют - Россикон. На протяжении нескольких столетий этот монастырь находится под контролем российской Церкви. Свято – Пантелеимонов монастырь входит в 20 «правящих» храмов на этой святой местности.


Особенности храма

Пантелеимонов храм располагается с юга – западной стороны полуострова Афон. Стены, храмы и монастыри построены из белого кирпича. Собор неимоверно красивый и величественный.


Особенное качество храма от всех монастырей заключается в том, что он построен почти на уровне моря. Странствующие люди могут с воды лицезреть его неимоверную сказочную красоту. Этот величественный монастырь совмещает в себе несколько стилей. На территории обители во всех монастырях окна спроектированы высокие и узкие, которые располагаются наряду с куполами приземистого вида.


Интерьер – это изюминка всего Пантелеимонова монастыря. В храме собранно огромное количество старинных икон, древних фресок и многих других раритетов.


Построен Пантелеимонов храм в 19 столетии, после того как его освятили именем великого страдальца Пантелеимона. Мощи непорочного находятся в этом храме и придя сюда любой может им вознести молитву и просить поддержки.


Свято –Пантелеимнов храм имеет ещё одну оригинальность – это совокупность колоколов, наибольший из них весит приблизительно тринадцать тонн. Каждый колокол, дарованный российскими государями.



История

Приблизительно в одиннадцатом столетии на этой величественной местности появились первые поселения российских священнослужителей. А в 1169 году ему присвоили статус храма. Хоть Свято – Понтелеимонов храм строил российский народ, однако на протяжении многих годов русские голоса не слышны были здесь.


Главная хроника храма припала на нелёгкие времена девятнадцатого века. Спокойная и размеренная жизнь наступила в Пантелеимоновском монастыре после окончания Адрианопольского мира. Однако всех своих земель повернуть не получилось, так как их забрали за долги соседние обители.


Пантелелеимонов храм даже хотели исключить из списка монастырей, однако допустить этого не позволил Константий первый.


После смерти руководителя монаха Арсения в 1846 году к отцу Иерониму перешёл статус – настоятеля величественного храма на возвышенности Афон. Этот статус он обрёл благодаря его опыту и постоянному участию в жизни монастыря.


Первые жители

Сербские и греческие священнослужители правили монастырём, так как Русь была захвачена татаро – монгольским игом. Однако в шестнадцатом столетии документально подтверждено, что перевес в правлении был за сербами.


Восемнадцатый век для монастыря выдался весьма тяжёлым. В 1726 году Свято – Пантелеимоновский храм посетил Василий Барский и ему довелось засвидетельствовать, что в монастыре осталось четыре священнослужителя, двое из них были русской национальности, а двое болгарской. А почти через десять лет храм стал греческим.


Период развития

С второй половины девятнадцатого столетия храм начали реставрировать. Императорский двор являлся спонсором в строительстве этого сказочно красивого монастыря.


В 1861 году Арсения Минина отправили в Россию для сбора пожертвований. А в 1867 году он привёз в Богоявленский храм несколько икон, фрески и прочие священные вещи.


В 1875 году архимандрита Макария установили иегументом Пантелеимонова храма. Русская братия с того момента начала расти. Священнослужители стали требовать, чтобы монастырь получил официальный статус русского руководства.


В двадцатом столетии Свято – Пантелеимонов храм попал под российский контроль к Святейшему Синоду. Хоть и не имелось документов о церковной принадлежности, однако его считали русским монастырём и входил он в группу священных мест РПЦ.


Передача храма в московскую юрисдикцию

Количество монахов, которые обитали на территории храма постоянно увеличивалось. В начале двадцатого столетия проживало 1446 обитателей, а в 1913 году количество монахов увеличилось более чем на пятьсот человек. Две тысячи монахов весьма помогали при всевозможных бедствиях. Так, например, в 1307 и в 1968 годах были самые катастрофические пожары, которые довелось тушить обитателям голыми руками.


При необходимости русская братия всегда вставала на защиту, пока в храме на протяжении многих лет менялись настоятели.


Однако с годами Патриаршество Константинополя соблюдало политику, сосредоточенную на выживание формировавшегося российского подворья Свято-Пантелеимонова храма на горе Афон. Кроме того, Греция прилагала большое количество стараний для того, чтобы сдерживать приезд на его местность людей из Советского Союза. Результаты не принудили себя долгое время ожидать: в завершении двадцатого столетия количество его жителей стремительно сократилось до тринадцати людей.


В окончательном результате руководство Константинополя формально признало пред Московским Патриархатом гибельное состояние монастыря. Было принято решение о передаче юрисдикции Москве. Таким образом эта территория стала одним из красивейших российских мест.


В 1972 году всероссийский Основоположник в первый раз посетил эту священную местность. В тот период времени власть государства реализовывала интенсивную помощь в формировании монастыря. По истечении небольшого количества времени монастырь пришёл в норму.



«Эпоха возрождения»

После того, как СССР распалось Свято- Пантелеимонов храм обрёл интенсивное процветание. Это действительно доказано статистикой: в 1981 г. на территории монастыря проживало двадцать два человека, а в 1992 численность людей увеличилась до сорока.


Время от времени руководство церкви прибывали посмотреть на величественные красоты храм. В 2002 году в Свято – Пантелеимонов храм приезжал Патриарх Алексий второй. Президент Российской федерации Владимир Путин так же посещал святую местность монастыря.


В 2011 году в Пантелеимоновом храме создали специальный фонд и попечительский совет, это решение принял Дмитрий Анатольевич Медведев. Что поспособствовало сбережению и возобновлению церковного и культурного населения монастыря. В данный период времени в храме проводится восстановление старых помещений и ведётся строительство новых жилищ при монастыре.


В настоящий период на местности Афона располагаются свыше двух тысяч послушников, которые представляют разнообразные братии. Из них к Пантелеймонову храму принадлежат семьдесят человек. Каждый из которых владеет греческим гражданством, что предоставляется при оформлении в монастырь.


На сегодняшний день главным Свято – Понтелеимоновским храмом является игумен Евлогий. Он пришёл на смену схиархимандриту Иеремию, который возглавлял монастырь с 1979 года.


Сейчас на местности величественного храма проживают чуть больше семидесяти послушников, почти все они родом из Российской федерации, а малый процент монахов родом из Украины и Беларуси.


На местности неописуемой красоты монастыря построены пятнадцать храмов, что является большой цифрой для Афона. В этих храмах имеется большое количество святых икон, одна из которых Господня Матерь Иерусалимская, которая славится своими удивительными поступками, так же имеется много ценных древних вещей, мощи двоих непорочных апостолов.


На территории монастыря находится огромная библиотека, которая является достопримечательностью храма. В библиотеке хранятся более двадцати тысяч публикаций разных эпох. На полках этой достопримечательности располагаются свыше 1300 манускриптов, которые прописаны на двух языках – на русском и старославянском.


Из далека Пантелеимонов монастырь похож на маленький город, из которого виднеются строения в несколько этажей, так же бросаются в глаза неимоверной красоты белоснежные купола храмов.


Прежде архондарик храма обладал довольно большим помещением, в котором кроме прочего располагались королевские фото. Однако после огромнейшего пожара, случившегося в 1968 году на местности монастыря, его перенесли за границы храма. Сейчас он занимает значительное здание вблизи от морского побережья.


Сейчас Свято – Пантелеимонов храм обладает статусом общежитного. Из двадцати послушников, проживающих на его местности, только один является греческой национальности.


На территории Пантелеимонова монастыря находится огромное количество строений. Самые большие из них это:


Монастырь;


Столовая для монахов;


Ряд святилищ;


Четыре экзартимы.



Святыни

В Пантелеимоновском храме размещаются почти триста мощей непорочных и большое количество святых икон главные из которых являются: образ Божьей Матери «Казанская», «Иерусалимская» и «Игумения Святой Горы Афонской».


Кроме того, тут сохраняются мозаичные образы блаженных и разное церковное имущество.


В 1845 году монастырю была даровано печатное Евангелие и священный потир, которые на сегодняшний день являются достопримечательностью храма.


Высотой в несколько этажей возвышается библиотека в которой хранится множество ценных рукописей и древних публикаций.


Посетив эту священную местность, вы сможете очистить вашу душу и тело.


Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Монастырь Святого Пантелеймона, известный ещё и как «Россикон», был переведен на сегодняшнее место в начале XIX века. К особым архитектурным характеристикам добавляется русский стиль куполов, покрытых не свинцом, а медными листами, которые окисляются и приобретают зелёный цвет. В начале XX в., когда монастырь достиг своего наибольшего расцвета, в нем проживало более двух тысяч монахов. Разрушенная многоэтажная постройка на берегу моря, была госпиталем для монахов. В здании с балконами, которое находится недалеко от госпиталя, жил прп. Силуан Афонский.

Изначально монастырь был очень маленьким: в плане представлял собой прямоугольник вокруг кафоликона. Затем он расширился, включив в свою территорию многоэтажные здания построенные на берегу моря.

В 1143 г., Монастырь Ксилургу (Древодел), сегодняшний скит Богородицы, был передан Протосом Святой Горы сербским монахам из Декатерона (сегодня Черногорский город Котор). Спустя 25 лет, число сербских монахов увеличилось, и, в 1169 г., им уступили монастырь Фессалоникийца, в который они и перебрались, сохраняя монастырь Древодела и качестве скита. Много покровительствовали монастырю сербские правители. Здесь принял монашеский постриг с именем Савва принц Растко, сын сербского князя Стефана Неманя. После падения сербского царства (1509 г.), вдова князя Стефана, Ангелина, постриглась в монахини. Она просила великого русского князя Василия Ивановича (1505-1533 гг.) взять монастырь Фессалоникийца под свою защиту. С тех пор связи с Россией стали крепче, и число русских насельником обители увеличилось, особенно после изгнания монголов из России (1497 г.). В Третьем Уставе Святой Горы, монастырь занимал 5-е место в иерархии. В середине XVI в. монастырь столкнулся с настолько серьезными экономическими проблемами, что вынужден был закрыться.

Русский путешественник В.Т. Барский отмечает, что в своем первом путешествии (1725-1726 гг.) застал в монастыре только двух греческих и двух болгарских монахов, а во втором (1744 г.) — никого. Обитель вновь перешла к грекам, которые в 1765 г., во время правления патриарха Самуила I, решили перенести ее на сегодняшнее место, туда где находилась пристань и башня обители Фессалоникийца. Щедрые пожертвования ряда валашских господарей из рода Каллимаки, позволили монастырю восстановиться экономически. Их вклад был настолько велик, что в 1806 г. монастырь был назван „Киновия Каллимахов», сменив, тем самым, старое название „Россикон», которое он получил в связи с происхождением своих насельников.

В 1803 г., указом патриарха Каллиника V, монастырь был объявлен киновией, а его первым настоятелем стал иеромонах Савва, уроженец Пелопоннеса, который раньше подвизался в ските Ксенофонта. Благодаря оказанной Скарлатом Каллимахом помощи, было построено много новых зданий и кафоликон, который был освящен в 1805 г. вселенским патриархом Григорием V. Последним греческим настоятелем был иеромонах Герасим, избранный в 1832 г. Оказавшись в бедственном положении, монастырь стал принимать русских монахов (1838 г), живших до этого в кельях Капсалы. Количество русских насельников сильно увеличилось. В 1869 г. их число составляло уже 250-300 человек, а число греков — 190 человек. Первый русский игумен, архимандрит Макарий, был избран в 1875 г. В монастыре возникли разногласия, для решения которых братия обратилась к Вселенскому Патриархату. Однако Патриархат признал численное превосходство русских, и дал монастырю название «русской киновии Святого великомученика Пантелеймона». Греческие монахи разошлись по другим святогорским монастырям. В течение 30 лет число русских монахов достигло 2000.

В начале XX в. распространилась, особенно среди русских монахов которые жили в кельях, ересь имяславия, согласно которой, само произношение имя Христа освящает того, кто его произносит. Святое Сообщество незамедлительно осудило эту плохую доктрину и прелесть. Общее мнение святогорцев было тем, что монахи принявшие ересь «оставили голову и поклоняются головному убору». Количество последователей этой ереси увеличилось в монастыре Святого Пантелеймона. Так как они отказывались поминать царя, Николай II послал контрторпедный военный корабль (1913 г.), который встал перед монастырем в боевом положении. Военные схватили всех мятежных монахов и сослали на Кавказ. Это деяние царя не оказало негативного влияния па оставшихся в монастыре русских монахов — они признают его прославление в лике святых и почитают как такового.

После революции 1917 г. монастырь пришел в упадок и чуть не был покинут своими насельниками. Его положение еще более ухудшилось вследствие катастрофического пожара, охватившего обитель в 1968 году.

После 1989 г. число новых монахов, большинство из которых украинцы, увеличивается.

Некоторое время в монастыре подвизались святые новомученики Никита (1810 г., Серес) и Павел (1818 г., Триполи). Здесь жил и прп. Силуан Афонский. В монастыре похоронен болгарский иеромонах Анфим Христа ради юродивый (1867 г.), который часто навещал эту обитель.

В монастыре хранятся честные главы вмч Пантелеймона и прпмч. Стефана Нового, которая была подарена обители г-жей Руксандрой, супругой Скарлата Каллимаки. Здесь же хранится и глава прп. Силуана Афонского, а также частицы мощей апп. Петра, Фомы и Варфоломея, свмч. Дионисия Ареопагита, свтт. Григория Нисского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанского.

Главный вход в монастырь находится в южном крыле. Через сводчатый крестообразный коридор, мы попадаем в широкий мощеный двор, который украшен множеством фруктовых деревьев. Восточное крыло — старый архондарик, а также части северного и южного крыльев, после катастрофического пожара 1968 г. остались без ремонта. На верхнем этаже северного крыла находится величественный параклис Покрова Пресвятой Богородицы и параклис Святого Александра Невского. На трёх нижних этажах находятся монашеские кельи. В недавно отремонтированом южном крыле находятся: параклис Святого Иоанна Крестителя, новый архондарик и кельи. В западной части южного крыла расположен синодикон.

Кафоликон посвящен Святому Пантелеймону. Согласно надписи над входом в притвор, его строительство началось в 1812 г. и закончилось и 1821 г. Также эта надпись упоминает о ктиторе монастыря — господаре Молдавского княжества Скарлате Каллимаки (1809-1819 гг.).
Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. 8 куполов, чьи формы напоминают луковицу, выполнены в русском стиле. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. В росписях притвора и средней части храма (1855 г.) чувствуется влияние русской живописи.

Согласно с патриаршим указом 1875 г. службы в кафоликоне совершаются поочередно — на славянском и греческом языках. Храм также называется и «греческим кафоликоном», по отношению к параклису Святителя Митрофана Воронежского, который русские использовали в качестве кафоликона с 1858 г.

Монастырь располагает 36 параклисами. В параклисе Успения Пресвятой Богородицы, который находится в тыльной части собора, службы совершаются на греческом языке, а в параклисе Святителя Митрофана — на русском. В северном крыле расположены 9 параклисов, из которых самым красивым и величественным является Свято-Покровский. В южном крыле находятся 8 параклисов, из которых только три остались после пожара: Святого Саввы, Святителя Николая и Святого Иоанна Крестителя. Остальные параклисы расположены вне стен обители.

Фиал водосвятия, который не имеет ни купола, ни колонн, а только четыре мраморных сосуда, которые размещены на разных уровнях, расположен между кафоликоном и трапезной.

На западной стороне двора, напротив кафоликона, находится трапезная. Это отдельно стоящее здание, построенное в 1893 г., может вместить до 1000 человек.

Колокольня (1893 г.) располагается над входом в трапезную. Это высокая, устойчивая постройка, которая может выдержать вес более 20 тонн — столько весят установленные на ней 32 колокола. Диаметр большого колокола — 2.7 м, а длина его окружности — 8,7 м. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны.

В двухэтажном здании, которое находится к северу от трапезной, располагается ризница. Здесь хранятся облачения, кресла, священные сосуды.

В иконохранилище, которое расположено к северу от кафоликона, хранятся множество икон. Среди них находитси и Иерусалимская икона Божией Матери.

Богатая библиотека монастыря расположена в отдельном двухэтажном здании во дворе. Здесь находится около 1300 рукописей, 110 из которых пергаментные, а 600 написаны на славянском языке. Также здесь хранятся 30000 экземпляров книг.

В монастыре находятся два кладбищенских храма: старый храм Святых Апостолов Петра и Павла, построенный в 1820 г., и новый, построенный в 1896-1898 гг., который на самом деле является двухэтажным зданием с двумя небольшими церквями.

Старая монастырская пристань находится на некотором расстоянии в сторону Дафни, однако она была разрушена водяным потоком. Недавно восстановленный каменный причал находится возле монастыря.

Монастырю принадлежат 12 келлий, скит Успения Богородицы (Богородица), две кафизмы, одна из которых является так называемым Старым Руссиком (старый монастырь), а также скит „Новая Фиваида» и подворье Хромица.

Выше монастыря, недалеко от дороги, ведущей в Карей, в горах, находится Старый Руссик (обитель Фессалоникийца). Он расположен на окруженном густым лесом плато. Храм Святого Пантелеймона, с высокой колокольней, построен в русском стиле. Его строительство началось в 1870 г. и закончилась в 1889 г. За храмом находится келейный корпус, в конце которого возвышается башня с маленьким храмом. Здесь, в конце XII в., был пострижен в монахи Святой Савва, младший сын сербского князя Стефана Неманя, который, вместе со своим отцом, является основателем Хиландарского монастыря. Между келейным корпусом и алтарем сохраняется Святой Престол старого кафоликона обители Фессалоникийца, рядом с которым растут три, символизирующих образ Святой Троицы, платана.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой), в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Стамбуле.

Игумены:
игумен Савва (1803-1821)
игумен Герасим (1821-1874)
архимандрит Макарий (Сушкин) (1875-1889)
схиархимандрит Андрей (Верёвкин) (1889 - †12 ноября 1903)
схиархимандрит Нифонт (Четвериков) (1903 - †24 октября 1905)
архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)
архимандрит Иакинф (Кузнецов) (31 мая 1909-1940)
схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958)
схиархимандрит Илиан (Сорокин) (1958 - 18 января 1971)
схиархимандрит Гавриил (Легач) (26 апреля 1971-1975)
архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)
схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (с 9 июня 1979 года)

Текст: Келлия Благовещения. Скит Святого Димитрия. Лак. Святая гора Афон, ru.wikipedia.org
Фото: Матей Буце, Костас Асимис, Виктор Коноплёв

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...